ГлавнаяПрозаЭссе и статьиЛитературоведение → Случайный модернизм Юлии Жадовской

Случайный модернизм Юлии Жадовской

article506499.jpg

Случайный модернизм Юлии Жадовской

 

Решил я как-то ознакомиться на скорую руку с творчеством поэтессы XIX века Юлии Жадовской. Прочёл о ней в обзорной статье по литературе позапрошлого века и подумал — дайка просмотрю пару-тройку стихотворений и буду иметь общее представление об авторе и её произведениях.

Нашёл в интернете страничку этой поэтессы и читаю самое первое стихотворение:

 

Ты скоро меня позабудешь…

Взгляд.

Я всё ещё его, безумная, люблю…

Любви не может быть меж нами…

Ах, бабушкин сад!

Много капель светлых…

Тяжёлый час.

До свидания.

Прощай.

 

Читаю и думаю — насколько же это всё нестандартно для XIX века! Да это же прям-таки модернизм, даже постмодернизм какой-то — совершенно несвойственный для того времени и особенно для тогдашних поэтесс с их бесконечными томными вздыханиями и скучными размышлениями. Думаю — что такое?

Оказалось, я читал оглавление.

 

Дело в том, что на той интернет-страничке, которую я открыл, список стихов был набран подряд и визуально ничем не отличался от располагавшихся ниже стихотворений. Выглядел как отдельное стихотворение.

Но с другой стороны, такой случайно получившийся модернизм в чём-то отражает суть всех этих модернизмов-авангардизмов... ну если не суть, то какую-то из граней. Ведь тот же Кандинский, например, пришёл к своему авангардному стилю похожим путём. Судя по его рассказу, он случайно прислонил одну из своих картин к стене боком. Изображение стало непонятным, только загадочно засверкали краски. Хотя по свидетельству очевидцев, он просто вытирал кисти о тряпку, сочетание случайных пятен понравилось художнику и тот выдал его за готовую картину. После этого он сознательно стал так рисовать. То же можно сказать и о ряде других исканий тех лет когда зарождался авангардизм. Бывало, что к желанному, неожиданному результату художники и поэты приходили случайно.

И если бы от творчества Юлии Жадовской сохранилось только оглавление, она бы вполне могла прослыть предтечей авангардизма… Но не сложилось:).

 

С.И. Аксёненко

 

P.S. А Юлия Жадовская действительно оказалась интересной поэтессой, пусть она даже и не вышла из мейнстрима XIX века.

 

 

© Copyright: Сергей Аксёненко, 2022

Регистрационный номер №0506499

от 24 мая 2022

[Скрыть] Регистрационный номер 0506499 выдан для произведения:

Случайный модернизм Юлии Жадовской

 

Решил я как-то ознакомиться на скорую руку с творчеством поэтессы XIX века Юлии Жадовской. Прочёл о ней в обзорной статье по литературе позапрошлого века и подумал — дайка просмотрю пару-тройку стихотворений и буду иметь общее представление об авторе и её произведениях.

Нашёл в интернете страничку этой поэтессы и читаю самое первое стихотворение:

 

Ты скоро меня позабудешь…

Взгляд.

Я всё ещё его, безумная, люблю…

Любви не может быть меж нами…

Ах, бабушкин сад!

Много капель светлых…

Тяжёлый час.

До свидания.

Прощай.

 

Читаю и думаю — насколько же это всё нестандартно для XIX века! Да это же прям-таки модернизм, даже постмодернизм какой-то — совершенно несвойственный для того времени и особенно для тогдашних поэтесс с их бесконечными томными вздыханиями и скучными размышлениями. Думаю — что такое?

Оказалось, я читал оглавление.

 

Дело в том, что на той интернет-страничке, которую я открыл, список стихов был набран подряд и визуально ничем не отличался от располагавшихся ниже стихотворений. Выглядел как отдельное стихотворение.

Но с другой стороны, такой случайно получившийся модернизм в чём-то отражает суть всех этих модернизмов-авангардизмов... ну если не суть, то какую-то из граней. Ведь тот же Кандинский, например, пришёл к своему авангардному стилю похожим путём. Судя по его рассказу, он случайно прислонил одну из своих картин к стене боком. Изображение стало непонятным, только загадочно засверкали краски. Хотя по свидетельству очевидцев, он просто вытирал кисти о тряпку, сочетание случайных пятен понравилось художнику и тот выдал его за готовую картину. После этого он сознательно стал так рисовать. То же можно сказать и о ряде других исканий тех лет когда зарождался авангардизм. Бывало, что к желанному, неожиданному результату художники и поэты приходили случайно.

И если бы от творчества Юлии Жадовской сохранилось только оглавление, она бы вполне могла прослыть предтечей авангардизма… Но не сложилось:).

 

С.И. Аксёненко

 

P.S. А Юлия Жадовская действительно оказалась интересной поэтессой, пусть она даже и не вышла из мейнстрима XIX века.

 

 

 
Рейтинг: +1 50 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!