ГлавнаяВся прозаЖанровые произведенияДраматургия → Пьесы Юным Россам. Зрелищные искусства. Сигачёв А.А.

 

Пьесы Юным Россам. Зрелищные искусства. Сигачёв А.А.

6 августа 2013 - Александр Сигачёв
article151586.jpg
Пьесы для театра юного зрителя. (В сокращении.)
 
ОТ АВТОРА, ВМЕСТО ВСТУПЛЕНИЯ. 

Детским театром принято считать спектакли, разыгрываемые силами детей. История детского театра восходит к так называемому школьному театру, возникшему в России в 17 веке. В настоящее время детский театр представляет собой детское и юношеское театральное творчество от различных видов детской художественной самодеятельности до театров юного зрителя (ТЮЗ). Детская и юношеская художественная самодеятельность организуется в центрах детского творчества, в образовательных школах, в лицеях, а также в различных творческих самодеятельных детских и юношеских театрализованных коллективах. В дореволюционной России не было театров юного зрителя. ТЮЗы, как профессиональные театры, предназначенные для детской и юношеской аудитории, были созданы после Октябрьской революции, они создавались при активной поддержке и прямом содействии наркомом просвещения А.В. Луначарским, который возглавлял директорию первого государственного театра для детей Москвы в 1920 году. Большой вклад в дело становления и развития детского и юношеского театра внести А.А. Брянцев, Н.И. Сац, Ю.М. Бонди, Г.Л. Рошаль, А.И.Соломарский, С.Я. Городетская, А.А. Такаишвили, Г.И. Шагаев и другие.
Первые детские драматические театры появились в годы Гражданской войны в Петрограде, в Москве, в Саратове, в Екатеринодаре и немного позднее детские театры создаются во многих городах страны: театр для детей в Харькове (Украина), ныне ТЮЗ им. Горького во Львове (Западная Украина), Московский театр для детей, ныне Центральный детский театр, Ленинградский театр юных зрителей, ТЮЗ им. Ленинского комсомола, Московский театр юного зрителя, Новосибирский театр юного зрителя и другие. Одновременно росло и количество кукольных театров. Зарождение театра кукол, как профессионального театра для детей относится к 1918-1919 годам, когда возникли первые театры этого типа (Театр петрушек и китайских теней Н.Я. и И.С. Ефремовых в Москве, Театр марионеток Л.В. Шапориной-Яковлевой в Петрограде. В 1771 году в стране работало около ста театров кукол, обслуживающих детей младшего школьного возраста.
Репертуар детского и юношеского драматического театра первоначально составляли главным образом инсценировки сказов и повестей, входящих обычно в круг детского чтения («Маугли» - Киплинга, «Соловей» - Андерсена, «Гайавата» - Лонгфелло, «Том Сойер», «Принц и нищий» - Твен, Конёк-Горбунок» - Ершов и другие. Свою специфику детского и юношеского драматического театра искали не только в репертуаре, но и в сценическом решении спектаклей¸ стремясь к особой красочности, также с использованием детской игры. («Дон-Кихот» - Сервантес в театре юного зрителя (Г. Ленинград), «Негритёнок и обезьяна» - Н.И. Сац и С. Г. Розанова в Московском театре для детей.).
Позднее появляются первые пьесы для детей на современные темы «Тимошкин рудник» - Л.Ф. Макарьева, «Чёрный Яр» - А.Н. Афиногенова, «Аул Гидже» - Н.я. Шестакова. Героями этих детских спектаклей становятся современные подростки. Детская и юношеская драматургия заняла особое место в репертуаре детского и юношеского театра, способствуя воспитательной работе в образовательных школах.
Центром внимания детского и юношеского театра были проблемы морального и общественного облика подростка. Постепенно складывался основной идейно-художественный и педагогический принципы детского и юношеского театра, как театра высокопрофессионального уровня, для детей и юношества разного возраста. Репертуар строился в соответствии с интересами и психологическими особенностями, той или иной возрастной группы: для младших школьников разрабатывался преимущественно жанр народной сказки, в которой фантастика и фольклор нередко сочетались с элементами современной действительности («Снежная королева» - Шварца, «Двенадцать месяцев» - Маршака, «В гостях у Кощея» - Каверина и другие.)
Особое место в репертуарах детского и юношеского театра занимали приключенческие пьесы, комедии, - это составляло основу репертуара для подростков. Для старшеклассников предусматривались спектакли с более углублённой проблематикой, с использование Отечественной и иностранной классической драматургией, выбор которых определялся школьной учебной программой. Детские и юношеские драматические театры имели в своём составе педагогические центры, которые осуществляли постоянную связь с образовательными школами.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов детские и юношеские театры, больше своей частью были эвакуированы глубоко в тыл. И продолжали вести большую работу по обслуживанию не только детского и юношеского зрителя, но и взрослых соотечественников. Особое значение в это военное время приобретала тема патриотического служения Родине (спектакли «Сказка о правде» - М.И. Олигер, «Сын полка» - В.П. Катаева, «Город мастеров» - Т.Г. Габбе и другие).
В послевоенный период в спектаклях детского и юношеского творчества большое внимание уделялось внутреннему миру молодого человека, формированию характеру у подростков и юношей, становлению их этического и гражданского самосознания, и также эстетическому воспитанию подрастающего поколения («Аттестат зрелости» - Л.Б. Гераскиной, «Два капитана» - В. А. Каверин и другие).
Следует особенно отметить здесь заботу о высоких нравственных идеалах в драматургии («Её друзья», «В добрый час», «В песках радости» - В.С. Розова, «Мой друг Колька» - А.Г. Хмелика, «Мы и они» - Н.Г Долиной, «Семья» - И.Ф. Попова, «Удивительный год» - М.П. Прилежаевой).
Большое значение для развития детского и юношеского театра имела деятельность таких режиссёров, как Л.Ф. Макарьева, И.С. Деевой, Н.Я. Маршака, А.З. Окунчикова, В.С. Колесаева, Ю.П. Киселёва, А.Я. Шапиро и других. Немалую роль в становлении детского и юношеского театра сыграли режиссёры З.Я. Корогодский, П.О. Хомский, А.Я. Шапиро и актёры Л.Н. Кнызев, М.Г. Куприянова, И.Д. Воронов, В.Ф. Сингаевская, Р.Ф. Лебедев, Е.И. Шевченко, О.Н. Ефремов, Р.А. Быков, и другие. Следует отметить также и большое участие в постановках детских и юношеских спектаклей студентов театральных вузов.
Детские и юношеские театры имели широкую государственную поддержку, располагали неарендными стационарными помещениями. В дальнейшем была создана международная ассоциация театров для детей и юношества (АССИТЕЖ), в Центре детского и юношеского театра (в Москве).
МАСЛЕНИЦА
Детская музыкальная пьеса.

Действующие лица и исполнители:

Масленица – Марья Моревна, она же и Зима-Морена;
Веснянка – сестра Масленицы;
Славен – гусляр;
Любава – возлюбленная Славена;
Сварог – Творец Солнца, Отец Белояра;
Белояр (Яр, Ярило) – сын Сварога, - молодое весеннее Солнце;
Семик (Кощей, Чёрный бог) – брат Сварога;
Камаринский мужик;

В сценах: шуты, скоморохи, ряженные в масках, коробейники, празднующий народ.
Время действия: 14-20 марта (Масленичная седмица).
Нотное оформление песен, в т.ч. и русских народных – в приложении.

СЮЖЕТ

В Масленичную Седмицу (сырную неделю с 14 по 20 марта) каждый день имеет своё название: Понедельник – Встреча; Вторник – Заигрыш; Среда – лакомки; Четверг – Разгуляй; Пятница – Тёщины вечёрки; Суббота – Золовкины посиделки; Воскресенье – Проводы, прощанье (Прошеный день).
Испокон веков на Руси в эти дни люди ходят в гости друг к другу, угощают друг друга блинами и вином. Но храмы в эти дни были закрыты для верующих.
В эти первые дни весны Зима – Морена (Масленица, Марья Моревна, Ненаглядная Краса – русая коса, «Честная Госпожа», тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, трёх матерей дочка) вместе с её родным братом Семиком (Кощеем, Чёрным богом) обретают невиданную силу и власть.
В Понедельник Марья Моревеа встречает Сварога, который приезжает на праздник в расписных санях с бубенчиками и колокольчиками. Тайно встречает Марья Моревна и своего брата Кощеюшку (Семика). Он приезжает на праздник в простых саночках, в одних портяночках.
Во Вторник Марья Моревна заигрывает со Сварогом;
В Среду Марьюшка угощает высокого гостя скромно блинами;
В Четверг (Широкий Четверг) «Честная Госпожа» устраивает ему пир на весь мир;
В Пятницу она совместно с Семиком распинают Сварога на Алатырской горе, приковывая его цепями к скале;
В Субботу сестра Масленицы – Веснянка навещает Марьюшку Моревну, прилетает к ней на ковре-самолёте и освобождает от цепей Сварога;
В Прощеное Воскресенье Сварог воскресает и прощается с Марьей Моревной, прощает ей все её злодеяния и прощает всех грешных людей, пировавших во время его смертных мучений (люди не ведали, что творили). Сварог принял смертные муки для скорого наступления весеннего тепла, чтобы спасти людей и чтобы мир стал на путь Правды.

МУЗЫКА
Музыкальное вступление не связано с драматическими эпизодами мистерии Масленицы. И даже в наивысшие моменты драматизма музыка очень ограниченно подчинена драматическому развитию, так как Истина полна, там и тогда, где и когда не угасает надежда на светлое, вечное доброе начало.
Между отдельными сценами пьесы музыкальные интермедии исполнены народного торжества, радости и ликования в честь наступления Весны – Красной девицы.
Речитативы, ариозо, народные песни, хоры, хороводные пантомимы, танцы, пляски ориентированы на раскрытие народного гулянья: сочетаясь между собой, они должны предавать стройность и единство торжества народного. Неразрывна связь музыки с действием спектакля, разворачивающегося на сцене.
Музыкальное действие должно выдерживаться в живом движении, жизнерадостном характере.
Последняя картина выдерживается в светлых тонах фольклорного музыкального свойства. Свирельные и флейтовые наигрыши, струящееся звучание русских народных инструментов, лёгкая, прозрачная оркестровка должны передавать настроение полной умиротворённости, победы добра над злом, красоты над безобразием.

© Copyright: Александр Сигачёв, 2013

Регистрационный номер №0151586

от 6 августа 2013

[Скрыть] Регистрационный номер 0151586 выдан для произведения:
Пьесы для театра юного зрителя. (В сокращении.)
 
ОТ АВТОРА, ВМЕСТО ВСТУПЛЕНИЯ. 

Детским театром принято считать спектакли, разыгрываемые силами детей. История детского театра восходит к так называемому школьному театру, возникшему в России в 17 веке. В настоящее время детский театр представляет собой детское и юношеское театральное творчество от различных видов детской художественной самодеятельности до театров юного зрителя (ТЮЗ). Детская и юношеская художественная самодеятельность организуется в центрах детского творчества, в образовательных школах, в лицеях, а также в различных творческих самодеятельных детских и юношеских театрализованных коллективах. В дореволюционной России не было театров юного зрителя. ТЮЗы, как профессиональные театры, предназначенные для детской и юношеской аудитории, были созданы после Октябрьской революции, они создавались при активной поддержке и прямом содействии наркомом просвещения А.В. Луначарским, который возглавлял директорию первого государственного театра для детей Москвы в 1920 году. Большой вклад в дело становления и развития детского и юношеского театра внести А.А. Брянцев, Н.И. Сац, Ю.М. Бонди, Г.Л. Рошаль, А.И.Соломарский, С.Я. Городетская, А.А. Такаишвили, Г.И. Шагаев и другие.
Первые детские драматические театры появились в годы Гражданской войны в Петрограде, в Москве, в Саратове, в Екатеринодаре и немного позднее детские театры создаются во многих городах страны: театр для детей в Харькове (Украина), ныне ТЮЗ им. Горького во Львове (Западная Украина), Московский театр для детей, ныне Центральный детский театр, Ленинградский театр юных зрителей, ТЮЗ им. Ленинского комсомола, Московский театр юного зрителя, Новосибирский театр юного зрителя и другие. Одновременно росло и количество кукольных театров. Зарождение театра кукол, как профессионального театра для детей относится к 1918-1919 годам, когда возникли первые театры этого типа (Театр петрушек и китайских теней Н.Я. и И.С. Ефремовых в Москве, Театр марионеток Л.В. Шапориной-Яковлевой в Петрограде. В 1771 году в стране работало около ста театров кукол, обслуживающих детей младшего школьного возраста.
Репертуар детского и юношеского драматического театра первоначально составляли главным образом инсценировки сказов и повестей, входящих обычно в круг детского чтения («Маугли» - Киплинга, «Соловей» - Андерсена, «Гайавата» - Лонгфелло, «Том Сойер», «Принц и нищий» - Твен, Конёк-Горбунок» - Ершов и другие. Свою специфику детского и юношеского драматического театра искали не только в репертуаре, но и в сценическом решении спектаклей¸ стремясь к особой красочности, также с использованием детской игры. («Дон-Кихот» - Сервантес в театре юного зрителя (Г. Ленинград), «Негритёнок и обезьяна» - Н.И. Сац и С. Г. Розанова в Московском театре для детей.).
Позднее появляются первые пьесы для детей на современные темы «Тимошкин рудник» - Л.Ф. Макарьева, «Чёрный Яр» - А.Н. Афиногенова, «Аул Гидже» - Н.я. Шестакова. Героями этих детских спектаклей становятся современные подростки. Детская и юношеская драматургия заняла особое место в репертуаре детского и юношеского театра, способствуя воспитательной работе в образовательных школах.
Центром внимания детского и юношеского театра были проблемы морального и общественного облика подростка. Постепенно складывался основной идейно-художественный и педагогический принципы детского и юношеского театра, как театра высокопрофессионального уровня, для детей и юношества разного возраста. Репертуар строился в соответствии с интересами и психологическими особенностями, той или иной возрастной группы: для младших школьников разрабатывался преимущественно жанр народной сказки, в которой фантастика и фольклор нередко сочетались с элементами современной действительности («Снежная королева» - Шварца, «Двенадцать месяцев» - Маршака, «В гостях у Кощея» - Каверина и другие.)
Особое место в репертуарах детского и юношеского театра занимали приключенческие пьесы, комедии, - это составляло основу репертуара для подростков. Для старшеклассников предусматривались спектакли с более углублённой проблематикой, с использование Отечественной и иностранной классической драматургией, выбор которых определялся школьной учебной программой. Детские и юношеские драматические театры имели в своём составе педагогические центры, которые осуществляли постоянную связь с образовательными школами.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов детские и юношеские театры, больше своей частью были эвакуированы глубоко в тыл. И продолжали вести большую работу по обслуживанию не только детского и юношеского зрителя, но и взрослых соотечественников. Особое значение в это военное время приобретала тема патриотического служения Родине (спектакли «Сказка о правде» - М.И. Олигер, «Сын полка» - В.П. Катаева, «Город мастеров» - Т.Г. Габбе и другие).
В послевоенный период в спектаклях детского и юношеского творчества большое внимание уделялось внутреннему миру молодого человека, формированию характеру у подростков и юношей, становлению их этического и гражданского самосознания, и также эстетическому воспитанию подрастающего поколения («Аттестат зрелости» - Л.Б. Гераскиной, «Два капитана» - В. А. Каверин и другие).
Следует особенно отметить здесь заботу о высоких нравственных идеалах в драматургии («Её друзья», «В добрый час», «В песках радости» - В.С. Розова, «Мой друг Колька» - А.Г. Хмелика, «Мы и они» - Н.Г Долиной, «Семья» - И.Ф. Попова, «Удивительный год» - М.П. Прилежаевой).
Большое значение для развития детского и юношеского театра имела деятельность таких режиссёров, как Л.Ф. Макарьева, И.С. Деевой, Н.Я. Маршака, А.З. Окунчикова, В.С. Колесаева, Ю.П. Киселёва, А.Я. Шапиро и других. Немалую роль в становлении детского и юношеского театра сыграли режиссёры З.Я. Корогодский, П.О. Хомский, А.Я. Шапиро и актёры Л.Н. Кнызев, М.Г. Куприянова, И.Д. Воронов, В.Ф. Сингаевская, Р.Ф. Лебедев, Е.И. Шевченко, О.Н. Ефремов, Р.А. Быков, и другие. Следует отметить также и большое участие в постановках детских и юношеских спектаклей студентов театральных вузов.
Детские и юношеские театры имели широкую государственную поддержку, располагали неарендными стационарными помещениями. В дальнейшем была создана международная ассоциация театров для детей и юношества (АССИТЕЖ), в Центре детского и юношеского театра (в Москве).
МАСЛЕНИЦА
Детская музыкальная пьеса.

Действующие лица и исполнители:

Масленица – Марья Моревна, она же и Зима-Морена;
Веснянка – сестра Масленицы;
Славен – гусляр;
Любава – возлюбленная Славена;
Сварог – Творец Солнца, Отец Белояра;
Белояр (Яр, Ярило) – сын Сварога, - молодое весеннее Солнце;
Семик (Кощей, Чёрный бог) – брат Сварога;
Камаринский мужик;

В сценах: шуты, скоморохи, ряженные в масках, коробейники, празднующий народ.
Время действия: 14-20 марта (Масленичная седмица).
Нотное оформление песен, в т.ч. и русских народных – в приложении.

СЮЖЕТ

В Масленичную Седмицу (сырную неделю с 14 по 20 марта) каждый день имеет своё название: Понедельник – Встреча; Вторник – Заигрыш; Среда – лакомки; Четверг – Разгуляй; Пятница – Тёщины вечёрки; Суббота – Золовкины посиделки; Воскресенье – Проводы, прощанье (Прошеный день).
Испокон веков на Руси в эти дни люди ходят в гости друг к другу, угощают друг друга блинами и вином. Но храмы в эти дни были закрыты для верующих.
В эти первые дни весны Зима – Морена (Масленица, Марья Моревна, Ненаглядная Краса – русая коса, «Честная Госпожа», тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, трёх матерей дочка) вместе с её родным братом Семиком (Кощеем, Чёрным богом) обретают невиданную силу и власть.
В Понедельник Марья Моревеа встречает Сварога, который приезжает на праздник в расписных санях с бубенчиками и колокольчиками. Тайно встречает Марья Моревна и своего брата Кощеюшку (Семика). Он приезжает на праздник в простых саночках, в одних портяночках.
Во Вторник Марья Моревна заигрывает со Сварогом;
В Среду Марьюшка угощает высокого гостя скромно блинами;
В Четверг (Широкий Четверг) «Честная Госпожа» устраивает ему пир на весь мир;
В Пятницу она совместно с Семиком распинают Сварога на Алатырской горе, приковывая его цепями к скале;
В Субботу сестра Масленицы – Веснянка навещает Марьюшку Моревну, прилетает к ней на ковре-самолёте и освобождает от цепей Сварога;
В Прощеное Воскресенье Сварог воскресает и прощается с Марьей Моревной, прощает ей все её злодеяния и прощает всех грешных людей, пировавших во время его смертных мучений (люди не ведали, что творили). Сварог принял смертные муки для скорого наступления весеннего тепла, чтобы спасти людей и чтобы мир стал на путь Правды.

МУЗЫКА
Музыкальное вступление не связано с драматическими эпизодами мистерии Масленицы. И даже в наивысшие моменты драматизма музыка очень ограниченно подчинена драматическому развитию, так как Истина полна, там и тогда, где и когда не угасает надежда на светлое, вечное доброе начало.
Между отдельными сценами пьесы музыкальные интермедии исполнены народного торжества, радости и ликования в честь наступления Весны – Красной девицы.
Речитативы, ариозо, народные песни, хоры, хороводные пантомимы, танцы, пляски ориентированы на раскрытие народного гулянья: сочетаясь между собой, они должны предавать стройность и единство торжества народного. Неразрывна связь музыки с действием спектакля, разворачивающегося на сцене.
Музыкальное действие должно выдерживаться в живом движении, жизнерадостном характере.
Последняя картина выдерживается в светлых тонах фольклорного музыкального свойства. Свирельные и флейтовые наигрыши, струящееся звучание русских народных инструментов, лёгкая, прозрачная оркестровка должны передавать настроение полной умиротворённости, победы добра над злом, красоты над безобразием.

Рейтинг: 0 330 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!