Франсиско продолжал заниматься с Элизабет.Одна
из бесед была посвящена искусству живописи.
Франсиско: Живопись
– очень древнее искусство. В одной легенде о происхождении живописи говорится,
что первым художником была девушка, которая обвела на стене тень своего
любимого. Здесь содержится доля истины: ведь развитие живописи началось с
потребности иметь портрет человека.
Элизабет: Я тоже
хочу рисовать портреты!
Франсиско: Слушай!
Ещё вантичную эпоху возникло стремление
к воспроизведению мира таким, каким его видит человек. Появляются объёмно-пространственныеживописных изображения с обязательным
использованиемпринциповсветотени. Живопись начинает служить для
украшения храмов, жилищ, гробниц, она выступает в художественном единстве с архитектурой
искульптурой.
Франсиско: Да ты
многое знаешь! А вот средневековая живопись была преимущественно религиозного
содержания. Фон фресок и картин был, как правило, условным, отвлечённым или
золотым. Он таинственномерцал,
воплощая, таким образом, божественную идею.
Элизабет: В
средние века в основном были иконы, изображающие Бога, Богоматерь и святых.
Франсиско:
Совершенно верно! В эпоху Возрождениягармония
мироздания отразилась в живописных картинах на религиозные и мифологические
темы. Многие художникиВозрождениябылискульпторами, и архитекторами. Например, Микеланжело Буанароти.(1)
Элизабет: А он
ещё был поэтом. Мы учили в монастырской школе его стихи:
* * * Ты некрасивой быть не
можешь, донна,
Равно не можешь быть и
бессердечной,
Раз ты моя навечно.
Франсиско: Удивительные знания!
* * *Улыбки, лепет,
жемчуг и парча -
Тут всякий сгоряча
Падет в божественном
благоговенье.
А злато и каменья
Вдвойне огнем слепят.
Но потускнел бы яркий твой наряд,
Когда б не взгляд мой, полный
восхищенья.(2)
Элизабет: Красивые строки! Ещё я знаюРафаэля Санти,(3)Онбылхудожником, графиком и архитектором.Одна из
выдающихся картин Рафаэля «Секстинская мадонна».
Франсиско:
Колоссальные знания! Умер Рафаэль в Риме в возрасте 37 лет.На его
гробнице имеется эпитафия: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого
природа боялась быть побежденной, а после его смерти она боялась умереть».
А этостихи Рафаэля:
Амур,
умерь слепящее сиянье
Двух
дивных глаз, ниспосланных тобой...
Элизабет подхватила:
Мои
страдания любой поймёт,
Кто
был не в силах управлять страстями...
Франсиско закончил:
И
жертвой стал любовной круговерти.
Франсиско:
Элизабет! Да ты умна не по возрасту! Уверен, что и тыпишешь стихи. Ведь так?
Элизабет:Да. Пишу. Но только по настроению.
Художник – он
историк и поэт
Философ, скульптор,
архитектор.
Он нарисует жизни
натюрморт,
Соединив предметы
верно.
Он оживит портрет
своим огнём,
Он вложит в него свою
душу, –
Так воздух чувством
напоён,
И я его дыханьем не
нарушу.
Франсиско:
Элизабет, ты молодец! Не скажешь, что стихи написала девочка. Такие чувства! Я
присоединяюсь к каждому слову твоего стихотворения.
Элизабет:А ещё мне нравятся вот эти стихи:
В раздумье стоит художник,
Алеет закат за окном,
И ученик, что моложе,
Краски смешает при нём.
На холстнеприхотливо
Цвет жёлтый ложится, охра.
Быстро и неторопливо
Красокбагровых игра!
Имирно вокруг,без боя
Мазки один к одному,
Лишая былого покоя –
Белое полотно…
(Ефим Морозов «Художник»)
Элизабет:В этом стихотворении ухудожникаесть ученик.Ну, точно,вы и я!
Возьму
палитру, холст, мольберт,
Смешаю краски. И буду рисовать портрет, –
Картину
маслом.
Со мною
рядом ученик,
Нет,
ученица,
Я
нарисую для неё
Портрет
с синицей.
Пусть
за окном зима –
А на
портрете
Мечтает
девушка одна
О
знойном лете.
Франсиско,
читаястихотворение, взялкисть, краски и стал рисовать портрет
девушки, отпускающей птицу.
Элизабет:Какие красивые строки! А портрет получается просто чудесный!
КартинаИгоря Лазарева «Отпуская птицу» (Из
Интернета)
В образе девушки Франсиско рисовалЭлизабет, только чуть старше. Нежное лицо, с
мечтательным выражением лица, рукис
длинными пальцами.
–Девушка выпускает
птицу, как выпускает в полёт свою мечту – стать художником, –
рассуждал Франсиско, работая над картиной.
Зима была на исходе. Природапостепенно освобождаласьот зимней унылой спячки. В воздухе
чувствовалось приближение весны, проглядывало солнце,нодули ещё холодные ветры и из затенённых улиц тянуло промозглой
прохладой.
Казалось, что Виже справился с болезнью. Кутаясь в шерстяной шарф,
онмного времени проводил на ногах, бегая
по очередным заказам. Одышка прошла, но это на первый взгляд. Луи еле-еле
сдерживал хрипы,боясь испугать дочь.
Давило в груди, в области сердца, порой в глазах становилось темно, но он не
унывал. МыслиВиже были только о дочери.
– Надо обеспечить дочь, чтобы она смогла
продолжитьобразование.
Элизабетзанималась с большим интересом, хорошо справляясь с заданиями по
грамматике и математике. Отец наблюдал за дочерью и радовался еёуспехам.
(1) Микеланджело
Буанароти (1475 -1564) —великий итальянский художник, скульптор, архитектор,
поэт
(2) Стихи Микеланджело Буанароти
(3)Рафаэ́ль Са́нти (1483-1520) — великий итальянский живописец, график и архитектор.
[Скрыть]Регистрационный номер 0173923 выдан для произведения:
Путешествие длиною в жизнь.
Глава 5Беседы оживописи.
Искусство есть
средство беседы с людьми.
Николай Чернышевский
Беседавторая«Искусство
живописи»
Искусство требует
знаний.
БертольдБрехт
Франсиско продолжал заниматься с Элизабет.Одна
из бесед была посвящена искусству живописи.
Франсиско: Живопись
– очень древнее искусство. В одной легенде о происхождении живописи говорится,
что первым художником была девушка, которая обвела на стене тень своего
любимого. Здесь содержится доля истины: ведь развитие живописи началось с
потребности иметь портрет человека.
Элизабет: Я тоже
хочу рисовать портреты!
Франсиско: Слушай!
Ещё вантичную эпоху возникло стремление
к воспроизведению мира таким, каким его видит человек. Появляются объёмно-пространственныеживописных изображения с обязательным
использованиемпринциповсветотени. Живопись начинает служить для
украшения храмов, жилищ, гробниц, она выступает в художественном единстве с архитектурой
искульптурой.
Франсиско: Да ты
многое знаешь! А вот средневековая живопись была преимущественно религиозного
содержания. Фон фресок и картин был, как правило, условным, отвлечённым или
золотым. Он таинственномерцал,
воплощая, таким образом, божественную идею.
Элизабет: В
средние века в основном были иконы, изображающие Бога, Богоматерь и святых.
Франсиско:
Совершенно верно! В эпоху Возрождениягармония
мироздания отразилась в живописных картинах на религиозные и мифологические
темы. Многие художникиВозрождениябылискульпторами, и архитекторами. Например, Микеланжело Буанароти.(1)
Элизабет: А он
ещё был поэтом. Мы учили в монастырской школе его стихи:
* * * Ты некрасивой быть не
можешь, донна,
Равно не можешь быть и
бессердечной,
Раз ты моя навечно.
Франсиско: Удивительные знания!
* * *Улыбки, лепет,
жемчуг и парча -
Тут всякий сгоряча
Падет в божественном
благоговенье.
А злато и каменья
Вдвойне огнем слепят.
Но потускнел бы яркий твой наряд,
Когда б не взгляд мой, полный
восхищенья.(2)
Элизабет: Красивые строки! Ещё я знаюРафаэля Санти,(3)Онбылхудожником, графиком и архитектором.Одна из
выдающихся картин Рафаэля «Секстинская мадонна».
Франсиско:
Колоссальные знания! Умер Рафаэль в Риме в возрасте 37 лет.На его
гробнице имеется эпитафия: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого
природа боялась быть побежденной, а после его смерти она боялась умереть».
А этостихи Рафаэля:
Амур,
умерь слепящее сиянье
Двух
дивных глаз, ниспосланных тобой...
Элизабет подхватила:
Мои
страдания любой поймёт,
Кто
был не в силах управлять страстями...
Франсиско закончил:
И
жертвой стал любовной круговерти.
Франсиско:
Элизабет! Да ты умна не по возрасту! Уверен, что и тыпишешь стихи. Ведь так?
Элизабет:Да. Пишу. Но только по настроению.
Художник – он
историк и поэт
Философ, скульптор,
архитектор.
Он нарисует жизни
натюрморт,
Соединив предметы
верно.
Он оживит портрет
своим огнём,
Он вложит в него свою
душу, –
Так воздух чувством
напоён,
И я его дыханьем не
нарушу.
Франсиско:
Элизабет, ты молодец! Не скажешь, что стихи написала девочка. Такие чувства! Я
присоединяюсь к каждому слову твоего стихотворения.
Элизабет:А ещё мне нравятся вот эти стихи:
В раздумье стоит художник,
Алеет закат за окном,
И ученик, что моложе,
Краски смешает при нём.
На холстнеприхотливо
Цвет жёлтый ложится, охра.
Быстро и неторопливо
Красокбагровых игра!
Имирно вокруг,без боя
Мазки один к одному,
Лишая былого покоя –
Белое полотно…
(Ефим Морозов «Художник»)
Элизабет:В этом стихотворении ухудожникаесть ученик.Ну, точно,вы и я!
Возьму
палитру, холст, мольберт,
Смешаю краски. И буду рисовать портрет, –
Картину
маслом.
Со мною
рядом ученик,
Нет,
ученица,
Я
нарисую для неё
Портрет
с синицей.
Пусть
за окном зима –
А на
портрете
Мечтает
девушка одна
О
знойном лете.
Франсиско,
читаястихотворение, взялкисть, краски и стал рисовать портрет
девушки, отпускающей птицу.
Элизабет:Какие красивые строки! А портрет получается просто чудесный!
КартинаИгоря Лазарева «Отпуская птицу» (Из
Интернета)
В образе девушки Франсиско рисовалЭлизабет, только чуть старше. Нежное лицо, с
мечтательным выражением лица, рукис
длинными пальцами.
–Девушка выпускает
птицу, как выпускает в полёт свою мечту – стать художником, –
рассуждал Франсиско, работая над картиной.
Зима была на исходе. Природапостепенно освобождаласьот зимней унылой спячки. В воздухе
чувствовалось приближение весны, проглядывало солнце,нодули ещё холодные ветры и из затенённых улиц тянуло промозглой
прохладой.
Казалось, что Виже справился с болезнью. Кутаясь в шерстяной шарф,
онмного времени проводил на ногах, бегая
по очередным заказам. Одышка прошла, но это на первый взгляд. Луи еле-еле
сдерживал хрипы,боясь испугать дочь.
Давило в груди, в области сердца, порой в глазах становилось темно, но он не
унывал. МыслиВиже были только о дочери.
– Надо обеспечить дочь, чтобы она смогла
продолжитьобразование.
Элизабетзанималась с большим интересом, хорошо справляясь с заданиями по
грамматике и математике. Отец наблюдал за дочерью и радовался еёуспехам.
(1) Микеланджело
Буанароти (1475 -1564) —великий итальянский художник, скульптор, архитектор,
поэт
(2) Стихи Микеланджело Буанароти
(3)Рафаэ́ль Са́нти (1483-1520) — великий итальянский живописец, график и архитектор.