ГлавнаяПрозаЭссе и статьиИстория и политика → 932-й смешанный авиационный полк.

932-й смешанный авиационный полк.

30 апреля 2018 - Владимир Савончик
article415572.jpg
932-й смешанный авиационный полк.
 
(краткая историческая справка)
 
932-й смешанный авиационный полк переименован 7 июня 1942 года из смешанного авиационного полка 51-й Армии.
 
Нахождение в строю:
 
С 7 июня 1942 года по 29 марта 1943 года (296 дней).
 
В составе действующей армии:
 
С 7 июня 1942 года по 29 марта 1943 года (296 дней). Перечень №12
 
В составе Видов Вооружённых Сил:
 
С 7 июня 1942 года по 29 марта 1943 года – в составе Военно-Воздушных Сил.
 
В составе объединений:
 
С 7 июня 1942 года по 25 июля 1942 года – в составе 51-й Армии Северо-Кавказского Фронта.
С 25 июля 1942 года по 29 июля 1942 года – в составе 51-й Армии Южного Фронта.
С 29 июля 1942 года по 1 августа 1942 года – в составе 51-й Армии Северо-Кавказского Фронта.
С 1 августа 1942 года по 1 сентября 1942 года – в составе 51-й Армии Сталинградского Фронта.
С 1 сентября 1942 года по 30 сентября 1942 года – в составе 51-й Армии Юго-Восточного Фронта.
С 30 сентября 1942 года по 31 декабря 1942 года – в составе 8-й Воздушной Армии Сталинградского Фронта.
С 31 декабря 1942 года по 29 марта 1943 года – в составе 8-й Воздушной Армии Южного Фронта.
 
Командир полка:
 
Капитан (майор) Дадиянц Николай Георгиевич – с 7 июня 1942 года по 29 марта 1943 года. Назначен на должность командира 5-го отдельного санитарного авиационного полка.
 
Военный комиссар полка:
 
Старший политрук (майор) Харитоненков Иван Николаевич – с 7 июня 1942 года по 29 марта 1943 года. Назначен на должность заместителя командира 678-го отдельного транспортного авиационного полка по политической части.
 
Участие в операциях и битвах:
 
Прикрытие побережья Азовского моря на участке Батайск — Азов — Темрюк – с 7 июня 1942 года по середину июня 1942 года.
Оборонительные бои в большой излучине Дона – с июля 1942 года по август 1942 года.
Сталинградская битва – с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года.
Оборона рубежа рубеж Малые Дербеты — озеро Цаца — озеро Барманцак — Сарна – с августа 1942 года по сентябрь 1942 года.
 
Потери:
 
17 июля 1942 года. Бегун Василий Алексеевич. Инженер-капитан. Старший инженер 932-го смешанного авиационного полка. Убит при бомбардировке аэродрома самолетами противника. Похоронен на кладбище юго-западнее станицы Егорлыкская.
17 июля 1942 года. Оболдуев Валентин Васильевич. Старший техник-лейтенант 932-го смешанного авиационного полка. Ранен при бомбардировке аэродрома самолетами противника.
22 июля 1942 года. Ушаков Василий Павлович. Младший лейтенант. Лётчик 932-го смешанного авиационного полка. Сбит в воздушном бою. Похоронен в садике в центре хутора Ново-Калининская Ростовской области.
27 июля 1942 года. Канатов Хазбулат Кайопкович. Младший лейтенант. Лётчик 932-го смешанного авиационного полка. Убыл в командировку в город Грозный, в часть не вернулся. Жив. Впоследствии вернулся в полк.
27 июля 1942 года. Полотов Василий Ефимович. Младший сержант. Мастер по авиационному вооружению 932-го смешанного авиационного полка. Убыл в командировку в город Грозный, в часть не вернулся.
13 августа 1942 года. Денисов Михаил Григорьевич. Техник-лейтенант. Механик звена 932-го смешанного авиационного полка. Отстал от части при перебазировании в селе Ремонтное Ростовской области.
24 августа 1942 года. Киселёв Анатолий Дмитриевич. Младший лейтенант. Лётчик 932-го смешанного авиационного полка (110 боевых вылетов, 1 личная победа). Сбит на самолёте И-16 в районе западной окраины хутора Васильев Сталинградской области. Посмертно награждён орденом Красного Знамени.
25 августа 1942 года. Филатов Владимир Миронович. Старшина. Стрелок-бомбардир 932-го смешанного авиационного полка. Сбит в боевом вылете над территорией противника в районе Цаца Сталинградской области. В часть не вернулся.
30 августа 1942 года. Вишняков Михаил Ефимович. Старший сержант. Механик по кислородному оборудованию 932-го смешанного авиационного полка. Отстал от части в селе Средний Егорлык Ростовской области.
30 августа 1942 года. Димидкин Николай Михайлович. Сержант. Мастер по авиационному вооружению 932-го смешанного авиационного полка. Отстал от части в селе Средний Егорлык Ростовской области.
7 сентября 1942 года. Высоцкий Иван Фёдорович. Красноармеец. Моторист 932-го смешанного авиационного полка. Дезертировал из части из села Харабали Сталинградской области.
16 сентября 1942 года. Сахаров Михаил Иванович. Младший лейтенант. Лётчик 932-го смешанного авиационного полка (более 100 боевых вылетов, 1 личная победа). При выполнении боевого задания погиб при катастрофе самолета. Похоронен на кладбище села Харабали Сталинградской области. Посмертно награждён орденом Красного Знамени.
25 октября 1942 года. Китаев Пётр Александрович. Лейтенант. Командир звена 932-го смешанного авиационного полка (кавалер ордена Красного Знамени, более 100 боевых вылетов). Не вернулся из боевого вылета на самолёте И-16.
25 октября 1942 года. Копейкин Виктор Алексеевич. Лейтенант. Лётчик 932-го смешанного авиационного полка. Не вернулся из боевого вылета на самолёте И-16.
 
СПИСОК ПОТЕРЬ УТОЧНЯЕТСЯ.
 
Воздушные победы:
 
17 июля 1942 года. Тарасов Николай Николаевич. На истребителе И-16 сбил Ju.87 севернее Константиновская.
25 июля 1942 года. Кильговатов Олег Онуфриевич. На истребителе И-16 сбил тараном FW.189 в районе хутора Ивановский.
 
СПИСОК ПОБЕД УТОЧНЯЕТСЯ
 
Награждены орденами СССР:
 
Приказ Командующего Юго-Восточным Фронтом №02/н от 6 сентября 1942 года.
 
Габоев Султан Хатахцкоевич. Лейтенант. Заместитель командира эскадрильи. Орден Красного Знамени.
Кильговатов Олег Онуфриевич. Старшина. Лётчик. Орден Красного Знамени(1)
Богдосаров Гурген Петрович. Старший лейтенант. Командир звена. Орден Красной Звезды.
Семёнов Павел Михайлович. Старшина. Лётчик. Орден Красной Звезды.
 
Приказ Командующего Юго-Восточным Фронтом №010/н от 26 сентября 1942 года.
 
Коровкин Пётр Петрович. Старший лейтенант. Заместитель командира эскадрильи. Орден Красного Знамени(1)
 
Приказ Командующего Юго-Восточным Фронтом №014/н от 29 сентября 1942 года.
 
Киселёв Анатолий Дмитриевич. Младший лейтенант. Лётчик. Орден Красного Знамени. Посмертно.
Китаев Пётр Александрович. Лейтенант. Командир звена. Орден Красного Знамени.
Сахаров Михаил Иванович. Младший лейтенант. Лётчик. Орден Красного Знамени. Посмертно.
Тарасов Николай Николаевич. Старший лейтенант. Штурман эскадрильи. Орден Красного Знамени(1)
Дунцов Николай Дмитриевич. Младший военный техник. Старший авиационный механик звена. Орден Красной Звезды.
 
Приказ Командующего Закавказским Фронтом №029/н от 27 октября 1942 года.
 
Габоев Султан Хатахцкоевич. Лейтенант. Командир звена. Орден Красной Звезды.
Канатов Хазбулат Кайопкович. Младший лейтенант. Лётчик. Орден Красной Звезды.
Путилин Михаил Тихонович. Старший лейтенант. Заместитель командира эскадрильи. Орден Красной Звезды.
 
Приказ Командующего Сталинградским Фронтом №045/н от 4 октября 1942 года.
 
Баскаков Константин Фёдорович. Капитан. Командир эскадрильи. Орден Красной Звезды.
 
Приказ Командующего Сталинградским Фронтом №068/н от 4 ноября 1942 года.
 
Дадиянц Николай Георгиевич. Майор. Командир полка. Орден Красного Знамени.
 
Приказ Командующего Южным Фронтом №063/н от 17 марта 1942 года.
 
Харитоненков Иван Николаевич. Майор. Заместитель командира полка по политической части. Орден Красной Звезды.
 
СПИСОК УТОЧНЯЕТСЯ
 
Вооружение:
 
И-16
По-2(У-2)
 
Дислокация:
 
Егорлыкская
 
МЕСТА ДИСЛОКАЦИИ УТОЧНЯЕТСЯ
 
29 марта 1943 года 932-й смешанный авиационный полк расформирован.
 
Дополнительная информация:
 
Герои Советского Союза проходившие службу в полку:
 
Путилин Михаил Тихонович – с 7 июня 1942 года по 29 марта 1943 года.
 
Лётчики-ассы проходившие службу в полку:
 
Кильговатов Олег Онуфриевич – с 7 июня 1942 года по январь 1943 года. 1 личная победа в составе полка.
Тарасов Николай Николаевич – с 7 июня 1942 года по январь 1943 года.
 
Личный состав полка:
 
Баскаков Константин Фёдорович
Бегун Василий Алексеевич
Богдосаров Гурген Петрович
Вишняков Михаил Ефимович
Высоцкий Иван Фёдорович
Габоев Султан Хатахцкоевич
Гавриков Савелий Леонович
Дадиянц Николай Георгиевич
Денисов Михаил Григорьевич
Димидкин Николай Михайлович
Дунцов Николай Дмитриевич
Канатов Хазбулат Кайопкович
Кильговатов Олег Онуфриевич
Киселёв Анатолий Дмитриевич
Китаев Пётр Александрович
Копейкин Виктор Алексеевич
Корнюшкин Валентин Михайлович
Коровкин Пётр Петрович
Оболдуев Валентин Васильевич
Полотов Василий Ефимович
Путилин Михаил Тихонович
Сахаров Михаил Иванович
Семёнов Павел Михайлович
Тарасов Николай Николаевич
Ушаков Василий Павлович
Филатов Владимир Миронович
Харитоненков Иван Николаевич
 
СПИСОК ЛИЧНОГО СОСТАВА УТОЧНЯЕТСЯ
 
Источники информации:
 
Боевой состав Советской Армии.
«Все истребительные авиаполки Сталина». Владимир Анохин. Михаил Быков. Яуза-пресс. 2014.
«Командармы». Кучково поле. 2006.
«Комкоры» (том 2). Кучково поле. 2006.
«Комдивы» (том 2). Кучково поле. 2014.
 
О замеченных ошибках и неточностях прошу сообщать на адрес major_v@mail.ru
 
Версия от 30 апреля 2018 года.
 
Путилин Михаил Тихонович
 
Родился 15 ноября 1914 года в станционном посёлке Казинка Липецкого уезда Тамбовской губернии Российской империи (ныне одноимённый район в черте города Липецка Российской Федерации) в семье рабочего-железнодорожника Тихона Михайловича и крестьянки Ольги Гавриловны Путилиных. Русский. Окончил неполную среднюю школу и зоотехникум в селе Плеханово Грязинского района Воронежской области. До призыва на военную службу года работал в Воронеже инструктором Воронежского областного земельного управления.
В ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии М. Т. Путилин был призван по спецнабору Воронежским городским военкоматом в сентябре 1935 года. Окончил 11-ю военную школу пилотов в Ворошиловграде в ноябре 1937 года. Военную службу М. Т. Путилин начал в Воронеже пилотом 41-й, с августа 1938 года — 76-й тяжёлой бомбардировочной эскадрильи 76-го отдельного авиационного полка. В феврале 1939 года Михаил Тихонович был переведён в Закавказский военный округ. Служил в 16-м отдельном авиационном полку, 5-й и 16-й санитарных авиационных эскадрильях, пройдя путь от младшего лётчика до заместителя командира авиационной эскадрильи.
В боях с немецко-фашистскими захватчиками старший лейтенант М. Т. Путилин с 20 января 1942 года. Воевал Михаил Тихонович на самолёте У-2. В составе своей эскадрильи зимой 1942 года во время Керченско-Феодосийской операции он свершал вылеты преимущественно на эвакуацию раненых с Керченского полуострова. В марте 1942 года его перевели на должность заместителя командира авиационной эскадрильи 932-го смешанного авиационного полка, входившего в состав ВВС Крымского фронта. Выполняя боевые задачи по эвакуации во фронтовой тыл раненых, обеспечивая связь штаба Крымского фронта с боевыми частями, производя разведку войск противника и уточняя позиции своих наземных войск, старший лейтенант М. Т. Путилин к середине мая 1942 года совершил 58 боевых вылетов, при этом совершив 151 посадку в ближнем войсковом тылу.
После поражения войск Крымского фронта на Керченском полуострове Михаил Тихонович принимал участие в эвакуации командования фронта на Таманский полуостров. С июня 1942 года старший лейтенант М. Т. Путилин участвовал в Битве за Кавказ, обеспечивая связью и разведкой штаб 51-й армии. С июля 1942 года Михаил Тихонович был назначен исполняющим обязанности командира эскадрильи 932-го армейского авиационного смешанного полка. В этой должности с 15 июля 1942 года Михаил Тихонович руководил действиями эскадрильи в Сталинградской битве. За время сражения он совершал боевые вылеты на самые сложные и ответственные задания по разведке войск противника, всегда своевременно доставлял приказы в боевые подразделения. С 1 февраля 1943 года М. Т. Путилин сражался на Южном фронте. В марте 1943 года 932-й смешанный авиационный полк был расформирован, а М. Т. Путилин был переведён на должность командира эскадрильи связи 10-го смешанного авиационного корпуса (с июля 1943 года — 7-й штурмовой авиационный корпус) 8-й воздушной армии. Михаил Тихонович принял участие в Донбасской, Мелитопольской, Никопольско-Криворожской и Крымской операциях. В ходе освобождения Донбасса, при прорыве немецкой линии обороны Миус-фронт, ликвидации немецкого плацдарма на левом берегу Днепра и освобождении Крыма он произвёл 145 ночных боевых вылетов. К апрелю 1944 года на его боевом счету было 195 произведённых вылетов на самолёте У-2. В связи с переформированием смешанного авиакорпуса в штурмовой Михаил Тихонович освоил штурмовик Ил-2. В апреле 1944 года капитан М. Т. Путилин принял под командование 1-ю эскадрилью 74-го гвардейского штурмового полка 1-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии.
Боевую работу в качестве лётчика-штурмовика гвардии капитан М. Т. Путилин начал на 3-м Белорусском фронте, куда 1-я гвардейская ШАД была переброшена в мае 1944 года. Уже в первые дни Витебско-Оршанской операции в составе групп штурмовиков Михаил Тихонович совершил 10 успешных боевых вылетов на штурмовку переднего края обороны противника и его военной инфраструктуры. Быстро освоив тактические приёмы ведения штурмовок, он начиная с конца июля 1944 года сам водил группы от четырёх до шести Ил-2 на штурмовки артиллерийских позиций и опорных пунктов немецкой обороны в ходе Вильнюсской, Каунасской и Мемельской операций, отражал контрудары немецко-фашистских войск и обеспечивал продвижение своих наземных частей к границам Восточной Пруссии. К 20 октября 1944 года на боевом счету гвардии капитана М. Т. Путилина значилось 36 успешных боевых вылетов на Ил-2. Особенно Михаил Тихонович отличился в боях в Восточной Пруссии. В ходе Гумбиннен-Гольдапской операции штурмовые удары эскадрильи Путилина неоднократно позволяли наземным частям вклиниваться в сильно укреплённую оборону противника на различных участках фронта. В этот период Михаилу Тихоновичу было присвоено звание гвардии майора.
13 января 1945 года войска 1-го Прибалтийского, 2-го и 3-го Белорусских фронтов начали решительное наступление в рамках Восточно-Прусской операции. Из-за плохих погодных условий наземным войскам приходилось прорывать вражескую оборону без поддержки штурмовой авиации. 14 января 1945 года противник крупными силами перешёл в контратаку в районе населённого пункта Тутшен. Несмотря на нелётную погоду Михаил Тихонович поднял 4 Ил-2 в воздух и лично повёл их на штурмовку немецких войск. Группа сделала 8 заходов на цель и вынудила немцев отступить с большими потерями. Лично гвардии майор Путилин в ходе боя уничтожил 1 вражеский танк и 2 автомашины с пехотой. В ходе дальнейшего наступления лётчики эскадрильи Путилина осуществляли воздушное прикрытие подразделений 2-го танкового корпуса, действовавших в тылу и на фланге немецких войск. Только 18 января 1945 года Михаил Тихонович трижды водил шестёрки Ил-2 на штурмовку узлов сопротивления неприятеля, препятствовавших продвижению танкистов к Кёнигсбергу. В конце марта 1945 года эскадрилья гвардии майора М. Т. Путилина участвовала в ликвидации окружённой юго-западнее Кёнигсберга группировки немецко-фашистских войск. Во время Кёнигсбергской операции эскадрилье Путилина была поставлена задача по уничтожению долговременных оборонительных сооружений немцев в Кёнигсберге и подавлению узлов сопротивления неприятеля в городе. В период штурма столицы Восточной Пруссии гвардии майор Путилин лично уничтожил 3 танка, 1 самоходную артиллерийскую установку и 7 автомашин с войсками и грузами, подавил огонь артиллерийской и зенитной батарей, истребил до 70 солдат и офицеров вермахта. После взятия Кёнигсберга Михаил Тихонович руководил действиями эскадрильи во время ликвидации Земландской группировки противника и несколько раз лично водил группы самолётов на штурмовку немецких укреплений на Земландском полуострове.
Всего к середине апреля 1945 года М. Т. Путилин произвёл 301 боевой вылет, в том числе 195 вылетов на У-2 и 106 вылетов на Ил-2. За период с июня 1944 года по апрель 1945 года он 80 раз водил группы Ил-2 на штурмовки скоплений войск противника, его переднего края и военной инфраструктуры. Под его командованием эскадрилья произвела 613 боевых самолётовылетов, уничтожив и повредив 79 вражеских танков, 415 автомашин, 25 бронетранспортёров, 56 железнодорожных вагонов, 10 паровозов, 121 подводу с военным имуществом, 36 артиллерийских и 39 зенитных батарей. Лётчиками эскадрильи взорвано 14 складов с боеприпасами и 3 склада с топливом, разрушено и сожжено 69 строений, превращённых немцами в опорные пункты обороны, создано на территории противника 116 крупных очагов пожара, в воздушных боях сбито 2 немецких самолёта. Потери неприятеля в живой силе от действий эскадрильи составили до 1500 человек. Большое внимание Михаил Тихонович уделял обучению лётного состава технике пилотирования, тактике нанесения штурмовых ударов и ведения воздушного боя. Он лично вёл занятия по тактике и штурманской подготовке. Результатом учебно-боевой работы стали низкие потери эскадрильи во время боевых действий. Ведомые лично гвардии майором М. Т. Путилиным группы штурмовиков восемь раз вступали в бой с истребителями противника и за счёт правильной организации боя потерь не имели. Другие группы эскадрильи потеряли 3 самолёта, 1 лётчика и 1 воздушного стрелка. Ещё один экипаж погиб в авиакатастрофе при выполнении учебно-тренировочного полёта. Лично гвардии майор М. Т. Путилин за 106 боевых вылетов на Ил-2 уничтожил 20 танков, 60 автомашин, 7 бронетранспортёров, 3 паровоза, 18 железнодорожных вагонов, 12 артиллерийских и 13 зенитных батарей, 3 склада с боеприпасами и 4 склада с горючим, 12 подвод с военным имуществом, 1 баржу, 3 моста, 5 самолётов на аэродромах и до 600 немецких солдат и офицеров. 16 апреля 1945 года командир 74-го гвардейского штурмового авиационного полка гвардии майор М. И. Смильский представил гвардии майора М. Т. Путилина к званию Героя Советского Союза. Указ Президиума Верховного Совета СССР был подписан уже после окончания Великой Отечественной войны 29 июня 1945 года.
Последние боевые вылеты во время войны Михаил Тихонович совершил на штурмовку долговременных укреплений противника в порту города Пиллау. Благодаря эффективным штурмовым ударам шестёрок штурмовиков под командованием гвардии майора Путилина наземные войска овладели Северным и Восточным фортами. Всего за время участия в боевых действиях М. Т. Путилин совершил 312 боевых вылетов. Его эскадрилья до 5 мая 1945 года вела боевую работу по ликвидации немецких отрядов на косе Фрише-Нерунг.
После войны М. Т. Путилин продолжал службу в военно-воздушных силах СССР до 1956 года. В запас он уволился в звании подполковника с должности штурмана авиационного полка. Жил в городе Воронеже. Умер Михаил Тихонович 4 января 1985 года. Похоронен на Юго-Западном кладбище города.

© Copyright: Владимир Савончик, 2018

Регистрационный номер №0415572

от 30 апреля 2018

[Скрыть] Регистрационный номер 0415572 выдан для произведения: 932-й смешанный авиационный полк.
 
(краткая историческая справка)
 
932-й смешанный авиационный полк переименован 7 июня 1942 года из смешанного авиационного полка 51-й Армии.
 
Нахождение в строю:
 
С 7 июня 1942 года по 29 марта 1943 года (296 дней).
 
В составе действующей армии:
 
С 7 июня 1942 года по 29 марта 1943 года (296 дней). Перечень №12
 
В составе Видов Вооружённых Сил:
 
С 7 июня 1942 года по 29 марта 1943 года – в составе Военно-Воздушных Сил.
 
В составе объединений:
 
С 7 июня 1942 года по 25 июля 1942 года – в составе 51-й Армии Северо-Кавказского Фронта.
С 25 июля 1942 года по 29 июля 1942 года – в составе 51-й Армии Южного Фронта.
С 29 июля 1942 года по 1 августа 1942 года – в составе 51-й Армии Северо-Кавказского Фронта.
С 1 августа 1942 года по 1 сентября 1942 года – в составе 51-й Армии Сталинградского Фронта.
С 1 сентября 1942 года по 30 сентября 1942 года – в составе 51-й Армии Юго-Восточного Фронта.
С 30 сентября 1942 года по 31 декабря 1942 года – в составе 8-й Воздушной Армии Сталинградского Фронта.
С 31 декабря 1942 года по 29 марта 1943 года – в составе 8-й Воздушной Армии Южного Фронта.
 
Командир полка:
 
Капитан (майор) Дадиянц Николай Георгиевич – с 7 июня 1942 года по 29 марта 1943 года. Назначен на должность командира 5-го отдельного санитарного авиационного полка.
 
Военный комиссар полка:
 
Старший политрук (майор) Харитоненков Иван Николаевич – с 7 июня 1942 года по 29 марта 1943 года. Назначен на должность заместителя командира 678-го отдельного транспортного авиационного полка по политической части.
 
Участие в операциях и битвах:
 
Прикрытие побережья Азовского моря на участке Батайск — Азов — Темрюк – с 7 июня 1942 года по середину июня 1942 года.
Оборонительные бои в большой излучине Дона – с июля 1942 года по август 1942 года.
Сталинградская битва – с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года.
Оборона рубежа рубеж Малые Дербеты — озеро Цаца — озеро Барманцак — Сарна – с августа 1942 года по сентябрь 1942 года.
 
Потери:
 
17 июля 1942 года. Бегун Василий Алексеевич. Инженер-капитан. Старший инженер 932-го смешанного авиационного полка. Убит при бомбардировке аэродрома самолетами противника. Похоронен на кладбище юго-западнее станицы Егорлыкская.
17 июля 1942 года. Оболдуев Валентин Васильевич. Старший техник-лейтенант 932-го смешанного авиационного полка. Ранен при бомбардировке аэродрома самолетами противника.
22 июля 1942 года. Ушаков Василий Павлович. Младший лейтенант. Лётчик 932-го смешанного авиационного полка. Сбит в воздушном бою. Похоронен в садике в центре хутора Ново-Калининская Ростовской области.
27 июля 1942 года. Канатов Хазбулат Кайопкович. Младший лейтенант. Лётчик 932-го смешанного авиационного полка. Убыл в командировку в город Грозный, в часть не вернулся. Жив. Впоследствии вернулся в полк.
27 июля 1942 года. Полотов Василий Ефимович. Младший сержант. Мастер по авиационному вооружению 932-го смешанного авиационного полка. Убыл в командировку в город Грозный, в часть не вернулся.
13 августа 1942 года. Денисов Михаил Григорьевич. Техник-лейтенант. Механик звена 932-го смешанного авиационного полка. Отстал от части при перебазировании в селе Ремонтное Ростовской области.
24 августа 1942 года. Киселёв Анатолий Дмитриевич. Младший лейтенант. Лётчик 932-го смешанного авиационного полка (110 боевых вылетов, 1 личная победа). Сбит на самолёте И-16 в районе западной окраины хутора Васильев Сталинградской области. Посмертно награждён орденом Красного Знамени.
25 августа 1942 года. Филатов Владимир Миронович. Старшина. Стрелок-бомбардир 932-го смешанного авиационного полка. Сбит в боевом вылете над территорией противника в районе Цаца Сталинградской области. В часть не вернулся.
30 августа 1942 года. Вишняков Михаил Ефимович. Старший сержант. Механик по кислородному оборудованию 932-го смешанного авиационного полка. Отстал от части в селе Средний Егорлык Ростовской области.
30 августа 1942 года. Димидкин Николай Михайлович. Сержант. Мастер по авиационному вооружению 932-го смешанного авиационного полка. Отстал от части в селе Средний Егорлык Ростовской области.
7 сентября 1942 года. Высоцкий Иван Фёдорович. Красноармеец. Моторист 932-го смешанного авиационного полка. Дезертировал из части из села Харабали Сталинградской области.
16 сентября 1942 года. Сахаров Михаил Иванович. Младший лейтенант. Лётчик 932-го смешанного авиационного полка (более 100 боевых вылетов, 1 личная победа). При выполнении боевого задания погиб при катастрофе самолета. Похоронен на кладбище села Харабали Сталинградской области. Посмертно награждён орденом Красного Знамени.
25 октября 1942 года. Китаев Пётр Александрович. Лейтенант. Командир звена 932-го смешанного авиационного полка (кавалер ордена Красного Знамени, более 100 боевых вылетов). Не вернулся из боевого вылета на самолёте И-16.
25 октября 1942 года. Копейкин Виктор Алексеевич. Лейтенант. Лётчик 932-го смешанного авиационного полка. Не вернулся из боевого вылета на самолёте И-16.
 
СПИСОК ПОТЕРЬ УТОЧНЯЕТСЯ.
 
Воздушные победы:
 
17 июля 1942 года. Тарасов Николай Николаевич. На истребителе И-16 сбил Ju.87 севернее Константиновская.
25 июля 1942 года. Кильговатов Олег Онуфриевич. На истребителе И-16 сбил тараном FW.189 в районе хутора Ивановский.
 
СПИСОК ПОБЕД УТОЧНЯЕТСЯ
 
Награждены орденами СССР:
 
Приказ Командующего Юго-Восточным Фронтом №02/н от 6 сентября 1942 года.
 
Габоев Султан Хатахцкоевич. Лейтенант. Заместитель командира эскадрильи. Орден Красного Знамени.
Кильговатов Олег Онуфриевич. Старшина. Лётчик. Орден Красного Знамени(1)
Богдосаров Гурген Петрович. Старший лейтенант. Командир звена. Орден Красной Звезды.
Семёнов Павел Михайлович. Старшина. Лётчик. Орден Красной Звезды.
 
Приказ Командующего Юго-Восточным Фронтом №010/н от 26 сентября 1942 года.
 
Коровкин Пётр Петрович. Старший лейтенант. Заместитель командира эскадрильи. Орден Красного Знамени(1)
 
Приказ Командующего Юго-Восточным Фронтом №014/н от 29 сентября 1942 года.
 
Киселёв Анатолий Дмитриевич. Младший лейтенант. Лётчик. Орден Красного Знамени. Посмертно.
Китаев Пётр Александрович. Лейтенант. Командир звена. Орден Красного Знамени.
Сахаров Михаил Иванович. Младший лейтенант. Лётчик. Орден Красного Знамени. Посмертно.
Тарасов Николай Николаевич. Старший лейтенант. Штурман эскадрильи. Орден Красного Знамени(1)
Дунцов Николай Дмитриевич. Младший военный техник. Старший авиационный механик звена. Орден Красной Звезды.
 
Приказ Командующего Закавказским Фронтом №029/н от 27 октября 1942 года.
 
Габоев Султан Хатахцкоевич. Лейтенант. Командир звена. Орден Красной Звезды.
Канатов Хазбулат Кайопкович. Младший лейтенант. Лётчик. Орден Красной Звезды.
Путилин Михаил Тихонович. Старший лейтенант. Заместитель командира эскадрильи. Орден Красной Звезды.
 
Приказ Командующего Сталинградским Фронтом №045/н от 4 октября 1942 года.
 
Баскаков Константин Фёдорович. Капитан. Командир эскадрильи. Орден Красной Звезды.
 
Приказ Командующего Сталинградским Фронтом №068/н от 4 ноября 1942 года.
 
Дадиянц Николай Георгиевич. Майор. Командир полка. Орден Красного Знамени.
 
Приказ Командующего Южным Фронтом №063/н от 17 марта 1942 года.
 
Харитоненков Иван Николаевич. Майор. Заместитель командира полка по политической части. Орден Красной Звезды.
 
СПИСОК УТОЧНЯЕТСЯ
 
Вооружение:
 
И-16
По-2(У-2)
 
Дислокация:
 
Егорлыкская
 
МЕСТА ДИСЛОКАЦИИ УТОЧНЯЕТСЯ
 
29 марта 1943 года 932-й смешанный авиационный полк расформирован.
 
Дополнительная информация:
 
Герои Советского Союза проходившие службу в полку:
 
Путилин Михаил Тихонович – с 7 июня 1942 года по 29 марта 1943 года.
 
Лётчики-ассы проходившие службу в полку:
 
Кильговатов Олег Онуфриевич – с 7 июня 1942 года по январь 1943 года. 1 личная победа в составе полка.
Тарасов Николай Николаевич – с 7 июня 1942 года по январь 1943 года.
 
Источники информации:
 
http://www.allaces.ru
http://www.warheroes.ru
http://soviet-aces-1936-53.ru
Боевой состав Советской Армии.
«Все истребительные авиаполки Сталина». Владимир Анохин. Михаил Быков. Яуза-пресс. 2014.
«Командармы». Кучково поле. 2006.
«Комкоры» (том 2). Кучково поле. 2006.
«Комдивы» (том 2). Кучково поле. 2014.
 
О замеченных ошибках и неточностях прошу сообщать на адрес major_v@mail.ru
 
Версия от 30 апреля 2018 года.
 
Путилин Михаил Тихонович
 
Родился 15 ноября 1914 года в станционном посёлке Казинка Липецкого уезда Тамбовской губернии Российской империи (ныне одноимённый район в черте города Липецка Российской Федерации) в семье рабочего-железнодорожника Тихона Михайловича и крестьянки Ольги Гавриловны Путилиных. Русский. Окончил неполную среднюю школу и зоотехникум в селе Плеханово Грязинского района Воронежской области. До призыва на военную службу года работал в Воронеже инструктором Воронежского областного земельного управления.
В ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии М. Т. Путилин был призван по спецнабору Воронежским городским военкоматом в сентябре 1935 года. Окончил 11-ю военную школу пилотов в Ворошиловграде в ноябре 1937 года. Военную службу М. Т. Путилин начал в Воронеже пилотом 41-й, с августа 1938 года — 76-й тяжёлой бомбардировочной эскадрильи 76-го отдельного авиационного полка. В феврале 1939 года Михаил Тихонович был переведён в Закавказский военный округ. Служил в 16-м отдельном авиационном полку, 5-й и 16-й санитарных авиационных эскадрильях, пройдя путь от младшего лётчика до заместителя командира авиационной эскадрильи.
В боях с немецко-фашистскими захватчиками старший лейтенант М. Т. Путилин с 20 января 1942 года. Воевал Михаил Тихонович на самолёте У-2. В составе своей эскадрильи зимой 1942 года во время Керченско-Феодосийской операции он свершал вылеты преимущественно на эвакуацию раненых с Керченского полуострова. В марте 1942 года его перевели на должность заместителя командира авиационной эскадрильи 932-го смешанного авиационного полка, входившего в состав ВВС Крымского фронта. Выполняя боевые задачи по эвакуации во фронтовой тыл раненых, обеспечивая связь штаба Крымского фронта с боевыми частями, производя разведку войск противника и уточняя позиции своих наземных войск, старший лейтенант М. Т. Путилин к середине мая 1942 года совершил 58 боевых вылетов, при этом совершив 151 посадку в ближнем войсковом тылу.
После поражения войск Крымского фронта на Керченском полуострове Михаил Тихонович принимал участие в эвакуации командования фронта на Таманский полуостров. С июня 1942 года старший лейтенант М. Т. Путилин участвовал в Битве за Кавказ, обеспечивая связью и разведкой штаб 51-й армии. С июля 1942 года Михаил Тихонович был назначен исполняющим обязанности командира эскадрильи 932-го армейского авиационного смешанного полка. В этой должности с 15 июля 1942 года Михаил Тихонович руководил действиями эскадрильи в Сталинградской битве. За время сражения он совершал боевые вылеты на самые сложные и ответственные задания по разведке войск противника, всегда своевременно доставлял приказы в боевые подразделения. С 1 февраля 1943 года М. Т. Путилин сражался на Южном фронте. В марте 1943 года 932-й смешанный авиационный полк был расформирован, а М. Т. Путилин был переведён на должность командира эскадрильи связи 10-го смешанного авиационного корпуса (с июля 1943 года — 7-й штурмовой авиационный корпус) 8-й воздушной армии. Михаил Тихонович принял участие в Донбасской, Мелитопольской, Никопольско-Криворожской и Крымской операциях. В ходе освобождения Донбасса, при прорыве немецкой линии обороны Миус-фронт, ликвидации немецкого плацдарма на левом берегу Днепра и освобождении Крыма он произвёл 145 ночных боевых вылетов. К апрелю 1944 года на его боевом счету было 195 произведённых вылетов на самолёте У-2. В связи с переформированием смешанного авиакорпуса в штурмовой Михаил Тихонович освоил штурмовик Ил-2. В апреле 1944 года капитан М. Т. Путилин принял под командование 1-ю эскадрилью 74-го гвардейского штурмового полка 1-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии.
Боевую работу в качестве лётчика-штурмовика гвардии капитан М. Т. Путилин начал на 3-м Белорусском фронте, куда 1-я гвардейская ШАД была переброшена в мае 1944 года. Уже в первые дни Витебско-Оршанской операции в составе групп штурмовиков Михаил Тихонович совершил 10 успешных боевых вылетов на штурмовку переднего края обороны противника и его военной инфраструктуры. Быстро освоив тактические приёмы ведения штурмовок, он начиная с конца июля 1944 года сам водил группы от четырёх до шести Ил-2 на штурмовки артиллерийских позиций и опорных пунктов немецкой обороны в ходе Вильнюсской, Каунасской и Мемельской операций, отражал контрудары немецко-фашистских войск и обеспечивал продвижение своих наземных частей к границам Восточной Пруссии. К 20 октября 1944 года на боевом счету гвардии капитана М. Т. Путилина значилось 36 успешных боевых вылетов на Ил-2. Особенно Михаил Тихонович отличился в боях в Восточной Пруссии. В ходе Гумбиннен-Гольдапской операции штурмовые удары эскадрильи Путилина неоднократно позволяли наземным частям вклиниваться в сильно укреплённую оборону противника на различных участках фронта. В этот период Михаилу Тихоновичу было присвоено звание гвардии майора.
13 января 1945 года войска 1-го Прибалтийского, 2-го и 3-го Белорусских фронтов начали решительное наступление в рамках Восточно-Прусской операции. Из-за плохих погодных условий наземным войскам приходилось прорывать вражескую оборону без поддержки штурмовой авиации. 14 января 1945 года противник крупными силами перешёл в контратаку в районе населённого пункта Тутшен. Несмотря на нелётную погоду Михаил Тихонович поднял 4 Ил-2 в воздух и лично повёл их на штурмовку немецких войск. Группа сделала 8 заходов на цель и вынудила немцев отступить с большими потерями. Лично гвардии майор Путилин в ходе боя уничтожил 1 вражеский танк и 2 автомашины с пехотой. В ходе дальнейшего наступления лётчики эскадрильи Путилина осуществляли воздушное прикрытие подразделений 2-го танкового корпуса, действовавших в тылу и на фланге немецких войск. Только 18 января 1945 года Михаил Тихонович трижды водил шестёрки Ил-2 на штурмовку узлов сопротивления неприятеля, препятствовавших продвижению танкистов к Кёнигсбергу. В конце марта 1945 года эскадрилья гвардии майора М. Т. Путилина участвовала в ликвидации окружённой юго-западнее Кёнигсберга группировки немецко-фашистских войск. Во время Кёнигсбергской операции эскадрилье Путилина была поставлена задача по уничтожению долговременных оборонительных сооружений немцев в Кёнигсберге и подавлению узлов сопротивления неприятеля в городе. В период штурма столицы Восточной Пруссии гвардии майор Путилин лично уничтожил 3 танка, 1 самоходную артиллерийскую установку и 7 автомашин с войсками и грузами, подавил огонь артиллерийской и зенитной батарей, истребил до 70 солдат и офицеров вермахта. После взятия Кёнигсберга Михаил Тихонович руководил действиями эскадрильи во время ликвидации Земландской группировки противника и несколько раз лично водил группы самолётов на штурмовку немецких укреплений на Земландском полуострове.
Всего к середине апреля 1945 года М. Т. Путилин произвёл 301 боевой вылет, в том числе 195 вылетов на У-2 и 106 вылетов на Ил-2. За период с июня 1944 года по апрель 1945 года он 80 раз водил группы Ил-2 на штурмовки скоплений войск противника, его переднего края и военной инфраструктуры. Под его командованием эскадрилья произвела 613 боевых самолётовылетов, уничтожив и повредив 79 вражеских танков, 415 автомашин, 25 бронетранспортёров, 56 железнодорожных вагонов, 10 паровозов, 121 подводу с военным имуществом, 36 артиллерийских и 39 зенитных батарей. Лётчиками эскадрильи взорвано 14 складов с боеприпасами и 3 склада с топливом, разрушено и сожжено 69 строений, превращённых немцами в опорные пункты обороны, создано на территории противника 116 крупных очагов пожара, в воздушных боях сбито 2 немецких самолёта. Потери неприятеля в живой силе от действий эскадрильи составили до 1500 человек. Большое внимание Михаил Тихонович уделял обучению лётного состава технике пилотирования, тактике нанесения штурмовых ударов и ведения воздушного боя. Он лично вёл занятия по тактике и штурманской подготовке. Результатом учебно-боевой работы стали низкие потери эскадрильи во время боевых действий. Ведомые лично гвардии майором М. Т. Путилиным группы штурмовиков восемь раз вступали в бой с истребителями противника и за счёт правильной организации боя потерь не имели. Другие группы эскадрильи потеряли 3 самолёта, 1 лётчика и 1 воздушного стрелка. Ещё один экипаж погиб в авиакатастрофе при выполнении учебно-тренировочного полёта. Лично гвардии майор М. Т. Путилин за 106 боевых вылетов на Ил-2 уничтожил 20 танков, 60 автомашин, 7 бронетранспортёров, 3 паровоза, 18 железнодорожных вагонов, 12 артиллерийских и 13 зенитных батарей, 3 склада с боеприпасами и 4 склада с горючим, 12 подвод с военным имуществом, 1 баржу, 3 моста, 5 самолётов на аэродромах и до 600 немецких солдат и офицеров. 16 апреля 1945 года командир 74-го гвардейского штурмового авиационного полка гвардии майор М. И. Смильский представил гвардии майора М. Т. Путилина к званию Героя Советского Союза. Указ Президиума Верховного Совета СССР был подписан уже после окончания Великой Отечественной войны 29 июня 1945 года.
Последние боевые вылеты во время войны Михаил Тихонович совершил на штурмовку долговременных укреплений противника в порту города Пиллау. Благодаря эффективным штурмовым ударам шестёрок штурмовиков под командованием гвардии майора Путилина наземные войска овладели Северным и Восточным фортами. Всего за время участия в боевых действиях М. Т. Путилин совершил 312 боевых вылетов. Его эскадрилья до 5 мая 1945 года вела боевую работу по ликвидации немецких отрядов на косе Фрише-Нерунг.
После войны М. Т. Путилин продолжал службу в военно-воздушных силах СССР до 1956 года. В запас он уволился в звании подполковника с должности штурмана авиационного полка. Жил в городе Воронеже. Умер Михаил Тихонович 4 января 1985 года. Похоронен на Юго-Западном кладбище города.
 
Рейтинг: 0 602 просмотра
Комментарии (1)
Владимир Савончик # 30 апреля 2018 в 18:34 0

Путилин Михаил Тихонович

Родился 15 ноября 1914 года в станционном посёлке Казинка Липецкого уезда Тамбовской губернии Российской империи (ныне одноимённый район в черте города Липецка Российской Федерации) в семье рабочего-железнодорожника Тихона Михайловича и крестьянки Ольги Гавриловны Путилиных. Русский. Окончил неполную среднюю школу и зоотехникум в селе Плеханово Грязинского района Воронежской области. До призыва на военную службу года работал в Воронеже инструктором Воронежского областного земельного управления.
В ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии М. Т. Путилин был призван по спецнабору Воронежским городским военкоматом в сентябре 1935 года. Окончил 11-ю военную школу пилотов в Ворошиловграде в ноябре 1937 года. Военную службу М. Т. Путилин начал в Воронеже пилотом 41-й, с августа 1938 года — 76-й тяжёлой бомбардировочной эскадрильи 76-го отдельного авиационного полка. В феврале 1939 года Михаил Тихонович был переведён в Закавказский военный округ. Служил в 16-м отдельном авиационном полку, 5-й и 16-й санитарных авиационных эскадрильях, пройдя путь от младшего лётчика до заместителя командира авиационной эскадрильи.
В боях с немецко-фашистскими захватчиками старший лейтенант М. Т. Путилин с 20 января 1942 года. Воевал Михаил Тихонович на самолёте У-2. В составе своей эскадрильи зимой 1942 года во время Керченско-Феодосийской операции он свершал вылеты преимущественно на эвакуацию раненых с Керченского полуострова. В марте 1942 года его перевели на должность заместителя командира авиационной эскадрильи 932-го смешанного авиационного полка, входившего в состав ВВС Крымского фронта. Выполняя боевые задачи по эвакуации во фронтовой тыл раненых, обеспечивая связь штаба Крымского фронта с боевыми частями, производя разведку войск противника и уточняя позиции своих наземных войск, старший лейтенант М. Т. Путилин к середине мая 1942 года совершил 58 боевых вылетов, при этом совершив 151 посадку в ближнем войсковом тылу.
После поражения войск Крымского фронта на Керченском полуострове Михаил Тихонович принимал участие в эвакуации командования фронта на Таманский полуостров. С июня 1942 года старший лейтенант М. Т. Путилин участвовал в Битве за Кавказ, обеспечивая связью и разведкой штаб 51-й армии. С июля 1942 года Михаил Тихонович был назначен исполняющим обязанности командира эскадрильи 932-го армейского авиационного смешанного полка. В этой должности с 15 июля 1942 года Михаил Тихонович руководил действиями эскадрильи в Сталинградской битве. За время сражения он совершал боевые вылеты на самые сложные и ответственные задания по разведке войск противника, всегда своевременно доставлял приказы в боевые подразделения. С 1 февраля 1943 года М. Т. Путилин сражался на Южном фронте. В марте 1943 года 932-й смешанный авиационный полк был расформирован, а М. Т. Путилин был переведён на должность командира эскадрильи связи 10-го смешанного авиационного корпуса (с июля 1943 года — 7-й штурмовой авиационный корпус) 8-й воздушной армии. Михаил Тихонович принял участие в Донбасской, Мелитопольской, Никопольско-Криворожской и Крымской операциях. В ходе освобождения Донбасса, при прорыве немецкой линии обороны Миус-фронт, ликвидации немецкого плацдарма на левом берегу Днепра и освобождении Крыма он произвёл 145 ночных боевых вылетов. К апрелю 1944 года на его боевом счету было 195 произведённых вылетов на самолёте У-2. В связи с переформированием смешанного авиакорпуса в штурмовой Михаил Тихонович освоил штурмовик Ил-2. В апреле 1944 года капитан М. Т. Путилин принял под командование 1-ю эскадрилью 74-го гвардейского штурмового полка 1-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии.
Боевую работу в качестве лётчика-штурмовика гвардии капитан М. Т. Путилин начал на 3-м Белорусском фронте, куда 1-я гвардейская ШАД была переброшена в мае 1944 года. Уже в первые дни Витебско-Оршанской операции в составе групп штурмовиков Михаил Тихонович совершил 10 успешных боевых вылетов на штурмовку переднего края обороны противника и его военной инфраструктуры. Быстро освоив тактические приёмы ведения штурмовок, он начиная с конца июля 1944 года сам водил группы от четырёх до шести Ил-2 на штурмовки артиллерийских позиций и опорных пунктов немецкой обороны в ходе Вильнюсской, Каунасской и Мемельской операций, отражал контрудары немецко-фашистских войск и обеспечивал продвижение своих наземных частей к границам Восточной Пруссии. К 20 октября 1944 года на боевом счету гвардии капитана М. Т. Путилина значилось 36 успешных боевых вылетов на Ил-2. Особенно Михаил Тихонович отличился в боях в Восточной Пруссии. В ходе Гумбиннен-Гольдапской операции штурмовые удары эскадрильи Путилина неоднократно позволяли наземным частям вклиниваться в сильно укреплённую оборону противника на различных участках фронта. В этот период Михаилу Тихоновичу было присвоено звание гвардии майора.
13 января 1945 года войска 1-го Прибалтийского, 2-го и 3-го Белорусских фронтов начали решительное наступление в рамках Восточно-Прусской операции. Из-за плохих погодных условий наземным войскам приходилось прорывать вражескую оборону без поддержки штурмовой авиации. 14 января 1945 года противник крупными силами перешёл в контратаку в районе населённого пункта Тутшен. Несмотря на нелётную погоду Михаил Тихонович поднял 4 Ил-2 в воздух и лично повёл их на штурмовку немецких войск. Группа сделала 8 заходов на цель и вынудила немцев отступить с большими потерями. Лично гвардии майор Путилин в ходе боя уничтожил 1 вражеский танк и 2 автомашины с пехотой. В ходе дальнейшего наступления лётчики эскадрильи Путилина осуществляли воздушное прикрытие подразделений 2-го танкового корпуса, действовавших в тылу и на фланге немецких войск. Только 18 января 1945 года Михаил Тихонович трижды водил шестёрки Ил-2 на штурмовку узлов сопротивления неприятеля, препятствовавших продвижению танкистов к Кёнигсбергу. В конце марта 1945 года эскадрилья гвардии майора М. Т. Путилина участвовала в ликвидации окружённой юго-западнее Кёнигсберга группировки немецко-фашистских войск. Во время Кёнигсбергской операции эскадрилье Путилина была поставлена задача по уничтожению долговременных оборонительных сооружений немцев в Кёнигсберге и подавлению узлов сопротивления неприятеля в городе. В период штурма столицы Восточной Пруссии гвардии майор Путилин лично уничтожил 3 танка, 1 самоходную артиллерийскую установку и 7 автомашин с войсками и грузами, подавил огонь артиллерийской и зенитной батарей, истребил до 70 солдат и офицеров вермахта. После взятия Кёнигсберга Михаил Тихонович руководил действиями эскадрильи во время ликвидации Земландской группировки противника и несколько раз лично водил группы самолётов на штурмовку немецких укреплений на Земландском полуострове.
Всего к середине апреля 1945 года М. Т. Путилин произвёл 301 боевой вылет, в том числе 195 вылетов на У-2 и 106 вылетов на Ил-2. За период с июня 1944 года по апрель 1945 года он 80 раз водил группы Ил-2 на штурмовки скоплений войск противника, его переднего края и военной инфраструктуры. Под его командованием эскадрилья произвела 613 боевых самолётовылетов, уничтожив и повредив 79 вражеских танков, 415 автомашин, 25 бронетранспортёров, 56 железнодорожных вагонов, 10 паровозов, 121 подводу с военным имуществом, 36 артиллерийских и 39 зенитных батарей. Лётчиками эскадрильи взорвано 14 складов с боеприпасами и 3 склада с топливом, разрушено и сожжено 69 строений, превращённых немцами в опорные пункты обороны, создано на территории противника 116 крупных очагов пожара, в воздушных боях сбито 2 немецких самолёта. Потери неприятеля в живой силе от действий эскадрильи составили до 1500 человек. Большое внимание Михаил Тихонович уделял обучению лётного состава технике пилотирования, тактике нанесения штурмовых ударов и ведения воздушного боя. Он лично вёл занятия по тактике и штурманской подготовке. Результатом учебно-боевой работы стали низкие потери эскадрильи во время боевых действий. Ведомые лично гвардии майором М. Т. Путилиным группы штурмовиков восемь раз вступали в бой с истребителями противника и за счёт правильной организации боя потерь не имели. Другие группы эскадрильи потеряли 3 самолёта, 1 лётчика и 1 воздушного стрелка. Ещё один экипаж погиб в авиакатастрофе при выполнении учебно-тренировочного полёта. Лично гвардии майор М. Т. Путилин за 106 боевых вылетов на Ил-2 уничтожил 20 танков, 60 автомашин, 7 бронетранспортёров, 3 паровоза, 18 железнодорожных вагонов, 12 артиллерийских и 13 зенитных батарей, 3 склада с боеприпасами и 4 склада с горючим, 12 подвод с военным имуществом, 1 баржу, 3 моста, 5 самолётов на аэродромах и до 600 немецких солдат и офицеров. 16 апреля 1945 года командир 74-го гвардейского штурмового авиационного полка гвардии майор М. И. Смильский представил гвардии майора М. Т. Путилина к званию Героя Советского Союза. Указ Президиума Верховного Совета СССР был подписан уже после окончания Великой Отечественной войны 29 июня 1945 года.
Последние боевые вылеты во время войны Михаил Тихонович совершил на штурмовку долговременных укреплений противника в порту города Пиллау. Благодаря эффективным штурмовым ударам шестёрок штурмовиков под командованием гвардии майора Путилина наземные войска овладели Северным и Восточным фортами. Всего за время участия в боевых действиях М. Т. Путилин совершил 312 боевых вылетов. Его эскадрилья до 5 мая 1945 года вела боевую работу по ликвидации немецких отрядов на косе Фрише-Нерунг.
После войны М. Т. Путилин продолжал службу в военно-воздушных силах СССР до 1956 года. В запас он уволился в звании подполковника с должности штурмана авиационного полка. Жил в городе Воронеже. Умер Михаил Тихонович 4 января 1985 года. Похоронен на Юго-Западном кладбище города.