Рассуждения психолога

16 августа 2024 - Ирина Ковалёва
article531782.jpg
 
 

«Детей своих рабски, порой любя,

Мы превращаем в своих мучителей.

Когда же родители любят себя,

Дети молятся на родителей!»

Э. Асадов

 

 

 

Вера Васильевна ехала на работу. Иногда поездка на общественном транспорте бывает очень интересна. Утренние события и порадовали, и огорчили. Свободных мест в маршрутке не было, а левое колено болело и сильно. Никогда никого до этого не просящая, Вера Васильевна обратилась к мальчику лет одиннадцати с просьбой уступить ей место. Годы брали своё и боль спровоцировала некую смелость. Мальчик сидел у прохода, недалеко от него стояла женщина с двумя сумками, очевидно тяжёлыми. Жаль, что иногда сумки оттягивают руки, но не прикрывают рот. Как орала эта «потерпевшая» надо было слышать. Порыв мальчишки уступить место был оборван на корню. Из всего сквернословия стало ясно, что она – мать обиженного чада и она не позволит изгаляться над сыночком.

         - Как же так? – удивилась Вера Васильевна, - Вы – мама этого ребёнка, стоите с двумя неподъёмными сумками в то время, когда Ваш сын сидит налегке? Ну, ладно, Вы кричите на не угодного Вам пассажира, но неужели Вам не жалко себя?

Но дама продолжала закрывать грудью сынулю, на всякий случай загородив подход к нему сумками.

         - Вы думаете, что Ваш сын оценит Вашу самоотверженность? Вы, воспитывая в сыне равнодушие, делаете хуже только себе! Я сейчас выйду и забуду про вас как дурной сон. Это Вам потом расхлёбывать его жестокость по отношению к Вам!  - Вера Васильевна встала у выхода и приготовилась выходить. Дольше ехать на этом транспорте она не могла – лучше пересесть на другой.

И вот тут произошло второе событие. Первое – очень расстроило, а второе вернуло смысл жизни. Перед Верой Васильевной выходил юноша лет восемнадцати. Он покинул маршрутку. Потом развернулся и галантно предложил руку Вере Васильевне. Сделано это было так достойно и по-мужски, что невольно вызвало одновременно и душевную теплоту, и гордость пусть за юного, но уже мужчину. После того, как Вера Васильевна вышла, тихо сказав юноше: «Спасибо!», он молча развернулся и ушёл в неизвестном направлении.

«Не буду мыть руку с неделю! - весело подумала женщина, понимая, что настроение снова пришло в норму.

         Вера Васильевна почти двадцать лет работала в школе. Профессию выбрала увлекательную, но пока не понятую другими. Она работала школьным психологом. В современном мире, вроде, нужная специальность. Однако работать вообще невозможно. «Вот скажите, захотите ли вы пойти к психологу со своей проблемой, если в этом кабинете то и дело разбирают поведение и успеваемость учащихся? У психолога должно быть спокойно, уютно и безопасно. Психолог должен стоять на страже детей, а не принимать участие в их проработке» - такие мысли часто приходили в голову Веры Васильевны.

«Руководство требует изучения школьников и мало того, коррекционной работы с ними, но когда это делать? В школьном расписании нет ни единой лазеечки, чтобы этим заняться. Диагностика проводится на тех уроках (именно на уроках), которые вдруг оказались без преподавателя (заболел, уехал) или на тех, что не жалко «пожертвовать» психологу. По результатам работать тоже невозможно. Звать перед уроками на коррекцию нельзя (нарушение режима школьника), оставлять после уроков – тоже (нарушение личного досуга). Работа нужна, но никем не поддерживается! Грустно и обидно.» - так размышляя школьный психолог вошла в свой кабинет. Сейчас лето и идёт тестирование на готовность детей к школе. По своему здравому рассуждению, Вера Васильевна разрешает родителям присутствовать при опросе детей. Во-первых, это успокаивает ребёнка, а во-вторых не надо давать повод родителям для фантазий состоящий из предположений, что психолог спрашивает у «бедного ребёнка» то, что он ещё не знает. А так родители сами слышат ответы. И вот именно в момент тестирования видно, как воспитывают своих детей родители. Как говорится: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому…!» Дети, где в доме скандалы и окрики ведут себя несмело, боясь ответить не так, как ждут папа или мама. Те же дети, где атмосфера в доме нормальная отвечают легко и свободно.

         Одной из первых на тестирование вошла молодая мамочка, ведя за руку упитанного и очень симпатичного мальчика. И Вера Васильевна тут же вспомнила, где недавно видела их. Это было позавчера. Рано утром эта мамочка, очевидно, сильно спешила. Она тянула за собой сына, держа крепкой рукой. Однако короткие ножки малыша не поспевали за огромными шагами длинных ног молодой мамочки. Мальчик спотыкался и в конце концов упал. Ему было больно, он содрал колени, так как был только в шортах. И, конечно, испачкался. Реакция «доброй» мамы не заставила себя ждать. Она никого не стесняясь, накричала на сына и ещё поддала тому по мягкому месту.  Это вместо того, чтобы пожалеть ребёнка. «Вот интересно, - подумала тогда Вера Васильевна, - а если бы с ней уже взрослой так обойтись? Как бы она отреагировала?»

И теперь и мама, и сын пришли в кабинет пред. школьной диагностики.

         - Добрый день! – поздоровалась психолог.

Мама и сын вежливо ответили на приветствие. Началось тестирование. Мальчик по имени Влад отлично отвечал на все вопросы. Он говорил и всё время посматривал на маму, ожидая одобрения и с её стороны. И самое главное, именно с её стороны. Ведь чужая тётя не так важна в его жизни. Мама же сидела напряжённая, словно ожидая какого-нибудь подвоха со стороны сына. Однако постепенно мальчик освоился в дружеской обстановке и всё более чётко и верно говорил.

Подошли к заданию: «Напиши, как можешь любое слово.» -  и мальчик, взяв карандаш продемонстрировал своё умение. Он быстро вывел три буквы, а затем гордо положил карандаш на место. На бумаге чётко и крупными буквами было выведено:

 

М А Т

 

Лицо мамы, заглянувшей в листок, сначала побледнело, а потом побагровело. Она налетела на мальчика как коршун, сидящий в засаде:

         - Ты что?!!! Офанорел совсем что ли? Это с чего ты взял такую гадость? Мы – интеллигентная семья, а ты что тут наковырял? – угомонить её оказалось непросто.

          - Послушайте! – стараясь говорить спокойно, отреагировала психолог. – быстро займите своё место и оставьте мальчика в покое!

         - Как я могу успокоиться, если этот паршивец всё врёт на нашу семью! – еле говорила мамочка из-за сбившегося дыхания.

         - Вы хотите ждать сына в коридоре? Нет! Тогда возьмите себя в руки и молчите. А я, с Вашего позволения, продолжу. – и психолог стала говорить с мальчиком.

Мама вся пунцовая вынуждена была сидеть молча рядом.

         - Скажи, мой хороший, что ты написал? – теперь надо было успокоить нервно всхлипывающего мальчика. Он сидел, вжав голову, словно ожидая очередного удара. Потом тихо сказал:

         - Я написал слово: М А Т Ь – сказано всё было так тихо, чтобы снова не попасть в немилость.

Теперь лицо мамочки покрыли ярко-алые пятна. А Вера Васильевна так и хотела сказать: «О доме чаще думать надо!» Ребёнок до школы совершенно не знает, какое имеет значение для некоторых слов мягкий знак.

И ещё Вера Васильевна заметила одну очень интересную особенность детей: те, что живут с горе-мамочками (пьющими и гулящими) обожают и ценят этих мам, боятся их потерять и всё делают для того, чтобы ото всех её защитить. А вот дети в обеспеченных семьях совершенно не ценят ни заботы, ни внимания. Они буквально садятся на голову своих родителей: грубят, не слушаются и вообще показывают всем видом, насколько им все обязаны.

Вера Васильевна хотела бы это изменить. Однако пока не получается…

 


© Copyright: Ирина Ковалёва, 2024

Регистрационный номер №0531782

от 16 августа 2024

[Скрыть] Регистрационный номер 0531782 выдан для произведения:
 
 

«Детей своих рабски, порой любя,

Мы превращаем в своих мучителей.

Когда же родители любят себя,

Дети молятся на родителей!»

Э. Асадов

 

 

 

Вера Васильевна ехала на работу. Иногда поездка на общественном транспорте бывает очень интересна. Утренние события и порадовали, и огорчили. Свободных мест в маршрутке не было, а левое колено болело и сильно. Никогда никого до этого не просящая, Вера Васильевна обратилась к мальчику лет одиннадцати с просьбой уступить ей место. Годы брали своё и боль спровоцировала некую смелость. Мальчик сидел у прохода, недалеко от него стояла женщина с двумя сумками, очевидно тяжёлыми. Жаль, что иногда сумки оттягивают руки, но не прикрывают рот. Как орала эта «потерпевшая» надо было слышать. Порыв мальчишки уступить место был оборван на корню. Из всего сквернословия стало ясно, что она – мать обиженного чада и она не позволит изгаляться над сыночком.

         - Как же так? – удивилась Вера Васильевна, - Вы – мама этого ребёнка, стоите с двумя неподъёмными сумками в то время, когда Ваш сын сидит налегке? Ну, ладно, Вы кричите на не угодного Вам пассажира, но неужели Вам не жалко себя?

Но дама продолжала закрывать грудью сынулю, на всякий случай загородив подход к нему сумками.

         - Вы думаете, что Ваш сын оценит Вашу самоотверженность? Вы, воспитывая в сыне равнодушие, делаете хуже только себе! Я сейчас выйду и забуду про вас как дурной сон. Это Вам потом расхлёбывать его жестокость по отношению к Вам!  - Вера Васильевна встала у выхода и приготовилась выходить. Дольше ехать на этом транспорте она не могла – лучше пересесть на другой.

И вот тут произошло второе событие. Первое – очень расстроило, а второе вернуло смысл жизни. Перед Верой Васильевной выходил юноша лет восемнадцати. Он покинул маршрутку. Потом развернулся и галантно предложил руку Вере Васильевне. Сделано это было так достойно и по-мужски, что невольно вызвало одновременно и душевную теплоту, и гордость пусть за юного, но уже мужчину. После того, как Вера Васильевна вышла, тихо сказав юноше: «Спасибо!», он молча развернулся и ушёл в неизвестном направлении.

«Не буду мыть руку с неделю! - весело подумала женщина, понимая, что настроение снова пришло в норму.

         Вера Васильевна почти двадцать лет работала в школе. Профессию выбрала увлекательную, но пока не понятую другими. Она работала школьным психологом. В современном мире, вроде, нужная специальность. Однако работать вообще невозможно. «Вот скажите, захотите ли вы пойти к психологу со своей проблемой, если в этом кабинете то и дело разбирают поведение и успеваемость учащихся? У психолога должно быть спокойно, уютно и безопасно. Психолог должен стоять на страже детей, а не принимать участие в их проработке» - такие мысли часто приходили в голову Веры Васильевны.

«Руководство требует изучения школьников и мало того, коррекционной работы с ними, но когда это делать? В школьном расписании нет ни единой лазеечки, чтобы этим заняться. Диагностика проводится на тех уроках (именно на уроках), которые вдруг оказались без преподавателя (заболел, уехал) или на тех, что не жалко «пожертвовать» психологу. По результатам работать тоже невозможно. Звать перед уроками на коррекцию нельзя (нарушение режима школьника), оставлять после уроков – тоже (нарушение личного досуга). Работа нужна, но никем не поддерживается! Грустно и обидно.» - так размышляя школьный психолог вошла в свой кабинет. Сейчас лето и идёт тестирование на готовность детей к школе. По своему здравому рассуждению, Вера Васильевна разрешает родителям присутствовать при опросе детей. Во-первых, это успокаивает ребёнка, а во-вторых не надо давать повод родителям для фантазий состоящий из предположений, что психолог спрашивает у «бедного ребёнка» то, что он ещё не знает. А так родители сами слышат ответы. И вот именно в момент тестирования видно, как воспитывают своих детей родители. Как говорится: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому…!» Дети, где в доме скандалы и окрики ведут себя несмело, боясь ответить не так, как ждут папа или мама. Те же дети, где атмосфера в доме нормальная отвечают легко и свободно.

         Одной из первых на тестирование вошла молодая мамочка, ведя за руку упитанного и очень симпатичного мальчика. И Вера Васильевна тут же вспомнила, где недавно видела их. Это было позавчера. Рано утром эта мамочка, очевидно, сильно спешила. Она тянула за собой сына, держа крепкой рукой. Однако короткие ножки малыша не поспевали за огромными шагами длинных ног молодой мамочки. Мальчик спотыкался и в конце концов упал. Ему было больно, он содрал колени, так как был только в шортах. И, конечно, испачкался. Реакция «доброй» мамы не заставила себя ждать. Она никого не стесняясь, накричала на сына и ещё поддала тому по мягкому месту.  Это вместо того, чтобы пожалеть ребёнка. «Вот интересно, - подумала тогда Вера Васильевна, - а если бы с ней уже взрослой так обойтись? Как бы она отреагировала?»

И теперь и мама, и сын пришли в кабинет пред. школьной диагностики.

         - Добрый день! – поздоровалась психолог.

Мама и сын вежливо ответили на приветствие. Началось тестирование. Мальчик по имени Влад отлично отвечал на все вопросы. Он говорил и всё время посматривал на маму, ожидая одобрения и с её стороны. И самое главное, именно с её стороны. Ведь чужая тётя не так важна в его жизни. Мама же сидела напряжённая, словно ожидая какого-нибудь подвоха со стороны сына. Однако постепенно мальчик освоился в дружеской обстановке и всё более чётко и верно говорил.

Подошли к заданию: «Напиши, как можешь любое слово.» -  и мальчик, взяв карандаш продемонстрировал своё умение. Он быстро вывел три буквы, а затем гордо положил карандаш на место. На бумаге чётко и крупными буквами было выведено:

 

М А Т

 

Лицо мамы, заглянувшей в листок, сначала побледнело, а потом побагровело. Она налетела на мальчика как коршун, сидящий в засаде:

         - Ты что?!!! Офанорел совсем что ли? Это с чего ты взял такую гадость? Мы – интеллигентная семья, а ты что тут наковырял? – угомонить её оказалось непросто.

          - Послушайте! – стараясь говорить спокойно, отреагировала психолог. – быстро займите своё место и оставьте мальчика в покое!

         - Как я могу успокоиться, если этот паршивец всё врёт на нашу семью! – еле говорила мамочка из-за сбившегося дыхания.

         - Вы хотите ждать сына в коридоре? Нет! Тогда возьмите себя в руки и молчите. А я, с Вашего позволения, продолжу. – и психолог стала говорить с мальчиком.

Мама вся пунцовая вынуждена была сидеть молча рядом.

         - Скажи, мой хороший, что ты написал? – теперь надо было успокоить нервно всхлипывающего мальчика. Он сидел, вжав голову, словно ожидая очередного удара. Потом тихо сказал:

         - Я написал слово: М А Т Ь – сказано всё было так тихо, чтобы снова не попасть в немилость.

Теперь лицо мамочки покрыли ярко-алые пятна. А Вера Васильевна так и хотела сказать: «О доме чаще думать надо!» Ребёнок до школы совершенно не знает, какое имеет значение для некоторых слов мягкий знак.

И ещё Вера Васильевна заметила одну очень интересную особенность детей: те, что живут с горе-мамочками (пьющими и гулящими) обожают и ценят этих мам, боятся их потерять и всё делают для того, чтобы ото всех её защитить. А вот дети в обеспеченных семьях совершенно не ценят ни заботы, ни внимания. Они буквально садятся на голову своих родителей: грубят, не слушаются и вообще показывают всем видом, насколько им все обязаны.

Вера Васильевна хотела бы это изменить. Однако пока не получается…

 


 
Рейтинг: +6 126 просмотров
Комментарии (4)
Сергей Шевцов # 21 августа 2024 в 19:02 +2
Вольтер писал: всё хорошее у ребенка от родителей, всё плохое — от отца с матерью.
Людмила Комашко-Батурина # 24 августа 2024 в 07:00 +2
Поучительный рассказ и о любви к себе, и к собственному чаду. Удачи автору!
Татьяна Белая # 29 августа 2024 в 13:15 +1
Непростой рассказ. О многом заставляет задуматься. Удачи автору.
Наталия Суханова # 3 сентября 2024 в 12:00 0
Мне кажется, что тема поднята интересная, но в настоящее время к такой профессии, как ПСИХОЛОГ, не готов никто! На мой взгляд, условия подготовки и работы в данной "молодой професси" должны быть настольно серъёзными, что ни общество, ни сами "претенденты" пока не готовы их ни обеспечить, ни принять.