ГлавнаяСтихиЛирикаГородская → Пьедестал

Пьедестал

24 апреля 2019 - Юлия Грачева
article446119.jpg
Бывает так, что пьедестал 
Дороже памятника стал?
-------
Из Скандинавии Гром-камень
Ледник тащил его веками.
Для царских прихотей-затей,
Бредовых мыслей и идей
На площадь водрузил навек,
Огромный камень человек!
Валун, как постамент, в науке 
Гранитом стал, рожденным в муке!
Теперь сказать никто не может
Что "питерцам" родней, дороже:
Сам всадник или постамент -
Источник мифов и легенд.

© Copyright: Юлия Грачева, 2019

Регистрационный номер №0446119

от 24 апреля 2019

[Скрыть] Регистрационный номер 0446119 выдан для произведения: Бывает так, что пьедестал 
Дороже памятника стал?
-------
Из Скандинавии Гром-камень
Ледник тащил его веками.
Для царских прихотей-затей,
Бредовых мыслей и идей
На площадь водрузил навек,
Огромный камень человек!
Валун, как постамент в науке, 
Гранитом стал, рожденным в муке!
Теперь сказать никто не может
Что "питерцам" родней, дороже:
Сам всадник или постамент -
Источник мифов и легенд.
 
Рейтинг: +10 252 просмотра
Комментарии (6)
Василий Акименко # 24 апреля 2019 в 07:18 +2
Между дарственной надписью "Петру прима - Катерина секунда" и картинкой-лубком "Мыши кота погребают", изданной в 1725 году, миновала целая эпоха...
"...в этом коте народ видел обидчика, в (65) мышах - обиженных, в смерти же кота освобождение и торжество других, отрадный конец гонениям." Оригинальное произведение народного буффа почти забыто, зато мифы и легенды о "медном всаднике" остались.
Неизвестно, что ожидало бы в петровские времена большинство обитателей нынешнего Парнаса - ужасы пыток, кнутобойни, вырезка языков или разнообразие публичных казней... А может быть милости императора?
Юлия Грачева # 24 апреля 2019 в 07:22 +1
Спасибо за инфо!
Правдолюбов ни одно государство не жалует.
Интересный комментарий!
spasibo-6
Василий Акименко # 24 апреля 2019 в 07:55 0
Ленинградские пчелы не сильно жаловали пьедестал, они предпочитали откладывать мед внутри коня. Интересно, а питерские пчелы по-прежнему откладывают мед внутри?)
Юлия Грачева # 24 апреля 2019 в 08:14 +1
Я не знала таких подробностей laugh
Да и камень монолитный. Вряд ли там кто мог поселиться))
Буду в Питере, поинтересуюсь.
АЛЬБАТРОС # 1 мая 2019 в 17:06 0
Дорогая Юлечка! История возникновения знаменитой скульптуры МЕДНЫЙ ВСАДНИК, установленной в САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ, имеет свою необычную историю!Его открытие состоялось 7 августа 1782 года. Памятник изготовлен из бронзы. Свое название памятник получил благодаря поэме А.С ПУШКИНА -" МЕДНЫЙ ВСАДНИК"!Модель конной статуи создал скульптор ЭТЬЕН ФАЛЬКОНЕ, голову скульптуры вылепила его ученица -МАРИ АНН КОЛЛО. змею к памятнику по замыслу ФАЛЬКОНЕ вылепил скульптор,наш соотечественник ФЕДОР ГОРДЕЕВ....По окончанию завершения работы, статую отлили под руководством литейных дел мастера ЕКИМОВА ВАСИЛИЯ ПЕТРОВИЧА! А вот с камнем - пьедесталом для скульптуры, дела обстояли куда сложнее, чем это можно было себе представить!

Для поиска камня под пьедестал «Медного всадника» в газете «Санкт-Петербургские ведомости» было опубликовано обращение к частным лицам, которые пожелали бы «для постановления… монумента в гору выломать и привезти сюда, в Санкт-Петербург».

Подходящий камень был предложен казённым крестьянином СЕМЕНОМ ГРИГОРЬЕВИЧЕМ ВИШНЯКОВЫМ- поставщиком строительного камня в Санкт-Петербург.Гром-камень был найден в окрестностях деревни Конная Лахта. Давно зная об этой глыбе, он планировал ранее расколоть её на куски для продажи, но технически не смог это осуществить. О камне было сообщено руководителю поисковых работ проекта — капитану Марину Карбури графу Ласкари, позднее, во французском Льеже, издавшему о работах детальные записки. Семён Вишняков получил от него 100 рублей — очень приличная по тем временам сумма.
Гром-камень располагался в окрестностях деревни Конная Лахта. По местной легенде, своеобразную форму камень приобрел в результате удара молнии, расколовшей гранитную скалу. Отсюда и его название.В своём первоначальном виде камень весил около 2000 тонн, имея размеры порядка 13 м в длину, 8 м в высоту и 6 м в ширину. Позднее часть его была стёсана. Отсечённые части камня прикрепили к основному монолиту, дабы впоследствии использовать согласно художественному замыслу Фальконе для «удлинения» пьедестала. Вместе с двумя отколотыми кусками, позже состыкованными с основным монолитом во фронтальной и тыловой частях, совокупный перемещаемый вес Гром-камня составлял 1500 тонн[. Несмотря на то, что пристыкованные к пьедесталу во фронтальной и тыловой его частях фрагменты когда-то составляли монолит одного камня, они имеют разный цветовой оттенок.Работы по обтёсыванию камня проводились во время его транспортировки до тех пор, пока посетившая Лахту Екатерина-2, прибывшая посмотреть на перемещение камня, не запретила дальнейшую обработку, желая, чтобы камень прибыл в Петербург в своём «диком» виде без утраты объёма. Окончательный вид камень приобрёл уже на Сенатской площади, значительно утратив свои первоначальные размеры. Эта доводка проходила под руководством академика Юрия Фельтена.Началу перевозки камня соответствовала серьёзная подготовка. Были приняты во внимание рекомендации академика Ивана Бецкого. Проведено исследование предлагаемой для перевозки камня десятикратно уменьшенной модели «машины». Её испытания показали, что движением пальца можно тащить 75-пудовую тяжесть. Было найдено, что наиболее рациональным является установка камня на деревянной платформе, перекатываемой по двум параллельным желобам, в которые были уложены 30 пятидюймовых шаров. Посредством эксперимента был выбран достаточно прочный материал для желобов и шаров. Он состоял из сплава меди с оловом и галмеем. Была отработана технология их изготовления. Разработан процесс подъёма камня с помощью рычагов и домкратов для подведения под него платформы. При этом специально были приняты меры по страховке камня от его падения при аварии.
Непосредственные подготовительные работы к перемещению камня начались 26 сентября 1768 года. Были построены казармы для 400 рабочих, а до берега Финского залива прорублена просека шириной 40 метров и длиной почти 8 км. Далее, вокруг валуна, ушедшего в землю на пять метров, выкопали котлован, тем самым полностью освободив его. От камня отделили часть, отколотую ударом молнии, и освободили его от лишних наслоений, что облегчило груз на примерно 600 тонн. 12 марта 1769 года камень рычагами водрузили на деревянную платформу.
После изъятия камня оставшийся котлован постепенно заполнила вода. Образовавшийся водоём сохранился до настоящего времени. Его называют Петровским прудом. ... Уникальная транспортная операция продолжалась с 15 ноября 1769 года по 27 марта 1770 года, когда проложенная дорога, промёрзшая на полтора метра, могла выдерживать нагрузку. Скалу при помощи огромных домкратов приподняли и поместили на специально созданную, в рамках подготовительных работ, транспортную машину. Непосредственное перемещение транспортной машины осуществляли двумя кабестанами. За сутки, по прямой, проходили порядка 20—З0 шагов. На поворотах скорость снижалась.
Камень был доставлен на берег к востоку от нынешнего заказника Северное побережье Невской губы, где для его погрузки соорудили специальную пристань. При малой воде остатки этой пристани можно видеть у берега невдалеке от расколотого валуна, лежащего у самого уреза воды.Транспортировка камня по воде осуществлялась на судне, типа беляны, специально построенном по чертежу известного галерного мастера Григория Корчебникова. Оно транспортировалось двумя парусными краерами, поддерживающими по бокам для увеличения остойчивости. Проводка началась только осенью. Длина маршрута составила без малого 13 километров. Гигантский Гром-камень при огромном стечении народа прибыл в Петербург на Сенатскую площадь 26 сентября 1770 года. Для выгрузки камня у берега Невы был использован приём, уже применённый при погрузке: судно было притоплено и село на предварительно вбитые в дно реки сваи, что дало возможность сдвинуть камень на берег.Несмотря на принятые меры, во время пути неоднократно возникали аварийные ситуации, грозившие крахом всему предприятию. Пять раз камень срывался с транспортной машины и глубоко уходил в землю. Тем не менее все проблемы удалось успешно решить.
В честь перевозки камня была выбита памятная медаль с надписью «Дерзновению подобно. Генваря, 20. 1770».
Жители Петербурга были так удивлены видом огромной скалы, что, как тогда писали, «многие охотники ради достопамятного определения сего камня заказывали делать из осколков оного разные запонки, набалдашники и тому подобное».
Сам памятник был открыт лишь спустя 12 лет после доставки камня, 7 августа 1782 г. — к столетию вступления на престол Петра I, при огромном стечении народа, в присутствии императорской фамилии, дипломатического корпуса, приглашённых гостей и под гром оркестра с пушечной пальбой.
Вот под этими историческими данными Юлия и родилось твое стихотворение "ПЬЕДЕСТАЛ",которое мне очень понравилось!
cvety-rozy-5
Юлия Грачева # 1 мая 2019 в 17:17 0
Спасибо, Саша!
Именно эта удивительная история меня и вдохновило на появление данного стиха.
Создание памятника интересно, но историей про пьедестал я была удивлена больше.