День студента - Татьянин день
Сегодня в 08:46 -
Евгений Ефрешин
1.
Возникло большое желание рассыпать перед вами золото Каникул на серебро стипендий, да отразится всё сияющим блеском в благодарной памяти понимающих. Студенчество – это лучшая пора жизни каждого мыслящего человеческого существа, о которой с благодарностью вспоминаешь до конца своих дней. Самые счастливые остаются в душе студентами на всю жизнь.
А некоторым стать студентами не довелось, они прошли иные институты, свои суровые университеты жизни. На ум сразу приходит А.М. Горький, но много и других ярких примеров. Почти в это же время, но на ином краю земли не до высшего образования стало Джеку Лондону, хотя он и сдал экзамены в Калифорнийский университет. Владимир Маяковский окончил только 5 школьных классов и до конца своей жизни писал безграмотно. А Лев Николаевич Толстой стал когда-то студентом Казанского университета, но закончить курс ему не удалось.
Студент - это усердно занимающийся, познающий. Познающий не только выбранную профессию, но и саму жизнь во всей её сложности и многообразии, во мраке падений и волшебном свете головокружительных взлётов. И нельзя ограничить время познания пятью-шестью юношескими годами, этот процесс прекращается только вместе с жизнью. Пусть пламя, зажжённое в ранней юности, горит до самого конца!
Но нельзя видеть жизнь только в сияющих радужных красках.
Спустимся теперь на грешную землю, вспомним про жизненные обстоятельства и бытовые условия, про то, что стипендии у студентов прошедших советских времён представляли собой небольшую, но вполне реальную, значимую сумму денег. Стипендия 40 рублей в месяц при месячной зарплате у начинающего инженера 120 р., начинающего врача 110. Причём из стипендии не вычитались пенсионные, подоходный налог, налог «на яйца» - за бездетность… То есть зарплата начинающего врача – это две с половиной стипендии. Образование в Советском Союзе было бесплатное, правда, и работа молодых специалистов во многом тоже.
Сорок кровных студенческих рублей при практически бесплатном общежитии, отсутствии затрат на одежду; а ещё сало, картошка, соленья и варенья из дома! Была также и повышенная стипендия: 50 рэ, целый полтиннник! Как сейчас вижу пять красных десяток – советских «червонцев»! Но для этого надо было сдать сессию на одни «пятёрки». Такого результата достигали редкие индивидуумы. Обычному студенту главное было - не получить оценку «удовлетворительно», ведь один «трояк» в большинстве вузов лишал вожделенной стипендии на полгода. Вот это был удар, вот это было очень грустно!
Поэтому «тройки» избегали любыми способами, о которых мы ещё не раз вспомним. Но ряд учебных дисциплин имеет такую сложность, что и «удовлетворительно» ещё надо заслужить. Тут возникают к тому же две стороны вопроса: один – реальные знания студента, другой – субъективная оценка их экзаменатором. Эх, доценты – кандидаты, доктора-профессора прошедших лет, сколько было от вас студентам горя и бед! Мудрые наставники и терпеливые учители, но и суровые судьи, а частенько и злые мучители. Как пели ещё несколько веков назад ваганты, вольные студиозусы и поэты-бродяги: «…если те профессора, что студентов учат, горемыку школяра насмерть не замучат».
При этом мы уверены, что у злых и несправедливых экзаменаторов в жизни и любви не бывает хорошо и очень хорошо, в лучшем случае – удовлетворительно.
При отсутствии нужного взаимопонимания на экзамене и потере стипендии приходилось надеяться только на денежные переводы из дома; у одних большие и регулярные, у других редкие и скудные. Встречались среди нас такие, кому помощи ждать было просто не от кого. Студенты зарабатывали и сами: одни – честно, постоянно и тяжело, а некоторые легко и не совсем честно, порой, даже криминально. О различных способах добывания денег – отдельные интересные истории. Тут стоит отметить, что само понятие «честности» и криминальности получения денежных средств относительно и подвержено во взглядах общества большим изменениям. То, что вчера грозило уголовной ответственностью, сегодня может восприниматься, как законное дело.
А ещё очень важным при поступлении в институт было получение общежития. Жить в чужом городе на съёмной квартире – это и дорого, и скучно. Общага и горько учила, и сплачивала, и веселила! Местные, из этого города студенты прошли мимо многих радостей настоящей студенческой жизни. Да что там говорить, волшебство студенчества, его мистика, горе и радости немыслимы без жизни в общаге. А давали её не всем. Некоторых принимали в институт и без общежития, и без стипендии.
«Это было лихо!»- так говорил когда-то и вспоминает сейчас мой друг Яшка. Лихие невзгоды приходилось преодолевать по- разному. Любыми правдами и неправдами селились в общагу «клопами» - без прописки и официального разрешения, ведь кроме начальства и администрации всегда есть верные друзья и подруги. Всем вам горячий привет через столько прожитых лет!
- Gaudeamus igitur, Juvenes dum sumus! – Будем веселиться! – как провозглашено в Париже на благородной латыни ещё пять веков назад. Первый университет в Париже был основан в 1208 году. Он насчитывал 4 факультета: низший «артистический» предшествовал богословскому (Сорбонна), юридическому, медицинскому. Жили студенты в знаменитом до сих пор Латинском квартале в районе Сорбонны. ( Правда сейчас цены там не для студентов. )
А годом основания Болонского университета считается аж 1088! Девизом старейшего европейского университета в Болонье стало знаменитое до сих пор: Alma Mater Studiorum (Мать-кормилица студентов).
На латыни велось преподавание во всех средневековых европейских университетах: итальянских, французских, британских, германских. Великий язык прошедших лет, появившийся ещё до нашей эры в маленькой области Latio на берегах Тибра. Per aspera ad astra! ( Через тернии к звёздам! ) И, улыбаемся, lingua latina – non penis canina (латинский язык – не член собачий ). Студенты со времён своего появления любили солёные шутки-прибаутки. Да что там словесные шутки, поведение многих преступало через нормы морали и даже закона, вспомним хотя бы Франсуа Вийона!
Для России наиболее важна германская высшая школа, помните: «Он из Германии туманной привёз учёности плоды…» Там обучался не только пушкинский персонаж Владимир Ленский, но и наш первый великий учёный Михаил Васильевич Ломоносов. Первые студенты из русских известны в Западной Европе с XIV века. Русь в это время, прикрыв собой Западную Европу, боролась с татаро-монгольским игом.
В дремучую Россию, в дикую Московию университетское образование пришло только в 1775 году. В день святой Татьяны указом императрицы Елизаветы Петровны основан Московский императорский университет. В его открытии и становлении главную роль сыграли просвещённый елизаветинский вельможа Иван Шувалов и русский научный гений Михаил Ломоносов. Низкий им поклон и светлая память!
Татьянин День, 25 января в России стал с тех пор днём российских студентов. Отставание от Западной Европы было огромным, но, как известно: русские долго запрягают, но быстро ездят! Наши студенты взялись догонять и перегонять.
2.
Да, мы забежали вперёд, пройдя самое главное – в избранный вами институт - университет ещё надо поступить! Во многие вузы это было очень сложно. Надо было не просто сдать четыре вступительных экзамена, но и набрать при этом необходимый средний балл, в большинстве серьёзных вузов очень высокий.
Для того, чтобы начать "грызть гранит науки", надо сперва доказать свои силы и возможности.
Абитура – это краткий, но очень памятный период в жизни вчерашних школьников.
Не будем сейчас вспоминать всю градацию престижности и доступности вузов. Стоит только кратко сказать, что путь в некоторые был открыт исключительно для элиты.
Например, в МГИМО конкурс происходил только между детьми дипломатов и высших партийных и государственных деятелей. Во ВГИК и ГИТИС поступали, конечно, не только дети известных актёров и режиссёров, талантливые юноши и девушки сами пробивали туда дорогу. Но чего им это стоило!
Ведущие научно-технические вузы открывали свои двери для одарённых ребят из самых глухих провинций, но ведь возможностей пробиться туда у них было всё равно меньше, чем у выпускников центральных, часто специализированных школ. Впрочем, в московские физмат школы-интернаты отбирали способных учеников после восьмого класса местной среднеобразовательной школы.
А страстно желающим, стремящимся к своей цели, ничто не могло помешать. Один паренёк из районного городка стремился в небо, любил полёты и самолёты. Он читал всё, что мог найти по этой теме, отлично учился и поступил в МАИ ( Московский Авиационный Институт ) с первого раза. Влюблённые в небо должны его обнять, полёт мечты надо воплощать в реальность!
Другие шли к заветной цели, не смотря на первые неудачи, упорно, годами, но добивались своего. Лев Лещенко поступал в ГИТИС три раза.
Одна моя хорошая знакомая поступала три года в Московский медицинский институт, другая столько же в Ленинградский.
Вспомнилась тут шутка-прибаутка прошедших времён: « Стыда нет – иди в мед, ума нет – иди в пед».
Я улыбаюсь, это так, к слову. Хотя часто, на самом деле поступление в педагогический институт происходило легче всего, особенно для абитуриентов-мальчиков. Но в таких институтах не было военных кафедр, из них забирали в армию. Иногда сразу после окончания вуза, а иногда прямо со второго – третьего курса. Поэтому педагогические вузы популярностью среди ребят не пользовались, пединституты – это полностью женское царство.
В технические вузы абитуриенты мужского пола поступали не всегда по призванию, иногда – за компанию. По принципу – туда идут друзья, там будет хорошая мужская профессия.
В СССР существовали сотни технических вузов и факультетов самого разного профиля и разной престижности. На вершине были, конечно, московские, из самых дальних далей стремились вчерашние школьники в столицу, хотя образование совсем не хуже можно было получить гораздо ближе.
Высшие военные училища разных направлений особенной популярностью не отличались, но собирали порой много выпускников средних школ. Правда, о своём выборе потом немало из них жалело.
В середине прошлого века большой популярностью пользовалась геология с ещё бескорыстной романтикой дальних походов и странствий. Увлечение нефтегазохимией придёт позже.
Финансово-экономические институты и факультеты были тогда прерогативой представительниц женского пола.
Впрочем, Плехановка, очень нравилась и мальчикам, и девочкам.
…Феличита, ты мне не чета, я учусь в институте советской торговли! – вспоминаю и смеюсь.
Что грех таить, случались в те времена поступления в институты за деньги, а также «по блату», то есть, по знакомствам и связям.
В юриспруденцию стремились из школ и мальчики и девочки, не всегда представлявшие себе в полной мере свою будущую профессию. Впрочем, основной костяк сюда уверенно направлялся по стопам родителей.
В медицинские институты шли, конечно, только по призванию, хотя и тут бывали исключения, которые потом даже становились общеизвестны.
Были ещё биология, ботаника, сельское хозяйство, ветеринария…
А ещё психология, лингвистика, филология, философия…
Да чего только не было, как говорится, все работы хороши – выбирай на вкус!
Итак, выбор сделан, вступительные экзамены преодолены, абитуриент становится студентом!
3. Продолжение следует.
[Скрыть]
Регистрационный номер 0536715 выдан для произведения:
1.
Возникло большое желание рассыпать перед вами золото Каникул на серебро стипендий, да отразится всё сияющим блеском в благодарной памяти понимающих. Студенчество – это лучшая пора жизни каждого мыслящего человеческого существа, о которой с благодарностью вспоминаешь до конца своих дней. Самые счастливые остаются в душе студентами на всю жизнь.
А некоторым стать студентами не довелось, они прошли иные институты, свои суровые университеты жизни. На ум сразу приходит А.М. Горький, но много и других ярких примеров. Почти в это же время, но на ином краю земли не до высшего образования стало Джеку Лондону, хотя он и сдал экзамены в Калифорнийский университет. Владимир Маяковский окончил только 5 школьных классов и до конца своей жизни писал безграмотно. А Лев Николаевич Толстой стал когда-то студентом Казанского университета, но закончить курс ему не удалось.
Студент - это усердно занимающийся, познающий. Познающий не только выбранную профессию, но и саму жизнь во всей её сложности и многообразии, во мраке падений и волшебном свете головокружительных взлётов. И нельзя ограничить время познания пятью-шестью юношескими годами, этот процесс прекращается только вместе с жизнью. Пусть пламя, зажжённое в ранней юности, горит до самого конца!
Но нельзя видеть жизнь только в сияющих радужных красках.
Спустимся теперь на грешную землю, вспомним про жизненные обстоятельства и бытовые условия, про то, что стипендии у студентов прошедших советских времён представляли собой небольшую, но вполне реальную, значимую сумму денег. Стипендия 40 рублей в месяц при месячной зарплате у начинающего инженера 120 р., начинающего врача 110. Причём из стипендии не вычитались пенсионные, подоходный налог, налог «на яйца» - за бездетность… То есть зарплата начинающего врача – это две с половиной стипендии. Образование в Советском Союзе было бесплатное, правда, и работа молодых специалистов во многом тоже.
Сорок кровных студенческих рублей при практически бесплатном общежитии, отсутствии затрат на одежду; а ещё сало, картошка, соленья и варенья из дома! Была также и повышенная стипендия: 50 рэ, целый полтиннник! Как сейчас вижу пять красных десяток – советских «червонцев»! Но для этого надо было сдать сессию на одни «пятёрки». Такого результата достигали редкие индивидуумы. Обычному студенту главное было - не получить оценку «удовлетворительно», ведь один «трояк» в большинстве вузов лишал вожделенной стипендии на полгода. Вот это был удар, вот это было очень грустно!
Поэтому «тройки» избегали любыми способами, о которых мы ещё не раз вспомним. Но ряд учебных дисциплин имеет такую сложность, что и «удовлетворительно» ещё надо заслужить. Тут возникают к тому же две стороны вопроса: один – реальные знания студента, другой – субъективная оценка их экзаменатором. Эх, доценты – кандидаты, доктора-профессора прошедших лет, сколько было от вас студентам горя и бед! Мудрые наставники и терпеливые учители, но и суровые судьи, а частенько и злые мучители. Как пели ещё несколько веков назад ваганты, вольные студиозусы и поэты-бродяги: «…если те профессора, что студентов учат, горемыку школяра насмерть не замучат».
При этом мы уверены, что у злых и несправедливых экзаменаторов в жизни и любви не бывает хорошо и очень хорошо, в лучшем случае – удовлетворительно.
При отсутствии нужного взаимопонимания на экзамене и потере стипендии приходилось надеяться только на денежные переводы из дома; у одних большие и регулярные, у других редкие и скудные. Встречались среди нас такие, кому помощи ждать было просто не от кого. Студенты зарабатывали и сами: одни – честно, постоянно и тяжело, а некоторые легко и не совсем честно, порой, даже криминально. О различных способах добывания денег – отдельные интересные истории. Тут стоит отметить, что само понятие «честности» и криминальности получения денежных средств относительно и подвержено во взглядах общества большим изменениям. То, что вчера грозило уголовной ответственностью, сегодня может восприниматься, как законное дело.
А ещё очень важным при поступлении в институт было получение общежития. Жить в чужом городе на съёмной квартире – это и дорого, и скучно. Общага и горько учила, и сплачивала, и веселила! Местные, из этого города студенты прошли мимо многих радостей настоящей студенческой жизни. Да что там говорить, волшебство студенчества, его мистика, горе и радости немыслимы без жизни в общаге. А давали её не всем. Некоторых принимали в институт и без общежития, и без стипендии.
«Это было лихо!»- так говорил когда-то и вспоминает сейчас мой друг Яшка. Лихие невзгоды приходилось преодолевать по- разному. Любыми правдами и неправдами селились в общагу «клопами» - без прописки и официального разрешения, ведь кроме начальства и администрации всегда есть верные друзья и подруги. Всем вам горячий привет через столько прожитых лет!
- Gaudeamus igitur, Juvenes dum sumus! – Будем веселиться! – как провозглашено в Париже на благородной латыни ещё пять веков назад. Первый университет в Париже был основан в 1208 году. Он насчитывал 4 факультета: низший «артистический» предшествовал богословскому (Сорбонна), юридическому, медицинскому. Жили студенты в знаменитом до сих пор Латинском квартале в районе Сорбонны. ( Правда сейчас цены там не для студентов. )
А годом основания Болонского университета считается аж 1088! Девизом старейшего европейского университета в Болонье стало знаменитое до сих пор: Alma Mater Studiorum (Мать-кормилица студентов).
На латыни велось преподавание во всех средневековых европейских университетах: итальянских, французских, британских, германских. Великий язык прошедших лет, появившийся ещё до нашей эры в маленькой области Latio на берегах Тибра. Per aspera ad astra! ( Через тернии к звёздам! ) И, улыбаемся, lingua latina – non penis canina (латинский язык – не член собачий ). Студенты со времён своего появления любили солёные шутки-прибаутки. Да что там словесные шутки, поведение многих преступало через нормы морали и даже закона, вспомним хотя бы Франсуа Вийона!
Для России наиболее важна германская высшая школа, помните: «Он из Германии туманной привёз учёности плоды…» Там обучался не только пушкинский персонаж Владимир Ленский, но и наш первый великий учёный Михаил Васильевич Ломоносов. Первые студенты из русских известны в Западной Европе с XIV века. Русь в это время, прикрыв собой Западную Европу, боролась с татаро-монгольским игом.
В дремучую Россию, в дикую Московию университетское образование пришло только в 1775 году. В день святой Татьяны указом императрицы Елизаветы Петровны основан Московский императорский университет. В его открытии и становлении главную роль сыграли просвещённый елизаветинский вельможа Иван Шувалов и русский научный гений Михаил Ломоносов. Низкий им поклон и светлая память!
Татьянин День, 25 января в России стал с тех пор днём российских студентов. Отставание от Западной Европы было огромным, но, как известно: русские долго запрягают, но быстро ездят! Наши студенты взялись догонять и перегонять.
2.
Да, мы забежали вперёд, пройдя самое главное – в избранный вами институт - университет ещё надо поступить! Во многие вузы это было очень сложно. Надо было не просто сдать четыре вступительных экзамена, но и набрать при этом необходимый средний балл, в большинстве серьёзных вузов очень высокий.
Для того, чтобы начать "грызть гранит науки", надо сперва доказать свои силы и возможности.
Абитура – это краткий, но очень памятный период в жизни вчерашних школьников.
Не будем сейчас вспоминать всю градацию престижности и доступности вузов. Стоит только кратко сказать, что путь в некоторые был открыт исключительно для элиты.
Например, в МГИМО конкурс происходил только между детьми дипломатов и высших партийных и государственных деятелей. Во ВГИК и ГИТИС поступали, конечно, не только дети известных актёров и режиссёров, талантливые юноши и девушки сами пробивали туда дорогу. Но чего им это стоило!
Ведущие научно-технические вузы открывали свои двери для одарённых ребят из самых глухих провинций, но ведь возможностей пробиться туда у них было всё равно меньше, чем у выпускников центральных, часто специализированных школ. Впрочем, в московские физмат школы-интернаты отбирали способных учеников после восьмого класса местной среднеобразовательной школы.
А страстно желающим, стремящимся к своей цели, ничто не могло помешать. Один паренёк из районного городка стремился в небо, любил полёты и самолёты. Он читал всё, что мог найти по этой теме, отлично учился и поступил в МАИ ( Московский Авиационный Институт ) с первого раза. Влюблённые в небо должны его обнять, полёт мечты надо воплощать в реальность!
Другие шли к заветной цели, не смотря на первые неудачи, упорно, годами, но добивались своего. Лев Лещенко поступал в ГИТИС три раза.
Одна моя хорошая знакомая поступала три года в Московский медицинский институт, другая столько же в Ленинградский.
Вспомнилась тут шутка-прибаутка прошедших времён: « Стыда нет – иди в мед, ума нет – иди в пед».
Я улыбаюсь, это так, к слову. Хотя часто, на самом деле поступление в педагогический институт происходило легче всего, особенно для абитуриентов-мальчиков. Но в таких институтах не было военных кафедр, из них забирали в армию. Иногда сразу после окончания вуза, а иногда прямо со второго – третьего курса. Поэтому педагогические вузы популярностью среди ребят не пользовались, пединституты – это полностью женское царство.
В технические вузы абитуриенты мужского пола поступали не всегда по призванию, иногда – за компанию. По принципу – туда идут друзья, там будет хорошая мужская профессия.
В СССР существовали сотни технических вузов и факультетов самого разного профиля и разной престижности. На вершине были, конечно, московские, из самых дальних далей стремились вчерашние школьники в столицу, хотя образование совсем не хуже можно было получить гораздо ближе.
Высшие военные училища разных направлений особенной популярностью не отличались, но собирали порой много выпускников средних школ. Правда, о своём выборе потом немало из них жалело.
В середине прошлого века большой популярностью пользовалась геология с ещё бескорыстной романтикой дальних походов и странствий. Увлечение нефтегазохимией придёт позже.
Финансово-экономические институты и факультеты были тогда прерогативой представительниц женского пола.
Впрочем, Плехановка, очень нравилась и мальчикам, и девочкам.
…Феличита, ты мне не чета, я учусь в институте советской торговли! – вспоминаю и смеюсь.
Что грех таить, случались в те времена поступления в институты за деньги, а также «по блату», то есть, по знакомствам и связям.
В юриспруденцию стремились из школ и мальчики и девочки, не всегда представлявшие себе в полной мере свою будущую профессию. Впрочем, основной костяк сюда уверенно направлялся по стопам родителей.
В медицинские институты шли, конечно, только по призванию, хотя и тут бывали исключения, которые потом даже становились общеизвестны.
Были ещё биология, ботаника, сельское хозяйство, ветеринария…
А ещё психология, лингвистика, филология, философия…
Да чего только не было, как говорится, все работы хороши – выбирай на вкус!
Итак, выбор сделан, вступительные экзамены преодолены, абитуриент становится студентом!
3. Продолжение следует.
1.
Возникло большое желание рассыпать перед вами золото Каникул на серебро стипендий, да отразится всё сияющим блеском в благодарной памяти понимающих. Студенчество – это лучшая пора жизни каждого мыслящего человеческого существа, о которой с благодарностью вспоминаешь до конца своих дней. Самые счастливые остаются в душе студентами на всю жизнь.
А некоторым стать студентами не довелось, они прошли иные институты, свои суровые университеты жизни. На ум сразу приходит А.М. Горький, но много и других ярких примеров. Почти в это же время, но на ином краю земли не до высшего образования стало Джеку Лондону, хотя он и сдал экзамены в Калифорнийский университет. Владимир Маяковский окончил только 5 школьных классов и до конца своей жизни писал безграмотно. А Лев Николаевич Толстой стал когда-то студентом Казанского университета, но закончить курс ему не удалось.
Студент - это усердно занимающийся, познающий. Познающий не только выбранную профессию, но и саму жизнь во всей её сложности и многообразии, во мраке падений и волшебном свете головокружительных взлётов. И нельзя ограничить время познания пятью-шестью юношескими годами, этот процесс прекращается только вместе с жизнью. Пусть пламя, зажжённое в ранней юности, горит до самого конца!
Но нельзя видеть жизнь только в сияющих радужных красках.
Спустимся теперь на грешную землю, вспомним про жизненные обстоятельства и бытовые условия, про то, что стипендии у студентов прошедших советских времён представляли собой небольшую, но вполне реальную, значимую сумму денег. Стипендия 40 рублей в месяц при месячной зарплате у начинающего инженера 120 р., начинающего врача 110. Причём из стипендии не вычитались пенсионные, подоходный налог, налог «на яйца» - за бездетность… То есть зарплата начинающего врача – это две с половиной стипендии. Образование в Советском Союзе было бесплатное, правда, и работа молодых специалистов во многом тоже.
Сорок кровных студенческих рублей при практически бесплатном общежитии, отсутствии затрат на одежду; а ещё сало, картошка, соленья и варенья из дома! Была также и повышенная стипендия: 50 рэ, целый полтиннник! Как сейчас вижу пять красных десяток – советских «червонцев»! Но для этого надо было сдать сессию на одни «пятёрки». Такого результата достигали редкие индивидуумы. Обычному студенту главное было - не получить оценку «удовлетворительно», ведь один «трояк» в большинстве вузов лишал вожделенной стипендии на полгода. Вот это был удар, вот это было очень грустно!
Поэтому «тройки» избегали любыми способами, о которых мы ещё не раз вспомним. Но ряд учебных дисциплин имеет такую сложность, что и «удовлетворительно» ещё надо заслужить. Тут возникают к тому же две стороны вопроса: один – реальные знания студента, другой – субъективная оценка их экзаменатором. Эх, доценты – кандидаты, доктора-профессора прошедших лет, сколько было от вас студентам горя и бед! Мудрые наставники и терпеливые учители, но и суровые судьи, а частенько и злые мучители. Как пели ещё несколько веков назад ваганты, вольные студиозусы и поэты-бродяги: «…если те профессора, что студентов учат, горемыку школяра насмерть не замучат».
При этом мы уверены, что у злых и несправедливых экзаменаторов в жизни и любви не бывает хорошо и очень хорошо, в лучшем случае – удовлетворительно.
При отсутствии нужного взаимопонимания на экзамене и потере стипендии приходилось надеяться только на денежные переводы из дома; у одних большие и регулярные, у других редкие и скудные. Встречались среди нас такие, кому помощи ждать было просто не от кого. Студенты зарабатывали и сами: одни – честно, постоянно и тяжело, а некоторые легко и не совсем честно, порой, даже криминально. О различных способах добывания денег – отдельные интересные истории. Тут стоит отметить, что само понятие «честности» и криминальности получения денежных средств относительно и подвержено во взглядах общества большим изменениям. То, что вчера грозило уголовной ответственностью, сегодня может восприниматься, как законное дело.
А ещё очень важным при поступлении в институт было получение общежития. Жить в чужом городе на съёмной квартире – это и дорого, и скучно. Общага и горько учила, и сплачивала, и веселила! Местные, из этого города студенты прошли мимо многих радостей настоящей студенческой жизни. Да что там говорить, волшебство студенчества, его мистика, горе и радости немыслимы без жизни в общаге. А давали её не всем. Некоторых принимали в институт и без общежития, и без стипендии.
«Это было лихо!»- так говорил когда-то и вспоминает сейчас мой друг Яшка. Лихие невзгоды приходилось преодолевать по- разному. Любыми правдами и неправдами селились в общагу «клопами» - без прописки и официального разрешения, ведь кроме начальства и администрации всегда есть верные друзья и подруги. Всем вам горячий привет через столько прожитых лет!
- Gaudeamus igitur, Juvenes dum sumus! – Будем веселиться! – как провозглашено в Париже на благородной латыни ещё пять веков назад. Первый университет в Париже был основан в 1208 году. Он насчитывал 4 факультета: низший «артистический» предшествовал богословскому (Сорбонна), юридическому, медицинскому. Жили студенты в знаменитом до сих пор Латинском квартале в районе Сорбонны. ( Правда сейчас цены там не для студентов. )
А годом основания Болонского университета считается аж 1088! Девизом старейшего европейского университета в Болонье стало знаменитое до сих пор: Alma Mater Studiorum (Мать-кормилица студентов).
На латыни велось преподавание во всех средневековых европейских университетах: итальянских, французских, британских, германских. Великий язык прошедших лет, появившийся ещё до нашей эры в маленькой области Latio на берегах Тибра. Per aspera ad astra! ( Через тернии к звёздам! ) И, улыбаемся, lingua latina – non penis canina (латинский язык – не член собачий ). Студенты со времён своего появления любили солёные шутки-прибаутки. Да что там словесные шутки, поведение многих преступало через нормы морали и даже закона, вспомним хотя бы Франсуа Вийона!
Для России наиболее важна германская высшая школа, помните: «Он из Германии туманной привёз учёности плоды…» Там обучался не только пушкинский персонаж Владимир Ленский, но и наш первый великий учёный Михаил Васильевич Ломоносов. Первые студенты из русских известны в Западной Европе с XIV века. Русь в это время, прикрыв собой Западную Европу, боролась с татаро-монгольским игом.
В дремучую Россию, в дикую Московию университетское образование пришло только в 1775 году. В день святой Татьяны указом императрицы Елизаветы Петровны основан Московский императорский университет. В его открытии и становлении главную роль сыграли просвещённый елизаветинский вельможа Иван Шувалов и русский научный гений Михаил Ломоносов. Низкий им поклон и светлая память!
Татьянин День, 25 января в России стал с тех пор днём российских студентов. Отставание от Западной Европы было огромным, но, как известно: русские долго запрягают, но быстро ездят! Наши студенты взялись догонять и перегонять.
2.
Да, мы забежали вперёд, пройдя самое главное – в избранный вами институт - университет ещё надо поступить! Во многие вузы это было очень сложно. Надо было не просто сдать четыре вступительных экзамена, но и набрать при этом необходимый средний балл, в большинстве серьёзных вузов очень высокий.
Для того, чтобы начать "грызть гранит науки", надо сперва доказать свои силы и возможности.
Абитура – это краткий, но очень памятный период в жизни вчерашних школьников.
Не будем сейчас вспоминать всю градацию престижности и доступности вузов. Стоит только кратко сказать, что путь в некоторые был открыт исключительно для элиты.
Например, в МГИМО конкурс происходил только между детьми дипломатов и высших партийных и государственных деятелей. Во ВГИК и ГИТИС поступали, конечно, не только дети известных актёров и режиссёров, талантливые юноши и девушки сами пробивали туда дорогу. Но чего им это стоило!
Ведущие научно-технические вузы открывали свои двери для одарённых ребят из самых глухих провинций, но ведь возможностей пробиться туда у них было всё равно меньше, чем у выпускников центральных, часто специализированных школ. Впрочем, в московские физмат школы-интернаты отбирали способных учеников после восьмого класса местной среднеобразовательной школы.
А страстно желающим, стремящимся к своей цели, ничто не могло помешать. Один паренёк из районного городка стремился в небо, любил полёты и самолёты. Он читал всё, что мог найти по этой теме, отлично учился и поступил в МАИ ( Московский Авиационный Институт ) с первого раза. Влюблённые в небо должны его обнять, полёт мечты надо воплощать в реальность!
Другие шли к заветной цели, не смотря на первые неудачи, упорно, годами, но добивались своего. Лев Лещенко поступал в ГИТИС три раза.
Одна моя хорошая знакомая поступала три года в Московский медицинский институт, другая столько же в Ленинградский.
Вспомнилась тут шутка-прибаутка прошедших времён: « Стыда нет – иди в мед, ума нет – иди в пед».
Я улыбаюсь, это так, к слову. Хотя часто, на самом деле поступление в педагогический институт происходило легче всего, особенно для абитуриентов-мальчиков. Но в таких институтах не было военных кафедр, из них забирали в армию. Иногда сразу после окончания вуза, а иногда прямо со второго – третьего курса. Поэтому педагогические вузы популярностью среди ребят не пользовались, пединституты – это полностью женское царство.
В технические вузы абитуриенты мужского пола поступали не всегда по призванию, иногда – за компанию. По принципу – туда идут друзья, там будет хорошая мужская профессия.
В СССР существовали сотни технических вузов и факультетов самого разного профиля и разной престижности. На вершине были, конечно, московские, из самых дальних далей стремились вчерашние школьники в столицу, хотя образование совсем не хуже можно было получить гораздо ближе.
Высшие военные училища разных направлений особенной популярностью не отличались, но собирали порой много выпускников средних школ. Правда, о своём выборе потом немало из них жалело.
В середине прошлого века большой популярностью пользовалась геология с ещё бескорыстной романтикой дальних походов и странствий. Увлечение нефтегазохимией придёт позже.
Финансово-экономические институты и факультеты были тогда прерогативой представительниц женского пола.
Впрочем, Плехановка, очень нравилась и мальчикам, и девочкам.
…Феличита, ты мне не чета, я учусь в институте советской торговли! – вспоминаю и смеюсь.
Что грех таить, случались в те времена поступления в институты за деньги, а также «по блату», то есть, по знакомствам и связям.
В юриспруденцию стремились из школ и мальчики и девочки, не всегда представлявшие себе в полной мере свою будущую профессию. Впрочем, основной костяк сюда уверенно направлялся по стопам родителей.
В медицинские институты шли, конечно, только по призванию, хотя и тут бывали исключения, которые потом даже становились общеизвестны.
Были ещё биология, ботаника, сельское хозяйство, ветеринария…
А ещё психология, лингвистика, филология, философия…
Да чего только не было, как говорится, все работы хороши – выбирай на вкус!
Итак, выбор сделан, вступительные экзамены преодолены, абитуриент становится студентом!
3. Продолжение следует.
Рейтинг: 0
10 просмотров
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Новые произведения