ГлавнаяПрозаЭссе и статьиРелигия → ПОСТ – не так всё просто

ПОСТ – не так всё просто

5 марта 2014 - Серов Владимир

Многие православные верующие соблюдают посты. Это дни, когда человек должен ограничить себя в пище. Считается, что в дни постанеобходимо исключить и разные развлечения, ведь телесный пост не может быть полным без поста духовного. Великий пост в 2012 году начался 27 февраля и продлится до 14 апреля. Петров пост - с 11 июня по 11 июля. Успенский пост - с 14 по 28 августа. С 28 ноября по 6 января 2013 года – Рождественский пост.  Все это многодневные посты.

 Однодневные посты приходятся на Крещенский сочельник – 18.01.2012, Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11.09.2012.  и Воздвижение Креста Господня – 27.09.2012.  Кроме того постоянно  постятся по средам и пятницам.

 

История возникновения

Пост имеет ветхозаветное происхождение, и был перенят христианами.  У иудеев была привычка поститься два раза в неделю — по вторникам и четвергам. Христиане, чтобы их не упрекали в том, что они не постятся, выбрали другие дни - среда и пятница.

Первоначально Великий и Рождественский  посты длились 7 дней, но в 3-м и 4-м веках Церковь установила  этим постам по 40 дней (Четыредесятница).

Петров пост появился, как возможность верующих поститься тогда, когда по каким-то причинам ими был пропущен Великий пост.

"Если некий человек не смог поститься на Страстную Седмицу, — не смог поститься перед Пасхой, то да постится неделю спустя после Пятидесятницы”.  (Апостольское предание св. Ипполлита Римского)

«Пятидесятница» - это 50-тидневное празднование Пасхи, которое заканчивается на Святую Троицу. А через неделю – начинается Петров пост.

 

Почему же должны поститься все верующие?

Дело в том, что раньше крещение язычников проводилось только по большим праздникам, поэтому пост, как очищение тела и подготовка души к тайне крещения, был к таким праздникам приурочен.  Но некрещёный человек, постясь для подготовки к крещению, видит крещеного, который в этот период не поститься! И возникает сомнение в справедливости новой веры. Для того, чтобы избежать появления таких сомнений, в эти дни стали поститься ВСЕ верующие, как бы в знак солидарности с новообращаемыми.

 

Немного о сути Великого поста.

ОН состоит из двух частей – это Святая Четыредесятница и затем Страстная Седмица.

«Страстная Седмица – это уже не Четыредесятница и, в общем, это даже уже не Великий Пост – это отдельное время. Можно сказать так: Четыредесятница (первые 40 дней) – это время, когда мы идём навстречу к Богу. Страстная Седмица – это время, когда Господь идёт навстречу нам. Идёт через страдания, через арест, Тайную Вечерю, Голгофу, сошествие во ад и, наконец, к Пасхе Он преодолевает последние преграды, которые отделяют нас от Бога.» (А.Кураев)

 

Пост, как таковой.

 «Пост – это время, когда душа должна становиться на страже, когда христианин сугубо вспоминает, что он солдат. Каждый из нас, независимо от возраста и от пола, – воин Христов. И каждому из нас вверена в защиту святыня небывалой ценности. Сам Творец миров снисшел к нам и распялся "нас ради человек и нашего ради спасения”...»

Так вот, мало сказать, что пост нужен для духовной жизни и т.д.

Конкретно, для чего именно?

У поста (в смысле воздержания от мясной, плотной пищи) три смысла. Первый, который больше всего знаком всем нам и с которого я начал: это знак общецерковной солидарности, действие послушания. Церковь благословляет в это время поститься – из послушания Церкви, из чувства своего единства, соборности с остальными христианами православными я буду в это время поститься, хотя мне это тяжело и радости никакой не доставляет и т.д. Это первый смысл, на котором большинство церковных людей на самом деле сегодня находятся.

  Второй смысл: пост нужен для того, чтобы сделать душу более независимой от плоти, чтобы слегка погасить избыток сексуальной энергии, прежде всего. Но и здесь также с самого начала нужно заметить, что, прежде всего, в таком случае (во втором смысле) пост приложим не ко всем. Он приложим только к людям, что называется, половозрелого возраста – т.е., может быть, начиная от подростков, ну и кончая периодом, когда приближается уже иной период жизни, когда плоть уже не возбуждает человека. Значит, это я к тому, что когда, скажем, в христианской среде речь идёт о посте детишек, то здесь, может быть, имеет смысл им говорить, что вот надо поститься просто из послушания. Но, понимаете, дело вот в чём: ведь можно проще дать человеку понять, что пост – это время такого сугубо личного подвига и время послушания. Для этого у пятилетнего малыша не обязательно молоко отнимать. Если вы перестанете его пирожными до Пасхи кормить, перестанете ему вкусности печь… Вот он привык, что вы ему ватрушки печёте, а вы перестанете ему ватрушки печь и поясняете, почему вы ему не печёте ватрушек, а молоком поите, – для него это будет достаточный пост.

Но здесь вопрос некой решимости. Человек действительно, всерьёз, намеревается ограничить буйство своей плоти или нет?

"Половинка на серединку” — как бы смысла нет. И очень часто это то, что вызывает разочарование в людях: "Вот я как бы пробовал поститься, а облегчения в искушениях не настало”. И вот это тоже, конечно, серьёзный вопрос, но это вопрос пастырский, что в таком случае делать.

 И, наконец, третье значение поста как воздержания от тяжёлой пищи – это облегчение молитвенного труда. Как однажды один старец сказал: "Есть нужно столько, чтобы когда ты встаёшь из-за стола, хотелось молиться”. Вот если ты встаёшь с тяжёлым чувством, так что о Боге как бы и думать не хочется, значит, переел.» (А,Кураев)

Здесь хочется привести сделанные разъяснения между телом и плотью.

 «… то, что находится на грани между телом и нашей душой как таковой, нашим духом, – это и есть плоть. Но на современном языке можно было бы сказать, что плоть – это то, что исследует фрейдистский психоанализ.

Поэтому поймите: проблема не в том, что лежит у меня в тарелке. Объесться можно и постной пищей. Проблема в том, как всё это влияет на молитвенную настроенность человека. И вот здесь есть ещё одна проблема.

 Если сказано, что пост истончает плоть, то ведь дело в том, что через эту истончившуюся завесу такая образина может выглянуть! Пост делает человека более прозрачным. И тогда наружу могут начать проступать такие страсти, которые обычно человек в себе более-менее культурно скрывает.» (А.Кураев)

 

Заключение

Пост должен приниматься или в полном объеме, то есть ограничение в пище должно сопровождаться  регулярным молением,  и не только им, но и готовностью к молитве. Или не приниматься вообще.

Пост без молитвы – это не только обыкновенная диета, но и грех, если ограничивая себя в пище,  ты делаешь вид, что делаешь это из религиозных побуждений, – это от лукавого, а значит неискренно.

***

 

 

 

 

Для данного сообщения взяты материалы из Церковного Православного календаря, Википедии и статьи

«О Великом посте: суть Великого поста», автор Протодиакон Андрей Кураев - Профессор Московской Духовной Академии; старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ.

© Copyright: Серов Владимир, 2014

Регистрационный номер №0197932

от 5 марта 2014

[Скрыть] Регистрационный номер 0197932 выдан для произведения:

Многие православные верующие соблюдают посты. Это дни, когда человек должен ограничить себя в пище. Считается, что в дни постанеобходимо исключить и разные развлечения, ведь телесный пост не может быть полным без поста духовного. Великий пост в 2012 году начался 27 февраля и продлится до 14 апреля. Петров пост - с 11 июня по 11 июля. Успенский пост - с 14 по 28 августа. С 28 ноября по 6 января 2013 года – Рождественский пост.  Все это многодневные посты.

 Однодневные посты приходятся на Крещенский сочельник – 18.01.2012, Усекновение главы Иоанна Предтечи – 11.09.2012.  и Воздвижение Креста Господня – 27.09.2012.  Кроме того постоянно  постятся по средам и пятницам.

 

История возникновения

Пост имеет ветхозаветное происхождение, и был перенят христианами.  У иудеев была привычка поститься два раза в неделю — по вторникам и четвергам. Христиане, чтобы их не упрекали в том, что они не постятся, выбрали другие дни - среда и пятница.

Первоначально Великий и Рождественский  посты длились 7 дней, но в 3-м и 4-м веках Церковь установила  этим постам по 40 дней (Четыредесятница).

Петров пост появился, как возможность верующих поститься тогда, когда по каким-то причинам ими был пропущен Великий пост.

"Если некий человек не смог поститься на Страстную Седмицу, — не смог поститься перед Пасхой, то да постится неделю спустя после Пятидесятницы”.  (Апостольское предание св. Ипполлита Римского)

«Пятидесятница» - это 50-тидневное празднование Пасхи, которое заканчивается на Святую Троицу. А через неделю – начинается Петров пост.

 

Почему же должны поститься все верующие?

Дело в том, что раньше крещение язычников проводилось только по большим праздникам, поэтому пост, как очищение тела и подготовка души к тайне крещения, был к таким праздникам приурочен.  Но некрещёный человек, постясь для подготовки к крещению, видит крещеного, который в этот период не поститься! И возникает сомнение в справедливости новой веры. Для того, чтобы избежать появления таких сомнений, в эти дни стали поститься ВСЕ верующие, как бы в знак солидарности с новообращаемыми.

 

Немного о сути Великого поста.

ОН состоит из двух частей – это Святая Четыредесятница и затем Страстная Седмица.

«Страстная Седмица – это уже не Четыредесятница и, в общем, это даже уже не Великий Пост – это отдельное время. Можно сказать так: Четыредесятница (первые 40 дней) – это время, когда мы идём навстречу к Богу. Страстная Седмица – это время, когда Господь идёт навстречу нам. Идёт через страдания, через арест, Тайную Вечерю, Голгофу, сошествие во ад и, наконец, к Пасхе Он преодолевает последние преграды, которые отделяют нас от Бога.» (А.Кураев)

 

Пост, как таковой.

 «Пост – это время, когда душа должна становиться на страже, когда христианин сугубо вспоминает, что он солдат. Каждый из нас, независимо от возраста и от пола, – воин Христов. И каждому из нас вверена в защиту святыня небывалой ценности. Сам Творец миров снисшел к нам и распялся "нас ради человек и нашего ради спасения”...»

Так вот, мало сказать, что пост нужен для духовной жизни и т.д.

Конкретно, для чего именно?

У поста (в смысле воздержания от мясной, плотной пищи) три смысла. Первый, который больше всего знаком всем нам и с которого я начал: это знак общецерковной солидарности, действие послушания. Церковь благословляет в это время поститься – из послушания Церкви, из чувства своего единства, соборности с остальными христианами православными я буду в это время поститься, хотя мне это тяжело и радости никакой не доставляет и т.д. Это первый смысл, на котором большинство церковных людей на самом деле сегодня находятся.

  Второй смысл: пост нужен для того, чтобы сделать душу более независимой от плоти, чтобы слегка погасить избыток сексуальной энергии, прежде всего. Но и здесь также с самого начала нужно заметить, что, прежде всего, в таком случае (во втором смысле) пост приложим не ко всем. Он приложим только к людям, что называется, половозрелого возраста – т.е., может быть, начиная от подростков, ну и кончая периодом, когда приближается уже иной период жизни, когда плоть уже не возбуждает человека. Значит, это я к тому, что когда, скажем, в христианской среде речь идёт о посте детишек, то здесь, может быть, имеет смысл им говорить, что вот надо поститься просто из послушания. Но, понимаете, дело вот в чём: ведь можно проще дать человеку понять, что пост – это время такого сугубо личного подвига и время послушания. Для этого у пятилетнего малыша не обязательно молоко отнимать. Если вы перестанете его пирожными до Пасхи кормить, перестанете ему вкусности печь… Вот он привык, что вы ему ватрушки печёте, а вы перестанете ему ватрушки печь и поясняете, почему вы ему не печёте ватрушек, а молоком поите, – для него это будет достаточный пост.

Но здесь вопрос некой решимости. Человек действительно, всерьёз, намеревается ограничить буйство своей плоти или нет?

"Половинка на серединку” — как бы смысла нет. И очень часто это то, что вызывает разочарование в людях: "Вот я как бы пробовал поститься, а облегчения в искушениях не настало”. И вот это тоже, конечно, серьёзный вопрос, но это вопрос пастырский, что в таком случае делать.

 И, наконец, третье значение поста как воздержания от тяжёлой пищи – это облегчение молитвенного труда. Как однажды один старец сказал: "Есть нужно столько, чтобы когда ты встаёшь из-за стола, хотелось молиться”. Вот если ты встаёшь с тяжёлым чувством, так что о Боге как бы и думать не хочется, значит, переел.» (А,Кураев)

Здесь хочется привести сделанные разъяснения между телом и плотью.

 «… то, что находится на грани между телом и нашей душой как таковой, нашим духом, – это и есть плоть. Но на современном языке можно было бы сказать, что плоть – это то, что исследует фрейдистский психоанализ.

Поэтому поймите: проблема не в том, что лежит у меня в тарелке. Объесться можно и постной пищей. Проблема в том, как всё это влияет на молитвенную настроенность человека. И вот здесь есть ещё одна проблема.

 Если сказано, что пост истончает плоть, то ведь дело в том, что через эту истончившуюся завесу такая образина может выглянуть! Пост делает человека более прозрачным. И тогда наружу могут начать проступать такие страсти, которые обычно человек в себе более-менее культурно скрывает.» (А.Кураев)

 

Заключение

Пост должен приниматься или в полном объеме, то есть ограничение в пище должно сопровождаться  регулярным молением,  и не только им, но и готовностью к молитве. Или не приниматься вообще.

Пост без молитвы – это не только обыкновенная диета, но и грех, если ограничивая себя в пище,  ты делаешь вид, что делаешь это из религиозных побуждений, – это от лукавого, а значит неискренно.

***

 

 

 

 

Для данного сообщения взяты материалы из Церковного Православного календаря, Википедии и статьи

«О Великом посте: суть Великого поста», автор Протодиакон Андрей Кураев - Профессор Московской Духовной Академии; старший научный сотрудник кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ.

 
Рейтинг: +3 474 просмотра
Комментарии (4)
Александр Сороковик # 6 марта 2014 в 02:13 0
Спасибо, Владимир! Всё верно, пост это не диета. Возможно, новоначальным ваш очерк даст повод для размышления.
Серов Владимир # 6 марта 2014 в 06:17 0
Я тоже так думаю! Он написан 2 года тому назад после споров с женой - как именно надо поститься. Пришлось "прояснять" вопрос до конца.
Благодарю за отзыв! c0137
Николай Георгиевич Глушенков # 6 марта 2014 в 05:54 0
Спасибо за поучительный очерк, всем будет полезно с ним ознакомиться
Серов Владимир # 6 марта 2014 в 06:19 0
Рад, что наши точки зрения совпадают! Благодарю! c0137