ГлавнаяСтихиЛирикаЛюбовная лирика → Память в черном фраке

Память в черном фраке

19 июня 2016 - Елена Сидоренко
Танцует дым белесый в полумраке,
И на губах слегка горчит ментол.
Покрытый синим шёлком круглый стол,
Бокал вина и память в черном фраке.
 
Она, закрыв глаза всего на миг,
Увидит светлую его улыбку,
Пускай виденье призрачно и зыбко,
Но сердце радо видеть тонкий лик.
 
Оно как прежде с ноткой ля минор,
Бежит без промедленья наше время,
Как конь, забывший ощущенье стремя – 
Бессмысленны мольбы, бесцелен спор!
 
Была совсем недавно так юна:
Тончайший стан, глаза как у газели...
А нынче пряди смоли поседели,
Ну, а в душе, как прежде, влюблена.
 
Приходит старость, хоть и не зовем.
Она ошибки юности напомнит...
И сердце болью и тоской наполнит!
Она одна, а в памяти – вдвоем...

© Copyright: Елена Сидоренко, 2016

Регистрационный номер №0345377

от 19 июня 2016

[Скрыть] Регистрационный номер 0345377 выдан для произведения: Танцует дым белесый в полумраке,
И на губах слегка горчит ментол.
Покрытый синим шёлком круглый стол,
Бокал вина и память в черном фраке.
 
Она, закрыв глаза всего на миг,
Увидит светлую его улыбку,
Пускай виденье призрачно и зыбко,
Но сердце радо видеть тонкий лик.
 
Оно как прежде с ноткой ля минор,
Бежит без промедленья наше время,
Как конь, забывший ощущенье стремя – 
Бессмысленны мольбы, бесцелен спор!
 
Была совсем недавно так юна:
Тончайший стан, глаза как у газели...
А нынче пряди смоли поседели,
Ну, а в душе, как прежде, влюблена.
 
Приходит старость, хоть и не зовем.
Она ошибки юности напомнит...
И сердце болью и тоской наполнит!
Она одна, а в памяти – вдвоем...
 
Рейтинг: +4 324 просмотра
Комментарии (18)
Елена Корчагина # 25 июня 2016 в 05:31 +1
Здравствуйте, Лена. Ох уж эта память... Сколько жизней искалечила... Образ Вашего стихотворения нарисован жизнью и ею же раскрашен, благодаря Вашей творческой утончённости, что для меня действительно ценно.
Елена Сидоренко # 25 июня 2016 в 06:49 +2
Елена, благодарю за неравнодушный отзыв. Это действительно история из жизни, глубокая драма одной пожилой дамы. А про творческую утонченность даже лестно как-то... Спасибо!
Галина Булкина # 27 июня 2016 в 13:15 +2
Пусть давно всё было и не вернуть, но лучик из прошлого может согреть сердце. Действительно, закроешь глаза и можешь просмотреть "свою киноплёнку"...
Елена Сидоренко # 27 июня 2016 в 18:40 +1
Да, Галина, Вы правы. Но вот кино бывает разное - кто-то комедии смотрит, а кто-то сплошь трагедии(((
Галина Булкина # 28 июня 2016 в 16:18 +1
трагедия - это только смерть близких, остальное можно поправить...
Елена Сидоренко # 28 июня 2016 в 16:51 +1
Я тоже долго так думала. Но нет...
Женщина, о которой это стихотворение, переживала трагедию гораздо более глубокую, чем потеря близких. Умершие могут жить в нашей памяти.
Собственные родители разрушили ее жизнь, запретив ей быть с любимым человеком, выбрав за нее профессию, друзей и т.д. Трагедия безрадостно бесцельно прожитой жизни по вине самых близких людей... Конфликт проклятия и прощения. Я видела, как страшны эти муки и как жутко они отражаются на человеке. (((
Галина Булкина # 29 июня 2016 в 11:51 +2
Не так часто, но встречала на своём пути таких людей, за которых родители проживают жизнь их. Им уж далеко за 50-т, а самостоятельных решений нет, нет внутреннего стержня. Печально конечно...в человеке должен быть протест иногда, даже с близкими, особенно когда речь идёт о любви. Но все мы разные конечно и опыт приходит не сразу. Я вот тоже поняла, наделав глупостей, что лучше ошибиться самой и потом винить только себя, чем не сделать желаемого(послушав других) и жалеть об этом весь остаток жизни.
Вот Лена, как раз про это:

Прослушав все советы, решение приму,
Ну, а последую лишь только одному,
У сердца своего, сперва спросив совета -
Какой из них ценней, да и важней ему?

С теплом.
Елена Сидоренко # 29 июня 2016 в 12:06 +2
Замечательное четверостишие - хороший интеллектуальный отпор всем досужим пожить за другого.
Возьму на заметку, у меня тоже есть такие люди в окружении, которые всегда знают, как лучше.

"Не надо делать мне "как лучше",
Оставьте мне "как хорошо"")))))))))))))))))
Галина Булкина # 1 июля 2016 в 12:21 +1
С этим согласна на все 100! Прочла следующую рецку - ужас! Родители -враги!
Елена Сидоренко # 2 июля 2016 в 14:02 0
Да, это очень страшно!
Neihardt # 30 июня 2016 в 02:39 +1
"выбрали за нее профессию, друзей, запретили быть с любимым человеком"...
А свои-то мозги у героини были?
Родители часто видят в детях будущих исполнителей своей несостоявшейся мечты. У меня тоже была одна знакомая. Мама ее - несостоявшаяся балерина: получила в юности травму и вынуждена была оставить сцену. В результате замучила собственную дочь. В три года девочке дарят первую "пачку" и что-то вроде чешек, настоящие пуанты - рановато. Ведут на просмотр в хореографическую студию. Девочку не берут - мала! Ведут в другую - там преподаватель хватает всех, лишь бы родители платили. Дома целая комната отведена под танцкласс: зеркало во всю стену, станок современной модели, "растущий" вместе со своей маленькой хозяйкой, учителя приглашаются на дом. В десять лет - участие в конкурсах, серьезная школа. Изнурительные тренировки, многочисленные запреты. Конфет не есть - испортишь фигуру. На велосипеде не кататься - развивает не те мышцы, и кроме того, можно же грохнуться, травмироваться... Школа - только по соседству с хореографической. В кино не ходи - завтра на занятиях будешь сонная. С тринадцати лет - просмотры, конкурсы, массовка то одного, то другого театра, победа на детских Дельфийских играх... Солистку растят, вторую Павлову.
Друзей нет - "эта Маша (Катя, Настя, Петя и т.д.) - тебе не пара! В школе девчонка - в положении изгоя (задавака, мол, хотя на самом деле отторгает людей, поскольку знает: мама все равно запретит видеться, разрушит дружбу, это - больно, нечего и пытаться).
И вот наступает слегка запоздалый "протестный возраст". Девочка "случайно" разбивает полученный год назад в Индии на международном фестивале кубок. Потом - отрезает косу и красится в ядовито-зеленый цвет. Ее - с такой изменившейся внешностью - снимают с важного спектакля. Мама в шоке, без скандалов ни один день не проходит, трясет всю коммуналку (мы в те годы были соседями, все развивалось на моих глазах). И в довершение - дочь признается матери, что возненавидела балет и ... сбегает с первым же приглянувшимся юношей, разумеется - не балетным. С "гопником", как выразилась мамаша.
Энергичная мадам неугомонна: детей ищут с милицией, находят. На парня (он старше) пытаются даже повесить уголовное дело по подозрению в совращении несовершеннолетней. Судилка разваливается: парень оказался не дурак, и три недели, что юное дарование прожило с юношей на даче друга, они жили, как пионеры в лагере, договорившись до совершеннолетия "невесты" даже не целоваться.
Далее мать начинает дочку буквально ломать. Держит взаперти, отнимает одежду, кроме купальника и юбчонки для занятий. В хореографическое училище ее - в старушачьем парике, скрывающем зеленую щетку на голове - провожает родной дядя, старший брат матери. Он покалечен в каком-то локальном конфликте, живет на воинскую пенсию, времени у него хватает на роль добровольного надзирателя. Инвалид ждет ее под дверью танцкласса и буквально за руку ведет каждый день к машине. За любое ослушание - наказание вплоть до порки. Компьютер в доме не подключен к интернету. Просмотр телевизора - по часам, только новости с канала "Культура", пара фильмов о людях искусства и балетные спектакли. Книги - учебные. Разгрузочные дни на яблоках. Плюс полное игнорирование ребенка как личности: "Я растила артистку, а выросла шлюха. Я с тобой не разговариваю, пока не увижу, что ты исправилась".
Через полгода - выпускной в училище. На последнем фото у девочки - безупречная осанка и абсолютно пустой взгляд. Потом - "провал" на просмотре в выбранный театр - рекомендовано год провести в кордебалетном составе, считайте, в той же массовке, в труппе попроще. Громкие вопли матери на тему "Ты, зараза, специально так плохо выступила!!!".
Следующим вечером, возвращаясь с работы, вижу "скорую" у подъезда. Соседи разносят весть: "Элечка выпрыгнула с третьего этажа, травма позвоночника, переломы симфиза, ребер, рук, левой ноги". Жива, и будет жива, в наши дни от этого не мрут, но вряд ли будет не то что танцевать - ходить без костылей.
Через год моя семья съехала из этой коммуналки. К этому времени Селянина-мать выглядела измотанной жизнью старухой-вороной, вроде бабок с церковной паперти. А Селянина-дочка лихо разъезжала по длинным коридорам старого дома в кресле на колесах и ... светилась от радости: в ее жизни больше никогда не будет балета! Оказалось, что у нее талант к иностранным языкам, без проблем поступила на заочный курс, будет хорошим переводчиком...
Несколько лет назад она, неожиданно найдя меня в интернете, написала мне письмо. Читать его было страшно:
"Сегодня не стало мамы. Поплакала немного и успокоилась: теперь мы с Максимом сможем, наконец, пожениться". Максим - одноногий парень, с которым Элечка познакомилась в реабилитационном центре, спортсмен-параолимпиец, приезжавший на протезирование. Мать и тут пыталась рулить - "Зачем мне в доме три калеки? Хватит тебя и дяди Константина!" Хотя, на мой взгляд, калека была изначально одна, сама несостоявшаяся балерина Софья Николаевна Селянина. Моральная калека, безрогая скотина, искалечившая жизнь своей дочери из... любви и самых "благих" побуждений.
Извините за чересчур длинный комментарий - он лишь иллюстрирует жизненность ваших замечательных стихов.
Елена Сидоренко # 30 июня 2016 в 06:15 +1
Да уж! ЦЕЛЫЙ РОМАН smile
Таких мелких деталей жизни прототипа моей героини я не знаю. Познакомилась с печальной старушкой в парке у церкви. Она в ранней юности стала жертвой кавказских традиций, родители были жесткими ортодоксальными осетинами. Спасибо за "жизненность".
Neihardt # 1 июля 2016 в 02:07 0
Романов не пишу - хватает своих публицистических тем. Если кто возьмется - подарю сюжет. :)))
Neihardt # 30 июня 2016 в 03:03 +1
По самим стихам: "конь, забвший ощущенье стремя" - осталось за пределами моего понимания. Ощущенье стремени? Но я езжу верхом и знаю устройство сбруи. Конь стремян не чувствует: они висят у седла, касаясь ленчика ремнями. Вот, когда в стремя вставлена нога всадника, тот может дать коню шенкеля - прижать ногу внутренней стороной, от пятки до колена,к конскому боку, как бы подталкивая. Для выезженного коня это - сигнал к повороту (если делается одной ногой) или к ускорению хода, смене аллюра (если шенкель даешь сразу в оба бока). Как говорит незабвенный учитель кавалеристов Джеймс Филлис, "Хорошему всаднику - повод и шенкель, плохому - шпора и кнут"... Не сочтите за труд, поясните, что вы имели в виду под "ощущеньем стремя".
Творческих удач!
Елена Сидоренко # 30 июня 2016 в 06:21 +1
Ух ты! Целая лекция)))
Я не занимаюсь конным спортом и не знаю так глубоко всех подробностей конской упряжи, как и большинство читателей. Но функцию стремени знают, я думаю, все. Здесь я имела в виду вольного коня, свободного от наездника. Безусловно, следовало написать "как конь, забывший ощущенье ноги наездника в стремени".Но ведь это поэзия, которая вполне допускает некоторую недосказанность, образность и даже метафоричность.
Neihardt # 1 июля 2016 в 02:12 +1
Смысл слов до меня вполне дошел. Но смутила и вызвала недоумение неверная грамматическая форма. Если по-русски - "ощущенье (чего?) - стремени". Понимаю, что в стихи такое "не лезет", хоть и звучит точнее. С вашим талантом и трудолюбием вы сможете найти и то, что "влезет" - как будто всегда там и было.
Елена Сидоренко # 1 июля 2016 в 06:10 0
Ох, уж эти стремена! Задали мне работы smile Спасибо за подсказку, буду работать
Елена Сидоренко # 1 июля 2016 в 06:11 0
Все, про лошадей и их снаряжение больше ни слова joke