ГлавнаяПрозаЭссе и статьиФилософия → Сновидения, символы и фантазии Фрейда

Сновидения, символы и фантазии Фрейда

8 марта 2024 - Евгений Ефрешин
article526685.jpg

«Толкование сновидений» - первая книга Зигмунда Фрейда, в которой он начинает изложение идей своего психоанализа. Монография « Die Traumdeutung» вышла на рубеже веков, в 1900 году на немецком языке в Вене.
Ещё в Древнем Египте составляли первые сонники, а сны считали посланиями богов и путём в их царство. Известен Кенкерхепефеш – жрец времён Тутанхамона, который расшифровывал сны фараона и его близких.

Фрейд называл сновидения королевской дорогой к бессознательному, а «Толкование сновидений» считал одной из самых важных у себя книг.
Фрейд, конечно, не был первооткрывателем бессознательного, множество исследователей, начиная с великого Платона, размышляли о его тайне.
Фрейд высказал утверждение о том, что бессознательное обладает символическим, концентрированным содержанием, является «первичным процессом», а логическое мышление только «вторичный процесс». По Фрейду сознание и бессознательное антагонистичны, и в их бесконечной борьбе бессознательное всегда побеждает.

Особенность психоанализа Фрейда состоит в том, что всю тайну, всю глубину бессознательного он свёл только к сексуальности, к либидо – половому влечению. Тем самым он и обеспечил себе невероятную популярность, ведь тема эротики и секса всегда была завораживающе привлекательна для человека, а в условиях подчёркнуто пуританской, ханжеско-аскетической морали Европы конца XIX века – особенно.

Ханжество доходило до того, что в Англии, например, не подавали к столу куриные ножки, потому что они могли вызвать нежелательные ассоциации. Столы накрывали большими скатертями до пола, чтобы скрыть их ножки, что уже говорить про ноги женщин и длину юбок и платьев. Пришло время заняться разоблачением, и тут Фрейд преуспел.

Зигмунд Фрейд не сразу пришёл в невропатологию и психиатрию, его первым научным изысканием были половые органы угрей. С 1876 по 1882 год он занимался анатомией и физиологией, хотя потом биографы, исследователи его жизни и творчества увидят и здесь истоки психоанализа.
Пробовал он себя и в хирургии, но очень быстро понял, что эта трудная, кровавая, кропотливая работа не для него.

В 1884 году Фрейд опубликовал восторженную статью « О коке», в которой кокаин рекомендуется, как один из самых эффективных анальгетиков, позволяющий проводить сложные хирургические операции. Он также пропагандирует кокаин, как отличное антидепрессивное, стимулирующее, снижающее утомляемость лекарство: «Волшебное средство!» Тут можно констатировать, что Зигмунд Фрейд не только сам впал в лекарственную зависимость от кокаина, а сделал кокаинистами очень многих, начиная от своей жены, заканчивая людьми совсем незнакомыми. Мода на кокаин в то время дошла до того, что стал выпускаться напиток «Кока-кола». ( Это теперь напиток детский и безобидный, тогда он реально содержал наркотический алкалоид.)

В 1885 году Фрейд победил в конкурсе и стажировался у знаменитого Жана Шарко в Париже, изучал его гипнотический метод, переводил его труды на немецкий язык. «Ни один человек не имел на меня такого влияния»,- писал потом Фрейд. Кроме того он пил абсент и кофе, курил сигары, употреблял кокаин, размышлял и раздумывал о том, что лечение людей – это театр.
Из Парижа Зигмунд писал своей невесте Марте: «Моя маленькая принцесса. Я приеду с деньгами. Я стану великим учёным и вернусь в Вену с большим, огромным ореолом над головой, и мы тотчас же поженимся».
После стажировки Зигмунд Фрейд начинает заниматься частной практикой в Вене, он мечтает о славе и деньгах: «Чем я хуже Шарко? Почему я не могу быть таким же знаменитым?»
Но путь к деньгам и славе тяжёл и труден, тем более, что Фрейд, по его собственному признанию, не любил ни больных, ни медицину. Чтобы этот парадокс не был голословен, вернёмся к его биографии.

Зигмунд (Сигизмунд Шломо) родился 6 мая 1856 года в городке Фрейбурге, тогда это было на территории Австрийской империи, теперь в Чехии. Его отец Якоб был мелким торговцем тканями. В возрасте 40 лет Якоб женился во второй раз на Амалии Натансон, бывшей вдвое его моложе. Сигизмунд (Зигмунд) стал их первенцем, вскоре родилась дочь Анна.
В 1859 году, после совершенного упадка в торговых делах, недалёкого от полного краха и разорения, семья переезжает в Лейпциг, а через год в Вену. Первое время семья живёт в беднейшем квартале, месте обитания воров, проституток, цыган, неудачливых евреев.

Через пару лет семья вылезает из нищеты, переезжает в более престижный район, где появляются новые дети. Первенцу уделяется особое внимание, а мама Амалия не чает в нём души. Впоследствии Зигмунд Фрейд напишет: «Человек, который был бесспорным любимцем своей матери, через всю свою жизнь проносит чувство победителя и уверенности в удачу, которые нередко приводят к действительному успеху».
Другие дети учатся при свечах, Зигмунду предоставляется для занятий отдельная комната и керосиновая лампа. Ему мешают музыкальные упражнения девочек, и пианино тут же продаётся.

В девятилетнем возрасте Зигмунд поступил в гимназию, где стал одним из лучших учеников. Там он изучал латынь и древнегреческий язык, читал и говорил он на английском, французском, итальянском языках. Иврит и, конечно, идиш были ему доступны; поэтому роль Каббалы в психоанализе не случайна.
Чтение было любимым занятием Зигмунда: Гомер, Шекспир, Гёте, Кант, Ницше, Шопенгауэр. Хорошо знал он и Библию, но читал её не с религиозным поклонением, а с критическим чувством исследователя. Любовь к литературе и философии он пронёс через всю жизнь.

Годы, проведенные в гимназии, были для него нелёгкими в основном из-за бытовавших там антисемитских настроений. С тех пор он стал избегать смотреть собеседнику в глаза.
Ещё в подростковом возрасте Зигмунда тяжело поразил случай, когда прохожий сбил с головы его отца Якоба шапку, а отец молча поднял её и безропотно снёс обиду. ( Не отсюда ли детская неприязнь к отцу, а в дальнейшем одна из причин Эдипова комплекса в психоанализе? )

После окончания с отличием гимназии семнадцатилетний Зигмунд поступил в 1873 году на медицинский факультет Венского университета. Выбор профессии делается методом исключения из следующего списка, доступного его национальности и социальному статусу: коммерция, юриспруденция, медицина. « Я не чувствовал никакой предрасположенности к занятиям медициной и профессии врача»,- признавался впоследствии доктор Фрейд.

Но, так или иначе, делать это ему пришлось, он начал частную врачебную практику, полагаясь в основном на опыт, приобретенный в клинике «Сальпетриер». Он использует гипнотический метод Шарко, но не все пациенты поддаются гипнозу. А самое главное следующее: « Я не могу, когда меня рассматривают по 8 часов в день. И в глаза пациентам тоже смотреть не могу».

Старший коллега и друг Зигмунда венский врач Йозеф Брейер практиковал катартический метод (катарсис на др.греческом –очищение), то есть выявление с помощью гипноза неосознанных ранее психических травм и преодоление их. А Фрейд отказался от гипноза, тем более, что владел им не очень уверенно.
Метод свободных ассоциаций, придуманный Фрейдом, состоял в следующем. Пациент в свободной позе расслаблялся на кушетке, а врач сидел в кресле за его головой. Пациенту предлагалось говорить вслух всё, что приходит ему на ум, каким бы это ни казалось странным, глупым, непристойным. Таким образом, из подсознания выявлялись факторы, которые привели к болезни, неврозу, а их выявление, выговаривание способствует излечению.

Тут стоит отметить, что ещё знаменитый английский врач и натуралист Эразм Дарвин ( дед великого учёного, эволюциониста Чарлза Дарвина, годы жизни 1731 – 1802 ) в своей статье писал, что пациент получает большое облегчение свободно говоря о возникновении своей болезни.
Более 80 % пациентов венского доктора составляли женщины из высшего австрийского, а потом всего европейского общества. Большинство из них страдало истерией, неврозами; он им предоставил возможность делать то, что они больше всего любят - говорить о себе.

Анализ сновидений по Фрейду исходит из того, что они имеют в себе ещё больше бессознательного материала, чем свободные ассоциации.
Во всём массиве бессознательного определяющую роль Фрейд отвёл сексуальности, впрочем, все другие мотивы он просто отверг, не придал им какого-либо внимания. Венский доктор как-то оговорился, что если бы он создавал свой метод в других условиях, например, в голодной России, то он нашёл бы ему иное, но не менее прочное основание. То есть, если бы становление учения происходило в экстремальных условиях революционной России, то главную роль в нём скорее бы занял пищевой инстинкт, а не половой.

Вначале сексуальная доминанта фрейдовского метода вызывала шок у пациентов и неприятие у врачебного сообщества, но гибкое упорство основателя психоанализа постепенно их преодолели.
Фрейд определяет цену одного сеанса психоанализа ( около 50 минут ) в 40 крон ( стоимость хорошего костюма в то время ): « Плата за терапию должна существенно сказываться на кармане пациента, иначе терапия идёт худо.»
И ещё одно из откровений основателя психоанализа на эту тему: « Деньги для меня – веселящий газ и поэтому я сделаю всё, чтобы нервные заболевания стали модой, и за их лечение люди были готовы отдать целые состояния.»

К Фрейду, наконец, приходит успех, популярность его растёт, поток пациентов увеличивается. Основатель психоанализа принимает 8 пациентов в день, 6 раз в неделю. Наступает признание коллег-врачей и немедицинской общественности: сначала образовалось « Психологическое общество по средам », а в 1908 году – респектабельное « Венское психоаналитическое объединение ».
Лежать на кушетке у психоаналитика богатой европейской публике (особенно женщинам! ) понравилось значительно больше, чем исповедываться у священника.
Медицина и религия из глубины веков шли рука об руку друг с другом, но теперь психоаналитическая медицина стремится направлять религию и философию.
Происходит настоящий всплеск творческой активности, Зигмунд Фрейд публикует следующие книги: «Психопатология обыденной жизни», «Я» и «Оно», «Остроумие и его отношение к бессознательному», «Очерки по психологии сексуальности»… В 1913 году он завершил фундаментальный труд «Тотем и табу», которому придавал значение, сравнимое даже с «Толкованием сновидений».

Австрийский психиатр получает звание профессора медицины. За огромные заслуги в науке и литературе ему присуждают премию Гёте. Всю психологию теперь разделяют на два этапа: дофрейдовскую и фрейдовскую. Огромное влияние учение Фрейда оказывает на развитие всей западной философии. Значение фрейдизма для жизни современного общества сравнивают с христианством и марксизмом. Сам Зигмунд при этом в интервью признаётся: « Я учёный по необходимости, а не по призванию. В действительности я прирождённый художник-беллетрист».

Зигмунда Фрейда приглашают читать курс лекций в США, и в гавани Нью-Йорка Зигмунд говорит своему спутнику и ученику Карлу Юнгу: « Мы везём им чуму, а они и не знают». Есть сведения, что он обращался к Николе Тесле с идеей создания фрейдоскопа – прибора для путешествий по снам.

Наряду с медицинской практикой отец психоанализа становится идеологом мировой сексуальной революции в быту, литературе, искусстве. При этом он становится первым феминистом, причём, первым мужчиной-феминистом, который в глубине своих мыслей женщину ставит на самом деле гораздо ниже мужчины.
Вокруг Фрейда собираются ученики и последователи, для которых психоанализ стал новой специфической религией. Зигмунд Фрейд требовал от них полного подчинения, не позволял никаких отклонений, пресекал малейшую критику. Как папа Римский, Фрейд провозгласил свою непогрешимость. Его ученик Макс Граф писал об этом впоследствии так: «Фрейд – как глава церкви – изгнал Адлера; он отлучил его от официальной церкви. В течении ряда лет я пережил полное развитие церковной истории.»

Сам Фрейд кроме клиники и медицины очень много энергии и времени уделяет религии. В работе «Будущее одной иллюзии» он исследует происхождение и особенности религиозных верований в свете психоанализа. Эти исследования он пишет в Англии, куда через Францию попадает после оккупации Австрии фашистской Германией. По его представлениям, религия – это компульсивный ( навязчивый, принудительный ) невроз, а бог – это иллюзия.

Тут необходимо отметить, что Зигмунд Фрейд ( Сигизмунд Шломо Фройд ) – это единственный еврей, которого Гитлер живым и невредимым отпускает из оккупированной Австрии. Его учение объявлено дегенеративным, его книги жгут в фашистской Германии, а самого не трогают. За него заплатила огромный выкуп принцесса греческая и датская Мари Бонапарт, но главное не в этом. Гитлер, по некоторым сведениям, когда-то консультировался у доктора Фрейда, и опять суть не в этом. Сталин никогда не обращался к венскому доктору, известно также, что он лично ненавидел его теорию, фрейдизм с 30-х годов в СССР официально запрещён, но… Фрейд неофициально полезен и Гитлеру, и Сталину. Учение Фрейда можно отрицать и клеймить, но люди, живущие по Фрейду, легко управляемы, а значит их оболванивание необходимо сильным мира сего, и Сталину, и Гитлеру, и Ротшильду...

Уже совсем в преклонном возрасте, тяжело и неизлечимо больной дедушка Фрейд продолжает размышлять над религиозной темой в цикле работ «Человек по имени Моисей и монотеистическая религия». Умирающий от рака верхней челюсти в последней стадии Зигмунд Фрейд борется против Бога, сражается и с Христом, и с Яхве. Бог в любой религии – это иллюзия, невротическая реакция на мир человечества. Отец психоанализа на своём кокаино-морфиновом облаке стремится взлететь над Богом.( Автор этого очерка в студенчестве на философском кружке «Мысль» представлял когда-то доклад по теме «Вместе с Фрейдом против Бога», где нашёл у него повторение идей Ницше и Шопенгауэра. )

Зигмунд Фрейд давно и тяжело болел раком верхнего нёба с метастазами. Главная причина возникновения болезни очевидна – курение до 20 сигар в день. Зигмунд перенёс несколько десятков оперативных вмешательств, которые давали лишь временное облегчение. Он не мог читать лекции, с трудом говорил, ел, а в конце жизни и пил. Много лет его жизнь облегчали и услаждали уколы морфия, которые заменили любимый им с молодости кокаин.

23 сентября 1939 года Макс Шур, личный врач Зигмунда Фрейда, ввёл ему смертельную дозу наркотика по отчаянной просьбе Зигмунда и с согласия младшей и любимой дочери Анны. Дочь Анна была убеждённой сторонницей учения своего великого отца, хранителем архивов и продолжательницей его дела. Так совершилась первая и самая известная эвтаназия.
Великий мистификатор, гениальный авантюрист закончил свой земной путь, но его идеи продолжили своё триумфальное шествие.

© Copyright: Евгений Ефрешин, 2024

Регистрационный номер №0526685

от 8 марта 2024

[Скрыть] Регистрационный номер 0526685 выдан для произведения:
«Толкование сновидений» - первая книга Зигмунда Фрейда, в которой он начинает изложение идей своего психоанализа. Монография « Die Traumdeutung» вышла на рубеже веков, в 1900 году на немецком языке в Вене.
Ещё в Древнем Египте составляли первые сонники, а сны считали посланиями богов и путём в их царство. Известен Кенкерхепефеш – жрец времён Тутанхамона, который расшифровывал сны фараона и его близких.

Фрейд называл сновидения королевской дорогой к бессознательному, а «Толкование сновидений» считал одной из самых важных у себя книг.
Фрейд, конечно, не был первооткрывателем бессознательного, множество исследователей, начиная с великого Платона, размышляли о его тайне.
Фрейд высказал утверждение о том, что бессознательное обладает символическим, концентрированным содержанием, является «первичным процессом», а логическое мышление только «вторичный процесс». По Фрейду сознание и бессознательное антагонистичны, и в их бесконечной борьбе бессознательное всегда побеждает.

Особенность психоанализа Фрейда состоит в том, что всю тайну, всю глубину бессознательного он свёл только к сексуальности, к либидо – половому влечению. Тем самым он и обеспечил себе невероятную популярность, ведь тема эротики и секса всегда была завораживающе привлекательна для человека, а в условиях подчёркнуто пуританской, ханжеско-аскетической морали Европы конца XIX века – особенно.

Ханжество доходило до того, что в Англии, например, не подавали к столу куриные ножки, потому что они могли вызвать нежелательные ассоциации. Столы накрывали большими скатертями до пола, чтобы скрыть их ножки, что уже говорить про ноги женщин и длину юбок и платьев. Пришло время заняться разоблачением, и тут Фрейд преуспел.

Зигмунд Фрейд не сразу пришёл в невропатологию и психиатрию, его первым научным изысканием были половые органы угрей. С 1876 по 1882 год он занимался анатомией и физиологией, хотя потом биографы, исследователи его жизни и творчества увидят и здесь истоки психоанализа.
Пробовал он себя и в хирургии, но очень быстро понял, что эта трудная, кровавая, кропотливая работа не для него.

В 1884 году Фрейд опубликовал восторженную статью « О коке», в которой кокаин рекомендуется, как один из самых эффективных анальгетиков, позволяющий проводить сложные хирургические операции. Он также пропагандирует кокаин, как отличное антидепрессивное, стимулирующее, снижающее утомляемость лекарство: «Волшебное средство!» Тут можно констатировать, что Зигмунд Фрейд не только сам впал в лекарственную зависимость от кокаина, а сделал кокаинистами очень многих, начиная от своей жены, заканчивая людьми совсем незнакомыми. Мода на кокаин в то время дошла до того, что стал выпускаться напиток «Кока-кола». ( Это теперь напиток детский и безобидный, тогда он реально содержал наркотический алкалоид.)

В 1885 году Фрейд победил в конкурсе и стажировался у знаменитого Жана Шарко в Париже, изучал его гипнотический метод, переводил его труды на немецкий язык. «Ни один человек не имел на меня такого влияния»,- писал потом Фрейд. Кроме того он пил абсент и кофе, курил сигары, употреблял кокаин, размышлял и раздумывал о том, что лечение людей – это театр.
Из Парижа Зигмунд писал своей невесте Марте: «Моя маленькая принцесса. Я приеду с деньгами. Я стану великим учёным и вернусь в Вену с большим, огромным ореолом над головой, и мы тотчас же поженимся».
После стажировки Зигмунд Фрейд начинает заниматься частной практикой в Вене, он мечтает о славе и деньгах: «Чем я хуже Шарко? Почему я не могу быть таким же знаменитым?»
Но путь к деньгам и славе тяжёл и труден, тем более, что Фрейд, по его собственному признанию, не любил ни больных, ни медицину. Чтобы этот парадокс не был голословен, вернёмся к его биографии.

Зигмунд (Сигизмунд Шломо) родился 6 мая 1856 года в городке Фрейбурге, тогда это было на территории Австрийской империи, теперь в Чехии. Его отец Якоб был мелким торговцем тканями. В возрасте 40 лет Якоб женился во второй раз на Амалии Натансон, бывшей вдвое его моложе. Сигизмунд (Зигмунд) стал их первенцем, вскоре родилась дочь Анна.
В 1859 году, после совершенного упадка в торговых делах, недалёкого от полного краха и разорения, семья переезжает в Лейпциг, а через год в Вену. Первое время семья живёт в беднейшем квартале, месте обитания воров, проституток, цыган, неудачливых евреев.

Через пару лет семья вылезает из нищеты, переезжает в более престижный район, где появляются новые дети. Первенцу уделяется особое внимание, а мама Амалия не чает в нём души. Впоследствии Зигмунд Фрейд напишет: «Человек, который был бесспорным любимцем своей матери, через всю свою жизнь проносит чувство победителя и уверенности в удачу, которые нередко приводят к действительному успеху».
Другие дети учатся при свечах, Зигмунду предоставляется для занятий отдельная комната и керосиновая лампа. Ему мешают музыкальные упражнения девочек, и пианино тут же продаётся.

В девятилетнем возрасте Зигмунд поступил в гимназию, где стал одним из лучших учеников. Там он изучал латынь и древнегреческий язык, читал и говорил он на английском, французском, итальянском языках. Иврит и, конечно, идиш были ему доступны; поэтому роль Каббалы в психоанализе не случайна.
Чтение было любимым занятием Зигмунда: Гомер, Шекспир, Гёте, Кант, Ницше, Шопенгауэр. Хорошо знал он и Библию, но читал её не с религиозным поклонением, а с критическим чувством исследователя. Любовь к литературе и философии он пронёс через всю жизнь.

Годы, проведенные в гимназии, были для него нелёгкими в основном из-за бытовавших там антисемитских настроений. С тех пор он стал избегать смотреть собеседнику в глаза.
Ещё в подростковом возрасте Зигмунда тяжело поразил случай, когда прохожий сбил с головы его отца Якоба шапку, а отец молча поднял её и безропотно снёс обиду. ( Не отсюда ли детская неприязнь к отцу, а в дальнейшем одна из причин Эдипова комплекса в психоанализе? )

После окончания с отличием гимназии семнадцатилетний Зигмунд поступил в 1873 году на медицинский факультет Венского университета. Выбор профессии делается методом исключения из следующего списка, доступного его национальности и социальному статусу: коммерция, юриспруденция, медицина. « Я не чувствовал никакой предрасположенности к занятиям медициной и профессии врача»,- признавался впоследствии доктор Фрейд.

Но, так или иначе, делать это ему пришлось, он начал частную врачебную практику, полагаясь в основном на опыт, приобретенный в клинике «Сальпетриер». Он использует гипнотический метод Шарко, но не все пациенты поддаются гипнозу. А самое главное следующее: « Я не могу, когда меня рассматривают по 8 часов в день. И в глаза пациентам тоже смотреть не могу».

Старший коллега и друг Зигмунда венский врач Йозеф Брейер практиковал катартический метод (катарсис на др.греческом –очищение), то есть выявление с помощью гипноза неосознанных ранее психических травм и преодоление их. А Фрейд отказался от гипноза, тем более, что владел им не очень уверенно.
Метод свободных ассоциаций, придуманный Фрейдом, состоял в следующем. Пациент в свободной позе расслаблялся на кушетке, а врач сидел в кресле за его головой. Пациенту предлагалось говорить вслух всё, что приходит ему на ум, каким бы это ни казалось странным, глупым, непристойным. Таким образом, из подсознания выявлялись факторы, которые привели к болезни, неврозу, а их выявление, выговаривание способствует излечению.

Тут стоит отметить, что ещё знаменитый английский врач и натуралист Эразм Дарвин ( дед великого учёного, эволюциониста Чарлза Дарвина, годы жизни 1731 – 1802 ) в своей статье писал, что пациент получает большое облегчение свободно говоря о возникновении своей болезни.
Более 80 % пациентов венского доктора составляли женщины из высшего австрийского, а потом всего европейского общества. Большинство из них страдало истерией, неврозами; он им предоставил возможность делать то, что они больше всего любят - говорить о себе.

Анализ сновидений по Фрейду исходит из того, что они имеют в себе ещё больше бессознательного материала, чем свободные ассоциации.
Во всём массиве бессознательного определяющую роль Фрейд отвёл сексуальности, впрочем, все другие мотивы он просто отверг, не придал им какого-либо внимания. Венский доктор как-то оговорился, что если бы он создавал свой метод в других условиях, например, в голодной России, то он нашёл бы ему иное, но не менее прочное основание. То есть, если бы становление учения происходило в экстремальных условиях революционной России, то главную роль в нём скорее бы занял пищевой инстинкт, а не половой.

Вначале сексуальная доминанта фрейдовского метода вызывала шок у пациентов и неприятие у врачебного сообщества, но гибкое упорство основателя психоанализа постепенно их преодолели.
Фрейд определяет цену одного сеанса психоанализа ( около 50 минут ) в 40 крон ( стоимость хорошего костюма в то время ): « Плата за терапию должна существенно сказываться на кармане пациента, иначе терапия идёт худо.»
И ещё одно из откровений основателя психоанализа на эту тему: « Деньги для меня – веселящий газ и поэтому я сделаю всё, чтобы нервные заболевания стали модой, и за их лечение люди были готовы отдать целые состояния.»

К Фрейду, наконец, приходит успех, популярность его растёт, поток пациентов увеличивается. Основатель психоанализа принимает 8 пациентов в день, 6 раз в неделю. Наступает признание коллег-врачей и немедицинской общественности: сначала образовалось « Психологическое общество по средам », а в 1908 году – респектабельное « Венское психоаналитическое объединение ».
Лежать на кушетке у психоаналитика богатой европейской публике (особенно женщинам! ) понравилось значительно больше, чем исповедываться у священника.
Медицина и религия из глубины веков шли рука об руку друг с другом, но теперь психоаналитическая медицина стремится направлять религию и философию.
Происходит настоящий всплеск творческой активности, Зигмунд Фрейд публикует следующие книги: «Психопатология обыденной жизни», «Я» и «Оно», «Остроумие и его отношение к бессознательному», «Очерки по психологии сексуальности»… В 1913 году он завершил фундаментальный труд «Тотем и табу», которому придавал значение, сравнимое даже с «Толкованием сновидений».

Австрийский психиатр получает звание профессора медицины. За огромные заслуги в науке и литературе ему присуждают премию Гёте. Всю психологию теперь разделяют на два этапа: дофрейдовскую и фрейдовскую. Огромное влияние учение Фрейда оказывает на развитие всей западной философии. Значение фрейдизма для жизни современного общества сравнивают с христианством и марксизмом. Сам Зигмунд при этом в интервью признаётся: « Я учёный по необходимости, а не по призванию. В действительности я прирождённый художник-беллетрист».

Зигмунда Фрейда приглашают читать курс лекций в США, и в гавани Нью-Йорка Зигмунд говорит своему спутнику и ученику Карлу Юнгу: « Мы везём им чуму, а они и не знают». Есть сведения, что он обращался к Николе Тесле с идеей создания фрейдоскопа – прибора для путешествий по снам.

Наряду с медицинской практикой отец психоанализа становится идеологом мировой сексуальной революции в быту, литературе, искусстве. При этом он становится первым феминистом, причём, первым мужчиной-феминистом, который в глубине своих мыслей женщину ставит на самом деле гораздо ниже мужчины.
Вокруг Фрейда собираются ученики и последователи, для которых психоанализ стал новой специфической религией. Зигмунд Фрейд требовал от них полного подчинения, не позволял никаких отклонений, пресекал малейшую критику. Как папа Римский, Фрейд провозгласил свою непогрешимость. Его ученик Макс Граф писал об этом впоследствии так: «Фрейд – как глава церкви – изгнал Адлера; он отлучил его от официальной церкви. В течении ряда лет я пережил полное развитие церковной истории.»

Сам Фрейд кроме клиники и медицины очень много энергии и времени уделяет религии. В работе «Будущее одной иллюзии» он исследует происхождение и особенности религиозных верований в свете психоанализа. Эти исследования он пишет в Англии, куда через Францию попадает после оккупации Австрии фашистской Германией. По его представлениям, религия – это компульсивный ( навязчивый, принудительный ) невроз, а бог – это иллюзия.

Тут необходимо отметить, что Зигмунд Фрейд ( Сигизмунд Шломо Фройд ) – это единственный еврей, которого Гитлер живым и невредимым отпускает из оккупированной Австрии. Его учение объявлено дегенеративным, его книги жгут в фашистской Германии, а самого не трогают. За него заплатила огромный выкуп принцесса греческая и датская Мари Бонапарт, но главное не в этом. Гитлер, по некоторым сведениям, когда-то консультировался у доктора Фрейда, и опять суть не в этом. Сталин никогда не обращался к венскому доктору, известно также, что он лично ненавидел его теорию, фрейдизм с 30-х годов в СССР официально запрещён, но… Фрейд неофициально полезен и Гитлеру, и Сталину. Учение Фрейда можно отрицать и клеймить, но люди, живущие по Фрейду, легко управляемы, а значит их оболванивание необходимо сильным мира сего, и Сталину, и Гитлеру, и Ротшильду...

Уже совсем в преклонном возрасте, тяжело и неизлечимо больной дедушка Фрейд продолжает размышлять над религиозной темой в цикле работ «Человек по имени Моисей и монотеистическая религия». Умирающий от рака верхней челюсти в последней стадии Зигмунд Фрейд борется против Бога, сражается и с Христом, и с Яхве. Бог в любой религии – это иллюзия, невротическая реакция на мир человечества. Отец психоанализа на своём кокаино-морфиновом облаке стремится взлететь над Богом.( Автор этого очерка в студенчестве на философском кружке «Мысль» представлял когда-то доклад по теме «Вместе с Фрейдом против Бога», где нашёл у него повторение идей Ницше и Шопенгауэра. )

Зигмунд Фрейд давно и тяжело болел раком верхнего нёба с метастазами. Главная причина возникновения болезни очевидна – курение до 20 сигар в день. Зигмунд перенёс несколько десятков оперативных вмешательств, которые давали лишь временное облегчение. Он не мог читать лекции, с трудом говорил, ел, а в конце жизни и пил. Много лет его жизнь облегчали и услаждали уколы морфия, которые заменили любимый им с молодости кокаин.

23 сентября 1939 года Макс Шур, личный врач Зигмунда Фрейда, ввёл ему смертельную дозу наркотика по отчаянной просьбе Зигмунда и с согласия младшей и любимой дочери Анны. Дочь Анна была убеждённой сторонницей учения своего великого отца, хранителем архивов и продолжательницей его дела. Так совершилась первая и самая известная эвтаназия.
Великий мистификатор, гениальный авантюрист закончил свой земной путь, но его идеи продолжили своё триумфальное шествие.

 
Рейтинг: 0 28 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!