ГлавнаяПрозаЭссе и статьиИстория и политика → Победа по Розенштоку-Хюсси (разговор с приятелем- пессимистом).

Победа по Розенштоку-Хюсси (разговор с приятелем- пессимистом).

27 января 2025 - Алексей Баландин


Я: "Ну, хорошо, пусть  ты  прав  и  они  нас  экономически  задавят.  Так  что  ж  с  того? Ведь  по  большому  счёту, это  уже  ничего  не  значит
Он: "то  есть  как  ничего  не  значит? Это же  поражение, мать  твою!
Я: "Не  помню  кто, наверное  Гегель. сказал: "Существование  осуществляется  почредством  своего  несуществования". Основной  закон  духовной  диалектики, как  раз  и  предполагает  поражение  в  качестве  пути  к  победе. Не  дух, как  таковой  обновляет  мир, а  конкретные  носители  духа, которые, будучи  моментами  целостности, в  своих  попытках  её  обновления  всегда  терпят  поражение."
Он: "То  есть  по  твоему. это  как  бы  месть  неподатливой  реальности, плата  за  вводимые  в  неё  преобразования?.
Я: "Судьба  первопроходца (читай  России)  незавидна, он  может  использовать  мир, но  не  в  состоянии  его  изменить, будучи  крепкими  материальными  узами  связан  с  уже  существующим  порядком  вещей"
Он: "Имеешь  в  виду  место  России  в  глобальном  либеральном  порядке?
Я: "В  том  числе  и  это. Россия  должна  сломать  и  победить  то, чем  и  сама  же, в  большей  степени   и  является, возродишись  из  пепла  в  каком-то  новом  качестве. 
Он: "Мюнхаузен, вытаскивающий  себя  за  волосы  из  кипящего  котла  смерти, а  что  если  с  нами  случится  то  же  что  с  царём  из  знаменитой  ершовской  сказки? И  ты  считаешь  эту  рискованную  стратегию  нормальной  и  продуктивной?
Я: "А  в  нашей  ситуации  выбирать  не   приходится. В  котёл  мы  уже  прыгнули  или  нас  столкнули.  Кто-то  видит  в  этом  проклятие, а  более  проницательные - высшее  благословение (крещение  огнём-войной-смертью). Теперь  только  абсурдная  и  вроде  бы  само-убийственная  стратегия  становятся  нашей  сутью. Зато  эта  стратегия  делает  нас, парадоксальным  образом, АБСОЛЮТНО  неуязвимыми. 
Он: "Это  как?"
Я: "Во-первых, тот  кто  доверяется  духу, уже  принебрегает  внешним  успехом, зная, что  может  достичь  цели  изменения  мира  только  в  качестве  функционера  Духа. Ведь  Культура, история - это  по  существу, всего  лишь  "помысленная  грёза", неосознаное  самим  собой  осуществление  универсаоьного  сознания, а  мы  сами -  "особенное, увиденное  в  свете  этого  униврсального" (Джованни  Джентиле, неогегельянцы). Чисто  личное  начало  становится  героическим  или  позорным  (на  излёте  пассионарности) выражением  общего. Необходимое  случится  и  неважно  какие  мучения  придётся  ради  этого  притерпеть. Погребая  одни  времена  и  начиная  новые, эти  функционеры  Духа  являются  его  активными  соучастниками. Соучастниками  Бога, который  открывает  себя  в  истории  и  требует  от  человека  изменения. Живой  Бог - это  сила, заставляющая  изменяться, и  тот  кто  активно  помогает  этим  изменениям, сам  частично  становится  Богом, Сыном  божием
Он: "Ты  Россию  отождествляешь  с  Христом?
Я: "В  историческо-метафорическом  плане, по-моему  это  становится  уже  очевидным. 
Он: "Значит  ей  поставлена  какая-то  сверхзадача, которую  она  призвана  решить.  Ведь  так?
Я: "В  том-то  и  суть. По  Розннштоку-Хюсси. Бог  говорит  с  людьми  с  помошью "гештальтов", некоторых  целостных  ситуаций, ставящих   под  вопрос  само  человеческое  существование. 
Он: "Как  я  понимаю  этот  вопрос  звучит  так: "как  преодолеть  конечность  своего  существования, преодолеть  смерть .
Я: "и  всеобщее  отчуждение, мало  того, наконец-то  осознать,  понять, что  преображённая  смерть  это  уже  не  столько  смерть, сколько "смерть  для  старой  жизни, ради  любви  к  новой, то  есть  исход  из  старого  мира, из  мира  преступно  "утверждённого  тождества" (Кошмар  глобального  Аушвица  у  Теодора  Адорно). Никакого  устойчивого  и  неизменяемого  мира  не  существует, не  должно  существовать. Самой  своей  жизнью, состоящей  из  постоянного  умирания (просто  не  биография, а  тонатография  какая-то)  Он, Христос,  показал, что  не  может  быть  никаких  ответов  данных  раз  и  навсегда. "Диалектика  ставшего"  есть  "диалектика  смерти", "диалектика  становящегося" суть "диалектика  жизни", совсем  не  по  модели  Великого  Инквизитора ("Братья  Карамазовы").  А  если  Он, Христос,  воплотился  в  Россию, значит  и  она, подобно  ему  должна  какой-то  своей  частью  должна  начать  умирать, для  того  чтобы  жить,  для  того, чтобы  её  не  настигла  смерть  уже  окончательная  и  полная. Россия  должна, зримым  образом  пережив  все  ЛОЖНЫЕ  ВЕЧНОСТИ (пубертатное  дореволюционное  христианство, сталинизм, либерализм  и  т. п.) , как  Христос  переживал  дьявольские  искушения  в  пустыне, продемонстрировать  умение  предвосхищать  своё  собственное  неизбежное  умирание  (распятие  на  КРЕСТЕ  ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ), а  потому -  необходимость  своевременно  погребать  всё  мёртвое, неподвижное  и  чужое  в  себе, пусть  дажа  до  точки. где  уже  почти  ничего  не  останется. Вот  это "почти"  и  есть  самое  важное, пусть  его  и  будет  катастрофически  мало. Его  и  не  может  быть  много...потому  что  это  самое  ценное, что  может  быть  на  свете...И  при  этом  не  впадать  в  безнадёгу  оставленности  или  мстительное  зверство. Там, где  господствует  человечность,  приверженность  к  сохранению  жизни (потому  мы  и  не  стираем  украинские  города  в  пыль), к  её  возобновлению (отстройка  Мариуполя  и  другие  примеры), история  превращает  свои  катастрофы - революции, войны - в  преобразованную  повседневность. Смертью, смерть  поправ. 
Он: "По  твоему  любая  глобальная  война  и  революция - лишь  проекция  каких-то  более  глубоких  преобразований  в  области  духа  
Я: "Да, и  эти  преобразования, заслонённые  военной  и  послевоенной  реальностью  окажутся  видны  далеко  не  сразу. По  Розенштоку-Хюсси  происходит  это  в  соответствии  с  "законом  отсроченной  видимости", по  которому  невидимое (недоступное  органам  чувств)  должно  предшествовать  во  времени  видимому (доступному  органам  чувств),  Свободная, обладающая  творческим  потенциалом  жизнь сперва  всегда  невидима, как  по-настоящему  невидимы  для  своих современников  все  эти  творцы  нового  и  первопроходцы, а  если  и  видимы. то  всегда  в  образе  обречённых  на  поражение  бунтарей  и  неизлечимых  параноиков. Вот  как  сейчас  западный  мир  смотрит  на  Россию. Как  в  своё  время  Голиаф  на  Давида. Видимое, привычное  предсказуемо, а  невидимое, ещё  не  ставшее,  всегда  представляется  чем-то  совершенно  невозможным. Подлинное  историческое  время - это  цепь  "инкарнаций"  (уже  вроде  бы  навсегда  распятых  и  отменённых) происходящих  каждое  в  своё, предназначенное  для  этого  время. То  что  было  раньше  безнадёжно-преждевременным  и  поэтому  обречённым  на  неудачу, всего  лишь  яркой  и  трагической  отметкой  в  календаре   и  репертуаре  истории ("первое  пришевствие", как  символическое  ПРЕДшествие, скомканая  генеральная  репетиция) наконец-то  получает  возможность  полного  и  неизбежного  осуществления .
Он: "Агнец, брошенный  на  заклание, но  всё-равно  побеждающий  в  духовном  плане? 
Я: "Но  даже  здесь  и  сейчас  ещё  ничего  не  ясно. Актёры  и  зрители  созрели, подобран  соответствующий  сложности  задачи  реквизит  и  эпоха, катострофически  приближается  время  неизбежной  и  грандиозной  премьеры...Аж  дух  захватывает...Сердце  бьётся  как  бешенное...Что  если  время  на  календаре  знаменательных  дат  истории  (по  Розенштоку-Хюсси)  уже  подошло  к  решающей  фазе, и  мы  с  тобой  живём  как  раз  во  время  ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙСЯ   ИНКАРНАЦИИ, во  время  второго,  уже  окончательного  и  неизбежного  пришествия.  Форма  его  совершенства  зависит  от  нас.   Россия  в  роли  главного  героя  и  жертвы  одновремено. Но  это  на  самом  деле  на  самом  деле  вовсе  не  роль, это  её  жизнь,  её  будующее  и  не  только  её  одной...  Мартин  Хайдеггер  как-то  сказал  в  далёком  1943  : "Мы  никогда  не  победим  русских, пока  не  поймём  их  метафизическую  тайну, и  тайна  их  в  том, что  они  являются  землёй  будущего. Русские - это  не  понятая  ни  нами, ни  самими  собой  земля  Будущего".  По  моему  именно  Россия  переводит  мир  в  постхристианскую  эпоху, а  её (этой  эпохи) принцип, согласно  Розенштоку -Хюсси  состоит  в  формуле, которая  в  полной  мере  соответствует  заявленному  императиву  стран  БРИКС:  "Respondeo  etsi  mutabor" (лат: "отвечаю, хотя  и  должен  буду  измениться"). Иными  словами - жить  в  соответствии  с  полнотой  собственной (ненавязанной  извне) истины,  при  этом  быть  в  состоянии  признать  истины  других  людей  (стран)  и  жить  в  соответствии  с  ними. Жить  так  словно  России  нет, но  при  этом  она  везде, как  ЦЕНТР  СФЕРЫ  у  Николая  Кузанского, как  Христос  после  распятия,  материально  "пропавший", но  с  тех  пор  присутствующий  повсюду, объемлющий  всё. 
Он: "Оставим  эту  запредельную  логику, пока  она  не  увела  нас  бог  знает  куда. Сосредоточимся  на  земном  и  сегодняшнем. Занятная  получается  картина. Выходит, что  начальную  школу  христианства  мы  худо-бедно  прошли  и  нас  перевели  на  стадию  высшей  математики, то  есть  христианства   уже  для  Социалных  множеств (Культур). Но  если  Россия  выступает  в  качестве  Христа, несущего  благую  весть  (распятого  за  неё  на  Кресте  Действительности, с  дополнительными  лучами (по  Дали) уходящими  в  иное  измерение) о   более  справедливом  мироустройстве,  то   с  кем  же  можно  отождествить  12  её  апостолов.
Я: " Как  с  кем!  Вероятно  со  странами  БРИКС (пока  их  всего  10), не  важно  какого  они  вероисповедания, постхристианство  (изменивши  форму  и  ставши  реально  Вселенским) стоит  над  всеми  конфессиями  и  заключает  их  в  себе   на  пример  поместных  Церквей.  Смерть - в  их  разъединении. Жизнь -  в  равноправном  и  "одухотворённом"  сосуществовании, где  нет  места  хозяину  и  подчинённому. Как  в  первых  христианских  общинах...А  кому-то  ещё  возможно  придётся  висеть, медленно  испуская  дух  на  придорожных  крестах , как  во  времена  Древнего  Рима ( Палестина, Сирия, возможно  Грузия  и  Сербия) .
Он: "Но  ведь  был  и  Иуда  и  его  тридцать  сребренников"
Я: "Приглядись  к  Индии. Любимый  сотоварищ, но всегда  себе  на  уме, крайне  сложный  внутренне, и  поэтому  противоречиво-ненадёжный. А  не  таким  ли  был  Иуда, считавший  Христа  по  меньшей  мере  равным  себе - уже  достаточное  основание, чтобы  предать. Вовсе  не  из-за  денег, а  скорее  по  идейным  соображениям. В  этом  смысле  святое  писание  нам  многого  не  договаривает. Попробуй  вникнуть  в  суть  классической  религиозной  философии  индуизма. Сверхчеловеческий  мир  вседозволенного, кипящий  страстями  и  кровью, где  сам  человек  ничто  или  в  лучшем  случае  бессловесная  массовая  жертва"
Он: выходит, что  Иуда - скрытый  индуист, считающий  себя  полубогом?
Я: Почему  же  полу-, и  почему  только  счатающий?
Он: Тогда  всё  ещё  сложнее...  
      

© Copyright: Алексей Баландин, 2025

Регистрационный номер №0536826

от 27 января 2025

[Скрыть] Регистрационный номер 0536826 выдан для произведения: Разговор  с  приятелем-либералом.

Я: "Ну, хорошо, пусть  ты  прав  и  они  нас  экономически  задавят. Что  с  того? Ведь  по  большому  счёту, это  уже  ничего  не  решает
Он: "то  есть  как  ничего  не  решает? Это же  поражение, мать  твою!
Я: "Но  основной  закон  духа, как  раз  и  предполагает  поражение  в  качестве  пути  к  победе. Не  дух, как  таковой  обновляет  мир, а  конкретные  носители  духа, которые, будучи  моментами  целостности, в  своих  попытках  её  обновления  всегда  терпят  поражение."
Он: "То  есть  по  твоему. это  как  бы  месть  неподатливой  реальности, плата  за  вводимые  новшества?.
Я: "Судьба  первопроходца (читай  России)  незавидна, он  может  использовать  мир, но  не  в  состоянии  его  изменить, будучи  крепкими  материальными  узами  связан  с  уже  существующим  порядком  вещей"
Он: "Имеешь  в  виду  место  России  в  глобальном  мировом  порядке?
Я: "В  том  числе  и  это. Россия  должна  сломать  и  победить, обнулить  в  метафизическом  плане  то, чем  по  большей  части  и  является
Он: "Мюнхаузен, вытаскивающий  себя  за  волосы  из  болота. И  ты  считаешь  это  нормальной  и  продуктивной   стратегией?
Я: "А  в  нашей  ситуации  продуктивной  может  быть  только  абсурдная  с  обыкновенной  точки  зрения  стратегия. Зато  эта  стратегия  делает  нас  АБСОЛЮТНО  неуязвимыми. 
Он: "Это  как?"
Я: "Во-первых, тот  кто  доверяется  духу, уже  принебрегает  внешним  успехом, зная, что  может  достичь  цели  изменения  мира  только  в  качестве  функционера  духа. И  совершенно  отказаться  от  залихватских  идей  об  определяющей  роли  чисто  личного  начала. Необходимое  случается, но  люди  не  в  состоянии  облегчить   его  приход, погребая  одни  времена  и  начиная  новые, являясь  при  этом  или  инструментом  или  медиумами. Но  там, где  господствует  приверженность  к  восстановлению  жизни, к  её  возобновлению (отстройка  Мариуполя  и  другие  примеры), история  превращает  свои  катастрофы - революции, войны - в  преобразованную  повседневность"
Он: "По  твоему  любая  глобальная  война  и  революция - лишь  оболочка  каких-то  более  глубоких, духовных  преобразований  в  области  Духа? 
Я: "Да, и  эти  преобразования, заслонённые  военной  и  послевоенной  реальностью  окажутся  видны  далеко  не  сразу. По  Розенштоку-Хюсси  происходит  это  в  соответствии  с  "законом  отсроченной  видимости", по  которому  невидимое (недоступное  органам  чувств)  должно  предшествовать  во  времени  видимому (доступному  органам  чувств),  Свободная, обладающая  творческим  потенциалом  жизнь сперва  всегда  невидима, как  по-настоящему  невидимы  для  своих современников  все  эти  творцы  нового  и  первопроходцы, а  если  и  видимы. то  всегда  в  образе  обречённых  на  поражение  бунтарей  и  неизлечимых  параноиков. Вот  как  сейчас  западный  мир  смотрит  на  Россию. Как  в  своё  время  Голиаф  на  Давида. Видимое, привычное  предсказуемо, а  невидимое, ещё  не  ставшее,  всегда  представляется  чем-то  совершенно  невозможным, и  подлинное  историческое  время - это  цепь  "инкарнаций"  (уже  вроде  бы  навсегда  распятых) происходящих  каждое  в  своё  время. То  что  было  в  своё  время  рискованным  и  явно  преждевременным (первое  пришевствие) наконец  получает  возможность  неизбежной  реализации .
Он: "По  твоему  Россия - тот   самый  первопроходец, агнец, обречённый  на  заклание, но  всё-равно  побеждающий  в  обратно-отзеркаенном  духовном  мире? Уже  победившая.
Я: "Но  даже  в  этом  мире  ещё  всё  не  ясно. А  что  если  время  на  календаре  истории  уже  подошло, что  если  мы  с  тобой  живём  как  раз  во  время  ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕЙСЯ  ИНКОРНАЦИИ, во  время  второго, и  уже  окончательного  пришествия. В   этом  смысле  как-то  по  особому  злободневно  звучит  фраза, обронённая  Мартином  Хайдеггером  в  далёком  1943: "Мы  никогда  не  победим  русских, пока  не  поймём  их  метафизическую  тайну, и  тайна  их  в  том, что  они  являются  землёй  будущего. Русские - это  не  понятая  ни  нами, ни  самими  собой  земля  Будущего".  
      
 
Рейтинг: +2 194 просмотра
Комментарии (3)
Василий Реснянский # 29 января 2025 в 13:20 +1
Интересный диалог
Василий Реснянский # 29 января 2025 в 13:20 +1
Интересный диалог
Алексей Баландин # 8 марта 2025 в 13:37 0
По поводу погибающих, но в результате побеждающих героев. Хорошо это выразил Зомбарт в своём споре с Максом Вебером о первичности личностного начала в истории. По Веберу "капиталистический (инновационный) дух создаётся самим капитализмом, вызревшим внутри протестантизма". По Зомбарту - главное, в этом - душевные предрасположения, унаследованные от предков. То есть существуют "эпохально-инновационные" натуры, которые подразделяются на "предпринимательские" и "мещанские". Первые - отважные авантюристы, вторые - унылые, умеренные и аккуратные клерки, заполняющие своей массой пустоту, образовавшуюся после гибели первых, их предшественников. Просто в переломные эпохи
их совместные действия наиболее успешны. Согласно Зомбарту, "предрасположение" к "инновационному пересмотру традиции" просматривается не только на уровне персоны, но и на уровне этноса, в точном соответствии с теорией этногенеза Льва Гумилёва (описывающего фазу надлома, как переход от акматической фазы к иннерционной).