ГлавнаяЛитературный ОЛИМПЛит Кафе → Фаина Раневская

Фаина Раневская

article423559.jpg
 
 Фаина Раневская (справа) с сестрой Изабеллой 
 
Парижская сестра божественной Фаины Раневской 
 
О Фаине Раневской и ее сестре Изабелле

Александр КАНЕВСКИЙ

Эту историю рассказал мне мой покойный друг, замечательный кинорежиссёр и яркий, искромётный человек Яков Сегель. Он обожал Фаину Георгиевну Раневскую, часто бывал у неё дома и потом, переполненный впечатлениями, делился ими со мной. Я в те годы ещё жил в Киеве, но уже большую часть своей жизни проводил в экспрессе «Киев-Москва» и в московских гостиницах, целенаправленно охмуряя редакции газет, издательства, Телевидение — постепенно внедряясь в жизнь столицы. Поэтому я уже имел возможность познакомиться с Фаиной Григорьевной и, для раскачки, перед историей Сегеля, расскажу о двух своих последних встречах с ней. 
 
Первая произошла в начале шестидесятых, в ресторане старого, ещё не сгоревшего Дома Актёра на улице Горького. Как всегда, он был переполнен. Предварительно заказав столик, мы ужинали, я, брат Леонид и несколько наших друзей. В зал вошла Раневская в сопровождении трёх актёров из театра «Моссовета», в котором она тогда служила. Пришли они после спектакля в надежде поужинать, но свободных мест, как я уже сообщил, не было. Мы решили потесниться, и я пригласил Фаину Георгиевну и её спутников за наш столик. Когда они рассаживались, мне принесли моё любимое блюдо: распластанного на тарелке «цыплёнка Табака». Увидев его, Фаина Георгиевна громко прокомментировала:

— Эта курочка приготовилась любить!

Естественно, и мы все, и сидящие за соседними столиками, громко расхохотались, после чего я растеряно решал, могу ли съесть своего любимого цыплёнка или должен любить его «платонически».

Следующая встреча произошла уже попозже, в конце тысяча девятьсот шестьдесят шестого года. В театре «Моссовета» готовили к выпуску спектакль «Странная миссис Севидж». Ставил спектакль великолепный режиссёр Леонид Викторович Варпаховский, в прошлом учёный секретарь Мейерхольда, отпахавший восемнадцать лет в сталинских лагерях, но каким-то чудом сохранивший свой талант, оптимизм, любовь к людям и неиссякаемое чувство юмора.

Несмотря на разницу возрастов в двадцать пять лет, мы очень дружили, часто общались, ездили вместе отдыхать в Прибалтику и там лихо проводили время, причём, заводилой всех придумок, розыгрышей и весёлого «хулиганства» был он. Когда я утром позвонил ему и сообщил, что прибыл в столицу, он попросил меня немедленно приехать в театр, чтобы успеть посмотреть репетицию: послезавтра показ на публике и сдача спектакля — он очень нервничает. Конечно, через полчаса я уже был в театре. Начался прогон. В спектакле участвовали очень хорошие, известные артисты, которые прекрасно играли свои роли, но…

Но когда появилась Раневская, у меня возникло ощущение, что на сцене куклы, а она — кукловод, она — Гулливер, она — гениальна, поэтому ни с кем не соизмерима.
Когда первое действие окончилось, я рассказал Варпаховскому о своём впечатлении.

— Сашенька, — взмолился он, — пожалуйста, скажите это всё ей — она меня измучила: ей то не нравится, это не нравится, требует переделок, а послезавтра сдача спектакля!..

Когда мы вошли в грим-уборную к Раневской, я с чувством произнёс:

— Фаина Георгиевна, я вас всегда любил, но после этого спектакля я восхищён, я в восторге, вы заполнили сцену, вы — кукловод, которому тесно на ширме, вы…

— Голубчик, — прервала меня Раневская, — пожалуйста, сядьте, вдохните воздух и медленно повторите всё, что вы сказали, медленно и с чувством — я обожаю, когда меня хвалят, о-бо-жа-ю!

Премьера прошла на ура, гремел хор восторженных отзывов и зрителей, и критиков, но она всё равно была не довольна: «Не так, не то, не получилось, не доделано»… И это повторялось всегда, после каждого спектакля: беспощадная требовательность к себе — свойство большого, истинного таланта!

***
Доброе слово и уважительное отношение к человеку ...

А теперь перейдём к истории, рассказанной Яковом Сегелем. Но сначала сведенье для тех, кто не знает: в 1917 году, когда вся её семья удирала от революции, двадцатилетняя Фаина, отравленная любовью к театру, отказалась эмигрировать и осталась в перевёрнутой России., одна-одинёшенька, без родителей, без родных и близких. Так и прожила все эти годы, оторванная от семьи.

В конце пятидесятых, её отыскали родственники и она смогла выехать в Румынию и повидалась с матерью, с которой рассталась сорок лет назад. Сестра Изабелла жила в Париже. После смерти мужа её материальное положение ухудшилось и она решила переехать к знаменитой сестре, которая, как она предполагала, при всех её званиях и регалиях, купается в роскоши.

Обрадованная, что в её жизни появится первый родной человек, Раневская развила бурную деятельность и добилась разрешения для сестры вернуться в СССР.
Счастливая, она встретила её, обняла, расцеловала и повезла домой. Они подъехали к высотному дому на Котельнической набережной.

— Это мой дом, — с гордостью сообщила Фаина Георгиевна сестре.

Изабелла не удивилась: именно в таком доме должна жить её знаменитая сестра. Только поинтересовалась:- У тебя здесь апартаменты или целый этаж?

Когда Раневская завела её в свою малогабаритную двухкомнатную квартирку, сестра удивлённо спросила:

— Фаиночка, почему ты живёшь в мастерской а не на вилле?

Находчивая Фаина Георгиевна объяснила:

— Моя вилла ремонтируется.

Но парижскую гостью это не успокоило.

— Почему мастерская такая маленькая? Сколько в ней «жилых» метров?

— Целых двадцать семь, — гордо сообщила Раневская.

— Но это же тесно! — запричитала Изабелла. — Это же нищета!

— Это не нищета! –разозлилась Раневская, – У нас это считается хорошо. Этот дом — элитный. В нём живут самые известные люди : артисты, режиссёры, писатели. Здесь живет сама Уланова!

Фамилия Уланова подействовала: вздохнув, Изабелла стала распаковывать свои чемоданы в предоставленной ей комнатушке. Но она так и не смогла понять, почему этот дом называется элитным: внизу кинотеатр и хлебный магазин, ранним утром грузчики выгружали товар, перекрикивались, шумели, устраивали всем жильцам «побудку». А вечерами, в десять, в одиннадцать, в двенадцать оканчивались сеансы и толпы зрителей вываливались из кинозала, громко обсуждая просмотренный фильм -Я живу над «хлебом и зрелищами», — пыталась отшучиваться Фаина Георгиевна, но на сестру это не действовало.

-За что тебя приговорили жить в такой камере?.. Ты, наверное, в чём-то провинилась.
В первый же день приезда, несмотря на летнюю жару, Изабелла натянула фильдеперсовые чулки, надела шёлковое пальто, перчатки, шляпку, побрызгала себя «Шанелью», и сообщила сестре:

— Фаиночка, — я иду в мясную лавку, куплю бон-филе и приготовлю ужин.

— Не надо! — в ужасе воскликнула Раневская. В стране царили процветающий дефицит и вечные очереди — она понимала, как это подействует на неподготовленную жительницу Парижа. — Не надо, я сама куплю.

— Фаиночка, бон-филе надо уметь выбирать, а я это умею, — с гордостью заявила Изабелла и направилась к входной двери. Раневская, как панфиловец на танк, бросилась ей наперерез.

— Я пойду с тобой!

— Один фунт мяса выбирать вдвоём — это нонсенс! — заявила сестра и вышла из квартиры.

Раневская сделала последнюю попытку спасти сестру от шока советской действительности.

— Но ты же не знаешь, где наши магазины!

Та обернулась и со снисходительной улыбкой упрекнула:

— Ты думаешь, я не смогу найти мясную лавку?

И скрылась в лифте.

Раневская рухнула в кресло, представляя себе последствия первой встречи иностранки-сестры с развитым советским социализмом.

Но говорят же, что Бог помогает юродивым и блаженным: буквально через квартал Изабелла Георгиевна наткнулась на маленький магазинчик, вывеска над которым обещала «Мясные изделия». Она заглянула во внутрь: у прилавка толпилась и гудела очередь, потный мясник бросал на весы отрубленные им хрящи и жилы, именуя их мясом, а в кассовом окошке толстая кассирша с башней крашенных волос на голове, как собака из будки, периодически облаивала покупателей.

Бочком, бочком Изабелла пробралась к прилавку и обратилась к продавцу:

— Добрый день, месье! Как вы себя чувствуете?

Покупатели поняли, что это цирк, причём, бесплатный, и, как в стоп-кадре, все замерли и затихли. Даже потный мясник не донёс до весов очередную порцию «мясных изделий». А бывшая парижанка продолжала:

-… Как вы спите, месье?… Если вас мучает бессонница, попробуйте перед сном принять две столовых ложки коньячка, желательно «Хеннесси»… А как ваши дети, месье? Вы их не наказываете?.. Нельзя наказывать детей — можно потерять духовную связь с ними. Вы со мной согласны, месье?

— Да, — наконец, выдавил из себя оторопевший мясник и в подтверждение кивнул.

— Я и не сомневалась. Вы похожи на моего учителя словесности: у вас на лице проступает интеллект.

Не очень понимая, что именно проступает у него на лице, мясник, на всякий случай, смахнул с лица пот.- Месье, — перешла к делу Изабелла Георгиевна, — мне нужно полтора фунта бон-филе. Надеюсь, у вас есть?

— Да, — кивнул месье мясник и нырнул в кладовку. Его долго не было, очевидно, он ловил телёнка, поймал его, зарезал и приготовлял бон-филе. Вернулся уже со взвешенной и завёрнутой в бумагу порцией мяса.

— Спасибо, — поблагодарила Изабелла. И добавила: — Я буду приходить к вам по вторникам и пятницам, в четыре часа дня. Вас это устраивает?

— Да, — в третий раз кивнул мясник.

Расплачиваясь в кассе, Изабелла Георгиевна порадовала толстую кассиршу, указав на её обесцвеченные перекисью волосы, закрученные на голове в тяжёлую башню:
— У вас очень модный цвет волос, мадам, в Париже все женщины тоже красятся в блондинок. Но вам лучше распустить волосы, чтобы кудри лежали на плечах: распущенные волосы, мадам, украсят ваше приветливое лицо.

Польщённая кассирша всунула два указательных пальца себе за обе щеки и стала с силой растягивать их, пытаясь улыбнуться.

Когда, вернувшись домой, Изабелла развернула пакет, Фаина Георгиевна ахнула: такого свежайшего мяса она давно не видела, очевидно, мясник отрезал его из своих личных запасов.

— Бон-филе надо уметь выбирать! — гордо заявила Изабелла.

С тех пор каждый вторник и каждую пятницу она посещала «Мясные изделия». В эти дни, ровно в четыре часа, мясник отпускал кассиршу, закрывал магазин, вешал на дверь табличку «Переучёт», ставил рядом с прилавком большое старинное кресло, купленное в антикварном магазине, усаживал в него свою дорогую гостью, и она часами рассказывала ему о парижской жизни, о Лувре, об Эйфелевой башне, о Елисейских полях… А он, подперев голову ладонью, всё слушал её, слушал, слушал… И на лице его вдруг появлялась неожиданная, наивная, детская улыбка…

— Я не знаю, — заключил свою историю Яков Сегель, — поняла ли Изабелла Георгиевна, в каком спектакле она участвовала, но свою роль она исполняла искренне и достоверно…

Добавлю от себя: но не долго. Очень скоро она тяжело заболела, умерла, и Фаина Георгиевна опять осталась одна. И теперь, после ощущения радости от присутствия рядом близкого, родного человека, она особенно остро почувствовала своё одиночество. Когда её заваливали букетами цветов, она грустно произносила: «Столько любви, а в аптеку сходить некому».

Одиночество убивало настроение и съедало здоровье. Навалившаяся старость душила её в своих объятиях. Одно из её крылатых высказываний: «Старость — это свинство. Это невежество Бога, когда он позволяет доживать до старости.» На вопрос «Как вы себя чувствуете?» отвечала: «Симулирую здоровье» или: «Я себя чувствую, но плохо».

И завершу я этот рассказ одним из последних её афоризмов. Точнее, это не афоризм — это крик души:

«Будь проклят этот талант, который сделал меня одинокой!»

Её одиночество окончилось на Новом Донском кладбище, где, по её завещанию, она похоронена рядом с сестрой — теперь они навсегда вместе.
 
 

***
 
Представляет несомненный интерес комментарий, сделанный к этой публикации в издании "Мы здесь" известным израильским журналистом Владимиром Ханелисом:

"С интересом перечитал воспоминания Якова Сегеля о Фаине Раневской и ее сестре Изабелле (Белле) Аллен-Фельдман. Несколько лет назад я был в Москве, на Старом и Новом Донском кладбищах. На участке №4 Нового кладбища находится могила сестер.

Я обошел захоронение. Фаина Георгиевна Раневская просила, чтобы на ее надгробии написали: "Умерла от отвращения". Разумеется, волю ее не исполнили. На плите стандартная надпись — фамилия, имя, отчество, звание, годы жизни. Ниже — выбиты фамилия, имя, отчество ее старшей сестры Изабеллы (1892-1964 гг.).

А на срезе верхней части надгробной плиты (слева) улеглась маленькая фигурка единственного существа, скрасившего одиночество Фаины Раневской, — пса-дворняжки Мальчика, которого актриса подобрала на улице.

Фаина Георгиевна пережила сестру на 20 лет. Кстати, относительно недавно, в 2014 году, вышла книга воспоминаний Изабеллы Георгиевны "Моя сестра Фаина Раневская".  

 
 
Рейтинг: +61 Голосов: 61 3474 просмотра

Комментарии (26)
Татьяна Петухова # 27 августа 2018 в 11:30 +23
замечательная публикация о великой Ф. Раневской, огромное спасибо!

КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ Ф. РАНЕВСКОЙ
“Одиночество — это такое состояние, о котором даже некому рассказать”.
-Я как старая пальма на вокзале — никому не нужна, а выбросить жалко.

-Чтобы получить признание — надо, даже необходимо, умереть.

-Спутник славы - одиночество.


-Женщины, конечно, умнее. Вы когда-нибудь слышали о женщине, которая бы потеряла голову только от того, что у мужчины красивые ноги?

- Склероз нельзя вылечить, но о нём можно забыть
-Какие, по вашему мнению, женщины склонны к большей верности брюнетки или блондинки?”
Не задумываясь, она ответила: “Седые!”
-Сказка - это когда женился на лягушке, а она оказалась царевной. А быль - это когда наоборот.

-Женщина, чтобы преуспеть в жизни, должна обладать двумя качествами. Она должна быть достаточно умна, чтобы нравиться глупым мужчинам, и достаточно глупа, чтобы нравиться мужчинам умным
-Многие жалуются на свою внешность, и никто — на мозги.
Источник: ресурсы интернета
Наталия Суханова # 27 августа 2018 в 15:27 +19
Спасибо за материал! Прекрасная публикация о нашей всеми любимой актрисе, Ф,Г,РАНЕВСКОЙ! Её многогранный талант, обострённое чувство умора никого не могло оставить равнодушным! Она всегда говорила то, что думала...и не только по роли, но и в жизни! Слова из ролей, ею сыгранных, давно разобраны на цитаты! А это говорит о беспрекословном ПРИНЯТИИ и самой актрисы, и то, как она служила своему делу!
НЕКОТОРЫЕ ЦИТАТЫ Ф.Г.РАНЕВСКОЙ:
Всю свою жизнь я проплавала в унитазе стилем баттерфляй.
Нас приучили к одноклеточным словам, куцым мыслям, играй после этого Островского!
Хрен, положенный на мнение окружающих, обеспечивает спокойную и счастливую жизнь.
Под самым красивым хвостом павлина скрывается самая обычная куриная жопа... Так что меньше пафоса, господа.
Я как яйца: участвую, но не вхожу.
Почему все дуры такие женщины?
Вы знаете, что такое сниматься в кино? Представьте, что вы моетесь в бане, а туда приводят экскурсию.

Виктор Бекк # 27 августа 2018 в 15:37 +18
Спасибо за эту статью!С удовольствием ещё раз прошёлся по стараницам жизни великой актрисы... 5min
Евгений Востросаблин # 27 августа 2018 в 16:38 +15
...Вот и по моему очень скромному мнению, ощущению- очень славно...и достойнейше, и очень успешно-удачно, и, словом- превосходно подобрано-составлено, уважаемый Алексей... и с большим тщанием, и с большой вдумчивостью-обдуманностью, думается- даже и с большой, настоящей любовью к замечательной Фаине Георгиевне... Очень достойный труд, во славу сайта нашего и Вашего, к украшению его...И- тихонько улыбнувшись- а туточки, как с радостью вижу- и дорогие гости Ваши потихонечку-полегонечку умножаются, и тоже очень-очень украшают отзывами-откликами своими... вот и славно...
Ну, словом- оканчиваю... да, признаться- что-то опять, увы и печалька, трудненько пишется... Словом- примите мой тихий, очень уважительный поклон за такой труд... Чудесное впечатление... простите... С большой надеждою и на гостей Ваших, на наших прекрасных парнасцев, и на их прекрасный вклад какой-либо...
Ивушка # 27 августа 2018 в 17:49 +17
спасибо вам за прекрасный рассказ об удивительной женщине и её жизни
Рената Юрьева # 27 августа 2018 в 18:11 +16
как угадали героиню, о которой я бы хотела читать!.. не спорю, это большая плата - одиночество...за талант... но как же ее одиночество скрашивает наше! ее фразы - это выстрелы, попадающие по назначению... это улыбка, настоянная на мудрости жизни... это просто талант... действительно кукловод...
Спасибо Вам большое за эту публикацию!
а про сестру я и не знала...
Николина ОзернАя # 27 августа 2018 в 19:13 +17
Фаина Раневская родилась в Таганроге, в далёком 1896 году. Многие онлайн-издания пестрят хлёсткими и яркими цитатами великой «королевы второго плана». Но сегодня мне хотелось бы раскрыть несколько малоизвестных фактов из жизни этой харизматичной женщины, которые позволят взглянуть на её потрясающие колкие цитаты немного по-другому.
Настоящее имя великой актрисы — Фаина Фельдман. Фая позаимствовала свой легендарный псевдоним у главной героини «Вишневого сада», легкомысленной, беспомощной и сентиментальной помещицы Раневской Любови Андреевны. Выбор этого произведения, разумеется, не случаен, ведь Чехов был кумиром Раневской. Существует несколько версий причин появления этого псевдонима, по одной из которых Раневская получила свой псевдоним по «наводке» своего кавалера, который сравнил её с помещицей из произведения Чехова. Причиной такого сравнения послужила реакция молодой Фаины на нечаянно рассыпавшиеся и развеянные ветром купюры. Раневская сказала тогда со смехом: «Посмотри только, как красиво они летят!». Стоит отметить, что самые близкие звали её не иначе как «Фуфа великолепная».
Кстати, отчество у Фаины Георгиевны тоже не совсем «настоящее», ведь её отца, промышленника и купца 1 гильдии, звали Гирш Хаимович Фельдман.
Фаина Раневская была увлекающимся, разносторонне развитым человеком. Много читала, писала натюрморты и пейзажи, которые сама называла «натур и морды». Раневская очень любила осень и ей удавалось передать в своих этюдах её настроение.
Помимо Ахматовой, Чехова Раневская была влюблена в творчество А. С. Пушкина. На возмущенный вопрос врача «Чем же Вы дышите?!», касавшийся состояния легких актрисы, Фаина Георгиевна ответила: «Пушкиным!». Она любила говорить, что у них с Пушкиным особенные отношения…
Раневская была очень дружна и с Ахматовой. Как-то ей довелось ухаживать за поэтессой, когда та была больна тифом, бережно хранила тетрадь со стихотворениями. Они обе любили прогуливаться по старому Ташкенту, поддерживали друг друга и, конечно, шутили.
Особые отношения были у Раневской и с Владимиром Высоцким. Мало кто знает, но молодому Высоцкому в театре не очень везло, ему почти не давали ролей (по крайней мере в театре им. Пушкина). Раневская как могла опекала юное дарование. Однажды Высоцкий сильно запил и не появлялся в театре несколько недель. Только благодаря заступничеству Фаины Георгиевны суровых последствий удалось избежать.
Однажды Фаина Георгиевна объявила, что оставляет наследство. Начался некоторый переполох. Сказала, что самое дорогое оставит Светлане Майоровой. Все с нетерпением ждали. В один из дней Фаина Георгиевна завещала Светлане Ефимовне своего пса Мальчика.
Когда Фаины Георгиевны не стало, Мальчик переехал по старому адресу – на Котельническую набережную. Но самое удивительное – он проделал со своей новой хозяйкой все то же, что и с Раневской: полностью влюбил ее в себя. Фаина Георгиевна брала его в театр – Майорова вынуждена была брать на лекции в институт. Оставаясь в одиночестве, он так же неистово выл. Однажды летом совершил вполне комфортабельное путешествие на пароходе, капитаном которого был давний поклонник Раневской.
По собачьим меркам он прожил долго: около пятнадцати лет.
По какому-то удивительному стечению обстоятельств его похоронили во Внукове. Там, где Раневская всегда любила бывать и где лишь однажды отдыхала летом со своей сестрой Изабеллой.
Sall Славик*оf # 27 августа 2018 в 21:57 +18
Дорогая и любимая всеми Фання.Её вполне можно назвать писательницей.Сочиняла она много, очень много... но не рассказы, а афоризмы.
Самое известное высказывание: "Муля, не нервируй меня" в образе тёти Ляли из к/ф "Подкидыш" было придумано ей самой.
О реальном облике юности артистки известно мало, ведь в кино она впервые появилась в 1934 году в к/ф "Пышка". Там ей было уже около сорока.В театрах на много раньше с 1915 г., но съёмки эти не сохранились.Входила в тройку самых лучших блистательных исполнительниц старушек (вместе с Т.Пельцер и Р.Зелёной).В новых статьях, посвящённых Раневской, я прочитал, что в 20-ые годы у неё возможно был тайный брак, который быстро распался.Может быть и так, но по жизни она была ужасно одинокой. Единственным любимым её мужчиной, по её же собственному признанию, был Пушкин.Вместо свиданий она-уходила в чтение.На сцене играла до последнего.Её последним ассистентом по сцене стал НА СССР Ростислав Плятт.
Последние годы дались ей нелегко.Сдавала память.Последний Новый год встретила во сне.Умерла в мучениях в Кунцевской больнице Москвы в результате инфаркта и пневмонии.Единственное о чём она тогда жалела это было то, что её любимый пёс Мальчик останется без присмотра.На похоронах гроб падал, будто не хотя уходить под землю (не шутка, а факт).Всю жизнь будучи весёлым человеком и после жизни не оставляла чувство юмора.Светлая ей память. Таких артистов больше нет и никогда больше не будет.
Марина Домнина # 28 августа 2018 в 00:05 +24
Как хорошо, что мы вспоминаем эту прекрасную актрису. Прочла здесь о ней, что-то знала уже, а что-то новое подчерпнула. Для меня она всегда любимая актриса самых любимых фильмов
"Золушка", "Подкидыш", "Лёгкая жизнь". "Золушку" смотрела в детстве, очень выразительна там Раневская в роли Мачехи. А в "Подкидыше" все фразы её героини стали классикой, цитатами многих поколений.
Жизнь удалась у человека, если его помнят после ухода. Вот Фаину Раневскую помнят в её
разнообразии ролей, театральных и кинематографических. Спасибо за материал, вспомнили
ещё раз талантливую актрису, с чувством юмора и достоинства человека. А раз она была таковой, значит она прожила достойно и красиво, хоть красавицей не была. Ушла от нас, зрителей и поклонников, в солидном возрасте, сделав многое в искусстве, а в кино
считали ее актрисой разноплановой. Но это как раз запомнилось, и фильмы с её участием
можно смотреть много раз.

Николина ОзернАя # 28 августа 2018 в 08:27 +15
Сто двадцать два года назад в семье «бедного нефтепромышленника» родилась великая актриса и несравненная мастерица острого слова Фаина Раневская.Спасибо автору за умную статью!

Фаина Георгиевна подарила нам множество метких и едких высказываний о жизни, актёрской профессии и взаимоотношениях полов, которые с годами не теряют своей актуальности.

«Я люблю кино» предлагает вспомнить некоторые смешные и мудрые афоризмы этой замечательной женщины.

1. Есть люди в которых живет Бог, есть люди в которых живет дьявол, а есть люди в которых живут только глисты.
2. Жить надо так, чтобы тебя помнили и сволочи.
3. Миф о том, что женщинам нужны только деньги, придумали мужчины, у которых денег нет…
4. Если человек тебе сделал ЗЛО — ты дай ему конфетку, он тебе ЗЛО — ты ему конфетку… И так до тех пор, пока у этой твари не разовьётся сахарный диабет.
5. Если больной очень хочет жить, врачи бессильны.
6. Лучше хороший матерящийся человек, чем тихая воспитанная сволочь.
7. Если вдруг вы стали для кого-то плохим, значит много хорошего было сделано для этого человека!!!
8. Есть такие люди, к которым просто хочется подойти и поинтересоваться, сложно ли без мозгов жить…
9. Оптимизм — это недостаток информации.
10. Чёрную кошку совсем не интересует, что о ней говорят серые мыши!!!
11. Лучше быть в шоке от услышанного, чем в ж@пе от происходящего
12. Все люди как свечи… одни горят, других — в жопу!
13. Спутник славы — одиночество.
14. Известно, что Раневская позволяла себе крепкие выражения, и когда ей сделали замечание, что в литературном русском языке нет слова «жопа», она ответила — странно, слова нет, а жопа есть…
15. Успех — единственный непростительный грех по отношению к своему близкому.
16. Хрен, положенный на мнение окружающих, обеспечивает спокойную и счастливую жизнь…
17. Вторая половинка есть только у таблетки, мозга и жопы. Я изначально целая!!!
18. Запомните: за всё, что вы совершаете недоброе, придётся расплачиваться той же монетой… Не знаю, кто уж следит за этим, но следит, и очень внимательно
Василисса # 28 августа 2018 в 10:55 +11
Жизнь этой великой актрисы и удивительной личности состоит из множества интересных событий, незаурядных случаев и ярких моментов. Ее биография насыщена колоритными фактами, которые напоминают анекдоты, а афоризмы талантливой самобытной женщины цитируются до сих пор.

Родилась будущая актриса в богатой еврейской семье в Таганроге. Девочка появилась на свет 27 августа 1896 года. Ее отец, Гирш Хаимович Фельдман, был хозяином фабрики красок, имел во владении пароход «Святой Николай», магазин стройматериалов, несколько домов. Кроме того, он основал приют для пожилых евреев и выполнял обязанности старосты синагоги. Мать, Милка Рафаиловна, урожденная Заговайлова, занималась домашним хозяйством и воспитывала пятерых детей.

Хотя актриса по документам была Григорьевной, но представлялась всегда Георгиевной. С присущим юмором говорила, что ей приятнее в качестве отчества имя Георгия Победоносца, а не Григория Отрепьева.

Поначалу обучалась в женской гимназии, однако учебу там не завершила. Впрочем, домашнее образование она получила приличное, овладев иностранными языками, музыкой, пением.

Удивительно, но Фанни была очень стеснительной девочкой. Волнуясь, она начинала заикаться, что помешало ей при сдаче экзаменов в несколько театральных школ. Хотя театр был ее главным увлечением с 14 лет.

В 1915 уехала в Москву, где впервые встретилась со знаменитым актером В. Качаловым, который буквально очаровал ее своей игрой, познакомилась с В. Маяковским, М. Цветаевой, О. Мандельштамом, А. Ахматовой. Кстати, и впоследствии с Цветаевой Раневская была в дружеских отношениях, помогала ей. Рассказывали, как однажды, зайдя к поэтессе, которая только что вернулась из эмиграции, с пачкой денег после зарплаты в театре, отдала их Марине Ивановне, а сама продала свое кольцо, для того, чтобы прокормиться. Впоследствии Раневская говорила, что была счастлива, не успев поделить пачку.

Так и не получив полноценного театрального образования, работала сначала в провинциальных театрах Подмосковья, Керчи, Феодосии, Ростова-на-Дону, Баку, Архангельска, Смоленска, Сталинграда, а затем Москвы. Дольше всего актриса служила в столичном Театре имени Моссовета.

Говорят, что свой псевдоним "Раневская" Фаина, работавшая тогда в подмосковном Малаховском театре, выбрала потому, что чем-то была похожа на чеховскую героиню из «Вишневого сада». Сама же актриса говорила, что она Раневская, ибо всегда что-нибудь роняет, включая деньги.

Стеснительность со временем прошла, а вот заикание осталось, но только в быту, а не на сцене. Фаина Георгиевна, имея довольно сложный характер, тяжело сходилась с людьми. В течение жизни она сменила множество театров, но причиной этого был ее яркий талант, которому завидовали многие, и прямолинейность актрисы.

В кинематограф актриса пришла в 1934 г., снявшись в роли госпожи Луазо в еще немом фильме М. Ромма «Пышка». Однако всесоюзная популярность пришла к Раневской после комедии 1939 года «Подкидыш», где она талантливо воплотила образ самоуверенной, имеющей мужа-подкаблучника женщины. Возможно, что и знаменитую фразу «Муля, не нервируй меня», которая затем сопровождала артистку всю жизнь и была ею ненавидима, придумала она же, хотя автор сценария Агния Барто и соавтор Рина Зеленая оспаривали это. Существует легендарная история, что генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев, награждая талантливую женщину орденом Ленина, не удержался и пошутил, упомянув Мулю. На это Фаина Георгиевна ответила, что к ней так обращаются уличные мальчишки. Генсек смутился, принес извинения и сказал, что высоко ценит ее как актрису.

У нее была мечта – сыграть у великого режиссера С. Эйзенштейна. Артистку даже утвердили в 1944 г. на роль Ефросиньи Старицкой в киноленте «Иван Грозный». Однако, вероятнее всего, из-за «пятого пункта в паспорте» этот образ воплотила С. Бирман, «молдаванка» по документам.

Своей лучшей ролью считала Мачеху в фильме-сказке по сценарию Е. Шварца «Золушка». Всего же она снялась в 25 кинокартинах.

Актрису приглашали и для озвучивания мультипликационных фильмов. К примеру, ее неподражаемый голос, которым разговаривает «домомучительница» Фрекен Бок, звучит в мультфильме «Карлсон вернулся». Озвучивать этот персонаж артистка не хотела, считая его некрасивым. Однако ее уговорили, сказав, что Фрекен Бок понравится детям. Так и произошло.

Раневская часто гастролировала. Однажды в 1950 г. в Ленинграде она поселилась в роскошном номере гостиницы «Европейской» с прекрасными видами из окна. Сюда приходили ее ленинградские приятели, на встречах с которыми актриса рассказывала анекдоты, ругала власть. Спустя неделю ей предложили переехать на другой этаж. Естественно, Фаина Георгиевна возмутилась. Администратор вынужден был ответить, что это единственный номер, который оснащен прошивающей аппаратурой. Конечно же, Раневская сразу же переехала, но сильно переживала, размышляя о своей дальнейшей судьбе. К счастью, ничего не произошло.

Фаина Георгиевна часто садилась на вегетарианскую диету, объясняя это тем, что не может есть мясо. По словам актрисы, ее преследовали мысли, что "оно смотрело, любило, ходило". Однако она, называя себя нормальной психопаткой, никогда не критиковала людей, любящих мясо.

Раневская постоянно нанимала домработниц для ведения домашнего хозяйства, потому что по рассеянности и из-за неумения считать "дурацкие деньги" с бытом справиться не могла.

Любовь к актрисе была поистине всенародной. Ее любили и малыши, и взрослые, узнавая на улице. По воспоминаниям Ольги Аросевой, однажды, будучи уже пожилой женщиной, Раневская упала. Но и здесь она своим неповторимым голосом, с неподражаемым чувством юмора, лежа на тротуаре, потребовала поднять ее, потому что "народные артистки на улице не валяются".

Настоящим верным другом для стареющей Раневской стал безродный пес по кличке Мальчик. Эту беспородную собаку с большим животом и лысеющим хвостом актриса подобрала на улице. Животное стало для нее тем существом, которому женщина отдала всю нерастраченную любовь. Мальчик отвечал ей обожанием, всегда радуясь ее приходу домой. Порой актриса приводила пса на репетицию, потому что дома без нее он скулил и плакал.

Через год после ухода со сцены Раневская умерла. Почитатели таланта до сих пор несут на ее могилу букеты живых цветов.

И последнее: В 1992 г. в английской энциклопедии «Кто есть кто» зафиксировано, что Фаина Раневская – одна из 10 наиболее выдающихся мировых актрис.


— Фаина, — спрашивает ее старая подруга, — как ты считаешь, медицина делает успехи?
— А как же. В молодости у врача мне каждый раз приходилось раздеваться, а теперь достаточно язык показать.

(Сост. по интернет-источникам)
Василисса # 28 августа 2018 в 11:04 +14
Сердечная благодарность Администрации
за память великой актрисы и великолепно
подобранный интереснейший материал!
С поклоном, Василисса.
Алла Войнаровская # 28 августа 2018 в 14:33 +14


Можно ли вкратце рассказать об - Легендарной Фаине Раневской (настоящее имя Фанни Гиршевна Фельдман), величайшей советской актрисе, и,… как она сама шутила: «королеве второго плана»?!
Конечно же нет, ведь у Фаины Раневской была слишком интересная и длинная жизнь.

Талант Фаины Раневской, характерной актрисы, сочетал полноту реалистического раскрытия образа с острой, подчас гротесковой эксцентрической манерой. Беспощадная трезвость её взгляда на жизнь смягчалась мудрой иронией. Яркая выразительная сценическая речь, щедрые бытовые краски, остро и смело найденный рисунок роли придавали образам, созданным Раневской на сцене и на экране, особое своеобразие. Часто в кино актриса становилась не только соавтором, но и единственным автором своих ролей, умение одной фразой раскрыть всю глубину или остроту изображаемого характера было свойственно таланту Раневской. Фаина Раневская, безусловно, актриса психологического театра, несмотря на внешнюю эксцентрическую характерность.

Весьма своеобразный стиль речи и поведения Раневской оказались зафиксированы в большом по объёму фольклоре, многочисленных афоризмах и анекдотах. Многие высказывания Раневской превратились в крылатые выражения, чему способствовали емкость и образность, равно как и отсутствие «внутренней цензуры», свобода суждения.

Стилистическое чутье позволяло Раневской выступать в жанре пародии.
Раневская талантливо и театрально переосмысляла и собственную повседневную жизнь, превращая её порой в своеобразный трагикомический «спектакль»; в этой особенности и кроется, по-видимому, секрет её популярности, ставшей независимой от сценической известности.

Множество высказываний острой на словцо Фаины Георгиевны превратилось в крылатые выражения. Часто артистка едко подшучивала над окружающими, причём доставалось от неё всем подряд, без учёта рангов и должностей. Но шутила она и над своей очень непростой жизнью. Что касается творческого и сценического псевдонима – Раневская, то и здесь присутствует грустная и в то же время «фирменная» манера актрисы подшучивать во всех ситуациях.

Несмотря на знаменитость (в кино актрисой сыграно не менее 25 ролей), Раневская считала свою театральную судьбу неудавшейся, нереализованной по-настоящему. У нее не было своего режиссера, своего театра. Огромная потребность в самовыражении не была реализована.
Эта великолепная женщина всегда была одинока. По ее словам, она обожглась в юности и больше не хотела иметь дело с мужчинами. По признанию Фаины, у нее была только работа.

«Я в своей жизни не сделала 99 процентов из ста», — говорила Фаина Раневская, одна из величайших актрис XX столетия.

До последнего дня Фаина Раневская, несмотря на перенесенные инфаркты, оставалась живой и подвижной. Умерла она от пневмонии, не дожив два года до своего девяностолетия.
Фаина Раневская скончалась 19 июля 1984 году. Похоронена на Новом Донском кладбище в Москве вместе с сестрой Изабеллой, участок № 4. На могиле круглый год можно видеть живые цветы, приносимые почитателями её таланта.

В кино она играла не так часто, как в театре, говоря, что «деньги съедены, а позор остался»
Итогом 60-летней актёрской карьеры Раневской стали десятки ролей на сцене и около тридцати — в кино. Актриса была удостоена звания Народной артистки СССР (1961) и трёх Сталинских премий (в 1949 и дважды в 1951 году

В родном Таганроге её именем названа улица, ей установлен памятник, на доме, в котором она родилась, помещена мемориальная доска.
В 1992 году английская энциклопедия «Кто есть кто» включила Фаину Георгиевну в список десяти самых выдающихся актрис XX века.

Зрителям всего Мира Фаина Раневская запомнилась, как умная, необыкновенно оптимистичная, талантливая уникальная ЖЕНЩИНА, АКТРИСА, ЧЕЛОВЕК!



Алла Войнаровская # 28 августа 2018 в 14:47 +15

А её афоризмы - это шедевры человеческой мысли, жизни,иронии и души...

Алла Войнаровская # 28 августа 2018 в 14:51 +18
Огромное спасибо администрации сайта за очень интересную тему!
Жанна Зудрагс # 28 августа 2018 в 23:59 +11
Мой небольшой памятный ролик о ней... -
Файл "" не найден!
Большое спасибо за публикацию! 9c054147d5a8ab5898d1159f9428261c
Лаура baitassova # 31 августа 2018 в 21:56 +9
Обожаю эту королеву юмора и писательницу! Спасибо большое за статью, дорогая администрация!!!
Тая Кузмина # 1 сентября 2018 в 09:42 +15


Август самый прекрасный месяц лета, самый щедрый и обильный на дары природы. Август радует солнцем и тёплыми днями.
27 августа был день Рождения великой актрисы Фаины Раневской. Она родилась давно, в 1896 году, но о ней говорят, помнят и восхищаются. Раневская смотрела на мир прагматично, относилась к себе с самоиронией, в кино и в театре любила импровизации, а режиссёры, уважая и любя её талант, позволяли ей это.
Хочется привести несколько интересных фактов из жизни женщины, когда эта самая жизнь была на виду, но оставались моменты, когда она закрывалась от всеобщего пристального взгляда.
...
У Фаины были совершенно особенные отношения с...Пушкиным. Актриса признавалась, что ей кажется, что будто бы они уже встречались когда-то или могут еще встретиться. На вопрос врачей, ужасавшихся состоянию ее прокуренных легких: «Чем же вы дышите?», она отвечала: «Пушкиным!».

Фаина Георгиевна принципиально не скрывала свой возраст, в последние годы даже грим перед выходом на сцену не накладывала. Однако это не мешало ей очень по-женски расстраиваться из-за того, что в то время, когда ввели паспорта, она не изменила свой год рождения. «Любочка (Любовь Орлова) не зевала — сбросила себе десять лет, а я, представьте себе, дала маху», – жаловалась Раневская.

Режиссеры и авторы сценариев часто давали Раневской карт-бланш. Весьма показательными являются два случая. В Сталинграде Борис Пясецкий попросил Фаину сыграть в одной из пьес роль, которой... не было, предложив ей сыграть то, что она сама сочтет нужным. Евгений Шварц, не представлявший никакой другой актрисы в роли Мачехи в «Золушке», разрешил Фаине дописывать и менять текст роли, как ей хочется. Раневская вспоминала: «Там была еще такая сцена. Я готовлюсь к балу, примеряю разные перья – это я сама придумала: мне показалось очень характерным для Мачехи жаловаться на судьбу и тут же смотреть в зеркало, прикладывая к голове различные перья и любоваться собой. Но для действия мне не хватало текста. Евгений Львович посмотрел, что я насочиняла, хохотнул и поцеловал руку: «С Богом!». источник © Woman.ru

Спасибо за великолепную публикацию, представленную в ЛитКафе. Читая о Фаине Раневской, вспоминаешь её фильмы и появляется желание их вновь пересмотреть. Это же прекрасно! Значит Актриса жива в нашей памяти и хороша на экране.

Галина Сотникова # 2 сентября 2018 в 16:52 +10
Всем спасибо!Много интересного.С удовольствием прочитала и комментарии.Мир прекрасен,интересен и особенно его украшают такие люди,как Фаина Георгиевна Раневская.
Галина Софронова # 6 сентября 2018 в 11:12 +9
Да, Фаина Георгиевна феномен,это понятно всем, кто видел ее в кино или на сцене, а уж тем кто общался с ней - это пример , как надо жить в искусстве, а может это и предостережение...? smayliki-prazdniki-269
Пётр Великанов # 9 сентября 2018 в 17:37 +9
О Раневской только так, интересно, живо, весомо. Ее жизнь пример для нас, ее талант, нам в радость. Ее меткость слов, нам на заметку. Отличная статья.

8ed46eaeebfbdaa9807323e5c8b8e6d9
Марина Попенова # 14 сентября 2018 в 04:33 +7
ДОБРОЕ УТРО!С УДОВОЛЬСТВИЕМ ВСЕГДА ВИЖУ ЭТУ АКТРИСУ НА ЭКРАНЕ! Раневская удивительная!Уникальная актриса! КАК ОНА ИГРАЛА В СПЕКТАКЛЯХ! МНЕ ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ СПЕКТАКЛЬ"ДАЛЬШЕ ТИШИНА",ГДЕ ОНА ИГРАЛА С РОСТИСЛАВОМ ПЛЯТТОМ. Я ЕГО ВСЕГДА СМОТРЮ, ЖАЛЬ,ЧТО РЕДКО ПОВТОРЯЮТ.
БЛАГОДАРЮ ЗА СТАТЬЮ О ВЕЛИКОЙ АКТРИСЕ. С УВАЖЕНИЕМ И ТЕПЛОМ - МАРИНА.
Марина Попенова # 14 сентября 2018 в 04:33 +7
ДОБРОЕ УТРО!С УДОВОЛЬСТВИЕМ ВСЕГДА ВИЖУ ЭТУ АКТРИСУ НА ЭКРАНЕ! Раневская удивительная!Уникальная актриса! КАК ОНА ИГРАЛА В СПЕКТАКЛЯХ! МНЕ ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ СПЕКТАКЛЬ"ДАЛЬШЕ ТИШИНА",ГДЕ ОНА ИГРАЛА С РОСТИСЛАВОМ ПЛЯТТОМ. Я ЕГО ВСЕГДА СМОТРЮ, ЖАЛЬ,ЧТО РЕДКО ПОВТОРЯЮТ.
БЛАГОДАРЮ ЗА СТАТЬЮ О ВЕЛИКОЙ АКТРИСЕ. С УВАЖЕНИЕМ И ТЕПЛОМ - МАРИНА.
Сергей Акинин # 6 октября 2018 в 17:19 +3
Прекрасная актриса! Её выражения будут всегда в обиходе людей.
Спасибо за прекрасную статью о Фаине Георгиевне Раневской!
С теплом Сергей!
Ирина Бережная # 25 октября 2018 в 12:30 +3
Сколько-бы не читала про неё, сколько-бы не смотрела её на экранах, я всегда восхищалась её необыкновенным талантом. Я её обожаю до глубины души! Огромное спасибо за статью!
Ольга бе Лова # 17 декабря 2018 в 14:10 +2
Об этом могучем таланте хочется читать и читать. Великую актрису "разобрали" на цитаты... Жаль, что собственных воспоминаний она так и не оставила...
Остается сказать "спасибо", кто своими воспоминаниями возвращает её в наши дни.
Спасибо!
spasibo-8