От начала человеческой цивилизации любая выдающаяся личность мифологизирована. Приписывание сверхъестественных способностей и необыкновенных интеллектуальных качеств, - образ супермена во времени и пространстве, - вот что тешит многие умы, как исследовательские, так и праздные. Вера в чудо и желание отследить промысел божий в судьбе личности, - не есть ли это самообман, причём, как всякая ложь, чреватый бедами в будущем?
Двадцатый век наиболее приблизился к истине, чем все предшествующие. И наиболее ярко в нём отслеживается борьба с мифотворчеством, движение к упрощению, борьба за реальные пути к постижению и воспитанию личности. Биографии великих людей рассматриваются более как самоучители, и гениальность предстаёт перед нами суммой достижимых достоинств при затрате определённого вр6мени и сил. И если степень дикости современного гомо сапиенса не столь безнадёжна, то гениальность доступна многим.
Особым нападкам в начале двадцатого века подверглось имя Пушкина, ибо мифологизация поэта к тому времени достигла предела, делая недостижимой высоты дальнейшего творческого развития в литературе.
Взяв планку безукоризненного стиля, ясного, полнокровного, лёгкого звучания стиха, Пушкин сознавал себя труженником, не очаровываясь лаврами гения, которому всё удаётся мимоходом. Об этом говорят его черновики. За каждой парящей строкой колоссальная работа над словом, требующая немалого интеллектуального оптимизма.