ГлавнаяПрозаЭссе и статьиЛитературоведение → И сучки, и задоринки

И сучки, и задоринки

5 мая 2017 - Денис Дорожных
article384235.jpg

     Есть в поэзии понятие гладкого письма. Бывает, автор пишет так чисто, что прочитаешь стихотворение: всё вроде правильно, а сказать нечего. Творчество Дмитрия Гавриленко даёт иные примеры, в которых ощущаются, я бы сказал, и сучки, и задоринки настроения, его скрытое течение в душе. Они не наделяют читающего равнодушием, заставляют думать, соглашаться или не соглашаться, подыскивать аргументы для обоснования выбранной точки зрения. В этом я вижу предназначение, своего рода крестный путь настоящего поэта. Идеал формы невозможен без содержания, но для его постижения надо приложить усилие, напрячь мозги. В стихах словам очень и очень тесно, а вот мыслям весьма просторно.
     Даже поверхностное знакомство с лирикой открывает многие тайны об авторе, если обратить внимание на рифмы. У Дмитрия Гавриленко они не только богатые, но и свежие. Или отсутствуют совсем, когда речь идёт о верлибре. Вот пример из стихотворения, впервые обнародованного в журнале «Юность» (№2, 2003, стр. 21-22):
Мы с тобой наконец-то едины.
Нас оставили наедине
У дороги, похожей на ложе,
На краю бесконечной равнины
От бескрайних болот в стороне
В той стране, что других не моложе.
     Координаты зримо представлены поэтом: порубежье Русской равнины и белорусского Полесья. Среди шести строчек наиболее важными по сути своей и композиционно являются третья и шестая с их богатой рифмовкой: «на ложе» - «моложе». Хороши и остальные рифмы: «едины» - «равнины», «наедине» - «стороне». Рифмуются краткое прилагательное и существительное, наречие и существительное. Такое разнообразие благотворно влияет как на содержание в любовной лирике, так и на формальное совершенство. Судьба влюблённых переплетается с судьбой страны и её географией.
   Основное же заключается в том, что Дмитрий Гавриленко представил оригинальное шестистишие с самобытной, «ступенчатой» рифмовкой: каждую рифму разделяют две строки. Изобретённая автором форма закреплена и апробирована в стихотворении, насчитывающем более тридцати строк:
А дорогу свернули в могильник,
Словно скатерть или половик,
Да наверх положили страну,
Ту страну, что других не моложе
И других не глупее была.
Утаил я лишь радость одну,
Сокровеннее всех и дороже,-
Черноока она и светла.
     Трагедия мощной страны, распавшейся на части, выходит на первый план, потеснив личное, скрыв, словно шторой в театре, любовь. Однако и здесь, в последнем шестистишии, мужские и женские рифмы разделены двумя строчками. «В той стране, что других не моложе…» совершенно закономерно преобразовано в «Ту страну, что других не моложе…» с весьма значимым добавлением: «И других не глупее была». Дмитрием Гавриленко художественная целесообразность ставится во главу угла, и она даёт необычный эффект. Двое оказываются сильнее государства, они сохраняют тайную радость, которая в перспективе может стать опорой для возрождения большого Отечества.
ДЕНИС ДОРОЖНЫХ
5 мая 2017
(Фотографию Д. С. Гавриленко я нашёл в интернете)

© Copyright: Денис Дорожных, 2017

Регистрационный номер №0384235

от 5 мая 2017

[Скрыть] Регистрационный номер 0384235 выдан для произведения:
     Есть в поэзии понятие гладкого письма. Бывает, автор пишет так чисто, что прочитаешь стихотворение: всё вроде правильно, а сказать нечего. Творчество Дмитрия Гавриленко даёт иные примеры, в которых ощущаются, я бы сказал, и сучки, и задоринки настроения, его скрытое течение в душе. Они не наделяют читающего равнодушием, заставляют думать, соглашаться или не соглашаться, подыскивать аргументы для обоснования выбранной точки зрения. В этом я вижу предназначение, своего рода крестный путь настоящего поэта. Идеал формы невозможен без содержания, но для его постижения надо приложить усилие, напрячь мозги. В стихах словам очень и очень тесно, а вот мыслям весьма просторно.
     Даже поверхностное знакомство с лирикой открывает многие тайны об авторе, если обратить внимание на рифмы. У Дмитрия Гавриленко они не только богатые, но и свежие. Или отсутствуют совсем, когда речь идёт о верлибре. Вот пример из стихотворения, впервые обнародованного в журнале «Юность» (№2, 2003, стр. 21-22):
Мы с тобой наконец-то едины.
Нас оставили наедине
У дороги, похожей на ложе,
На краю бесконечной равнины
От бескрайних болот в стороне
В той стране, что других не моложе.
     Координаты зримо представлены поэтом: порубежье Русской равнины и белорусского Полесья. Среди шести строчек наиболее важными по сути своей и композиционно являются третья и шестая с их богатой рифмовкой: «на ложе» - «моложе». Хороши и остальные рифмы: «едины» - «равнины», «наедине» - «стороне». Рифмуются краткое прилагательное и существительное, наречие и существительное. Такое разнообразие благотворно влияет как на содержание в любовной лирике, так и на формальное совершенство. Судьба влюблённых переплетается с судьбой страны и её географией.
   Основное же заключается в том, что Дмитрий Гавриленко представил оригинальное шестистишие с самобытной, «ступенчатой» рифмовкой: каждую рифму разделяют две строки. Изобретённая автором форма закреплена и апробирована в стихотворении, насчитывающем более тридцати строк:
А дорогу свернули в могильник,
Словно скатерть или половик,
Да наверх положили страну,
Ту страну, что других не моложе
И других не глупее была.
Утаил я лишь радость одну,
Сокровеннее всех и дороже,-
Черноока она и светла.
     Трагедия мощной страны, распавшейся на части, выходит на первый план, потеснив личное, скрыв, словно шторой в театре, любовь. Однако и здесь, в последнем шестистишии, мужские и женские рифмы разделены двумя строчками. «В той стране, что других не моложе…» совершенно закономерно преобразовано в «Ту страну, что других не моложе…» с весьма значимым добавлением: «И других не глупее была». Дмитрием Гавриленко художественная целесообразность ставится во главу угла, и она даёт необычный эффект. Двое оказываются сильнее государства, они сохраняют тайную радость, которая в перспективе может стать опорой для возрождения большого Отечества.
ДЕНИС ДОРОЖНЫХ
5 мая 2017
(Фотографию Д. С. Гавриленко я нашёл в интернете)
 
Рейтинг: +5 397 просмотров
Комментарии (6)
Лидия Копасова # 5 мая 2017 в 12:39 +5
Познавательная литературная работа, Денис, мне интересна!
Творчество серьёзного талантливого человека Дмитрия Гавриленко, действительно,
заслуживает большого внимания! И я рада вашей статье.
Поздравляю вас с весенними праздниками! Вдохновения вам и удачи!

Денис Дорожных # 3 ноября 2018 в 15:31 0
smayliki-prazdniki-34
Спасибо вам за рецензию, хорошие слова о статье "И сучки, и задоринки".
Валерий Облачков # 1 октября 2017 в 10:16 +2
Денис, статья о стихах из журнала "Юность" весьма толково написана, с проникновением в самую суть образов. Читать её было интересно. Думаю, что отрыл сегодня для себя новую грань вашего таланта. Желаю творческих удач в только что ступившем на порог осени октябре!
С уважением,
Валерий
Денис Дорожных # 3 ноября 2018 в 15:34 0
c0411
Прочитал рецензию с удовольствием, спасибо. Действительно, в этом жанре прозы я выступил впервые.)
ORIT GOLDMANN # 20 октября 2018 в 08:04 +1
Бывает, автор пишет так чисто, что прочитаешь стихотворение: всё вроде правильно, а сказать нечего.(это так,свои мысли)Интересно как сам герой оценит эту работу spasibo=9 read
Денис Дорожных # 3 ноября 2018 в 15:37 0
gift-7
Конечно, оценка виновника статьи важна для меня не менее, чем отклики читателей. Спасибо вам!