ГлавнаяПрозаЭссе и статьиФилософия → Два мировоззрения, две квинтэссенции.

Два мировоззрения, две квинтэссенции.

20 августа 2023 - Андрей Кудин

«Нет ничего неправильного»
Ошо.
 
Несколько слов о принципе разделения мировоззрений на две категории… Будучи хорошо скрытым от нашего внимания, принцип этот не только чрезвычайно прост (иным он и не может быть), но и на многое проливает свет.
Ранее я говорил о приведении противоположностей к экзистенциальной основе: Определенности-Вероятности; а также – о всеохватывающем вопросе экзистенциальной значимости. Две квинтэссенции мировоззрений – ещё одна системная параллель.
Первая квинтэссенция: мир мал. Вторая квинтэссенция: мир огромен, бесконечен.
Зададимся вопросом: что позволяет нам определить квинтэссенцию мировоззрения (так как далеко не у всех есть мировоззрение, не будет ошибкой заменить его мироощущением,) либо понять, к какой из двух оно тяготеет? Все, что нужно, это выделить несколько характерных особенностей и доминантных убеждений.
Предлагаю и в дальнейшем обойтись без лишних слов… к тому же, всё, что я тут собрался изложить, будет интуитивно хорошо Вам знакомо.
Итак, признаки первой категории мировоззрений, соответствующей квинтэссенции «мир мал»:
Вы склонны скорее не доверять, чем доверять (характерными для Вас являются выражения: «никому нельзя верить», «хороших людей мало», «ничего хорошего уже не будет» и т.д.). Вам свойственно винить в Ваших бедах других. Вы имеете убеждения или даже массу убеждений, но почти не рефлексируете над ними, - мала вероятность того, что какие-то из них можете подвергнуть сомнению. Прошлое именно такое, каким представляется Вам, к какому Вы привыкли, и Вы готовы, если придётся, принести ему в жертву настоящее. Вам свойственно, возвышая одних, принижать других. Вам нередко приходится подавлять себя, свои чувства и мысли (Вы считаете это нормальным, поскольку в каждом есть добро и зло, и зло следует подавлять). Вы тверды в отношениях и при этом Вам неведомы (или почти неведомы) мягкость, игра, импровизация. Для Вас если человек и красив, то никак не в целом, поскольку некоторые части тела по определению не могут быть красивыми. Вы можете быть захвачены идеей настолько, что даже стоящие на кону борьбы за неё судьбы не смутят Вас. Вам сложно уважать тех, кто не разделяет Ваши взгляды. На кого-то из людей прошлого или настоящего, по Вашему убеждению, следовало бы равняться всем. Время от времени от Вас можно услышать фразы вроде этих: «хороших песен сейчас почти нет», «прежде говорить открыто о сексе было как-то даже неприлично, а то, что сейчас творится, стыд и срам! Что с людьми происходит?!», «не то время, не те люди». Вы чувствуете заряд оптимизма, когда другие испытывают трудности, попадают в беду (особенно, когда это касается тех, кого Вы не любите). Вам нет нужды глубоко вникать в какие-либо события, напрямую Вас не касающиеся; Слыша отборную матерщину от детворы, первое, о чём Вы думаете – не иначе как с осуждением – это то, что ничего толкового из этих детей уже не вырастет. Имея веру, Вы добры и учтивы по отношению к одним людям, но нетерпимы по отношению к другим. Уж Вы-то хорошо разбираетесь в людях, сходу видите их недостатки (зачастую им не принадлежащие) – поскольку взор Ваш ссужен и направлен преимущественно вниз. Если Вы и любите животных, то далеко не всех, скорее даже каких-то определённых.
Продолжать, наверно можно долго, но необходимости в том нет. Мир для Вас мал. Однако, чтобы избежать простой констатации, дополню вывод: то самое зло, которое представляется Вам вездесущим, на самом деле по одной только этой причине и рождается, других причин попросту нет.
Признаки второй категории мировоззрений (мироощущений), соответствующей квинтэссенции «мир огромен, бесконечен», это по сути перевернутые признаки первой категории. Впрочем, как бы мне ни хотелось укоротить текст (отчасти из нелюбви к многословию, отчасти из лени) чувствую, что всё же стоит их проговорить.
Вы склонны доверять… принимаете новое, перемены. Вам не свойственно в чём-либо винить других, равно Вы стараетесь не допускать ситуаций, после которых пришлось бы винить себя; Вы, может быть, и не имеете особых убеждений, не настаиваете на своей правоте, но не примете на веру ничего, не отрефлексировав, не прочувствовав, а приняв на веру, не откажете себе в сомнении (разумеется, это касается не всякой информации, а той, которую следует подвергать проверке на чистоту, дабы не впасть в заблуждение). Ваши представления – это только Ваши представления, они не претендуют на чистое отражение реальности. Вы умеете играть, импровизировать, быть мягкими, уступчивыми в отношениях – это позволяет Вам Ваш внутренний стержень. Вы глубоко вникаете в события, которые имеют огромный общественный резонанс, хоть они и не касаются Вас. Вы замечаете красоту всюду, где находитесь, для Вас в ней нет границ. Идея – это прекрасно, но нет и не может быть такой идеи, во имя которой можно пожертвовать кем-то, кроме себя. Вы вполне способны проникнуться симпатией и к тому, кто не разделяет Ваши взгляды. Вы не создадите кумира – поскольку прежде всего интересны сами себе. Ваше отношение к людям – это не те чувства, которые диктует вера или убеждения, а те, которые возникают здесь и сейчас. Вы не пытаетесь любить, не пытаетесь прощать, не пытаетесь казаться лучше, чем есть, не станете лезть из кожи вон, чтобы кому-то понравиться. Вам практически никогда не приходиться подавлять свои чувства и мысли. Вы способны не только на прямоту, но и на откровенность. Необязательно кто-то должен разделять Ваши интересы. Вы редко замечаете недостатки в других людях – поскольку нет нужды быть лучше, правильнее кого-то. И да, Вы любите животных – ведь любовь к животным говорит о простоте и безусловности любви как таковой (вопреки мифу о её сложности и научности).
Для Вас мир огромен, по сути бесконечен, даже если Вы мало, что можете о нём сказать.
Если перевести настоящую тему в сферу противоположностей, то получится, что люди, чье мировоззрение относится ко второй категории, воспринимают жизнь больше как игру, лучше балансируют, держаться на поверхности (то есть, в настоящем) и, соответственно, на плаву, тогда как люди с мировоззрением первой категории, напротив, воспринимают жизнь больше как битву, вынуждены раз за разом держать удар из-за резкого дисбаланса (что подчас придаёт им гордости и упорства), тонуть в прошлом.    
Что ещё добавить к этому?.. Всё вышесказанное предельно просто. Легко представить, как люди, для которых мир мал, ограничен тем, что кто-то важен, а кто-то нет, что-то ценно, а что-то нет, что-то правильно, а что-то неправильно, кто-то хороший, а кто-то плохой, и даже тем, что есть то, во что нужно верить, не на деле, так на словах враждуют с другими, развязывают или поддерживают развязанную кем-то войну, как переворачиваются у них понятия «мир» и «война», «свобода» и «рабство», «добро» и «зло», какие чувства и мысли у них возникают по отношению к тем, кто не живёт согласно их принципам и идеалам или – ещё паче – плюёт на них.
Только не подумайте, что тем самым я выношу кому-то приговор. Такие люди, как правило, приговаривают себя сами. Во мне нет убеждения, что человек не меняется, как и иллюзии, что просто-запросто он может измениться. Но как бы крепко от долгого ношения не прилипла к лицу маска, всё же это маска, даже в том случае, когда её уже не отлепить. Под ней живёт страх расстаться с маленькой, серой, но вместе с тем знакомой и привычной действительностью, затмевающей реальный мир, перед которым носитель маски безоружен, однако есть там также и желание, пусть и дремлющее, покончить с ней.
Подумайте ещё вот о чём… Сейчас Вы ограничены, огромный мир свернулся калачиком в какую-то проблемку или, может быть, в гигантскую проблему, но скоро, как было уже много раз, Вы избавитесь от бремени… Сейчас кто-то наговорил кому-то гадостей, но немного погодя поймёт, что наделал, и уже мир для него чуточку расширится. Ещё сегодня у кого-то было много врагов снаружи, но, как знать, вдруг что-то произойдёт, и завтра от множества останется только один, да и тот внутри; и окажется: всё дурное, что этот кто-то приписывал кому-то, сам столько времени носил в себе…
Таким образом, граница, которая здесь проведена, очевидна. Однако важно уметь не только провести её, но и стереть, понимая, что она также условна. И это то, что умеют те, для кого мир огромен, бесконечен. Поэтому пусть мои слова послужат подсказкой кому-то, позволят лишний раз заглянуть в себя, убедиться либо усомниться в верном выборе направления, но не станут ни для кого абсолютной истиной.
 

                                
 
          

© Copyright: Андрей Кудин, 2023

Регистрационный номер №0519684

от 20 августа 2023

[Скрыть] Регистрационный номер 0519684 выдан для произведения:
«Нет ничего неправильного»
Ошо.
 
Несколько слов о принципе разделения мировоззрений на две категории… Будучи хорошо скрытым от нашего внимания, принцип этот не только чрезвычайно прост (иным он и не может быть), но и на многое проливает свет.
Ранее я говорил о приведении противоположностей к экзистенциальной основе: Определенности-Вероятности; а также – о всеохватывающем вопросе экзистенциальной значимости. Две квинтэссенции мировоззрений – ещё одна системная параллель.
Первая квинтэссенция: мир мал. Вторая квинтэссенция: мир огромен, бесконечен.
Зададимся вопросом: что позволяет нам определить квинтэссенцию мировоззрения (так как далеко не у всех есть мировоззрение, не будет ошибкой заменить его мироощущением,) либо понять, к какой из двух оно тяготеет? Все, что нужно, это выделить несколько характерных особенностей и доминантных убеждений.
Предлагаю и в дальнейшем обойтись без лишних слов… к тому же, всё, что я тут собрался изложить, будет интуитивно хорошо Вам знакомо.
Итак, признаки первой категории мировоззрений, соответствующей квинтэссенции «мир мал»:
Вы склонны скорее не доверять, чем доверять (характерными для Вас являются выражения: «никому нельзя верить», «хороших людей мало», «ничего хорошего уже не будет» и т.д.). Вам свойственно винить в Ваших бедах других. Вы имеете убеждения или даже массу убеждений, но почти не рефлексируете над ними, - мала вероятность того, что какие-то из них можете подвергнуть сомнению. Прошлое именно такое, каким представляется Вам, к какому Вы привыкли, и Вы готовы, если придётся, принести ему в жертву настоящее. Вам свойственно, возвышая одних, принижать других. Вам нередко приходится подавлять себя, свои чувства и мысли (Вы считаете это нормальным, поскольку в каждом есть добро и зло, и зло следует подавлять). Вы тверды в отношениях и при этом Вам неведомы (или почти неведомы) мягкость, игра, импровизация. Для Вас если человек и красив, то никак не в целом, поскольку некоторые части тела по определению не могут быть красивыми. Вы можете быть захвачены идеей настолько, что даже стоящие на кону борьбы за неё судьбы не смутят Вас. Вам сложно уважать тех, кто не разделяет Ваши взгляды. На кого-то из людей прошлого или настоящего, по Вашему убеждению, следовало бы равняться всем. Время от времени от Вас можно услышать фразы вроде этих: «хороших песен сейчас почти нет», «прежде говорить открыто о сексе было как-то даже неприлично, а то, что сейчас творится, стыд и срам! Что с людьми происходит?!», «не то время, не те люди». Вы чувствуете заряд оптимизма, когда другие испытывают трудности, попадают в беду (особенно, когда это касается тех, кого Вы не любите). Вам нет нужды глубоко вникать в какие-либо события, напрямую Вас не касающиеся; Слыша отборную матерщину от детворы, первое, о чём Вы думаете – не иначе как с осуждением – это то, что ничего толкового из этих детей уже не вырастет. Имея веру, Вы добры и учтивы по отношению к одним людям, но нетерпимы по отношению к другим. Уж Вы-то хорошо разбираетесь в людях, сходу видите их недостатки (зачастую им не принадлежащие) – поскольку взор Ваш ссужен и направлен преимущественно вниз. Если Вы и любите животных, то далеко не всех, скорее даже каких-то определённых.
Продолжать, наверно можно долго, но необходимости в том нет. Мир для Вас мал. Однако, чтобы избежать простой констатации, дополню вывод: то самое зло, которое представляется Вам вездесущим, на самом деле по одной только этой причине и рождается, других причин попросту нет.
Признаки второй категории мировоззрений (мироощущений), соответствующей квинтэссенции «мир огромен, бесконечен», это по сути перевернутые признаки первой категории. Впрочем, как бы мне ни хотелось укоротить текст (отчасти из нелюбви к многословию, отчасти из лени) чувствую, что всё же стоит их проговорить.
Вы склонны доверять… принимаете новое, перемены. Вам не свойственно в чём-либо винить других, равно Вы стараетесь не допускать ситуаций, после которых пришлось бы винить себя; Вы, может быть, и не имеете особых убеждений, не настаиваете на своей правоте, но не примете на веру ничего, не отрефлексировав, не прочувствовав, а приняв на веру, не откажете себе в сомнении (разумеется, это касается не всякой информации, а той, которую следует подвергать проверке на чистоту, дабы не впасть в заблуждение). Ваши представления – это только Ваши представления, они не претендуют на чистое отражение реальности. Вы умеете играть, импровизировать, быть мягкими, уступчивыми в отношениях – это позволяет Вам Ваш внутренний стержень. Вы глубоко вникаете в события, которые имеют огромный общественный резонанс, хоть они и не касаются Вас. Вы замечаете красоту всюду, где находитесь, для Вас в ней нет границ. Идея – это прекрасно, но нет и не может быть такой идеи, во имя которой можно пожертвовать кем-то, кроме себя. Вы вполне способны проникнуться симпатией и к тому, кто не разделяет Ваши взгляды. Вы не создадите кумира – поскольку прежде всего интересны сами себе. Ваше отношение к людям – это не те чувства, которые диктует вера или убеждения, а те, которые возникают здесь и сейчас. Вы не пытаетесь любить, не пытаетесь прощать, не пытаетесь казаться лучше, чем есть, не станете лезть из кожи вон, чтобы кому-то понравиться. Вам практически никогда не приходиться подавлять свои чувства и мысли. Вы способны не только на прямоту, но и на откровенность. Необязательно кто-то должен разделять Ваши интересы. Вы редко замечаете недостатки в других людях – поскольку нет нужды быть лучше, правильнее кого-то. И да, Вы любите животных – ведь любовь к животным говорит о простоте и безусловности любви как таковой (вопреки мифу о её сложности и научности).
Для Вас мир огромен, по сути бесконечен, даже если Вы мало, что можете о нём сказать.
Если перевести настоящую тему в сферу противоположностей, то получится, что люди, чье мировоззрение относится ко второй категории, воспринимают жизнь больше как игру, лучше балансируют, держаться на поверхности (то есть, в настоящем) и, соответственно, на плаву, тогда как люди с мировоззрением первой категории, напротив, воспринимают жизнь больше как битву, вынуждены раз за разом держать удар из-за резкого дисбаланса (что подчас придаёт им гордости и упорства), тонуть в прошлом.    
Что ещё добавить к этому?.. Всё вышесказанное предельно просто. Легко представить, как люди, для которых мир мал, ограничен тем, что кто-то важен, а кто-то нет, что-то ценно, а что-то нет, что-то правильно, а что-то неправильно, кто-то хороший, а кто-то плохой, и даже тем, что есть то, во что нужно верить, не на деле, так на словах враждуют с другими, развязывают или поддерживают развязанную кем-то войну, как переворачиваются у них понятия «мир» и «война», «свобода» и «рабство», «добро» и «зло», какие чувства и мысли у них возникают по отношению к тем, кто не живёт согласно их принципам и идеалам или – ещё паче – плюёт на них.
Только не подумайте, что тем самым я выношу кому-то приговор. Такие люди, как правило, приговаривают себя сами. Во мне нет убеждения, что человек не меняется, как и иллюзии, что просто-запросто он может измениться. Но как бы крепко от долгого ношения не прилипла к лицу маска, всё же это маска, даже в том случае, когда её уже не отлепить. Под ней живёт страх расстаться с маленькой, серой, но вместе с тем знакомой и привычной действительностью, затмевающей реальный мир, перед которым носитель маски безоружен, однако есть там также и желание, пусть и дремлющее, покончить с ней.
Подумайте ещё вот о чём… Сейчас Вы ограничены, огромный мир свернулся калачиком в какую-то проблемку или, может быть, в гигантскую проблему, но скоро, как было уже много раз, Вы избавитесь от бремени… Сейчас кто-то наговорил кому-то гадостей, но немного погодя поймёт, что наделал, и уже мир для него чуточку расширится. Ещё сегодня у кого-то было много врагов снаружи, но, как знать, вдруг что-то произойдёт, и завтра от множества останется только один, да и тот внутри; и окажется: всё дурное, что этот кто-то приписывал кому-то, сам столько времени носил в себе…
Таким образом, граница, которая здесь проведена, очевидна. Однако важно уметь не только провести её, но и стереть, понимая, что она также условна. И это то, что умеют те, для кого мир огромен, бесконечен. Поэтому пусть мои слова послужат подсказкой кому-то, позволят лишний раз заглянуть в себя, убедиться либо усомниться в верном выборе направления, но не станут ни для кого абсолютной истиной.
 

                                
 
          
 
Рейтинг: 0 193 просмотра
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!