Комета Лодорра. Привет из прошлого ч.20
Арсеньев и зеркало Бохаи
Странная это штука – зеркало: рама как у обыкновенной картины, а между тем в ней можно увидеть сотни различных картин, причём очень живых и мгновенно исчезающих навеки.
(Гилберт Кийт Честертон "Мудрость отца Брауна")
В зеркало смотрим не только мы. Оттуда смотрят на нас.
(Наталья Солнцева. "Кинжал Зигфрида")
Второе зеркало Бохаи досталось ещё одному русскому путешественнику, с которым познакомились люди-птицы. Именно они дали возможность найти волшебное зеркало.
Владимир Арсеньев в 1906 — 1910 годах проводил раскопки на реках Тадуши и Арзамасовке около залива Святой Ольги.(1)

(Ольгинский район, посёлок Ольга)
Здесь он нашёл старинные укрепления времён бохайцев, а среди них около 50 горных пород. Весь найденный археологический материал Арсеньев отправил в Русский музей, где была устроена выставка коллекций.
Выставку посетил Император Николай II. Ему представили Арсеньева. Но путешественника заранее предупредили:
- Государь большой любитель не только археологии. Одно из увлечений императора — мистика.
— Значит, мы найдём общий язык!
Владимир Клавдиевич рассказал Николаю о Великих Зеркалах.
— Я посвящён в тайну волшебного зеркала Бохаи, — признался Государь. — Не спрашивай как это произошло. Всё равно не скажу.
— Тогда Ваше превосходительство, Вам будет интересно узнать об особом виде золота, - попытался заинтриговать императора путешественник.
- Что за особый вид золота?
Николай II удивился.
Арсеньев показал образцы пород и поведал о Золотой Бабе.
— Это огромный самородок золота, добытый в жерле одного из вулканов на Курилах. Внешне напоминает фигуру мускулистой и многорукой женщины. Легенды гласили, что она живая, может перемещаться с места на место. Кроме того, исцеляет болезни.
— Неужели такое может быть!
Удивлению императора не было предела. Арсеньева польстило, что он смог заинтересовать императора.
— Народы Севера, Сибири и Дальнего Востока считали и считают Золотую Бабу прародительницей народов! Тот, кто её найдёт, будет владеть могущественной властью над людьми.
— Думаю, что многие пытались найти этот символ силы и власти.
— Верно, Ваше Превосходительство! Когда полчища Чингисхана хлынули в Приморье, военачальник Нахатэ спрятал Золотую Бабу в в толще горы Пидан, замуровав вход. Там она лежала уже тысячи лет под охраной заговоров и заклятий, которые не допускали к ней никого.
— Лежала? Что, уже не лежит? — спросил Николай II.
Николай II
Владимир Клавдиевич вздохнул и продолжил:
- Одновременно сделали деревянную копию, покрыв её золотом и вывезли в неизвестном направлении. Совсем недавно пять жрецов шуби одновременно узнали, что существует опасность снятия заклинаний и запретов.
— А это значит, потеря реликвии? — предположил Николай II.
Владимир Клавдиевич кивнул головой
- Вот и собрались вместе жрецы, чтобы решить, как избежать этого. Но каждый стал говорить о другом.
"Над Россией большая концентрация энергий", — поведал один.
" Всполохи настолько сильны, что приведут к войне и мятежам", — сообщил другой.
"Россию ждут большие потрясения. Нужна будет помощь матери-прародительницы. Это поведала шуби-птица".
— Шуби-птица? О летающем человеке слышал, — перебил император путешественника.
— Шуби-птица — это и есть летающий человек! Так вот, пришлось жрецам снять заклинание, — продолжал Арсеньев, — но это привело к потере реликвии. Где находится сейчас Золотая Баба, неизвестно.
На выставке были размещены также черепа, кости и множество предметов, связанных с культом погребения бохайцев. Арсеньев нашел их в необычных местах, очень напоминающие гнезда птиц.
Постоянное общение с "человеком-птицей" привело жрецов к пониманию сути ухода души человека в подземный мир, откуда приходили шуби — "летающие люди". Видимо, поэтому жрецы и помещали черепа умерших в гнезда, считая, что так шуби легче будет унести души людей в свой мир.
— Владимир Клавдиевич! — обратился император к Арсеньеву. — На черепах вырезаны птицы, так похожие на людей — это и есть шуби-птицы?
Арсеньев только кивнул головой. Николай II, рассматривая черепа, застыл, задумался. Так простоял в оцепенении несколько минут. Взгляд стал не живым, тусклым. Потом император очнулся так же неожиданно.
— Знаете что! Приказываю убрать с выставки все черепа, а также кости и все предметы, связанные с культом погребения. Вы не должны были их сюда привозить...
И совсем неожданно добавил:
— Вот в волшебное зеркало я еще раз посмотрел бы...
Арсеньев задумался:
— Но с чего так внезапно Николай II принял это решение? Он же знаток археологии. Все предметы, связаны с культом смерти. Не потому ли, что государь терпеть не может всяких упоминаний о смерти?
Но Владимир Клавдиевич не знал, что Николай II видел свое страшное будущее в том Волшебном Зеркале, которое привез Пржевальский.
В тот год Арсеньев никак не мог понять, что так заинтересовало Николая II в ритуальных рисунках птиц на черепах. Он не мог знать, что и о черепах, и о волшебных зеркалах, и о будущем Николаю известно гораздо больше, чем ему самому. Лишь в 1916 году после статьи "Шаманство у сибирских инородцев и их анимистические воззрения на природу" Арсеньев увидел в ином свете логику событий и своей жизни, и жизни других людей. Его представление о судьбе изменилось, мысли о происходящем стали более понятнее, чем прежде.
Арсеньев ответил на вопросы царя, который к тому времени уже знал свою судьбу, и не сколько не хотел, сколько не мог что-либо в ней изменить.
Только тогда Владимир Клавдиевич понял, что император хотел у него узнать его представление о судьбе, есть ли возможность изменить будущее. Но почему- промолчал. Зеркальные видения Николая II воплотились в реальность после Октября 1917. Возможно даже, что он видел и последние дни своей семьи. Только это объясняет необычное спокойствие во всех событиях Николая II.
Что император увидел в рисунках на черепах? Мы уже не узнаем.
Валерий Юрковец, горный инженер и геофизик, провел огромную работу сравнительного языкового анализа рисунков, так напоминающих китайские письмена, и свои доказательства привёл в своем труде "Мы вспомним всё".
— Надписи чжурчжэней относятся к славянскому языку, написаны славянскими рунами и являются праславянскими.
Удивительно? В другом труде "Лабиринты преданий" он объясняет:
— Около 35 тысяч лет тому назад на Земле наступил "эпизод Лашама" — произошла инверсия (нарушение) геомагнитного поля. (2) В результате произошло похолодание. Человек, ранее селившийся в бассейне Белого моря, стал переселяться на Восточно-Европейскую равнину, на территорию ЕвроАзии. так праславяне с течением времени попали на Дальний Восток. Произошло заселение Приморья и ассимиляция с шуби и Бохаи.
Кстати, руны, кроме Империи Чжурчжэней, на территории Дальнего Востока больше нигде не употреблялись. Тайну рунического письма чжурчжэни позаимствовали у своих предков — шуби. В китайских источниках говорится о письме бохайского правителя, написанном непонятными для китайцев знаками, напоминающими отпечатки лап животных и птиц.
Шуби, плупоны -
Птицы, драконы
Очень разумны...
Бохайские руны -
Лап отпечатки,
Словно заплатки.
Эти чжурчжени -
Связь поколений!
Славяне, китайцы,
Кидане, нанайцы.(3)
Что правда, что нет –
Сами решайте!
Или читайте!
(стихи автора)

Экспедиция Арсеньева на Камчатку
В начале осени 1918 года состоялась экспедиция Арсеньева на Камчатку. Он стремился отыскать всё, что могло быть связано с зеркалами Бохаи. Известно лишь, что у Арсеньева было одно необыкновенное зеркальце весьма уникальной работы. Он постоянно носил его и часто держал в руках. Этим зеркалом очень дорожил.
Настроение у Владимира Клавдиевича было тревожное, подавленное. Его не покидали опасения за судьбы близких. В России шла Гражданская война. 14 сентября на реке Быстрой сопровождавшие Арсеньева охотники убили трёх «рыбачивших» медведей.
Это событие произвело на него большое впечатление. Дневник этого дня путешественник закончил словами:
«Воспоминания эти останутся на всю жизнь».
В то время Арсеньев не скрывал своего возмущения по поводу любителей лёгкой наживы, тех, кто прибыл в Приморье и занимался торгашеством и перекупкой. Он выскажет своё мнние:
"Есть такая категория русских переселенцев, которые не желают трудиться и ведут образ жизни, который можно охарактеризовать тремя словами: лень, невежество и пьянство".
На обратном пути, как рассказывал Владимир Клавдиевич: "плавание было сравнительно спокойное, если не считать смерч, водоворот и аварию ночью в Сангарском проливе".
Запомнилась беседа с японцем. О чём? Арсеньев никому не рассказывал.
Когда японец ушёл в свою каюту, Владимир Клавдиевич долго сидел и повторял как в бреду:
"Тайна зеркала умрет вместе с теми, кто узнал её. Неужели они готовы убивать. Нет, я не верю! Почему я не могу об этом говорить?"
А 24 ноября он пережил личную трагедию, что стало для него потрясением на всю жизнь. Под Конотопом на хуторе Дубовщина, в усадьбе Арсеньевых на Украине, были зверски убиты его родители, брат и две сестры, одна из которых, Ольга, была болььна психически после перенесённого в детстве менингита.
Затем была ещё одна беседа, уже с другим японцем, после чего Арсеньев уничтожил рукопись работы " Путешествие на Камчатку", подготовленную к публикации. Об этих разговорах Арсеньев позднее все-таки рассказал в книге "Страна Удэхэ". Рукописи "Путешествия на Камчатку" так и не найдены, хотя и ходили упорные слухи, что они сохранились. По-видимому, тайна открытий на Камчатке, загадка волшебных зеркал так и не будет разгадана. (4)
Тайна может быть страшной,
Тайну нужно сокрыть,
Тайна необычайна,
Она может убить...
(стихи автора)
Вторая экспедиция Арсеньева на Камчатку
В 1923 году во время очередной экспедиции на Камчатку, застигнутый штормом, Арсеньев остановился сначала в Хакодате, а потом в Отару. (5) Он осмотрел древние камни, после чего прошёл пролив Лаперуза в Охотское море. При лёгком ветре, дующем с юга и по траверсу Курил повернул на север. В этой суматохе у него выкрали часть его архивов и рукопись неопубликованной работы "Страна Удэхэ", а также личные вещи, вывезенные им из экспедиций, в том числе и коллекцию бронзовых зеркал. Бесследно исчезло и то зеркальце, которое Арсеньев берёг как зеницу ока.
Бохаи о душе человека
Душа человека - птица,
В небо она стремится.
Может, это обидно,
Только души не видно.
Невидимая улетает,
Куда — человек не узнает.
Тело — платье души,
Чернить её не спеши!
(стихи автора)
Ещё с древности у многих народов душа человека представлялась в виде птицы. Так нанайцы полагали, что со смертью человека душа птицей покидала телесную оболочку и улетала в царство душ. Местом её обитания до поры до времени становилось росшее там огромное родовое дерево. Впоследствии эта птица-душа, вернувшись на землю, попадала в лоно женщины и в виде новорождённого вновь воплощалась в человека.
Также и бохайцы, как, впрочем, и их преемники чжурчжэни мыслили душу человека в виде мифической птицы, которая при жизни человека и спустя некоторое время после смерти находилась в черепе.
Только бохайцы, в отличие от других, общались с этой Птицей, ревностно храня заветные секреты уникальной мистической связи. Интересно, что следы культа человека-птицы существовали до недавнего времени на острове Пасхи. И там, по преданиям, люди разговаривали с летающими людьми. Значит, они жили там? Не только на горе Пидан?! Так что, вполне возможно, что подземными ходами плупоны/люди-птицы попали с Приморья в юго-восточную часть Тихого океана, одно из самых загадочных мест Земного шара.
Душа-птица
В небо стремится,
Если устанет,
На дерево сядет,
Сил набирая,
Перелетает,
Растёт, расцветает,
И тело обретает.
(стихи автора)
Предания не только нанайцев, но и других народов повествуют о том, что вскоре после смерти человека его душа в виде птицы, выбирается из черепа и летит в царство душ, где она до поры до времени поселяется на дереве. При этом считалось, что на первых порах, обессиленная трудным перелетом, птица-душа находилась на нижних ветвях родового дерева, но затем по мере накопления сил она, увеличиваясь в размерах, постепенно начинала перелетать с нижних веток на верхние, а уже оттуда — на Землю, причём обязательно во владения своего рода. Именно там птица-душа вновь обретала человеческую плоть.
Этот круговорот человеческой души мог, по представлениям бохайцев, совершаться беспрерывно, подобно чередованию времён года, вселяя тем самым надежду каждому члену рода, что когда-нибудь он сможет вновь возродиться на Земле. Не только в своем же роду и племени, но и среди людей-птиц. Отсюда понятна та чрезмерная забота о душе усопшего у бохайцев, поскольку это было и заботой о продлении самого рода.(6)
Память об Арсеньеве
Отражения тех, кто ушел, остаётся — отпечатком, который сохранится навсегда. Иначе как объяснить, что зеркала со временем тускнеют?..
(Елена Катишонок «Когда уходит человек»)
Приморский край. Предгорья Сихотэ-Алиня. В долине реки Даубихэ расположилось небольшое село Семёново. До Владивостока 272 км. В 1902 году село объединило три населённых пункта: деревню Петропавловку, селение Семёново и хутор Халада. Село стало называться Семёновка. Прошло 36 лет. Здесь началось строительство двух крупных заводов военного назначения. Были возведены многоэтажные дома. Село было преобразовано в рабочий посёлок. Название не изменилось.

В 1952 году рабочий посёлок получил статус города и был переименован в Арсеньев. Как было отмечено в указе:
"Назвать город Арсеньев в честь известного русского учёного, путешественника, писателя и исследователя Дальнего Востока Владимира Клавдиевича Арсеньева. Реку Даубихе, приток Уссури переименовать в реку Арсеньевка".

Через город протекает река Дачная (старое название Халаза). Над городом возвышается сопка Обзорная. Её высота 876 м. С сопки видна удивительная панорама Арсеньева, долины реки Арсеньевки, территория заказника «Тихий», сёл Анучинского и Яковлевского районов, отроги хребта Сихотэ-Алинь.
(1) Залив Святой Ольги — залив Японского моря на юго-восточном побережье Приморского края. Длина залива 11 км, ширина около 4 км. Берега залива возвышенные, покрытые смешанным лесом.
Зимой покрывается льдом лишь мелководная бухта «Тихая пристань», основная же часть залива не замерзает. Несмотря на среднюю температуру воздуха зимой в 11; мороза, вода в заливе, благодаря Приморскому течению, колеблется в пределах 2-3 °C. По этой же причине температура воды в заливе даже в августе не поднимается выше 16 °C. В залив впадают реки Аввакумовка и Ольга.
(2) инверсия — преобразование пространства, перестановка, нарушение нормального порядка
(3) кидане — так назывался народ, живший в X веке на границе с Китаем
(5) Хакодате — политический, экономический и культурный центр юга Хоккайдо. Он расположен на полуострове Камеда, юго-восточной части большего полуострова Осима. С юга город омывается водами Сангарского пролива, а на западе — водами залива Хакодате..
Восток Хакодате гористый. Наивысшая точка — гора Мимори, высота которой достигает 842 м. Живописное восточное побережье отнесено к Префектурному парку Эсан.
Отару — портовый город на побережье Японского моря в северной части округа Сирибеси на юго-западе японского острова Хоккайдо. Город находится на берегу залива Исикари и долгое время являлся крупнейшим портом залива. Отару — крупный туристический центр, по сути, представляющий собой
пригород Саппоро. Южная часть города расположена на крутых склонах гор, поэтому высота города резко понижается от предгорий до берега.
Нет комментариев. Ваш будет первым!
