ЧТО ЗНАЧИЛИ ЖУРАВЛИ ДЛЯ ДРЕВНИХ СЛАВЯН
Илл. Серебряная монета Беларуси, посвящённая защите окружающей среды (серый журавль). Чеканка: АО "Монетный двор Польши", Ag 925 пробы. 2004 г.
Не экзотическая птица журавль для просторов нашей страны, хотя не каждый может сказать, что видел журавля, не в каком-нибудь зоологическом саду или в парке, а непосредственно на природе - в среде его обитания.
Наверное, не стоит давать описания всех семейств, родов и видов этих великолепных птиц, изображения которых находили среди наскальных рисунков, сохранившихся с глубокой древности. Всё это можно найти в специализированной литературе и в справочниках. Достаточно сказать, что настоящие журавли (Gruidae) появились ещё в эпоху динозавров и распространились почти по всем континентам, за исключением Южной Америки и Антарктиды.
Но нас интересует территория, которую населяли наши предки, поэтому её правомерно будет сопоставить не с границей нынешней России, а с просторами Советского Союза.
В 1991 году Большой энциклопедический словарь (БЭС) сообщал: « в СССР 7 видов. Числ. Сокращается. 7 видов, в т. ч. стерх, японский и чёрный Ж., - в Красной книге МСОП; эти 3 вида, а также даурский Ж. и красавка – в Красной книге СССР».
Как видим, к концу двадцатого столетия перспективы для многих видов журавлей открывались нерадостные.
Но если мысленно перенестись на несколько столетий назад, то окажется, что журавли были не просто привычной птицей для славян, но и птицей особой, символической и даже сакральной.
Нет ничего убедительней, чем артефакты. Вот они-то и заставляют с особым интересом отнестись к журавлям.
В работе Б.А. Рыбакова «Язычество древней Руси» упоминается о серебряных браслетах – наручах, которые одевались во время особых обрядовых плясах, которые исполнялись во время русальных дней, для вызывания дождя. Вот фрагмент описания одного из них:
«Между волком и одним из львов в четвертом клейме помещена длинноногая птица и рядом с ней два солярных знака. В данном случае купальские русалии в конце июня, когда "солнце играет" символизирует птица с длинной шеей и хохолком на голове, в которой легко узнать журавля-красавку (Anthropoides virgo), обитающего в южной половине тогдашних русских земель».
Журавли – красавки, относительно невысокие птицы (до 90 см) во времена оные были весьма многочисленны. Их низкая приспособленность к жизни в болотистых местностях, обуславливала тягу к площадям открытым, травянистым. Поэтому, не только степи, но и луга, сельскохозяйственные угодья с наличием поблизости водных источников, привлекали их и как места гнездовий, и как места пропитания.
Прилетая в самом начале весны, журавли являлись как бы и её вестниками, что не могло не отмечаться нашими пращурами. Весна, пришедшая на смену мёртвому сезону – зиме, повсеместно отмечалась и праздновалась у всех народов. Прилёт журавлей в период весеннего равноденствия, мог ассоциироваться с зарождением нового Солнца, с Ярилой. Поэтому, наряду с животными, символизирующими божественное светило у разных народов, в частности, львом, конём, волком, был и журавль, возможно, трансформированный со временем в некоторых сказках в жар-птицу.
Недаром, слово «жеравый», несущее в себе понятия: раскалённый, жаркий, горящий, созвучно с названием этих птиц. Как пущенное со снежной горки горящее (жеравое) колесо, являлось и символом Солнца, и, одновременно, призывом к Весне, что бы та вступила на протопленную во льду дорожку, так и журавль символизировал небесный жар и одновременно призывал, своими кличами и танцами богиню жизни. "Журавль прилетел и теплынь принес" – гласит народная примета.
«Весенние крики журавлей чаще всего можно услышать с 5 до 8 ч утра, но иногда, в начале мая, журавли начинают кричать ещё в полной темноте – около 3 ч.» (А. Мальчевский, Ю. Пукинский «Птицы Ленинградской области и сопредельных территорий», т. 1, Изд. Ленинградского университета», 1983 г.). Эта выдержка касается серого журавля (Grus Grus) и о котором речь ещё пойдёт впереди.
О журавлиных танцах нужно сказать отдельно. Самец и самка перед тем, как завестись потомством или в период ухаживания, выполняют особые, связанные с этими событиями, можно сказать, обрядовые движения. Они хлопают крыльями, подпрыгивают, выполняют короткие перебежки, подбрасывают клювами пучки травы или обломки веточек. Считается, что красавки исполняют эти танцы наиболее грациозно и энергично.
Без всякого сомнения, журавлиные танцы, скорее всего, послужили примером для возникновения динамичных обрядовых плясов, которые исполнялись во время периодов молений о дожде или, как их называли, русалий.
В работах Б.А. Рыбакова приводятся различные взаимосвязи между особенностями поведения этих птиц и элементами плясовых движений, которые присущи исполнителям и исполнительницам подобных верчений:
«На интересующем нас браслете все журавли танцуют: одна нога журавля стоит на горизонтальном подножии арки, а другая упирается в вертикальную стойку. Птицы попарно обращены друг к другу головами. Грифоны, которые, как мы знаем еще по турьему рогу из Черной Могилы, содействовали весеннему расцвету природы, здесь вполне на месте - каждый из них обращен к одной из танцующих пар. Журавлиные пляски нередко производились по кругу; браслет, будучи надет на руку русальской плясуньи (а это зафиксировано изображениями на самих наручах), образовывал как бы журавлиный круговой хоровод».
Наверное, даже то немногое, приведённое здесь, достаточно, чтобы понять какой почитаемой птицей был когда-то на Руси, журавль. Недаром, изображение журавля в традиционных игрищах и в обрядовых действиях сохранялось долго и повсеместно. Уместно будет, я думаю, привести следующую цитату:
«Одной из характернейших черт святок и масленицы является ряжение, одевание тулупов шерстью вверх, ношение звериных масок и шумные карнавальные пляски в домах и на улицах. Рядятся в медведя, коня, быка, козу, гуся, журавля. Во время сборищ поют самые разнообразные песни из всего годового репертуара» (В.И. Чичеров «Зимний период»).
Было бы неверным, остановится и не попытаться совершить экскурс в несколько другом направлении. Всё, что говорилось выше о журавлях и их месте в культуре и в религии славянских, да и не только, народов затрагивает только одну сторону медали. А что же на другой, так сказать, практической стороне?
А вот что:
«В неволе Ж. обнаруживает большую привязанность к человеку, а также значительное развитие умственных способностей… В курятниках Ж. следят за порядком, разнимают дерущихся птиц; они пасут также скот не хуже овчарки и защищают вверенное им стадо против неприятелей» (Энциклопедия под ред. Южакова. Том 9).
Оказывается, журавли на Руси были ещё и домашней птицей. И не просто птицей, а универсальным стражем: и петуха подменить могут и собаку и, наверное, тревогу поднять не хуже, знаменитых Римских гусей. Но есть ли этому ещё какое-то подтверждение?
Вспомнилась «Русская Правда» - памятник законодательства 11 – 12 вв.
«28. А за княжеского коня, если он с тавром (платить) 3 гривны, а за смердьего – 2 гривны, за кобылу – 60 резан, а за вола – гривну, за корову – 40 резан, а (за) трехлетку – 15 кун, за двухлетку – полгривны, за теленка – 5 резан, за ягненка – ногата, за барана – ногата.
….
36. А за голубя и за курицу (платить) 9 кун, а за утку, за журавля и за лебедя – 30 резан; а штрафа 60 резан.
37. А если украдут чужого пса, ястреба или сокола, то (платить) вознаграждения потерпевшему 3 гривны».
Как видим, в перечне домашней птицы и животных журавль имеется и равен по стоимости лебедю. Но возникает вопрос. А какова цена в современном понятии?
Самой крупной денежной единицей здесь является серебряная гривна. Её вес составлял 204 грамма. Куна, имеющая в составе низкопробное серебро, ценилась вчетверо меньше, чем гривна серебра высокой пробы, и имела название «гривна кун».
Отсюда выводим соотношение денежных единиц XI века:
1 гривна (204 г) = 4 гривнам кун (51 г) = 20 ногатам (10,1 г) = 25 кунам (8,16 г) = 50 резанам (4,08 г) = 150 векшей (1.36 г).
Теперь можно перевести стоимость в граммы высокопробного серебра, и получить более наглядное представление о шкале ценности домашней живности:
княжеский конь с тавром, пёс, ястреб, сокол = 612 г;
конь смерда = 408 г:
кобыла = 244,8 г;
вол = 204 г;
корова = 163,2 г;
трёхлетка (третьяк) = 122,4;
журавль, утка и лебедь = 122,4 г + штраф 244,8 г;
двухлетка (бычок или телочка) = 102 г;
голубь или курица = 73,44;
телёнок = 20,4 г
ягнёнок, баран = 10,1 г;
Примечательно, как высоко котировались представители крылатых. И теперь становится понятно, что самая распространённая жертва языческим богам – курица, была ценным подношением, ведь она равнялась стоимости семи баранов или почти трём телятам. Журавль же, наравне с уткой и лебедем, занимает в этом списке среднюю позицию и равен по стоимости корове или бычку на третьем году жизни (без учёта штрафа). А со штрафом их убийство обойдётся почти как угон коня смерда.
Если обратить внимание, что собака в те времена оценивалась как княжеский конь, то понятно, что держать в хозяйстве журавлей - было в пять раз выгодней. К тому же журавли живут намного дольше, чем псовые.
Выскажу предположение, что если в курятнике порядок легко наведёт и малорослый журавль – красавка, то, скорее всего, в поле, в роли пастуха, больше пригоден высокий и более сильный серый журавль, рост которого достигает 115 см, а размах крыльев - до двух метров, при весе около шести килограммов у самца. Согласитесь, что такая птица действительно может постоять не только за себя, но и за всё стадо баранов.
Серебро серебром, но, что если пересчитать металл в рублёвый эквивалент по современному текущему курсу и понять, сколько нам нужно потратить нынешних российских рублей, пересекая границу времени во время путешествия в одиннадцатый век, чтобы купить там журавля или иную живность?
Цена серебра волатильна и к тому же неуклонно растёт с каждым годом. Но давайте, всё же, возьмём инвестиционную монету банка России чекана 1995 года, привычно называемую в обиходе «Соболь» и сделаем расчеты.
Вес данной монеты стандартный и равен тройской унции, то есть, округлённо,- 31,1 г. Монета качества чекана «uncirculated», что означает - стоимость работы по её производству минимальная и не очень влияет на собственную цену практически чистого серебра, из которого она состоит.
Так как этот очерк пишется в 2012 году, то и возьмём самый свежий обменный курс для нашей монеты. Цена продажи Сбербанком России в феврале – 1800 рублей, цена покупки – 1000 руб. Маржа велика. Поэтому для определения стоимости, приближенной к истинной, выведем среднюю, и получим 1400 рублей за унцию или 45 руб. за 1 грамм.
Теперь перечень выглядит так:
княжеский конь с тавром, пёс, ястреб, сокол = 27540 руб.
конь смерда = 18360 руб.
кобыла = 11016 руб.
вол = 9180 руб.
корова = 7344 руб.
трёхлетка (третьяк) = 5508 руб.
журавль, утка и лебедь = 5508 руб. + 11016 рублей штрафа, что составляет в сумме 16524 руб.
двухлетка (бычок или телочка) = 4590 руб.
голубь или курица = 3305 руб.
телёнок = 918 руб.
ягнёнок, баран = 455 руб.
Имея представление о современных ценах на домашнюю живность, можно теперь сделать выводы о том, насколько увеличилась инфляция на одних животных и насколько произошла дефляция на других. Обычная корова за тысячу лет стала дороже, примерно, в 5 раз, баран – в 10 раз, и, наоборот, курица упала в цене, примерно, в 50 раз.
А вот отдельные виды журавлей станут, наверное, бесценными, так как их количество в дикой природе сокращается. Пока же убийство вольных, не прирученных человеком, журавлей стали оценивать так:
«… штрафы за убийство "краснокнижных" животных раньше были небольшими. Но в 2008 году Министерство природы России увеличило их в десятки раз. Один убитый журавль теперь оценивается в 100 000 рублей». (Первый канал. Новости. Sunday, 26.02.2012 10:14).
26.02.12
Илл. Серебряная монета Беларуси, посвящённая защите окружающей среды (серый журавль). Чеканка: АО "Монетный двор Польши", Ag 925 пробы. 2004 г.
Не экзотическая птица журавль для просторов нашей страны, хотя не каждый может сказать, что видел журавля, не в каком-нибудь зоологическом саду или в парке, а непосредственно на природе - в среде его обитания. Наверное, не стоит давать описания всех семейств, родов и видов этих великолепных птиц, изображения которых находили среди наскальных рисунков, сохранившихся с глубокой древности. Всё это можно найти в специализированной литературе и в справочниках. Достаточно сказать, что настоящие журавли (Gruidae) появились ещё в эпоху динозавров и распространились почти по всем континентам, за исключением Южной Америки и Антарктиды. Но нас интересует территория, которую населяли наши предки, поэтому её правомерно будет сопоставить не с границей нынешней России, а с просторами Советского Союза. В 1991 году Большой энциклопедический словарь (БЭС) сообщал: « в СССР 7 видов. Числ. Сокращается. 7 видов, в т. ч. стерх, японский и чёрный Ж., - в Красной книге МСОП; эти 3 вида, а также даурский Ж. и красавка – в Красной книге СССР». Как видим, к концу двадцатого столетия перспективы для многих видов журавлей открывались нерадостные. Но если мысленно перенестись на несколько столетий назад, то окажется, что журавли были не просто привычной птицей для славян, но и птицей особой, символической и даже сакральной. Нет ничего убедительней, чем артефакты. Вот они-то и заставляют с особым интересом отнестись к журавлям. В работе Б.А. Рыбакова «Язычество древней Руси» упоминается о серебряных браслетах – наручах, которые одевались во время особых обрядовых плясах, которые исполнялись во время русальных дней, для вызывания дождя. Вот фрагмент описания одного из них: «Между волком и одним из львов в четвертом клейме помещена длинноногая птица и рядом с ней два солярных знака. В данном случае купальские русалии в конце июня, когда "солнце играет" символизирует птица с длинной шеей и хохолком на голове, в которой легко узнать журавля-красавку (Anthropoides virgo), обитающего в южной половине тогдашних русских земель». Журавли – красавки, относительно невысокие птицы (до 90 см) во времена оные были весьма многочисленны. Их низкая приспособленность к жизни в болотистых местностях, обуславливала тягу к площадям открытым, травянистым. Поэтому, не только степи, но и луга, сельскохозяйственные угодья с наличием поблизости водных источников, привлекали их и как места гнездовий, и как места пропитания. Прилетая в самом начале весны, журавли являлись как бы и её вестниками, что не могло не отмечаться нашими пращурами. Весна, пришедшая на смену мёртвому сезону – зиме, повсеместно отмечалась и праздновалась у всех народов. Прилёт журавлей в период весеннего равноденствия, мог ассоциироваться с зарождением нового Солнца, с Ярилой. Поэтому, наряду с животными, символизирующими божественное светило у разных народов, в частности, львом, конём, волком, был и журавль, возможно, трансформированный со временем в некоторых сказках в жар-птицу. Недаром, слово «жеравый», несущее в себе понятия: раскалённый, жаркий, горящий, созвучно с названием этих птиц. Как пущенное со снежной горки горящее (жеравое) колесо, являлось и символом Солнца, и, одновременно, призывом к Весне, что бы та вступила на протопленную во льду дорожку, так и журавль символизировал небесный жар и одновременно призывал, своими кличами и танцами богиню жизни. "Журавль прилетел и теплынь принес" – гласит народная примета. «Весенние крики журавлей чаще всего можно услышать с 5 до 8 ч утра, но иногда, в начале мая, журавли начинают кричать ещё в полной темноте – около 3 ч.» (А. Мальчевский, Ю. Пукинский «Птицы Ленинградской области и сопредельных территорий», т. 1, Изд. Ленинградского университета», 1983 г.). Эта выдержка касается серого журавля (Grus Grus) и о котором речь ещё пойдёт впереди. О журавлиных танцах нужно сказать отдельно. Самец и самка перед тем, как завестись потомством или в период ухаживания, выполняют особые, связанные с этими событиями, можно сказать, обрядовые движения. Они хлопают крыльями, подпрыгивают, выполняют короткие перебежки, подбрасывают клювами пучки травы или обломки веточек. Считается, что красавки исполняют эти танцы наиболее грациозно и энергично. Без всякого сомнения, журавлиные танцы, скорее всего, послужили примером для возникновения динамичных обрядовых плясов, которые исполнялись во время периодов молений о дожде или, как их называли, русалий. В работах Б.А. Рыбакова приводятся различные взаимосвязи между особенностями поведения этих птиц и элементами плясовых движений, которые присущи исполнителям и исполнительницам подобных верчений: «На интересующем нас браслете все журавли танцуют: одна нога журавля стоит на горизонтальном подножии арки, а другая упирается в вертикальную стойку. Птицы попарно обращены друг к другу головами. Грифоны, которые, как мы знаем еще по турьему рогу из Черной Могилы, содействовали весеннему расцвету природы, здесь вполне на месте - каждый из них обращен к одной из танцующих пар. Журавлиные пляски нередко производились по кругу; браслет, будучи надет на руку русальской плясуньи (а это зафиксировано изображениями на самих наручах), образовывал как бы журавлиный круговой хоровод». Наверное, даже то немногое, приведённое здесь, достаточно, чтобы понять какой почитаемой птицей был когда-то на Руси, журавль. Недаром, изображение журавля в традиционных игрищах и в обрядовых действиях сохранялось долго и повсеместно. Уместно будет, я думаю, привести следующую цитату: «Одной из характернейших черт святок и масленицы является ряжение, одевание тулупов шерстью вверх, ношение звериных масок и шумные карнавальные пляски в домах и на улицах. Рядятся в медведя, коня, быка, козу, гуся, журавля. Во время сборищ поют самые разнообразные песни из всего годового репертуара» (В.И. Чичеров «Зимний период»). Было бы неверным, остановится и не попытаться совершить экскурс в несколько другом направлении. Всё, что говорилось выше о журавлях и их месте в культуре и в религии славянских, да и не только, народов затрагивает только одну сторону медали. А что же на другой, так сказать, практической стороне? А вот что: «В неволе Ж. обнаруживает большую привязанность к человеку, а также значительное развитие умственных способностей… В курятниках Ж. следят за порядком, разнимают дерущихся птиц; они пасут также скот не хуже овчарки и защищают вверенное им стадо против неприятелей» (Энциклопедия под ред. Южакова. Том 9). Оказывается, журавли на Руси были ещё и домашней птицей. И не просто птицей, а универсальным стражем: и петуха подменить могут и собаку и, наверное, тревогу поднять не хуже, знаменитых Римских гусей. Но есть ли этому ещё какое-то подтверждение? Вспомнилась «Русская Правда» - памятник законодательства 11 – 12 вв. «28. А за княжеского коня, если он с тавром (платить) 3 гривны, а за смердьего – 2 гривны, за кобылу – 60 резан, а за вола – гривну, за корову – 40 резан, а (за) трехлетку – 15 кун, за двухлетку – полгривны, за теленка – 5 резан, за ягненка – ногата, за барана – ногата. …. 36. А за голубя и за курицу (платить) 9 кун, а за утку, за журавля и за лебедя – 30 резан; а штрафа 60 резан. 37. А если украдут чужого пса, ястреба или сокола, то (платить) вознаграждения потерпевшему 3 гривны». Как видим, в перечне домашней птицы и животных журавль имеется и равен по стоимости лебедю. Но возникает вопрос. А какова цена в современном понятии? Самой крупной денежной единицей здесь является серебряная гривна. Её вес составлял 204 грамма. Куна, имеющая в составе низкопробное серебро, ценилась вчетверо меньше, чем гривна серебра высокой пробы, и имела название «гривна кун». Отсюда выводим соотношение денежных единиц XI века: 1 гривна (204 г) = 4 гривнам кун (51 г) = 20 ногатам (10,1 г) = 25 кунам (8,16 г) = 50 резанам (4,08 г) = 150 векшей (1.36 г). Теперь можно перевести стоимость в граммы высокопробного серебра, и получить более наглядное представление о шкале ценности домашней живности: княжеский конь с тавром, пёс, ястреб, сокол = 612 г; конь смерда = 408 г: кобыла = 244,8 г; вол = 204 г; корова = 163,2 г; трёхлетка (третьяк) = 122,4; журавль, утка и лебедь = 122,4 г + штраф 244,8 г; двухлетка (бычок или телочка) = 102 г; голубь или курица = 73,44; телёнок = 20,4 г ягнёнок, баран = 10,1 г; Примечательно, как высоко котировались представители крылатых. И теперь становится понятно, что самая распространённая жертва языческим богам – курица, была ценным подношением, ведь она равнялась стоимости семи баранов или почти трём телятам. Журавль же, наравне с уткой и лебедем, занимает в этом списке среднюю позицию и равен по стоимости корове или бычку на третьем году жизни (без учёта штрафа). А со штрафом их убийство обойдётся почти как угон коня смерда. Если обратить внимание, что собака в те времена оценивалась как княжеский конь, то понятно, что держать в хозяйстве журавлей - было в пять раз выгодней. К тому же журавли живут намного дольше, чем псовые. Выскажу предположение, что если в курятнике порядок легко наведёт и малорослый журавль – красавка, то, скорее всего, в поле, в роли пастуха, больше пригоден высокий и более сильный серый журавль, рост которого достигает 115 см, а размах крыльев - до двух метров, при весе около шести килограммов у самца. Согласитесь, что такая птица действительно может постоять не только за себя, но и за всё стадо баранов. Серебро серебром, но, что если пересчитать металл в рублёвый эквивалент по современному текущему курсу и понять, сколько нам нужно потратить нынешних российских рублей, пересекая границу времени во время путешествия в одиннадцатый век, чтобы купить там журавля или иную живность? Цена серебра волатильна и к тому же неуклонно растёт с каждым годом. Но давайте, всё же, возьмём инвестиционную монету банка России чекана 1995 года, привычно называемую в обиходе «Соболь» и сделаем расчеты. Вес данной монеты стандартный и равен тройской унции, то есть, округлённо,- 31,1 г. Монета качества чекана «uncirculated», что означает - стоимость работы по её производству минимальная и не очень влияет на собственную цену практически чистого серебра, из которого она состоит. Так как этот очерк пишется в 2012 году, то и возьмём самый свежий обменный курс для нашей монеты. Цена продажи Сбербанком России в феврале – 1800 рублей, цена покупки – 1000 руб. Маржа велика. Поэтому для определения стоимости, приближенной к истинной, выведем среднюю, и получим 1400 рублей за унцию или 45 руб. за 1 грамм. Теперь перечень выглядит так: княжеский конь с тавром, пёс, ястреб, сокол = 27540 руб. конь смерда = 18360 руб. кобыла = 11016 руб. вол = 9180 руб. корова = 7344 руб. трёхлетка (третьяк) = 5508 руб. журавль, утка и лебедь = 5508 руб. + 11016 рублей штрафа, что составляет в сумме 16524 руб. двухлетка (бычок или телочка) = 4590 руб. голубь или курица = 3305 руб. телёнок = 918 руб. ягнёнок, баран = 455 руб. Имея представление о современных ценах на домашнюю живность, можно теперь сделать выводы о том, насколько увеличилась инфляция на одних животных и насколько произошла дефляция на других. Обычная корова за тысячу лет стала дороже, примерно, в 5 раз, баран – в 10 раз, и, наоборот, курица упала в цене, примерно, в 50 раз. А вот отдельные виды журавлей станут, наверное, бесценными, так как их количество в дикой природе сокращается. Пока же убийство вольных, не прирученных человеком, журавлей стали оценивать так: «… штрафы за убийство "краснокнижных" животных раньше были небольшими. Но в 2008 году Министерство природы России увеличило их в десятки раз. Один убитый журавль теперь оценивается в 100 000 рублей». (Первый канал. Новости. Sunday, 26.02.2012 10:14). 26.02.12
Нет комментариев. Ваш будет первым!