Искусство Босха обладает громадной притягательной силой, даже на альбомных копиях. Некоторые считают, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты.
Современные учёные иногда признают, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл, и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование. Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста 15-16 веков, извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания, и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию. Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями, существовавшими в ту эпоху. По мнению Френгера, Босх был членом Братства Свободного Духа, называемых также адамитами, — еретической секты, возникшей в XIII веке, но бурно развившейся по всей Европе несколькими столетиями позже, однако большинством учёных эта гипотеза отвергается, так как нет никаких данных, подтверждающих существование секты в Нидерландах при жизни Босха. Нет, всякую мистику стоит отторгнуть, мнение о которой сложилось под влиянием Сальвадора Дали, хотя кроме женщин с ящичками, Дали ничего серьёзного не внёс в сюр.
Босх, прибегнув к аллегориям и гиперболам, никогда не отходил от реализма, так как этот великий художник видел людей изнутри, а не то, что те показывали в общении. Современное милосердие и слюнтяйство не позволяют многим взглянуть внутрь себя, как это сделали Лев Толстой в "Крейцеровой сонате" и Достоевский в "Бесах", да и ранний Чехов не страшился правды в своих юморесках. Конечно, многие направления в живописи задали Рембрандт и Рафаэль, но без Босха не появились бы экспрессионисты и стили "фэнтези" и постмодернизм.
Сейчас компьютерная графика настойчиво вытесняет живопись и фотографию, но Иероним Босх остаётся одним из редких художников, искусство которого опять актуально.
[Скрыть]Регистрационный номер 0345876 выдан для произведения:
Искусство Босха обладает громадной притягательной силой, даже на альбомных копиях. Некоторые считают, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты.
Современные учёные иногда признают, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл, и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование. Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста 15-16 веков, извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания, и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» — алхимию, астрологию, чёрную магию. Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями, существовавшими в ту эпоху. По мнению Френгера, Босх был членом Братства Свободного Духа, называемых также адамитами, — еретической секты, возникшей в XIII веке, но бурно развившейся по всей Европе несколькими столетиями позже, однако большинством учёных эта гипотеза отвергается, так как нет никаких данных, подтверждающих существование секты в Нидерландах при жизни Босха. Нет, всякую мистику стоит отторгнуть, мнение о которой сложилось под влиянием Сальвадора Дали, хотя кроме женщин с ящичками, Дали ничего серьёзного не внёс в сюр.
Босх, прибегнув к аллегориям и гиперболам, никогда не отходил от реализма, так как этот великий художник видел людей изнутри, а не то, что те показывали в общении. Современное милосердие и слюнтяйство не позволяют многим взглянуть внутрь себя, как это сделали Лев Толстой в "Крейцеровой сонате" и Достоевский в "Бесах", да и ранний Чехов не страшился правды в своих юморесках. Конечно, многие направления в живописи задали Рембрандт и Рафаэль, но без Босха не появились бы экспрессионисты и стили "фэнтези" и постмодернизм.
Сейчас компьютерная графика настойчиво вытесняет живопись и фотографию, но Иероним Босх остаётся одним из редких художников, искусство которого опять актуально.