Путешествие длиною в жизнь. Глава 5 ч.2
Путешествие длиною в жизнь.
Глава 5 Беседы о живописи.
Искусство есть средство беседы с людьми.
Николай Чернышевский
Беседа вторая «Искусство живописи»
Искусство требует знаний.
Бертольд Брехт
Франсиско продолжал заниматься с Элизабет.Одна из бесед была посвящена искусству живописи.
Франсиско: Живопись – очень древнее искусство. В одной легенде о происхождении живописи говорится, что первым художником была девушка, которая обвела на стене тень своего любимого. Здесь содержится доля истины: ведь развитие живописи началось с потребности иметь портрет человека.
Элизабет: Я тоже хочу рисовать портреты!
Франсиско: Слушай! Ещё в античную эпоху возникло стремление к воспроизведению мира таким, каким его видит человек. Появляются объёмно-пространственные живописных изображения с обязательным использованием принципов светотени. Живопись начинает служить для украшения храмов, жилищ, гробниц, она выступает в художественном единстве с архитектурой и скульптурой.
Франсиско: Да ты многое знаешь! А вот средневековая живопись была преимущественно религиозного содержания. Фон фресок и картин был, как правило, условным, отвлечённым или золотым. Он таинственно мерцал, воплощая, таким образом, божественную идею.
Элизабет: В средние века в основном были иконы, изображающие Бога, Богоматерь и святых.
Франсиско: Совершенно верно! В эпоху Возрождения гармония мироздания отразилась в живописных картинах на религиозные и мифологические темы. Многие художники Возрождения были скульпторами, и архитекторами. Например, Микеланжело Буанароти.(1)
Элизабет: А он ещё был поэтом. Мы учили в монастырской школе его стихи:
* * * Ты некрасивой быть не можешь, донна,
Равно не можешь быть и бессердечной,
Раз ты моя навечно.
Франсиско: Удивительные знания!
* * *Улыбки, лепет, жемчуг и парча -
Тут всякий сгоряча
Падет в божественном благоговенье.
А злато и каменья
Вдвойне огнем слепят.
Но потускнел бы яркий твой наряд,
Когда б не взгляд мой, полный восхищенья.(2)
Элизабет: Красивые строки! Ещё я знаю Рафаэля Санти,(3) Он был художником, графиком и архитектором. Одна из выдающихся картин Рафаэля «Секстинская мадонна».
Франсиско: Колоссальные знания! Умер Рафаэль в Риме в возрасте 37 лет. На его гробнице имеется эпитафия: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побежденной, а после его смерти она боялась умереть».
А это стихи Рафаэля:
Амур, умерь слепящее сиянье
Двух дивных глаз, ниспосланных тобой...
Элизабет подхватила:
Мои страдания любой поймёт,
Кто был не в силах управлять страстями...
Франсиско закончил:
И жертвой стал любовной круговерти.
Франсиско: Элизабет! Да ты умна не по возрасту! Уверен, что и ты пишешь стихи. Ведь так?
Элизабет: Да. Пишу. Но только по настроению.
Художник – он историк и поэт
Философ, скульптор, архитектор.
Он нарисует жизни натюрморт,
Соединив предметы верно.
Он оживит портрет своим огнём,
Он вложит в него свою душу, –
Так воздух чувством напоён,
И я его дыханьем не нарушу.
Франсиско: Элизабет, ты молодец! Не скажешь, что стихи написала девочка. Такие чувства! Я присоединяюсь к каждому слову твоего стихотворения.
Элизабет: А ещё мне нравятся вот эти стихи:
В раздумье стоит художник,
Алеет закат за окном,
И ученик, что моложе,
Краски смешает при нём.
На холст неприхотливо
Цвет жёлтый ложится, охра.
Быстро и неторопливо
Красок багровых игра!
И мирно вокруг, без боя
Мазки один к одному,
Лишая былого покоя –
Белое полотно…
(Ефим Морозов «Художник»)
Элизабет: В этом стихотворении у художника есть ученик. Ну, точно, вы и я!
Возьму
палитру, холст, мольберт,
Смешаю краски.(4)
Франсиско:
Возьму
палитру, холст, мольберт,
Смешаю краски.
И буду рисовать портрет, –
Картину маслом.
Со мною рядом ученик,
Нет, ученица,
Я нарисую для неё
Портрет с синицей.
Пусть за окном зима –
А на портрете
Мечтает девушка одна
О знойном лете.
Франсиско, читая стихотворение, взял кисть, краски и стал рисовать портрет девушки, отпускающей птицу.
Элизабет: Какие красивые строки! А портрет получается просто чудесный!
Картина Игоря Лазарева «Отпуская птицу» (Из Интернета)
В образе девушки Франсиско рисовал Элизабет, только чуть старше. Нежное лицо, с мечтательным выражением лица, руки с длинными пальцами.
–Девушка выпускает птицу, как выпускает в полёт свою мечту – стать художником, – рассуждал Франсиско, работая над картиной.
Зима была на исходе. Природа постепенно освобождалась от зимней унылой спячки. В воздухе чувствовалось приближение весны, проглядывало солнце, но дули ещё холодные ветры и из затенённых улиц тянуло промозглой прохладой.
Казалось, что Виже справился с болезнью. Кутаясь в шерстяной шарф, он много времени проводил на ногах, бегая по очередным заказам. Одышка прошла, но это на первый взгляд. Луи еле-еле сдерживал хрипы, боясь испугать дочь. Давило в груди, в области сердца, порой в глазах становилось темно, но он не унывал. Мысли Виже были только о дочери.
– Надо обеспечить дочь, чтобы она смогла продолжить образование.
Элизабет занималась с большим интересом, хорошо справляясь с заданиями по грамматике и математике. Отец наблюдал за дочерью и радовался её успехам.
(1) Микеланджело Буанароти (1475 -1564) —великий итальянский художник, скульптор, архитектор, поэт
(2) Стихи Микеланджело Буанароти
(3)Рафаэ́ль Са́нти (1483-1520) — великий итальянский живописец, график и архитектор.
(4) Стихи Ларисы Луканёвой «Художник»
Путешествие длиною в жизнь.
Глава 5 Беседы о живописи.
Искусство есть средство беседы с людьми.
Николай Чернышевский
Беседа вторая «Искусство живописи»
Искусство требует знаний.
Бертольд Брехт
Франсиско продолжал заниматься с Элизабет.Одна из бесед была посвящена искусству живописи.
Франсиско: Живопись – очень древнее искусство. В одной легенде о происхождении живописи говорится, что первым художником была девушка, которая обвела на стене тень своего любимого. Здесь содержится доля истины: ведь развитие живописи началось с потребности иметь портрет человека.
Элизабет: Я тоже хочу рисовать портреты!
Франсиско: Слушай! Ещё в античную эпоху возникло стремление к воспроизведению мира таким, каким его видит человек. Появляются объёмно-пространственные живописных изображения с обязательным использованием принципов светотени. Живопись начинает служить для украшения храмов, жилищ, гробниц, она выступает в художественном единстве с архитектурой и скульптурой.
Франсиско: Да ты многое знаешь! А вот средневековая живопись была преимущественно религиозного содержания. Фон фресок и картин был, как правило, условным, отвлечённым или золотым. Он таинственно мерцал, воплощая, таким образом, божественную идею.
Элизабет: В средние века в основном были иконы, изображающие Бога, Богоматерь и святых.
Франсиско: Совершенно верно! В эпоху Возрождения гармония мироздания отразилась в живописных картинах на религиозные и мифологические темы. Многие художники Возрождения были скульпторами, и архитекторами. Например, Микеланжело Буанароти.(1)
Элизабет: А он ещё был поэтом. Мы учили в монастырской школе его стихи:
* * * Ты некрасивой быть не можешь, донна,
Равно не можешь быть и бессердечной,
Раз ты моя навечно.
Франсиско: Удивительные знания!
* * *Улыбки, лепет, жемчуг и парча -
Тут всякий сгоряча
Падет в божественном благоговенье.
А злато и каменья
Вдвойне огнем слепят.
Но потускнел бы яркий твой наряд,
Когда б не взгляд мой, полный восхищенья.(2)
Элизабет: Красивые строки! Ещё я знаю Рафаэля Санти,(3) Он был художником, графиком и архитектором. Одна из выдающихся картин Рафаэля «Секстинская мадонна».
Франсиско: Колоссальные знания! Умер Рафаэль в Риме в возрасте 37 лет. На его гробнице имеется эпитафия: «Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побежденной, а после его смерти она боялась умереть».
А это стихи Рафаэля:
Амур, умерь слепящее сиянье
Двух дивных глаз, ниспосланных тобой...
Элизабет подхватила:
Мои страдания любой поймёт,
Кто был не в силах управлять страстями...
Франсиско закончил:
И жертвой стал любовной круговерти.
Франсиско: Элизабет! Да ты умна не по возрасту! Уверен, что и ты пишешь стихи. Ведь так?
Элизабет: Да. Пишу. Но только по настроению.
Художник – он историк и поэт
Философ, скульптор, архитектор.
Он нарисует жизни натюрморт,
Соединив предметы верно.
Он оживит портрет своим огнём,
Он вложит в него свою душу, –
Так воздух чувством напоён,
И я его дыханьем не нарушу.
Франсиско: Элизабет, ты молодец! Не скажешь, что стихи написала девочка. Такие чувства! Я присоединяюсь к каждому слову твоего стихотворения.
Элизабет: А ещё мне нравятся вот эти стихи:
В раздумье стоит художник,
Алеет закат за окном,
И ученик, что моложе,
Краски смешает при нём.
На холст неприхотливо
Цвет жёлтый ложится, охра.
Быстро и неторопливо
Красок багровых игра!
И мирно вокруг, без боя
Мазки один к одному,
Лишая былого покоя –
Белое полотно…
(Ефим Морозов «Художник»)
Элизабет: В этом стихотворении у художника есть ученик. Ну, точно, вы и я!
Возьму
палитру, холст, мольберт,
Смешаю краски.(4)
Франсиско:
Возьму
палитру, холст, мольберт,
Смешаю краски.
И буду рисовать портрет, –
Картину маслом.
Со мною рядом ученик,
Нет, ученица,
Я нарисую для неё
Портрет с синицей.
Пусть за окном зима –
А на портрете
Мечтает девушка одна
О знойном лете.
Франсиско, читая стихотворение, взял кисть, краски и стал рисовать портрет девушки, отпускающей птицу.
Элизабет: Какие красивые строки! А портрет получается просто чудесный!
Картина Игоря Лазарева «Отпуская птицу» (Из Интернета)
В образе девушки Франсиско рисовал Элизабет, только чуть старше. Нежное лицо, с мечтательным выражением лица, руки с длинными пальцами.
–Девушка выпускает птицу, как выпускает в полёт свою мечту – стать художником, – рассуждал Франсиско, работая над картиной.
Зима была на исходе. Природа постепенно освобождалась от зимней унылой спячки. В воздухе чувствовалось приближение весны, проглядывало солнце, но дули ещё холодные ветры и из затенённых улиц тянуло промозглой прохладой.
Казалось, что Виже справился с болезнью. Кутаясь в шерстяной шарф, он много времени проводил на ногах, бегая по очередным заказам. Одышка прошла, но это на первый взгляд. Луи еле-еле сдерживал хрипы, боясь испугать дочь. Давило в груди, в области сердца, порой в глазах становилось темно, но он не унывал. Мысли Виже были только о дочери.
– Надо обеспечить дочь, чтобы она смогла продолжить образование.
Элизабет занималась с большим интересом, хорошо справляясь с заданиями по грамматике и математике. Отец наблюдал за дочерью и радовался её успехам.
(1) Микеланджело Буанароти (1475 -1564) —великий итальянский художник, скульптор, архитектор, поэт
(2) Стихи Микеланджело Буанароти
(3)Рафаэ́ль Са́нти (1483-1520) — великий итальянский живописец, график и архитектор.
(4) Стихи Ларисы Луканёвой «Художник»
Татьяна Лаин # 12 декабря 2013 в 11:52 0 | ||
|
Анна Магасумова # 12 декабря 2013 в 16:21 +1 | ||
|
Татьяна Лаин # 12 декабря 2013 в 16:25 0 | ||
|