12 апреля 2011 года исполняется полвека космического полёта Юрия Алексеевича Гагарина. Я был участником обеспечения и описал это явление в своих мемуарах «Записки деда».
В связи с юбилеем попробую описать подробнее, насколько позволяет память. Можно опереться на фотографии и некоторые сохранившиеся документы того времени. Целесообразно назвать и участников обеспечения, сохранившихся в памяти и на фотографиях.
Это был для кораблей ТОГЭ-4 по счёту шестой поход в просторы Тихого океана для выполнения Боевых работ, их второго вида – приёма сигналов с пролетающих над кораблями космических аппаратов (КА) и передачи, при необходимости, сигналов на них.
«Сучан» вышел в океан первым 6 марта 1961 года, его точка обеспечения была дальней, в 3000 километров от последнего наземного измерительного пункта (НИП) на Камчатке. Эта точка находится на широте 15 градусов Северная и долготе 162 градуса Западная, к югу от Гавайской гряды, к северу от атолла Пальмира, посередине Океании.
В среднюю точку, в 2000 километров от последнего НИП’а, пойдёт флагманская «Сибирь». Точка находится к северу от Гавайской гряды, на 30 градусе Северной широты и 164 градусе Западной долготы.
В ближнюю точку, в 1000 километров, пойдёт «Сахалин». Точка находится на 43 градусе широты и 180 градусе долготы.
В район мы пришли 19 марта и начали работать по КА с животными.
Погода изумительная. Здесь вечное лето, зона тропических пассатов – постоянных умеренных ветров с востока.
Температура воды плюс 26, воздуха плюс 28 градусов.
Здесь отличный с точки зрения навигации район.
Во-первых, обеспечивает высокую точность определения места Гавайская цепь радионавигационной системы (РНС) «Лоран-А».
Во-вторых, Звёздное небо здесь такое чистое и ясное, как под посёлком Троицким из рассказа «Васька Марфин». Только там это была случайность, а здесь – закономерность. Разве только два – три раза за ночь закроют эту прелесть тропические ливни.
9 апреля Максюта предупредил по ЗАС, чтобы тщательно приготовились к очередному обеспечению, по всей вероятности в КА будет человек.
11 апреля пришло официальное подтверждение его слов.
Прибежал на мостик комсорг БЧ-1-4 командир отделения штурманских радиометристов старший матрос Колодяжный.
- Товарищ капитан 3 ранга! Собирал замполит, приказал срочно выпустить боевые листки. Что написать?
Я дал текст на листке:
Товарищи!
Завтра – боевая работа. Проверьте свою готовность. Помните, что чёткой работой каждого матроса, старшины и офицера штурманской боевой части мы обеспечиваем безаварийный запуск в космос первого человека.
Максюта и флагманский штурман Сахаров предупреждают, что указывать в отчётных документах использование иностранных систем для определения места нежелательно. Указывать их только как резервное средство, подтверждающее верность своих средств. А "свои" здесь только секстан, да рассыпанные по небосводу светила.
Штурмана вывели корабль по РНС «Лоран-А» с погрешностью, меньшей его длины, в точку, а я взял секстан, секундомер и измерил высоты 4-х звёзд. Это были Регул, Сириус, Альдебаран и Полярная. Со средней квадратической ошибкой в полмили они подтвердили, что на 17 часов 30 минут Камчатского времени 12 апреля 1961 года мы были в точке Ш=14 градусов 53.4 минуты Северная, Д=162 градуса 00.7 минуты Западная.
По местному времени было 18 часов 30 минут 11 апреля.
По Гринвичскому (Всемирному) времени было 5 часов 30 минут утра 12 апреля.
По Московскому времени было 8 часов 30 минут утра 12 апреля 1961 года.
Теперь об участниках этого похода.
- Максюта Юрий Иванович, контр-адмирал, командир ТОГЭ-4.
Замечательный командир, товарищ и друг. Я многим ему обязан. Это он сделал меня после ухода Александра Сахарова в Училище флагманским штурманом, а позже – начальником отдела НИИ;
-Сахаров Александр Николаевич, капитан 3 ранга, флагманский штурман. Вежливый, интеллигентный, профессионал;
- Васильков Павел Евгеньевич, капитан 1 ранга, командир корабля.
Чудесный человек, изумительный командир;
- Матвеев Андрей Иванович, капитан 2 ранга, старпом.
Профессиональный старпом. Я служил с ним вместе ещё на крейсере «Адмирал Макаров», где он был старпомом, а я, как и здесь, старшим штурманом. Он строго соблюдал статью Корабельного Устава о несовместимости должности старпома с частым оставлением корабля. А частота схода офицеров того периода на берег определялась двумя выходными днями: один из них летом, второй – зимой. Так и это для старпома считалось частым:
- Глазунов Виктор, капитан 3 ранга, помощник командира.
Неунывающий весельчак-балагур. На нём все плавсредства, боцманская команда и химслужба;
- Ершов Игорь Васильевич, капитан-лейтенант, штурман, командир рулевой группы;
- Калёнов Игорь Георгиевич, капитан-лейтенант, штурман, командир электронавигационной группы.
Оба штурмана – опытные специалисты высшей квалификации;
- Барильников, старшина 2 статьи, командир отделения штурманских электриков;
-Мнейкин Иван, старший матрос, старший штурманский электрик;
-Колодяжный, старший матрос, старший радиометрист штурманский;
- Крейдун Сергей Зиновьевич, капитан 3 ранга, командир боевой части связи.
Мы служили вместе на ЭМ "Справедливый", КР "Макаров", ЭОС "Сучан". Дружили семьями.
-Гайдук Виктор Николаевич, капитан-лейтенант, начальник радиотехнической службы. Удивительный человек. О таких говорят «Мастер на все руки»;
- Рязин Эдуард, старший лейтенант, инженер радиотехнической службы. Тоже мастер, но без излишеств;
- Сигал Анатолий, старший лейтенант, инженер телеметрической службы. Самый загорелый человек на корабле. Это ему принадлежит фраза «загорать нужно утром, потому что самые полезные – утрофиолетовые лучи»;
- Ермоленко Владимир Ильич, капитан 2 ранга, начальник телеметрической службы. Хороший специалист, заядлый рыбак;
- Погнаев Виктор, капитан-лейтенант, начальник службы оптики и стабилизации. Хороший специалист, заядлый шахматист;
- Морковин Виктор Петрович, капитан, командир вертолёта, классный лётчик;
- Дворянинов, старший лейтенант, штурман вертолёта. Трудно быть штурманом малышки-вертолёта в безбрежном океане.
- Чередниченко Леонид Михайлович, майор, начальник гидрометеорологической службы;
- Федотов Борис Николаевич, капитан-лейтенант, инженер-синоптик:
-
- Бушманов Александр Фёдорович, капитан-лейтенант, инженер-гидролог;
- Никандров Пётр Никандрович, мичман, главный боцман. Энциклопедический боцман. Замечательный человек.
К сожалению, не всех боевых товарищей сохранила память.
Совсекретные Судовые Роли, хранившие Ваши имена, скорее всего, не увидели света.
Так пусть Ваша светлая память сохранится в таких вот мемуарах!.
Юрий Гагарин спустился на парашюте и вскоре реабилитировался, а мы начали движение домой. Нам на это потребовалось 15 суток.
27 апреля мы пришли на рейд посёлка Советский и увидели, что три наших корабля стоят у нового причала. Ошвартовались и мы.
[Скрыть]Регистрационный номер 0006492 выдан для произведения:
Владимир Гаранин
И мы пахали. К 50-летию полёта Юрия Гагарина
Рассказ
12 апреля 2011 года исполняется полвека космического полёта Юрия Алексеевича Гагарина. Я был участником обеспечения и описал это явление в своих мемуарах «Записки деда».
В связи с юбилеем попробую описать подробнее, насколько позволяет память. Можно опереться на фотографии и некоторые сохранившиеся документы того времени. Целесообразно назвать и участников обеспечения, сохранившихся в памяти и на фотографиях.
Это был для кораблей ТОГЭ-4 по счёту шестой поход в просторы Тихого океана для выполнения Боевых работ, их второго вида – приёма сигналов с пролетающих над кораблями космических аппаратов (КА) и передачи, при необходимости, сигналов на них.
«Сучан» вышел в океан первым 6 марта 1961 года, его точка обеспечения была дальней, в 3000 километров от последнего наземного измерительного пункта (НИП) на Камчатке. Эта точка находится на широте 15 градусов Северная и долготе 162 градуса Западная, к югу от Гавайской гряды, к северу от атолла Пальмира, посередине Океании.
В среднюю точку, в 2000 километров от последнего НИП’а, пойдёт флагманская «Сибирь». Точка находится к северу от Гавайской гряды, на 30 градусе Северной широты и 164 градусе Западной долготы.
В ближнюю точку, в 1000 километров, пойдёт «Сахалин». Точка находится на 43 градусе широты и 180 градусе долготы.
В район мы пришли 19 марта и начали работать по КА с животными.
Погода изумительная. Здесь вечное лето, зона тропических пассатов – постоянных умеренных ветров с востока.
Температура воды плюс 26, воздуха плюс 28 градусов.
Здесь отличный с точки зрения навигации район.
Во-первых, обеспечивает высокую точность определения места Гавайская цепь радионавигационной системы (РНС) «Лоран-А».
Во-вторых, Звёздное небо здесь такое чистое и ясное, как под посёлком Троицким из рассказа «Васька Марфин». Только там это была случайность, а здесь – закономерность. Разве только два – три раза за ночь закроют эту прелесть тропические ливни.
9 апреля Максюта предупредил по ЗАС, чтобы тщательно приготовились к очередному обеспечению, по всей вероятности в КА будет человек.
11 апреля пришло официальное подтверждение его слов.
Прибежал на мостик комсорг БЧ-1-4 командир отделения штурманских радиометристов старший матрос Колодяжный.
- Товарищ капитан 3 ранга! Собирал замполит, приказал срочно выпустить боевые листки. Что написать?
Я дал текст на листке:
Товарищи!
Завтра – боевая работа. Проверьте свою готовность. Помните, что чёткой работой каждого матроса, старшины и офицера штурманской боевой части мы обеспечиваем безаварийный запуск в космос первого человека.
Максюта и флагманский штурман Сахаров предупреждают, что указывать в отчётных документах использование иностранных систем для определения места нежелательно. Указывать их только как резервное средство, подтверждающее верность своих средств. А "свои" здесь только секстан, да рассыпанные по небосводу светила.
Штурмана вывели корабль по РНС «Лоран-А» с погрешностью, меньшей его длины, в точку, а я взял секстан, секундомер и измерил высоты 4-х звёзд. Это были Регул, Сириус, Альдебаран и Полярная. Со средней квадратической ошибкой в полмили они подтвердили, что на 17 часов 30 минут Камчатского времени 12 апреля 1961 года мы были в точке Ш=14 градусов 53.4 минуты Северная, Д=162 градуса 00.7 минуты Западная.
По местному времени было 18 часов 30 минут 11 апреля.
По Гринвичскому (Всемирному) времени было 5 часов 30 минут утра 12 апреля.
По Московскому времени было 8 часов 30 минут утра 12 апреля 1961 года.
Теперь об участниках этого похода.
- Максюта Юрий Иванович, контр-адмирал, командир ТОГЭ-4.
Замечательный командир, товарищ и друг. Я многим ему обязан. Это он сделал меня после ухода Александра Сахарова в Училище флагманским штурманом, а позже – начальником отдела НИИ;
-Сахаров Александр Николаевич, капитан 3 ранга, флагманский штурман. Вежливый, интеллигентный, профессионал;
- Васильков Павел Евгеньевич, капитан 1 ранга, командир корабля.
Чудесный человек, изумительный командир;
- Матвеев Андрей Иванович, капитан 2 ранга, старпом.
Профессиональный старпом. Я служил с ним вместе ещё на крейсере «Адмирал Макаров», где он был старпомом, а я, как и здесь, старшим штурманом. Он строго соблюдал статью Корабельного Устава о несовместимости должности старпома с частым оставлением корабля. А частота схода офицеров того периода на берег определялась двумя выходными днями: один из них летом, второй – зимой. Так и это для старпома считалось частым:
- Глазунов Виктор, капитан 3 ранга, помощник командира.
Неунывающий весельчак-балагур. На нём все плавсредства, боцманская команда и химслужба;
- Ершов Игорь Васильевич, капитан-лейтенант, штурман, командир рулевой группы;
- Калёнов Игорь Георгиевич, капитан-лейтенант, штурман, командир электронавигационной группы.
Оба штурмана – опытные специалисты высшей квалификации;
- Барильников, старшина 2 статьи, командир отделения штурманских электриков;
-Мнейкин Иван, старший матрос, старший штурманский электрик;
-Колодяжный, старший матрос, старший радиометрист штурманский;
- Крейдун Сергей Зиновьевич, капитан 3 ранга, командир боевой части связи.
Мы служили вместе на ЭМ "Справедливый", КР "Макаров", ЭОС "Сучан". Дружили семьями.
-Гайдук Виктор Николаевич, капитан-лейтенант, начальник радиотехнической службы. Удивительный человек. О таких говорят «Мастер на все руки»;
- Рязин Эдуард, старший лейтенант, инженер радиотехнической службы. Тоже мастер, но без излишеств;
- Сигал Анатолий, старший лейтенант, инженер телеметрической службы. Самый загорелый человек на корабле. Это ему принадлежит фраза «загорать нужно утром, потому что самые полезные – утрофиолетовые лучи»;
- Ермоленко Владимир Ильич, капитан 2 ранга, начальник телеметрической службы. Хороший специалист, заядлый рыбак;
- Погнаев Виктор, капитан-лейтенант, начальник службы оптики и стабилизации. Хороший специалист, заядлый шахматист;
- Морковин Виктор Петрович, капитан, командир вертолёта, классный лётчик;
- Дворянинов, старший лейтенант, штурман вертолёта. Трудно быть штурманом малышки-вертолёта в безбрежном океане.
- Чередниченко Леонид Михайлович, майор, начальник гидрометеорологической службы;
- Федотов Борис Николаевич, капитан-лейтенант, инженер-синоптик:
-
- Бушманов Александр Фёдорович, капитан-лейтенант, инженер-гидролог;
- Никандров Пётр Никандрович, мичман, главный боцман. Энциклопедический боцман. Замечательный человек.
К сожалению, не всех боевых товарищей сохранила память.
Совсекретные Судовые Роли, хранившие Ваши имена, скорее всего, не увидели света.
Так пусть Ваша светлая память сохранится в таких вот мемуарах!.
Юрий Гагарин спустился на парашюте и вскоре реабилитировался, а мы начали движение домой. Нам на это потребовалось 15 суток.
27 апреля мы пришли на рейд посёлка Советский и увидели, что три наших корабля стоят у нового причала. Ошвартовались и мы.