ГлавнаяПрозаЭссе и статьиФилософия → Закономерности прогресса литературного творчества

Закономерности прогресса литературного творчества

8 июля 2017 - Виктор Слонов
article390158.jpg
Конечно, небольшая серия коротких очерков не дает достаточного основания для обсуждения общих закономерностей прогресса (или регресса) литературного творчества. Но, вспоминая цитату из книги Кэрролла о Зазеркалье, следует надеяться, что «во всем есть своя мораль, нужно только уметь ее найти». Приступая к обсуждению этой морали, вспомним некоторые фактические сведения об истории литературы. Хотя термин «литература» буквально означает написанный текст, невозможно отрицать тесную связь дописьменного художественного творчества с более поздним этапом его превращения в процесс создания произведений, закрепленных в письменном слове. Трудно сколько-нибудь достоверно оценить древность возникновения дописьменной литературы, ясно только, что она измеряется многими тысячами лет. Имеющиеся материалы позволяют точнее определить возраст старейших сохранившихся литературных текстов. Для некоторых произведений, написанных в Шумере, он достигает почти пяти тысяч лет (песни о Гильгамеше). Более или менее многочисленные произведения художественной литературы созданы в течение нескольких последних столетий. Огромное значение для длительного сохранения литературных произведений имело изобретение книгопечатания (в Европе — XV в. ), хотя роль этого изобретения в развитии литературы полностью проявилась гораздо позже, когда широко распространилось не только умение читать, но и привычка к чтению художественной литературы. Такой прогресс стал заметен в развитых странах в XIX столетии и заметно ускорился в XX в.
Хотя очерки о двух эпических произведениях раннего Средневековья относятся к эпохе близкого исчезновения этой литературной формы, они (в особенности «Слово о полку Игореве») напоминают о громадном художественном потенциале литературного творчества в древности, во многом утраченном по мере распространения рационалистического мышления высокоцивилизованных народов. Новый подъем всех форм художественного творчества в эпоху Ренессанса явился фоном, на котором стало возможным появление произведений Шекспира. Заслуживает внимания, что Шекспир не был литератором в буквальном смысле этого слова, — он не издавал своих сочинений (кроме двух поэм), и большинство его наиболее выдающихся произведений стали известны только в результате дружеского поступка двух актеров, которые решили отметить память Шекспира через несколько лет после его смерти. Эта черта соединяет творчество Шекспира с творчеством Гомера и других, обычно неизвестных по имени, сочинителей эпических произведений древности, которые не были связаны ограничениями, возникшими у более поздних авторов при подготовке своих сочинений для печати. В западных странах в XIX в. заметную роль начала играть тенденция перехода части выдающихся писателей на путь литературного прагматизма, связанного с попыткой совместить высокий художественный уровень своих произведений с их максимальным коммерческим успехом. Такой подход был характерен, в частности, для Диккенса начиная с его ранних сочинений, причем это особенно заметно в его последнем неоконченном романе — предзнаменовании широкого распространения подобной тенденции в западной литературе XX в. Русская литература XX столетия столкнулась с другими трудностями, примером которых были условия деятельности столь выдающегося автора, как А. А. Ахматова, стихотворения Ахматовой читайте здесь. Жизнь многих выдающихся поэтов последних столетий была непродолжительной и трагически прерванной. Если высказанное выше предположение о предстоящем сокращении издания книг имеет довольно существенное обоснование, гораздо труднее сказать что-либо об условиях жизни и творчества создателей Зазеркалья в XXI столетии. Возможно предположение, что эта необыкновенная область полностью или частично исчезнет, так как в ряде стран художественная литература XX века, (в особенности его второй половины) была бледной тенью успехов, достигнутых наиболее выдающимися писателями XIX в. В последнее время в США большое беспокойство вызывает потеря навыков чтения книг значительной частью населения страны, которая фактически является неграмотной. Однако следует вспомнить, что после гибели микенских государств ни один из европейских народов не сохранил письменности, которая ранее существовала на протяжении многих столетий. Но в эту эпоху не исчезли поэмы, восходящие к событиям отдаленного прошлого, что означает большую стойкость художественных ценностей по сравнению с материальными основаниями цивилизаций, которые в той или иной мере уничтожаются в годы преобразований ранее существовавшей культуры. Такое заключение позволяет надеяться, что современное Зазеркалье в том или ином виде сохранится и в последующих веках.

Тем не менее, количество читателей в современном мире достаточно велико, и общий тираж произведений художественной литературы измеряется миллиардами книг. Можно высказать парадоксальное предположение, что в XXI столетии число издаваемых книг начнет уменьшаться и, возможно, достигнет малой величины. Пока действуют два главных фактора, увеличивающих количество ежегодно издаваемых книг, и один существенный фактор, уменьшающий это количество. К первым двум относится быстрый рост численности народонаселения (оно удвоилось за последние 35 лет и продолжает быстро расти) и распространение образования, способствующего увеличению относительного числа людей, читающих художественную литературу. Отрицательный фактор — распространение во всех странах мира механизированной техники заполнения свободного времени. В особенности заметную роль при этом играет телевидение, все в большей мере вытесняющее чтение книг. Можно думать, что для мира в целом первые два фактора пока играют большую роль, чем третий. Однако, по-видимому, имеется тенденция к обратному соотношению этих факторов для ряда наиболее развитых стран, что является некоторым основанием ожидать постепенное появление такой же тенденции во всем мире. Наряду с этим мало изменившаяся с XV в. форма книги вряд ли сохранится при дальнейших успехах в происходящем сейчас революционном преобразовании средств хранения и передачи информации. Довольно вероятно, что книги в дальнейшем будут вытесняться более эффективной электронной техникой и, может быть, в не очень отдаленном будущем сохранятся только как материал для коллекционеров, ценный своей связью с прошедшим этапом культурного развития человечества. Обращаясь к ограниченным сведениям об истории литературы, которые содержатся в очерках нашего сборника, отметим, что даже такая небольшая сводка отражает некоторые закономерности этой истории.

 

© Copyright: Виктор Слонов, 2017

Регистрационный номер №0390158

от 8 июля 2017

[Скрыть] Регистрационный номер 0390158 выдан для произведения: Конечно, небольшая серия коротких очерков не дает достаточного основания для обсуждения общих закономерностей прогресса (или регресса) литературного творчества. Но, вспоминая цитату из книги Кэрролла о Зазеркалье, следует надеяться, что «во всем есть своя мораль, нужно только уметь ее найти». Приступая к обсуждению этой морали, вспомним некоторые фактические сведения об истории литературы. Хотя термин «литература» буквально означает написанный текст, невозможно отрицать тесную связь дописьменного художественного творчества с более поздним этапом его превращения в процесс создания произведений, закрепленных в письменном слове. Трудно сколько-нибудь достоверно оценить древность возникновения дописьменной литературы, ясно только, что она измеряется многими тысячами лет. Имеющиеся материалы позволяют точнее определить возраст старейших сохранившихся литературных текстов. Для некоторых произведений, написанных в Шумере, он достигает почти пяти тысяч лет (песни о Гильгамеше). Более или менее многочисленные произведения художественной литературы созданы в течение нескольких последних столетий. Огромное значение для длительного сохранения литературных произведений имело изобретение книгопечатания (в Европе — XV в. ), хотя роль этого изобретения в развитии литературы полностью проявилась гораздо позже, когда широко распространилось не только умение читать, но и привычка к чтению художественной литературы. Такой прогресс стал заметен в развитых странах в XIX столетии и заметно ускорился в XX в.
Хотя очерки о двух эпических произведениях раннего Средневековья относятся к эпохе близкого исчезновения этой литературной формы, они (в особенности «Слово о полку Игореве») напоминают о громадном художественном потенциале литературного творчества в древности, во многом утраченном по мере распространения рационалистического мышления высокоцивилизованных народов. Новый подъем всех форм художественного творчества в эпоху Ренессанса явился фоном, на котором стало возможным появление произведений Шекспира. Заслуживает внимания, что Шекспир не был литератором в буквальном смысле этого слова, — он не издавал своих сочинений (кроме двух поэм), и большинство его наиболее выдающихся произведений стали известны только в результате дружеского поступка двух актеров, которые решили отметить память Шекспира через несколько лет после его смерти. Эта черта соединяет творчество Шекспира с творчеством Гомера и других, обычно неизвестных по имени, сочинителей эпических произведений древности, которые не были связаны ограничениями, возникшими у более поздних авторов при подготовке своих сочинений для печати. В западных странах в XIX в. заметную роль начала играть тенденция перехода части выдающихся писателей на путь литературного прагматизма, связанного с попыткой совместить высокий художественный уровень своих произведений с их максимальным коммерческим успехом. Такой подход был характерен, в частности, для Диккенса начиная с его ранних сочинений, причем это особенно заметно в его последнем неоконченном романе — предзнаменовании широкого распространения подобной тенденции в западной литературе XX в. Русская литература XX столетия столкнулась с другими трудностями, примером которых были условия деятельности столь выдающегося автора, как А. А. Ахматова, стихотворения Ахматовой читайте здесь. Жизнь многих выдающихся поэтов последних столетий была непродолжительной и трагически прерванной. Если высказанное выше предположение о предстоящем сокращении издания книг имеет довольно существенное обоснование, гораздо труднее сказать что-либо об условиях жизни и творчества создателей Зазеркалья в XXI столетии. Возможно предположение, что эта необыкновенная область полностью или частично исчезнет, так как в ряде стран художественная литература XX века, (в особенности его второй половины) была бледной тенью успехов, достигнутых наиболее выдающимися писателями XIX в. В последнее время в США большое беспокойство вызывает потеря навыков чтения книг значительной частью населения страны, которая фактически является неграмотной. Однако следует вспомнить, что после гибели микенских государств ни один из европейских народов не сохранил письменности, которая ранее существовала на протяжении многих столетий. Но в эту эпоху не исчезли поэмы, восходящие к событиям отдаленного прошлого, что означает большую стойкость художественных ценностей по сравнению с материальными основаниями цивилизаций, которые в той или иной мере уничтожаются в годы преобразований ранее существовавшей культуры. Такое заключение позволяет надеяться, что современное Зазеркалье в том или ином виде сохранится и в последующих веках.

Тем не менее, количество читателей в современном мире достаточно велико, и общий тираж произведений художественной литературы измеряется миллиардами книг. Можно высказать парадоксальное предположение, что в XXI столетии число издаваемых книг начнет уменьшаться и, возможно, достигнет малой величины. Пока действуют два главных фактора, увеличивающих количество ежегодно издаваемых книг, и один существенный фактор, уменьшающий это количество. К первым двум относится быстрый рост численности народонаселения (оно удвоилось за последние 35 лет и продолжает быстро расти) и распространение образования, способствующего увеличению относительного числа людей, читающих художественную литературу. Отрицательный фактор — распространение во всех странах мира механизированной техники заполнения свободного времени. В особенности заметную роль при этом играет телевидение, все в большей мере вытесняющее чтение книг. Можно думать, что для мира в целом первые два фактора пока играют большую роль, чем третий. Однако, по-видимому, имеется тенденция к обратному соотношению этих факторов для ряда наиболее развитых стран, что является некоторым основанием ожидать постепенное появление такой же тенденции во всем мире. Наряду с этим мало изменившаяся с XV в. форма книги вряд ли сохранится при дальнейших успехах в происходящем сейчас революционном преобразовании средств хранения и передачи информации. Довольно вероятно, что книги в дальнейшем будут вытесняться более эффективной электронной техникой и, может быть, в не очень отдаленном будущем сохранятся только как материал для коллекционеров, ценный своей связью с прошедшим этапом культурного развития человечества. Обращаясь к ограниченным сведениям об истории литературы, которые содержатся в очерках нашего сборника, отметим, что даже такая небольшая сводка отражает некоторые закономерности этой истории.

 
 
Рейтинг: +1 715 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!