МЫ РОДОМ...

Мы родом все из русских деревень –
На свете нету мест родней и краше.
Унизанный кувшинами плетень
Не пробуждает ли сознанье Ваше?

Там в самом дальнем, тёмном уголке
Вдруг пласт откроется полоской узкой:
Свеча дрожит в заснеженном окне
И лапти дед плетёт у печки русской.

Там бабушка пузатый чугунок
С горячим варевом на стол поставит,
Промолвит ласково: «Садись, внучок...
И ты, старик…» Дед лапоть свой оставит,

Поднимется, сутулясь и кряхтя,
Придвинет стул к торцу стола поближе,
И станет есть, потея и пыхтя,
Поевши, ложку чинно он оближет...

Помолится он Деве Пресвятой,
И, зачерпнув корцом, попьёт водицы…
…Давно нет деда, нет деревни той,
И это всё мне грезится, иль снится?..

…Сижу в саду там, где погуще тень,
Вдыхаю запах георгинов алых.
…Мы родом все из русских деревень,
Хоть в городах живём больших и малых.

10 декабря 2008 год г. Острогожск 

© Copyright: Лидия Юрова - Надточиева, 2012

Регистрационный номер №0025226

от 11 февраля 2012

[Скрыть] Регистрационный номер 0025226 выдан для произведения:

Мы родом все из русских деревень –
На свете нету мест родней и краше.
Унизанный кувшинами плетень
Не пробуждает ли сознанье Ваше?

Там в самом дальнем, тёмном уголке
Вдруг пласт откроется полоской узкой:
Свеча дрожит в заснеженном окне
И лапти дед плетёт у печки русской.

Там бабушка пузатый чугунок
С горячим варевом на стол поставит,
Промолвит ласково: «Садись, внучок...
И ты, старик…» Дед лапоть свой оставит,

Поднимется, сутулясь и кряхтя,
Придвинет стул к торцу стола поближе,
И станет есть, потея и пыхтя,
Поевши, ложку чинно он оближет...

Помолится он Деве Пресвятой,
И, зачерпнув корцом, попьёт водицы…
…Давно нет деда, нет деревни той,
И это всё мне грезится, иль снится?..

…Сижу в саду там, где погуще тень,
Вдыхаю запах георгинов алых.
…Мы родом все из русских деревень,
Хоть в городах живём больших и малых.

10 декабря 2008 год г. Острогожск 

 
Рейтинг: +8 769 просмотров
Комментарии (9)
Николай Яцков # 12 февраля 2012 в 02:58 +2
Лидия! Вы, как всегда, используя простые формы, добиваетесь высокого звучания. Правильно говорят: всё гениальное - просто. Плетень с кувшинами, бабушка с чугунком, дед с лаптем - всё очень осязаемо. И от этого Ваша ностальгия по былому передаётся нам, волнуя до слёз...
Не очень понравились вот эти фразы:
**"Не пробуждает ли сознанье Ваше?" - звучит как-то очень деревянно и по-научному среди всей этой деревенской идиллии. Сознанье, подсознанье... Понятно - ЧТО Вы хотели спросить, но надо как-то здесь "вывернуться" по-другому.
**"Там в самом дальнем, тёмном уголке
Вдруг пласт откроется полоской узкой" -- а это что такое? Что это за уголок такой? Типа "Уголок России - отчий
дом"? Почему тёмный? И какой "пласт"? Земли? Истории? Сознания?
И что за "узкая полоска"? Земли? Истории? Сознания? Вот эти три строчки - самоё темное место Вашего весьма интересного произведения. Может, надо уйти от этих невнятностей? У Вас же всё так ясно, зримо, "вкусно" - и вдруг такое. Подумайте здесь, пожалуйста )
Лидия Юрова - Надточиева # 12 февраля 2012 в 12:44 +1
Согласна с вами на все 100%, просто хотелось сказать, что в каждом человеке, в его подсознании, дремлют воспоминания предков, накопленые веками, видимо не получилось в данном случае донести это до читателя в более приемлемой и доступной форме. Считаю, что стихи,( не имею в виду данное конкретное произведение) должны быть написаны так, чтоб их мог понять и воспринять душевно и АКАДЕМИК, и ДОЯРКА, но это моё субъективное мнение, может быть я и не права. Замечания ваши учту обязательно!
Николай Яцков # 12 февраля 2012 в 13:53 0
Вы абсолютно правы! Читатель не должен спотыкаться взглядом на том, чему необходимы пространные объяснения вне данного произведения. Если Вам будет интересно, предлагаю посмотреть вот эту дискуссию редакторов и автора
http://parnasse.ru/masterskaja/poyezija/dlja-obschego-razbora/svetit-v-nebe-zvezda.html
Обратите внимание на фразу редактора: "Но понимаете ли, Никита, мне кажется,что надо стараться писать так,чтобы потом не объяснять в длинных комментариях, что собственно имелось в виду.Из стиха это должно быть более-менее понятно.Как-то так".
И ещё обратите внимание на то, что автор ни на миллиметр не сдвинулся в своей позиции, несмотря на всеобщий хор редакторов, что-то ему указывающих, - пути всё так же "строгаются", провода гудят из пыли в пыль, всё так же озаряются висящие в небе бока, а дверь всё так же "ВЫРАЩИВАЕТСЯ". То есть, не очень понятно - ради чего человек всё это разместил в Мастерской. Я считаю - чтобы просто покуражиться, постебаться. Бывают и такие, к сожалению.
И Вы подумайте всё же над теми своими тремя строчками... там надо подумать - чтобы и академик, и доярка... ))
Лидия Юрова - Надточиева # 13 февраля 2012 в 16:47 +1
Ой, как же я с вами согласна! У нас в городе есть ЛИТ объединение, где на собраниях разбираем стихи друг друга, иногда я и несколько моих коллег ходим по школам в литературные кружки. И я всегда говорю и детям и взрослым, кто пишет или пытается писать, что если на восьмистишие придётся писать пояснения того, о чём автор хотел поведать в данном стихотворении в виде брошюры на 10 листов, то это не стихи. Стихи - это когда у читателя не возникает вопросов по поводу уточнения событий или выяснения кто же такие эти или иные персонажи, стихи - это когда читатель всё понимает и тем не менее автор даёт возможность читателю что-то домыслить, прочесть между строк или трактовать по-своему, зыбкой неуловимой недосказанностью, как бы не совсем приподнимая завесу в свой душевный и духовный мир. Спасибо за такое приятное общение, по ссылке обязательно схожу, почитаю.
Николай Яцков # 13 февраля 2012 в 16:59 0
Вы абсолютно правы!
Анна Читари # 16 февраля 2013 в 15:33 +1
А вот у меня, скорее, замечания. Поэт обращается с первой строчки к читателю , по-братски, "Мы", "сознанье Ваше". Я-читатель. Но я родом не из русской деревни, мало того, корней там никогда не водилось. И мое сознание пробуждают не горшки, а музыка, литература, медитация.... Вид патриархального семейного быта, скорее, лубочный какой-то получился.
"Поевши, ложку чинно ОН оближет...

Помолится ОН Деве Пресвятой," Рядом нехорошо, пусть даже в разных строфах.
И еще одно занудство "…Сижу в саду там, где погуще тень,
Вдыхаю запах георгинов алых." Георгины трудно отнести к символу Руси изначальной. Впрочем, трудно себе также представить наслаждение ароматом этих отнюдь не душистых цветов. К чему тогда георгин?
Ну, а хорошего уже много было сказано)))Успехов!
Валерий Левченко # 26 апреля 2013 в 20:20 +2
Лидия! Ваше стихотворение здесь уже давно, если судить по датам. Не знаю, нужен ли Вам до сих пор его разбор, но если выставлено для разбора, позвольте несколько замечаний.
1. Вы начинаете с "мы", тогда почему "сознанье Ваше"? В стихе вообще нет обращения к кому-либо, кроме того, что подразумевается наша общая память. Напрашивается - "Наше". И не сознание, скорее всего, а чувства. Например: "не пробуждает ли он чувства наши?"
2. Здесь уже упоминали некие неопределённые "уголок" и "пласт". Пласт (слой) подразумевает толщину чего-либо... И слабовато как рифма: уголке - окне.
3. По рифме слабо: чугунок - внучок. И совсем слабо: поставит - оставит.
4. Кряхтя - пыхтя - слабо по рифме. А вот: поближе-оближет - хорошо.
5. Замечания более общего характера здесь уже даны. Хотелось бы ещё обратить внимание на ошибки в пунктуации. И слово "корцом"? Ковшом?
Александр Сандер`S Воляев # 15 июня 2013 в 01:59 0
Полностью согласен с мнением Валерия. Особенно с пунктом № 5. Корец - мера сыпучих тел, в частности зерна ("корец - ковш мельничный". Толковый словарь Даля). Так как же из него воду пить? Он же скорей совок напоминает, чем ковш...
Денис Маркелов # 2 ноября 2013 в 21:27 0
Стихотворение размеренное и чистое. Хотя есть выражения слишком бытовые, снижающие пафос. Например, такое - потея и пыхтя. То есть быт как бы сражается с пафосом. А это заставляет стих стоять как бы враскоряку - боясь быть и пафосным и слишком бытовым он перемиается с ноги на ногу