СОЧИНЕНИЕ

23 сентября 2013 - Галина Карташова
article160726.jpg

     7-ой «Б» пишет сочинение на тему «Осенний лес». Склонены головы над тетрадями, а за окном чудесный осенний день, лучи солнца освещают крону пожелтевшего ясеня, и яркий отсвет делает атмосферу в классе тёплой и праздничной. Девочка, взглянув на солнечное дерево, бодро выводит первую фразу: «Осенью в лесу очень красиво в солнечный день…».

     Бросает взгляд на Мальчика, который ей нравится. Очень нравится. Как-то он там справится, с русским языком у него неважно. Когда есть возможность, она исправляет ему ошибки, но сейчас такой возможности нет. Что-то пишет, не поднимая головы. Поймать хотя бы один его взгляд. Нет, не смотрит. У Девочки портится настроение. Перечёркивает начатое предложение, пишет: «Вот и осень. В лесу стало уныло…».

     Вообще-то в лесу она не была, в лес у них в семье по выходным дням любит ездить только папа. Проводит там целый день, возвращается всегда очень довольный, в каком-то светлом настроении. Иногда привозит кошёлку грибов. Или места у них не грибные, или папа не умеет их искать, он в этих краях не местный. Скорее всего, он не очень-то грибы ищет, а просто заряжается энергией леса, тешит свой глаз художника.

     Девочка тоже очень хорошо рисует. В классе их двое – художников: она и Мальчик, который ей так сильно нравится. Надо признать, Мальчик рисует лучше, чем она. Но, когда надо оформлять что-то к праздникам, после занятий они вдвоём остаются в классе и рисуют, рисуют. Для неё такие вечера насыщены особой радостью сближения.

Опять взгляд в его сторону… Бесполезно. Погода в её сочинении начинает портиться, уже накрапывает дождь. Серая осенняя тоска.

     На следующем занятии учительница, раздавая владельцам тетради с проверенными сочинениями, по каждому из них проводит краткий обзор. Оставив перед собой две тетрадки, говорит, что хотела бы зачитать вслух два, особо понравившихся ей, сочинения. Мальчика и Девочки. Кто-то, знающий об их пристрастии к живописи, подаёт реплику, что художники, мол, умеют описывать природу. Учительница подчёркивает, что сочинения совершенно противоположны по настроению. Читает. «Осенний лес» Мальчика пронизан солнцем, дышит радостью и яркими красками, ощущается запах воздуха, насыщенный лесными запахами еловой смолы, грибов и диких яблок. У Девочки полнейший контраст: хмарь, плачущие деревья, горький запах прелой осенней листвы.

 **

      Прошли годы. Женщина разбирает вещи в старом доме, где прошло её детство. Через несколько дней сюда вселятся чужие люди. Женщина отбирает то, что предстоит сохранить, и откладывает в отдельную стопку всё, что предстоит выбросить, так как не представляет ценности. Фотографии, документы, письма. И вот… Непонятно зачем сохраненная тетрадка по русскому языку ученицы 7 «Б»… Начинает вчитываться, и так явственно наплывает ясный осенний день, золотой ясень за окном, Мальчик, который никак не хочет посмотреть в её сторону.

И тут же перед глазами Женщины встаёт взгляд его серо-зелёных глаз, который так и не забылся с годами.

© Copyright: Галина Карташова, 2013

Регистрационный номер №0160726

от 23 сентября 2013

[Скрыть] Регистрационный номер 0160726 выдан для произведения:

     7-ой «Б» пишет сочинение на тему «Осенний лес». Склонены головы над тетрадями, а за окном чудесный осенний день, лучи солнца освещают крону пожелтевшего ясеня, и яркий отсвет делает атмосферу в классе тёплой и праздничной. Девочка, взглянув на солнечное дерево, бодро выводит первую фразу: «Осенью в лесу очень красиво в солнечный день…».

     Бросает взгляд на мальчика, который ей нравится. Очень нравится. Как-то он там справится, с русским языком у него неважно. Когда есть возможность, она исправляет ему ошибки, но сейчас такой возможности нет. Что-то пишет, не поднимая головы. Поймать хотя бы один его взгляд. Нет, не смотрит. У девочки портится настроение. Перечёркивает начатое предложение, пишет: «Вот и осень. В лесу стало уныло…».

     Вообще-то в лесу она не была, в лес у них в семье по выходным дням любит ездить только папа. Проводит там целый день, возвращается всегда очень довольный, в каком-то светлом настроении. Иногда привозит кошёлку грибов. Или места у них не грибные, или папа не умеет их искать, он в этих краях неместный. Скорее всего, он не очень-то грибы ищет, а просто заряжается энергией леса, тешит свой глаз художника.

     Девочка тоже очень хорошо рисует. В классе их двое – художников: она и мальчик, который ей так сильно нравится. Надо признать, мальчик рисует лучше, чем она. Но, когда надо оформлять что-то к праздникам, после занятий они вдвоём остаются в классе и рисуют, рисуют. Для неё такие вечера насыщены особой радостью сближения.

Опять взгляд в его сторону… Бесполезно. Погода в её сочинении начинает портиться, уже накрапывает дождь. Серая осенняя тоска.

     На следующем занятии учительница, раздавая владельцам тетради с проверенными сочинениями, по каждому из них проводит краткий обзор. Оставив перед собой две тетрадки, говорит, что хотела бы зачитать вслух два, особо понравившихся ей, сочинения. Мальчика и девочки. Кто-то подаёт реплику, что художники, мол, умеют описывать природу. Учительница подчёркивает, что сочинения совершенно противоположны по настроению. Читает. «Осенний лес» мальчика пронизан солнцем, дышит радостью и яркими красками, ощущается запах воздуха, насыщенный лесными запахами еловой смолы, грибов и диких яблок. У девочки полнейший контраст: хмарь, плачущие деревья, горький запах прелой осенней листвы.

 

**

 

     Женщина разбирает вещи в родительском доме. Через несколько дней сюда вселятся чужие люди. Нужно быстренько отобрать то, что нужно сохранить, и безжалостно выбросить всё, что не представляет ценности. Фотографии, документы, письма. И вот… Непонятно зачем сохраненная тетрадка по русскому языку ученицы 7 «Б»… Начинает вчитываться, и так явственно наплывает ясный осенний день, золотой ясень за окном, мальчик, который никак не хочет посмотреть в её сторону.

И тут же отчетливо представляет взгляд его серо-зелёных глаз, который так и не забылся с годами.

 
Рейтинг: +32 1881 просмотр
Комментарии (45)
Юлия Степанова # 23 сентября 2013 в 17:17 +2
Интересно)) 50ba589c42903ba3fa2d8601ad34ba1e
Галина Карташова # 23 сентября 2013 в 18:55 +1
Возвращение к прошлому.

8422cb221749211514c22c137ac103f1
Тая Кузмина # 23 сентября 2013 в 17:42 +2
Я не сохранила свои тетрадки, а жаль. Интересно вспомнить школу.
Чудесный рассказ!!!


Галина Карташова # 23 сентября 2013 в 18:57 +1
Иногда что-то хранишь годами, потом выбрасываешь во время наведения порядка. А потом сожалеешь, зачем выбросила...

kuku
Татьяна Чанчибаева # 23 сентября 2013 в 18:10 +2
Свои не сохранила, а вот тетради учеников - храню, перелистываю иногда, перечитываю, вспоминаю...
Отличный рассказ, Галина! Удачи Вам и ласковой осени!

С теплом, Татьяна. 38
Галина Карташова # 23 сентября 2013 в 18:58 +1
Спасибо, Татьяна, за тепло души!

040a6efb898eeececd6a4cf582d6dca6
Алексей Куренков # 23 сентября 2013 в 20:08 +2

Спасибо Галина. Очень понравилось. Написано не пером, а душой.

8ed46eaeebfbdaa9807323e5c8b8e6d9
Галина Карташова # 23 сентября 2013 в 20:22 +3

Спасибо Вам, Алексей!

38
Наталья Бугаре # 24 сентября 2013 в 14:02 +2
Очень хороший рассказ получился, Галочка, все в нем есть- и свет и хмарь, и тепло и прохладный ветер, и зарождающаяся любовь и взгляд через всю жизнь... И строки детским, не ровным почерком в разлинованной тетради, как память... 8ed46eaeebfbdaa9807323e5c8b8e6d9
Галина Карташова # 24 сентября 2013 в 19:44 +1
Спасибо за такой замечательный отзыв всепонимающего человека!

040a6efb898eeececd6a4cf582d6dca6
Надежда # 24 сентября 2013 в 14:32 +2
Галя!Отличный рассказ!Школьные годы чудесные!Разве их забудешь!
Спасибо-мне очень понравился рассказ,я даже прослезилась...все от души написано! osenpar1
Галина Карташова # 24 сентября 2013 в 19:42 +1
Да, школьные годы забыть невозможно! Там наши первые радости, огорчения и огромная вера в то, что впереди ещё целая жизнь.

Спасибо! ura
Александр Балбекин # 24 сентября 2013 в 19:01 +2
Очень мило и неожиданно в финале! kapusta
Галина Карташова # 24 сентября 2013 в 19:43 +1
Спасибо, Александр, за отзыв!

osenpar1
Александр Приймак # 24 сентября 2013 в 22:01 +2
Очень хорошо!
Благодарю!
Галина Карташова # 24 сентября 2013 в 22:29 +1
Благодарю Вас, Александр!
Ольга Кельнер # 25 сентября 2013 в 16:29 +2
Очень хороший рассказ получился,такой искренне чистый.Молодец. ura
Галина Карташова # 25 сентября 2013 в 19:13 +1
СПАСИБО, ОЛЕЧКА!

kissfor
Пётр Грановский # 27 сентября 2013 в 19:18 +1
Читается с интересом. Удачи! osenpar1
Галина Карташова # 27 сентября 2013 в 20:53 0
Спасибо, Пётр! Это всего лишь краткий миг воспоминания.
Зинаида Русак # 27 сентября 2013 в 21:22 +1
Очень хороший, светлый рассказ с интересным финалом.Понравился! v 50ba589c42903ba3fa2d8601ad34ba1e
Галина Карташова # 28 сентября 2013 в 10:54 0
Спасибо, Зиночка!

ura
Валентина Егоровна Серёдкина # 3 октября 2013 в 13:49 +1
Замечательный период - школьные годы, потому и
воспоминания очень добрые, светлые, проникновенные...

Успехов, Галочка! С благодарностью! 38 osenpar1
Галина Карташова # 3 октября 2013 в 20:24 +1
Спасибо за тёплый отзыв и такую чудесную картинку! Замечательное фото!

osenpar2
Матвей Тукалевский # 4 октября 2013 в 14:02 +1
Галочка!
Очень рад сообщить тебе, что твоя (новелла ли, зарисовка ли - не столь важно!) удалась на славу.
Я так думаю.
Написана она правильным и чистым "великим и могучим"!
Тебе удалось передать и атмосферу описанных событий, и дать то, что любит УМНЫЙ читатель - пищу для мозга его - междустрочье. И углубить миниатюру, намекнув в эпилоге на глубину и многомерность повествования.
Одним словом, это - несомненная удача, Галчонок!

В двух только местах мой взгляд профессионального и искушенного ЧИТАТЕЛЯ споткнулся:
Вот здесь:
"...Оставив перед собой две тетрадки, говорит, что хотела бы зачитать вслух два, особо понравившихся ей, сочинения. Мальчика и девочки. Кто-то подаёт реплику, что художники, мол, умеют описывать природу...."

Дело в том, что слова "мальчик" и "девочка" стали по воле Автора именами собственными: "Мальчик" и "Девочка".
А вот в этом абзаце нет указания на это. Стало быть, понимается так, что учитель выделила два сочинения: какой-то девочки и какого-то мальчика. И нет указания на то, что это сочинения именно наших героев.

Что надо сделать?
А просто добавить поясняющее и уточняющее предложение, допустим:
"Оставив перед собой две тетрадки, говорит, что хотела бы зачитать вслух два, особо понравившихся ей, сочинения. Мальчика и Девочки. Кто-то, знающий об их пристрастии к живописи, подаёт реплику, что художники, мол, умеют описывать природу."

И уж, конечно, по всему тексту надо писать Мальчика и Девочку с заглавных букв, подчеркивая, что это не нарицательные, а собственные имена литературных героев.

И вторую, заключительную часть произведения надо "причесать". А то не понятно кто натыкается на старое школьное сочинение? Девочка, его автор, ставшая женщиной? (К этому посыл - тот факт, что она "ВСПОМИНАЕТ глаза" Мальчика)
Или это ДОЧКА той девочки, которая когда-то писала сочинение, потом постарела и умерла и теперь её дочь разбирает её старые вещи, продав её квартиру (дом)?! На это наталкивает одно-единственное слово "родительском".
Оно здесь явно лишнее, отвлекающее мысль Читателя.
Стоит заменить это прилагательное на, допустим, "старом" и всё выравнивается. Нет почвы для разночтений. Женщина становится той самой Девочкой. Да и лишний раз подчеркивается, что прошло много времени с момента написания сочинений. Без этого всю тяжесть такого уточнения на себе несёт одно-единственное слово "Женщина". Неплохо бы её "подпереть" словами "старом доме".
И, возможно, изменив коду:
"И тут же перед глазами Женщины встаёт взгляд его серо-зелёных глаз, который так и не забылся с годами.



Успеха, Галочка! botanik
Галина Карташова # 4 октября 2013 в 15:35 0
Матвей! Большое Вам спасибо за столь добросовестный и полезный для меня отзыв. Всенепременно воспользуюсь Вашим советом и подсказкой.

С благодарностью!
Алиса Евселевская # 9 октября 2013 в 16:56 +1
Чистые, красивые отношения, школьная влюбленность! После Вашего рассказа становится тепло и хорошо. osenpar2
Галина Карташова # 9 октября 2013 в 20:26 0
Спасибо, Алиса!

Светлых Вам дней осени! osenpar1
владимир попов # 11 октября 2013 в 14:15 +1
Очень хорошо, Галя! Мне понравилось! 040a6efb898eeececd6a4cf582d6dca6 osenpar2 smileded
Галина Карташова # 11 октября 2013 в 19:58 0
Спасибо, Володя!

elka4
nadezhda redko # 16 октября 2013 в 11:01 +1
Рассказ заставил грустить, вспомнилось много доброго и хорошего . Спасибо за воспоминания из школьных лет!
Галина Карташова # 16 октября 2013 в 21:34 0
Школьные годы насыщены очень яркими воспоминаниями. И это хорошо, что они не забываются, так легче понять нынешних школьников.

50ba589c42903ba3fa2d8601ad34ba1e
ЛЮБОВЬ БОНДАРЕНКО # 17 октября 2013 в 23:55 +1
Школьные годы чудесны, а первая любовь еще прекрасней! Удачи, Галина! 8ed46eaeebfbdaa9807323e5c8b8e6d9
Галина Карташова # 18 октября 2013 в 20:12 0
Когда-то задавалась вопросом, почему школьная любовь практически никогда не имеет продолжения во взрослой жизни 625530bdc4096c98467b2e0537a7c9cd
Марина Попова # 18 октября 2013 в 12:44 +1
Интересный рассказ.
первая влюбленность.
Чистые отношения.
И за кадром папа...
возможно, и дочь больше
бы поняла своего одноклассника,
приобщившись к природе...
Спасибо, Галина, за приятные эмоции.
Удачи.
Галина Карташова # 18 октября 2013 в 20:14 0
Всё возможно! Невозможно только одно - переписать То сочинение заново.

Спасибо, Марина! 040a6efb898eeececd6a4cf582d6dca6
Лидия Гржибовская # 20 октября 2013 в 13:26 +1

ОТ ДУШИ

С ПОБЕДОЙ В КОНКУРСЕ!

Галина Карташова # 20 октября 2013 в 15:59 0

СЕРДЕЧНОЕ СПАСИБО!

8ed46eaeebfbdaa9807323e5c8b8e6d9
Николай ДОЛГУШИН # 3 ноября 2013 в 12:07 +1
Хотел было
поругать, что все мыслимые медали в Парнасе забрала и нам, новичкам, ничего не оставила.Но когда прочитал тобой написанное, посмотрел на стену твою, то понял - можно ещё столько же добавить. Каюсь, но никогда не думал, что ЖЕНЩИНА может быть настолько талантлива...Получил огромное удовольствие, хотя прочёл далеко не всё. Я думаю, что ты Музу дома к батарее приковала и она теперь только тебе и служит. А нам - горемыкам 0 что прикажешь делать?! Креста на тебе нет, милая!...
Галина Карташова # 3 ноября 2013 в 15:40 +1
Рано или поздно все новички обретают статус "старичков", а медалей на всех хватит.

Вам настоятельно рекомендую принять участие в конкурсах прозаиков, они проводятся регулярно, а Ваша проза заслуживает того, чтобы с ней ознакомились читатели.

С самыми наилучшими пожеланиями!
Владимир Проскуров # 16 декабря 2013 в 21:56 +1
Как далеко ушел мой класс,
Линейки, вечера и сборы,
Я с грустью вспоминаю споры,
Особенно в тот первый раз …
Галина Карташова # 17 декабря 2013 в 11:13 0
Владимир!
Вы, как всегда, радуете замечательным экспромтом.

Спасибо!
Марина Попенова # 16 июля 2014 в 13:39 +1
Очень трогательный рассказ! Так хорошо от него на душе! СПАСИБО!
Галина Карташова # 16 июля 2014 в 17:25 0
Спасибо, Мариночка!

Мысленные возвращения в прошлое - это всегда светло и немножечко грустно.

50ba589c42903ba3fa2d8601ad34ba1e