ГлавнаяПрозаЭссе и статьиПублицистика → Укрупнение крупного

Укрупнение крупного

16 сентября 2012 - Николай Ветров

 

I. Укрупнение крупного.

 

Владивосток без сомнения интересный и живописный город. Визитная карточка Приморья. Город промышленности и военно-морского флота. И нет ничего плохого в том, что, в связи с саммитом АТЭС, город заасфальтировали, построили международный аэропорт, мост, дороги и несколько новых микрорайонов.

Но вот на что мне, человеку, несколько лет прожившему на Дальнем Востоке, приходится обратить внимание. Не могу об этом не сказать.

Лидеры наши в очередой раз укрупнили крупное. (Та же тенденция, что и с расширением Москвы). И забыли про остальное.

Мало кто на западе России представляет себе истинные размеры российского Дальнего Востока. Расстояние от Владивостока на юге и до Анадыря на севере составляет четыре тысячи километров. Это столько же, сколько от Москвы до озера Байкал. И на этом расстоянии у России всего восемь заметных городов. Два крупных: Владивосток и Хабаровск. И шесть поменьше: Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре, Магадан, Находка, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск. Есть ещё небольшие Биробиджан, Уссурийск, пара Ванино-Советская гавань. Посёлок городского типа Анадырь, центр Чукотки.

Всё остальное – почти незаметно на фоне больших расстояний и необъятных земель.

Когда-то столицей российского Дальнего Востока, во времена империи, был Николаевск-на-Амуре. Город, расположенный близко к устью реки Амур и северу острова Сахалин. С него-то и начнём.

За последние сто пятьдесят лет Николаевск почти не изменился. Несколько улиц, одно- и двухэтажные дома, аэродром советской постройки. Двадцать тысяч жителей с небольшим. В город не ведёт ни одной дороги, ни автомобильной, ни железной.

Воистину, бывший центр края превратился в позабытый Богом медвежий угол. А ведь у города интересное местоположение – он являлся форпостом, контролирующем устье крупнейшей реки Амур и север Татарского пролива. Недалеко от Николаевска, примерно в ста километрах, находится самое узкое место пролива, мыс Лазарева. Здесь по указанию Сталина строился тоннель на остров Сахалин. По каким-то причинам недостроенный тоннель оказался затоплен. Во времена Ельцина раздавались робкие голоса о необходимости его восстановления. Один раз об этом сказал и сам Борис Николаевич. Но дело почему-то быстро заглохло. Между тем, север острова находится на широтах южнее Москвы. Места эти богаты природными ресурсами и пригодны для проживания. И совсем не заселены.

Во времена Ельцина, после землетрясения, был полностью ликвидирован город Зеленогорск. Это при том, что в России имеются технологии строительства сейсмоустойчивых зданий, способных выдержать любые тектонические подвижки.

Сахалину возле мыса Лазарева нужен либо тоннель, либо мост-эстакада, длиной около семи-восьми километров, с одновременным прохождением по нему железной дороги и автомобильного движения. И таких мостов в мире много.

Дальний Восток нуждается в дорогах и мостах. Железная дорога до Николаевска и Магадана. Мост на Сахалин. Заселение огромных пространств. Строительство новых городов и обновление уже имеющихся.

Нужно вдохнуть новую жизнь в Магадан, город, расположенный на широте Петербурга. (За последние двадцать лет число жителей города уменьшилось в полтора раза). Вспомнить про посёлок Охотск, когда-то бывший городом. (И в честь него названо Охотское море). Превратить Магадан, Петропавловск, Охотск, Николаевск в города материковые, города «Большой земли» с помощью железной дороги. Построить несколько новых городов. Запустить высокоскоростное железнодорожное сообщение по маршруту Москва-Хабаровск (поезда типа «Сапсан»).

А не только заниматься укрупнением крупного.

Ведь, если внимательно посмотреть на расположение Хабаровска, Благовещенска, Владивостока, то становится очень заметно, что в ходе возможного военного конфликта, вероятный противник, расположенный от этих городов на расстоянии полёта артиллерийского снаряда, может «накрыть» их артиллерийским и ракетным ударом. И что тогда у нас останется на Дальнем Востоке? Мост на остров Русский?

 

II. Немного о мелочах.

 

Как инженер-строитель не могу не сказать несколько слов об обустройстве родного города, Москвы. О проблемной части города – «спальных» районах, хотя, думаю и в других городах спальные районы обустроены отнюдь не лучше.

При тех огромных деньгах, что вкладываются в благоустройство города, результаты выглядят, по меньшей мере, странно.

Начну с общественной зоны, с кинотеатров. Большинство кинотеатров на севере Москвы, «Арктика», «Байкал», «Комсомолец», «Рига» и многие другие попросту не работают. Муниципальные туалеты при них (а это типовые проекты, и один из туалетов расположен снаружи) либо не работают, либо работают по какому-то необычному, неизвестному людям графику. Впрочем, скажем прямо, добрая половина муниципальных туалетов ещё советской постройки на севере города не функционирует. Их закрыли в 90-е годы из-зи беспокойства, что ими станут пользоваться бездомные. В результате без отхожих мест оказались москвичи и гости столицы.

(К слову, в северных и дальневосточных городах страны есть множество заброшенных пятиэтажек и целых микрорайонов, которые можно было бы восстановить, и где поселить значительную часть бездомных людей. Но разве кто-то этим занимается?)

Получается, что москвичи должны быть благодарны корпорации «Мак-Дональдс» за то, что при их кафе есть бесплатные туалеты, единственные в том или ином районе города.

Редко возле какого-либо из кинотеатров имеются лавочки. На моей памяти, они есть только возле кинотеатра «Орион». В остальных случаях, как говорится, «ищите и обрящете».

Раритетом являются и урны для мусора. Когда-то они исчезли якобы из-за страха перед терроризмом. «Вдруг в них террорист бросит свой взрывпакет?» - рассуждали чиновники. И что имеет из-за этого? То там, то здесь, особенно в парках и зонах отдыха, появляются стихийно кучи мусора. В такие места впору ставить контейнеры, а не урны. Большинство скверов находятся на стадии лужайки, через которую народ по-быстрому проходит к автобусу, электричке, светофору и т. п. Одна-две дорожки. Ни клумб, ни фонтана, ни скульптуры. И это при большом числе в городе архитекторов, планировщиков, скульпьторов, садовников…

Вообще-то, идеологию, что народ одиннадцать месяцев кое-как работает и живёт здесь, а двенадатый проводит в красивых городах и на курортах Европы и Азии, следовало бы давно признать ущербной. И обустравать наши города не хуже заграничных.

Не лучше обстоит дело с многоэтажными парковками. В развитых городах мира (возьмите к примеру Лос-анджелес или Гонолулу) многоэтажные парковки (экономичные, с симпатичными фасадами из современных материалов) располагаются в каждом квартале, на каждом углу, а иногда и на первых пяти-семи этажах высотных жилых зданий. Пора переходить от заржавевших, много раз перекрашенных металлических гаражей, заполонивших улицы и городскую землю к современным способам хранения личного транспорта. А сколько при этом высвободиться земли под застройку и инфраструктуру!

О заборах.

За последние двадцать лет количество заборов резко увеличилось. Построили заборы и вдоль железных дорог. Город оказался разделён линиями ограждений. Там, где раньше можно было легко пересечь железную дорогу и оказаться в перелеске, роще, на опытном поле сельхозакадемии и т. д., теперь высятся непреодолимые преграды. Возникла необходимость строительства дополнительных надземных пешеходных переходов, для связей между районами города.

Город растёт. И растёт прежде всего ввысь. Вместо пятиэтажек построены семнадцати- и двадцатидвухэтажные дома. Здесь нужны в большем количестве поликлиники, школы, больницы, супермаркеты. И важно не «тупо» расширить давно существующую поликлинику или школу, а построить новые объекты в других разных местах, ближе к людям.

При расширении шоссе и рытье тоннелей важно сохранить, насколько это возможно, деревья под окнами домов, чтобы горожане и дальше могли радоваться немногочисленным зелёным насаждения мегаполиса. Это должно стать заботой проектировщиков и строителей. А не только освоение бюджетных денег и прибыли.

Давно пора прекратить игру в «чехарду» с рынками. Откроют рынок, потом закроют, снова откроют в другом месте, а потом закроют и там… Понятно, что чиновникам подобные открытия и закрытия всякий раз что-то приносят («откаты», «отстёжки», «барашка в бумажке»). Но ведь рынки раньше возникали не в одночасье, не случайно. Если рынок закрывается в удобном для покупателей и продавцов месте, то этим наносится большой удар и той и другой тороне. Чтобы «раскрутить», сделать популярным рынок в новом месте, трубуется немало времени, средств и усилий. И всё это приходится делать для того, чтобы чиновники почаще получали свои «откаты»?

И последнее. Идея расширения Москвы представляется во многом неудачной. В «старой» Москве насущные проблемы с транспортом, вывозом и, главное, хранением мусора, развитием инфраструктуры так и не были решены. Теперь к ним добавятся необъятные проблемы Москвы «новой». Город приобретает чудовищные размеры и весьма странный вид. Вместо логичной традиционной радиально-кольцевой структуры, когда град-кольцо простирал свои руки-щупальца в виде шоссе и железных дорог во все стороны огромной страны, мы получаем бесформенную трудно структурируемую массу, выступающую на юго-запад. Потомки нас в этом странном деле не поймут.

Намного важнее построить новые города или новую столицу где-то за Уралом или на Дальнем Востоке.

За сим честь имею.

© Copyright: Николай Ветров, 2012

Регистрационный номер №0077236

от 16 сентября 2012

[Скрыть] Регистрационный номер 0077236 выдан для произведения:

 

I. Укрупнение крупного.

 

Владивосток без сомнения интересный и живописный город. Визитная карточка Приморья. Город промышленности и военно-морского флота. И нет ничего плохого в том, что, в связи с саммитом АТЭС, город заасфальтировали, построили международный аэропорт, мост, дороги и несколько новых микрорайонов.

Но вот на что мне, человеку, несколько лет прожившему на Дальнем Востоке, приходится обратить внимание. Не могу об этом не сказать.

Лидеры наши в очередой раз укрупнили крупное. (Та же тенденция, что и с расширением Москвы). И забыли про остальное.

Мало кто на западе России представляет себе истинные размеры российского Дальнего Востока. Расстояние от Владивостока на юге и до Анадыря на севере составляет четыре тысячи километров. Это столько же, сколько от Москвы до озера Байкал. И на этом расстоянии у России всего восемь заметных городов. Два крупных: Владивосток и Хабаровск. И шесть поменьше: Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре, Магадан, Находка, Петропавловск-Камчатский, Южно-Сахалинск. Есть ещё небольшие Биробиджан, Уссурийск, пара Ванино-Советская гавань. Посёлок городского типа Анадырь, центр Чукотки.

Всё остальное – почти незаметно на фоне больших расстояний и необъятных земель.

Когда-то столицей российского Дальнего Востока, во времена империи, был Николаевск-на-Амуре. Город, расположенный близко к устью реки Амур и северу острова Сахалин. С него-то и начнём.

За последние сто пятьдесят лет Николаевск почти не изменился. Несколько улиц, одно- и двухэтажные дома, аэродром советской постройки. Двадцать тысяч жителей с небольшим. В город не ведёт ни одной дороги, ни автомобильной, ни железной.

Воистину, бывший центр края превратился в позабытый Богом медвежий угол. А ведь у города интересное местоположение – он являлся форпостом, контролирующем устье крупнейшей реки Амур и север Татарского пролива. Недалеко от Николаевска, примерно в ста километрах, находится самое узкое место пролива, мыс Лазарева. Здесь по указанию Сталина строился тоннель на остров Сахалин. По каким-то причинам недостроенный тоннель оказался затоплен. Во времена Ельцина раздавались робкие голоса о необходимости его восстановления. Один раз об этом сказал и сам Борис Николаевич. Но дело почему-то быстро заглохло. Между тем, север острова находится на широтах южнее Москвы. Места эти богаты природными ресурсами и пригодны для проживания. И совсем не заселены.

Во времена Ельцина, после землетрясения, был полностью ликвидирован город Зеленогорск. Это при том, что в России имеются технологии строительства сейсмоустойчивых зданий, способных выдержать любые тектонические подвижки.

Сахалину возле мыса Лазарева нужен либо тоннель, либо мост-эстакада, длиной около семи-восьми километров, с одновременным прохождением по нему железной дороги и автомобильного движения. И таких мостов в мире много.

Дальний Восток нуждается в дорогах и мостах. Железная дорога до Николаевска и Магадана. Мост на Сахалин. Заселение огромных пространств. Строительство новых городов и обновление уже имеющихся.

Нужно вдохнуть новую жизнь в Магадан, город, расположенный на широте Петербурга. (За последние двадцать лет число жителей города уменьшилось в полтора раза). Вспомнить про посёлок Охотск, когда-то бывший городом. (И в честь него названо Охотское море). Превратить Магадан, Петропавловск, Охотск, Николаевск в города материковые, города «Большой земли» с помощью железной дороги. Построить несколько новых городов. Запустить высокоскоростное железнодорожное сообщение по маршруту Москва-Хабаровск (поезда типа «Сапсан»).

А не только заниматься укрупнением крупного.

Ведь, если внимательно посмотреть на расположение Хабаровска, Благовещенска, Владивостока, то становится очень заметно, что в ходе возможного военного конфликта, вероятный противник, расположенный от этих городов на расстоянии полёта артиллерийского снаряда, может «накрыть» их артиллерийским и ракетным ударом. И что тогда у нас останется на Дальнем Востоке? Мост на остров Русский?

 

II. Немного о мелочах.

 

Как инженер-строитель не могу не сказать несколько слов об обустройстве родного города, Москвы. О проблемной части города – «спальных» районах, хотя, думаю и в других городах спальные районы обустроены отнюдь не лучше.

При тех огромных деньгах, что вкладываются в благоустройство города, результаты выглядят, по меньшей мере, странно.

Начну с общественной зоны, с кинотеатров. Большинство кинотеатров на севере Москвы, «Арктика», «Байкал», «Комсомолец», «Рига» и многие другие попросту не работают. Муниципальные туалеты при них (а это типовые проекты, и один из туалетов расположен снаружи) либо не работают, либо работают по какому-то необычному, неизвестному людям графику. Впрочем, скажем прямо, добрая половина муниципальных туалетов ещё советской постройки на севере города не функционирует. Их закрыли в 90-е годы из-зи беспокойства, что ими станут пользоваться бездомные. В результате без отхожих мест оказались москвичи и гости столицы.

(К слову, в северных и дальневосточных городах страны есть множество заброшенных пятиэтажек и целых микрорайонов, которые можно было бы восстановить, и где поселить значительную часть бездомных людей. Но разве кто-то этим занимается?)

Получается, что москвичи должны быть благодарны корпорации «Мак-Дональдс» за то, что при их кафе есть бесплатные туалеты, единственные в том или ином районе города.

Редко возле какого-либо из кинотеатров имеются лавочки. На моей памяти, они есть только возле кинотеатра «Орион». В остальных случаях, как говорится, «ищите и обрящете».

Раритетом являются и урны для мусора. Когда-то они исчезли якобы из-за страха перед терроризмом. «Вдруг в них террорист бросит свой взрывпакет?» - рассуждали чиновники. И что имеет из-за этого? То там, то здесь, особенно в парках и зонах отдыха, появляются стихийно кучи мусора. В такие места впору ставить контейнеры, а не урны. Большинство скверов находятся на стадии лужайки, через которую народ по-быстрому проходит к автобусу, электричке, светофору и т. п. Одна-две дорожки. Ни клумб, ни фонтана, ни скульптуры. И это при большом числе в городе архитекторов, планировщиков, скульпьторов, садовников…

Вообще-то, идеологию, что народ одиннадцать месяцев кое-как работает и живёт здесь, а двенадатый проводит в красивых городах и на курортах Европы и Азии, следовало бы давно признать ущербной. И обустравать наши города не хуже заграничных.

Не лучше обстоит дело с многоэтажными парковками. В развитых городах мира (возьмите к примеру Лос-анджелес или Гонолулу) многоэтажные парковки (экономичные, с симпатичными фасадами из современных материалов) располагаются в каждом квартале, на каждом углу, а иногда и на первых пяти-семи этажах высотных жилых зданий. Пора переходить от заржавевших, много раз перекрашенных металлических гаражей, заполонивших улицы и городскую землю к современным способам хранения личного транспорта. А сколько при этом высвободиться земли под застройку и инфраструктуру!

О заборах.

За последние двадцать лет количество заборов резко увеличилось. Построили заборы и вдоль железных дорог. Город оказался разделён линиями ограждений. Там, где раньше можно было легко пересечь железную дорогу и оказаться в перелеске, роще, на опытном поле сельхозакадемии и т. д., теперь высятся непреодолимые преграды. Возникла необходимость строительства дополнительных надземных пешеходных переходов, для связей между районами города.

Город растёт. И растёт прежде всего ввысь. Вместо пятиэтажек построены семнадцати- и двадцатидвухэтажные дома. Здесь нужны в большем количестве поликлиники, школы, больницы, супермаркеты. И важно не «тупо» расширить давно существующую поликлинику или школу, а построить новые объекты в других разных местах, ближе к людям.

При расширении шоссе и рытье тоннелей важно сохранить, насколько это возможно, деревья под окнами домов, чтобы горожане и дальше могли радоваться немногочисленным зелёным насаждения мегаполиса. Это должно стать заботой проектировщиков и строителей. А не только освоение бюджетных денег и прибыли.

Давно пора прекратить игру в «чехарду» с рынками. Откроют рынок, потом закроют, снова откроют в другом месте, а потом закроют и там… Понятно, что чиновникам подобные открытия и закрытия всякий раз что-то приносят («откаты», «отстёжки», «барашка в бумажке»). Но ведь рынки раньше возникали не в одночасье, не случайно. Если рынок закрывается в удобном для покупателей и продавцов месте, то этим наносится большой удар и той и другой тороне. Чтобы «раскрутить», сделать популярным рынок в новом месте, трубуется немало времени, средств и усилий. И всё это приходится делать для того, чтобы чиновники почаще получали свои «откаты»?

И последнее. Идея расширения Москвы представляется во многом неудачной. В «старой» Москве насущные проблемы с транспортом, вывозом и, главное, хранением мусора, развитием инфраструктуры так и не были решены. Теперь к ним добавятся необъятные проблемы Москвы «новой». Город приобретает чудовищные размеры и весьма странный вид. Вместо логичной традиционной радиально-кольцевой структуры, когда град-кольцо простирал свои руки-щупальца в виде шоссе и железных дорог во все стороны огромной страны, мы получаем бесформенную трудно структурируемую массу, выступающую на юго-запад. Потомки нас в этом странном деле не поймут.

Намного важнее построить новые города или новую столицу где-то за Уралом или на Дальнем Востоке.

За сим честь имею.

 
Рейтинг: 0 1656 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!