Лидия! Вы, как всегда, используя простые формы, добиваетесь высокого звучания. Правильно говорят: всё гениальное - просто. Плетень с кувшинами, бабушка с чугунком, дед с лаптем - всё очень осязаемо. И от этого Ваша ностальгия по былому передаётся нам, волнуя до слёз... Не очень понравились вот эти фразы: **"Не пробуждает ли сознанье Ваше?" - звучит как-то очень деревянно и по-научному среди всей этой деревенской идиллии. Сознанье, подсознанье... Понятно - ЧТО Вы хотели спросить, но надо как-то здесь "вывернуться" по-другому. **"Там в самом дальнем, тёмном уголке Вдруг пласт откроется полоской узкой" -- а это что такое? Что это за уголок такой? Типа "Уголок России - отчий дом"? Почему тёмный? И какой "пласт"? Земли? Истории? Сознания? И что за "узкая полоска"? Земли? Истории? Сознания? Вот эти три строчки - самоё темное место Вашего весьма интересного произведения. Может, надо уйти от этих невнятностей? У Вас же всё так ясно, зримо, "вкусно" - и вдруг такое. Подумайте здесь, пожалуйста )
Согласна с вами на все 100%, просто хотелось сказать, что в каждом человеке, в его подсознании, дремлют воспоминания предков, накопленые веками, видимо не получилось в данном случае донести это до читателя в более приемлемой и доступной форме. Считаю, что стихи,( не имею в виду данное конкретное произведение) должны быть написаны так, чтоб их мог понять и воспринять душевно и АКАДЕМИК, и ДОЯРКА, но это моё субъективное мнение, может быть я и не права. Замечания ваши учту обязательно!
Вы абсолютно правы! Читатель не должен спотыкаться взглядом на том, чему необходимы пространные объяснения вне данного произведения. Если Вам будет интересно, предлагаю посмотреть вот эту дискуссию редакторов и автора http://parnasse.ru/masterskaja/poyezija/dlja-obschego-razbora/svetit-v-nebe-zvezda.html Обратите внимание на фразу редактора: "Но понимаете ли, Никита, мне кажется,что надо стараться писать так,чтобы потом не объяснять в длинных комментариях, что собственно имелось в виду.Из стиха это должно быть более-менее понятно.Как-то так". И ещё обратите внимание на то, что автор ни на миллиметр не сдвинулся в своей позиции, несмотря на всеобщий хор редакторов, что-то ему указывающих, - пути всё так же "строгаются", провода гудят из пыли в пыль, всё так же озаряются висящие в небе бока, а дверь всё так же "ВЫРАЩИВАЕТСЯ". То есть, не очень понятно - ради чего человек всё это разместил в Мастерской. Я считаю - чтобы просто покуражиться, постебаться. Бывают и такие, к сожалению. И Вы подумайте всё же над теми своими тремя строчками... там надо подумать - чтобы и академик, и доярка... ))
Ой, как же я с вами согласна! У нас в городе есть ЛИТ объединение, где на собраниях разбираем стихи друг друга, иногда я и несколько моих коллег ходим по школам в литературные кружки. И я всегда говорю и детям и взрослым, кто пишет или пытается писать, что если на восьмистишие придётся писать пояснения того, о чём автор хотел поведать в данном стихотворении в виде брошюры на 10 листов, то это не стихи. Стихи - это когда у читателя не возникает вопросов по поводу уточнения событий или выяснения кто же такие эти или иные персонажи, стихи - это когда читатель всё понимает и тем не менее автор даёт возможность читателю что-то домыслить, прочесть между строк или трактовать по-своему, зыбкой неуловимой недосказанностью, как бы не совсем приподнимая завесу в свой душевный и духовный мир. Спасибо за такое приятное общение, по ссылке обязательно схожу, почитаю.
А вот у меня, скорее, замечания. Поэт обращается с первой строчки к читателю , по-братски, "Мы", "сознанье Ваше". Я-читатель. Но я родом не из русской деревни, мало того, корней там никогда не водилось. И мое сознание пробуждают не горшки, а музыка, литература, медитация.... Вид патриархального семейного быта, скорее, лубочный какой-то получился. "Поевши, ложку чинно ОН оближет...
Помолится ОН Деве Пресвятой," Рядом нехорошо, пусть даже в разных строфах. И еще одно занудство "…Сижу в саду там, где погуще тень, Вдыхаю запах георгинов алых." Георгины трудно отнести к символу Руси изначальной. Впрочем, трудно себе также представить наслаждение ароматом этих отнюдь не душистых цветов. К чему тогда георгин? Ну, а хорошего уже много было сказано)))Успехов!
Лидия! Ваше стихотворение здесь уже давно, если судить по датам. Не знаю, нужен ли Вам до сих пор его разбор, но если выставлено для разбора, позвольте несколько замечаний. 1. Вы начинаете с "мы", тогда почему "сознанье Ваше"? В стихе вообще нет обращения к кому-либо, кроме того, что подразумевается наша общая память. Напрашивается - "Наше". И не сознание, скорее всего, а чувства. Например: "не пробуждает ли он чувства наши?" 2. Здесь уже упоминали некие неопределённые "уголок" и "пласт". Пласт (слой) подразумевает толщину чего-либо... И слабовато как рифма: уголке - окне. 3. По рифме слабо: чугунок - внучок. И совсем слабо: поставит - оставит. 4. Кряхтя - пыхтя - слабо по рифме. А вот: поближе-оближет - хорошо. 5. Замечания более общего характера здесь уже даны. Хотелось бы ещё обратить внимание на ошибки в пунктуации. И слово "корцом"? Ковшом?
Полностью согласен с мнением Валерия. Особенно с пунктом № 5. Корец - мера сыпучих тел, в частности зерна ("корец - ковш мельничный". Толковый словарь Даля). Так как же из него воду пить? Он же скорей совок напоминает, чем ковш...
Стихотворение размеренное и чистое. Хотя есть выражения слишком бытовые, снижающие пафос. Например, такое - потея и пыхтя. То есть быт как бы сражается с пафосом. А это заставляет стих стоять как бы враскоряку - боясь быть и пафосным и слишком бытовым он перемиается с ноги на ногу