Есть в поэзии понятие гладкого письма. Бывает, автор пишет так чисто, что прочитаешь стихотворение: всё вроде правильно, а сказать нечего. Творчество Дмитрия Гавриленко даёт иные примеры, в которых ощущаются, я бы сказал, и сучки, и задоринки настроения, его скрытое течение в душе. Они не наделяют читающего равнодушием, заставляют думать, соглашаться или не соглашаться, подыскивать аргументы для обоснования выбранной точки зрения. В этом я вижу предназначение, своего рода крестный путь настоящего поэта. Идеал формы невозможен без содержания, но для его постижения надо приложить усилие, напрячь мозги. В стихах словам очень и очень тесно, а вот мыслям весьма просторно.
Даже поверхностное знакомство с лирикой открывает многие тайны об авторе, если обратить внимание на рифмы. У Дмитрия Гавриленко они не только богатые, но и свежие. Или отсутствуют совсем, когда речь идёт о верлибре. Вот пример из стихотворения, впервые обнародованного в журнале «Юность» (№2, 2003, стр. 21-22):
Мы с тобой наконец-то едины.
Нас оставили наедине
У дороги, похожей на ложе,
На краю бесконечной равнины
От бескрайних болот в стороне
В той стране, что других не моложе.
Координаты зримо представлены поэтом: порубежье Русской равнины и белорусского Полесья. Среди шести строчек наиболее важными по сути своей и композиционно являются третья и шестая с их богатой рифмовкой: «на ложе» - «моложе». Хороши и остальные рифмы: «едины» - «равнины», «наедине» - «стороне». Рифмуются краткое прилагательное и существительное, наречие и существительное. Такое разнообразие благотворно влияет как на содержание в любовной лирике, так и на формальное совершенство. Судьба влюблённых переплетается с судьбой страны и её географией.
Основное же заключается в том, что Дмитрий Гавриленко представил оригинальное шестистишие с самобытной, «ступенчатой» рифмовкой: каждую рифму разделяют две строки. Изобретённая автором форма закреплена и апробирована в стихотворении, насчитывающем более тридцати строк:
А дорогу свернули в могильник,
Словно скатерть или половик,
Да наверх положили страну,
Ту страну, что других не моложе
И других не глупее была.
Утаил я лишь радость одну,
Сокровеннее всех и дороже,-
Черноока она и светла.
Трагедия мощной страны, распавшейся на части, выходит на первый план, потеснив личное, скрыв, словно шторой в театре, любовь. Однако и здесь, в последнем шестистишии, мужские и женские рифмы разделены двумя строчками. «В той стране, что других не моложе…» совершенно закономерно преобразовано в «Ту страну, что других не моложе…» с весьма значимым добавлением: «И других не глупее была». Дмитрием Гавриленко художественная целесообразность ставится во главу угла, и она даёт необычный эффект. Двое оказываются сильнее государства, они сохраняют тайную радость, которая в перспективе может стать опорой для возрождения большого Отечества.
ДЕНИС ДОРОЖНЫХ
5 мая 2017 (Фотографию Д. С. Гавриленко я нашёл в интернете)
[Скрыть]Регистрационный номер 0384235 выдан для произведения:
Есть в поэзии понятие гладкого письма. Бывает, автор пишет так чисто, что прочитаешь стихотворение: всё вроде правильно, а сказать нечего. Творчество Дмитрия Гавриленко даёт иные примеры, в которых ощущаются, я бы сказал, и сучки, и задоринки настроения, его скрытое течение в душе. Они не наделяют читающего равнодушием, заставляют думать, соглашаться или не соглашаться, подыскивать аргументы для обоснования выбранной точки зрения. В этом я вижу предназначение, своего рода крестный путь настоящего поэта. Идеал формы невозможен без содержания, но для его постижения надо приложить усилие, напрячь мозги. В стихах словам очень и очень тесно, а вот мыслям весьма просторно.
Даже поверхностное знакомство с лирикой открывает многие тайны об авторе, если обратить внимание на рифмы. У Дмитрия Гавриленко они не только богатые, но и свежие. Или отсутствуют совсем, когда речь идёт о верлибре. Вот пример из стихотворения, впервые обнародованного в журнале «Юность» (№2, 2003, стр. 21-22):
Мы с тобой наконец-то едины.
Нас оставили наедине
У дороги, похожей на ложе,
На краю бесконечной равнины
От бескрайних болот в стороне
В той стране, что других не моложе.
Координаты зримо представлены поэтом: порубежье Русской равнины и белорусского Полесья. Среди шести строчек наиболее важными по сути своей и композиционно являются третья и шестая с их богатой рифмовкой: «на ложе» - «моложе». Хороши и остальные рифмы: «едины» - «равнины», «наедине» - «стороне». Рифмуются краткое прилагательное и существительное, наречие и существительное. Такое разнообразие благотворно влияет как на содержание в любовной лирике, так и на формальное совершенство. Судьба влюблённых переплетается с судьбой страны и её географией.
Основное же заключается в том, что Дмитрий Гавриленко представил оригинальное шестистишие с самобытной, «ступенчатой» рифмовкой: каждую рифму разделяют две строки. Изобретённая автором форма закреплена и апробирована в стихотворении, насчитывающем более тридцати строк:
А дорогу свернули в могильник,
Словно скатерть или половик,
Да наверх положили страну,
Ту страну, что других не моложе
И других не глупее была.
Утаил я лишь радость одну,
Сокровеннее всех и дороже,-
Черноока она и светла.
Трагедия мощной страны, распавшейся на части, выходит на первый план, потеснив личное, скрыв, словно шторой в театре, любовь. Однако и здесь, в последнем шестистишии, мужские и женские рифмы разделены двумя строчками. «В той стране, что других не моложе…» совершенно закономерно преобразовано в «Ту страну, что других не моложе…» с весьма значимым добавлением: «И других не глупее была». Дмитрием Гавриленко художественная целесообразность ставится во главу угла, и она даёт необычный эффект. Двое оказываются сильнее государства, они сохраняют тайную радость, которая в перспективе может стать опорой для возрождения большого Отечества.
ДЕНИС ДОРОЖНЫХ
5 мая 2017 (Фотографию Д. С. Гавриленко я нашёл в интернете)
Познавательная литературная работа, Денис, мне интересна! Творчество серьёзного талантливого человека Дмитрия Гавриленко, действительно, заслуживает большого внимания! И я рада вашей статье. Поздравляю вас с весенними праздниками! Вдохновения вам и удачи!
Денис, статья о стихах из журнала "Юность" весьма толково написана, с проникновением в самую суть образов. Читать её было интересно. Думаю, что отрыл сегодня для себя новую грань вашего таланта. Желаю творческих удач в только что ступившем на порог осени октябре! С уважением, Валерий
Бывает, автор пишет так чисто, что прочитаешь стихотворение: всё вроде правильно, а сказать нечего.(это так,свои мысли)Интересно как сам герой оценит эту работу