ГлавнаяСтихиЛирикаПейзажная → Соловьи монастырского сада.. (стихи Василисы)

Соловьи монастырского сада.. (стихи Василисы)

12 января 2018 - Виктор Астраханцев
article406899.jpg

Василиса
СОЛОВЬИ МОНАСТЫРСКОГО САДА …
= =
версия стихов Игоря Северянина
«ВСЕ ОНИ ГОВОРЯТ ОБО ОДНОМ"  

Музыка Сергея Рахманинова
Читает Виктор Астраханцев
= = = = =

Соловьи монастырского сада,
Как и все на земле соловьи, 
Говорят, что одна есть отрада
И что это отрада в любви,
Той любви, что даруема Небом,
Созиданием вечным полна,
Щедро делится всем на потребу,
Ясна, мирна, чиста и верна...
 
И цветы монастырского луга,
С лаской, свойственной им лишь одним,
Говорят, что одна есть заслуга:
Небу стать бесконечно своим,
И лампадой светить негасимой
Заплутавшим в греховной ночи,
Рдеть молитвой за них, непросимой,
Из себя испуская лучи...
 
Монастырского леса озера,
Переполненные голубым
Говорят: нет лазурнее взора,
Чем у Неба. И сердцем шальным,
Нечестивый, волной унесенный
В океан безрассудных страстей,
Расплескаюсь мольбой, просветленный, 
Стать любимым средь грешных детей...
 

= = = =
Аудиофойл: мелодекламация Викторая Астраханцева

© Copyright: Виктор Астраханцев, 2018

Регистрационный номер №0406899

от 12 января 2018

[Скрыть] Регистрационный номер 0406899 выдан для произведения: Василиса
Соловьи монастырского сада…
 
Музыка Сергея Рахманинова
Читает Виктор Астраханцев
= = = = =

Соловьи монастырского сада,
Как и все на земле соловьи, 
Говорят, что одна есть отрада
И что это отрада в любви,
Той любви, что даруема Небом,
Созиданием вечным полна,
Щедро делится всем на потребу,
Ясна, мирна, чиста и верна...
 
И цветы монастырского луга,
С лаской, свойственной им лишь одним,
Говорят, что одна есть заслуга:
Небу стать бесконечно своим,
И лампадой светить негасимой
Заплутавшим в греховной ночи,
Рдеть молитвой за них, непросимой,
Из себя испуская лучи...
 
Монастырского леса озера,
Переполненные голубым
Говорят: нет лазурнее взора,
Чем у Неба. И сердцем шальным,
Нечестивый, волной унесенный
В океан безрассудных страстей,
Расплескаюсь мольбой, просветленный, 
Стать любимым средь грешных детей...
 

 
 
Рейтинг: +20 1021 просмотр
Комментарии (28)
Алла Войнаровская # 15 января 2018 в 14:14 +4
Вы делаете доброе дело! Спасибо Вам и удачи в Старом, Новом году!
Виктор Астраханцев # 16 января 2018 в 02:35 +3
Алла, спасибо за отзыв. Приходите погостить, здесь вам рады.
Может, еще что-то откроется...


АЛЬБАТРОС # 15 января 2018 в 14:32 +3
ВИКТОР! Я В ВОСТОРГЕ!...ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ С ГЛУБОКИМ, ЧАРУЮЩИМ СМЫСЛОМ И ПРЕВОСХОДСТВОМ!МЫ С ОТЦОМ СЛУШАЕМ И ПЛАЧЕМ! ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛОСЬ! ТЕМ БОЛЕЕ ДЕЛАЮ ПОМИНКИ ПО МАМЕ, ВОТ УЖЕ КАК ДВА ГОДА ЕЕ НЕТ С НАМИ! И К ТЕМЕ ПРИШЛОСЬ ВАШЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ!... ПРЕВОСХОДНО!НИЗКИЙ ВАМ ПОКЛОН ЗА ОДИН ИЗ ШЕДЕВРОВ СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ!

https://youtu.be/1yEATbF7lfE
Виктор Астраханцев # 16 января 2018 в 02:40 +4

Примите моё вам сочувствие и соболезнование.
Понимаю очень хорошо, что такое потеря близкого человека.
Но с такими спутниками, как эти светлые стихи и уравновешенная
«саморождающаяся» музыка Сергея Рахманинова, на душе должны быть легко и спокойно.
И если мы вспоминает ушедших близких нам людей, то общая атмосфера покоя и тихого движения говорит о том, что те, кого мы сейчас вспоминает, не страдают, не мучаются, а вместе с нами переживают светлые чувства.
Может быть, такие моменты и представляют собой окна для общения душ.
Что ж, вспомним добрыми словами всех, кто был нам близок и с кем связь не прерывается с его уходом! Вечная память!


Марина Попенова # 15 января 2018 в 14:36 +3
Хочется слушать и слушать. Настолько гармонично и прекрасно!!!Виктор, Василиса, спасибо вам и... Рахманинову! Я в восторге!!!
Виктор Астраханцев # 16 января 2018 в 03:01 +5
Сергей Рахманинов - особый композитор даже среди гениев. Будучи глубоко верующим человеком, он был уверен, что получает подпитку от вышних сил. Им написано много духовной музыки, он использует в своей музыке подлинные мелодии старинных православных распевов. Яркий пример освоения Знаменного распева - главная тема Первой части Третьего концерта. Послушайте это чудо!
О его особых отношениях со светлыми силами говорит его запись в конце партитуры своей Третьей симфонии, глде он написал: «Всем, что я сделал, я обязан Ему и только Ему»
Я встретил точную характеристику его музыки: «Безупречное равновесие».
Мы убеждаемся, что это так.
Татьяна Петухова # 15 января 2018 в 14:45 +1
Виктор, Ваше прочтение выше всяких похвал. Вы-мастер!
Виктор Астраханцев # 16 января 2018 в 02:54 +3
Спасибо за отзыв, Татьяна. Рад вас видеть.
Но еще больше – делать совместные работы.


Рената Юрьева # 15 января 2018 в 17:26 +3
не часто так бывает, чтобы в такой гармонии слились стихи, музыка и прочтение... такое чарующее ощущение...душа уносится куда-то к лазурному взору Неба...
Виктор, а как Вы находите и подбираете музыку? Удивительно подходит и сливается со стихами и тем настроением, которое выражено в нем... и отчего-то хочется плакать...
спасибо вам с Василисой за эти минуты благодати
Виктор Астраханцев # 16 января 2018 в 02:48 +5
Сергей Рахманинов - особый композитор даже среди гениев. Будучи глубоко верующим человеком, он был уверен, что получает подпитку от вышних сил. Им написано много духовной музыки, он использует в своей музыке подлинные мелодии старинных православных распевов. Яркий пример освоения Знаменного распева - главная тема Первой части Третьего концерта. Послушайте это чудо!
О его особых отношениях со светлыми силами говорит его запись в конце партитуры своей Третьей симфонии, глде он написал: «Всем, что я сделал, я обязан Ему и только Ему»
Я встретил точную характеристику его музыки: «Безупречное равновесие».
Мы убеждаемся, что это так.


Алексей Куренков # 15 января 2018 в 20:27 +3
super

Гармония мысли и звука
Как трель соловья в тишине,
Июньского теплого утра,
Лучи заглянули ко мне.


angel
Виктор Астраханцев # 16 января 2018 в 02:57 +3
Спасибо, Алексей, за стихи, за отзыв!


Эльвира Ищенко # 16 января 2018 в 10:56 +2
Я САМА ЧИТАЮ ВСЕ СВОИ СТИХИ И ПОЭТОМУ МОГУ СКАЗАТЬ,ЧТО ВЫ ОЧЕНЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО,
ЯРКО,ДУШЕВНО ПРОЧИТАЛИ СТИХ В ПОЛНОЙ ГАРМОНИИ С ЗАМЫСЛОМ АВТОРА СТИХА!! supersmile

ПРИГЛАШАЮ ПОСЛУШАТЬ МОЙ СТИХ-ПРЕМЬЕРУ ,,СНЕЖНОЕ ТАНГО,,
flower
Виктор Астраханцев # 18 января 2018 в 21:41 +2
Как видите и зимой цветут яблони и поют соловьи!
Спасибо, Ирина, за отзыв!


Евгений Востросаблин # 16 января 2018 в 13:38 +3
...Дорогой и дорогой Виктор... Признаюсь Вам- в немалой-таки растерянности и замешательстве пребывать изволю (ой...чуточку и улыбнулся...)... Дело в том, что сей удивительно талантливый автор местный, во-первых, в своё время, публикуя туточки, на ПАРНАСе, это своё поистине замечательное стихотворение, и сам ни одной минуточки не думал ни скрывать, ни как-либо умалчивать-утаивать, что ОТКЛИКАЕТСЯ ТАКИМ-ТО ЧУДЕСНЫМ, ТАЛАНТЛИВЕЙШИМ ОБРАЗОМ НА СТИХОТВОРЕНИЕ ИГОРЯ СЕВЕРЯНИНА, которое я тут просто в точности копирую-воспроизвожу-

Игорь Северянин

Все они говорят об одном...

Соловьи монастырского сада,
Как и все на земле соловьи,
Говорят, что одна есть отрада
И что эта отрада - в любви...

И цветы монастырского луга
С лаской, свойственной только цветам,
Говорят, что одна есть заслуга:
Прикоснуться к любимым устам...

Монастырского леса озера,
Переполненные голубым,
Говорят: нет лазурнее взора,
Как у тех, кто влюблен и любим...

ПРОСТО НАПИСАВ-СОЗДАВ НА ОСНОВЕ ЭТОГО ХОТЬ И ЧУДЕСНОГО, НО, ОДНАКО ЖЕ, ОЧЕНЬ МИРСКОГО-СВЕТСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ ИГОРЯ СЕВЕРЯНИНА СВОЁ, НА СЕЙ РАЗ- ИЗУМИТЕЛЬНО ХРИСТИАНСКОЕ... И опять же тихонечко улыбнувшись- вот только в памяти бедной Евгения В., совсем уже и замученной, и поистине всем на свете уже переполненной-преисполненной, увы, не сохранилось, во всеуслышание ли он-Евгений, и полнейшее восхищение своё бедное тогда же выражал, либо же- личным, приватным-эпистолярным образом, в письме к этой самой Vasilissa, но уж точнёхонько тогда, ну, наверное, месяцев c десять, не отмолчался (ой...и опять чуточку-чуточку улыбнулся)...Я ЭТО- ПРОСТО К ТОМУ, дорогой и дорогой Виктор, что. УЖ КОНЕЧНО ЖЕ, УЖ ВСЕНЕПРЕМЕННЕЙШЕ НУЖНО БЫ ТУТ УКАЗАТЬ И ПРЯМОЙ ИСТОЧНИК ВДОХНОВЕНИЯ АВТОРСКОГО, И ТО, С КЕМ ИМЕННО, С ЧЕМ ИМЕННО УДИВИТЕЛЬНО ТАЛАНТЛИВЫЙ АВТОР ВСТУПАЕТ ТУТОЧКИ В НЕКУЮ ПОЭТИЧЕСКУЮ ПЕРЕКЛИЧКУ, вот именно- взяв какое-либо стихотворение чисто мирское-светское, и создав на его основе своё, просто замечательное, но на сей разочек-прекрасно одухотворённое-христианское (признаться- по некоторым причинам-причинушкам, которые совершенно неважны, тщательно избегаю туточки слова ПРАВОСЛАВНОЕ, что, впрочем, довольно заметно, я думаю)... А на том и кланяюсь чудесному Вите-Виктору, прежде всего просто блеснувшему и блеснувшему тут прекрасным, тонким поэтическим вкусом уже при одном только выборе для своей новой работы того или иного произведения стихотворного, а уж затем и от себя лично привнеся сюда и чудесную музыку Сергея Васильевича Рахманинова. и прекрасное прочтение своё...
Виктор Астраханцев # 16 января 2018 в 18:09 +4
Здравствуйте, Евгений! Как благотворно ваше присутствие на моей странице и ваша внимательность! Вы многое подмечаете и зорко видите нестыковки. Вот и сейчас вы деликатно указали на мою оплошность – не указать исходное произведение, которое легло в основу стихов Василиссы.
В прошлом году была идея записать с музыкой несколько стихотворений Василиссы. Среди них были и «Соловьи соловьиного сада…»
Но потом эта идея почему-то отодвинулась, и я вспомнил о «Соловьях» лишь год спустя. Но теперь эти стихи прочно соединились у меня с именем Василисы, и я не указал, что это парафраз на стихи Игоря Северянина.
При чем любопытно, что более подходящим будет значение этого слова чаще применяемое к музыкальным произведения: «Переложение чужих музыкальных тем с самостоятельными вариациями и украшениям». А Василиса нашла развитие каждой из трех строф Северянина и стихи гармонично влились в музыкальной строй рахманиновской темы. Спасибо!


( Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия)
А Василиса нашла развитие каждой из трех строф Северянина и стихи гармонично влились в музыкальной строй рахманиновской темы. Спасибо!

Эдмунд Гольцман # 17 января 2018 в 15:26 +3
Красивые, поэтичные стихи. Великолепная декламация под бессмертную музыку...
Спасибо!
9c054147d5a8ab5898d1159f9428261c 9c054147d5a8ab5898d1159f9428261c
С уважением, Э.Г.
Виктор Астраханцев # 18 января 2018 в 00:07 +2

Спасибо, Эдмунд, за отзыв и теплые слова.
Всегда хочется достичь красоты, жаль, редко это удается.

Александр Гребёнкин # 18 января 2018 в 19:45 +3
Чтение произведение - это всегда дело ответственное, важный, взвешенный шаг! И Вам удалось и прочесть отлично и мелодию подобрать! Браво!) elka
Виктор Астраханцев # 19 января 2018 в 23:18 +1
Спасибо, что нашли мою страницу и отозвались на звучащую версию этих красивых стихов!

Василисса # 19 января 2018 в 12:32 +4

Дорогой Виктор, совершенно случайно увидела Ваше прочтение моего старого стиха. Благодарю Вас, что в трудные для меня дни (как Вам это удалось почувствовать... не иначе Бог чудесным образом сообщил Вам об этом), Вы преподнесли мне прекрасный чудный дар!..
С низким поклоном, Vasilissa

С Вашего позволения осмелюсь добавить, что свое стихотворение Игорь Северянин посвятил Сергею Рахманинову. Потому взятая Вами для декламации музыка особенно уместна...

Василисса # 19 января 2018 в 16:46 +3
Не могу утаить, для меня высокая честь публичное прочтение Вами моего скромного стиха...
Виктор Астраханцев # 19 января 2018 в 23:03 +4
Я не люблю излишних похвал, но у вас действительно отличная версия.
И доказывается это тем, как слитно совпадает она с музыкой Рахманинова.
И по общей тональности, и по существу, и даже по размеру.


Виктор Астраханцев # 19 января 2018 в 22:56 +4
Я уже подметил, что тут многое само счастливым образом совпадает.
Может быть потому, что все это происходит в благословенное время великих праздников Рождества и Крещения. И ваши затруднения тоже должны уйти.
С праздником! Обновления души!


Пронькина Татьяна # 19 января 2018 в 15:55 +3
А вот мне абсолютно не нужны источники, первоисточники ит.д. У Василиссы получился изумительный стих, а Вы, Виктор- душевно его прочли.Это- самое главное! Трогает душу, да и просто красиво! Вот же людям доставляет удовольствие-или время девать некуда-, чтобы сделать или сказать гадость ближнему. И это-в Рождественские и Крещенские дни!!!Любить всех надо, и поздравлять! Странно, что это я говорю об этом, человек далёкий от высокого. Виктор, спасибо,Вам и Василиссе! С КРЕЩЕНИЕМ ГОСПОДНИМ! live4
Виктор Астраханцев # 19 января 2018 в 22:42 +3
Татьяна, спасибо за участие в теме и за отзыв.
Но кроме этого вы задеваете очень интересную тему в искусстве -
создания версии известного произведения. На этой основев литературе
возникло целое созвездие жанров.
Заимствование героя (Гамлет, Дон Жуан, Офелия …)
Подражание стилю автора. Здесь есть очень яркие стихи.
У Пушкина подражания Корану, Анакреону, Данте, стихи по мотивам Шенье, Пиндемонти. Некоторые из них по своей поэтичности превосходят оригинал.
Лермонтов пишет «Подражание Байрону», создает заимствования из Цейдлица «Летучий корабль». У Некрасова подражание Лермонтову - «В неведомой глуши».
Можно долго продолжать этот ряд.
Посвящение. На днях я озвучил стихи Ирины Прищеповой «Николаю Рубцову», в котором Ирина воспроизводит его стиль и дает прямое цитирование.
Среди подражательных жанров: также стихи по мотивам, парифраз, пародия.

Но в любом случае автора, первоисточник всегда необходимо упоминать.
И согласно закону об авторских правах, и по существу.
Без упоминания источника может быть предъявлено обвинение в плагиате.
Благодарю, что побудили меня вспомнить эту интересную тему (кстати, не только в поэзии! В музыке: Бах – Бузони, Паганини – Рахманинов, Бизе – Щедрин и т.д.)
С праздником Крещения!

Виктор Астраханцев # 20 января 2018 в 13:12 +2
Не хотелось вступать в диспут, в котором при доказательстве своей позиции часто происходит снижение предмета и характера разговора. Но все же, надо определиться,
что вы имеете в виду под словом «напыщенный»?
В трех словарях: Ефремовой, Ожегова Ушакова, повторяются такие характеристики этого слова: «чрезмерно торжественный, искусственно приподнятый, высокопарный»
Тут всё упирается в оценочное «чрезмерно». В нём слабость определения этого термина, который предполагает субъективную оценку качества – чрезмерно ли оно, или соразмерно.
В общем случае использование литературного текста для создания его версии предполагает отступление от авторской позиции вплоть до пародии. Однако, у Василиссы стилевое скольжение идет в заданном автором направлении, соблюдая тональность стихов, их сдержанную возвышенность, языковые особенности.
Заданная Северяниным архаичность языка: «отрада, уста, лазурный взор, монастырь » поддержана и продолжена Василиссой : «даруемый, нечестивый, на потребу, негасимый». Одухотворенность стихов, в которой отражена атмосфера монастырского сада перерастает у автора версии в авторский автодиалог, в духовную медитацию, которая сопровождается самовнушением, самоприказами. А для этого применяются глаголы в повелительном наклонении, что вполне органично для этой задачи.
Говорить здесь об искусственности или чрезмерности нет основания.
Наконец, удлиненная вдвое строфа версии более точно соответствует музыкальным фразам сосредоточенной лирической темы Рахманинова. А приподнятый характер музыки в свою очередь задает определенную высоту стилю стихов. Все это довольно органично.

Потому данная вами характеристика стихов «напыщенное» не поддерживается анализом стиля источника и его версии. Субъективная оценочность, конечно, уважительна, но она не достаточна для понимания литературного произведения.
= = = = =
Гораздо больший интерес вызывает зарождающийся у вас замысел: «Можно было дать эпиграф и написать свою версию не используя строки оригинала...»
Если вы чувствуете в себе возможность создания еще одной версии этих стихов, непременно сообщите об этом. Уже сейчас это вызывает любопытство.
Мои вам добрые пожелания успеха в этой творческой работе!

Виктор Астраханцев # 21 сентября 2018 в 01:15 +1
Размещенный выше отзыв может показаться написанным без повода или ответом на отзыв Татьяны Пронькиной. И то, и другое не верно.
Отзыв написан на реплику автора Парнаса, которой назвал стиль стихотворения Василисы «напыщенным».
Я не смог с ним согласиться и дал свой ответ. После чего автор почему-то убрал свой текст, а фамилии его я не запомнил. Потому и возникло ситуация полемики с якобы отсутствующим оппонентом.
Он был, но исчез. И я прошу его откликнуться