ГлавнаяВся прозаЖанровые произведенияПриключения → Путешествие длиною в жизнь. Глава 5 ч.2

Путешествие длиною в жизнь. Глава 5 ч.2

8 декабря 2013 - Анна Магасумова
article173923.jpg

Путешествие длиною в жизнь.

Глава 5  Беседы о живописи.

Искусство есть средство беседы с людьми.

Николай Чернышевский

 

Беседа  вторая «Искусство живописи»

Искусство требует знаний.

Бертольд  Брехт

 

 Франсиско продолжал заниматься с Элизабет.Одна из бесед была посвящена искусству живописи.

Франсиско: Живопись – очень древнее искусство. В одной легенде о происхождении живописи говорится, что первым художником была девушка, которая обвела на стене тень своего любимого. Здесь содержится доля истины: ведь развитие живописи началось с потребности иметь портрет человека.

Элизабет: Я тоже хочу рисовать портреты!

Франсиско: Слушай! Ещё в  античную эпоху возникло стремление к воспроизведению мира таким, каким его видит человек. Появляются  объёмно-пространственные  живописных изображения с обязательным использованием   принципов  светотени. Живопись начинает служить для украшения храмов, жилищ, гробниц, она выступает  в художественном единстве с архитектурой и  скульптурой.

Франсиско: Да ты многое знаешь! А вот средневековая живопись была преимущественно религиозного содержания. Фон фресок и картин был, как правило, условным, отвлечённым или золотым. Он таинственно  мерцал, воплощая, таким образом, божественную идею.

Элизабет: В средние века в основном были иконы, изображающие Бога, Богоматерь и святых.

Франсиско: Совершенно верно! В эпоху Возрождения  гармония мироздания отразилась в живописных картинах на религиозные и мифологические темы. Многие художники  Возрождения  были скульпторами, и архитекторами. Например, Микеланжело Буанароти.(1)   

Элизабет: А он ещё был поэтом. Мы учили в монастырской школе его стихи:

* * * Ты некрасивой быть не можешь, донна,

Равно не можешь быть и бессердечной,

Раз ты моя навечно.

Франсиско: Удивительные знания!

* * *Улыбки, лепет, жемчуг и парча -

Тут всякий сгоряча

Падет в божественном благоговенье.

А злато и каменья

Вдвойне огнем слепят.

Но потускнел бы яркий твой наряд,

Когда б не взгляд мой, полный восхищенья.(2)

Элизабет: Красивые строки! Ещё я знаю   Рафаэля Санти,(3)  Он был   художником,  графиком и архитектором. Одна из выдающихся картин Рафаэля «Секстинская мадонна».

Франсиско: Колоссальные знания! Умер Рафаэль в Риме в возрасте 37 лет.   На его гробнице имеется эпитафия: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побежденной, а после его смерти она боялась умереть».

А это  стихи Рафаэля:

Амур, умерь слепящее сиянье

Двух дивных глаз, ниспосланных тобой...

Элизабет подхватила:

Мои страдания любой поймёт,

Кто был не в силах управлять страстями...

Франсиско закончил:

И жертвой стал любовной круговерти.

Франсиско: Элизабет! Да ты умна не по возрасту! Уверен, что и ты  пишешь стихи. Ведь так?

Элизабет:  Да. Пишу. Но только по настроению.

Художник – он историк и поэт

Философ, скульптор, архитектор.

Он нарисует жизни натюрморт,

Соединив предметы верно.

Он оживит портрет своим огнём,

Он вложит в него свою душу, –

Так воздух чувством напоён,

И я его дыханьем не нарушу.

Франсиско: Элизабет, ты молодец! Не скажешь, что стихи написала девочка. Такие чувства! Я присоединяюсь к каждому слову твоего стихотворения.

Элизабет: А ещё мне нравятся вот эти стихи:

В раздумье стоит художник,

Алеет закат за окном,

И ученик, что моложе,

Краски смешает при нём.

На холст  неприхотливо

Цвет жёлтый  ложится,  охра.

Быстро и неторопливо

Красок  багровых игра!

И мирно вокруг,  без боя

Мазки один к одному,

Лишая былого покоя –

Белое полотно…

 (Ефим Морозов «Художник»)

Элизабет: В этом стихотворении  у   художника есть ученик.  Ну, точно, вы и я!

Возьму палитру, холст, мольберт,
Смешаю краски.
(4) 

Франсиско:

Возьму палитру, холст, мольберт,
Смешаю краски.

И буду рисовать портрет, –

Картину маслом.

Со мною рядом ученик,

Нет, ученица,

Я нарисую для неё

Портрет с синицей.

Пусть за окном зима –

А на портрете

Мечтает девушка одна

О знойном лете.

Франсиско, читая  стихотворение, взял  кисть, краски и стал рисовать портрет девушки, отпускающей птицу.

Элизабет: Какие красивые строки! А портрет получается просто чудесный!

 Картина  Игоря Лазарева «Отпуская птицу» (Из Интернета)

   В образе девушки Франсиско рисовал  Элизабет, только чуть старше. Нежное лицо, с мечтательным выражением лица, руки  с длинными пальцами. 

Девушка выпускает птицу, как выпускает в полёт свою мечту – стать художником, – рассуждал Франсиско, работая над картиной.

 Зима была на исходе.  Природа  постепенно освобождалась  от зимней унылой спячки. В воздухе чувствовалось приближение весны, проглядывало солнце,  но дули ещё холодные ветры и из затенённых улиц тянуло промозглой прохладой.

 Казалось, что Виже справился с болезнью. Кутаясь в шерстяной шарф, он  много времени проводил на ногах, бегая по очередным заказам. Одышка прошла, но это на первый взгляд. Луи еле-еле сдерживал хрипы,  боясь испугать дочь. Давило в груди, в области сердца, порой в глазах становилось темно, но он не унывал. Мысли  Виже были только о дочери.

 – Надо обеспечить дочь, чтобы она смогла продолжить  образование.

 Элизабет занималась с большим интересом, хорошо справляясь с заданиями по грамматике и математике. Отец наблюдал за дочерью и радовался её  успехам.

 

 (1) Микеланджело Буанароти (1475 -1564) —великий итальянский художник, скульптор, архитектор, поэт

(2) Стихи Микеланджело Буанароти

(3)Рафаэ́ль Са́нти (1483-1520) — великий итальянский  живописец, график и архитектор.

(4) Стихи Ларисы  Луканёвой  «Художник»

© Copyright: Анна Магасумова, 2013

Регистрационный номер №0173923

от 8 декабря 2013

[Скрыть] Регистрационный номер 0173923 выдан для произведения:

Путешествие длиною в жизнь.

Глава 5  Беседы о живописи.

Искусство есть средство беседы с людьми.

Николай Чернышевский

 

Беседа  вторая «Искусство живописи»

Искусство требует знаний.

Бертольд  Брехт

 

 Франсиско продолжал заниматься с Элизабет.Одна из бесед была посвящена искусству живописи.

Франсиско: Живопись – очень древнее искусство. В одной легенде о происхождении живописи говорится, что первым художником была девушка, которая обвела на стене тень своего любимого. Здесь содержится доля истины: ведь развитие живописи началось с потребности иметь портрет человека.

Элизабет: Я тоже хочу рисовать портреты!

Франсиско: Слушай! Ещё в  античную эпоху возникло стремление к воспроизведению мира таким, каким его видит человек. Появляются  объёмно-пространственные  живописных изображения с обязательным использованием   принципов  светотени. Живопись начинает служить для украшения храмов, жилищ, гробниц, она выступает  в художественном единстве с архитектурой и  скульптурой.

Франсиско: Да ты многое знаешь! А вот средневековая живопись была преимущественно религиозного содержания. Фон фресок и картин был, как правило, условным, отвлечённым или золотым. Он таинственно  мерцал, воплощая, таким образом, божественную идею.

Элизабет: В средние века в основном были иконы, изображающие Бога, Богоматерь и святых.

Франсиско: Совершенно верно! В эпоху Возрождения  гармония мироздания отразилась в живописных картинах на религиозные и мифологические темы. Многие художники  Возрождения  были скульпторами, и архитекторами. Например, Микеланжело Буанароти.(1)   

Элизабет: А он ещё был поэтом. Мы учили в монастырской школе его стихи:

* * * Ты некрасивой быть не можешь, донна,

Равно не можешь быть и бессердечной,

Раз ты моя навечно.

Франсиско: Удивительные знания!

* * *Улыбки, лепет, жемчуг и парча -

Тут всякий сгоряча

Падет в божественном благоговенье.

А злато и каменья

Вдвойне огнем слепят.

Но потускнел бы яркий твой наряд,

Когда б не взгляд мой, полный восхищенья.(2)

Элизабет: Красивые строки! Ещё я знаю   Рафаэля Санти,(3)  Он был   художником,  графиком и архитектором. Одна из выдающихся картин Рафаэля «Секстинская мадонна».

Франсиско: Колоссальные знания! Умер Рафаэль в Риме в возрасте 37 лет.   На его гробнице имеется эпитафия: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побежденной, а после его смерти она боялась умереть».

А это  стихи Рафаэля:

Амур, умерь слепящее сиянье

Двух дивных глаз, ниспосланных тобой...

Элизабет подхватила:

Мои страдания любой поймёт,

Кто был не в силах управлять страстями...

Франсиско закончил:

И жертвой стал любовной круговерти.

Франсиско: Элизабет! Да ты умна не по возрасту! Уверен, что и ты  пишешь стихи. Ведь так?

Элизабет:  Да. Пишу. Но только по настроению.

Художник – он историк и поэт

Философ, скульптор, архитектор.

Он нарисует жизни натюрморт,

Соединив предметы верно.

Он оживит портрет своим огнём,

Он вложит в него свою душу, –

Так воздух чувством напоён,

И я его дыханьем не нарушу.

Франсиско: Элизабет, ты молодец! Не скажешь, что стихи написала девочка. Такие чувства! Я присоединяюсь к каждому слову твоего стихотворения.

Элизабет: А ещё мне нравятся вот эти стихи:

В раздумье стоит художник,

Алеет закат за окном,

И ученик, что моложе,

Краски смешает при нём.

На холст  неприхотливо

Цвет жёлтый  ложится,  охра.

Быстро и неторопливо

Красок  багровых игра!

И мирно вокруг,  без боя

Мазки один к одному,

Лишая былого покоя –

Белое полотно…

 (Ефим Морозов «Художник»)

Элизабет: В этом стихотворении  у   художника есть ученик.  Ну, точно, вы и я!

Возьму палитру, холст, мольберт,
Смешаю краски.
(4) 

Франсиско:

Возьму палитру, холст, мольберт,
Смешаю краски.

И буду рисовать портрет, –

Картину маслом.

Со мною рядом ученик,

Нет, ученица,

Я нарисую для неё

Портрет с синицей.

Пусть за окном зима –

А на портрете

Мечтает девушка одна

О знойном лете.

Франсиско, читая  стихотворение, взял  кисть, краски и стал рисовать портрет девушки, отпускающей птицу.

Элизабет: Какие красивые строки! А портрет получается просто чудесный!

 Картина  Игоря Лазарева «Отпуская птицу» (Из Интернета)

   В образе девушки Франсиско рисовал  Элизабет, только чуть старше. Нежное лицо, с мечтательным выражением лица, руки  с длинными пальцами. 

Девушка выпускает птицу, как выпускает в полёт свою мечту – стать художником, – рассуждал Франсиско, работая над картиной.

 Зима была на исходе.  Природа  постепенно освобождалась  от зимней унылой спячки. В воздухе чувствовалось приближение весны, проглядывало солнце,  но дули ещё холодные ветры и из затенённых улиц тянуло промозглой прохладой.

 Казалось, что Виже справился с болезнью. Кутаясь в шерстяной шарф, он  много времени проводил на ногах, бегая по очередным заказам. Одышка прошла, но это на первый взгляд. Луи еле-еле сдерживал хрипы,  боясь испугать дочь. Давило в груди, в области сердца, порой в глазах становилось темно, но он не унывал. Мысли  Виже были только о дочери.

 – Надо обеспечить дочь, чтобы она смогла продолжить  образование.

 Элизабет занималась с большим интересом, хорошо справляясь с заданиями по грамматике и математике. Отец наблюдал за дочерью и радовался её  успехам.

 

 (1) Микеланджело Буанароти (1475 -1564) —великий итальянский художник, скульптор, архитектор, поэт

(2) Стихи Микеланджело Буанароти

(3)Рафаэ́ль Са́нти (1483-1520) — великий итальянский  живописец, график и архитектор.

(4) Стихи Ларисы  Луканёвой  «Художник»

Рейтинг: +2 431 просмотр
Комментарии (3)
Татьяна Лаин # 12 декабря 2013 в 11:52 0
Стихи отличные. Анечка , тема новая? Я поняла, что надо прочесть начало. Пойду искать и читать. Ты супер!
Анна Магасумова # 12 декабря 2013 в 16:21 +1
Спасибо! Вот пишу одновременно с "Ценной бандеролью"...увлеклась.
Это рисунок Элизабет...(Из Интернета)
Татьяна Лаин # 12 декабря 2013 в 16:25 0
kissfor
Популярная проза за месяц
117
116
113
107
102
96
96
92
91
91
90
86
82
79
78
73
72
70
69
66
66
66
64
63
61
60
58
58
56
54