Старый учитель

14 октября 2024 - Людмила Денисова
 
        Я заметила его почти сразу, как только пришла в эту новую школу, куда перевели меня мои родители. Небольшого роста, подтянутый, с улыбкой на лице, он бодро шагал по коридору в учительскую, неся в руке сильно потёртый коричневый портфель. Может, из-за того, что учитель имел характерную лысину, он мне почему-то напомнил Владимира Ильича, каким мы его привыкли видеть в кино, правда, с одним отличием: вождь мирового пролетариата носил небольшую торчащую бородку, а наш учитель был гладко выбритым. Павел Иванович Гусев, так звали этого учителя, преподавал литературу в старших классах. Так что более близко я познакомилась с ним лишь в 9 классе, когда он пришёл, наконец, и к нам. До этого момента я уже успела наслушаться о нём не очень лестных отзывов со стороны учеников. Даже на парте, за которой я сидела, кем-то было нацарапано перочинным ножичком обидное: «Пашка – гусь».
Павел Иванович в совершенстве знал свой предмет, правда, в свете учений того времени. На протяжении 45 минут он мог увлечённо рассуждать на тему образа народа в романе «Война и мир» или «партийности» романа «Мать». Другое дело, слушали ли его ученики, насколько всё это было им интересно? Я, например, до сих пор не смогу объяснить, что такое «партийность» и в чём она выражалась в романе «Мать». Увлечённый своим рассказом, он иногда просто не замечал, что ребята его не слушают, а каждый занимается своим делом, например, срисовывают из альбома соседа по парте невыполненный чертёж, который был задан на дом по черчению.
Требуя и от своих учеников при ответах такой же чёткости суждений, какой он владел сам, Павел Иванович рекомендовал нам при подготовке домашнего задания составлять план ответа и записывать его в тетрадь. Выходить с этим планом к доске не только не возбранялось, но даже, наоборот, приветствовалось. Быстро смекнувшие ученики так и делали: выходили отвечать урок с общей тетрадкой в руках, правда, в тетрадке вместо плана была вложена вырванная страница из учебника. А Павел Иванович будто не замечал этого.
Сочинения тоже часто списывали либо из книг, либо из учебников. Но учитель добросовестно читал эти сочинения, а в конце мелким почерком красными чернилами писал на них рецензии, зачастую превышающие по объёму сами сочинения.
Павел Иванович жил один. Была ли у него семья раньше, мы не знали. Наверное, нет. По крайней мере, он о ней никогда не рассказывал, когда делился с нами своими воспоминаниями из своей преподавательской деятельности или военной жизни. Учитель был ветераном войны, но никогда не носил ни награды, ни даже планки, по-видимому, считая это нескромным. Но он всегда охотно рассказывал нам о войне, когда его об этом просили. А просили его часто, особенно, когда класс не был готов к уроку. В такие минуты Павел Иванович сам забывал об уроке и увлечённо рассказывал о своих военных подвигах, частенько повторяя по нескольку раз одни и те же истории. Ребята их знали уже наизусть, но всё равно каждый раз слушали с большим интересом.
Но не дай бог, было встретиться с Павлом Ивановичем вне школьного здания. Любой разговор всегда переходил к воспоминаниям учителя, и его собеседник уже скоро забывал, куда он должен был идти.
Как-то моя мама, не вылазившая из родительских комитетов, имела неосторожность встретить Павла Ивановича, возвращаясь с родительского собрания. После обычного в такие минуты обмена любезностями разговор начался сначала обо мне – какая я прилежная и способная ученица, затем постепенно перешёл к обсуждению молодёжи вообще.
Павел Иванович посетовал, что современная молодёжь хилая и болезненная, и заодно похвастался, что сам он в своё время занимался спортом и был здоров, как бык, имел густую шевелюру волос и зимой ходил совсем без шапки.
- Может, поэтому волосы и выпали, - не удержалась мама, взглянув на его лысую голову. Ей казалось, что она остроумно пошутила. Но, к её удивлению, Павел Иванович отреагировал на эту шутку иначе.
- Нет, - сказал он серъёзно и, как показалось маме, с чувством обиды, - волосы начали выпадать после того, как на войне я целую ночь пролежал раненый на снегу.
И он начал рассказывать маме эту историю. Мама уже десять раз пожалела, что ляпнула про волосы. Во-первых, обидела человека, а во-вторых, ей пришлось убить ещё час, чтобы выслушать его рассказ.
Так что вне школы все старались обходить Павла Ивановича стороной.
 
А тем временем приближались выпускные экзамены.
Меня готовили к золотой медали, ни у кого даже не было сомнения, что может быть иначе. Но жизнь распорядилась совсем по-другому. И виной тому была злополучная буква «е» в конце слова. Эту ошибку я допустила в сочинении. До сих пор не могу понять, как это могло произойти. Ведь я отлично знала, с какими окончаниями пишутся два похожих слова: «в следствие» и «впоследствии». И как меня угораздило написать в сочинении: «впоследствие»?!
Оценки за сочинение объявили через два дня. К положенному сроку мы собрались возле учительской. Моя бойкая подруга умудрилась проникнуть туда ещё до начала объявления оценок и узнать итоги первой. А выйдя оттуда, она сообщила мне: «Ты получила 5/4». Эта весть прозвучала для меня, как гром среди ясного неба. Четвёрку я получила за русский язык. В полном тумане, помню, отошла от учительской, не дожидаясь официального объявления, и стала бесцельно бродить по школе. Войдя в какой-то пустой класс, я села за парту и горько разрыдалась.
Никогда в жизни ни до, ни после, я не рыдала так долго и безутешно. Я чувствовала себя такой несчастной!..
 Павел Иванович переживал не меньше моего.
- Это просто случайность, - твердил он, - она всё отлично знает.
 Несмотря на четвёрку по русскому языку за сочинение, в аттестат он поставил мне пятёрку, уверенный в том, что это всё же поможет получить золотую медаль. Наивный, он не знал, что помимо его благородства есть ещё и такое понятие как разнарядка. На нашу школу было выделено всего одна золотая медаль и три серебряных. И, конечно же, золотую медаль отдали мальчику, который на экзаменах не получил ни одной четвёрки. Конечно, это было справедливо. И хотя сейчас я понимаю, что медаль – не самое главное в жизни, горечь от того случая осталась у меня на всю жизнь.

      Много лет спустя, кажется, лет через пятнадцать после окончания школы, в одном из городских дворцов культуры проходил юбилейный вечер, посвящённый очередной годовщине основания нашей школы. На сцене заседал президиум, а к трибуне по очереди подходили бывшие выпускники и произносили пафосные речи, так похожие друг на друга. В какой-то момент я отключилась и перестала воспринимать всё  то, что говорил со сцены один из ораторов.
И вдруг раздался гром аплодисментов.
«Что такое он сказал, что я пропустила?» - встрепенулась я и увидела, что головы сидящих в зрительном зале были направлены не на сцену, а в другую сторону. Две женщины – организаторы этого мероприятия – вели под руки Павла Ивановича. Наш учитель немного опоздал к началу, и сейчас его на глазах у всего зала провожали в президиум на почётное место.
Торжественная часть закончилась, все вышли в фойе. Павел Иванович сидел в кресле возле стены. К нему подходили его бывшие ученики, чтобы поприветствовать. Подошла и я. Павел Иванович внимательно посмотрел на меня.
- Здравствуйте, - ответил он.- Вас я хорошо помню. И помню, что Вас тогда обидели с медалью.
- Ну, что Вы, Павел Иванович, - возразила я. - В этом я была виновата сама.
Закончить разговор нам не удалось. К учителю подскочил какой-то мужичишка, тоже из бывших учеников, возможно, даже из тех, кто за глаза называл его: «Пашка – гусь». Глаза его блестели, а лицо отливало красным цветом – наверное, уже начал праздновать юбилей школы.
- Ну, что, Павел Иванович, Вы идёте с нами?, - спросил он.
Павел Иванович кивнул. Тут же подбежали ещё двое мужчин и, подхватив Павла Ивановича под руки, куда-то его повели.
Я посмотрела вслед старому учителю, и у меня защемило сердце. Я была уверена, что вижу его в последний раз.
«Простите нас, Павел Иванович. Мы Вас любим!», - хотелось крикнуть мне. Но не крикнула.
А жаль!

 

© Copyright: Людмила Денисова, 2024

Регистрационный номер №0533355

от 14 октября 2024

[Скрыть] Регистрационный номер 0533355 выдан для произведения:  
        Я заметила его почти сразу, как только пришла в эту новую школу, куда перевели меня мои родители. Небольшого роста, подтянутый, с улыбкой на лице, он бодро шагал по коридору в учительскую, неся в руке сильно потёртый коричневый портфель. Может, из-за того, что учитель имел характерную лысину, он мне почему-то напомнил Владимира Ильича, каким мы его привыкли видеть в кино, правда, с одним отличием: вождь мирового пролетариата носил небольшую торчащую бородку, а наш учитель был гладко выбритым. Павел Иванович Гусев, так звали этого учителя, преподавал литературу в старших классах. Так что более близко я познакомилась с ним лишь в 9 классе, когда он пришёл, наконец, и к нам. До этого момента я уже успела наслушаться о нём не очень лестных отзывов со стороны учеников. Даже на парте, за которой я сидела, кем-то было нацарапано перочинным ножичком обидное: «Пашка – гусь».
Павел Иванович в совершенстве знал свой предмет, правда, в свете учений того времени. На протяжении 45 минут он мог увлечённо рассуждать на тему образа народа в романе «Война и мир» или «партийности» романа «Мать». Другое дело, слушали ли его ученики, насколько всё это было им интересно? Я, например, до сих пор не смогу объяснить, что такое «партийность» и в чём она выражалась в романе «Мать». Увлечённый своим рассказом, он иногда просто не замечал, что ребята его не слушают, а каждый занимается своим делом, например, срисовывают из альбома соседа по парте невыполненный чертёж, который был задан на дом по черчению.
Требуя и от своих учеников при ответах такой же чёткости суждений, какой он владел сам, Павел Иванович рекомендовал нам при подготовке домашнего задания составлять план ответа и записывать его в тетрадь. Выходить с этим планом к доске не только не возбранялось, но даже, наоборот, приветствовалось. Быстро смекнувшие ученики так и делали: выходили отвечать урок с общей тетрадкой в руках, правда, в тетрадке вместо плана была вложена вырванная страница из учебника. А Павел Иванович будто не замечал этого.
Сочинения тоже часто списывали либо из книг, либо из учебников. Но учитель добросовестно читал эти сочинения, а в конце мелким почерком красными чернилами писал на них рецензии, зачастую превышающие по объёму сами сочинения.
Павел Иванович жил один. Была ли у него семья раньше, мы не знали. Наверное, нет. По крайней мере, он о ней никогда не рассказывал, когда делился с нами своими воспоминаниями из своей преподавательской деятельности или военной жизни. Учитель был ветераном войны, но никогда не носил ни награды, ни даже планки, по-видимому, считая это нескромным. Но он всегда охотно рассказывал нам о войне, когда его об этом просили. А просили его часто, особенно, когда класс не был готов к уроку. В такие минуты Павел Иванович сам забывал об уроке и увлечённо рассказывал о своих военных подвигах, частенько повторяя по нескольку раз одни и те же истории. Ребята их знали уже наизусть, но всё равно каждый раз слушали с большим интересом.
Но не дай бог, было встретиться с Павлом Ивановичем вне школьного здания. Любой разговор всегда переходил к воспоминаниям учителя, и его собеседник уже скоро забывал, куда он должен был идти.
Как-то моя мама, не вылазившая из родительских комитетов, имела неосторожность встретить Павла Ивановича, возвращаясь с родительского собрания. После обычного в такие минуты обмена любезностями разговор начался сначала обо мне – какая я прилежная и способная ученица, затем постепенно перешёл к обсуждению молодёжи вообще.
Павел Иванович посетовал, что современная молодёжь хилая и болезненная, и заодно похвастался, что сам он в своё время занимался спортом и был здоров, как бык, имел густую шевелюру волос и зимой ходил совсем без шапки.
- Может, поэтому волосы и выпали, - не удержалась мама, взглянув на его лысую голову. Ей казалось, что она остроумно пошутила. Но, к её удивлению, Павел Иванович отреагировал на эту шутку иначе.
- Нет, - сказал он серъёзно и, как показалось маме, с чувством обиды, - волосы начали выпадать после того, как на войне я целую ночь пролежал раненый на снегу.
И он начал рассказывать маме эту историю. Мама уже десять раз пожалела, что ляпнула про волосы. Во-первых, обидела человека, а во-вторых, ей пришлось убить ещё час, чтобы выслушать его рассказ.
Так что вне школы все старались обходить Павла Ивановича стороной.
 
А тем временем приближались выпускные экзамены.
Меня готовили к золотой медали, ни у кого даже не было сомнения, что может быть иначе. Но жизнь распорядилась совсем по-другому. И виной тому была злополучная буква «е» в конце слова. Эту ошибку я допустила в сочинении. До сих пор не могу понять, как это могло произойти. Ведь я отлично знала, с какими окончаниями пишутся два похожих слова: «в следствие» и «впоследствии». И как меня угораздило написать в сочинении: «впоследствие»?!
Оценки за сочинение объявили через два дня. К положенному сроку мы собрались возле учительской. Моя бойкая подруга умудрилась проникнуть туда ещё до начала объявления оценок и узнать итоги первой. А выйдя оттуда, она сообщила мне: «Ты получила 5/4». Эта весть прозвучала для меня, как гром среди ясного неба. Четвёрку я получила за русский язык. В полном тумане, помню, отошла от учительской, не дожидаясь официального объявления, и стала бесцельно бродить по школе. Войдя в какой-то пустой класс, я села за парту и горько разрыдалась.
Никогда в жизни ни до, ни после, я не рыдала так долго и безутешно. Я чувствовала себя такой несчастной!..
 Павел Иванович переживал не меньше моего.
- Это просто случайность, - твердил он, - она всё отлично знает.
 Несмотря на четвёрку по русскому языку за сочинение, в аттестат он поставил мне пятёрку, уверенный в том, что это всё же поможет получить золотую медаль. Наивный, он не знал, что помимо его благородства есть ещё и такое понятие как разнарядка. На нашу школу было выделено всего одна золотая медаль и три серебряных. И, конечно же, золотую медаль отдали мальчику, который на экзаменах не получил ни одной четвёрки. Конечно, это было справедливо. И хотя сейчас я понимаю, что медаль – не самое главное в жизни, горечь от того случая осталась у меня на всю жизнь.

      Много лет спустя, кажется, лет через пятнадцать после окончания школы, в одном из городских дворцов культуры проходил юбилейный вечер, посвящённый очередной годовщине основания нашей школы. На сцене заседал президиум, а к трибуне по очереди подходили бывшие выпускники и произносили пафосные речи, так похожие друг на друга. В какой-то момент я отключилась и перестала воспринимать всё  то, что говорил со сцены один из ораторов.
И вдруг раздался гром аплодисментов.
«Что такое он сказал, что я пропустила?» - встрепенулась я и увидела, что головы сидящих в зрительном зале были направлены не на сцену, а в другую сторону. Две женщины – организаторы этого мероприятия – вели под руки Павла Ивановича. Наш учитель немного опоздал к началу, и сейчас его на глазах у всего зала провожали в президиум на почётное место.
Торжественная часть закончилась, все вышли в фойе. Павел Иванович сидел в кресле возле стены. К нему подходили его бывшие ученики, чтобы поприветствовать. Подошла и я. Павел Иванович внимательно посмотрел на меня.
- Здравствуйте, - ответил он.- Вас я хорошо помню. И помню, что Вас тогда обидели с медалью.
- Ну, что Вы, Павел Иванович, - возразила я. - В этом я была виновата сама.
Закончить разговор нам не удалось. К учителю подскочил какой-то мужичишка, тоже из бывших учеников, возможно, даже из тех, кто за глаза называл его: «Пашка – гусь». Глаза его блестели, а лицо отливало красным цветом – наверное, уже начал праздновать юбилей школы.
- Ну, что, Павел Иванович, Вы идёте с нами?, - спросил он.
Павел Иванович кивнул. Тут же подбежали ещё двое мужчин и, подхватив Павла Ивановича под руки, куда-то его повели.
Я посмотрела вслед старому учителю, и у меня защемило сердце. Я была уверена, что вижу его в последний раз.
«Простите нас, Павел Иванович. Мы Вас любим!», - хотелось крикнуть мне. Но не крикнула.
А жаль!

 
 
Рейтинг: +10 300 просмотров
Комментарии (9)
Аида Бекеш # 14 октября 2024 в 18:55 +7
Вот это рассказ! Как тепло и щедро рассказали об учителе. Браво автору!
София Даль # 16 октября 2024 в 07:21 +6
За такого человека действительно испытываешь гордость. Рассказ достоин наивысшего места.
Тая Кузмина # 16 октября 2024 в 20:32 +6
Гордо, это когда не сам говоришь о себе, а когда об этом говорят окружающие люди! Отличный рассказ!!
Валентин Воробьев # 17 октября 2024 в 17:03 +5
Действительно хороший рассказ, написанный к тому же превосходным литературным языком.
Валентин Воробьев # 17 октября 2024 в 17:03 +4
Я так думаю.
Светлана Казаринова # 17 октября 2024 в 18:31 +6
Хорошо, когда сохраняется чувство благодарности к учителям, не всегда так бывает.
автору удачи.
Людмила Комашко-Батурина # 24 октября 2024 в 03:13 +3
Как много значат в нашей жизни учителя. Повезло тем, кто встретил настоящего! Удачи автору!
Татьяна Белая # 31 октября 2024 в 12:48 0
Я, мягко выражаясь, старушенция, очень близко приняла этот рассказ. Были они, были, такие великолепные учителя!!! Мы, их ученики, уже сами престарелые люди, с благодарностью вспоминаем этих уникальных людей. Браво, браво, и ещё раз браво, автору. Голосую за автора всеми фибрами своей души. spasibo=9
Сергей Шевцов # 1 ноября 2024 в 19:42 0
В жизни бывает много учителей, но запоминаются лучшие.