Извилистый лабиринт истории

15 декабря 2018 - Нина Колганова
ЭССЕ
Из всего многообразия литературы я не смогу выделить что-то одно, как и изо всех авторов единственно любимого. Я любила читать хорошую литературу и русскую, и советскую, и зарубежную. Мне одинаково интересны произведения Достоевского и Шолохова, Драйзера и Джека Лондона, Валентина Распутина и Виктора Астафьева – всех не перечислить.
 Может, с возрастом, а, может, не те попадались книги, я потеряла интерес к современной художественной литературе, и теперь меня привлекают чисто исторические произведения или историческая беллетристика.
 
 Однажды, совсем случайно, я достала с дальней полки книжного шкафа небольшую книгу в бумажной обложке. Видно, привёз и поставил её кто-то из детей, не обратив моего внимания на неё. В ней оказались исторические новеллы Алена Деко – то, что надо мне.
 Я начала читать и поняла, что публицист – мастер слова, знающий и умеющий владеть вниманием читателей. Об известных  событиях он рассказывает интересным, лёгким и образным языком. Ему важны не только факты, но и внутреннее состояние участников событий. Часто он выписывает выразительные картины природы. Они или подчёркивают внутренний мир героя, или являются контрастным фоном: красота природы и душевные муки ( впрочем, как и должно быть).
 
И я стала читать Алена Деко, французского историка, постоянно. Соотечественники называют его Александром Дюма современности. А я бы сравнила его и с нашим Эдвардом Радзинским, чтобы понятнее было его амплуа публициста, рассказчика, сценариста и режиссёра. Всё это сочеталось в нём на самом высоком уровне. Но я скажу о Деко только как о писателе.
 
Талант Деко признан и слушателями, и зрителями, и читателями. Его исторические новеллы быстро раскупались поклонниками, что, как я узнала с удивлением, нехарактерно для жителей Франции. Они хотели понять настоящее через бесконечную череду кажущихся на первый взгляд непостижимых фактов – вопросов и ответов, загадок и разгадок – так объясняли его популярность.    
 
 Я заметила, что у него свой, особенный почерк в написании, в раскрытии загадочных историй:  финальным эпизодом — не мнением — он открывает новеллу.  Исходя из его содержания, ставит перед собой главный вопрос, для решения которого он мобилизует весь исторический материал с его противоречиями. А если речь идёт о современности, то и результаты встреч с очевидцами событий. В финале он высказывает своё мнение.   До него  и хочется дойти, не пропустив ни одной детали.
Таким построением он завоёвывает читателя, и интерес к повествованию не ослабевает ни на минуту.
Вот и я, попав в мир повествования и рассуждений Деко, не выходила из него до финальной точки.  
 
Новелла об Атлантиде не могла меня не захватить. Начав чтение, я с наивностью полагала, что мой современник наконец-то откроет тайну тысячелетней давности: «  А существовал ли на самом деле этот легендарный остров, который за одни сутки ушёл под воду, или, быть может, всё это выдумки Платона? Где же находилась территория мифического государства?»
Так хотелось поверить, что полубоги-полулюди – реальное чудо земли с островом, будоражущим воображение, с необыкновенно красивым храмом в честь Посейдона, с волшебными растениями, неиссякаемыми земными богатствами!  
Ален Деко, анализируя множество  существующих гипотез, постоянно возвращается к Платону, его рассказам об Атлантиде, сравнивает, находит что-то особенное. В финале автор делает вывод, несколько разочаровавший меня: история Атлантиды – сказка, миф, и его созданием он обязан красивой фантазии, удивительному воображению Платона и народа, жившего в то время.
 
 «Распутинин: святой или дьявол?» - как можно пройти мимо такого названия? Григорий Распутин мне известен по роману «Нечистая сила» Валентина Пикуля, по телесериалу «Григорий Р.»,  по некоторым документальным фильмам. Казалось, всё, что нужно, я о нём знаю. Что же нового может сказать о нём гражданин Франции? Его взгляд на противоречивую личность был взглядом исследователя. Ему нельзя что-то придумывать, нивелировать. И я, читая новеллу, с головой погружалась в кружевное плетение событий и фактов, которые нельзя назвать «голыми». Они настолько живописны, художественны и, вместе с тем, убедительны и удивительны, что хочется читать и читать.
 
Ален Деко начинает повествование сценой кончины Григория Распутина. Автора интересовал не столько сам образ Григория, а сколько то, почему организм этого человека не реагировал на яды. В чём загадка, сила его жизнестойкости, если он не умирал, принимая дозы цианистого калия в вине, в пирожных в таких дозах, которые способны умертвить десять человек? Почему Григорий Ефимович Распутин не проявлял ни малейшего признака недомогания? Действительно ли его пичкал ядами князь Юсупов?
Но, чтобы найти ключ к разгадке этого, нельзя обойти вниманием жизнь героя, главные и важные события в ней, поэтому круг вопросов расширялся, высвечивались новые проблемы, а именно: в чём незаурядность этой личности? Как святость сочеталась в нём с разгульной жизнью, нарушающей все христианские законы? Имел ли он дар целителя или это особенная форма внушения? Благодаря каким качествам характера Григорий стал « царём над царями»? 
 Не на все вопросы писателю удалось найти ответ, как и на самый главный для него вопрос: « Почему организм  Григория не реагировал на яд?»
 
 Если открыть для чтения ещё одну работу Алена Деко, «Ночь длинных ножей», мы опять убедимся в этом самом, особенном, стиле автора. И здесь начало – это кульминационный эпизод.  
 «На рассвете в немецком частном отеле на берегу тихого озера всё вокруг безмятежно спит. Внезапно распахиваются двери, и появляется человек с револьвером в руке. Он врывается в коридоры, бросается к лестницам. Вместе с ним ещё несколько человек, таких же озлобленных, как он сам. Перед одной дверью он останавливается и начинает яростно стучать в неё кулаком. За дверью слышен голос: «Что? Что случилось? Кто там?»
 
И стоящий в коридоре, не убирая с приклада своего револьвера, отвечает сиплым голосом: « Это я – Адольф!»
Почему такое произошло, предстоит расследовать автору. Расследование поражает неожиданностью: Адольф - это не бандит, не главарь шайки головорезов, это канцлер великой страны, которому её жители доверили себя, Адольф Гитлер. 30-го июня 1934 года, в 6 часов утра, он нарушил сон всемогущего Эрнста Рема, самого давнего из своих друзей. А ведь именно Рем поверил в Адольфа, именно он рекомендовал сделать из Гитлера партийного пропагандиста. Всей своей карьерой фюрер был обязан преданному и верному другу. Об их близости говорит тот факт, что только с Ремом он общался на «ты». Но как получилось, что Гитлер сам пришёл арестовать друга и преданного соратника, почему дал согласие на его убийство? 
 
И Ален Деко следит за развитием взаимоотношения друзей с самого начала дружбы до того дня, точнее, ночи погромов, арестов и убийств, когда судьба Рема будет решена Адольфом.  
 Но особенно поразило, каким показывает Деко Гитлера накануне «ночи длинных ножей» и последующей за ней беспощадной охотой на людей.
 
…Терраса дорогого отеля. Гитлер любуется прекрасными рейнскими пейзажами, курит, кажется неуверенным. Внезапно начинается гроза, сильный ливень, как при потопе, обрушивается на землю. Первые капли падают на террасу, но Гитлер не спешит уходить…  
Красивый пейзаж и палач… Как это можно сочетать? Неужели умиротворённая живописная природа могла тронуть и его душу? Неужели и в нём было когда-то человеческое? Романтическая природа и страшные деяния Гитлера. Может, так дано для контраста, для того, чтобы ещё более омерзительными казались преступные планы и дела фюрера? Я думаю, что для этого. А что такое страшная гроза, ливень? Я посчитала, что дождь смывает и уносит в мутные воды Рейна то, еле заметное, человеческое, что ещё в нём было. Может, это предсказание ужасных событий? Ведь именно на этой террасе под ливнем он решает судьбу отрядов СА и их командующего Эрнста Рема. Именно после этой ночи начались убийства по всей стране. 
Много неожиданно нового и трагического из истории Германии Ален Деко открывает читателям.
 
Всё, что сделал, написал герой моего эссе, не перечислить – нельзя объять необъятное. Я старалась показать, как он мог ставить перед собой цель и добиваться её осуществления, что говорит о его высоком профессионализме, о его неподдельном интересе не только к отечественной истории, но и к мировой, будь то легендарная Атлантида или Франция . Исследователи творчества Деко отмечают, что вымысла в таких работах не содержалось ни на толику. Всё правдиво, всё по-честному. Вот это «по-честному» сделало Алена Деко самым популярным автором
 
Подобно искусному ювелиру, он умел огранить реальную историческую коллизию тонким и незабываемым орнаментом из удивительных эпизодов и выразительных эмоций. И это сближало его работы с художественной литературой самого высокого качества.  
Я стала верной поклонницей писателя-публициста Алена Деко, его гениальных произведений. Я вслед за ним шла по извилистому лабиринту истории. Герои с их жизнью стали  частичкой и моей жизни, расширили моё представление о мире, о событиях.
 
 

© Copyright: Нина Колганова, 2018

Регистрационный номер №0434321

от 15 декабря 2018

[Скрыть] Регистрационный номер 0434321 выдан для произведения:  Из всего многообразия литературы я не смогу выделить что-то одно, как и изо всех авторов единственно любимого. Я любила читать хорошую литературу и русскую, и советскую, и зарубежную. Мне одинаково интересны произведения Достоевского и Шолохова, Драйзера и Джека Лондона, Валентина Распутина и Виктора Астафьева – всех не перечислить.
 Может, с возрастом, а, может, не те попадались книги, я потеряла интерес к современной художественной литературе, и теперь меня привлекают чисто исторические произведения или историческая беллетристика.
 Однажды, совсем случайно, я достала с дальней полки книжного шкафа небольшую книгу в бумажной обложке. Видно, привёз и поставил её кто-то из детей, не обратив моего внимания на неё. В ней оказались исторические новеллы Алена Деко – то, что надо мне.
 Я начала читать и поняла, что публицист – мастер слова, знающий и умеющий владеть вниманием читателей. Об известных  событиях он рассказывает интересным, лёгким и образным языком. Ему важны не только факты, но и внутреннее состояние участников событий. Часто он выписывает выразительные картины природы. Они или подчёркивают внутренний мир героя, или являются контрастным фоном: красота природы и душевные муки ( впрочем, как и должно быть).
 И я стала читать Алена Деко, французского историка. Соотечественники называют его Александром Дюма современности. А я бы сравнила его и с нашим Эдвардом Радзинским, чтобы понятнее было его амплуа публициста, рассказчика, сценариста и режиссёра. Всё это сочеталось в нём на самом высоком уровне. Но я скажу о Деко только как о писателе.
 Талант Деко признан и слушателями, и зрителями, и читателями. Его исторические новеллы быстро раскупались поклонниками, что, как я узнала с удивлением, нехарактерно для жителей Франции. Они хотели понять настоящее через бесконечную череду кажущихся на первый взгляд непостижимых фактов – вопросов и ответов, загадок и разгадок – так объясняли его популярность.    
 Я заметила, что у него свой, особенный почерк в написании, в раскрытии загадочных историй:  финальным эпизодом — не мнением — он открывает новеллу.  Исходя из его содержания, ставит перед собой главный вопрос, для решения которого он мобилизует весь исторический материал с его противоречиями. А если речь идёт о современности, то и результаты встреч с очевидцами событий. В финале он высказывает своё мнение.   До него  и хочется дойти, не пропустив ни одной детали.
Таким построением он завоёвывает читателя, и интерес к повествованию не ослабевает ни на минуту.
Вот и я, попав в мир повествования и рассуждений Деко, не выходила из него до финальной точки.  
Новелла об Атлантиде не могла меня не захватить. Начав чтение, я с наивностью полагала, что мой современник наконец-то откроет тайну тысячелетней давности: «  А существовал ли на самом деле этот легендарный остров, который за одни сутки ушёл под воду, или, быть может, всё это выдумки Платона? Где же находилась территория мифического государства?»
Так хотелось поверить, что полубоги-полулюди – реальное чудо земли с островом, будоражущим воображение, с необыкновенно красивым храмом в честь Посейдона, с волшебными растениями, неиссякаемыми земными богатствами!  
Ален Деко, анализируя множество  существующих гипотез, постоянно возвращается к Платону, его рассказам об Атлантиде, сравнивает, находит что-то особенное. В финале автор делает вывод, несколько разочаровавший меня: история Атлантиды – сказка, миф, и его созданием он обязан красивой фантазии, удивительному воображению Платона и народа, жившего в то время.
  «Распутинин: святой или дьявол?» - как можно пройти мимо такого названия? Григорий Распутин мне известен по роману «Нечистая сила» Валентина Пикуля, по телесериалу «Григорий Р.»,  по некоторым документальным фильмам. Казалось, всё, что нужно, я о нём знаю. Что же нового может сказать о нём гражданин Франции? Его взгляд на противоречивую личность был взглядом исследователя. Ему нельзя что-то придумывать, нивелировать. И я, читая новеллу, с головой погружалась в кружевное плетение событий и фактов, которые нельзя назвать «голыми». Они настолько живописны, художественны и, вместе с тем, убедительны и удивительны, что хочется читать и читать.
 Ален Деко начинает повествование сценой кончины Григория Распутина. Автора интересовал не столько сам образ Григория, а сколько то, почему организм этого человека не реагировал на яды. В чём загадка, сила его жизнестойкости, если он не умирал, принимая дозы цианистого калия в вине, в пирожных в таких дозах, которые способны умертвить десять человек? Почему Григорий Ефимович Распутин не проявлял ни малейшего признака недомогания? Действительно ли его пичкал ядами князь Юсупов?
Но, чтобы найти ключ к разгадке этого, нельзя обойти вниманием жизнь героя, главные и важные события в ней, поэтому круг вопросов расширялся, высвечивались новые проблемы, а именно: в чём незаурядность этой личности? Как святость сочеталась в нём с разгульной жизнью, нарушающей все христианские законы? Имел ли он дар целителя или это особенная форма внушения? Благодаря каким качествам характера Григорий стал « царём над царями»? 
 Не на все вопросы писателю удалось найти ответ, как и на самый главный для него вопрос: « Почему организм  Григория не реагировал на яд?»
 Если открыть для чтения ещё одну работу Алена Деко, «Ночь длинных ножей», мы опять убедимся в этом самом, особенном, стиле автора. И здесь начало – это кульминационный эпизод.  
 «На рассвете в немецком частном отеле на берегу тихого озера всё вокруг безмятежно спит. Внезапно распахиваются двери, и появляется человек с револьвером в руке. Он врывается в коридоры, бросается к лестницам. Вместе с ним ещё несколько человек, таких же озлобленных, как он сам. Перед одной дверью он останавливается и начинает яростно стучать в неё кулаком. За дверью слышен голос: «Что? Что случилось? Кто там?»
И стоящий в коридоре, не убирая с приклада своего револьвера, отвечает сиплым голосом: « Это я – Адольф!»
Почему такое произошло, предстоит расследовать автору. Расследование поражает неожиданностью: Адольф - это не бандит, не главарь шайки головорезов, это канцлер великой страны, которому её жители доверили себя, Адольф Гитлер. 30-го июня 1934 года, в 6 часов утра, он нарушил сон всемогущего Эрнста Рема, самого давнего из своих друзей. А ведь именно Рем поверил в Адольфа, именно он рекомендовал сделать из Гитлера партийного пропагандиста. Всей своей карьерой фюрер был обязан преданному и верному другу. Об их близости говорит тот факт, что только с Ремом он общался на «ты». Но как получилось, что Гитлер сам пришёл арестовать друга и преданного соратника, почему дал согласие на его убийство? 
 И Ален Деко следит за развитием взаимоотношения друзей с самого начала дружбы до того дня, точнее, ночи погромов, арестов и убийств, когда судьба Рема будет решена Адольфом.  
 Но особенно поразило, каким показывает Деко Гитлера накануне «ночи длинных ножей» и последующей за ней беспощадной охотой на людей.
…Терраса дорогого отеля. Гитлер любуется прекрасными рейнскими пейзажами, курит, кажется неуверенным. Внезапно начинается гроза, сильный ливень, как при потопе, обрушивается на землю. Первые капли падают на террасу, но Гитлер не спешит уходить…  
Красивый пейзаж и палач… Как это можно сочетать? Неужели умиротворённая живописная природа могла тронуть и его душу? Неужели и в нём было когда-то человеческое? Романтическая природа и страшные деяния Гитлера. Может, так дано для контраста, для того, чтобы ещё более омерзительными казались преступные планы и дела фюрера? Я думаю, что для этого. А что такое страшная гроза, ливень? Я посчитала, что дождь смывает и уносит в мутные воды Рейна то, еле заметное, человеческое, что ещё в нём было. Может, это предсказание ужасных событий? Ведь именно на этой террасе под ливнем он решает судьбу отрядов СА и их командующего Эрнста Рема. Именно после этой ночи начались убийства по всей стране. 
Много неожиданно нового и трагического из истории Германии Ален Деко открывает читателям.
Всё, что сделал, написал герой моего эссе, не перечислить – нельзя объять необъятное. Я старалась показать, как он мог ставить перед собой цель и добиваться её осуществления, что говорит о его высоком профессионализме, о его неподдельном интересе не только к отечественной истории, но и к мировой, будь то легендарная Атлантида или Франция . Исследователи творчества Деко отмечают, что вымысла в таких работах не содержалось ни на толику. Всё правдиво, всё по-честному. Вот это «по-честному» сделало Алена Деко самым популярным автором
 Подобно искусному ювелиру, он умел огранить реальную историческую коллизию тонким и незабываемым орнаментом из удивительных эпизодов и выразительных эмоций. И это сближало его работы с художественной литературой самого высокого качества.  
Я стала верной поклонницей писателя-публициста Алена Деко, его гениальных произведений. Я вслед за ним шла по извилистому лабиринту истории. Герои с их жизнью стали и частичкой моей жизни, расширили моё представление о мире, о событиях.
 
 
 
Рейтинг: +5 837 просмотров
Комментарии (4)
камерный театр # 20 декабря 2018 в 19:43 +2
Ну и я, благодаря тебя, Нина, расширил диапазон своих познаний.
Нет, Алена Деко я не читал, но слышал о нём и его произведениях.
Нина Колганова # 20 декабря 2018 в 19:58 +2
Спасибо, Валера. Я не ставила свой целью агитировать, побуждать кого-то к чтению, я рассказала о своих впечатлениях. Взяла только три новеллы, чтобы показать его особенный почерк.
камерный театр # 20 декабря 2018 в 20:01 +2
Верю, да и видно из эссе, что автор новелл полюбился тебе, ты искренне делишься своими впечатлениями.
Нина Колганова # 20 декабря 2018 в 20:11 +2
)))Спасибо! Они удивительно интересные.