Призвание или любовь?

21 апреля 2018 - Галина Сотникова
article414817.jpg
Прислонившись  к морозному стеклу, Анна махала рукой. Внизу, под окном, стояли ее бывшие ученики, уже взрослые мужчины и женщины. Как быстро летит время, кажется, еще вчера это были мальчишки и девчонки: сложные, с трудными детскими судьбами, но как все дети: шумные и озорные.
Уже давно Анна не работает в школе. Но каждый  день рождения они приходят в гости, с букетом любимых ею, разноцветных гвоздик.
Анна смотрела на потихоньку уходящих гостей, а мысли возвращали в прошлое…
Праздник знаний-1 сентября. Школьная линейка собрала учеников после летних каникул, возле коррекционной школы. Не было здесь привычных ярких букетов в руках учеников и новеньких портфелей за спиной. Встретившись после летней разлуки, дети все не могли угомониться: что-то обсуждали, подталкивали друг друга. С мамами были лишь несколько ребят, остальные - под присмотром воспитателей и учителей.
Но что здесь делает она - Анна? Может это сон?
Три дня назад, к ней приехали домой, с предложением  вакансии  учителя труда.
Аня хохотала:
- Да вы что? Я? Учитель? Откуда такие идеи? Друзья мои, у вас температуры нет?
В ответ услышала много добрых слов в свой адрес, о том, что прирожденный психолог, имеет дар убеждения и дипломатии. Видимо душа совсем разомлела от приятных слов, коль сейчас  она здесь, на школьной линейке. Что же дальше?
А складывалось все само собой. Первым делом, покрутив в руках, и рассмотрев образцы, сшитые учениками с предыдущей учительницей, сложила все в коробку, и отнесла  в мусорный контейнер. Дети наверняка не понимали, что делали, если даже ей многое было непонятно. Зачем шить такие сложности, если в этой школе многие ученики даже иглу в руках плохо держат.
С учениками Татьяна сразу нашла общий язык, что не скажешь о педагогах. Но если все пока лишь присматривались к ней, то одна дама явно преследовала. В первый же день Татьяна Вячеславовна явилась к Анне в кабинет. На вид, женщина лет шестидесяти, ссутулившаяся, с прищуром поблекших глаз. Глубокие  морщины  оттягивали уголки губ вниз, а мелкие надлобные морщинки подтягивали заостренный нос вверх. Казалось, она принюхивается к чему-то очень неприятному. Образ завершала химическая завивка, с отросшими седыми волосами.
- Ну, здравствуйте, новый, видимо подающий надежды, учитель.
Женщина быстро задала несколько вопросов, на которые ответы ей видимо были не нужны, и завершила:
- А образование, у нас ка-ко-е? ?? Высшее? А высшего то, и нет!!! – противно ухмыльнулась и исчезла за дверью.
                                                         *   *   *  
Анна, как говорится, с головой, окунулась в учебный процесс. Посетила  швейную фабрику, где ей, для школы, выделили несколько мешков цветного лоскута и синтепона.  Дети старательно сшивали яркие кусочки ткани. Радовались, видя результат своей работы: сумки и диванные подушки.
Закончилась первая четверть. На педсовете, Анна отчитывалась о проделанной работе, с гордостью демонстрируя сшитые изделия. Учителя удивлялись, но многие смотрели с недоверием. Встала Татьяна Вячеславовна:
- Анна Петровна, вы нас за идиотов принимаете? Не стыдно? Сшили сами и демонстрируете! Я больше 20 лет здесь работаю и знаю точно, наши дети на такое не способны!
Воцарилось неприятное молчание. Поддавшись эмоциям, одним махом, Аня собрала все изделия и выбежала из актового зала. Ее класс находился в интернате. Она бежала по переходу из школы в интернат, задыхаясь слезами. По лестнице, навстречу,  спускались ученики, идущие в столовую.
- Анна Петровна, вы что плачете? Они мгновенно обступили учительницу, нагруженную их шедеврами.
- Ой, да споткнулась и ударилась сильно, бегу скорее в класс найти что-нибудь холодное, чтобы шишки не было.
Ох, уж эта быстрая учительница! Дети посочувствовали. Видимо еще не забыли, обсуждаемый между собой случай, в самом начале учебного года.
На перемене Анну Петровну срочно вызвали к директору. Путь не близкий: из интерната вверх по лестнице, затем по переходу и оставалось по лестнице вниз. На самой верхней ступеньке она оступилась и покатилась вниз. Несколько ступенек она пересчитала мягким местом, затем перевернулась на бок, еще несколько ступенек, переместилась на живот и съехала ногами вперед. При этом руки вытянулись и стучали ладошками по ступенькам. Вот так за несколько секунд она сползла по крутой лестнице в коридор школы, чем ввела в ступор всех учеников. Вскочила, мысленно радуясь, что в брюках и скрылась в кабинете  директора.
 
                                                                       *   *   *
Доказательством того, что ученики все-таки шили сами, по инициативе директора, состоялся открытый урок, для всех желающих посмотреть. Дети показывали свои умения работы на швейной машинке. Минут через 15 после начала урока, Татьяна Вячеславовна, хмыкнув, удалилась. От других учителей Анна услышала слова одобрения. После открытого урока, почувствовалась  доброжелательность коллектива, работать стало легче. Но все же одной учительнице, она по-прежнему, не давала покоя. Татьяна Вячеславовна не набрасывалась с претензиями или криком, но методично появлялась, казалось ниоткуда, шипела, как змея и кусала словами. Удивительно, но Анна начала к этому привыкать, или скорее выработала иммунитет, и в ответ лишь мило улыбалась. Сложно было промолчать лишь когда она, была свидетельницей, как «добрая» учительница брала под руку ребенка, отводила в сторону и что-то шептала.  В школе учились, в основном, дети из неблагополучных семей, поэтому найти болевую точку у такого ребенка совсем не сложно. Если это был малыш, то чаще - выдергивал руку и насупившись, убегал. Если же ученик постарше - отвечал грубостью. Самое обидное было то, что Анна не знала как поступать в такие моменты.
                                                                                       *    *    *
Уже на второй учебный год Анне поручили классное руководство. Класс не из легких: ершистые мальчишки и еще более характерные девчонки с черным макияжем и взъерошенными прическами. Прогульщики. Если в разговоре с взрослыми, еще как-то сдерживались, то между собой – сплошная нецензурная брань. Многие в своем возрасте, видели такое, что не приснится в страшном сне, ребенку из обычной школы. Несмотря на это, своих родителей они защищали, а  в том, что учатся в школе для умственно отсталых, винили лишь учителей. Поэтому сначала  Анну они не слышали или делали вид, что слышат.
Первой неожиданностью для ребят было, когда Анна попросила  после уроков собраться в классе, а вместо нравоучений начала поздравлять Диму с новым званием  дяди, т. к. у него родился племянник. Повесила смешную бумажную медаль на шею и вручив шоколадку, зааплодировала. Наигранная мальчишеская бравада исчезла, перед ней стоял обычный добродушный паренек. Аплодисменты  вяло, но поддержали. Девочки хихикали, ребята  наигранно похлопали по плечу.
Анна старалась отмечать любые радостные события. Ввела традицию отмечать день рождения. От ребят ничего не требовалось. Главное условие-именинник должен придти красивым и аккуратным. Она сама накрывала сладкий стол, угощала домашней выпечкой.  Постепенно ученики начали приносить простенькое печенье или леденцы, что  вызывало в них самоуважение. Проводились  веселые конкурсы.
Теперь, на переменах, в классе всегда было много детей. Ученики буквально засыпали вопросами, частенько заходили споры. Ребята яростно отстаивали свою точку зрения, но Анна Петровна, мягко приводила примеры и постепенно спор стихал.
Этот «беспредел» раздражал Татьяну Вячеславовну. Наверно не было в школе учителя, которому она бы не сказала:  «Попомните меня, ничем хорошим это не закончится».
                                                                       *    *    *
На Олин день рождения Анна Петровна напекла пирожки. Дети нахваливали:
- Какие вкусные! Как Вы их делаете?
- Все, решено, научу. Завтра, после школы, поедем ко мне домой.
Девочки неумело, но с удовольствием лепили пирожки, поглядывая друг на друга. Их совсем не огорчило, что сначала им пришлось аккуратно подрезать длинные ногти и смыть яркий лак.
Пирожки были готовы, ждали мальчиков снимать пробы. В это время Анна предложила изменить макияж: вместо ярких стрелок - только легкое прикосновение туши для ресниц. Успели даже немного изменить прически.
Вот так, постепенно, она провела мастер-класс по приготовлению: пиццы,  солянки, борща.
Но вскоре, после уроков, Анну попросила зайти завуч школы.
- Анна Петровна, говорят к вам ученики домой ходят. Так вот - не надо приваживать. Может вы забыли, у нас особенные дети, они навязчивы и могут неправильно истолковать. Смотрите, заплачете потом.
- Да вы поймите…
- Анна Петровна, я ясно выразилась? Чтобы больше таких сигналов ко мне не поступало. Идите. Я надеюсь, вы меня услышали.
                                                                                *   *   *   
Заканчивался учебный год, он был последним, выпускным для ее класса.
Традиционно, в школе проводилась лишь торжественная часть, с поздравлениями учителей и напутственными словами директора.
Анна пришла в кабинет директора:
- Тамара Павловна, как же так, почему нельзя накрыть для ребят стол, дать возможность потанцевать?
Учительница приводила аргументы, а директор смотрела на нее с улыбкой.
- Анна Петровна, вы же понимаете, что у школы нет элементарных средств. У нас школа-интернат и мы не имеем права даже рубля взять с родителей.
- Я постараюсь что-нибудь придумать,  есть же предприниматели в городе, в конце концов.
--Ладно, дерзайте. Обещаю, школьные булочки организуем.
Выпускных класса было два, второй, как назло - Татьяны Вячеславовны. Когда она узнала о подобной организации праздника, была возмущена.
- Вы – ненормальная, об этом даже речи не может быть! Сразу видно, что вы не педагог. Вы во что меня втягиваете? Это неблагополучные дети, они напьются и займутся любовью прямо на школьных диванах. Вы глупая личность! Я не собираюсь принимать в этом участие!
- Всю ответственность я беру на себя - твердо сказала Анна.
- Вот это я и хотела услышать, все, я умываю руки. Подобные вакханалии без меня, пожалуйста.
 
Бессонная ночь заставила подумать о многом. От возмущения, Анна резко разворачивалась на другой бок, вспоминая негодующее лицо и фразы Татьяны Вячеславовны. То вдруг вся сжималась от страха, укутываясь в одеяло. Правильно ли она все затеяла?
На следующий день попросила собраться оба класса.
- Ребята, вы хотите, чтобы вечер состоялся?
- Конечно – раздалось со всех сторон.
- Вы понимаете, что все должно пройти на высоком уровне. От вас зависит, будут или нет подобные праздники. Вы обещаете мне, что все пройдет хорошо? В школе не должно быть даже капли спиртного. По-моему, наши чаепития вам доказали, что можно веселиться и без него.
Поверив в искренность обещаний учеников, Анна начала действовать. Ни один предприниматель не остался равнодушным, к кому приходила учительница, с просьбой о помощи. Угол ее класса наполнялся коробками: конфет, печенья, лимонада.
 После уроков, довольная Анна, рассматривала и поправляла запасы. Дверь класса была открыта, напротив, находилась кастелянная. Анна услышала знакомое шипение, а затем четкую громкую речь, видимо, она должна была это услышать.
- Если кто-то привык просить с детства милостыню, пусть побирается, я же из нормальной образованной семьи, и не собираюсь унижаться.
Анна выглянула из класса, встретившись взглядом  с Татьяной Вячеславовной. Игриво ей подмигнула, прищелкнув языком, и закрыла дверь.
- Вот наглая – донеслось из коридора, под уходящие шаркающие шаги.
 
Подготовка к празднику шла полным ходом. Ребята не отказывались  от любого предложения. Даже учили стихи, что для них крайне сложно. Педагоги поддержали учеников, поставив небольшой спектакль.
Наступил долгожданный волнительный день. После торжественной части, ученики участвовали в конкурсах. Самым смешным получился тот, когда дети с закрытыми глазами, нарисовали на ватманах, портреты своих классных руководителей. Под общий добрый хохот, вручили педагогам на память.
 Вечер подходил к концу. Из столовой, где танцевали выпускники, Анна вышла в школьный коридор. Следом выбежала Татьяна Вячеславовна, неожиданно обняла ее, и закружила.
- Чудесно - то как, Анечка Петровна! – ее лицо светилось улыбкой, а поблекшие серые глаза вдруг засияли - Какой замечательный вечер у нас получился!
Анна игриво, но молча, подмигнула.
                                                          *     *     *
Уже давно исчезли из вида повзрослевшие ученики, а Анна Петровна не отходила от окна. Растревожили нахлынувшие воспоминания. Все-таки они выросли хорошими людьми, и это главное. В меру своих способностей, каждый нашел работу и создал семью. На душе было приятно от сознания, что ее заслуга в этом все-таки есть!
 
 

 

© Copyright: Галина Сотникова, 2018

Регистрационный номер №0414817

от 21 апреля 2018

[Скрыть] Регистрационный номер 0414817 выдан для произведения: Прислонившись  к морозному стеклу, Анна махала рукой. Внизу, под окном, стояли ее бывшие ученики, уже взрослые мужчины и женщины. Как быстро летит время, кажется, еще вчера это были мальчишки и девчонки: сложные, с трудными детскими судьбами, но как все дети: шумные и озорные.
Уже давно Анна не работает в школе. Но каждый  день рождения они приходят в гости, с букетом любимых ею, разноцветных гвоздик.
Анна смотрела на потихоньку уходящих гостей, а мысли возвращали в прошлое…
Праздник знаний-1 сентября. Школьная линейка собрала учеников после летних каникул, возле коррекционной школы. Не было здесь привычных ярких букетов в руках учеников и новеньких портфелей за спиной. Встретившись после летней разлуки, дети все не могли угомониться: что-то обсуждали, подталкивали друг друга. С мамами были лишь несколько ребят, остальные - под присмотром воспитателей и учителей.
Но что здесь делает она - Анна? Может это сон?
Три дня назад к ней приехали домой с предложением  вакансии  учителя труда.
Аня хохотала:
- Да вы что? Я? Учитель? Откуда такие идеи? Друзья мои, у вас температуры нет?
В ответ услышала много добрых слов в свой адрес, о том, что прирожденный психолог, имеет дар убеждения и дипломатии. Видимо душа совсем разомлела от приятных слов, коль сейчас  она здесь, на школьной линейке. Что же дальше?
А складывалось все само собой. Первым делом, покрутив в руках, и рассмотрев образцы, сшитые учениками с предыдущей учительницей, сложила все в коробку, и отнесла  в мусорный контейнер. Дети наверняка не понимали, что делали, если даже ей многое было непонятно. Зачем шить такие сложности, если в этой школе многие ученики даже иглу плохо в руках  держат.
С учениками Татьяна сразу нашла общий язык, что не скажешь о педагогах. Но если все пока лишь присматривались к ней, то одна дама явно преследовала. В первый же день Татьяна Вячеславовна явилась к Анне в кабинет. На вид, женщина лет шестидесяти, ссутулившаяся, с прищуром поблекших глаз. Глубокие  морщины  оттягивали уголки губ вниз, а мелкие надлобные морщинки подтягивали заостренный нос вверх. Казалось, она принюхивается к чему-то очень неприятному. Образ завершала химическая завивка, с отросшими седыми волосами.
- Ну, здравствуйте, новый, видимо подающий надежды, учитель.
Женщина быстро задала несколько вопросов, на которые ответы ей видимо были не нужны, и завершила:
- А образование, у нас ка-ко-е? ?? Высшее? А высшего то, и нет!!! – противно ухмыльнулась и исчезла за дверью.
                                                                                       *   *   *  
Анна, как говорится, с головой, окунулась в учебный процесс. Посетила  швейную фабрику, где ей, для школы, выделили несколько мешков цветного лоскута и синтепона.  Дети старательно сшивали яркие кусочки ткани. Радовались, видя результат своей работы: сумки и диванные подушки.
Закончилась первая четверть. На педсовете, Анна отчитывалась о проделанной работе, с гордостью демонстрируя сшитые изделия. Учителя удивлялись, но многие смотрели с недоверием. Встала Татьяна Вячеславовна:
- Анна Петровна, вы нас за идиотов принимаете? Не стыдно? Сшили сами и демонстрируете! Я больше 20 лет здесь работаю и знаю точно, наши дети на такое не способны!
Воцарилось неприятное молчание. Поддавшись эмоциям, одним махом, Аня собрала все изделия и выбежала из актового зала. Ее класс находился в интернате. Она бежала по переходу из школы в интернат, задыхаясь слезами. По лестнице, навстречу,  спускались ученики, идущие в столовую.
- Анна Петровна, вы что плачете? Они мгновенно обступили учительницу, нагруженную их шедеврами.
- Ой, да споткнулась и ударилась сильно, бегу скорее в класс найти что-нибудь холодное, чтобы шишки не было.
Ох, уж эта быстрая учительница! Дети посочувствовали. Видимо еще не забыли, обсуждаемый между собой случай, в самом начале учебного года.
На перемене Анну Петровну срочно вызвали к директору. Путь не близкий: из интерната вверх по лестнице, затем по переходу и оставалось по лестнице вниз. На самой верхней ступеньке она оступилась и покатилась вниз. Несколько ступенек она пересчитала мягким местом, затем перевернулась на бок, еще несколько ступенек, переместилась на живот и съехала ногами вперед. При этом руки вытянулись и стучали ладошками по ступенькам. Вот так за несколько секунд она сползла по крутой лестнице в коридор школы, чем ввела в ступор всех учеников. Вскочила, мысленно радуясь, что в брюках и скрылась в кабинете  директора.
 
                                                                                                     *   *   *
Доказательством того, что ученики все-таки шили сами, по инициативе директора, состоялся открытый урок, для всех желающих посмотреть. Дети показывали свои умения работы на швейной машинке. Минут через 15 после начала урока, Татьяна Вячеславовна, хмыкнув, удалилась. От других учителей Анна услышала слова одобрения. После открытого урока, почувствовалась  доброжелательность коллектива, работать стало легче. Но все же одной учительнице, она по-прежнему, не давала покоя. Татьяна Вячеславовна не набрасывалась с претензиями или криком, но методично появлялась, казалось неоткуда, шипела, как змея и кусала словами. Удивительно, но Анна начала к этому привыкать, или скорее выработала иммунитет, и в ответ лишь мило улыбалась. Сложно было промолчать лишь когда она, была свидетельницей, как «добрая» учительница брала под руку ребенка, отводила в сторону и что-то шептала.  В школе учились, в основном, дети из неблагополучных семей, поэтому найти болевую точку у такого ребенка совсем не сложно. Если это был малыш, то чаще - выдергивал руку и насупившись, убегал. Если же ученик постарше - отвечал грубостью. Самое обидное было то, что Анна не знала как поступать в такие моменты.
                                                                                       *    *    *
Уже на второй учебный год Анне поручили классное руководство. Класс не из легких: ершистые мальчишки и еще более характерные девчонки с черным макияжем и взъерошенными прическами. Прогульщики. Если в разговоре с взрослыми, еще как-то сдерживались, то между собой – сплошная нецензурная брань. Многие в своем возрасте, видели такое, что не приснится в страшном сне, ребенку из обычной школы. Несмотря на это, своих родителей они защищали, а  в том, что учатся в школе для умственно отсталых, винили лишь учителей. Поэтому сначала  Анну они не слышали или делали вид, что слышат.
Первой неожиданностью для ребят было, когда Анна попросила  после уроков собраться в классе, а вместо нравоучений начала поздравлять Диму с новым званием  дяди, т. к. у него родился племянник. Повесила смешную бумажную медаль на шею и вручив шоколадку, зааплодировала. Наигранная мальчишеская бравада исчезла, перед ней стоял обычный добродушный паренек. Аплодисменты  вяло, но поддержали. Девочки хихикали, ребята  наигранно похлопали по плечу.
Анна старалась отмечать любые радостные события. Ввела традицию отмечать день рождения. От ребят ничего не требовалось. Главное условие-именинник должен придти красивым и аккуратным. Она сама накрывала сладкий стол, угощала домашней выпечкой.  Постепенно ученики начали приносить простенькое печенье или леденцы, что  вызывало в них самоуважение. Проводились  веселые конкурсы.
Теперь, на переменах, в классе всегда было много детей. Ученики буквально засыпали вопросами, частенько заходили споры. Ребята яростно отстаивали свою точку зрения, но Анна Петровна, мягко приводила примеры и постепенно спор стихал.
Этот «беспредел» раздражал Татьяну Вячеславовну. Наверно не было в школе учителя, которому она бы не сказала:  «Попомните меня, ничем хорошим это не закончится».
                                                                                      *    *    *
На Олин день рождения Анна Петровна напекла пирожки. Дети нахваливали:
- Какие вкусные! Как Вы их делаете?
- Все, решено, научу. Завтра, после школы, поедем ко мне домой.
Девочки неумело, но с удовольствием лепили пирожки, поглядывая друг на друга. Их совсем не огорчило, что сначала им пришлось аккуратно подрезать длинные ногти и смыть яркий лак.
Пирожки были готовы, ждали мальчиков снимать пробы. В это время Анна предложила изменить макияж: вместо ярких стрелок - только легкое прикосновение туши для ресниц. Успели даже немного изменить прически.
Вот так, постепенно, она провела мастер-класс по приготовлению: пиццы,  солянки, борща.
Но вскоре, после уроков, Анну попросила зайти завуч школы.
- Анна Петровна, говорят к вам ученики домой ходят. Так вот - не надо приваживать. Может вы забыли, у нас особенные дети, они навязчивы и могут неправильно истолковать. Смотрите, заплачете потом.
- Да вы поймите…
- Анна Петровна, я ясно выразилась? Чтобы больше таких сигналов ко мне не поступало. Идите. Я надеюсь, вы меня услышали.
                                                                                *   *   *   
Заканчивался учебный год, он был последним, выпускным для ее класса.
Традиционно, в школе проводилась лишь торжественная часть, с поздравлениями учителей и напутственными словами директора.
Анна пришла в кабинет директора:
- Тамара Павловна, как же так, почему нельзя накрыть для ребят стол, дать возможность потанцевать?
Учительница приводила аргументы, а директор смотрела на нее с улыбкой.
- Анна Петровна, вы же понимаете, что у школы нет элементарных средств. У нас школа-интернат и мы не имеем права даже рубля взять с родителей.
- Я постараюсь что-нибудь придумать,  есть же предприниматели в городе, в конце концов.
--Ладно, дерзайте. Обещаю, школьные булочки организуем.
Выпускных класса было два, второй, как назло - Татьяны Вячеславовны. Когда она узнала о подобной организации праздника, была возмущена.
- Вы – ненормальная, об этом даже речи не может быть! Сразу видно, что вы не педагог. Вы во что меня втягиваете? Это неблагополучные дети, они напьются и займутся любовью прямо на школьных диванах. Вы глупая личность! Я не собираюсь принимать в этом участие!
- Всю ответственность я беру на себя - твердо сказала Анна.
- Вот это я и хотела услышать, все, я умываю руки. Подобные вакханалии без меня, пожалуйста.
 
Бессонная ночь заставила подумать о многом. От возмущения, Анна резко разворачивалась на другой бок, вспоминая негодующее лицо и фразы Татьяны Вячеславовны. То вдруг вся сжималась от страха, укутываясь в одеяло. Правильно ли она все затеяла?
На следующий день попросила собраться оба класса.
- Ребята, вы хотите, чтобы вечер состоялся?
- Конечно – раздалось со всех сторон.
- Вы понимаете, что все должно пройти на высоком уровне. От вас зависит, будут или нет подобные праздники. Вы обещаете мне, что все пройдет хорошо? В школе не должно быть даже капли спиртного. По-моему, наши чаепития вам доказали, что можно веселиться и без него.
Поверив в искренность обещаний учеников, Анна начала действовать. Ни один предприниматель не остался равнодушным, к кому приходила учительница, с просьбой о помощи. Угол ее класса наполнялся коробками: конфет, печенья, лимонада.
 После уроков, довольная Анна, рассматривала и поправляла запасы. Дверь класса была открыта, напротив, находилась кастелянная. Анна услышала знакомое шипение, а затем четкую громкую речь, видимо, она должна была это услышать.
- Если кто-то привык просить с детства милостыню, пусть побирается, я же из нормальной образованной семьи, и не собираюсь унижаться.
Анна выглянула из класса, встретившись взглядом  с Татьяной Вячеславовной. Игриво ей подмигнула, прищелкнув языком, и закрыла дверь.
- Вот наглая – донеслось из коридора, под уходящие шаркающие шаги.
 
Подготовка к празднику шла полным ходом. Ребята не отказывались  от любого предложения. Даже учили стихи, что для них крайне сложно. Педагоги поддержали учеников, поставив небольшой спектакль.
Наступил долгожданный волнительный день. После торжественной части, ученики участвовали в конкурсах. Самым смешным получился тот, когда дети с закрытыми глазами, нарисовали на ватманах, портреты своих классных руководителей. Под общий добрый хохот, вручили педагогам на память.
 Вечер подходил к концу. Из столовой, где танцевали выпускники, Анна вышла в школьный коридор. Следом выбежала Татьяна Вячеславовна, неожиданно обняла ее, и закружила.
- Чудесно - то как, Анечка Петровна! – ее лицо светилось улыбкой, а поблекшие серые глаза вдруг засияли - Какой замечательный вечер у нас получился!
Анна игриво, но молча, подмигнула.
                                                          *     *     *
Уже давно исчезли из вида повзрослевшие ученики, а Анна Петровна не отходила от окна. Растревожили нахлынувшие воспоминания. Все-таки они выросли хорошими людьми, и это главное. В меру своих способностей, каждый нашел работу и создал семью. На душе было приятно от сознания, что ее заслуга в этом все-таки есть!
 
 
 
 
Рейтинг: +10 803 просмотра
Комментарии (20)
Людмила Комашко-Батурина # 21 апреля 2018 в 13:22 +4
Столько в мире гонористых людей, отравляющих жизнь другим! Мне понравилась Анна Петровна. Она выше во всех отношениях этой женщины с высшем образованием, мнящей себя педагогом. На самом деле та - обычная надсмотрщица. Рассказ закончился на позитивной ноте. В жизни обычно такие, как Татьяна Вячеславовна,остаются при своём мнении.Спасибо автору за поднятую тему особенных детей. Они обучаемы и на многое хорошее способны. Это наше несовершенное общество и подобные Татьяне Вячеславовне без устали клеймят их или делают вид, что их нет в мире. А они есть! Они имеют право на жизнь и на счастье!
Галина Сотникова # 5 мая 2018 в 22:06 0
Людмила,спасибо зв поддержку(на этапе ананимности-это важно ).Конечно,такие дети есть.Но порой мне кажется,что в нашей стране каждый третий ученик коррекционной школы...Разница только в том,что настоящие ученики этот момент всячески скрывают,остальные-нет.
Образ Татьяны Вячеславовны реальный,я даже имя не стала изменять))
Тая Кузмина # 21 апреля 2018 в 16:34 +3
О коррекционных школах пишут нечасто, и то, что автор поднял эту тему, похвально. В целом рассказ понравился, хорошо раскрыты характеры Анны и Татьяны Вячеславовны. Такие дети (коррекционных классов, интернатов) очень часто вырастают достойными людьми. Автору успехов в Конкурсе!
Галина Сотникова # 5 мая 2018 в 22:09 0
Тая,спасибо от души.Вы,как поддерживающая сила Парнаса!Удачи Вам,чудесной весны и поэтического настроения!
Николина ОзернАя # 21 апреля 2018 в 18:10 +2
Я люблю читать всё то, что связано с детьми и школой. И не только потому, что вся моя жизнь прошла в школе, а потому, что школьная тема самая важная. Какое отношение к школе общества, такими и вырастут наши дети, другими словами, таким будет и будущее страны. И кто этого не понимает, тот (это моё личное мнение) ущербный человек. А самое опасное, чтобы такими ущербными не были учителя, потому что такую же личность они и воспитают. «Чем ниже духовный уровень воспитателя, бесцветнее его моральный облик, больше забот о своём покое и удобствах, тем больше он издаёт приказов и запретов, диктуемых якобы заботой о благе детей...»
(Я. Корчак) Это именно о Татьяне Вячеславовне речь. А какова же Анна Петровна, как личность? «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах...»
(Ш. Амонашвили) Вот таким солнцем и была эта милая женщина, заменившая детям и мать, и подругу, и ставшая наставником для детей из неблагополучных семей. Мне кажется, что этот рассказ должны прочесть в нашем правительстве. Кредо жизненное Анны Петровны должно стать направляющим для учителей нашей российской школы.
«Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он — олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания.» Это высказывание Дистервега является основной темой этого рассказа. Автору удалось полностью раскрыть ее при помощи антитезы – противопоставления Татьяны Вячеславовны, воплощения большинства, и Анны Петровны, учителя, которого помнят ученики, став взрослыми и несут её идеи добра в мира, умения доверять. Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет. Спасибо автору за нужный и своевременный рассказ. Удачи!
Галина Сотникова # 5 мая 2018 в 22:20 +1
Хороший учитель может научить других даже тому,чего сам не умеет
Как Вы точно сказали,Николина.Таких учителей много,слава Богу!Вы же педагог?И наверняка замечали,что класс похож на свою классную руководительницу.Если учитель собранный,пунктуальный...и дети такие же.Если у учителя все падает из рук и дети разболтанные.Я о классе в общем,не индивидуально.
Спасибо Вам огромное,Ваши комментарии всегда интересно и познавательно читать.Невозможно пропустить!Вы всегда угадываете мысли поэта или прозаика.
Людмила Рулёва # 29 апреля 2018 в 10:07 +1
Интересная тема, так или иначе она проходит через нашу жизнь, все мы были учениками, а школа запоминается не только событиями, но, главное, нашими учителями! Очень хорошо, ярко нарисованы портреты двух совершенно разных учителей. Конечно, симпатии на стороне Анны, тепло и любовь, которые она отдала детям, вернулись к ней, тем более радует, что её ученики с трудной, детской судьбой выросли достойными людьми! Автору удачи в конкурсе!
Галина Сотникова # 5 мая 2018 в 22:27 +1
Спасибо,милая Людмила!Да,мы все когда-то учились.И,конечно всегда есть любимый учитель,на уроки которого бежишь и наоборот.
Я почти до 5 класса училась в сельской школе,наш учитель истории настолько увлекательно рассказывал любые темы,что даже самые шаловливые ребята сидели тихонечко,и открыв рот слушали.Я все помнила с урока,лишь даты учила.Это был мой любимый предмет, пока я не перешла в городскую школу)))
Анна Гирик # 5 мая 2018 в 22:51 +1

Конечно, всегда были и есть любимые учителя,
как и любимые ученики. Мне понравилась Анна
и её подход к детям, она почувствовала, с какой стороны
надо к ним подойти. Она хороший психолог. Молодец.
Интересный рассказ!! Очень понравился!!
Спасибо, Галочка!!

Галина Сотникова # 6 мая 2018 в 00:31 0
Анечка,спасибо.Очень мне приятен любой отзыв,лишь бы не молчание,как любому автору.Меня добрые слова вдохновляют,дарят надежду,что научусь писать интересно.Спасибо,за вдохновение.
Наталия Суханова # 7 июня 2018 в 09:00 +1

Мне понравился рассказ своей жизненной правдой! Эту тему нужно поднимать, потому, что в обществе всегда найдутся люди, которые могут отравить окружающим жизнь! Подход к детям -это особый дар и им владеет не каждый. Дети тянутся к таким учителям, как Анна и доверяют им свою Душу! очень важно, чтобы они не обманулись! УДАЧИ, Галочка!

Галина Сотникова # 7 июня 2018 в 16:27 +1
Наташа,спасибо от всей души.Очень важно,чтобы рядом с детьми были душевные,умные педагоги.Всегда с уважением вспоминаю первую учительницу сына.Видимо от детского стресса,мой домашний ребенок зажался.В школе,из него слова было не вытянуть долгое время.Галина Александровна нашла подход)))Позже мой ребенок бежал с удовольствием в школу.Я знала,что у Г.А. новая прическа или платье)) Сын участвовал во всех мероприятиях.А ведь работая в коррекционной школе,знаю,как такие замкнутые,по какой-либо причине,дети учились в ней.
Ольга Боровикова # 21 июня 2018 в 09:49 +1
Галина, мне очень понравился рассказ! Я сама из учительской семьи, мама была строгой "училкой") Но именно она учила нас с братом в начальной школе, мы бежали на уроки, как на праздники... Правда, мне повезло меньше, я у нее училась только в первом классе... потом мы переехали... была уже другая школа и другие учителя, которые невзлюбили почему-то маму и нас, ее детей. Пришлось пережить много унижений и несправедливости по отношению к моей маме и к нам. Это все оставило глубокий след в моей жизни, не скрою... все же правильно говорят, что мы родом из детства. Всю жизнь я входила в класс ( уже в другой, во взрослой жизни) и боялась услышать окрики, неприятные замечания, даже выступать боялась перед аудиторией... Только сейчас понимаю, как трудно быть непонятой, незащищенной, вечно обиженной пташкой... Особые дети в коррекционной школе... только потому особые, что взрослые их сделали такими!
А мама была замечательным педагогом - это я поняла потом.
Галина Сотникова # 22 июня 2018 в 00:34 0
Особые дети в коррекционной школе... только потому особые, что взрослые их сделали такими!
Источник: http://parnasse.ru/konkurs/viii-chempionat-parnasa-po-proze/4-i-tur-viii-chempionata-parnasa-po-proze/prizvanie-ili-lyubov.html
Оля,все точно подметила.А самое интересное эти дети за своих родителей горой.Они кидаются на защиту своих горе-родителей.Я видела,что это от внутренней обиды.И то,что учатся в такой школе винят учителей,соседей....но только не папу с мамой,которым всыпать бы по первое число(извиняюсь).Очень удобно когда ребенок в интернате,не надо одевать,кормить...Ко мне однажды подошла знакомая многодетная мама и попросила пристроить в школу дочку.Я обалдела,говорю-понимаешь,что тем самым ограничиваешь будущее ребенка.Но ведь там обеспечивают всем,а мне тяжело-прозвучало в ответ.Даже не хочется развивать тему,как одно время рожали чтобы получать детское пособие))
Demen Keaper # 23 июня 2018 в 22:53 +1
Галина.... какая ПРЕКРАСНАЯ история.....))))))
А меня классная терпеть не могла... гнобила по всякому....
Хотя я учился на 4 и 5....))))))
Но.... зла нету у меня.... Бог ей судья.....)))))
Маме вот только в те годы нервы она потрепала....
Даже на педсовете обсуждали вопрос поставить меня на учёт
в комиссию по делам несовершеннолетних.....)))))
Мотивировка... ты не поверишь.... бегает на переменах....)))))
Галина Сотникова # 24 июня 2018 в 01:08 0
Да-а,Дима)))видимо сильно сотрясал стены)))
Когда моя дочь училась,ее подруга перешла в другую школу из-за учителя математики.Девочка училась хорошо,но учительница занижала оценки,утверждая,что та списывает.Но это точно было не так.Подружки даже когда домашнее задание делали, к друг другу не заглядывали (мы были соседи)Она же перешла в гимназию и закончила с отличием.Все,что ни делается-к лучшему!
Со мной учился Женька,отличник,но он как и ты шалил, поведение не примерное.Ну что делать,если скучно ему на уроках было))) А сейчас он работает в китайском посольстве.
камерный театр # 19 ноября 2021 в 12:12 +1
Даааааааа...
Сразу признаюсь: из меня учителя не получилось бы даже за бешеную зарплату — не моё это!
Правильно говорят, что и врач, и учитель — это призвание, случайным людям там места не должно быть, иначе он или она всё испортят, мало того, навредят. Как эта дамочка, Вячеславовна — зараза такая!((((

Много лет назад моей жене довелось работать воспитателем во вспомогательной школе (там учились дети со слабым развитием... наверное, как и те, о которых говорится в рассказе). И хотя по образованию жена учёный агроном (закончила сельхозинститут), но на предложенную ей должность согласилась и вполне справилась. Ей всегда присущи были терпение и такт. А иначе ж и нельзя!
Замечу: почти у всех мальчишек в той школе на руках авторучкой было написано «Светлана» )))

п.с.

© Призвание или любовь?

Отвечу: и призвание, и любовь.
Галина Сотникова # 20 ноября 2021 в 07:44 +1
Хочу сказать о Светлане,Я ее лично не знаю,но,общаясь с тобой, понимаю,что это чудо-женщина.Она смогла поддержать твой талант художника,а ведь могла и "закрыть"как это часто бывает.Она вдохновительница и своего рода цензура твоим эссе и рассказам.Думаю,что и детям в школе с ней, безусловно, было интересно.Дети чувствуют искренность и честность по отношению к ним.Но эту "гору Татьян Вячеславн"не свернуть))),поэтому я ушла из школы...струсила?Нет.Устала сопротивляться в какой-то момент.Через два года провела еще один выпускной у своего класса и вместе с ними ушла...
камерный театр # 19 ноября 2021 в 12:44 +1
Чтобы написать прозу, надо быть хорошим рассказчиком, в первую очередь. Надо уметь увлечь — это во-вторых. Тут даже выбор темы не имеет значения, потому что Мастер должен владеть языком повествования на любой парадокс, не то, что на простенький сюжетец. Гала, я давно читаю твои рассказы и могу смело заявить: УМЕЕШЬ! ВЛАДЕЕШЬ!
Blestyashchij-buket
Галина Сотникова # 20 ноября 2021 в 07:47 +1
Валера))))))Спасибо за живительный бальзам на мою сомневающую душу. spasibo-10 7719ff2330f1c2943c4983ed6b446267