ГлавнаяЛитературный ОЛИМПЛит Кафе → Художник и поэт-футурист Давид Давидович Бурлюк (день памяти 15 января 2019 года)

Художник и поэт-футурист Давид Давидович Бурлюк (день памяти 15 января 2019 года)

10 января 2019 - Sall Славик*оf
article436469.jpg
Бурлюк с расписанным лицом (1914 год).

 
Дата рождения:9 (21) июля 1882 г.
Место рождения:хутор Семиротовщина,
Лебединский уезд,Харьковская губерния,
Российская империя.
Дата смерти: 15 января 1967 г. (84 года).
Место смерти:г. Хэмптон-Бейз, Лонг-Айленд, США.
Подданство: Российская империя.
Гражданство:США, получил гражданство в начале 1930-х гг.
Жанр:Футуризм.
Учёба (образование):Казанское художественное училище, 
Одесское художественное училище, 
Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Картинки по запросу Давид Давидович Бурлюк

01.КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ 


«Отец русского футуризма»


    Родился «первый футурист» России 9 (21) июля 1882 г. в Украине на хуторе Семиротовщина Харьковской губернии в многодетной семье, которая постоянно меняла место жительства.

Картинки по запросу Давид Давидович Бурлюк в детстве

 Николай Давидович Бурлюк.

   Его отец—агроном-самоучка  Давид Давидович Бурлюк, так же имел двух братьев и трёх сестёр — 
Владимира, Николая, Людмилу, Марианну и Надежду. Владимир и Людмила стали художниками,
Николай — поэтом. Они также участвовали в движении футуристов.

 Картинки по запросу Давид Давидович Бурлюк в детстве

   Учился в Александровской гимназии г. Сумы (Украина). 
   В детстве родной брат случайно лишил Давида глаза во время игры с игрушечной пушкой. 
   Впоследствии Давид ходил со стеклянным глазом, это стало частью его стиля (судьба словно изначально уготовила будущему «отцу русского футуризма» участь возмутителя общественного спокойствия —так и запечатлелся Бурлюк в памяти современников: со стеклянным глазом, с вытатуированной на щеке лошадкой, и с расшитой бисером серьгой в одном ухе. Стильный, богемный и эпатажный!)                                                               Картинки по запросу Давид Давидович Бурлюк в детстве
   В 1898—1910 учился в Казанском и Одесском художественных училищах. В печати дебютировал в 1899 г.
   В 1902 г., после неудачной попытки стать учеником Академии художеств, Бурлюк отправляется в Мюнхен в Королевскую академию искусств у профессора Вилли Дитца, затем посещает школу А. Ашбе, а в 1904г. начинает обучение в мастерской 
Ф. Кормона в Париже.

Похожее изображение
   Вернувшись в Россию, в 1907—1908 Бурлюк сошёлся с левыми художниками и участвовал в художественных
выставках. В 1911—1914 занимался вместе с В. В. Маяковским в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Участник футуристических сборников «Садок судей», «Пощёчина общественному вкусу» и др.

Картинки по запросу Давид Давидович Бурлюк в детстве
   В Первую мировую войну Бурлюк не подлежал призыву, так как у него не было левого глаза.
Жил в Москве, издавал стихи, сотрудничал в газетах, писал картины.
   Весной 1915 года Бурлюк очутился в Уфимской губернии (станция Иглино Самаро-Златоустовской железной дороги), где находилось поместье его жены. Мать

 Картинки по запросу Давид Давидович Бурлюк в детстве

Давида Бурлюка, Людмила Иосифовна Михневич, жила в это время в Буздяке — в 112 км от Уфы. За два года, проведённые здесь, он успел создать около двухсот полотен. 37 из них составляют существенную и наиболее яркую часть коллекции русского искусства начала XX века, представленной в Башкирском художественном музее им. М. В. Нестерова. 

Картинки по запросу Давид Давидович Бурлюк в детстве
    Это музейное собрание произведений Давида Бурлюка является одним из самых полных и качественных собраний его живописи в России. Бурлюк часто приезжал в Уфу, посещал Уфимский художественный кружок,

Бурлюк Портрет поэта-футуриста Каменского

 Портрет поэта-футуриста В.А. Каменского, 1917, Русский музей.


сплотивший вокруг себя молодых башкирских художников. Здесь он подружился с художником Александром Тюлькиным, с которым он часто бывает на этюдах.
   В 1918 году Бурлюк чудом избежал гибели во время погромов и расстрелов 
анархистов в Москве и снова уехал в Уфу.

 

 В 1918—1920 он гастролировал вместе с В. Каменским и В. Маяковским по Уралу, Сибири, Дальнему Востоку. В июне 1919 года добрался до Владивостока, семья обосновалась в Рабочей слободке на северо-восточном склоне сопки Буссе (ул. Шилкинская).
   В 1920 эмигрировал в Японию, где прожил два года, изучая культуру Востока и занимаясь живописью.

Картинки по запросу Давид Давидович Бурлюк в детстве
   Здесь им написано около 300 картин на японские мотивы, денег от продажи которых хватило на переезд в Америку. В 1922 поселился в США.
   В Нью-Йорке Бурлюк развил активность в просоветски ориентированных группах и, написав поэму к 10-летию Октябрьской революции, стремился, в частности, снискать признание в качестве «отца русского футуризма». Был

 Картинки по запросу Давид Давидович Бурлюк в детствепостоянным автором газеты «Русский голос». Свои сборники, брошюры, журналы Бурлюк издавал вдвоем с женой Марией Никифоровной и через друзей аспространял эти издания преимущественно в пределах СССР. С 1930 в течение десятилетий Бурлюк сам издавал журнал «Color and Rhyme» («Цвет и рифма»), частью на английском, частью на русском языках, объёмом от 4 до 100 страниц, со своими живописными работами, стихами, рецензиями, репродукциями футуристских произведений и т. п. 

Картинки по запросу Давид Давидович Бурлюк в детстве
      Работы Бурлюка участвовали в выставках существовавшей в конце 1920-х — начале 1930-х годов группы советских художников «13».
   В 1956 и в 1965 гг. посещал СССР. Несмотря на его многократные предложения к изданию в СССР своих произведений, ему не удалось напечатать ни строки.
   Жена — Мария Никифоровна Еленевская (1894—1967) — мемуаристка, издатель.

 первый рисунок

    В 1949 году супруги совершили путешествие по югу Франции, по следам Ван Гога. В 1962 они путешествовали по Австралии и Италии, посетили Прагу, где жила его сестра. Живописные работы Бурлюка выставлялись в Брисбене.

Картинки по запросу Давид Давидович Бурлюк в детстве

Бурлеск.


   Стремясь подтвердить свою неординарность не только в творчестве, но и в жизни, вернее, после нее, Бурлюк завещал кремировать свое тело, а прах развеять над водами Атлантики с борта парома, что и было сделано после его кончины 15 января 1967 г. Место смерти художника – г. Хэмптон-Бейз, штат Нью-Йорк.       
   Елена Шварц откликнулась на известие о его смерти стихами:


О русский Полифем!
Гармонии стрекало
Твой выжгло глаз,
Музыка сладкая глаза нам разъедала,
Как мыло, и твой мык не слышен был
для нас.                                                                 

Похожее изображение
02.ТВОРЧЕСТВО

Попробуем лишь перечислить негласные звания и регалии творца: 
известный живописец и график, писатель и поэт, 
«отец» русского футуризма и кубофутуризма,
инициатор революционных идей в искусстве,
объединивших в одно целое столь знаковые фигуры,
как Маяковский, Каменский, Кручёных, Матюшин, Хлебников,
Лентулов, Гуро, Асеев, Экстер, Третьяков.
Инициатор создания первого российского литературно-художественного объединения футуристов в группе «Гилея»,один из организаторов новаторских объединений «Бубновый валет» и «Венок Стефанос»,член общества «Союз молодёжи» и мюнхенского «Синего всадника» — лишь представьте масштаб его кипучей деятельности!

Картинки по запросу На фото: Николай Бурлюк, Давид Бурлюк, Владимир Маяковский,Бенедикт Лившиц и Алексей Крученых (в самом низу). 1911 г.

На фото: Николай Бурлюк, Давид Бурлюк, Владимир Маяковский,
Бенедикт Лившиц и Алексей Крученых (в самом низу). 1911 г.

   Творческая экспансия российских футуристов, достигшая пика своей активности в начале XX века, не обошла стороной, практически, ни одной области искусства и, вряд ли бы это авангардное движение получило столь широкую известность, не будь в его первых рядах Давида Давидовича Бурлюка – гениального самородка из глухой сельской глубинки.
Картинки по запросу Давид Давидович Бурлюк в детстве
   Он полагал: «Истинное художественное произведение можно сравнить с аккумулятором, от которого исходит энергия электрических внушений. В каждом произведении отмечено, как в театральном действии, определенное количество часов для любования и разглядывания его.
   Многие произведения вмещают в себя запасы эстет-энергии на долгие сроки, как озёра горные, из коих неустанно вытекают великие реки воздействий, а истоки не иссякают. Таково творчество Н. К. Рериха».
Картинки по запросу Давид Давидович Бурлюк в детстве
   Бурлюк организовал группу художников, которая занималась поиском новых путей развития искусства. Позже все участники группы стали именовать себя
 Картинки по запросу Давид Давидович Бурлюк в детстве
                                                         Ведьмы (1922 г).

футуристами. Они искали в искусстве новые пути, которые,по их мнению, должны были отображать радикальные изменения, которые происходили в обществе в начале 20 века. Бурлюк обожал экспериментировать. Он одним из первых
начал использовать в своих работах коллажи 
  вклеенные кусочки фанеры, шестерёнки, металлические пластины. 
Картинки по запросу Давид Давидович Бурлюк в детстве
   Картины и рисунки Бурлюка разбросаны по всему свету в музеях и частных коллекциях.
  Многие из них репродуцированы в его книгах или книгах о нём. «Отец российского футуризма», Бурлюк принимал активное участие в выступлениях футуристов, являясь их теоретиком, поэтом, художником и критиком. Свойственные футуризму эпатажность и антиэстетичность ярче всего 
проявлялись в его стихах:

…Душа — кабак, а небо — рвань,
Поэзия — истрепанная девка,
А красота — кощунственная дрянь…
…Звезды — черви, пьяные туманом…
…Мне нравится беременный мужчина…
и т. д.
Маяковский вспоминал о нём: «Мой действительный учитель, Бурлюк сделал меня поэтом… Выдавал ежедневно 50 копеек. Чтоб писать, не голодая». 
Большой интерес представляют его воспоминания о футуризме и Владимире Маяковском.
Картинки по запросу Давид Давидович Бурлюк в детстве
 
03.МНЕНИЯ СОВРЕМЕННИКОВ И КОЛЛЕГ
Картинки по запросу Алексе́й Елисе́евич Кручёных
Алексе́й Елисе́евич Кручёных:

«Большой бурный Бурлюк врывается в жизнь. Он широк и жаден.
Ему все надо узнать, все захватить, все слопать. Фигура сложная».
Еще бы — он не побоялся дать «Пощечину общественному вкусу» —так назывался первый поэтический сборник кубофутуристов 1912 г.,среди авторов которого — Бурлюк, Хлебников, Маяковский.
Vladimir Mayakovsky 1920.jpg
Влади́мир Влади́мирович Маяко́вский,                                                                                                            
считавшийся главным его учеником
«Облако в штанах»
И —
как в гибель дредноута
от душащих спазм
бросаются в разинутый люк —
сквозь свой
до крика разодранный глаз
лез, обезумев, Бурлюк.
Почти окровавив исслезенные веки,
вылез,
встал,
пошел
и с нежностью, неожиданной в жирном человеке,
взял и сказал:
«Хорошо!»
Картинки по запросу Давид Давидович Бурлюк в детстве
Довольно странные стихи,  но на самом деле Маяковский восхищался Бурлюком,как и все из его окружения. Его воспоминания о нём тоже похожи на стихи:

«В училище появился Бурлюк. Вид наглый. Лорнетка. Сюртук. Ходит напевая.
Я стал задираться».
Похожее изображение
«Отец русского футуризма», появись он на арт-тусовке в наши дни, произвел бы фурор как своей внешностью (стимпанк), так и эпатажным поведением. 
Что уж говорить о творчестве?! Это целая вселенная в культуре...

 
 
 
 
 
 
 
 
 
04.БИБЛИОГРАФИЯ, КАРТИНЫ, СТАТЬИ, ТРУДЫ, ПАМЯТЬ, КИНОВОПЛАЩЕНИЯ

1.Поэзия и проза:

Поэмы «Толстой», «Горький». Книга «Энтелехизм»,
монография «Рерих. Жизнь и творчество», 
«Радио-манифест», сборник стихов «Бурлюк Д. 1/2 века»
(1932 г.).
Бурлюк Д. Д. Галдящие «бенуа» и Новое Русское Национальное Искусство (Разговор г. Бурлюка, г. Бенуа и г. Репина об искусстве).
СПб.: Книгопечатня Шмидт,
1913. 22 с.
Бурлюки М. Н. и Д. Д. По следам Ван Гога: Записки
1949 года
вступ. ст. Вл. Полякова. М. : Изд. Grundrisse,
2016 г. 252 c.
Бурлюк Д. Филонов: Повесть / Подг. текста, примеч.,коммент. и послесл. В. Полякова. М.: Гилея,
2017 г.

2.Участие в выставках:

Выставка акварелей, пастелей и рисунков. Харьков, 1906 г.
Свободная эстетика, Москва, 1909 г.
«Бубновый валет» 1910 г.
Выставка «Свободной молодёжи», С. Петербург, 1911 г.
«Бубновый валет», Москва, 1912 г.
Выставки Уфимского художественного кружка, Уфа, 1916, 1917 гг.
Международные выставки современного искусства. Филадельфия, 1926 г.
Выставки в галереях Нью-Йорка, Филадельфии, 1930—1960 гг.
Персональные выставки в Сан-Франциско, Лос-Анджелесе, Сиэтле, Вашингтоне, Нью-Йорке. 1960-е годы.
Выставка в Австралии, 1962 г.

Картинки по запросу Японка, сеющая рис.Давид Давидович Бурлюк
Название:Японка, сеющая рис.
Автор:Давид Давидович Бурлюк.
Год:1920 г, 60.5/44.5 см.
Информация:Картина Д. Бурлюка «Посадка риса» стала основным лотом
на «русских торгах» аукциона Sothebys(04.06.2013 г.) и была продана 
за 230 тысяч 500 фунтов стерлингов. 
Произведение было создано в Японии, куда художник отправился в 1920 году, 
и является свидетельством экспериментов живописца с кубофутуризмом. 
При жизни В. Маяковского картина хранилась в коллекции поэта.

3.Память

Международная Академия Зауми ежегодно вручает поэтическую премию,
которая называется Международная отметина имени Давида Бурлюка.
Мемориальные доски установлены в Казани и Одессе (ул. Преображенская,9).

Мемориальная доска в Казани.
Картинки по запросу Бурлюк Мемориальные доски Одессе (ул. Преображенская,9)
Мемориальная доска в Одессе.

4.Киновоплощения

2004 годсериал «Грехи отцов» — сыграл Алексей Колган;
2011 годфильм «Маяковский. Два дня» — сыграл Дмитрий Нагиев.

© Copyright: Sall Славик*оf, 2019

Регистрационный номер №0436469

от 10 января 2019

[Скрыть] Регистрационный номер 0436469 выдан для произведения:
Имя при рождении: Давид Давидович Бурлюк.
Дата рождения:9 (21) июля 1882 г.
Место рождения:хутор Семиротовщина,
Лебединский уезд,Харьковская губерния,
Российская империя.
Дата смерти: 15 января 1967 г. (84 года).
Место смерти:г. Хэмптон-Бейз, Лонг-Айленд, США.
Подданство: Российская империя.
Гражданство:США, получил гражданство в начале 1930-х гг.
Жанр:Футуризм.
Учёба (образование):Казанское художественное училище, 
Одесское художественное училище, 
Московское училище живописи, ваяния и зодчества.


01.КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ 

«Отец русского футуризма»

   Родился «первый футурист» России 9 (21) июля 1882 г. в Украине на хуторе Семиротовщина Харьковской губернии 
в многодетной семье, которая постоянно меняла место жительства.
   Его отец—агроном-самоучка  Давид Давидович Бурлюк, так же имел двух братьев и трёх сестёр — 
Владимира, Николая, Людмилу, Марианну и Надежду. Владимир и Людмила стали художниками,
Николай — поэтом. Они также участвовали в движении футуристов.
   Учился в Александровской гимназии г. Сумы (Украина). 
   В детстве родной брат случайно лишил Давида глаза во время игры с игрушечной пушкой. 
Впоследствии Давид ходил со стеклянным глазом, это стало частью его стиля (судьба словно изначально
уготовила будущему «отцу русского футуризма» участь возмутителя общественного спокойствия —так
и запечатлелся Бурлюк в памяти современников: со стеклянным глазом, 
с вытатуированной на щеке лошадкой, и с расшитой бисером серьгой в одном ухе. Стильный, богемный и эпатажный!)
   В 1898—1910 учился в Казанском и Одесском художественных училищах. В печати дебютировал в 1899 г.
   В 1902 г., после неудачной попытки стать учеником Академии художеств, Бурлюк отправляется в Мюнхен
в Королевскую академию искусств у профессора Вилли Дитца, затем посещает школу А. Ашбе, а в 1904г. начинает обучение в мастерской 
Ф. Кормона в Париже.
   Вернувшись в Россию, в 1907—1908 Бурлюк сошёлся с левыми художниками и участвовал в художественных
выставках. В 1911—1914 занимался вместе с В. В. Маяковским в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Участник футуристических сборников «Садок судей», «Пощёчина общественному вкусу» и др.
   В Первую мировую войну Бурлюк не подлежал призыву, так как у него не было левого глаза.
Жил в Москве, издавал стихи, сотрудничал в газетах, писал картины.
   Весной 1915 года Бурлюк очутился в Уфимской губернии (станция Иглино Самаро-Златоустовской
железной дороги), где находилось поместье его жены. Мать Давида Бурлюка, Людмила Иосифовна Михневич,
жила в это время в Буздяке — в 112 км от Уфы. За два года, проведённые здесь, он успел создать около
двухсот полотен. 37 из них составляют существенную и наиболее яркую часть коллекции русского искусства
начала XX века, представленной в Башкирском художественном музее им. М. В. Нестерова. 
Это музейное собрание произведений Давида Бурлюка является одним из самых полных и качественных
собраний его живописи в России. Бурлюк часто приезжал в Уфу, посещал Уфимский художественный кружок,
сплотивший вокруг себя молодых башкирских художников. Здесь он подружился с художником Александром
Тюлькиным, с которым он часто бывает на этюдах.
   В 1918 году Бурлюк чудом избежал гибели во время погромов и расстрелов анархистов в Москве и
снова уехал в Уфу. В 1918—1920 он гастролировал вместе с В. Каменским и В. Маяковским по Уралу,
Сибири, Дальнему Востоку. В июне 1919 года добрался до Владивостока, семья обосновалась в Рабочей
слободке на северо-восточном склоне сопки Буссе (ул. Шилкинская).
   В 1920 эмигрировал в Японию, где прожил два года, изучая культуру Востока и занимаясь живописью.
Здесь им написано около 300 картин на японские мотивы, денег от продажи которых хватило на переезд 
в Америку. В 1922 поселился в США.
   В Нью-Йорке Бурлюк развил активность в просоветски ориентированных группах и, написав поэму к
10-летию Октябрьской революции, стремился, в частности, снискать признание в качестве «отца русского
футуризма». Был постоянным автором газеты «Русский голос». Свои сборники, брошюры, журналы Бурлюк
издавал вдвоем с женой Марией Никифоровной и через друзей распространял эти издания преимущественно
в пределах СССР. С 1930 в течение десятилетий Бурлюк сам издавал журнал «Color and Rhyme» («Цвет и 
рифма»), частью на английском, частью на русском языках, объёмом от 4 до 100 страниц, со своими
живописными работами, стихами, рецензиями, репродукциями футуристских произведений и т. п. 
Работы Бурлюка участвовали в выставках существовавшей в конце 1920-х — начале 1930-х годов группы
советских художников «13».
   В 1956 и в 1965 гг. посещал СССР. Несмотря на его многократные предложения к изданию в СССР своих
произведений, ему не удалось напечатать ни строки.
   Жена — Мария Никифоровна Еленевская (1894—1967) — мемуаристка, издатель. В 1949 году супруги
совершили путешествие по югу Франции, по следам Ван Гога. В 1962 они путешествовали по Австралии и
Италии, посетили Прагу, где жила его сестра. Живописные работы Бурлюка выставлялись в Брисбене.
   Стремясь подтвердить свою неординарность не только в творчестве, но и в жизни, вернее, после нее, 
Бурлюк завещал кремировать свое тело, а прах развеять над водами Атлантики с борта парома, что и было
сделано после его кончины 15 января 1967 г. Место смерти художника – г. Хэмптон-Бейз, штат Нью-Йорк.       
   Елена Шварц откликнулась
на известие о его смерти стихами:

О русский Полифем!
Гармонии стрекало
Твой выжгло глаз,
Музыка сладкая глаза нам разъедала,
Как мыло, и твой мык не слышен был
для нас.

02.ТВОРЧЕСТВО

Попробуем лишь перечислить негласные звания и регалии творца: 

известный живописец и график, 
писатель и поэт, 
«отец» русского футуризма и кубофутуризма,
инициатор революционных идей в искусстве,
объединивших в одно целое столь знаковые фигуры,
как Маяковский, Каменский, Кручёных, Матюшин, Хлебников,
Лентулов, Гуро, Асеев, Экстер, Третьяков.
Инициатор создания первого российского литературно-художественного
объединения футуристов в группе «Гилея»,
один из организаторов новаторских объединений «Бубновый валет» и «Венок Стефанос»,
член общества «Союз молодёжи» и мюнхенского «Синего всадника» — лишь представьте
масштаб его кипучей деятельности!




На фото: Николай Бурлюк, Давид Бурлюк, Владимир Маяковский,
Бенедикт Лившиц и Алексей Крученых (в самом низу). 1911 г.


   Творческая экспансия российских футуристов, достигшая пика своей активности в начале XX века, 
не обошла стороной, практически, ни одной области искусства и, вряд ли бы это авангардное движение 
получило столь широкую известность, не будь в его первых рядах Давида Давидовича Бурлюка – 
гениального самородка из глухой сельской глубинки.
   Он полагал: «Истинное художественное произведение можно сравнить с аккумулятором,
от которого исходит энергия электрических внушений. В каждом произведении отмечено, как
в театральном действии, определенное количество часов для любования и разглядывания его.
Многие произведения вмещают в себя запасы эстет-энергии на долгие сроки, как озёра горные,
из коих неустанно вытекают великие реки воздействий, а истоки не иссякают. Таково творчество
Н. К. Рериха».
   Бурлюк организовал группу художников, которая занималась поиском новых путей развития
искусства. Позже все участники группы стали именовать себя футуристами. Они искали в искусстве 
новые пути, которые,по их мнению, должны были отображать радикальные изменения, которые
происходили в обществе в начале 20 века. Бурлюк обожал экспериментировать. Он одним из первых
начал использовать в своих работах коллажи - вклеенные кусочки фанеры, шестерёнки, металлические
пластины. 
   Картины и рисунки Бурлюка разбросаны по всему свету в музеях и частных коллекциях.
Многие из них репродуцированы в его книгах или книгах о нём. «Отец российского футуризма», 
Бурлюк принимал активное участие в выступлениях футуристов, являясь их теоретиком, 
поэтом, художником и критиком. Свойственные футуризму эпатажность и антиэстетичность ярче всего 
проявлялись в его стихах:

…Душа — кабак, а небо — рвань,
Поэзия — истрепанная девка,
А красота — кощунственная дрянь…
…Звезды — черви, пьяные туманом…
…Мне нравится беременный мужчина…

и т. д.

Маяковский вспоминал о нём: «Мой действительный учитель, Бурлюк сделал меня поэтом… 
Выдавал ежедневно 50 копеек. Чтоб писать, не голодая». 

Большой интерес представляют его воспоминания о футуризме и Владимире Маяковском.

03.МНЕНИЯ СОВРЕМЕННИКОВ И КОЛЛЕГ

Алексе́й Елисе́евич Кручёных:

«Большой бурный Бурлюк врывается в жизнь. Он широк и жаден.
Ему все надо узнать, все захватить, все слопать. Фигура сложная».
Еще бы — он не побоялся дать «Пощечину общественному вкусу» —
так назывался первый поэтический сборник кубофутуристов 1912 г.,
среди авторов которого — Бурлюк, Хлебников, Маяковский.


Влади́мир Влади́мирович Маяко́вский, считавшийся главным его учеником

«Облако в штанах»
И —
как в гибель дредноута
от душащих спазм
бросаются в разинутый люк —
сквозь свой
до крика разодранный глаз
лез, обезумев, Бурлюк.
Почти окровавив исслезенные веки,
вылез,
встал,
пошел
и с нежностью, неожиданной в жирном человеке,
взял и сказал:
«Хорошо!»

Довольно странные стихи, 
но на самом деле Маяковский восхищался Бурлюком,
как и все из его окружения. Его воспоминания о нём тоже похожи на стихи:
«В училище появился Бурлюк. Вид наглый. Лорнетка. Сюртук. Ходит напевая.
Я стал задираться».

«Отец русского футуризма», появись он на арт-тусовке в наши дни, 
произвел бы фурор как своей внешностью (стимпанк), так и эпатажным поведением. 
Что уж говорить о творчестве?! Это целая вселенная в культуре...

04.БИБЛИОГРАФИЯ, КАРТИНЫ, СТАТЬИ, ТРУДЫ, ПАМЯТЬ, КИНОВОПЛАЩЕНИЯ

1.Поэзия и проза:

Поэмы «Толстой», «Горький». Книга «Энтелехизм»,
монография «Рерих. Жизнь и творчество», 
«Радио-манифест», сборник стихов «Бурлюк Д. 1/2 века» (1932 г.).

Бурлюк Д. Д. Галдящие «бенуа» и Новое Русское Национальное Искусство (Разговор г. Бурлюка, г. Бенуа и г. Репина об искусстве).
СПб.: Книгопечатня Шмидт, 1913. 22 с.
Бурлюки М. Н. и Д. Д. По следам Ван Гога: Записки 1949 года, 
вступ. ст. Вл. Полякова. М. : Изд. Grundrisse, 2016. 252 c.
Бурлюк Д. Филонов: Повесть / Подг. текста, примеч.,коммент. и послесл. В. Полякова. М.: Гилея, 2017 г.

2.Участие в выставках:

Выставка акварелей, пастелей и рисунков. Харьков, 1906 г.
Свободная эстетика, Москва, 1909 г.
«Бубновый валет» 1910 г.
Выставка «Свободной молодёжи», С. Петербург, 1911 г.
«Бубновый валет», Москва, 1912 г.
Выставки Уфимского художественного кружка, Уфа, 1916, 1917 гг.
Международные выставки современного искусства. Филадельфия, 1926 г.
Выставки в галереях Нью-Йорка, Филадельфии, 1930—1960 гг.
Персональные выставки в Сан-Франциско, Лос-Анджелесе, Сиэтле, Вашингтоне, Нью-Йорке. 1960-е годы.
Выставка в Австралии, 1962 г.



Название:Японка, сеющая рис.
Автор:Давид Давидович Бурлюк.
Год:1920 г, 60.5/44.5 см.
Информация:Картина Д. Бурлюка «Посадка риса» стала основным лотом
на «русских торгах» аукциона Sothebys(04.06.2013 г.) и была продана 
за 230 тысяч 500 фунтов стерлингов. 
Произведение было создано в Японии, куда художник отправился в 1920 году, 
и является свидетельством экспериментов живописца с кубофутуризмом. 
При жизни В. Маяковского картина хранилась в коллекции поэта.

3.Память

Международная Академия Зауми ежегодно вручает поэтическую премию,
которая называется Международная отметина имени Давида Бурлюка.
Мемориальные доски установлены в Казани и Одессе (ул. Преображенская,9).


Мемориальная доска в Казани.

4.Киновоплощения

2004 год — сериал «Грехи отцов» — сыграл Алексей Колган;
2011 год — фильм «Маяковский. Два дня» — сыграл Дмитрий Нагиев.


 
Рейтинг: +22 444 просмотра
Комментарии (36)
Ивушка # 11 января 2019 в 10:53 +4
познавательный интересный рассказ,Славик,
благодарю...
read-9 lady-3 spasibo-8
Sall Славик*оf # 11 января 2019 в 16:35 +4
Спасибо.Вот и первые отзывы.Благодарю.
Нина Колганова # 11 января 2019 в 16:34 +4
Вот это труд! smayliki-prazdniki-34 smayliki-prazdniki-34 smayliki-prazdniki-34
Sall Славик*оf # 11 января 2019 в 16:36 +4
3 статья для Литкафе.Скоро пошлю.Спасибо за отзыв.
КОНКУРС "ЦАРСКИЕ ЗАБАВЫ" # 11 января 2019 в 18:13 +4
Интересно. Познавательно. Спасибо за статью и оформление к ней. Понравилось!

cvetok-9
Sall Славик*оf # 11 января 2019 в 18:32 +5
Огромное спасибо за отзыв.Благодарю.
Эльвира Ищенко # 12 января 2019 в 10:17 +3
СПАСИБО БОЛЬШОЕ ЗА СТАТЬЮ, ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНУЮ И ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ.В ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ТОЛЬКО
УПОМИНАЕТСЯ ЕГО ИМЯ, КАК РОДОНАЧАЛЬНИКА ФУТУРИЗМА И ВСЁ.
spasibo-20
Sall Славик*оf # 12 января 2019 в 14:31 +4
Если Маяковский был здесь, то должен быть и его учитель.Причём думаю, что написал он гораздо больше, чем Владимир.Нарисовал точно.Он создал новый жанр (хотя во Франции было и раньше), где тесно переплетается живопись и поэзия.Все футуристы—замечательные художники.Кроме Хлебникова и Северянина, но они и не похожи на настоящих футуристов.А Бурюк и рисовал обычные картины, не как Малевич. Похож на реалиста.И жизнь его не сахар. Потерял всех братьев.Был с одним глазом.Да и из России пришлось уехать.В СССР принят не был. вот в конце 2018 года увидел афишу.Проходила его выставка.Он ещё не забыт и я рад.
Анна Гирик # 12 января 2019 в 17:52 +3
snegovik
Спасибо, Слава, за твоё усердие, за труд,
за интересную статью. Мне всё очень понравилось!
Дальнейших тебе успехов!
Sall Славик*оf # 12 января 2019 в 19:49 +4
Благодарю.Спасибо.Удачи.
Галина Соловьева # 19 января 2019 в 22:34 +3
Слава, очень большая статья, интересная! Труд фундаментальный.
Многое впечатляет своей образностью и рассказом! Благодарю !! spasibo-20
Sall Славик*оf # 19 января 2019 в 23:43 +4
И именно его я сам и выбрал.Буду писать про менее известных поэтов.Хотя пока Лермонтова нет.Может, следующая статья будет про него.Спасибо.Удачи.
Татьяна Петухова # 20 января 2019 в 21:38 +3
Спасибо, pisatel очень познавательно,впечатляет трудоёмкая работа, подбор материала,выстроены последовательно все факты биографии.
Sall Славик*оf # 20 января 2019 в 22:23 +4
Благодарю.Удачи и спасибо.
Людмила Ойкина # 21 января 2019 в 10:46 +3
Спасибо за материал. Прочитала с интересом.
Sall Славик*оf # 21 января 2019 в 20:28 +3
Благодарю.Спасибо. smayliki-prazdniki-34
Аида Бекеш # 22 января 2019 в 22:33 +3
Эта статья дает интересную информацию, прочитать всегда полезно, для обогащения интеллектуального. А еще прилагаются вами фотографии, которые тоже раскрывают хорошо статью. Мое вам благодарю.

spasibo-6
Sall Славик*оf # 22 января 2019 в 22:36 +2
И Вас благодарю.Удачи.
Марта Шаула # 27 января 2019 в 21:55 +2
ДОРОГОЙ СЛАВИК! Я В ВОСТОРГЕ ОТ ТАКОГО БОЛЬШОГО,СОЗИДАТЕЛЬНОГО ТРУДА НАД ОЧЕНЬ СЕРЬЁЗНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ! ПРЕДСТАВЛЯЮ СКОЛЬКО СИЛ ПОТРАЧЕНО НА СОЗДАНИЕ ТАКОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ОПИСАНИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАМЕЧАТЕЛЬНОГО ФУТУРИСТА!!! НИЗКО КЛАНЯЮСЬ ЗА ТРУД НАД ЭТИМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ! ЭТО ВЕСЬМА ГЕНИАЛЬНО!!! СПАСИБО ОГРОМНОЕ!!! spasibo-13
Sall Славик*оf # 27 января 2019 в 22:22 +2
Задумка точно не одного месяца. Спасибо.Не я начал писать про футуристов.Но надеюсь продолжить эту тему.Самый яркий и понятный футурист—Игорь Северянин.Не очень то похож на футуристов, но сам считал себя таким.Следующая статья о нём и про Лермонтова нужно будет написать.Удачи. emotions-5 emotions-5 smayliki-prazdniki-34 smayliki-prazdniki-34 smayliki-prazdniki-34 smayliki-prazdniki-34 smayliki-prazdniki-34
Галина Дашевская # 30 января 2019 в 13:08 +2
Слава, спасибо тебе за такую интересную статью! Я в восхищении.
Sall Славик*оf # 30 января 2019 в 19:40 +2
Спасибо.Благодарю за отзыв.
Галина Дашевская # 30 января 2019 в 13:33 +2
Слава, это лишь небольшое дополнение.
= Давид Давиидович Бурлююк (9 (21) июля 1882, хутор Семиротовка, Лебединский уезд, Харьковская губерния, Российская империя (ныне Сумская область, Украина) — 15 января 1967, Хэмптон-Бейз, остров Лонг-Айленд, штат Нью-Йорк, США) — русский поэт и художник украинского происхождения, один из основоположников футуризма. Брат Владимира и Николая Бурлюков. =
Sall Славик*оf # 30 января 2019 в 19:28 +2
Полностью согласен.Всё верно.
Галина Дашевская # 30 января 2019 в 13:40 +2
Мне картины его понравились. Талант есть талант.
Sall Славик*оf # 30 января 2019 в 19:39 +2
Верно.Он больше художник.Нельзя быть футуристом и не рисовать.Кстати, картины у него реалистические, а не кубинистические, как у большинства футуристов. Я продолжу тему футуристов.Мне она нравится.Остался Хлебников и Северянин.Хотя делаю перерыв.Написал про Яшина писателя уже.Есть обращение к Веронике Михайловне Тушновой.На моей странице появится статья скоро.В Литкафе в марте.Ещё про Лермонтова статья отсутствует.К этой работе есть очень авторская версия.Личный подход.Но я этого делать не буду.Напишу обычный вариант.А пояснения в комментариях.Спасибо.Благодарю.Вы —опять лучшие в комментариях.
Ольга Боровикова # 30 января 2019 в 16:58 +3
Хоть познакомилась с творчеством Д.Д. Бурлюка, благодаря тебе, Слава! И хоть далека я от этого вида искусства, но столько нового узнала... Спасибо большое.
Sall Славик*оf # 30 января 2019 в 19:44 +3
Спасибо.Благодарю.Я тоже далёк, но не совсем.Я тоже—футурист.И если учесть его стихи—то их можно и не воспринять, но живопись его просто великолепна.Тогда он был таким же явлением в культуре, как сейчас Зверев.Я имею введу, не пение Зверева, а его одежду и вид.Удачи.
Сергей Гридин # 4 февраля 2019 в 11:40 +3
Спасибо, Слава, за интересную статью!
Очень много нового узнал о творчестве Бурлюка Д.Д.
Sall Славик*оf # 5 февраля 2019 в 01:07 +3
Ну, я надеюсь.Уже вышла новая статья про А.Яшина (Попова).Так же скоро будет здесь.Приступил к работе над статьёй о Хлебникове.По сути—это продолжение этой.Так же футурист, но менее понятный и очень рано ушедший.Благодарю.Удачи.
Сергей Акинин # 5 февраля 2019 в 12:07 +2
Очень интересная и познавательная статья. Спасибо Вячеслав. С теплом Сергей! buket4
Sall Славик*оf # 5 февраля 2019 в 19:15 +3
Спасибо за отзыв.Благодарю.
Ивушка # 16 февраля 2019 в 09:16 +1
Славик,благодаря этой познавательной статье
я узнала много нового-от чего я очень далека... spasibo-6
Sall Славик*оf # 16 февраля 2019 в 23:04 0
Сейчас все от этого далеки и вряд ли будут блики.Этот жанр исчез у наших современников.Лишь я хочу его продолжить теперь.Удачи.
Василисса # 16 февраля 2019 в 11:20 +1
Кубофутуризм (“Гилея”)

Кубофутуризм – направление в искусстве 1910-х гг., наиболее характерное для русского художественного авангарда тех лет, стремившееся соединить принципы кубизма (разложение предмета на составляющие структуры) и футуризма (развитие предмета в “четвертом измерении”, т.е. во времени).

Когда заходит речь о русском футуризме, то сразу приходят на ум имена кубофутуристов – участников группы “Гилея”. Они запомнились и своим вызывающим поведением, и шокирующим внешним видом (знаменитая желтая кофта Маяковского, розовые сюртуки, пучки редиски и деревянные ложки в петлицах, раскрашенные неведомыми знаками лица, эпатажные выходки во время выступлений), и скандальными манифестами и резкими полемическими выпадами против литературных оппонентов, и тем, что в их ряды входил Владимир Маяковский, единственный из футуристов, “не гонимый” в советское время. В 1910-х годах прошлого века известность “гилейцев” превосходила остальных представителей этого литературного течения. Возможно, потому, что их творчество наиболее соответствовало канонам авангарда.

“Гилея” – первая футуристическая группа. Они называли себя также “кубофутуристы” или “будетляне” (это название предложил Хлебников). Годом ее основания принято считать 1908-й, хотя основной состав сложился в 1909–1910 гг. “Мы и не заметили, как стали гилейцами. Это произошло само собой, по общему молчаливому соглашению, точно так же, как, осознав общность наших целей и задач, мы не принесли друг другу ганнибаловых клятв в верности каким бы то ни было принципам”. Поэтому постоянного состава у группы не было.

В начале 1910 года в Петербурге “Гилея” заявила о своем существовании в составе братьев Д. и Н. Бурлюков, В. Хлебникова, В. Маяковского, В. Каменского, Е. Гуро, А. Крученых и Б. Лившица. Именно они стали представителями наиболее радикального фланга русского литературного футуризма, который отличался революционным бунтом, оппозиционной настроенностью против буржуазного общества, его морали, эстетических вкусов, всей системы общественных отношений.

Первым совместным выступлением кубофутуристов в печати стал поэтический сборник “Садок судей”, фактически определивший создание группы “Гилея”. В числе авторов альманаха Д. и Н. Бурлюки, Каменский, Хлебников, Гуро, Ек. Низен и др. Иллюстрации выполнили Д. и В. Бурлюки.

У набиравшего силу движения тут же появилась масса эпигонов и подражателей, пытающихся на волне модного литературного течения превратить свои опусы в ходовой товар, не чуждый этакого “модерна”, и забывающих, что подражание полезно только для учебы. И можно вполне согласиться с утверждением О. Рыковой о том, что “поэты-футуристы, несмотря на общность предъявленных манифестов, безусловно различались творческими исканиями и глубиной. Бездарности пользовались одним лишь эпатажем, а истинные поэты со временем “переросли” существующее движение и остались в литературном процессе конкретными личностями – по-другому и быть не могло”.

Весной 1914 года была предпринята попытка создать “официоз” кубофутуризма, каким должен был стать “Первый журнал русских футуристов”, вышедший в созданном братьями Бурлюками “Издательстве первого журнала русских футуристов”. Но издание прекратилось после первого номера – началась война. Это самым непосредственным образом коснулось “Гилеи”, которая к концу 1914 года прекратила свое существование как единая группа. Ее члены пошли каждый своим путем. Многие футуристы покинули Москву и Петроград, скрываясь от призыва, либо, напротив, попав на фронт...

Исследуя футуризм на заре его зарождения, Николай Гумилев писал: “Мы присутствуем при новом вторжении варваров, сильных своею талантливостью и ужасных своею небрезгливостью. Только будущее покажет, “германцы” ли это, или... гунны, от которых не останется и следа”.
Сегодня, по прошествии почти столетия, можно с уверенностью сказать, что искусство многих “будетлян” выдержало испытание временем.

ДАВИД ДАВИДОВИЧ БУРЛЮК. “Лучший художник среди поэтов и лучший поэт среди художников”, как он сам себя рекомендовал, был на самом деле лучшим продюсером начала XX-го века. Начинал Бурлюк как художник, даже участвовал в знаменитой выставке “Бубновый валет” (декабрь 1910) и в дальнейшем являлся активным членом одноименного художественного общества. Тогда же Бурлюк принял участие в первых поэтических альманахах – “Студия импрессионистов” и “Садок судей”, которые явились началом русского футуризма.

Именно он, как принято сейчас говорить, “раскрутил” успешный проект под названием “Гилея”, объединив вокруг себя группу поэтов и художников, названных впоследствии кубофутуристами. Главной “звездой” Бурлюка стал Маяковский, которого, по словам Шершеневича, “он поднес на блюде публике, разжевал и положил в рот. Он был хорошим поваром футуризма и умел “вкусно подать” поэта”. Именно его эпатажная фигура в глазах общественности стала воплощением сущности футуризма.

Ор. 8.

Шестиэтажный возносился дом
Чернели окна скучными рядами
И ни одно не вспыхнуло цветком
Звуча знакомыми следами.
О сколько взглядов пронизало ночь
И бросилось из верхних этажей.
Безумную оплакавшие дочь
Под стук не спящих сторожей.
Дышавшая на свежей высоте
Глядя в окно под неизвестной крышей
Сколь ныне чище ты и жертвенно святей
Упавши вниз ты вознеслася выше.

==========================

Ор. 9

Немая ночь людей не слышно
В пространствах царствие зимы.
Здесь вьюга наметает пышно
Гробницы белые средь тьмы
Где фонари где с лязгом шумным
Скользят кошмарно поезда
Твой взгляд казался камнем лунным
Он как погасшая звезда.
Как глубоко под черным снегом
Прекрасный труп похоронён.
Промчись промчись же шумным бегом
В пар увиясь со всех сторон.

==========================

Праздно голубой

Зеленый дух, метнул как смело камень
В глубь озера, где спали зеркала,
Взгляни теперь, как ярый вспыхнул пламень,
Где тусклая гнездилась мгла.
Как бессердечен ты, во мне проснулась жалость
К виденьям вод, разрушенным тобой.
Тебя сей миг сдержать хотелось малость
Над бездной праздно голубой.

==========================

***

Солнцу светить ведь не лень,
Ветру свистеть незадача,
Веточку выбросит пень,
Море жемчужину, плача.
Мне же не жалко часов,
Я не лишуся охоты
Вечно разыскивать слов
Дружно шагающих роты...

Славик, работа интересная, познавательная. Спасибо.
Sall Славик*оf # 16 февраля 2019 в 23:05 +1
Благодарю.Очень подробный отзыв.Удачи.
Популярная проза за месяц
101
88
86
85
78
76
Анютка... 29 апреля 2019 (Анна Гирик)
71
71
69
65
64
63
61
60
60
58
58
58
57
56
56
55
55
55
53
46
44
40
38
34