Вот картина Марии Башкирцевой «Женский портрет» (1881г). О чём думает эта женщина, что или кто стал причиной её печальной задумчивости – сопереживание чьей-то беде, прочитанной в книге у неё на коленях? Или это пачка писем от человека предавшего её и решившего уйти из её жизни??? Может быть, всё может быть….
Башкирцева Мария Константиновна…….. Трагически короткая, но фантастически наполненная судьба. О ней очень много материалов в интернете, которые не оставят равнодушными, думаю, никого. Вкратце:
Родилась в 1860г в селе Гайворонцы под Полтавой в знатной и богатой семье. Девочка была очень болезненна, и в десятилетнем возрасте мать увезла ее в Ниццу. С тех пор она лишь три раза ненадолго приезжала в Россию, живя постоянно за границей и много путешествуя по Европе.
В 1877 г. она стала посещать академию живописи Р. Жюлиана в Париже и в 1879 г. получила золотую медаль на конкурсе ученических работ. Картин её сохранилось немного, почти все они погибли в годы Первой мировой войны.
В то время как ее работы высоко оценивали Э. Золя и А. Франс, на родине творчество Башкирцевой получило очень противоречивые оценки. Башкирцева относится к художникам, судьба которых привлекает едва ли не больше, чем их творчество. Её с юных лет отличало стремление к славе и успеху. Она была очень красива, знала шесть европейских языков, играла на рояле, гитаре, арфе и мандолине, обладала превосходным сопрано.
С тринадцати лет и до самой смерти Башкирцева вела дневник, куда откровенно заносила все события своей жизни, свои мысли и чувства. `Я говорю все, все, все`, - писала она, предназначая свой дневник для печати. `Дневник Марии Башкирцевой` впервые был опубликован во Франции в 1887 г., а в 1893 г. вышел в свет и в России.
`Жизнь коротка, нужно смеяться, сколько можешь - писала Мария - слез не избежать, они сами приходят. Есть горести, которых нельзя отвратить: это смерть и разлука, хотя даже последняя не лишена приятности, пока есть надежда на свидание. Но портить себе жизнь мелочами никогда!`
Образ Башкирцевой последних месяцев вспоминает подробно в предисловии к каталогу её картин известный в своё время критик Франсуа Коппе. Это была девушка небольшого роста, худая, очень красивая, с тяжёлым узлом золотых волос, источающая обаяние, но производившая впечатление воли, прячущейся за нежностью Все обличало в этой очаровательной девушке высший ум. Под женской прелестью чувствовалась железная, чисто мужская сила…
В мастерской Марии было огромное количество книг на разных языках - : французском, немецком, русском, английском, итальянском, древне римском и греческом, потрёпанные , читанные-перечитанные, изученные.
Скончалась эта одаренная художница от туберкулеза, не дожив до двадцати четырех лет. Первая выставка работ Башкирцевой состоялась в Париже в 1885 г., и с тех пор интерес к ее творчеству и личности не угасает.
Мопассан, посетив ее могилу, сказал:
Это была единственная Роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток!
Ей посвящала стихотворения Марина Цветаева…
После кончины Марии мать перевезла в Россию, в имение на Полтавщине, основную часть живописных работ дочери. В роковом 1917-м коллекция сгорела вместе с подожженной усадьбой... Остальные картины, уцелевшие во флигеле, погибли во время бомбежки в 1941 году. Но всё-таки в интернете есть достаточно работ Башкирцевой, по которым можно судить ,насколько она была талантлива
Некогда Люксембургскую галерею в Париже украшала аллегорическая скульптура «Бессмертие»: молодой гений умирает у ног ангела смерти, в руке которого развернут свиток с перечнем замечательных художников, преждевременно сошедших в могилу. На этом свитке есть русское имя «Мария Башкирцева».
Забыта книга. И страниц
Она давно уж не листает,
И за окошком пенью птиц
Душой открытой не внимает
И устремляя взор свой вдаль,
Собраться с мыслями не может:
Откуда вдруг взялась печаль?
И сердце что её тревожит?
Вот мягкой тенью вокруг глаз
Легло неясное волненье,
Как недочитанный рассказ –
Неразрешенные сомненья.
А может что-то не сбылось,
О чём в тиши ночной мечталось,
Туманом утром улеглось
В саду цветущем, сняв усталость
И лишь осталась в сердце грусть,
Придя на смену ожиданью,
Что за окном сирени куст
Не стал свидетелем свиданья…
Иль вдруг пришли воспоминанья
Над писем стопкою в руках...
Любовь и пылкие признанья,
Теперь всё это только в снах.
А ведь недавно в небе синем
Жизнь светлым облаком плыла..
Казалось, не было той силы,
Чтоб им разлуку принесла.
Но теплый мех уж не согреет
Печалью тронутой души,
И не поможет ворожея
Пожар обиды потушить.
Каких интриг хитросплетенья
Его заставили уйти?
В последних письмах сожаленье
И то колючее `Прости!`...
Она б его уже простила,
Отправив к новому венцу,
Но где же взять на это силы,
Коль вновь придет к ЕЁ крыльцу...
[Скрыть]Регистрационный номер 0506203 выдан для произведения:
Вот картина Марии Башкирцевой «Женский портрет» (1881г). О чём думает эта женщина, что или кто стал причиной её печальной задумчивости – сопереживание чьей-то беде, прочитанной в книге у неё на коленях? Или это пачка писем от человека предавшего её и решившего уйти из её жизни??? Может быть, всё может быть….
Башкирцева Мария Константиновна…….. Трагически короткая, но фантастически наполненная судьба. О ней очень много материалов в интернете, которые не оставят равнодушными, думаю, никого. Вкратце:
Родилась в 1860г в селе Гайворонцы под Полтавой в знатной и богатой семье. Девочка была очень болезненна, и в десятилетнем возрасте мать увезла ее в Ниццу. С тех пор она лишь три раза ненадолго приезжала в Россию, живя постоянно за границей и много путешествуя по Европе.
В 1877 г. она стала посещать академию живописи Р. Жюлиана в Париже и в 1879 г. получила золотую медаль на конкурсе ученических работ. Картин её сохранилось немного, почти все они погибли в годы Первой мировой войны.
В то время как ее работы высоко оценивали Э. Золя и А. Франс, на родине творчество Башкирцевой получило очень противоречивые оценки. Башкирцева относится к художникам, судьба которых привлекает едва ли не больше, чем их творчество. Её с юных лет отличало стремление к славе и успеху. Она была очень красива, знала шесть европейских языков, играла на рояле, гитаре, арфе и мандолине, обладала превосходным сопрано.
С тринадцати лет и до самой смерти Башкирцева вела дневник, куда откровенно заносила все события своей жизни, свои мысли и чувства. `Я говорю все, все, все`, - писала она, предназначая свой дневник для печати. `Дневник Марии Башкирцевой` впервые был опубликован во Франции в 1887 г., а в 1893 г. вышел в свет и в России.
`Жизнь коротка, нужно смеяться, сколько можешь - писала Мария - слез не избежать, они сами приходят. Есть горести, которых нельзя отвратить: это смерть и разлука, хотя даже последняя не лишена приятности, пока есть надежда на свидание. Но портить себе жизнь мелочами никогда!`
Образ Башкирцевой последних месяцев вспоминает подробно в предисловии к каталогу её картин известный в своё время критик Франсуа Коппе. Это была девушка небольшого роста, худая, очень красивая, с тяжёлым узлом золотых волос, источающая обаяние, но производившая впечатление воли, прячущейся за нежностью Все обличало в этой очаровательной девушке высший ум. Под женской прелестью чувствовалась железная, чисто мужская сила…
В мастерской Марии было огромное количество книг на разных языках - : французском, немецком, русском, английском, итальянском, древне римском и греческом, потрёпанные , читанные-перечитанные, изученные.
Скончалась эта одаренная художница от туберкулеза, не дожив до двадцати четырех лет. Первая выставка работ Башкирцевой состоялась в Париже в 1885 г., и с тех пор интерес к ее творчеству и личности не угасает.
Мопассан, посетив ее могилу, сказал:
Это была единственная Роза в моей жизни, чей путь я усыпал бы розами, зная, что он будет так ярок и так короток!
Ей посвящала стихотворения Марина Цветаева…
После кончины Марии мать перевезла в Россию, в имение на Полтавщине, основную часть живописных работ дочери. В роковом 1917-м коллекция сгорела вместе с подожженной усадьбой... Остальные картины, уцелевшие во флигеле, погибли во время бомбежки в 1941 году. Но всё-таки в интернете есть достаточно работ Башкирцевой, по которым можно судить ,насколько она была талантлива
Некогда Люксембургскую галерею в Париже украшала аллегорическая скульптура «Бессмертие»: молодой гений умирает у ног ангела смерти, в руке которого развернут свиток с перечнем замечательных художников, преждевременно сошедших в могилу. На этом свитке есть русское имя «Мария Башкирцева».
Забыта книга. И страниц
Она давно уж не листает,
И за окошком пенью птиц
Душой открытой не внимает
И устремляя взор свой вдаль,
Собраться с мыслями не может:
Откуда вдруг взялась печаль?
И сердце что её тревожит?
Вот мягкой тенью вокруг глаз
Легло неясное волненье,
Как недочитанный рассказ –
Неразрешенные сомненья.
А может что-то не сбылось,
О чём в тиши ночной мечталось,
Туманом утром улеглось
В саду цветущем, сняв усталость
И лишь осталась в сердце грусть,
Придя на смену ожиданью,
Что за окном сирени куст
Не стал свидетелем свиданья…
Иль вдруг пришли воспоминанья
Над писем стопкою в руках...
Любовь и пылкие признанья,
Теперь всё это только в снах.
А ведь недавно в небе синем
Жизнь светлым облаком плыла..
Казалось, не было той силы,
Чтоб им разлуку принесла.
Но теплый мех уж не согреет
Печалью тронутой души,
И не поможет ворожея
Пожар обиды потушить.
Каких интриг хитросплетенья
Его заставили уйти?
В последних письмах сожаленье
И то колючее `Прости!`...
Она б его уже простила,
Отправив к новому венцу,
Но где же взять на это силы,
Коль вновь придет к ЕЁ крыльцу...
Уважаемый Дмитрий!Большое спасибо за знакомство с прекрасной поэтессой,одарённой девушкой 19го века! Такой гениальной, интересной, владеющей несколькими языками, молодой и красивой женщине!!! С Марией Башкирцневой!!! большое спасибо за экскурс в далёкое прошлое!!! Вам новых находок и открытий от души желаю!!!
Потрясающее полотно...Так мало внимания к деталям, даже чувствуется некоторое пренебрежение к ним. В центре внимания - сама женщина. Человек, подверженный настроению, наполненный переживаниями. Такая цельная работа. Очень-очень талантливая. Как много могла бы ещё сделать эта девушка-художница, будь у неё ВРЕМЯ. Тронула картина, тронула судьба художницы. Спасибо, Дмитрий. Очень тонко, даже аристократично. Возникло желание продолжить знакомство с творчеством Марии. Как жаль что бОльшая часть её наследия безвозвратно утрачена!