Религия и экзистенциальный кризис
2 октября 2017 -
Перфильев Максим Николаевич
Мы часто говорим, что чрезмерная религиозность приводит к интеллектуальной деградации, что, в общем-то, справедливо. Но при всем при этом не следует забывать и о позитивном эффекте, который дает нам религия – это упорядочивание поведения людей и сдерживание их эгоистичной природы. Однако, положа руку на сердце, стоит отметить, что позитив заключается не только в этом. Есть и другая важная функция религии, а именно – решение проблемы экзистенциального кризиса. Это вопрос о так называемом смысле жизни.
Для многих людей это не имеет особого значения. Но для некоторых это важно. Чувствовать некий вселенский замысел в своем существовании, осознавать, что твоя жизнь имеет высшее предназначение и действительно полезна. Определенным людям это просто крайне необходимо.
Человек перестает видеть смысл в жизни, когда понимает, что он всего лишь навсего разросшаяся до огромных размеров амёба, которая сама когда-то образовалась исключительно в результате случайных химических реакций. Еще менее жизнь кажется наполненной смыслом, когда издержки от процесса удовлетворения потребностей становятся примерно сопоставимы с объемом получаемого удовольствия, или даже превышают его. Материальное существование оказывается просто нерентабельным. Таким людям нужен дополнительный стимул, чтобы продолжать существовать. Им нужно знать – ради чего они это делают. Подобным стимулом и становится религия или какая-либо идеология.
Спасать себя самого и других людей от вечных мук ада, или даже участвовать в формировании нового прогрессивного, живущего по принципам справедливости, общества – все это намного интереснее, чем просто понтоваться перед соседом более дорогой машиной. Особенно когда таких же, как ты, понтовщиков – миллионы, и все они дружно называют себя средним классом. Людям важно осознавать, что их жизнь соответствует неким высшим целям, что они выполняют особые благородные задачи. Забирая у них религию (или идеологию) – вы не просто разрушаете их иллюзию, вы забираете у них смысл их жизни. Пусть и вымышленный. Пусть и эфемерный. Но он был. А вы его отнимаете, при этом ничего не давая взамен. И экзистенциальный кризис, который когда-то был разрешен, снова становится актуальным.
Некоторым людям лучше всю жизнь пребывать в иллюзии. Будучи погруженными в эти иллюзии, они пишут прекрасные картины, сочиняют замечательные стихи, создают шедевры скульптуры и архитектуры, придумывают красивую музыку. Ну, или просто вносят свой вклад в рост ВВП страны. Множество произведений искусства было создано в контексте религии. Ведь искусство – как и религия – это эмоциональная сфера. Противостояние между США и СССР, подогреваемое идеологической борьбой, способствовало техническому прогрессу и вывело человека в космос. А сейчас те, кто занимаются космосом, даже сами себе толком не могут ответить на вопрос – что там делать, зачем туда лететь, для чего колонизировать Марс. В 50-60-ые годы прошлого столетия такого вопроса даже не возникало.
Религия/идеология способна дать людям дополнительный стимул, который никогда не сможет дать ни одна материалистическая концепция. Она способна заставить апатичного человека пойти туда, куда он никогда не пошел бы, ощущая себя всего лишь слегка поумневшим потомком обезьяны. Разрушая религиозную иллюзию человека – вы разрушаете основание, на котором строится вся его жизнь. Именно поэтому религиозники так агрессивно реагируют на всякую попытку обесценивания их догматов. Ведь в этих догматах заключается смысл их существования. Конечно, многие из тех, кто причисляет себя к какой-либо религии – всего лишь навсего преследует свои корыстные материальные интересы, пытаясь втянуться в модное течение или присосаться к финансовой кормушке. Но есть и те, кто действительно в контексте религии стремятся к выполнению неких высших задач. Что будет с этими людьми, когда они осознают, что все их дела – не имеют никакого значения?
К счастью, людей склонных к экзистенциальному кризису, не так уж много. По моим наблюдениям – большинство людей даже не обладают сознанием, они как животные, всё их существование сводится лишь к удовлетворению базовых инстинктов. Рефлексия им так же недоступна, как тараканам живопись. Впрочем, кто знает, может, и тараканы рисуют в своих темных щелях картины, и даже построили где-нибудь свой тараканий Эрмитаж. В любом случае – проблема экзистенциального кризиса актуальна не для всех. А значит, в теории эта проблема не должна носить массового характера. Но это в теории. Стоит присмотреться к некоторым обществам, в которых уровень жизни достиг точки насыщения. Там экзистенциальный кризис уже начинает давать о себе знать. Например, в Японии или в других очень богатых странах. Насколько эта проблема будет значимой в социуме, в котором не исповедуют высших идеалов? Будет ли она усиливаться и заведет ли в тупик развитие цивилизации? Или же ее смогут успешно преодолеть? Это очень интересно.
Опять же в теории: пока существует бедность на земле, голод, войны и притеснения – человеку, ищущему себя в чем-то благородном и высоком, всегда будет, чем заняться. Правда, с осознанием того, что войны есть неотъемлемая часть человеческой истории и даже человеческой природы – теряется и смысл в борьбе с ними. Да и вообще, зачем спасать людей от войн и голода, если эти люди все равно гарантированно умрут, только не сейчас, а чуть попозже, по вполне естественным причинам, просто потому, что их срок биологической активности ограничен. Вся эта жизнь в исторической перспективе напоминает какой-то бесконечный и бессмысленный конвейер, который включили, а затем отломали рычаг управления. Но пока на Земле происходят страдания – некоторые люди, которые как бы ищут оправдания своему существованию, могут реализовать себя в разгребании этих бесконечных авгиевых конюшен.
Но вы только представьте, что будет, если все человечество на Земле, наконец, придет к взаимопониманию и наступит всеобщий мир, если проблема голода будет решена даже в Африке, если не останется нищих, все будут получать безусловный базовый доход, а болезни удастся победить генетикой и нанотехнологиями. Материальные страдания канут в лету. Даже для защитников бездомных кошечек и собачек не останется работы. Это идеальный образ будущего. Настолько нереальный и утопичный, что в него сложно поверить. Но что, если человечество однажды к этому образу все-таки придет? Что будет с теми людьми, которые живут некими высшими целями, которые видят смысл в борьбе со всякой несправедливостью и злом? Не наступит ли у них очередной экзистенциальный кризис? И не откопают ли они в результате из могилы те самые, давно забытые в будущем, религиозные идеи, чтобы поставить себе целью выполнение воображаемых задач и хоть как-то обосновать факт своего собственного бытия? Не придем ли мы к тому, с чего все и началось?
Перфильев Максим Николаевич ©
[Скрыть]
Регистрационный номер 0397907 выдан для произведения:
Говоря об интеллектуальной деградации, к которой приводит чрезмерная религиозность, нельзя не отметить при этом и позитивного эффекта от религии – в виде упорядочивания поведения людей и сдерживания их эгоистичной природы. Но дело не только в этом. Есть и другая важная функция религии, а именно – решение проблемы экзистенциального кризиса. Это вопрос о так называемом смысле жизни.
Для многих людей это не имеет особого значения. Но для некоторых это важно. Чувствовать некий вселенский замысел в своем существовании, осознавать, что твоя жизнь имеет высшее предназначение и действительно полезна. Определенным людям это просто крайне необходимо.
Человек перестает видеть смысл в жизни, когда понимает, что он всего лишь навсего разросшаяся до огромных размеров амёба, которая сама когда-то образовалась исключительно в результате случайных химических реакций. Еще менее жизнь кажется наполненной смыслом, когда издержки от процесса удовлетворения потребностей становятся примерно сопоставимы с объемом получаемого удовольствия, или даже превышают его. Материальное существование оказывается просто нерентабельным. Таким людям нужен дополнительный стимул, чтобы продолжать существовать. Им нужно знать – ради чего они это делают. Подобным стимулом и становится религия или какая-либо идеология.
Спасать себя самого и других людей от вечных мук ада, или даже участвовать в формировании нового прогрессивного, живущего по принципам справедливости, общества – все это намного интереснее, чем просто понтоваться перед соседом более дорогой машиной. Особенно когда таких же, как ты, понтовщиков – миллионы, и все они дружно называют себя средним классом. Людям важно осознавать, что их жизнь соответствует неким высшим целям, что они выполняют особые благородные задачи. Забирая у них религию (или идеологию) – вы не просто разрушаете их иллюзию, вы забираете у них смысл их жизни. Пусть и вымышленный. Пусть и эфемерный. Но он был. А вы его отнимаете, при этом ничего не давая взамен. И экзистенциальный кризис, который когда-то был разрешен, снова становится актуальным.
Некоторым людям лучше всю жизнь пребывать в иллюзии. Будучи погруженными в эти иллюзии, они пишут прекрасные картины, сочиняют замечательные стихи, создают шедевры скульптуры и архитектуры, придумывают красивую музыку. Ну, или просто вносят свой вклад в рост ВВП страны. Множество произведений искусства было создано в контексте религии. Ведь искусство – как и религия – это эмоциональная сфера. Противостояние между США и СССР, подогреваемое идеологической борьбой, способствовало техническому прогрессу и вывело человека в космос. А сейчас те, кто занимаются космосом, даже сами себе толком не могут ответить на вопрос – что там делать, зачем туда лететь, для чего колонизировать Марс. В 50-60-ые годы прошлого столетия такого вопроса даже не возникало.
Религия/идеология способна дать людям дополнительный стимул, который никогда не сможет дать ни одна материалистическая концепция. Она способна заставить апатичного человека пойти туда, куда он никогда не пошел бы, ощущая себя всего лишь слегка поумневшим потомком обезьяны. Разрушая религиозную иллюзию человека – вы разрушаете основание, на котором строится вся его жизнь. Именно поэтому религиозники так агрессивно реагируют на всякую попытку обесценивания их догматов. Ведь в этих догматах заключается смысл их существования. Конечно, многие из тех, кто причисляет себя к какой-либо религии – всего лишь навсего преследует свои корыстные материальные интересы, пытаясь втянуться в модное течение или присосаться к финансовой кормушке. Но есть и те, кто действительно в контексте религии стремятся к выполнению неких высших задач. Что будет с этими людьми, когда они осознают, что все их дела – не имеют никакого значения?
К счастью, людей склонных к экзистенциальному кризису, не так уж много. По моим наблюдениям – большинство людей даже не обладают сознанием, они как животные, всё их существование сводится лишь к удовлетворению базовых инстинктов. Рефлексия им так же недоступна, как тараканам живопись. Впрочем, кто знает, может, и тараканы рисуют в своих темных щелях картины, и даже построили где-нибудь свой тараканий Эрмитаж. В любом случае – проблема экзистенциального кризиса актуальна не для всех. А значит, в теории эта проблема не должна носить массового характера. Но это в теории. Стоит присмотреться к некоторым обществам, в которых уровень жизни достиг точки насыщения. Там экзистенциальный кризис уже начинает давать о себе знать. Например, в Японии или в других очень богатых странах. Насколько эта проблема будет значимой в социуме, в котором не исповедуют высших идеалов? Будет ли она усиливаться и заведет ли в тупик развитие цивилизации? Или же ее смогут успешно преодолеть? Это очень интересно.
Опять же в теории: пока существует бедность на земле, голод, войны и притеснения – человеку, ищущему себя в чем-то благородном и высоком, всегда будет, чем заняться. Правда, с осознанием того, что войны есть неотъемлемая часть человеческой истории и даже человеческой природы – теряется и смысл в борьбе с ними. Да и вообще, зачем спасать людей от войн и голода, если эти люди все равно гарантированно умрут, только не сейчас, а чуть попозже, по вполне естественным причинам, просто потому, что их срок биологической активности ограничен. Вся эта жизнь в исторической перспективе напоминает какой-то бесконечный и бессмысленный конвейер, который включили, а затем отломали рычаг управления. Но пока на Земле происходят страдания – некоторые люди, которые как бы ищут оправдания своему существованию, могут реализовать себя в разгребании этих бесконечных авгиевых конюшен.
Но вы только представьте, что будет, если все человечество на Земле, наконец, придет к взаимопониманию и наступит всеобщий мир, если проблема голода будет решена даже в Африке, если не останется нищих, все будут получать безусловный базовый доход, а болезни удастся победить генетикой и нанотехнологиями. Материальные страдания канут в лету. Даже для защитников бездомных кошечек и собачек не останется работы. Это идеальный образ будущего. Настолько нереальный и утопичный, что в него сложно поверить. Но что, если человечество однажды к этому образу все-таки придет? Что будет с теми людьми, которые живут некими высшими целями, которые видят смысл в борьбе со всякой несправедливостью и злом? Не наступит ли у них очередной экзистенциальный кризис? И не откопают ли они в результате из могилы те самые, давно забытые в будущем, религиозные идеи, чтобы поставить себе целью выполнение воображаемых задач и хоть как-то обосновать факт своего собственного бытия? Не придем ли мы к тому, с чего все и началось?
Перфильев Максим Николаевич ©
Для многих людей это не имеет особого значения. Но для некоторых это важно. Чувствовать некий вселенский замысел в своем существовании, осознавать, что твоя жизнь имеет высшее предназначение и действительно полезна. Определенным людям это просто крайне необходимо.
Человек перестает видеть смысл в жизни, когда понимает, что он всего лишь навсего разросшаяся до огромных размеров амёба, которая сама когда-то образовалась исключительно в результате случайных химических реакций. Еще менее жизнь кажется наполненной смыслом, когда издержки от процесса удовлетворения потребностей становятся примерно сопоставимы с объемом получаемого удовольствия, или даже превышают его. Материальное существование оказывается просто нерентабельным. Таким людям нужен дополнительный стимул, чтобы продолжать существовать. Им нужно знать – ради чего они это делают. Подобным стимулом и становится религия или какая-либо идеология.
Спасать себя самого и других людей от вечных мук ада, или даже участвовать в формировании нового прогрессивного, живущего по принципам справедливости, общества – все это намного интереснее, чем просто понтоваться перед соседом более дорогой машиной. Особенно когда таких же, как ты, понтовщиков – миллионы, и все они дружно называют себя средним классом. Людям важно осознавать, что их жизнь соответствует неким высшим целям, что они выполняют особые благородные задачи. Забирая у них религию (или идеологию) – вы не просто разрушаете их иллюзию, вы забираете у них смысл их жизни. Пусть и вымышленный. Пусть и эфемерный. Но он был. А вы его отнимаете, при этом ничего не давая взамен. И экзистенциальный кризис, который когда-то был разрешен, снова становится актуальным.
Некоторым людям лучше всю жизнь пребывать в иллюзии. Будучи погруженными в эти иллюзии, они пишут прекрасные картины, сочиняют замечательные стихи, создают шедевры скульптуры и архитектуры, придумывают красивую музыку. Ну, или просто вносят свой вклад в рост ВВП страны. Множество произведений искусства было создано в контексте религии. Ведь искусство – как и религия – это эмоциональная сфера. Противостояние между США и СССР, подогреваемое идеологической борьбой, способствовало техническому прогрессу и вывело человека в космос. А сейчас те, кто занимаются космосом, даже сами себе толком не могут ответить на вопрос – что там делать, зачем туда лететь, для чего колонизировать Марс. В 50-60-ые годы прошлого столетия такого вопроса даже не возникало.
Религия/идеология способна дать людям дополнительный стимул, который никогда не сможет дать ни одна материалистическая концепция. Она способна заставить апатичного человека пойти туда, куда он никогда не пошел бы, ощущая себя всего лишь слегка поумневшим потомком обезьяны. Разрушая религиозную иллюзию человека – вы разрушаете основание, на котором строится вся его жизнь. Именно поэтому религиозники так агрессивно реагируют на всякую попытку обесценивания их догматов. Ведь в этих догматах заключается смысл их существования. Конечно, многие из тех, кто причисляет себя к какой-либо религии – всего лишь навсего преследует свои корыстные материальные интересы, пытаясь втянуться в модное течение или присосаться к финансовой кормушке. Но есть и те, кто действительно в контексте религии стремятся к выполнению неких высших задач. Что будет с этими людьми, когда они осознают, что все их дела – не имеют никакого значения?
К счастью, людей склонных к экзистенциальному кризису, не так уж много. По моим наблюдениям – большинство людей даже не обладают сознанием, они как животные, всё их существование сводится лишь к удовлетворению базовых инстинктов. Рефлексия им так же недоступна, как тараканам живопись. Впрочем, кто знает, может, и тараканы рисуют в своих темных щелях картины, и даже построили где-нибудь свой тараканий Эрмитаж. В любом случае – проблема экзистенциального кризиса актуальна не для всех. А значит, в теории эта проблема не должна носить массового характера. Но это в теории. Стоит присмотреться к некоторым обществам, в которых уровень жизни достиг точки насыщения. Там экзистенциальный кризис уже начинает давать о себе знать. Например, в Японии или в других очень богатых странах. Насколько эта проблема будет значимой в социуме, в котором не исповедуют высших идеалов? Будет ли она усиливаться и заведет ли в тупик развитие цивилизации? Или же ее смогут успешно преодолеть? Это очень интересно.
Опять же в теории: пока существует бедность на земле, голод, войны и притеснения – человеку, ищущему себя в чем-то благородном и высоком, всегда будет, чем заняться. Правда, с осознанием того, что войны есть неотъемлемая часть человеческой истории и даже человеческой природы – теряется и смысл в борьбе с ними. Да и вообще, зачем спасать людей от войн и голода, если эти люди все равно гарантированно умрут, только не сейчас, а чуть попозже, по вполне естественным причинам, просто потому, что их срок биологической активности ограничен. Вся эта жизнь в исторической перспективе напоминает какой-то бесконечный и бессмысленный конвейер, который включили, а затем отломали рычаг управления. Но пока на Земле происходят страдания – некоторые люди, которые как бы ищут оправдания своему существованию, могут реализовать себя в разгребании этих бесконечных авгиевых конюшен.
Но вы только представьте, что будет, если все человечество на Земле, наконец, придет к взаимопониманию и наступит всеобщий мир, если проблема голода будет решена даже в Африке, если не останется нищих, все будут получать безусловный базовый доход, а болезни удастся победить генетикой и нанотехнологиями. Материальные страдания канут в лету. Даже для защитников бездомных кошечек и собачек не останется работы. Это идеальный образ будущего. Настолько нереальный и утопичный, что в него сложно поверить. Но что, если человечество однажды к этому образу все-таки придет? Что будет с теми людьми, которые живут некими высшими целями, которые видят смысл в борьбе со всякой несправедливостью и злом? Не наступит ли у них очередной экзистенциальный кризис? И не откопают ли они в результате из могилы те самые, давно забытые в будущем, религиозные идеи, чтобы поставить себе целью выполнение воображаемых задач и хоть как-то обосновать факт своего собственного бытия? Не придем ли мы к тому, с чего все и началось?
Перфильев Максим Николаевич ©
Рейтинг: +2
633 просмотра
Комментарии (2)
Валентин Воробьев # 5 ноября 2017 в 18:51 +1 |
Перфильев Максим Николаевич # 6 ноября 2017 в 13:12 0 | ||
|
Новые произведения