Смерть и Апокалипсис в живописи
1)ГАНС ГОЛЬБЕЙН МЛАДШИЙ
Ганс Гольбейн (Младший) (нем. Hans Holbein der Jüngere; 1497, Аугсбург — 1543, Лондон) — живописец, один из величайших немецких художников. Самый знаменитый представитель этой фамилии.
СТИЛЬ
Живописные произведения Гольбейна отличаются тонкой выработкой рисунка, пластичной моделировкой, прозрачностью светотени, сочностью и шириной кисти. Его рисунки полны едкого сарказма, тонкой наблюдательности и, несмотря на свою жизненную правду и индивидуальность, поражают красотой формы и отделки. Значение Гольбейна в немецком искусстве увеличивается ещё тем, что он перенес в Германию расцвет итальянского возрождения, не утратив при этом своего национального характера — в его работах ощутимы пути, намеченные в портретах Дюрера.
ЦИКЛ "ПЛЯСКИ СМЕРТИ" Совершенно новое отношение к феномену смерти демонстрируется в цикле гравюр Ганса Гольбейна Младшего (1523—1526 гг.).
Само по себе появление Смерти в, казалось бы, благополучном и гармоничном ренессансном мире по началу воспринималось как нечто неестественное, но в то же время послужило средством разоблачения этой самой иллюзорности.
1.Сотворение(Creation)
2.Искушение(Temptation)
3. Изгнание Адама и Евы из Рая (Expulsion)
4. Адам возделывает землю (Adam tills the soil)
5. Кости человечества (Bones of all men)
6. Папа Римский (Pope)
7. Император (Emperor)
8.Король(King)
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
51 - Жених
Скелет – символ смерти – становится не только общим олицетворением явления, но превращается в конкретного участника того или иного действа, участником самой жизни. Если в средневековой традиции «Пляска смерти» подразумевала изображение в виде неразрывного хоровода скелетов, то в XVI веке появляется тенденция к разрыву этого круга, а тем самым смерть становится уже делом частным, что в свою очередь поддерживает ренессансную идею об индивидуализации человека и острого переживания его личной судьбы.
В общих чертах в работах видны гуманистические убеждения автора: не даром Смерть у него выступает в роли судьи, наказывает алчность и злоупотребление властью.
Показывая довольно разрозненные моменты человеческой жизни, серия работ, так или иначе, не лишена внутренней логики построения: сюжеты первых гравюр взяты из Книги Бытия, в какой-то степени отражая начало истории в целом и повествования в частности. И вот, с изображения музицирующих мертвецов танец начинается. Первой жертвой становится Папа Римский, а за ним еще 34 жертвы. Гравюры с изображениями Судного Дня и геральдическим знаком Смерти закрывают цикл.
Сцена изгнания Адама и Евы из рая, в общем, решена традиционно, но появление образа смерти в корне изменяет понимание этого сюжета: теперь люди обречены не на тяжелую жизнь, а на смерть.
Песочные часы символизируют течение времени. Появившись впервые в эпизоде возделывания земли, этот символ, словно лейтмотив произведения, мелькает еще в двадцати пяти сценах из тридцати.
В нескольких картинах антиклерикализм Гольбейна особенно заметен. Например, в сцене с Папой Римским, Смерть пришла чтобы забрать его в самый важный момент его жизни - во время коронации.
Кроме того, здесь присутствуют два демона, символизирующие искушение тщеславием. На другой картине Смерть появляется в момент, продажи кардиналом индульгенции. Смерть душит монаха, который пытается спасти свое богатство, несмотря на то, что давал обет бедности.
Одна из самых ироничных гравюр изображает монахиню, которая пребывает в состоянии молитвы, но и не упускает возможности окинуть игривым взглядом молодого человека, стоящего чуть поодаль. Смерть появляется, туша свечу на алтаре - очевидный намек на судьбу монахини...
Подобные сцены заставляли простого человека смеяться над знакомыми персонажами, но в то же время пробуждали злость и недовольство духовенством. Однако, ни проповедник, ни простой священник не вызывают у Гольбейна сарказма. Симпатия Гольбейна к беднякам особенно проявляется там, где они встречаются с безразличием богачей: будь то сцена, когда герцог отталкивает женщину и её ребенка или адвокат принимает плату от богатого клиента и не обращает внимание на бедняка рядом с собой.
Демон, символизирующий искушение жадностью взбирается на плечи Сенатору, который игнорирует нищего, позади себя.
Периодически Гольбейн демонстрирует довольно тонкий юмор: так Смерть отбирает у богача сначала деньги, а уже потом душу.
Правосудие и науки Гольбейн тоже подвергает критике. Смерть снимает корону с Императора, в то время как простолюдин напрасно взывает Его Высочество к справедливости. Император держит в руке сломанный меч, что символизирует его неспособность к принятию верного решения.
Смерть появляется между Доктором и его пациентом. Гольбейн, видимо, пытается донести, что несмотря на все достижения медицины, она не может предотвратить то, чему нельзя воспрепятствовать: раньше или позже, Доктор умрет сам. Как и его пациенты.
Тем не менее, Смерть не всегда представлена как вершитель правосудия. Она жестока, когда отнимает ребенка у его семьи.
Любопытно, что Смерть у Гольбейна иногда играет роль друга или даже слуги. Так, она помогает Адаму возделывать землю плугом, омывает Королю руки перед едой. Смерть торжественно сопровождает Старика и Старуху в их последний путь.
На последней картине - Судный День - Гольбейн напоминает нам, что обрести вечную жизнь можно с помощью Иисуса Христа. Люди, которые верят в него, преодолевают Смерть.
В исполнении Гольбейна тема получает предельную эстетизацию. Художественный эффект достигается путем сопоставления сухой пластики скелета с волнами драпировок ткани, будь то одежда человека или оформление интерьера. Из религиозно-магического произведения Пляска смерти становится произведением художественным. Названные метаморфозы отразили глубинные изменения, имевшие место в общественном сознании.
Скелет – символ смерти – становится не только общим олицетворением явления, но превращается в конкретного участника того или иного действа, участником самой жизни. Если в средневековой традиции «Пляска смерти» подразумевала изображение в виде неразрывного хоровода скелетов, то в XVI веке появляется тенденция к разрыву этого круга, а тем самым смерть становится уже делом частным, что в свою очередь поддерживает ренессансную идею об индивидуализации человека и острого переживания его личной судьбы.
В общих чертах в работах видны гуманистические убеждения автора: не даром Смерть у него выступает в роли судьи, наказывает алчность и злоупотребление властью.
Показывая довольно разрозненные моменты человеческой жизни, серия работ, так или иначе, не лишена внутренней логики построения: сюжеты первых гравюр взяты из Книги Бытия, в какой-то степени отражая начало истории в целом и повествования в частности. И вот, с изображения музицирующих мертвецов танец начинается. Первой жертвой становится Папа Римский, а за ним еще 34 жертвы. Гравюры с изображениями Судного Дня и геральдическим знаком Смерти закрывают цикл.
Сцена изгнания Адама и Евы из рая, в общем, решена традиционно, но появление образа смерти в корне изменяет понимание этого сюжета: теперь люди обречены не на тяжелую жизнь, а на смерть.
Песочные часы символизируют течение времени. Появившись впервые в эпизоде возделывания земли, этот символ, словно лейтмотив произведения, мелькает еще в двадцати пяти сценах из тридцати.
В нескольких картинах антиклерикализм Гольбейна особенно заметен. Например, в сцене с Папой Римским, Смерть пришла чтобы забрать его в самый важный момент его жизни - во время коронации.
Кроме того, здесь присутствуют два демона, символизирующие искушение тщеславием. На другой картине Смерть появляется в момент, продажи кардиналом индульгенции. Смерть душит монаха, который пытается спасти свое богатство, несмотря на то, что давал обет бедности.
Одна из самых ироничных гравюр изображает монахиню, которая пребывает в состоянии молитвы, но и не упускает возможности окинуть игривым взглядом молодого человека, стоящего чуть поодаль. Смерть появляется, туша свечу на алтаре - очевидный намек на судьбу монахини...
Подобные сцены заставляли простого человека смеяться над знакомыми персонажами, но в то же время пробуждали злость и недовольство духовенством. Однако, ни проповедник, ни простой священник не вызывают у Гольбейна сарказма. Симпатия Гольбейна к беднякам особенно проявляется там, где они встречаются с безразличием богачей: будь то сцена, когда герцог отталкивает женщину и её ребенка или адвокат принимает плату от богатого клиента и не обращает внимание на бедняка рядом с собой.
Демон, символизирующий искушение жадностью взбирается на плечи Сенатору, который игнорирует нищего, позади себя.
Периодически Гольбейн демонстрирует довольно тонкий юмор: так Смерть отбирает у богача сначала деньги, а уже потом душу.
Правосудие и науки Гольбейн тоже подвергает критике. Смерть снимает корону с Императора, в то время как простолюдин напрасно взывает Его Высочество к справедливости. Император держит в руке сломанный меч, что символизирует его неспособность к принятию верного решения.
Смерть появляется между Доктором и его пациентом. Гольбейн, видимо, пытается донести, что несмотря на все достижения медицины, она не может предотвратить то, чему нельзя воспрепятствовать: раньше или позже, Доктор умрет сам. Как и его пациенты.
Тем не менее, Смерть не всегда представлена как вершитель правосудия. Она жестока, когда отнимает ребенка у его семьи.
Любопытно, что Смерть у Гольбейна иногда играет роль друга или даже слуги. Так, она помогает Адаму возделывать землю плугом, омывает Королю руки перед едой. Смерть торжественно сопровождает Старика и Старуху в их последний путь.
На последней картине - Судный День - Гольбейн напоминает нам, что обрести вечную жизнь можно с помощью Иисуса Христа. Люди, которые верят в него, преодолевают Смерть.
В исполнении Гольбейна тема получает предельную эстетизацию. Художественный эффект достигается путем сопоставления сухой пластики скелета с волнами драпировок ткани, будь то одежда человека или оформление интерьера. Из религиозно-магического произведения Пляска смерти становится произведением художественным. Названные метаморфозы отразили глубинные изменения, имевшие место в общественном сознании.
[Скрыть]Регистрационный номер 0364544 выдан для произведения:
Смерть и Апокалипсис в живописи
1)ГАНС ГОЛЬБЕЙН МЛАДШИЙ
Ганс Гольбейн (Младший) (нем. Hans Holbein der Jüngere; 1497, Аугсбург — 1543, Лондон) — живописец, один из величайших немецких художников. Самый знаменитый представитель этой фамилии.
СТИЛЬ
Живописные произведения Гольбейна отличаются тонкой выработкой рисунка, пластичной моделировкой, прозрачностью светотени, сочностью и шириной кисти. Его рисунки полны едкого сарказма, тонкой наблюдательности и, несмотря на свою жизненную правду и индивидуальность, поражают красотой формы и отделки. Значение Гольбейна в немецком искусстве увеличивается ещё тем, что он перенес в Германию расцвет итальянского возрождения, не утратив при этом своего национального характера — в его работах ощутимы пути, намеченные в портретах Дюрера.
ЦИКЛ "ПЛЯСКИ СМЕРТИ" Совершенно новое отношение к феномену смерти демонстрируется в цикле гравюр Ганса Гольбейна Младшего (1523—1526 гг.).
Само по себе появление Смерти в, казалось бы, благополучном и гармоничном ренессансном мире по началу воспринималось как нечто неестественное, но в то же время послужило средством разоблачения этой самой иллюзорности.
1.Сотворение(Creation)
2.Искушение(Temptation)
3. Изгнание Адама и Евы из Рая (Expulsion)
4. Адам возделывает землю (Adam tills the soil)
5. Кости человечества (Bones of all men)
6. Папа Римский (Pope)
7. Император (Emperor)
8.Король(King)
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
51 - Жених
Скелет – символ смерти – становится не только общим олицетворением явления, но превращается в конкретного участника того или иного действа, участником самой жизни. Если в средневековой традиции «Пляска смерти» подразумевала изображение в виде неразрывного хоровода скелетов, то в XVI веке появляется тенденция к разрыву этого круга, а тем самым смерть становится уже делом частным, что в свою очередь поддерживает ренессансную идею об индивидуализации человека и острого переживания его личной судьбы.
В общих чертах в работах видны гуманистические убеждения автора: не даром Смерть у него выступает в роли судьи, наказывает алчность и злоупотребление властью.
Показывая довольно разрозненные моменты человеческой жизни, серия работ, так или иначе, не лишена внутренней логики построения: сюжеты первых гравюр взяты из Книги Бытия, в какой-то степени отражая начало истории в целом и повествования в частности. И вот, с изображения музицирующих мертвецов танец начинается. Первой жертвой становится Папа Римский, а за ним еще 34 жертвы. Гравюры с изображениями Судного Дня и геральдическим знаком Смерти закрывают цикл.
Сцена изгнания Адама и Евы из рая, в общем, решена традиционно, но появление образа смерти в корне изменяет понимание этого сюжета: теперь люди обречены не на тяжелую жизнь, а на смерть.
Песочные часы символизируют течение времени. Появившись впервые в эпизоде возделывания земли, этот символ, словно лейтмотив произведения, мелькает еще в двадцати пяти сценах из тридцати.
В нескольких картинах антиклерикализм Гольбейна особенно заметен. Например, в сцене с Папой Римским, Смерть пришла чтобы забрать его в самый важный момент его жизни - во время коронации.
Кроме того, здесь присутствуют два демона, символизирующие искушение тщеславием. На другой картине Смерть появляется в момент, продажи кардиналом индульгенции. Смерть душит монаха, который пытается спасти свое богатство, несмотря на то, что давал обет бедности.
Одна из самых ироничных гравюр изображает монахиню, которая пребывает в состоянии молитвы, но и не упускает возможности окинуть игривым взглядом молодого человека, стоящего чуть поодаль. Смерть появляется, туша свечу на алтаре - очевидный намек на судьбу монахини...
Подобные сцены заставляли простого человека смеяться над знакомыми персонажами, но в то же время пробуждали злость и недовольство духовенством. Однако, ни проповедник, ни простой священник не вызывают у Гольбейна сарказма. Симпатия Гольбейна к беднякам особенно проявляется там, где они встречаются с безразличием богачей: будь то сцена, когда герцог отталкивает женщину и её ребенка или адвокат принимает плату от богатого клиента и не обращает внимание на бедняка рядом с собой.
Демон, символизирующий искушение жадностью взбирается на плечи Сенатору, который игнорирует нищего, позади себя.
Периодически Гольбейн демонстрирует довольно тонкий юмор: так Смерть отбирает у богача сначала деньги, а уже потом душу.
Правосудие и науки Гольбейн тоже подвергает критике. Смерть снимает корону с Императора, в то время как простолюдин напрасно взывает Его Высочество к справедливости. Император держит в руке сломанный меч, что символизирует его неспособность к принятию верного решения.
Смерть появляется между Доктором и его пациентом. Гольбейн, видимо, пытается донести, что несмотря на все достижения медицины, она не может предотвратить то, чему нельзя воспрепятствовать: раньше или позже, Доктор умрет сам. Как и его пациенты.
Тем не менее, Смерть не всегда представлена как вершитель правосудия. Она жестока, когда отнимает ребенка у его семьи.
Любопытно, что Смерть у Гольбейна иногда играет роль друга или даже слуги. Так, она помогает Адаму возделывать землю плугом, омывает Королю руки перед едой. Смерть торжественно сопровождает Старика и Старуху в их последний путь.
На последней картине - Судный День - Гольбейн напоминает нам, что обрести вечную жизнь можно с помощью Иисуса Христа. Люди, которые верят в него, преодолевают Смерть.
В исполнении Гольбейна тема получает предельную эстетизацию. Художественный эффект достигается путем сопоставления сухой пластики скелета с волнами драпировок ткани, будь то одежда человека или оформление интерьера. Из религиозно-магического произведения Пляска смерти становится произведением художественным. Названные метаморфозы отразили глубинные изменения, имевшие место в общественном сознании.
Скелет – символ смерти – становится не только общим олицетворением явления, но превращается в конкретного участника того или иного действа, участником самой жизни. Если в средневековой традиции «Пляска смерти» подразумевала изображение в виде неразрывного хоровода скелетов, то в XVI веке появляется тенденция к разрыву этого круга, а тем самым смерть становится уже делом частным, что в свою очередь поддерживает ренессансную идею об индивидуализации человека и острого переживания его личной судьбы.
В общих чертах в работах видны гуманистические убеждения автора: не даром Смерть у него выступает в роли судьи, наказывает алчность и злоупотребление властью.
Показывая довольно разрозненные моменты человеческой жизни, серия работ, так или иначе, не лишена внутренней логики построения: сюжеты первых гравюр взяты из Книги Бытия, в какой-то степени отражая начало истории в целом и повествования в частности. И вот, с изображения музицирующих мертвецов танец начинается. Первой жертвой становится Папа Римский, а за ним еще 34 жертвы. Гравюры с изображениями Судного Дня и геральдическим знаком Смерти закрывают цикл.
Сцена изгнания Адама и Евы из рая, в общем, решена традиционно, но появление образа смерти в корне изменяет понимание этого сюжета: теперь люди обречены не на тяжелую жизнь, а на смерть.
Песочные часы символизируют течение времени. Появившись впервые в эпизоде возделывания земли, этот символ, словно лейтмотив произведения, мелькает еще в двадцати пяти сценах из тридцати.
В нескольких картинах антиклерикализм Гольбейна особенно заметен. Например, в сцене с Папой Римским, Смерть пришла чтобы забрать его в самый важный момент его жизни - во время коронации.
Кроме того, здесь присутствуют два демона, символизирующие искушение тщеславием. На другой картине Смерть появляется в момент, продажи кардиналом индульгенции. Смерть душит монаха, который пытается спасти свое богатство, несмотря на то, что давал обет бедности.
Одна из самых ироничных гравюр изображает монахиню, которая пребывает в состоянии молитвы, но и не упускает возможности окинуть игривым взглядом молодого человека, стоящего чуть поодаль. Смерть появляется, туша свечу на алтаре - очевидный намек на судьбу монахини...
Подобные сцены заставляли простого человека смеяться над знакомыми персонажами, но в то же время пробуждали злость и недовольство духовенством. Однако, ни проповедник, ни простой священник не вызывают у Гольбейна сарказма. Симпатия Гольбейна к беднякам особенно проявляется там, где они встречаются с безразличием богачей: будь то сцена, когда герцог отталкивает женщину и её ребенка или адвокат принимает плату от богатого клиента и не обращает внимание на бедняка рядом с собой.
Демон, символизирующий искушение жадностью взбирается на плечи Сенатору, который игнорирует нищего, позади себя.
Периодически Гольбейн демонстрирует довольно тонкий юмор: так Смерть отбирает у богача сначала деньги, а уже потом душу.
Правосудие и науки Гольбейн тоже подвергает критике. Смерть снимает корону с Императора, в то время как простолюдин напрасно взывает Его Высочество к справедливости. Император держит в руке сломанный меч, что символизирует его неспособность к принятию верного решения.
Смерть появляется между Доктором и его пациентом. Гольбейн, видимо, пытается донести, что несмотря на все достижения медицины, она не может предотвратить то, чему нельзя воспрепятствовать: раньше или позже, Доктор умрет сам. Как и его пациенты.
Тем не менее, Смерть не всегда представлена как вершитель правосудия. Она жестока, когда отнимает ребенка у его семьи.
Любопытно, что Смерть у Гольбейна иногда играет роль друга или даже слуги. Так, она помогает Адаму возделывать землю плугом, омывает Королю руки перед едой. Смерть торжественно сопровождает Старика и Старуху в их последний путь.
На последней картине - Судный День - Гольбейн напоминает нам, что обрести вечную жизнь можно с помощью Иисуса Христа. Люди, которые верят в него, преодолевают Смерть.
В исполнении Гольбейна тема получает предельную эстетизацию. Художественный эффект достигается путем сопоставления сухой пластики скелета с волнами драпировок ткани, будь то одежда человека или оформление интерьера. Из религиозно-магического произведения Пляска смерти становится произведением художественным. Названные метаморфозы отразили глубинные изменения, имевшие место в общественном сознании.