ГлавнаяСтихиДругоеЭкспериментальная поэзия → Eroberung der Multidimensionalitat. Penton 2. Zu Ehren der Erinnerung an G. Shengeli

Eroberung der Multidimensionalitat. Penton 2. Zu Ehren der Erinnerung an G. Shengeli

20 октября 2014 - Victor Kachemtsev
Eroberung der Multidimensionalitat. Penton 2. Zu Ehren der Erinnerung an G. Shengeli



Пробой Многомерности. Пентон 2. Посвящается Г. Шенгели



Часть 1. Где-то. Сто лет назад.

Усталые, но могучие в Созидании, продвигаются
Закованные в сверкающую броню Мироустроители.
Момент сосредоточения напряжённости приближается –
Расколоты межпространственные порталы и перекрытия!

Расширена    темпоральная    глубина    преобразования!
Направлены    путешественники    в    космическое    Всегда!
Раздвинуты    горизонты    гиперпространства    -    и    расстояния
Уже    непреодолимыми    не    покажутся    никогда!         

Но если, импровизируя с Многомерностью, остановятся
Не знающие сомнений неукротимые Великаны  –
Во множественных пробоинах на мгновение приоткроются
Безводные золотистые пересыпчатые барханы.


Часть 2. Земля. 21-й век.

Холодная заблудившаяся комета не успокоится!
Стремительно завершая неумолимое приближение
Она неостановимыми астероидами раскроется,
Сметая противоборствующие силы сопротивления!

Но мощно издалека Мироустроители появляются,
Свергая неперехваченные громадины с траектории.
Таинственное влияние Великанов осуществляется
Эффектным противодействием Завершению Истории!


Часть 3. Где-то. 21-й век.

И вот, Мироустроители сквозь пространственные порталы
Проникли в полусожжённую неизведанную страну,
Где скорбно переливаются императорские каналы,
Расплёскивая про бактериологическую войну;

Где съёжившимися вымпелами и флагами развевается
Зловеще-необитаемое пространство над головой;
Где в бункере пограничного наблюдения разлагаются
Сражённые офицеры из обороны береговой...

Пируют микроскопические создания в городах.
Никто не предотвратил апокалиптическое безумие.
Изведавшие предательство монументы на площадях
Забрасывают осколками рассыпающиеся мумии…

Могущество измерялось непрекращаемостью рождения.
Отравленные - разверзлись негодованием небеса!
Лишь вахтенные на станциях орбитального наведения
Несутся, неупокоенные, на солнечных парусах…

Уходят Преодолевшие перекрученность универсума…
Исторгли колокола предостережение для Земли:
Не будет ни возрождения, ни цветения, ни прогресса -
Отечество обкурившиеся владыки не сберегли!..


Часть 4. Где-то. 50 лет спустя.

Опять Мироустроители за туманностями порталов
Возникли на горизонте преодоления Многомерности,
Увидели бриллиантовое сверкание перевалов,
На набережных поверженных - искажения параллельности.

Ужасные разрушения, превзошедшие ожидания.
Естественно, что за некоторое время произошло
Выщербливание набережных фарфоровых под влиянием
Главенствующих течений океанических и ветров.

Не свергнутая, но вывернутая, крыша библиотечная,
Удержанная колоннами, возвышается как скала.
Подверженные всем веяниям и времени быстротечному
Поблёкли в обсерваториях просветлённые зеркала.

Размножилась и господствует совершенная без прикрас,
Оставшаяся нетронутой разгулявшейся эпидемией,
Единственная живая из конкурировавших здесь рас,
Которая и использовала убийственные бактерии.

05.12.2013


Вот схема ударных и безударных слогов этого произведения:

о1оооо1оооо1оооо1оо
о1оооо1оооо1оооо1оо
о1оооо1оооо1оооо1оо
о1оооо1оооо1оооо1оо

Или так – с разделением на стопы для наглядности:

о1ооо_о1ооо_о1ооо_о1оо
о1ооо_о1ооо_о1ооо_о1оо
о1ооо_о1ооо_о1ооо_о1оо
о1ооо_о1ооо_о1ооо_о1оо.


Здесь
о1ооо = чистый пентон 2 = пятисложная стопа со вторым ударным слогом.


........................  ............................   ....................


......................................................................................
 

Вот ещё о пентонах:

 Поэтический словарь Квятковского:

ПЯТИДО;ЛЬНИК — одна из четырех элементных групп, участвующих в формировании метрического стиха. Истоки П. — народная поэзия. Эта сложная двухакцентная мера (крата) представляет собой сочетание трехдольника с двудольником. Главный метрический акцент находится на первой доле трехдольника, побочный акцент — на первой доле двудольной части: | . Как элементная ритмическая группа, П. теоретически имеет пять видовых форм, зависящих от положения в стихе анакрузы и соответствующей ей эпикрузы:

Пятидольник 1-й |||
Пятидольник 2-й ||
Пятидольник 3-й |||
Пятидольник 4-й ||
Пятидольник 5-й ||

Все эти П. образуют собой класс пятидольников. В русской поэзии разработаны третий, четвертый и пятый пятидольники. Третий и пятый пятидольники совместимы и взаимозаменяемы; они распространены

в русском народном стихе. Вот пример трехкратного П. третьего вида:

|Жаво|ро;ночек || на про|га;линке || распе|ва;ет. / |
| Он зо|ве;т весну, || радость | кра;сную || вызы|ва;ет. / |

(Н. Цыганов)

Будучи двухакцентной элементной группой, пятидольник (равно как и шестидольник) содержит в себе начала двухкратности; следовательно, сдвоенный пятидольник (и шестидольник) представляет собой сложную метрическую группировку, которая воспринимается слухом не как полупериод, а как цельный период четырехкратного отсчета. Примеры таких П. третьего вида:

| Впере|ди; летит — || ясным | со;колом, |
| Поза|ди; летит — || черным | во;роном, |
| Впере|ди; летит — || не у|ка;тится, |
| Поза|ди; летит — || не оста;нется.|

(Н. Некрасов)

Популярен в русской поэзии П. с рифмами:

|Как при|вя;жется, || как при|ле;пится |
| К уму-|ра;зуму || думка | пра;здная, |
| Мысль до|ку;шная || в мозг твой | вце;пится |
| И клю|ёт его, || неот|вя;зная.|

(В. Бенедиктов)

То же с однодольной паузой в конце каждого периода:



| Мимо | дво;рика, |
| Мимо | ха;ты, |



| За о|бо;зами|
| Шли сол|да;ты, / |



| Они| шли;-прошли |
| Слобо|до;ю, / |



| Звали | де;вушку |
| За со|бо;ю. / |

(М. Исаковский)

То же с двудольной паузой:

| Не слыш|ны; в саду || даже | шо;рохи, |
| Все здесь | за;мерло || до ут|ра;. / / |
| Если б| зна;ли вы, || как мне | до;роги |
| Подмос|ко;вные || вече|ра;. / / |

(М. Матусовский)

П. с ритмической инверсией:



| Красным | по;лымем|
| Заря | вспы;хнула; |



| По ли|цу; земли|
| Туман | сте;лется; |



| Разго|ре;лся день|
| Огнем | со;лнечным, |



| Подо|бра;л туман |
| Выше | те;мя гор. |

(А. Кольцов)

П. со включением полудольных слогов:



| Лет до |ста; расти |
| Нам без | ста;рости. |



| Год от | го;да расти |
| Нашей | бо;дрости. |



| Славьте, | мо;лот и стих, |
| Землю | мо;лодости. |

(В. Маяковский)

Четвертый вид П. встречается в нашей поэзии довольно часто. Из русских поэтов первым написал такие стихи В. Тредиаковский:

Нач|ну на | фле;йте сти||хи пе|ча;льны;
Зря | на Рос|си;ю чрез || страны | да;льны.

У других поэтов:



Где | наша | ро;за,
друзь|я мо|и;? /



У|вяла | ро;за,
Ди|тя за|ри;. /

(А. Пушкин)

Ды|мится | по;ле, рас||свет бе|ле;ет,
В сте|пи ту|ма;нной кри||чат ор|лы;. /
И | дико | зво;нок их || плач го|ло;дный
Сре|ди хо|ло;дной плы||вущей | мглы;. /

(И. Бунин)

Четвертым же П. написана «Песня о Соколе» М. Горького: «|Высоко в горы | вполз Уж и лег там | в сыром ущелье, | свернувшись в узел | и глядя в море...»|.

Следует отметить, что стихи такого стиля биметричны, их можно прочитать и как шестидольник:

Ды||мится | поле, / рас||свет бе|леет, /
В сте||пи ту|манной / кри||чат ор|лы, / /
И || дико | звонок / их || плач го|лодный /
Сре||ди хо|лодной / плы|| вущей | мглы;. / /

Как правило, поэты соблюдают точность словоразделов, совпадающих с ритмическим членением П. Но есть случаи, когда они не следуют этому правилу. Вот пример рассечения слова в стихе стопоразделом, в результате чего осложняется естественная инерция ритма (4, 5, 6-й стихи):

| Кабы |зна;ла я, || кабы | ве;дала, |
| Не смот|ре;ла бы || из о|ко;шечка|
| Я на | мо;лодца || разу|да;лого, |
| Как он | е;хал по || нашей | у;лице, |
| Набе|кре;нь зало||мивши | му;рмолку, |
| Как ли|хо;ва ко||ня бу|ла;нова, |
| Звонко|но;гого, || долго|гри;вого, |
| Супро|ти;в окон || на ды|бы; вздымал.

(А. К. Толстой)

Интересен редчайший опыт П. второго, но в нем допущена ошибка: не соблюдена двухакцентность пятидольной меры; акцентируется лишь первая трехдольная часть,  остается совершенно безударной двудольная часть, вследствие чего П. теряет свою устойчивость. Этим и объясняются слоговые просчеты в некоторых стихах, где допущено превышение пятидольной меры (шесть слогов):

Без|во;дные золо|ти;стые пере|сы;пчатые бар|ха;ны / /
Стре|мя;тся в полусож|же;нную неиз|ве;данную стра|ну;, / / /
Где | пра;вят в уеди|не;нии злато|ли;цые богды|ха;ны, / /
Вды|ха;я тяжело|ды;мную злато|о;пийную вол|ну;. / / /

Где | в на;бережных фар|фо;ровых импе|ра;торские ка|на;лы / /
По|бле;скивают, пере|пле;скивают ко|ри;чневой чешу|е;й, / / /
Где | в бе;лых обсерва|то;риях и библи|о;теках опа|ха;лы / /
Над | ру;кописями | ве;тхими, точно |ве;тер берего|во;й. / / /

Но медленные и смутные не колышатся караваны,
В томительную полуденную не продвинуться глубину.
Лишь яркие золотистые пересыпчатые барханы
Стремятся в полусожжённую неизведанную страну.

(Г. Шенгели)

Традиционная теория стиха игнорирует П. как самостоятельную меру метрического стиха. Между тем П. освящен традицией народной поэзии и довольно часто применяется русскими поэтами, что видно отчасти из вышеприведенных примеров. По своему долевому объему русские П. соответствуют античным пятиморным пэонам.
Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская 1966.

© Copyright: Victor Kachemtsev, 2014

Регистрационный номер №0246850

от 20 октября 2014

[Скрыть] Регистрационный номер 0246850 выдан для произведения: Eroberung der Multidimensionalitat. Penton 2. Zu Ehren der Erinnerung an G. Shengeli

\

Пробой Многомерности. Пентон 2. Посвящается Г. Шенгели



Часть 1. Где-то. Сто лет назад.

Усталые, но могучие в Созидании, продвигаются
Закованные в сверкающую броню Мироустроители.
Момент сосредоточения напряжённости приближается –
Расколоты межпространственные порталы и перекрытия!

Расширена    темпоральная    глубина    преобразования!
Направлены    путешественники    в    космическое    Всегда!
Раздвинуты    горизонты    гиперпространства    -    и    расстояния
Уже    непреодолимыми    не    покажутся    никогда!         

Но если, импровизируя с Многомерностью, остановятся
Не знающие сомнений неукротимые Великаны  –
Во множественных пробоинах на мгновение приоткроются
Безводные золотистые пересыпчатые барханы.


Часть 2. Земля. 21-й век.

Холодная заблудившаяся комета не успокоится!
Стремительно завершая неумолимое приближение
Она неостановимыми астероидами раскроется,
Сметая противоборствующие силы сопротивления!

Но мощно издалека Мироустроители появляются,
Свергая неперехваченные громадины с траектории.
Таинственное влияние Великанов осуществляется
Эффектным противодействием Завершению Истории!


Часть 3. Где-то. 21-й век.

И вот, Мироустроители сквозь пространственные порталы
Проникли в полусожжённую неизведанную страну,
Где скорбно переливаются императорские каналы,
Расплёскивая про бактериологическую войну;

Где съёжившимися вымпелами и флагами развевается
Зловеще-необитаемое пространство над головой;
Где в бункере пограничного наблюдения разлагаются
Сражённые офицеры из обороны береговой...

Пируют микроскопические создания в городах.
Никто не предотвратил апокалиптическое безумие.
Изведавшие предательство монументы на площадях
Забрасывают осколками рассыпающиеся мумии…

Могущество измерялось непрекращаемостью рождения.
Отравленные - разверзлись негодованием небеса!
Лишь вахтенные на станциях орбитального наведения
Несутся, неупокоенные, на солнечных парусах…

Уходят Преодолевшие перекрученность универсума…
Исторгли колокола предостережение для Земли:
Не будет ни возрождения, ни цветения, ни прогресса -
Отечество обкурившиеся владыки не сберегли!..


Часть 4. Где-то. 50 лет спустя.

Опять Мироустроители за туманностями порталов
Возникли на горизонте преодоления Многомерности,
Увидели бриллиантовое сверкание перевалов,
На набережных поверженных - искажения параллельности.

Ужасные разрушения, превзошедшие ожидания.
Естественно, что за некоторое время произошло
Выщербливание набережных фарфоровых под влиянием
Главенствующих течений океанических и ветров.

Не свергнутая, но вывернутая, крыша библиотечная,
Удержанная колоннами, возвышается как скала.
Подверженные всем веяниям и времени быстротечному
Поблёкли в обсерваториях просветлённые зеркала.

Размножилась и господствует совершенная без прикрас,
Оставшаяся нетронутой разгулявшейся эпидемией,
Единственная живая из конкурировавших здесь рас,
Которая и использовала убийственные бактерии.

05.12.2013
© Copyright: Виктор Дванольодинвосем
© Copyright: Victor Dvanoljodinvosem

Вот схема ударных и безударных слогов этого произведения:

о1оооо1оооо1оооо1оо
о1оооо1оооо1оооо1оо
о1оооо1оооо1оооо1оо
о1оооо1оооо1оооо1оо

Или так – с разделением на стопы для наглядности:

о1ооо_о1ооо_о1ооо_о1оо
о1ооо_о1ооо_о1ооо_о1оо
о1ооо_о1ооо_о1ооо_о1оо
о1ооо_о1ооо_о1ооо_о1оо.


Здесь
о1ооо = чистый пентон 2 = пятисложная стопа со вторым ударным слогом.


........................  ............................   ....................

Смотрите также о пентоне 2:

   Пробой Многомерности. Посвящается Г. Шенгели. Пентон 2.
            http://www.stihi.ru/2013/10/09/2850

   Мироустроители не опоздали! Пентон 2.
            http://www.stihi.ru/2013/10/11/9723

   Мироустроители  опоздали!  Ответ  товарищу  Шенгели  через  97  лет.  Пентон  2.
             http://www.stihi.ru/2013/10/22/8381

.2  Мироустроители опоздали! Версия 2.
           Ответ Шенгели. Пентон 2.                     
            http://www.stihi.ru/2013/11/05/2473

   Пентон 2. Всё на одной странице.
               http://www.stihi.ru/2013/10/13/7602

  Пробой Многомерности. Пентон 2. 4 часть
               http://www.stihi.ru/2013/12/05/5658

......................................................................................
 

Вот ещё о пентонах:

 Поэтический словарь Квятковского:

ПЯТИДО;ЛЬНИК — одна из четырех элементных групп, участвующих в формировании метрического стиха. Истоки П. — народная поэзия. Эта сложная двухакцентная мера (крата) представляет собой сочетание трехдольника с двудольником. Главный метрический акцент находится на первой доле трехдольника, побочный акцент — на первой доле двудольной части: | . Как элементная ритмическая группа, П. теоретически имеет пять видовых форм, зависящих от положения в стихе анакрузы и соответствующей ей эпикрузы:

Пятидольник 1-й |||
Пятидольник 2-й ||
Пятидольник 3-й |||
Пятидольник 4-й ||
Пятидольник 5-й ||

Все эти П. образуют собой класс пятидольников. В русской поэзии разработаны третий, четвертый и пятый пятидольники. Третий и пятый пятидольники совместимы и взаимозаменяемы; они распространены

в русском народном стихе. Вот пример трехкратного П. третьего вида:

|Жаво|ро;ночек || на про|га;линке || распе|ва;ет. / |
| Он зо|ве;т весну, || радость | кра;сную || вызы|ва;ет. / |

(Н. Цыганов)

Будучи двухакцентной элементной группой, пятидольник (равно как и шестидольник) содержит в себе начала двухкратности; следовательно, сдвоенный пятидольник (и шестидольник) представляет собой сложную метрическую группировку, которая воспринимается слухом не как полупериод, а как цельный период четырехкратного отсчета. Примеры таких П. третьего вида:

| Впере|ди; летит — || ясным | со;колом, |
| Поза|ди; летит — || черным | во;роном, |
| Впере|ди; летит — || не у|ка;тится, |
| Поза|ди; летит — || не оста;нется.|

(Н. Некрасов)

Популярен в русской поэзии П. с рифмами:

|Как при|вя;жется, || как при|ле;пится |
| К уму-|ра;зуму || думка | пра;здная, |
| Мысль до|ку;шная || в мозг твой | вце;пится |
| И клю|ёт его, || неот|вя;зная.|

(В. Бенедиктов)

То же с однодольной паузой в конце каждого периода:



| Мимо | дво;рика, |
| Мимо | ха;ты, |



| За о|бо;зами|
| Шли сол|да;ты, / |



| Они| шли;-прошли |
| Слобо|до;ю, / |



| Звали | де;вушку |
| За со|бо;ю. / |

(М. Исаковский)

То же с двудольной паузой:

| Не слыш|ны; в саду || даже | шо;рохи, |
| Все здесь | за;мерло || до ут|ра;. / / |
| Если б| зна;ли вы, || как мне | до;роги |
| Подмос|ко;вные || вече|ра;. / / |

(М. Матусовский)

П. с ритмической инверсией:



| Красным | по;лымем|
| Заря | вспы;хнула; |



| По ли|цу; земли|
| Туман | сте;лется; |



| Разго|ре;лся день|
| Огнем | со;лнечным, |



| Подо|бра;л туман |
| Выше | те;мя гор. |

(А. Кольцов)

П. со включением полудольных слогов:



| Лет до |ста; расти |
| Нам без | ста;рости. |



| Год от | го;да расти |
| Нашей | бо;дрости. |



| Славьте, | мо;лот и стих, |
| Землю | мо;лодости. |

(В. Маяковский)

Четвертый вид П. встречается в нашей поэзии довольно часто. Из русских поэтов первым написал такие стихи В. Тредиаковский:

Нач|ну на | фле;йте сти||хи пе|ча;льны;
Зря | на Рос|си;ю чрез || страны | да;льны.

У других поэтов:



Где | наша | ро;за,
друзь|я мо|и;? /



У|вяла | ро;за,
Ди|тя за|ри;. /

(А. Пушкин)

Ды|мится | по;ле, рас||свет бе|ле;ет,
В сте|пи ту|ма;нной кри||чат ор|лы;. /
И | дико | зво;нок их || плач го|ло;дный
Сре|ди хо|ло;дной плы||вущей | мглы;. /

(И. Бунин)

Четвертым же П. написана «Песня о Соколе» М. Горького: «|Высоко в горы | вполз Уж и лег там | в сыром ущелье, | свернувшись в узел | и глядя в море...»|.

Следует отметить, что стихи такого стиля биметричны, их можно прочитать и как шестидольник:

Ды||мится | поле, / рас||свет бе|леет, /
В сте||пи ту|манной / кри||чат ор|лы, / /
И || дико | звонок / их || плач го|лодный /
Сре||ди хо|лодной / плы|| вущей | мглы;. / /

Как правило, поэты соблюдают точность словоразделов, совпадающих с ритмическим членением П. Но есть случаи, когда они не следуют этому правилу. Вот пример рассечения слова в стихе стопоразделом, в результате чего осложняется естественная инерция ритма (4, 5, 6-й стихи):

| Кабы |зна;ла я, || кабы | ве;дала, |
| Не смот|ре;ла бы || из о|ко;шечка|
| Я на | мо;лодца || разу|да;лого, |
| Как он | е;хал по || нашей | у;лице, |
| Набе|кре;нь зало||мивши | му;рмолку, |
| Как ли|хо;ва ко||ня бу|ла;нова, |
| Звонко|но;гого, || долго|гри;вого, |
| Супро|ти;в окон || на ды|бы; вздымал.

(А. К. Толстой)

Интересен редчайший опыт П. второго, но в нем допущена ошибка: не соблюдена двухакцентность пятидольной меры; акцентируется лишь первая трехдольная часть,  остается совершенно безударной двудольная часть, вследствие чего П. теряет свою устойчивость. Этим и объясняются слоговые просчеты в некоторых стихах, где допущено превышение пятидольной меры (шесть слогов):

Без|во;дные золо|ти;стые пере|сы;пчатые бар|ха;ны / /
Стре|мя;тся в полусож|же;нную неиз|ве;данную стра|ну;, / / /
Где | пра;вят в уеди|не;нии злато|ли;цые богды|ха;ны, / /
Вды|ха;я тяжело|ды;мную злато|о;пийную вол|ну;. / / /

Где | в на;бережных фар|фо;ровых импе|ра;торские ка|на;лы / /
По|бле;скивают, пере|пле;скивают ко|ри;чневой чешу|е;й, / / /
Где | в бе;лых обсерва|то;риях и библи|о;теках опа|ха;лы / /
Над | ру;кописями | ве;тхими, точно |ве;тер берего|во;й. / / /

Но медленные и смутные не колышатся караваны,
В томительную полуденную не продвинуться глубину.
Лишь яркие золотистые пересыпчатые барханы
Стремятся в полусожжённую неизведанную страну.

(Г. Шенгели)

Традиционная теория стиха игнорирует П. как самостоятельную меру метрического стиха. Между тем П. освящен традицией народной поэзии и довольно часто применяется русскими поэтами, что видно отчасти из вышеприведенных примеров. По своему долевому объему русские П. соответствуют античным пятиморным пэонам.
Поэтический словарь. — М.: Советская Энциклопедия Квятковский А. П., науч. ред. И. Роднянская 1966.
 
Рейтинг: 0 447 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!