ГлавнаяПрозаЖанровые произведенияПриключения → Путешествие длиною в жизнь. Глава 5 ч.2

 

Путешествие длиною в жизнь. Глава 5 ч.2

8 декабря 2013 - Анна Магасумова
article173923.jpg

Путешествие длиною в жизнь.

Глава 5  Беседы о живописи.

Искусство есть средство беседы с людьми.

Николай Чернышевский

 

Беседа  вторая «Искусство живописи»

Искусство требует знаний.

Бертольд  Брехт

 

 Франсиско продолжал заниматься с Элизабет.Одна из бесед была посвящена искусству живописи.

Франсиско: Живопись – очень древнее искусство. В одной легенде о происхождении живописи говорится, что первым художником была девушка, которая обвела на стене тень своего любимого. Здесь содержится доля истины: ведь развитие живописи началось с потребности иметь портрет человека.

Элизабет: Я тоже хочу рисовать портреты!

Франсиско: Слушай! Ещё в  античную эпоху возникло стремление к воспроизведению мира таким, каким его видит человек. Появляются  объёмно-пространственные  живописных изображения с обязательным использованием   принципов  светотени. Живопись начинает служить для украшения храмов, жилищ, гробниц, она выступает  в художественном единстве с архитектурой и  скульптурой.

Франсиско: Да ты многое знаешь! А вот средневековая живопись была преимущественно религиозного содержания. Фон фресок и картин был, как правило, условным, отвлечённым или золотым. Он таинственно  мерцал, воплощая, таким образом, божественную идею.

Элизабет: В средние века в основном были иконы, изображающие Бога, Богоматерь и святых.

Франсиско: Совершенно верно! В эпоху Возрождения  гармония мироздания отразилась в живописных картинах на религиозные и мифологические темы. Многие художники  Возрождения  были скульпторами, и архитекторами. Например, Микеланжело Буанароти.(1)   

Элизабет: А он ещё был поэтом. Мы учили в монастырской школе его стихи:

* * * Ты некрасивой быть не можешь, донна,

Равно не можешь быть и бессердечной,

Раз ты моя навечно.

Франсиско: Удивительные знания!

* * *Улыбки, лепет, жемчуг и парча -

Тут всякий сгоряча

Падет в божественном благоговенье.

А злато и каменья

Вдвойне огнем слепят.

Но потускнел бы яркий твой наряд,

Когда б не взгляд мой, полный восхищенья.(2)

Элизабет: Красивые строки! Ещё я знаю   Рафаэля Санти,(3)  Он был   художником,  графиком и архитектором. Одна из выдающихся картин Рафаэля «Секстинская мадонна».

Франсиско: Колоссальные знания! Умер Рафаэль в Риме в возрасте 37 лет.   На его гробнице имеется эпитафия: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побежденной, а после его смерти она боялась умереть».

А это  стихи Рафаэля:

Амур, умерь слепящее сиянье

Двух дивных глаз, ниспосланных тобой...

Элизабет подхватила:

Мои страдания любой поймёт,

Кто был не в силах управлять страстями...

Франсиско закончил:

И жертвой стал любовной круговерти.

Франсиско: Элизабет! Да ты умна не по возрасту! Уверен, что и ты  пишешь стихи. Ведь так?

Элизабет:  Да. Пишу. Но только по настроению.

Художник – он историк и поэт

Философ, скульптор, архитектор.

Он нарисует жизни натюрморт,

Соединив предметы верно.

Он оживит портрет своим огнём,

Он вложит в него свою душу, –

Так воздух чувством напоён,

И я его дыханьем не нарушу.

Франсиско: Элизабет, ты молодец! Не скажешь, что стихи написала девочка. Такие чувства! Я присоединяюсь к каждому слову твоего стихотворения.

Элизабет: А ещё мне нравятся вот эти стихи:

В раздумье стоит художник,

Алеет закат за окном,

И ученик, что моложе,

Краски смешает при нём.

На холст  неприхотливо

Цвет жёлтый  ложится,  охра.

Быстро и неторопливо

Красок  багровых игра!

И мирно вокруг,  без боя

Мазки один к одному,

Лишая былого покоя –

Белое полотно…

 (Ефим Морозов «Художник»)

Элизабет: В этом стихотворении  у   художника есть ученик.  Ну, точно, вы и я!

Возьму палитру, холст, мольберт,
Смешаю краски.
(4) 

Франсиско:

Возьму палитру, холст, мольберт,
Смешаю краски.

И буду рисовать портрет, –

Картину маслом.

Со мною рядом ученик,

Нет, ученица,

Я нарисую для неё

Портрет с синицей.

Пусть за окном зима –

А на портрете

Мечтает девушка одна

О знойном лете.

Франсиско, читая  стихотворение, взял  кисть, краски и стал рисовать портрет девушки, отпускающей птицу.

Элизабет: Какие красивые строки! А портрет получается просто чудесный!

 Картина  Игоря Лазарева «Отпуская птицу» (Из Интернета)

   В образе девушки Франсиско рисовал  Элизабет, только чуть старше. Нежное лицо, с мечтательным выражением лица, руки  с длинными пальцами. 

Девушка выпускает птицу, как выпускает в полёт свою мечту – стать художником, – рассуждал Франсиско, работая над картиной.

 Зима была на исходе.  Природа  постепенно освобождалась  от зимней унылой спячки. В воздухе чувствовалось приближение весны, проглядывало солнце,  но дули ещё холодные ветры и из затенённых улиц тянуло промозглой прохладой.

 Казалось, что Виже справился с болезнью. Кутаясь в шерстяной шарф, он  много времени проводил на ногах, бегая по очередным заказам. Одышка прошла, но это на первый взгляд. Луи еле-еле сдерживал хрипы,  боясь испугать дочь. Давило в груди, в области сердца, порой в глазах становилось темно, но он не унывал. Мысли  Виже были только о дочери.

 – Надо обеспечить дочь, чтобы она смогла продолжить  образование.

 Элизабет занималась с большим интересом, хорошо справляясь с заданиями по грамматике и математике. Отец наблюдал за дочерью и радовался её  успехам.

 

 (1) Микеланджело Буанароти (1475 -1564) —великий итальянский художник, скульптор, архитектор, поэт

(2) Стихи Микеланджело Буанароти

(3)Рафаэ́ль Са́нти (1483-1520) — великий итальянский  живописец, график и архитектор.

(4) Стихи Ларисы  Луканёвой  «Художник»

© Copyright: Анна Магасумова, 2013

Регистрационный номер №0173923

от 8 декабря 2013

[Скрыть] Регистрационный номер 0173923 выдан для произведения:

Путешествие длиною в жизнь.

Глава 5  Беседы о живописи.

Искусство есть средство беседы с людьми.

Николай Чернышевский

 

Беседа  вторая «Искусство живописи»

Искусство требует знаний.

Бертольд  Брехт

 

 Франсиско продолжал заниматься с Элизабет.Одна из бесед была посвящена искусству живописи.

Франсиско: Живопись – очень древнее искусство. В одной легенде о происхождении живописи говорится, что первым художником была девушка, которая обвела на стене тень своего любимого. Здесь содержится доля истины: ведь развитие живописи началось с потребности иметь портрет человека.

Элизабет: Я тоже хочу рисовать портреты!

Франсиско: Слушай! Ещё в  античную эпоху возникло стремление к воспроизведению мира таким, каким его видит человек. Появляются  объёмно-пространственные  живописных изображения с обязательным использованием   принципов  светотени. Живопись начинает служить для украшения храмов, жилищ, гробниц, она выступает  в художественном единстве с архитектурой и  скульптурой.

Франсиско: Да ты многое знаешь! А вот средневековая живопись была преимущественно религиозного содержания. Фон фресок и картин был, как правило, условным, отвлечённым или золотым. Он таинственно  мерцал, воплощая, таким образом, божественную идею.

Элизабет: В средние века в основном были иконы, изображающие Бога, Богоматерь и святых.

Франсиско: Совершенно верно! В эпоху Возрождения  гармония мироздания отразилась в живописных картинах на религиозные и мифологические темы. Многие художники  Возрождения  были скульпторами, и архитекторами. Например, Микеланжело Буанароти.(1)   

Элизабет: А он ещё был поэтом. Мы учили в монастырской школе его стихи:

* * * Ты некрасивой быть не можешь, донна,

Равно не можешь быть и бессердечной,

Раз ты моя навечно.

Франсиско: Удивительные знания!

* * *Улыбки, лепет, жемчуг и парча -

Тут всякий сгоряча

Падет в божественном благоговенье.

А злато и каменья

Вдвойне огнем слепят.

Но потускнел бы яркий твой наряд,

Когда б не взгляд мой, полный восхищенья.(2)

Элизабет: Красивые строки! Ещё я знаю   Рафаэля Санти,(3)  Он был   художником,  графиком и архитектором. Одна из выдающихся картин Рафаэля «Секстинская мадонна».

Франсиско: Колоссальные знания! Умер Рафаэль в Риме в возрасте 37 лет.   На его гробнице имеется эпитафия: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побежденной, а после его смерти она боялась умереть».

А это  стихи Рафаэля:

Амур, умерь слепящее сиянье

Двух дивных глаз, ниспосланных тобой...

Элизабет подхватила:

Мои страдания любой поймёт,

Кто был не в силах управлять страстями...

Франсиско закончил:

И жертвой стал любовной круговерти.

Франсиско: Элизабет! Да ты умна не по возрасту! Уверен, что и ты  пишешь стихи. Ведь так?

Элизабет:  Да. Пишу. Но только по настроению.

Художник – он историк и поэт

Философ, скульптор, архитектор.

Он нарисует жизни натюрморт,

Соединив предметы верно.

Он оживит портрет своим огнём,

Он вложит в него свою душу, –

Так воздух чувством напоён,

И я его дыханьем не нарушу.

Франсиско: Элизабет, ты молодец! Не скажешь, что стихи написала девочка. Такие чувства! Я присоединяюсь к каждому слову твоего стихотворения.

Элизабет: А ещё мне нравятся вот эти стихи:

В раздумье стоит художник,

Алеет закат за окном,

И ученик, что моложе,

Краски смешает при нём.

На холст  неприхотливо

Цвет жёлтый  ложится,  охра.

Быстро и неторопливо

Красок  багровых игра!

И мирно вокруг,  без боя

Мазки один к одному,

Лишая былого покоя –

Белое полотно…

 (Ефим Морозов «Художник»)

Элизабет: В этом стихотворении  у   художника есть ученик.  Ну, точно, вы и я!

Возьму палитру, холст, мольберт,
Смешаю краски.
(4) 

Франсиско:

Возьму палитру, холст, мольберт,
Смешаю краски.

И буду рисовать портрет, –

Картину маслом.

Со мною рядом ученик,

Нет, ученица,

Я нарисую для неё

Портрет с синицей.

Пусть за окном зима –

А на портрете

Мечтает девушка одна

О знойном лете.

Франсиско, читая  стихотворение, взял  кисть, краски и стал рисовать портрет девушки, отпускающей птицу.

Элизабет: Какие красивые строки! А портрет получается просто чудесный!

 Картина  Игоря Лазарева «Отпуская птицу» (Из Интернета)

   В образе девушки Франсиско рисовал  Элизабет, только чуть старше. Нежное лицо, с мечтательным выражением лица, руки  с длинными пальцами. 

Девушка выпускает птицу, как выпускает в полёт свою мечту – стать художником, – рассуждал Франсиско, работая над картиной.

 Зима была на исходе.  Природа  постепенно освобождалась  от зимней унылой спячки. В воздухе чувствовалось приближение весны, проглядывало солнце,  но дули ещё холодные ветры и из затенённых улиц тянуло промозглой прохладой.

 Казалось, что Виже справился с болезнью. Кутаясь в шерстяной шарф, он  много времени проводил на ногах, бегая по очередным заказам. Одышка прошла, но это на первый взгляд. Луи еле-еле сдерживал хрипы,  боясь испугать дочь. Давило в груди, в области сердца, порой в глазах становилось темно, но он не унывал. Мысли  Виже были только о дочери.

 – Надо обеспечить дочь, чтобы она смогла продолжить  образование.

 Элизабет занималась с большим интересом, хорошо справляясь с заданиями по грамматике и математике. Отец наблюдал за дочерью и радовался её  успехам.

 

 (1) Микеланджело Буанароти (1475 -1564) —великий итальянский художник, скульптор, архитектор, поэт

(2) Стихи Микеланджело Буанароти

(3)Рафаэ́ль Са́нти (1483-1520) — великий итальянский  живописец, график и архитектор.

(4) Стихи Ларисы  Луканёвой  «Художник»

Рейтинг: +2 377 просмотров
Комментарии (3)
00000 # 12 декабря 2013 в 11:52 0
Стихи отличные. Анечка , тема новая? Я поняла, что надо прочесть начало. Пойду искать и читать. Ты супер!
Анна Магасумова # 12 декабря 2013 в 16:21 +1
Спасибо! Вот пишу одновременно с "Ценной бандеролью"...увлеклась.
Это рисунок Элизабет...(Из Интернета)
00000 # 12 декабря 2013 в 16:25 0
kissfor