Жить по вертикали.
Сначала был поезд. Семь дней приглушенного стука колес и бесконечного кино за окном.
Я почти не отходил от него, глядя, как мельтешат, проносясь мимо, белые березы и янтарные сосны, серые избы сёл и дымящие трубы больших городов, горы, реки и озера.
Потом я сошел с поезда и очутился в городе
своей мечты, как в романах Грина. Море в нем было видно отовсюду, каждый третий
прохожий, как мне показалось, носил морскую форму, и прямо на улицах продавали
огромных оранжевых крабов.
Старенький пароход «Приамурье», нещадно пыхтя
черным дымом, повез меня дальше, к месту
назначения. В проливе Лаперуза нас
прихватил жестокий шторм, но, выйдя утром на палубу, я увидел совсем невдалеке
очертания Острова. Под лучами восходящего солнца они были розовы и безмятежны,
обещая мне счастливую жизнь вдалеке от родных мест.
В комиссии по распределению молодых
специалистов меня сразу спросили, где бы
я хотел работать.
И я, не задумываясь, ответил:
- В любом городе у моря.
Городок Красногорск показался мне невзрачным
и скучным. Но окна моей квартиры, которую я получил сразу же по приезду,
выходили на море, оно было в ста метрах от моего дома, и я был счастлив.
В школе меня встретили приветливо,
позаботились об обустройстве моего быта, снабдив меня списанным столом и подшивками газет, на которых я спал, пока
не купил на первую зарплату раскладушку.
Потом пришло первое сентября, и я вошел в класс, стараясь перебороть в себе
чувство страха и неуверенности в собственных силах.
Тридцать пар глаз следили за мной внимательно
и настороженно: они еще не знали, кто я такой, какой предмет буду преподавать и
какие оценки ставить. К тому же, я был
совсем непохож на добрейшую Ирину Петровну, которая вела их класс четыре года.
- Меня зовут Сергей Иванович, - сказал
спокойно. – Я буду вашим классным руководителем. Кроме того, я буду преподавать
вам русский язык, литературу и английский язык.
- Ого, как много! - сказал толстячок за
последней партой.
- А Ирина Петровна преподавала у нас еще
физкультуру и пение, - незамедлительно
добавил очень культурный мальчик у окна.
Все рассмеялись, и я понял, что мой класс не
так уж прост, если на вполне естественное замечание не блещущих умов учеников
тут же следует весьма едкая реакция
отличников.
И это в пятом классе! А что будет дальше?
Я оказался в затруднительном положении, не
зная, как мне отреагировать на выступление этого , видимо, хорошо спевшегося дуэта.
Выручил меня все тот же отличник, оказавшийся еще и очень воспитанным ребенком. Он поднял руку, встал и представился:
- Меня зовут Анатолий Ерёмин. Я хочу спросить, есть ли у вас хобби?
В те времена слово «хобби» только входило у
нас в обиход, и я сразу догадался: отличник хотел показать мне, что он запросто
владеет иностранной лексикой.
- Да, есть, - ответил я так, чтобы он не почувствовал, что я раскусил его тонкую саморекламу.– Я увлекаюсь горным туризмом.
- А что это такое? - спросил толстяк,
подтверждая свою репутацию отстающего ученика.
- Я хожу в походы по горной местности. Летом
иногда поднимаюсь до ледников, уже прошел все кавказские перевалы.
- Значит, вы альпинист? – спросил Анатолий.
Я улыбнулся:
- Нет, до альпиниста я ещё не дорос. Чтобы
подняться, например, на Эльбрус, надо хорошо знать технику восхождения,
освоить альпинистское снаряжение, а,
главное, быть очень мужественным человеком.
- А вы не мужественный? - спросила девочка,
сидевшая рядом с отличником, и по ее тону я понял, что она сказала это без
всякого подвоха.
- Не знаю, - ответил я. – Вот я слышал, что
недалеко от вашего города есть вершина, на которую очень трудно взойти,
особенно, зимой.
- Да! – закричал рыжий пацан в углу класса.-
Она Колдушкой называется.
- Колдуньей ее прозвали люди, которые
заметили, что как только на ней появляются белые облака, на следующий день идет дождь, -сообщил я ему то, что сам узнал недавно.- А на самом деле
она называется горой Краснова, по имени знаменитого ученого-географа. Поэтому и
город ваш называется Красногорском.
- Ух, ты! – закричал рыжий, - А мы этого и не
знали!
- Вот
я попробую на зимних каникулах покорить ее, тогда и узнаю, мужественный я или нет.
- А моя мама говорит, - отозвалась красивая
девочка с огромным бантом на голове, - что альпинисты рискуют своими жизнями
непонятно ради чего.
Видимо, эта девочка вместе с ее мамой
пользовались у учеников большим
авторитетом, потому что в классе наступила мертвая тишина. Все смотрели на
меня, ожидая, что я отвечу.
А мне просто не хотелось ей отвечать, потому
что подобные утверждения я слышал уже много – много раз, в том числе и от своей
родной мамы.
И тогда я сказал:
- Сейчас я прочту вам небольшое стихотворение. Вернее, это песня,
но певец из меня неважный, да и гитары нет под рукой. Поэтому слушайте
стихотворение.
Я начал читать его тихо, словно для себя,
глядя в окно на далекие горы.
«Мерцал закат, как блеск клинка.
Свою добычу смерть считала.
Бой будет завтра, а пока
Взвод зарывался в облака
И уходил по перевалу…»
Я сделал небольшую паузу и продолжил уже
громче, как бы обращаясь к ним, моим ученикам:
«Отставить
разговоры
Вперед и вверх, а там...
Ведь это наши горы,
Они помогут нам!»
Я замолчал,
думая, читать ли мне это стихотворение
дальше или нет, так как порой даже взрослые люди спрашивали меня о каком
«немецком парне» там идет речь, не зная, что до
войны к нам приезжало много
альпинистов из Германии, которых наши мастера – восходители водили на Эльбрус, Казбек и другие
кавказские вершины.
Но я решил продолжить:
«А до войны вот
этот склон
Немецкий парень брал с тобою!
Он падал вниз, но был спасен,
А вот
сейчас, быть может, он
Свой автомат готовит к бою…»
И
тут я по глазам учеников догадался, что им не надо никаких объяснений. Они
поняли всё и сидели словно завороженные, глядя на меня, как на какое-то чудо.
Дальше я читать не стал, закончив припевом:
«Отставить разговоры
Вперед и вверх, а там...
Ведь
это наши горы,
Они помогут нам!»
Тишина после моего чтения длилась долго.
Потом раздался тонкий, будто виноватый голос девочки с бантом:
- А кто это написал?
- Владимир Высоцкий, - ответил я. – Только
не кричите, что вы его не знаете. Его еще мало кто знает. У него есть много
песен об альпинистах. Вот как-нибудь соберемся после уроков и выучим одну из
них.
Теперь на смену тишине пришел восторженный крик.
А я открыл свой план
урока и заглянул в него.
Сегодня, согласно программе по литературе для 5-го класса, я должен был познакомить своих учеников со
сказкой «Морозко».
«Ну, что же, «Морозко» подождет, - подумал я.
– Главное, что мы поняли друг друга».
Прошло четыре года.
Мы почти всем классом сидели на снежной
вершине Колдушки, усталые и голодные, но мои ученики пели во весь голос:
«Парня
в горы тяни – рискни,
Не бросай одного его,
Пусть он в связке с тобой в одной -
Там поймешь, кто такой …»
А когда песня закончилась, Толик Ерёмин сказал, как всегда умно и уверенно:
- Жить надо по вертикали... Как Высоцкий...
-Сначала был поезд.
Семь дней приглушенного стука колес и бесконечного кино за окном.
Я почти не отходил от него, глядя, как мельтешат,
проносясь мимо, белые березы и янтарные сосны, серые избы сёл и дымящие трубы
больших городов, горы, реки и озера.
Потом я сошел с поезда и очутился в городе
своей мечты, как в романах Грина. Море в нем было видно отовсюду, каждый третий
прохожий, как мне показалось, носил морскую форму, и прямо на улицах продавали
огромных оранжевых крабов.
Старенький пароход «Приамурье», нещадно пыхтя
черным дымом, повез меня дальше, к месту
назначения. В проливе Лаперуза нас
прихватил жестокий шторм, но, выйдя утром на палубу, я увидел совсем невдалеке
очертания Острова. Под лучами восходящего солнца они были розовы и безмятежны,
обещая мне счастливую жизнь вдалеке от родных мест.
В комиссии по распределению молодых
специалистов меня сразу спросили, где бы
я хотел работать.
И я, не задумываясь, ответил:
- В любом городе у моря.
Городок Красногорск показался мне невзрачным
и скучным. Но окна моей квартиры, которую я получил сразу же по приезду,
выходили на море, оно было в ста метрах от моего дома, и я был счастлив.
В школе меня встретили приветливо,
позаботились об обустройстве моего быта, снабдив меня списанным столом и подшивками газет, на которых я спал, пока
не купил на первую зарплату раскладушку.
Потом пришло первое сентября, и я вошел в класс, стараясь перебороть в себе
чувство страха и неуверенности в собственных силах.
Тридцать пар глаз следили за мной внимательно
и настороженно: они еще не знали, кто я такой, какой предмет буду преподавать и
какие оценки ставить. К тому же, я был
совсем непохож на добрейшую Ирину Петровна, которая вела их класс четыре года.
- Меня зовут Сергей Иванович, - сказал
спокойно. – Я буду вашим классным руководителем. Кроме того, я буду преподавать
вам русский язык, литературу и английский язык.
- Ого, как много! - сказал толстячок за
последней партой.
- А Ирина Петровна преподавала у нас еще
физкультуру и пение, - незамедлительно
добавил очень культурный мальчик у окна.
Все рассмеялись, и я понял, что мой класс не
так уж прост, если на вполне естественное замечание не блещущих умов учеников
тут же следует весьма едкая реакция
отличников.
И это в пятом классе! А что будет дальше?
Я оказался в затруднительном положении, не
зная, как мне отреагировать на выступление этого , видимо, хорошо спевшегося дуэта.
Выручил меня все тот же отличник, оказавший
еще и очень воспитанным ребенком. Он поднял руку, встал и представился:
- Меня зовут Анатолий Ерёмин. Я хочу спросить, есть ли у вас хобби?
В те времена слово «хобби» только входило у
нас в обиход, и я сразу догадался: отличник хотел показать мне, что он запросто
владеет иностранной лексикой.
- Да,
есть, - ответил я так, чтобы он не
почувствовал, что я раскусил его
тонкую саморекламу. – Я увлекаюсь горным туризмом.
- А что это такое? - спросил толстяк,
подтверждая свою репутацию отстающего ученика.
- Я хожу в походы по горной местности. Летом
иногда поднимаюсь до ледников, уже прошел все кавказские перевалы.
- Значит, вы альпинист? – спросил Анатолий.
Я улыбнулся:
- Нет, до альпиниста я ещё не дорос. Чтобы
подняться, например, на Эльбрус, надо хорошо знать технику восхождения,
освоить альпинистское снаряжение, а,
главное, быть очень мужественным человеком.
- А вы не мужественный? - спросила девочка,
сидевшая рядом с отличником, и по ее тону я понял, что она сказала это без
всякого подвоха.
- Не знаю, - ответил я. – Вот я слышал, что
недалеко от вашего города есть вершина, на которую очень трудно взойти,
особенно, зимой.
- Да! – закричал рыжий пацан в углу класса.-
Она Колдушкой называется.
- Колдуньей ее прозвали люди, которые
заметили, что как только на ней появляются белые облака, на следующий день идет дождь. А на самом деле
она называется горой Краснова, по имени знаменитого ученого-географа. Поэтому и
город ваш называется Красногорском.
- Ух, ты! – закричал рыжий, - А мы этого и не
знали!
- Вот
я попробую на зимних каникулах покорить ее тогда и узнаю, мужественный я или нет.
- А моя мама говорит, - отозвалась красивая
девочка с огромным бантом на голове, - что альпинисты рискуют своими жизнями
непонятно ради чего.
Видимо, эта девочка вместе с ее мамой
пользовалась у учеников большим
авторитетом, потому что в классе наступила мертвая тишина. Все смотрели на
меня, ожидая, чо я отвечу.
А мне просто не хотелось ей отвечать, потому
что подобные утверждения я слышал уже много – много раз, в том числе и от своей
родной мамы.
И тогда я сказал:
- Сейчас я прочту вам небольшое стихотворение. Вернее, это песня,
но певец из меня неважный, да и гитары нет под рукой. Поэтому слушайте
стихотворение.
Я начал читать его тихо, словно для себя,
глядя в окно на далекие горы.
«Мерцал закат, как блеск клинка.
Свою добычу смерть считала.
Бой будет завтра, а пока
Взвод зарывался в облака
И уходил по перевалу…»
Я сделал небольшую паузу и продолжил уже
громче, как бы обращаясь к ним, моим ученикам:
«Отставить
разговоры
Вперед и вверх, а там...
Ведь это наши горы,
Они помогут нам!»
Я замолчал,
думая, читать ли мне это стихотворение
дальше или нет, так как порой даже взрослые люди спрашивали меня о каком
«немецком парне» там идет речь, не зная, что до
войны к нам приезжало много
альпинистов из Германии, которых наши мастера – восходители водили на Эльбрус, Казбек и другие
кавказские вершины.
Но я решил продолжить:
«А до войны вот
этот склон
Немецкий парень брал с тобою!
Он падал вниз, но был спасен,
А вот
сейчас, быть может, он
Свой автомат готовит к бою…»
И
тут я по глазам учеников догадался, что им не надо никаких объяснений. Они
поняли всё и сидели словно завороженные, глядя на меня, как на какое-то чудо.
Дальше я читать не стал, закончив припевом:
«Отставить разговоры
Вперед и вверх, а там...
Ведь
это наши горы,
Они помогут нам!»
Тишина после моего чтения длилась долго.
Потом раздался тонкий, будто виноватый голос девочки с бантом:
- А кто это написал?
- Владимир Высоцкий, - ответил я. – Только
не кричите, что вы его не знаете. Его еще мало кто знает. У него есть много
песен об альпинистах. Вот как-нибудь соберемся после уроков и выучим одну из
них.
Теперь на смену тишине пришел восторженный крик.
А я открыл свой план
урока и заглянул в него.
Сегодня, согласно программе по литературе для 5-го класса, я должен был познакомить своих учеников со
сказкой «Морозко».
«Ну, что же, «Морозко» подождет, - подумал я.
– Главное, что мы поняли друг друга».
Прошло четыре года.
Мы почти всем классом сидели на снежной
вершине Колдушки, усталые и голодные, но мои ученики пели во весь голос:
«Парня
в горы тяни – рискни,
Не бросай одного его,
Пусть он в связке с тобой в одной -
Там поймешь, кто такой …»
А когда песня закончилась, Толик Ерёмин сказал, как всегда умно и уверенно:
- Жить надо по вертикали... Как Высоцкий...
-Людмила Комашко-Батурина # 20 декабря 2018 в 06:03 0 | ||
|