Взгляд в прошлое
Очередной суматошный день подошёл к концу. Наталья Васильевна прибрала в доме после шумных внуков, включила послушать любимые мелодии и те навеяли ей то, что происходило давно. Чтобы усилить впечатления женщина открыла старый альбом с фотографиями. Вся прожитая жизнь отразилась в чёрно-белых, а позже цветных снимках. Сегодня хотелось думать не о семье, а о тех, кто встречался ей в жизни. Так случилось, что всю себя Наталья Васильевна отдала образованию. Причём, поднималась, как бы по ступеням. И речь вовсе не о карьере. Перебирая фото, она отсортировала их так, как и было – по годам.
Первое фото
На
чёрно-белом снимке она сидела в окружении малышей примерно четырёх – пяти лет.
Вихрастые мальчишки и девчонки посещали детский сад «Золотой петушок». Именно в
этом саду проходила юная Наташа практику в ту пору, когда ей было всего
девятнадцать лет.
В
группе детки были спокойными и уравновешенными. Правда, не все. Толстенький
Саша никого не обижал, со всеми дружил и излучал полное добродушие. Однако
только до момента приёма пищи. Завтрак, обед, полдник и ужин он держал
воспитателей в постоянном напряжении. Если мальчишке нравилась еда, то он не
смущаясь забирал её у соседа. Закрывая руками и украденное, и собственное он,
визжа как поросёнок, сначала уплетал соседское, а потом приступал к своему. Так
и бились воспитатели пытаясь не дать никого в обиду. Кстати, невкусное Саша с
удовольствием отдавал – он ведь не жадина. Мальчик сидел на фото с самого края
нижнего ряда. Глядя на его умильную рожицу все восхищались, не подозревая
скрытых страстей неуемной натуры.
Рядом с Натальей Васильевной сидела
девочка Вика. Негатив не мог отразить всей красоты личика девочки. Карие глаза
в обрамлении густых и длинных ресниц смотрели на мир открыто и наивно. Стрижка–канадка делала её похожей на мальчишку. И поведение соответствовало
мальчишескому. Только за ней одной приходилось бегать по всему участку детского сада.
Именно Вика лазила по деревьям не хуже мартышки. Убежать от воспитателей по
крыше садика – вообще было любимым занятием. Никакие окрики или обещание
наказания не действовали. Развитая не по
годам девочка доводила взрослых до нервных срывов.
- Вика! Слазь с дерева! – в очередной
раз кричала Наталья Васильевна. А откуда-то из зелёной кроны слышалось:
- Поймай! Потом поговорим!
- Я вот всё расскажу твоему папе! –
неслась угроза со стороны воспитателя.
- Ну, и рассказывай! – невозмутимо
отвечала девочка.
Бывало
и с дворником, и с техничками бегали за ней. Только ребёнок всегда оставался
хитрей. Так было до поры, до времени. Как-то совершенно случайно Наталья
Васильевна сказала:
- Так, хорошо! Тогда вечером не будешь
гулять с Алёшей! – Алёша младший брат Вики, которому недавно исполнилось три
годика.
Реакция
девочки удивила – она в мгновение ока спустилась с дерева, села на скамеечку и
даже руки положила на колени:
- Всё-всё! Я больше не буду! – так
найден был ключик к хорошему поведению Вики.
И
настолько потом подружились Вика и Наталья Васильевна, что даже на этом фото
сидели, держа друг друга за руки.
Вторая
фотография.
На
ней Наталья Васильевна в окружении уже пятилетних детей. Это старшая группа
детского сада «Василёк» Только закончив педучилище она пришла на работу и сразу
же столкнулась со странностью в поведении руководства садика. Это ведь надо
было додуматься молодому воспитателю, совершенно без практики работы, дать
группу детей, которые до пяти лет сидели дома. То есть сначала родители
считали, что и сами хорошо воспитают своих чад. А за два года до школы вдруг
вспомнили, что надо как-то готовиться к школьному обучению. Дети в группе
Натальи Васильевны ничего не умели. По программе они должны были в этом
возрасте, например, строится в колонну по четыре двумя способами: на
первый-второй рассчитайсь и на первый-четвёртый. Эти же не могли построится
даже в круг.
Среди всех деток была девочка Оля.
Очень худенькая, маленькая, почти прозрачная (видны были все венки на тонких
ручках). Но внешность сильно разилась с поведением. Девочка материла вся и
всех. Причём, делала это очень профессионально – к месту и по делу. Оля срывала
любое занятие. Она то плясала на столе воспитателя, то ложилась на пол под
детский стол и лупила ногами в столешницу. Дети не хотели с нею связываться и молчали на все её выходки. Однажды во
время утреннего занятия в группу пришла заведующая садиком. Она, увидев, что
девочка лежит под столом и развлекается как может, накинулась на воспитателя. Причём
совершенно не стесняясь, при детях, нарушая педагогическую этику:
- Наталья Васильевна! Что же Вы за педагог, если не можете усадить
на занятие пятилетнего ребёнка? – гнев благородно гремел в большой игровой
комнате.
- Да! Я не могу её усадить! Может быть
Вы покажете, как надо! – неожиданно для себя парировала воспитатель.
- Легко! – и Ирина Борисовна, усевшись
сразу на три стульчика принялась уговаривать шалунью. – Оленька, детонька!
Садись на занятие. Все занимаются, и ты должна.
Сначала
Оля лупила в столешницу не обращая внимание на посторонние звуки, а потом очень
спокойно произнесла:
- Иди ты на …! – и отправила заведующую по
адресу, который все читают на заборах.
Ирина
Борисовна молча встала и удалилась, скорее всего именно в этом направлении.
Как-то Оле не понравилось новое
полотенце – не того оттенка. Гораздо интереснее у соседа. Но тот, когда понял,
что его вещь кому-то приглянулась совсем не захотел меняться.
Наталья
Васильевна пригрозила, что если Оля не прекратит истерику, то останется вообще без полотенца. Но Оля продолжила ругаться и настаивать на своём. Так полотенце
было изъято.
Оля
встала, упёрла руки в боки (поза сахарницы) и сквозь слёзы выдала:
- Я скоро поеду в другой город, все
детям привезу игрушки и всякие вкусности! А тебе вот такой, не вот такой нож!(девочка развела руки широко в стороны) И
почикаю тебя всю! – а потом добавила. – жопа с ручкой!
Смеялись
все, начиная от няни и заканчивая детьми. Правда, Наталье Васильевне было совсем
невесело, хоть она и пыталась улыбаться.
А
потом Оля, и правда, уехала. Отсутствие затянулось. И няня даже подшучивала над
Натальей Васильевной:
- Наверно ещё нож нужного размера не
нашла!
Оля
так больше и не появилась. Потом выяснилось, что ребёнок имел серьёзное
заболевание. Родителям врачи сообщили, что девочка вряд ли доживёт до десяти
лет и они баловали ребёнка разрешая абсолютно всё. Позже Наталья Васильевна
пыталась выяснить судьбу девочки. Не удалось – семья покинула этот город.
Третья
фотография
Получив
высшее образование Наталья Васильевна, словно, поднялась ещё на ступеньку.
Теперь её направили преподавать в начальных классах. Достался самый шумный и
проблемный в воспитании второй класс Б. Мало того и её, и класс отправили
учиться в школу-спутник. Так называли отдельную пристройку к основной школе, где
Наталья Васильевна сама себе давала звонки, используя обычный колокольчик.
Напоминанием
о том времени осталась фотография с двумя мальчишками. На ней (фото) были изображены Рома и Лёша.
Как-то перед уроком, накануне Нового
года, произошло неординарное событие. Все готовились к уроку. Рома тоже
доставал учебники и тетради, сидя за своей партой. Прибежал запыхавшийся Лёша.
Он быстро повесил верхнюю одежду в шкафчик и направился к своему месту – мимо Ромы.
Походя он неожиданно ударил Рому портфелем по голове. Наталья Васильевна напряглась,
ожидая драки и готовая вмешаться. Однако Рома даже ухом не повёл. Он как сидел
за партой, так и сидел. Вздохнув с облегчением, Наталья Васильевна начала урок.
После
уроков она вышла на крыльцо школы–спутника и замерла в недоумении. Она стала
свидетелем яростной драки. Дерущихся окружила толпа ребят и понять кто в
эпицентре было трудно. Не сразу добравшись до дерущихся Наталья Васильевна их
растащила в разные стороны. Дрались, как ни странно, Рома и Лёша.
- Лёша! В чём дело?! – недоумевала Наталья
Васильевна.
И
Лёша, размазывая кровь и слёзы, плача говорил:
- А за что он на меня напал?
Теперь
ответ ожидался от Ромы:
- А он почему меня ударил портфелем по голове? –
запыхавшись от гнева пояснял Рома.
«Это
же надо! Ребёнок пять уроков думал, как отомстить! Вот это самообладание!» -
учительница была поражена этим фактом. Лёшка ударил без злого умысла и сразу
про это забыл. А Рома все пять уроков себя нагнетал.
Странно,
но именно с этой драки мальчики подружились. Они как нельзя лучше подходили
друг другу. Лёша своей эмоциональностью и подвижностью дополнял степенного и флегматичного Рому.
Насколько
известно Наталье Васильевне они дружат до сих пор. Переписываются с ней через
интернет.
Четвёртое
фото
Ступень
этого образования оказалась даже почётной. Дирекция педучилища пригласила
Наталью Васильевну читать курс педагогики и психологии. Это случилось потому,
что руководство пополняло штат выпускниками, закончившими обучение в педучилище
с отличием. Так пришла на работу в родной альма-матер и Наталья Васильевна.
Руководство
и здесь оказалось к ней неравнодушно. Ей для классного руководства была дана
группа парней. Причём, такой группы до этого никогда не существовало. И вряд ли
таковая появилась бы, если бы не было открыто трудовое отделение.
На общем фото первого курса сидела в
центре Наталья Васильевна в окружении двадцати пяти шестнадцатилетних пацанов.
Группу
она любила, и парни отвечали ей хорошим поведением. Правда, были и казусы. За
четыре-то года чего только не случалось.
Как-то
она, как педагог «слетела с педагогического каната». Дело было так: она задала
дома написать сочинение «Почему я выбрал профессию педагога». В положенный срок
сдали работу только четыре человека. Всем остальным пришлось поставить двойки.
И когда Наталья Васильевна ставила последние отрицательные отметки в журнал,
даже стало страшновато. Ведь она сама
портила этими двойками показатели своей группы. Это потом умные и опытные
классные ей подсказали, что ставить колы более эффективно – их потом легко
исправлять на четвёрки. А на что можно исправить два? Если только на восемь…
Мало
того на этом уроке ещё и четверо не писали новую тему. Кто-то забыл ручку, кто-то
тетрадь, а кто-то, наверно, и голову. Настроение было на нуле. За последним
столом у окна сидел крупный юноша – Андрей. Ему было скучно. Ещё бы, у него
отсутствовали и тетрадь, и ручка. Он сидел, опершись головой на свою большую
руку. Андрей поймал взгляд молодого педагога и огромной своей пятернёй взялся
чесать подбородок. И звучало это громко
и с таким хрустом, что Наталья Васильевна хохотала над проделкой не меньше
остальных. Понятно, что звук такой произошёл потому, что Андрей одновременно с
почёсыванием лица, другой рукой скрёб снизу столешницу. Ну, захотелось парню
разрядить обстановку. Наталья Васильевна, отсмеявшись, допустила педагогическую
ошибку – поставила ему за урок двойку. Парень, возмущённый тем, что его не
оценили, выскочил из класса. Две недели они потом не разговаривали. Педагог,
конечно была не права. Если ты поддержала шутку, то не надо за неё наказывать.
Однажды, когда Наталья Васильевна вела
свой урок в другой группе, к ней прибежала дежурная и сообщила, что Ольга
Николаевна приглашает к себе на урок. В это время именно в группе парней
Натальи Васильевны шла биология, и вела её Ольга Николаевна.
Придя
по вызову, Наталья Васильевна поначалу ничего не могла понять. У доски стоял
преподаватель, а перед ней вся группа ребят. Всё это сопровождала тишина.
- Что происходит? – выразила недоумение
Наталья Васильевна.
- Вот так стоят уже десять минут! – сообщила биолог.
- Ребята! В чём дело? Садитесь! –
вступила в диалог с группой Наталья Васильевна. Все молча продолжали стоять.
- И я не смогла ничего сделать! –
констатировала Ольга Николаевна.
В
голове Натальи Васильевны, словно табун взбесившихся лошадей, галопом неслись
мысли: «Что делать? А если так и не сядут? Что происходит? Как быть?» Стараясь не выдать волнения, она сказала:
- В общем так! Если вы не сядете и не
приступите к уроку, то я откажусь от вашей группы! - и
ощутила ужас от того, что придётся сдержать слово.
Однако
произошло невиданное – группа мгновенно села. Причём, все одновременно.
Очевидно,
перед уроком кто-то очень сообразительный сказал что-то типа: «Кто первый
сядет, тот лох!». Вот они и стояли. А сели, скорее всего, по чьей-то команде. И
Наталья Васильевна даже догадывалась, что так подчиниться все могли только
одному человеку – старосте группы. Потом были встречи с группой, уже после
окончания педучилища, но тайну этого случая ей так и не раскрыли.
Пятое
фото
А
вот эта фотография досталась ей случайно. Это фото седьмого класса той школы,
где Наталья Васильевна заканчивала свою трудовую деятельность. Тогда ребята
фотографировались на её уроке, а потом подарили фото класса и ей, хоть она не
была классным руководителем. Если бы не расформирование педучилища, когда
перевели трудовое отделение в другое учебное заведение, то она работала бы там
по сию пору. Но, к сожалению, так не случилось. Пришлось уйти в школу. Современная
школа отвечала всем требованиям науки. Вести уроки было приятно. Можно было
демонстрировать любые видео с последующим обсуждением. Но дети оставались
детьми, со своими странностями в поведении. В тот день, когда фотографировались
произошло нечто, чему она до сих пор не смогла найти объяснения.
Наталья Васильевна готовилась к уроку. Дети
шумели за дверью – шла перемена. В класс вошёл мальчик, который всегда
присутствовал на её уроках, чего нельзя было сказать о других предметах. Звали
мальчика Захар. Ему часто доставалось за плохое поведение и прогулы. Всё это если и было, то не на её уроках. Захар не был активным, но и уроки не срывал.
Сейчас
он прошёл к своему столу, поставил рюкзак и пошёл на выход из класса.
Неожиданно подошёл к Наталье Васильевне, которая в этот момент сидела у
компьютера и настраивала ролики для показа. Мальчик внезапно обнял её тепло и
доверчиво, положил голову на плечо и постоял так пару минут. Потом вышел
из класса. Странное ощущение было у преподавателя после этого. Действие
мальчика было чудным, но не неприятным. Урок прошёл спокойно и, как всегда,
интересно. Ни она, ни Захар не говорили про эту ситуацию. Наталья Васильевна до
сих пор теряется в догадках: «Что это было?»
Закрыв
альбом, Наталья Васильевна ещё долго сидела в кресле, думая о своей жизни. Эти
пять фотографий лишь малая толика всего, что она могла бы вспомнить. Но самое
главное, женщина знала наверняка – её сорок четыре года в образовании не лежат
тяжёлой ношей, а наоборот делают счастливой. Ведь находясь рядом с детьми
она сама меньше старилась и становилась более душевной к другим людям.
Дети
учили её этому.
Очередной суматошный день подошёл к концу. Наталья Васильевна прибрала в доме после шумных внуков, включила послушать любимые мелодии и те навеяли ей то, что происходило давно – в юности. Чтобы усилить впечатления женщина открыла старый альбом с фотографиями. Вся прожитая жизнь отразилась в чёрно-белых, а позже цветных снимках. Сегодня хотелось думать не о семье, а о тех, кто встречался в её жизни. Так случилось, что всю себя Наталья Васильевна отдала образованию. Причём, поднималась, как бы по ступеням. И речь вовсе не о карьере. Перебирая фото, она отсортировала их так, как и было – по годам.
Первое
фото
На
чёрно-белом снимке она сидела в окружении малышей примерно четырёх – пяти лет.
Вихрастые мальчишки и девчонки посещали детский сад «Золотой петушок». Именно в
этом саду проходила юная Наташа практику в ту пору, когда ей было всего
девятнадцать лет.
В
группе детки были спокойными и уравновешенными. Правда, не все. Толстенький
Саша никого не обижал, со всеми дружил и излучал полное добродушие. Однако
только до момента приёма пищи. Завтрак, обед, полдник и ужин он держал
воспитателей в постоянном напряжении. Если мальчишке нравилась еда, то он не
смущаясь забирал её у соседа. Закрывая руками и украденное, и собственное он,
визжа как поросёнок, сначала уплетал соседское, а потом приступал к своему. Так
и бились воспитатели пытаясь не дать никого в обиду. Кстати, невкусное Саша с
удовольствием отдавал – он ведь не жадина. Мальчик сидел на фото с самого края
нижнего ряда. Глядя на его умильную рожицу все восхищались, не подозревая
скрытых страстей неуемной натуры.
Рядом с Натальей Васильевной сидела
девочка Вика. Негатив не мог отразить всей красоты личика девочки. Карие глаза
в обрамлении густых и длинных ресниц смотрели на мир открыто и наивно. Стрижка
– канадка делала девочку похожей на мальчишку. И поведение соответствовало
мальчишескому. Только за ней приходилось бегать по всему участку детского сада.
Именно Вика лазила по деревьям не хуже мартышки. Убежать от воспитателей по
крыше садика – вообще было любимым занятием. Никакие окрики или обещание
наказания не действовали. Развитая не по
годам девочка доводила взрослых до нервных срывов.
- Вика! Слазь с дерева! – в очередной
раз кричала Наталья Васильевна. А откуда-то из зелёной кроны неслось:
- Поймай! Потом поговорим!
- Я вот всё расскажу твоему папе! –
неслась угроза со стороны воспитателя.
- Ну, и рассказывай! – невозмутимо
отвечала девочка.
Бывало
и с дворником, и с техничками бегали за ней. Только ребёнок всегда оставался
хитрей. Так было до поры, до времени. Как-то совершенно случайно Наталья
Васильевна сказала:
- Ну, хорошо! Тогда вечером не будешь
гулять с Алёшей! – Алёша младший брат Вики, которому недавно исполнилось три
годика.
Реакция
девочки удивила – она в мгновение ока спустилась с дерева, села на скамеечку и
даже руки положила на колени:
- Всё-всё! Я больше не буду! – так
найден был ключик к хорошему поведению Вики.
И
настолько потом подружились Вика и Наталья Васильевна, что даже на этом фото
сидели, держа друг друга за руки.
Вторая
фотография.
На
ней Наталья Васильевна в окружении уже пятилетних детей. Это старшая группа
детского сада «Василёк» Только закончив педучилище она пришла на работу и сразу
же столкнулась со странностью в поведении руководства садика. Это ведь надо
было додуматься молодому воспитателю, совершенно без практики работы дать
группу детей, которые до пяти лет сидели дома. То есть сначала родители
считали, что и сами хорошо воспитают своих чад. А за два года до школы вдруг
вспомнили, что надо как-то готовиться к школьному обучению. Дети в группе
Натальи Васильевны ничего не умели. По программе они должны были в этом
возрасте, например, строится в колонну по четыре двумя способами: на
первый-второй рассчитайсь и на первый-четвёртый. Эти же не могли построится
даже в круг.
Среди всех деток была девочка Оля.
Очень худенькая, маленькая, почти прозрачная (видны были все венки на тонких
ручках). Но внешность сильно разилась с поведением. Девочка материла вся и
всех. Причём, делала это очень профессионально – к месту и по делу. Оля срывала
любое занятие. Она то плясала на столе воспитателя, то ложилась на пол под
детский стол и лупила ногами в столешницу. Дети не хотели с нею связываться и молчали на все её выходки. Однажды во
время утреннего занятия в группу пришла заведующая садиком. Она, увидев, что
девочка лежит под столом и развлекается как может, накинулась на воспитателя. Причём
совершенно не стесняясь, при детях, нарушая педагогическую этику:
- Наталья Васильевна! Что же Вы за педагог, если не можете усадить
на занятие пятилетнего ребёнка? – гнев благородно гремел в большой игровой
комнате.
- Да! Я не могу её усадить! Может быть
Вы покажете, как надо! – неожиданно для себя парировала воспитатель.
- Легко! – и Ирина Борисовна, усевшись
сразу на три стульчика принялась уговаривать шалунью. – Оленька, детонька!
Садись на занятие. Все занимаются, и ты должна.
Сначала
Оля лупила в столешницу не обращая внимание на посторонние звуки, а потом очень
спокойно произнесла:
- Иди …? – и отправила заведующую по
адресу, который все читают на заборах.
Ирина
Борисовна молча встала и удалилась, скорее всего именно в этом направлении.
Как-то Оле не понравилось новое
полотенце – не того оттенка. Гораздо интереснее у соседа. Но тот, когда понял,
что его вещь кому-то нравится совсем не захотел меняться.
Наталья
Васильевна пригрозила, что если Оля не прекратит истерику, то останется совсем
без полотенца. Но Оля продолжила ругаться и настаивать на своём. Так полотенце
было изъято.
Оля
встала, упёрла руки в боки (поза сахарницы) и сквозь слёзы выдала:
- Я скоро поеду в другой город, все
детям привезу игрушки и всякие вкусности! А тебе вот такой, не вот такой нож! И
почикаю тебя всю! – а потом добавила. – жопа с ручкой!
Смеялись
все, начиная от няни и заканчивая детьми. Правда Наталье Васильевне было совсем
не весело, хоть она и пыталась улыбаться.
А
потом Оля, и правда, уехала. Отсутствие затянулось. И няня даже подшучивала над
Натальей Васильевной:
- Наверно ещё нож нужного размера не
нашла!
Оля
так больше и не появилась. Позже выяснилось, что ребёнок имел серьёзное
заболевание. Родителям врачи сообщили, что девочка вряд ли доживёт до десяти
лет и они баловали ребёнка разрешая абсолютно всё. Позже Наталья Васильевна
пыталась выяснить судьбу девочки. Не удалось – семья покинула этот город.
Третья
фотография
Получив
высшее образование Наталья Васильевна, словно, поднялась ещё на ступеньку выше.
Теперь её направили преподавать в начальных классах. Достался самый шумный и
проблемный в воспитании второй класс Б. Мало того и её, и класс отправили
учиться в школу-спутник. Так называли отдельную пристройку к основной школе, где
Наталья Васильевна сама себе давала звонки, используя обычный колокольчик.
Напоминанием
о том времени осталась фотография с двумя мальчишками. На ней (фото) были изображены Рома и Лёша.
Как-то перед уроком, накануне Нового
года, произошло неординарное событие. Все готовились к уроку. Рома тоже
доставал учебники и тетради, сидя за своей партой. Прибежал запыхавшийся Лёша.
Он быстро повесил верхнюю одежду в шкафчик и направился к своему месту – мимо Ромы.
Походя он неожиданно ударил Рому портфелем. Наталья Васильевна напряглась,
ожидая драки и готовая вмешаться. Однако Рома даже ухом не повёл. Он как сидел
за партой, так и сидел. Вздохнув с облегчением, Наталья Васильевна начала урок.
После
уроков она вышла на крыльцо школы – спутника и замерла в недоумении. Она стала
свидетелем яростной драки. Дерущихся окружила толпа ребят и понять кто в
эпицентре было трудно. Не сразу добравшись до дерущихся Наталья Васильевна их
растащила в разные стороны. Дрались, как ни странно, Рома и Лёша.
- Лёша! В чём дело?! – недоумевала Наталья
Васильевна.
И
Лёша, размазывая кровь и слёзы, отвечал:
- А за что он на меня напал?
Теперь
ответ ожидался от Ромы:
- А за что он меня ударил портфелем? –
запыхавшись от гнева спросил Рома.
«Это
же надо! Ребёнок пять уроков думал, как отомстить! Вот это самообладание!» -
учительница была поражена этим фактом. Лёшка ударил без злого умысла и сразу
про это забыл. А Рома все пять уроков себя нагнетал.
Странно,
но именно с этой драки мальчики подружились. Они как нельзя лучше дополняли
друг друга. Лёша своей эмоциональностью и подвижностью как нельзя лучше
дополнял степенного и флегматичного Рому.
Насколько
известно Наталье Васильевне они дружат до сих пор. Переписываются с ней через
интернет.
Четвёртое
фото
Ступень
этого образования оказалась даже почётной. Дирекция педучилища пригласила
Наталью Васильевну читать курс педагогики и психологии. Это случилось потому,
что руководство пополняло штат выпускниками, закончившими обучение в педучилище
с отличием. Так пришла на работу в родной альма-матер и Наталья Васильевна.
Руководство
и здесь оказалось к ней неравнодушным. Ей для классного руководства была дана
группа парней. Причём, такой группы до этого никогда не существовало. И вряд ли
таковая появилась бы, если бы не было открыто трудовое отделение.
На общем фото первого курса сидела в
центре Наталья Васильевна в окружении двадцати пяти шестнадцатилетних пацанов.
Группу
она любила, и парни отвечали ей хорошим поведением. Правда, были и казусы. За
четыре-то года что только не случалось.
Как-то
она, как педагог «слетела с педагогического каната». Дело было так: она задала
дома написать сочинение «Почему я выбрал профессию педагога». В положенный срок
сдали работу только четыре человека. Всем остальным пришлось поставить двойки.
И когда Наталья Васильевна ставила последние отрицательные отметки в журнал,
даже стало страшновато. Ведь она сама
портила этими двойками показатели своей группы. Это потом умные и опытные
классные ей подсказали, что ставить колы более эффективно – их потом легко
исправлять на четвёрки. А на что можно исправить два? Если только на восемь…
Мало
того на этом уроке ещё и четверо не писали новую тему. Кто-то забыл ручку, кто-то
тетрадь, а кто-то, наверно, и голову. Настроение было на нуле. За последним
столом у окна сидел крупный юноша – Андрей. Ему было скучно. Ещё бы, у него
отсутствовали и тетрадь, и ручка. Он сидел, опершись головой на свою большую
руку. Андрей поймал взгляд молодого педагога и огромной своей пятернёй взялся
чесать подбородок. И звучало это громко
и с таким хрустом, что Наталья Васильевна хохотала над проделкой не меньше
остальных. Понятно, что звук такой произошёл потому, что Андрей одновременно с
почёсыванием лица, другой рукой скрёб снизу столешницу. Ну, захотелось парню
разрядить обстановку. Наталья Васильевна, отсмеявшись, допустила педагогическую
ошибку – поставила ему за урок двойку. Парень, возмущённый тем, что его не
оценили, выскочил из класса. Две недели они потом не разговаривали. Педагог,
конечно была не права. Если ты поддержала шутку, то не надо за неё наказывать.
Однажды, когда Наталья Васильевна вела
свой урок в другой группе, к ней прибежала дежурная и сообщила, что Ольга
Николаевна приглашает к себе на урок. В это время именно в группе парней
Натальи Васильевны шла биология, и вела её Ольга Николаевна.
Придя
по вызову, Наталья Васильевна поначалу ничего не могла понять. У доски стоял
преподаватель, а перед ней вся группа ребят. Всё это сопровождала тишина.
- Что происходит? – выразила недоумение
Наталья Васильевна.
- Вот так стоят уже десять минут! – сообщила биолог.
- Ребята! В чём дело? Садитесь! –
вступила в диалог с группой Наталья Васильевна. Все молча продолжали стоять.
- И я не смогла ничего сделать! –
констатировала Ольга Николаевна.
В
голове Натальи Васильевны, словно табун взбесившихся лошадей, галопом неслись
мысли: «Что делать? А если так и не сядут? Что происходит? Как быть?» Стараясь не выдать волнения, она сказала:
- В общем так! Если вы не сядете и не
приступите к уроку, то я откажусь от вашей группы! - и
ощутила ужас от того, что придётся сдержать слово.
Однако
произошло невиданное – группа мгновенно села. Причём, все одновременно.
Очевидно,
перед уроком кто-то очень сообразительный сказал что-то типа: «Кто первый
сядет, тот лох!». Вот они и стояли. А сели, скорее всего, по чьей-то команде. И
Наталья Васильевна даже догадывалась, что так подчиниться все могли только
одному человеку – старосте группы. Потом были встречи с группой, уже после
окончания педучилища, но тайну этого случая ей так и не раскрыли.
Пятое
фото
А
вот эта фотография досталась ей случайно. Это фото седьмого класса той школы,
где Наталья Васильевна заканчивала свою трудовую деятельность. Тогда ребята
фотографировались на её уроке, а потом подарили фото класса и ей, хоть она не
была классным руководителем. Если бы не расформирование педучилища, когда
перевели трудовое отделение в другое учебное заведение, то она работала бы там
по сию пору. Но, к сожалению, так не случилось. Пришлось уйти в школу. Современная
школа отвечала всем требованиям науки. Вести уроки было приятно. Можно было
демонстрировать любые видео с последующим обсуждением. Но дети оставались
детьми, со своими странностями в поведении. В тот день, когда фотографировались
произошло нечто, чему она до сих пор не смогла найти объяснения.
Наталья Васильевна готовилась к уроку. Дети
шумели за дверью – шла перемена. В класс вошёл мальчик, который всегда
присутствовал на её уроках, чего нельзя было сказать о других предметах. Звали
мальчика Захар. Ему часто доставалось за плохое поведение и прогулы. Всё это
если и было, то не на её уроках. Захар не был активным, но и уроки не срывал.
Сейчас
он прошёл к своему столу, поставил рюкзак и пошёл на выход из класса.
Неожиданно подошёл к Наталье Васильевне, которая в этот момент сидела у
компьютера и настраивала ролики для показа. Мальчик внезапно обнял её тепло и
доверчиво, положил голову на плечо и постоял так пару минут. Потом молча вышел
из класса. Странное ощущение было у преподавателя после этого. Действие
мальчика было чудным, но не неприятным. Урок прошёл спокойно и, как всегда,
интересно. Ни она, ни Захар не говорили про эту ситуацию. Наталья Васильевна до
сих пор теряется в догадках: «Что это было?»
Закрыв
альбом, Наталья Васильевна ещё долго сидела в кресле, думая о своей жизни. Эти
пять фотографий лишь малая толика всего, что она могла бы вспомнить. Но самое
главное, женщина знала наверняка – её сорок четыре года в образовании не лежат
тяжёлой ношей, а наоборот делают её счастливой. Ведь находясь рядом с детьми
она сама меньше старилась и становилась более душевной к другим людям.
Дети
учили её этому.
Александр Джад # 16 мая 2023 в 12:47 +5 | ||
|
Татьяна Белая # 17 мая 2023 в 06:23 +4 | ||
|
София Даль # 18 мая 2023 в 14:07 +3 | ||
|
Людмила Комашко-Батурина # 20 мая 2023 в 23:39 +2 | ||
|
Светлана Казаринова # 21 мая 2023 в 10:22 +2 | ||
|
Сергей Шевцов # 25 мая 2023 в 10:11 +2 | ||
|