Если бы мы были самолётами
22 апреля 2021 -
Константин Ольховский
Если бы мы были самолётами, мы бы летали в небе
Воздушный транспорт считается одним из самых безопасных, но, к великому сожалению, иногда происходят авиакатастрофы, в которых гибнут люди.
Причин авиакатастроф множество: отказ техники, неблагоприятные погодные условия, «человеческий фактор» и т.д.
Наибольшее количество авиакатастроф случается в первые 3 минуты полёта и в последние 8 минут приземления.
02.08.1919 г. была зафиксирована первая авиакатастрофа коммерческого рейса: самолёт Caproni Ca.48 во время полёта из Венеции в Милан разрушился в воздухе.
По разным данным на «человеческий фактор» выпадает около 50% катастроф: это и недостаточная профессиональная подготовка пилотов, нарушения их физического и психического здоровья; неправильно принятые решения в сложных ситуациях и незнание или недостаточное знание «самолётного» английского языка, - ведь все переговоры между международными экипажами и персоналом аэропортов ведутся на английском языке.
Если б молодость знала, если б старость могла.
(Несколько примеров авиакатастроф, произошедших из-за недостаточного знания языка)
24.01.1966 г. индийский Boeing 707-437 врезался в гору Монблан. Погибло 117 человек.
Пилот неправильно рассчитал своё местоположение по отношению к горе, диспетчер исправил его, но пилот его не понял.
Aircraft accident report: "b) For want of a sufficiently precise phraseology, the correction was mis-understood by the pilot who, under the mistaken impression that he had passed the ridge leading to the summit and was still at a flight level which afforded sufficient safety clearance over the top of Mont Blanc, continued his descent."
27.03.1977 г. в аэропорту Лос-Родеос на острове Тенерифе в Испании на взлётной полосе столкнулись Boeing-747-206B и Boeing-747-121 – погибли 583 человека.
Диспетчер вышки говорил с ярко выраженным испанским «акцентом», экипажи самолётов неоднократно переспрашивали его. Также диспетчер и один из пилотов использовали нестандартные фразы.
Aircraft accident report: "The KLM aircraft had taken off without take-off clearance, in the absolute conviction that this clearance had been obtained, which was the result of a misunderstanding between the tower and the KLM aircraft.
This misunderstanding had arisen from the mutual use of usual terminology which, however, gave rise to misinterpretation. In combination with a number of other coinciding circumstances, the premature take-off of the KLM aircraft resulted in a collision with the Pan Am aircraft, because the latter was still on the runway since it had missed the correct intersection."
13.05.1977 г. Antonov An-12BP получил разрешение на посадку в аэропорту Бейрута. Диспетчер и экипаж не могли понять друг друга. Самолёт разбился, погибли 9 человек.
Aircraft accident report: "Language difficulties forced Beirut Area Control to repeat these instructions. Nothing more was heard from the flight.”
28.10.1978 г. радист рыболовного траулера «Синявин» в 8-балльный шторм принял сигнал SOS лётчиков ВМС США, которые потерпели крушение и оказались в холодной воде на плотах. На счастье американцев, русский радист сносно говорил на английском. Пилоты были спасены экипажем нашего траулера.
19.02.1989 г. Boeing 747-249F получил разрешение на посадку в аэропорту Куала-Лумпур. Диспетчер использовал нестандартную фразеологию, из-за чего не был понят экипажем. Самолёт врезался в холм, погибло 4 человека.
Aircraft accident report: "Non-standard phraseology was used by Kuala Lumpur ATC, causing the crew to misinterpret the instructions.”
25.01.1990 г. в США потерпел аварию колумбийский Boeing 707- 321B – погибли 73 человека из 158 пассажиров, остальные были сильно травмированы.
Комиссия по расследованию назвала одной из основных причин катастрофы неспособность экипажа сообщить диспетчеру на английском языке о недостатке топлива.
Aircraft accident report: "On 25th January, 1990, Avianca Flgiht 52, a Boeing 707- 321B, was flying from Bogota to New York JFK Airport via Medellin. The plane crashed into the village - Cove Neck, which was 24 km away from the airport after the flight had been flying in a holding pattern for over one hour above the aerospace of New York. The crew could not do anything due to the plane was running out of fuel and even the reserve fuel incase for emergency...
2) There was a language barrier between the pilots and the Air Traffic Controller causing the confirmation of priority status."
29.08.1996 г. Tupolev Tu-154М с рабочими-угольщиками и их семьями летел на норвежский архипелаг Шпицберген. Полёт проходил нормально до момента запроса на посадку в аэропорту Лонгйир, когда диспетчер не понял экипаж. Самолёт врезался в гору Операфьеллет. Погиб 141 человек.
Одной из причин явилось плохое знание экипажем английского языка.
Aircraft accident report: "Probable Cause: e) The crew had limited knowledge of the English language with the consequence that they had problems communicating their intentions to the AFIS officer.”
12.11.1996 г. недалеко от г. Чархи Дадри в Индии в воздухе столкнулись Boeing-747-168B и Ilushin Il-76TD из Казахстана – погибли 349 человек.
Индийский авиадиспетчер управлял полётом обоих рейсов и передал экипажу Ilushin Il-76TD, чтобы он снизился на эшелон FL150 (4550 метров) и что на встречном курсе на эшелоне FL140 (4250 метров) идёт Boeing-747-168B.
Не было найдено никаких подтверждений, что экипаж Ilushin Il-76TD правильно понял индийского диспетчера. Они продолжали снижаться, оказавшись в эшелоне FL140 (4250 метров) и столкнулись через некоторое время с Boeing-747-168B.
Причинами катастрофы были названы недостаточное владение английским языком и отсутствие правильной фразеологии у экипажа Ilushin.
17.11.2013 г. при посадке в аэропорту г. Казань разбился Boeing-737-500 (53A).
Было установлено, что причиной катастрофы послужило недостаточное знание пилотами английского языка для изучения технической документации по управлению самолётом:
«3.1.11. КВС и второй пилот проходили тестирование для определения уровня владения английским языком в ЦПАП ОАО «Авиакомпания «Татарстан». На момент АП обоим пилотам был присвоен четвёртый уровень владения языком по шкале ИКАО. На момент переучивания на самолёт Boeing 737 КВС был присвоен третий уровень, а второй пилот присвоенного уровня не имел.
Оценка фактического уровня владения английским языком членами лётного экипажа,... показала, что оба члена экипажа владели английским языком на втором (начальном) уровне по шкале ИКАО 51. Данный уровень был недостаточен для усвоения документации фирмы Boeing на английском языке (AFM, FCOM, QRH, FCTM), использовавшейся при переучивании на тип и выполнении полётов, что подтверждается существенными затруднениями (многократной пересдачей) при итоговом компьютерном тестировании в ходе переучивания и замечаниями инструкторов. Входное тестирование по английскому языку при направлении на переучивание ни КВС, ни первый, ни второй пилот не проходили».
11.01.2016 г. над аэропортом Внуково чуть не столкнулись военный Tupolev Tu-134 и бизнес-джет, которые шли в одном эшелоне по траектории пересечения. Вели самолёты два диспетчера, один из которых общался с бизнес-джетом по-английски, пилот которого неправильно понял диспетчера.
Учиться, учиться и ещё раз учиться!
28 сентября – 8 октября 2010 года в Монреале состоялась 37-я сессия Ассамблеи ИКАО, на которой была принята Резолюция 34/1 «Владение английским языком для ведения радиотелефонной связи» с 5 марта 2011 г.:
«1. Настоятельно рекомендует Договаривающимся государствам использовать стандартную фразеологию ИКАО во всех ситуациях, для которых она предписана.
Также был выработан единый для всех международных аэропортов стандарт служебных фраз, например вместо «О.К.» или «Roger» необходимо повторить ключевые данные поступившего приказа. Установлено, что «take off» используется только при точном понимании разрешения диспетчером взлёта, а также подтверждения разрешения взлёта пилотом, иначе используется слово departure - отправление.»
А сколько существует авиационных терминов, которые нужно просто знать, например: single trip - полет в один конец, tail plane – стабилизатор, screening - досмотр, dumping - аварийный слив топлива, nose-down – пикирование, check-in - регистрация на борт, pilot-in-command - командир воздушного судна, touch-and-golanding - посадка с немедленным взлётом, touchpad: touchdownpad – взлётно-посадочная площадка, helipad: helicopterlandingpad – вертолётная площадка, manland – посадка в ручном режиме, parabrake – тормозной парашют, leveling-off – выравнивание самолета, circle-to-land – круговой заход на посадку, lock-on – захват цели на автоматическое сопровождение, noising-over – формирование помех, take-off – взлёт, deadbeading сrew – член лётного экипажа, перевозимый как пассажир и т.д.
А также аббревиатуры: ULD: unitloaddevice – средство пакетирования груза, VFR: visualflightrules – правила визуальных полётов, TWY: taxiway – точка взлёта и т.д.
Трудно понять и легко не понять
Мы пользуемся своим языком (речью), забывая, что существует сложность взаимодействия когнитивных, неврологических, социальных, поведенческих и физических процессов и явлений.
Мы привыкли не задумываться над тем, что мы говорим, - слова льются из нас как худая вода из дырявого горшка. А всё потому, что мы почти никогда не несём ответственности за то, что говорим и за то, что мы не поняли друг друга.
Мы же не врезаемся друг в друга на большой скорости на высоте 10 км?!
Не падаем на взлёте в первые 3 минуты?!
Не бьёмся оземь в последние 8 минут?!
Но если рассмотреть внимательно вопросы межличностного общения, то примерно так и происходит, как у самолётов, только у нас, у людей, почти всегда наступление последствий "отложено” во времени.
Да мы и не всегда можем установить причинно-следственную связь между сказанными словами, совершёнными поступками и наступившими последствиями.
Часто мы просто рефлексируем, как кочевник в пустыне поёт о том, что он видит. Пребывая большую часть времени в неосознанном (бессознательном) состоянии, мы не воспринимаем тонких намёков, полутонов, других возможных значений и т.д.
Наш мозг, если не отключать его смартфоном, бургерами и тряпками, анализирует фонологию звука; лексическую структуру сказанного: какими словами мы и наш собеседник пользуемся; синтаксис: форму и типы предложений и словосочетаний; семантику: значение сказанного; прагматичность: соответствие сказанного вложенному значению.
В обычной жизни мы привыкли «чирикать» вхолостую, а девушки - «щебетать».
Мало кто из нас ответственно заботится о том, чтобы быть понятым, часто нам хочется, чтобы нас просто выслушали. А слушатель нашего «чириканья» часто совершенно не так воспринимает то, что мы хотим до него донести.
Семантический барьер существует всегда, - очень редко люди по-настоящему понимают друг друга, так как мы пропускаем услышанное через свою систему восприятия мира и жизненный опыт. Значения слов для каждого всегда свои, то есть субъективны.
В обычной жизни людей априори признаётся данное положение - каждый из нас отдельная вселенная. Но в «самолётной среде», как мы видели, - это смерти подобно. Поэтому для участников полётов создана специальная фразеология, где каждая команда имеет одно единственное значение, не подлежащее иному толкованию.
Если бы мы были самолётами, мы бы вымерли
Поэтому, если бы мы были самолётами, мы бы все очень быстро погибли: разбились при взлёте и посадке, либо столкнулись друг с другом в воздухе.
Посмотрите, как часто даже в бытовых ситуациях мы ведём себя так, будто у нас несколько жизней: не понимаем друг друга, кричим, оскорбляем...
И ещё раз: почему стали возможны эти ужасные авиакатастрофы, в которых погибли тысячи людей?
Правильно: участники полётов (пилоты, диспетчеры и т.д.) использовали неприемлемую фразеологию и не владели правильным произношением английского, что препятствовало пониманию.
Представляете, люди прекрасно знают, если они не будут владеть «самолётным» английским, то на 90% погибнут или будут осуждены, но всё равно, надеясь что "пронесёт”, не осваивают английский на необходимом уровне.
Личные причины каждого мы здесь рассматривать не будем, а видимая причина такого опасного положения в данной отрасли, - это личная некомпетентность большинства преподавателей.
[Скрыть]
Регистрационный номер 0493015 выдан для произведения:
Воздушный транспорт считается одним из самых безопасных, но, к великому сожалению, иногда происходят авиакатастрофы, в которых гибнут люди.
Причин авиакатастроф множество: отказ техники, неблагоприятные погодные условия, «человеческий фактор» и т.д.
Наибольшее количество авиакатастроф случается в первые 3 минуты полёта и в последние 8 минут приземления.
02.08.1919 г. была зафиксирована первая авиакатастрофа коммерческого рейса: самолёт Caproni Ca.48 во время полёта из Венеции в Милан разрушился в воздухе.
По разным данным на «человеческий фактор» выпадает около 50% катастроф: это и недостаточная профессиональная подготовка пилотов, нарушения их физического и психического здоровья; неправильно принятые решения в сложных ситуациях и незнание или недостаточное знание «самолётного» английского языка, - ведь все переговоры между международными экипажами и персоналом аэропортов ведутся на английском языке.
(Несколько примеров авиакатастроф, произошедших из-за недостаточного знания языка)
24.01.1966 г. индийский Boeing 707-437 врезался в гору Монблан. Погибло 117 человек.
Пилот неправильно рассчитал своё местоположение по отношению к горе, диспетчер исправил его, но пилот его не понял.
Aircraft accident report: “b) For want of a sufficiently precise phraseology, the correction was mis-understood by the pilot who, under the mistaken impression that he had passed the ridge leading to the summit and was still at a flight level which afforded sufficient safety clearance over the top of Mont Blanc, continued his descent."
27.03.1977 г. в аэропорту Лос-Родеос на острове Тенерифе в Испании на взлётной полосе столкнулись Boeing-747-206B и Boeing-747-121 – погибли 583 человека.
Диспетчер вышки говорил с ярко выраженным испанским «акцентом», экипажи самолётов неоднократно переспрашивали его. Также диспетчер и один из пилотов использовали нестандартные фразы.
Aircraft accident report: "The KLM aircraft had taken off without take-off clearance, in the absolute conviction that this clearance had been obtained, which was the result of a misunderstanding between the tower and the KLM aircraft.
This misunderstanding had arisen from the mutual use of usual terminology which, however, gave rise to misinterpretation. In combination with a number of other coinciding circumstances, the premature take-off of the KLM aircraft resulted in a collision with the Pan Am aircraft, because the latter was still on the runway since it had missed the correct intersection."
13.05.1977 г. Antonov An-12BP получил разрешение на посадку в аэропорту Бейрута. Диспетчер и экипаж не могли понять друг друга. Самолёт разбился, погибли 9 человек.
Aircraft accident report: “Language difficulties forced Beirut Area Control to repeat these instructions. Nothing more was heard from the flight.”
28.10.1978 г. радист рыболовного траулера «Синявин» в 8-балльный шторм принял сигнал SOS лётчиков ВМС США, которые потерпели крушение и оказались в холодной воде на плотах. На счастье американцев, русский радист сносно говорил на английском. Пилоты были спасены экипажем нашего траулера.
19.02.1989 г. Boeing 747-249F получил разрешение на посадку в аэропорту Куала-Лумпур. Диспетчер использовал нестандартную фразеологию, из-за чего не был понят экипажем. Самолёт врезался в холм, погибло 4 человека.
Aircraft accident report: “Non-standard phraseology was used by Kuala Lumpur ATC, causing the crew to misinterpret the instructions.”
25.01.1990 г. в США потерпел аварию колумбийский Boeing 707- 321B – погибли 73 человека из 158 пассажиров, остальные были сильно травмированы.
Комиссия по расследованию назвала одной из основных причин катастрофы неспособность экипажа сообщить диспетчеру на английском языке о недостатке топлива.
Aircraft accident report: "On 25th January, 1990, Avianca Flgiht 52, a Boeing 707- 321B, was flying from Bogota to New York JFK Airport via Medellin. The plane crashed into the village - Cove Neck, which was 24 km away from the airport after the flight had been flying in a holding pattern for over one hour above the aerospace of New York. The crew could not do anything due to the plane was running out of fuel and even the reserve fuel incase for emergency...
2) There was a language barrier between the pilots and the Air Traffic Controller causing the confirmation of priority status."
29.08.1996 г. Tupolev Tu-154М с рабочими-угольщиками и их семьями летел на норвежский архипелаг Шпицберген. Полёт проходил нормально до момента запроса на посадку в аэропорту Лонгйир, когда диспетчер не понял экипаж. Самолёт врезался в гору Операфьеллет. Погиб 141 человек.
Одной из причин явилось плохое знание экипажем английского языка.
Aircraft accident report: “Probable Cause: e) The crew had limited knowledge of the English language with the consequence that they had problems communicating their intentions to the AFIS officer.”
12.11.1996 г. недалеко от г. Чархи Дадри в Индии в воздухе столкнулись Boeing-747-168B и Ilushin Il-76TD из Казахстана – погибли 349 человек.
Индийский авиадиспетчер управлял полётом обоих рейсов и передал экипажу Ilushin Il-76TD, чтобы он снизился на эшелон FL150 (4550 метров) и что на встречном курсе на эшелоне FL140 (4250 метров) идёт Boeing-747-168B.
Не было найдено никаких подтверждений, что экипаж Ilushin Il-76TD правильно понял индийского диспетчера. Они продолжали снижаться, оказавшись в эшелоне FL140 (4250 метров) и столкнулись через некоторое время с Boeing-747-168B.
Причинами катастрофы были названы недостаточное владение английским языком и отсутствие правильной фразеологии у экипажа Ilushin.
17.11.2013 г. при посадке в аэропорту г. Казань разбился Boeing-737-500 (53A).
Было установлено, что причиной катастрофы послужило недостаточное знание пилотами английского языка для изучения технической документации по управлению самолётом:
«3.1.11. КВС и второй пилот проходили тестирование для определения уровня владения английским языком в ЦПАП ОАО «Авиакомпания «Татарстан». На момент АП обоим пилотам был присвоен четвёртый уровень владения языком по шкале ИКАО. На момент переучивания на самолёт Boeing 737 КВС был присвоен третий уровень, а второй пилот присвоенного уровня не имел.
Оценка фактического уровня владения английским языком членами лётного экипажа,... показала, что оба члена экипажа владели английским языком на втором (начальном) уровне по шкале ИКАО 51. Данный уровень был недостаточен для усвоения документации фирмы Boeing на английском языке (AFM, FCOM, QRH, FCTM), использовавшейся при переучивании на тип и выполнении полётов, что подтверждается существенными затруднениями (многократной пересдачей) при итоговом компьютерном тестировании в ходе переучивания и замечаниями инструкторов. Входное тестирование по английскому языку при направлении на переучивание ни КВС, ни первый, ни второй пилот не проходили».
11.01.2016 г. над аэропортом Внуково чуть не столкнулись военный Tupolev Tu-134 и бизнес-джет, которые шли в одном эшелоне по траектории пересечения. Вели самолёты два диспетчера, один из которых общался с бизнес-джетом по-английски, пилот которого неправильно понял диспетчера.
28 сентября – 8 октября 2010 года в Монреале состоялась 37-я сессия Ассамблеи ИКАО, на которой была принята Резолюция 34/1 «Владение английским языком для ведения радиотелефонной связи» с 5 марта 2011 г.:
«1. Настоятельно рекомендует Договаривающимся государствам использовать стандартную фразеологию ИКАО во всех ситуациях, для которых она предписана.
Также был выработан единый для всех международных аэропортов стандарт служебных фраз, например вместо «О.К.» или «Roger» необходимо повторить ключевые данные поступившего приказа. Установлено, что «take off» используется только при точном понимании разрешения диспетчером взлёта, а также подтверждения разрешения взлёта пилотом, иначе используется слово departure - отправление.»
А сколько существует авиационных терминов, которые нужно просто знать, например: single trip - полет в один конец, tail plane – стабилизатор, screening - досмотр, dumping - аварийный слив топлива, nose-down – пикирование, check-in - регистрация на борт, pilot-in-command - командир воздушного судна, touch-and-golanding - посадка с немедленным взлётом, touchpad: touchdownpad – взлётно-посадочная площадка, helipad: helicopterlandingpad – вертолётная площадка, manland – посадка в ручном режиме, parabrake – тормозной парашют, leveling-off – выравнивание самолета, circle-to-land – круговой заход на посадку, lock-on – захват цели на автоматическое сопровождение, noising-over – формирование помех, take-off – взлёт, deadbeading сrew – член лётного экипажа, перевозимый как пассажир и т.д.
А также аббревиатуры: ULD: unitloaddevice – средство пакетирования груза, VFR: visualflightrules – правила визуальных полётов, TWY: taxiway – точка взлёта и т.д.
Мы пользуемся своим языком (речью), забывая, что существует сложность взаимодействия когнитивных, неврологических, социальных, поведенческих и физических процессов и явлений.
Мы привыкли не задумываться над тем, что мы говорим, - слова льются из нас как худая вода из дырявого горшка. А всё потому, что мы почти никогда не несём ответственности за то, что говорим и за то, что мы не поняли друг друга.
Мы же не врезаемся друг в друга на большой скорости на высоте 10 км?!
Не падаем на взлёте в первые 3 минуты?!
Не бьёмся оземь в последние 8 минут?!
Но если рассмотреть внимательно вопросы межличностного общения, то примерно так и происходит, как у самолётов, только у нас, у людей, почти всегда наступление последствий “отложено” во времени.
Да мы и не всегда можем установить причинно-следственную связь между сказанными словами, совершёнными поступками и наступившими последствиями.
Часто мы просто рефлексируем, как кочевник в пустыне поёт о том, что он видит. Пребывая большую часть времени в неосознанном (бессознательном) состоянии, мы не воспринимаем тонких намёков, полутонов, других возможных значений и т.д.
Наш мозг, если не отключать его смартфоном, бургерами и тряпками, анализирует фонологию звука; лексическую структуру сказанного: какими словами мы и наш собеседник пользуемся; синтаксис: форму и типы предложений и словосочетаний; семантику: значение сказанного; прагматичность: соответствие сказанного вложенному значению.
В обычной жизни мы привыкли «чирикать» вхолостую, а девушки - «щебетать».
Мало кто из нас ответственно заботится о том, чтобы быть понятым, часто нам хочется, чтобы нас просто выслушали. А слушатель нашего «чириканья» часто совершенно не так воспринимает то, что мы хотим до него донести.
Семантический барьер существует всегда, - очень редко люди по-настоящему понимают друг друга, так как мы пропускаем услышанное через свою систему восприятия мира и жизненный опыт. Значения слов для каждого всегда свои, то есть субъективны.
В обычной жизни людей априори признаётся данное положение - каждый из нас отдельная вселенная. Но в «самолётной среде», как мы видели, - это смерти подобно. Поэтому для участников полётов создана специальная фразеология, где каждая команда имеет одно единственное значение, не подлежащее иному толкованию.
Поэтому, если бы мы были самолётами, мы бы все очень быстро погибли: разбились при взлёте и посадке, либо столкнулись друг с другом в воздухе.
Посмотрите, как часто даже в бытовых ситуациях мы ведём себя так, будто у нас несколько жизней: не понимаем друг друга, кричим, оскорбляем...
И ещё раз: почему стали возможны эти ужасные авиакатастрофы, в которых погибли тысячи людей?
Правильно: участники полётов (пилоты, диспетчеры и т.д.) использовали неприемлемую фразеологию и не владели правильным произношением английского, что препятствовало пониманию.
Представляете, люди прекрасно знают, если они не будут владеть «самолётным» английским, то на 90% погибнут или будут осуждены, но всё равно, надеясь что “пронесёт”, не осваивают английский на необходимом уровне.
Личные причины каждого мы здесь рассматривать не будем, а видимая причина такого опасного положения в данной отрасли, - это личная некомпетентность большинства преподавателей.
Источники:
1. «Aviation English in Non-Routine Situations» Н. К. Арагилян;
2. Доклад Технической комиссии на 3-й сессии Ассамблеи IKAO. Резолюция 34/1 «Владение английским языком для ведения радиотелефонной связи»;
3. «Авиационная терминология английского языка в аспекте перевода». А.В. Никульшина;
4. Окончательный отчёт по результатам расследования авиационного происшествия. Катастрофа Boeing 737-500 (53A) VQ-BBN;
5. «Незнание английского языка как причина авиакатастроф». Аль-Саббах Б., Поталуй В.В.;
6. Aviation Safety Network - https://aviation-safety.net/database/events/dblist.php?Event=FCL
7. NTSB Aircraft Accident Reports (AAR) - https://huntlibrary.erau.edu/collections/aerospace-and-aviation-reports/ntsb/aircraft-accident-reports
8. The aviation accident database - http://planecrashinfo.com/database.html
Если бы мы были самолётами, мы бы летали в небе
Воздушный транспорт считается одним из самых безопасных, но, к великому сожалению, иногда происходят авиакатастрофы, в которых гибнут люди.
Причин авиакатастроф множество: отказ техники, неблагоприятные погодные условия, «человеческий фактор» и т.д.
Наибольшее количество авиакатастроф случается в первые 3 минуты полёта и в последние 8 минут приземления.
02.08.1919 г. была зафиксирована первая авиакатастрофа коммерческого рейса: самолёт Caproni Ca.48 во время полёта из Венеции в Милан разрушился в воздухе.
По разным данным на «человеческий фактор» выпадает около 50% катастроф: это и недостаточная профессиональная подготовка пилотов, нарушения их физического и психического здоровья; неправильно принятые решения в сложных ситуациях и незнание или недостаточное знание «самолётного» английского языка, - ведь все переговоры между международными экипажами и персоналом аэропортов ведутся на английском языке.
Если б молодость знала, если б старость могла.
(Несколько примеров авиакатастроф, произошедших из-за недостаточного знания языка)
24.01.1966 г. индийский Boeing 707-437 врезался в гору Монблан. Погибло 117 человек.
Пилот неправильно рассчитал своё местоположение по отношению к горе, диспетчер исправил его, но пилот его не понял.
Aircraft accident report: “b) For want of a sufficiently precise phraseology, the correction was mis-understood by the pilot who, under the mistaken impression that he had passed the ridge leading to the summit and was still at a flight level which afforded sufficient safety clearance over the top of Mont Blanc, continued his descent."
27.03.1977 г. в аэропорту Лос-Родеос на острове Тенерифе в Испании на взлётной полосе столкнулись Boeing-747-206B и Boeing-747-121 – погибли 583 человека.
Диспетчер вышки говорил с ярко выраженным испанским «акцентом», экипажи самолётов неоднократно переспрашивали его. Также диспетчер и один из пилотов использовали нестандартные фразы.
Aircraft accident report: "The KLM aircraft had taken off without take-off clearance, in the absolute conviction that this clearance had been obtained, which was the result of a misunderstanding between the tower and the KLM aircraft.
This misunderstanding had arisen from the mutual use of usual terminology which, however, gave rise to misinterpretation. In combination with a number of other coinciding circumstances, the premature take-off of the KLM aircraft resulted in a collision with the Pan Am aircraft, because the latter was still on the runway since it had missed the correct intersection."
13.05.1977 г. Antonov An-12BP получил разрешение на посадку в аэропорту Бейрута. Диспетчер и экипаж не могли понять друг друга. Самолёт разбился, погибли 9 человек.
Aircraft accident report: “Language difficulties forced Beirut Area Control to repeat these instructions. Nothing more was heard from the flight.”
28.10.1978 г. радист рыболовного траулера «Синявин» в 8-балльный шторм принял сигнал SOS лётчиков ВМС США, которые потерпели крушение и оказались в холодной воде на плотах. На счастье американцев, русский радист сносно говорил на английском. Пилоты были спасены экипажем нашего траулера.
19.02.1989 г. Boeing 747-249F получил разрешение на посадку в аэропорту Куала-Лумпур. Диспетчер использовал нестандартную фразеологию, из-за чего не был понят экипажем. Самолёт врезался в холм, погибло 4 человека.
Aircraft accident report: “Non-standard phraseology was used by Kuala Lumpur ATC, causing the crew to misinterpret the instructions.”
25.01.1990 г. в США потерпел аварию колумбийский Boeing 707- 321B – погибли 73 человека из 158 пассажиров, остальные были сильно травмированы.
Комиссия по расследованию назвала одной из основных причин катастрофы неспособность экипажа сообщить диспетчеру на английском языке о недостатке топлива.
Aircraft accident report: "On 25th January, 1990, Avianca Flgiht 52, a Boeing 707- 321B, was flying from Bogota to New York JFK Airport via Medellin. The plane crashed into the village - Cove Neck, which was 24 km away from the airport after the flight had been flying in a holding pattern for over one hour above the aerospace of New York. The crew could not do anything due to the plane was running out of fuel and even the reserve fuel incase for emergency...
2) There was a language barrier between the pilots and the Air Traffic Controller causing the confirmation of priority status."
29.08.1996 г. Tupolev Tu-154М с рабочими-угольщиками и их семьями летел на норвежский архипелаг Шпицберген. Полёт проходил нормально до момента запроса на посадку в аэропорту Лонгйир, когда диспетчер не понял экипаж. Самолёт врезался в гору Операфьеллет. Погиб 141 человек.
Одной из причин явилось плохое знание экипажем английского языка.
Aircraft accident report: “Probable Cause: e) The crew had limited knowledge of the English language with the consequence that they had problems communicating their intentions to the AFIS officer.”
12.11.1996 г. недалеко от г. Чархи Дадри в Индии в воздухе столкнулись Boeing-747-168B и Ilushin Il-76TD из Казахстана – погибли 349 человек.
Индийский авиадиспетчер управлял полётом обоих рейсов и передал экипажу Ilushin Il-76TD, чтобы он снизился на эшелон FL150 (4550 метров) и что на встречном курсе на эшелоне FL140 (4250 метров) идёт Boeing-747-168B.
Не было найдено никаких подтверждений, что экипаж Ilushin Il-76TD правильно понял индийского диспетчера. Они продолжали снижаться, оказавшись в эшелоне FL140 (4250 метров) и столкнулись через некоторое время с Boeing-747-168B.
Причинами катастрофы были названы недостаточное владение английским языком и отсутствие правильной фразеологии у экипажа Ilushin.
17.11.2013 г. при посадке в аэропорту г. Казань разбился Boeing-737-500 (53A).
Было установлено, что причиной катастрофы послужило недостаточное знание пилотами английского языка для изучения технической документации по управлению самолётом:
«3.1.11. КВС и второй пилот проходили тестирование для определения уровня владения английским языком в ЦПАП ОАО «Авиакомпания «Татарстан». На момент АП обоим пилотам был присвоен четвёртый уровень владения языком по шкале ИКАО. На момент переучивания на самолёт Boeing 737 КВС был присвоен третий уровень, а второй пилот присвоенного уровня не имел.
Оценка фактического уровня владения английским языком членами лётного экипажа,... показала, что оба члена экипажа владели английским языком на втором (начальном) уровне по шкале ИКАО 51. Данный уровень был недостаточен для усвоения документации фирмы Boeing на английском языке (AFM, FCOM, QRH, FCTM), использовавшейся при переучивании на тип и выполнении полётов, что подтверждается существенными затруднениями (многократной пересдачей) при итоговом компьютерном тестировании в ходе переучивания и замечаниями инструкторов. Входное тестирование по английскому языку при направлении на переучивание ни КВС, ни первый, ни второй пилот не проходили».
11.01.2016 г. над аэропортом Внуково чуть не столкнулись военный Tupolev Tu-134 и бизнес-джет, которые шли в одном эшелоне по траектории пересечения. Вели самолёты два диспетчера, один из которых общался с бизнес-джетом по-английски, пилот которого неправильно понял диспетчера.
Учиться, учиться и ещё раз учиться!
28 сентября – 8 октября 2010 года в Монреале состоялась 37-я сессия Ассамблеи ИКАО, на которой была принята Резолюция 34/1 «Владение английским языком для ведения радиотелефонной связи» с 5 марта 2011 г.:
«1. Настоятельно рекомендует Договаривающимся государствам использовать стандартную фразеологию ИКАО во всех ситуациях, для которых она предписана.
Также был выработан единый для всех международных аэропортов стандарт служебных фраз, например вместо «О.К.» или «Roger» необходимо повторить ключевые данные поступившего приказа. Установлено, что «take off» используется только при точном понимании разрешения диспетчером взлёта, а также подтверждения разрешения взлёта пилотом, иначе используется слово departure - отправление.»
А сколько существует авиационных терминов, которые нужно просто знать, например: single trip - полет в один конец, tail plane – стабилизатор, screening - досмотр, dumping - аварийный слив топлива, nose-down – пикирование, check-in - регистрация на борт, pilot-in-command - командир воздушного судна, touch-and-golanding - посадка с немедленным взлётом, touchpad: touchdownpad – взлётно-посадочная площадка, helipad: helicopterlandingpad – вертолётная площадка, manland – посадка в ручном режиме, parabrake – тормозной парашют, leveling-off – выравнивание самолета, circle-to-land – круговой заход на посадку, lock-on – захват цели на автоматическое сопровождение, noising-over – формирование помех, take-off – взлёт, deadbeading сrew – член лётного экипажа, перевозимый как пассажир и т.д.
А также аббревиатуры: ULD: unitloaddevice – средство пакетирования груза, VFR: visualflightrules – правила визуальных полётов, TWY: taxiway – точка взлёта и т.д.
Трудно понять и легко не понять
Мы пользуемся своим языком (речью), забывая, что существует сложность взаимодействия когнитивных, неврологических, социальных, поведенческих и физических процессов и явлений.
Мы привыкли не задумываться над тем, что мы говорим, - слова льются из нас как худая вода из дырявого горшка. А всё потому, что мы почти никогда не несём ответственности за то, что говорим и за то, что мы не поняли друг друга.
Мы же не врезаемся друг в друга на большой скорости на высоте 10 км?!
Не падаем на взлёте в первые 3 минуты?!
Не бьёмся оземь в последние 8 минут?!
Но если рассмотреть внимательно вопросы межличностного общения, то примерно так и происходит, как у самолётов, только у нас, у людей, почти всегда наступление последствий “отложено” во времени.
Да мы и не всегда можем установить причинно-следственную связь между сказанными словами, совершёнными поступками и наступившими последствиями.
Часто мы просто рефлексируем, как кочевник в пустыне поёт о том, что он видит. Пребывая большую часть времени в неосознанном (бессознательном) состоянии, мы не воспринимаем тонких намёков, полутонов, других возможных значений и т.д.
Наш мозг, если не отключать его смартфоном, бургерами и тряпками, анализирует фонологию звука; лексическую структуру сказанного: какими словами мы и наш собеседник пользуемся; синтаксис: форму и типы предложений и словосочетаний; семантику: значение сказанного; прагматичность: соответствие сказанного вложенному значению.
В обычной жизни мы привыкли «чирикать» вхолостую, а девушки - «щебетать».
Мало кто из нас ответственно заботится о том, чтобы быть понятым, часто нам хочется, чтобы нас просто выслушали. А слушатель нашего «чириканья» часто совершенно не так воспринимает то, что мы хотим до него донести.
Семантический барьер существует всегда, - очень редко люди по-настоящему понимают друг друга, так как мы пропускаем услышанное через свою систему восприятия мира и жизненный опыт. Значения слов для каждого всегда свои, то есть субъективны.
В обычной жизни людей априори признаётся данное положение - каждый из нас отдельная вселенная. Но в «самолётной среде», как мы видели, - это смерти подобно. Поэтому для участников полётов создана специальная фразеология, где каждая команда имеет одно единственное значение, не подлежащее иному толкованию.
Если бы мы были самолётами, мы бы вымерли
Поэтому, если бы мы были самолётами, мы бы все очень быстро погибли: разбились при взлёте и посадке, либо столкнулись друг с другом в воздухе.
Посмотрите, как часто даже в бытовых ситуациях мы ведём себя так, будто у нас несколько жизней: не понимаем друг друга, кричим, оскорбляем...
И ещё раз: почему стали возможны эти ужасные авиакатастрофы, в которых погибли тысячи людей?
Правильно: участники полётов (пилоты, диспетчеры и т.д.) использовали неприемлемую фразеологию и не владели правильным произношением английского, что препятствовало пониманию.
Представляете, люди прекрасно знают, если они не будут владеть «самолётным» английским, то на 90% погибнут или будут осуждены, но всё равно, надеясь что “пронесёт”, не осваивают английский на необходимом уровне.
Личные причины каждого мы здесь рассматривать не будем, а видимая причина такого опасного положения в данной отрасли, - это личная некомпетентность большинства преподавателей.
Источники:
1. «Aviation English in Non-Routine Situations» Н. К. Арагилян;
2. Доклад Технической комиссии на 3-й сессии Ассамблеи IKAO. Резолюция 34/1 «Владение английским языком для ведения радиотелефонной связи»;
3. «Авиационная терминология английского языка в аспекте перевода». А.В. Никульшина;
4. Окончательный отчёт по результатам расследования авиационного происшествия. Катастрофа Boeing 737-500 (53A) VQ-BBN;
5. «Незнание английского языка как причина авиакатастроф». Аль-Саббах Б., Поталуй В.В.;
6. Aviation Safety Network - https://aviation-safety.net/database/events/dblist.php?Event=FCL
7. NTSB Aircraft Accident Reports (AAR) - https://huntlibrary.erau.edu/collections/aerospace-and-aviation-reports/ntsb/aircraft-accident-reports
8. The aviation accident database - http://planecrashinfo.com/database.html
Рейтинг: +1
416 просмотров
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!