ГлавнаяПрозаЭссе и статьиРелигия → Битва на Чудском озере

Битва на Чудском озере

Битва на Чудском озере изображена с немецкими рыцарями в традиционной стилистической манере воинских повестей: " Бе же тогда суббота восходящю  солнцю и сьеступишася обои . И бысть сеча зла и труск от копий томления и звук от сечения мечнаго  яко же  и озеру померзьшю двигнутися; и не бе видети  леду  : покры бо ся кровию".
   Ссылаясь на" самовидца ", автор жития говорит о помощи Александру небесного полка. На самом деле, Александр в этой битве проявил незаурядный полководческий талант, разгадав тактический замысел врагов.
   Князь возвращается в Псков ведя,  подле коней пленных: " иже именують себе божии ритори".
Победа приносит Александру, подчеркивает житие, всемирную славу:" И нача слыти имя его по всем странам и до моря Египетьского  и до гор Араратьскых  и обону страну моря Варяжьскаго и до великага Риму."
   О других воинских подвигах Александра житие сообщает кратко:" единым выездом" он побеждает семь ратей" языка Литовьскаго".
   Много места отводится в житии взаимоотношениям с Ордой " Царь силен  Вьсточной стране" шлёт русскому князю своих послов, и их речь служит своеобразным оправданием поездки Александра в Орду:" В силе велице " он приходит во Владимир:" И бысть грозен приезд ега, и промчеся  весть ега  и до устья Волгы . И начаша  жены моавитьскыя полошати  дети  своя ркуще:" Александр едет!"
   Обдумав и получив благословение епископа, Александр  идёт в Орду. Как ведёт себя там князь, житие умалчивает, отмечая только удивления Батыя:" Истинну  ми сказасте, яко несть подобна сему князя".
   Если Александру Батый  воздает честь, то по отношению к ему меньшими брату проявляет гнев.
Причины гнева  автор не указывает и лишь отмечает, что его проявлением было пленение Суздальской земли ордынским воеводой Неврюем. Это даёт повод автору жития прославить Александра- идеального правителя, который:" церкви вьздвигну , грады испольни , люди  распуженыа собра в домы своя".
  Прославлению Александра - защитника православия- посвящен в житии рассказ о приходе на Русь папских послов.
Александр отвергает их предложение принять католичество, и в эти автор видит торжество национальной политики русского князя.

25.01. 2025 год,
Крайний Север,
Северная Лапландия.

© Copyright: Капиталина Максимова, 2025

Регистрационный номер №0536755

от 25 января 2025

[Скрыть] Регистрационный номер 0536755 выдан для произведения: Битва на Чудском озере изображена с немецкими рыцарями в традиционной стилистической манере воинских повестей: " Бе же тогда суббота восходящю  солнцю и сьеступишася обои . И бысть сеча зла и труск от копий томления и звук от сечения мечнаго  яко же  и озеру померзьшю двигнутися; и не бе видети  леду  : покры бо ся кровию".
   Ссылаясь на" самовидца ", автор жития говорит о помощи Александру небесного полка. На самом деле, Александр в этой битве проявил незаурядный полководческий талант, разгадав тактический замысел врагов.
   Князь возвращается в Псков ведя,  подле коней пленных: " иже именують себе божии ритори".
Победа приносит Александру, подчеркивает житие, всемирную славу:" И нача слыти имя его по всем странам и до моря Египетьского  и до гор Араратьскых  и обону страну моря Варяжьскаго и до великага Риму."
   О других воинских подвигах Александра житие сообщает кратко:" единым выездом" он побеждает семь ратей" языка Литовьскаго".
   Много места отводится в житии взаимоотношениям с Ордой " Царь силен  Вьсточной стране" шлёт русскому князю своих послов, и их речь служит своеобразным оправданием поездки Александра в Орду:" В силе велице " он приходит во Владимир:" И бысть грозен приезд ега, и промчеся  весть ега  и до устья Волгы . И начаша  жены моавитьскыя полошати  дети  своя ркуще:" Александр едет!"
   Обдумав и получив благословение епископа, Александр  идёт в Орду. Как ведёт себя там князь, житие умалчивает, отмечая только удивления Батыя:" Истинну  ми сказасте, яко несть подобна сему князя".
   Если Александру Батый  воздает честь, то по отношению к ему меньшими брату проявляет гнев.
Причины гнева  автор не указывает и лишь отмечает, что его проявлением было пленение Суздальской земли ордынским воеводой Неврюем. Это даёт повод автору жития прославить Александра- идеального правителя, который:" церкви вьздвигну , грады испольни , люди  распуженыа собра в домы своя".
  Прославлению Александра - защитника православия- посвящен в житии рассказ о приходе на Русь папских послов.
Александр отвергает их предложение принять католичество, и в эти автор видит торжество национальной политики русского князя.

25.01. 2025 год,
Крайний Север,
Северная Лапландия.
 
Рейтинг: 0 25 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!