Странная девочка

       Многодетное семейство жило скромно, не бедовало, благодаря отцу - умельцу на все руки. Вся мебель в доме была сделана его руками. Он ловко ремонтировал обувь и подшивал валенки, терпеливо обучал сыновей всему, что умел сам. Мать: работала с детьми на огороде, обучала дочек рукоделию. Жили Петровы в довоенном домишке, доставшемся от бабушки в наследство. Тесновато было, но жили дружно. Примером для детей всегда были родители. Ольга и Иван были доброжелательны, отзывчивы на нужды людей, трудолюбивы и порядочны во всём. Отношения между супругами были тёплыми. Дети росли  в атмосфере любви и взаимопонимания.
    Лиза была старшей из детей в семье Петровых. Так уж повелось по неписанному закону, что старшие дети всегда нянчатся с младшими. Девочка с полной ответственностью относилась к своим новым обязанностям при появлении в доме нового малыша. Она искренне радовалась писклявому беззащитному комочку живой плоти, с удовольствием возилась с ним, стараясь  всё делать правильно, как мама. Братья и сёстры, подрастая, привязывались к ней и во всём брали  пример. Училась Лиза на отлично, принимала активное участие  в жизни класса и школы. Учителя нахвалится не могли. Родители радовались, что дочка у них такая толковая. Приятно им было, что и соседи постоянно её хвалили. Кому-то она воды из колодца принесёт, кому-то за хлебом сбегает или за лекарством в аптеку. Всегда приветлива, всегда готова прийти на помощь. Одним словом, золотой ребёнок - послушная, отзывчивая,не создающая никаких проблем. 
      Однако было в этой девочке нечто, что ставило временами взрослых в тупик. Первой заметила это её мать, но по началу не придавала большого значения. Временами Лиза задавала странные вопросы. Сначала это казались невинными.
- Мама, вчера соседские мальчишки подрались. Петьке камнем бровь рассекли. Кровищи было. Увезли на скорой и швы наложили. Я пыталась их остановить, но меня никто не слушал. Неужели нельзя мирно жить, без драк, без пролития крови?
Мать смеясь отвечала:
- На то они и мальчишки - силу и удаль свою показывать. Подерутся и помирятся сами. Не обращай внимание, Лизочка.
Другой раз та спросит:
- А почему богатые плохо к бедным относятся? И в книжках, и в жизни так. У них всё есть, значит, счастливые быть должны, а им всё мало.
- Ты о чём это, Лизок?
- Пашка Ситников принесёт в школу конфеты и лопает у всех на глазах, ни с кем не поделится. Зато сам норовит  у каждого что-то выклянчить. Дают, но он всё равно ни с кем и ничем не делится. А как заметит на ком  старую одёжу, голодранцами зовёт. Ты, мама, У Ситниковых никогда ничего не бери.
- Да Пашка этот просто плохо воспитан. Родителями избалован. Один он у них, как свет в окошке. Вовсе не в конфетах, доченька, счастье.
- А в чём?
- В ладу с миром и совестью  надо жить. В жизни каждого должна быть благородная цель - пользу приносить стране, людям, Главное, никому не завидовать и ценить то, что у тебя есть. Вот у нас семья большая и дружная. дети меня радуют. Мир вокруг меня радостный и яркий. Что мне ещё надо?! Лишь бы все здоровы были и с правильной дороги не сошли. А богатство... Оно не всегда людей счастливыми делает. 
Дочь внимательно слушала. С возрастом вопросы становились всё каверзнее.
- Мама, а почему у Кузькиных третий ребёнок мёртвый рождается. Они такие хорошие люди. За что им такое горе?
- Почему Славик утонул? Ребёнка спас, а сам умер. Где справедливость?
- Почему одни как сыр в масле катаются, а на других беды, как снежный ком, катятся. Вот-вот раздавят. Надо, чтоб всё по справедливости  было, всем поровну.
Такие вопросы вгоняли Ольгу в тревогу и смущение.  Как объяснить ребёнку, что в мире много несправедливости, но много и радости. В душе женщина верила, что есть судьба и всё предрешено свыше. Но кем?! Богом, конечно! Но об этом лучше промолчать, не ровен час.... Она старалась уклончиво отвечать на вопросы дочери.
- В мире идёт постоянная борьба между добром и злом. Когда мы все станем добрее и чище, мир вокруг тоже преобразится. Ты уж, доченька, напором не при на других. С себя начинай,
И Лиза старалась во всю - всегда в первых рядах в любом добром начинание, будь то сбор металлолома, высадка саженцев, шефство над ветеранами. С вопросами по политике она обращалась к отцу, ввергая и его порой в замешательство.
- Папа ты в политике разбираешься. хорошо. Скажи, отчего войны на земле не кончаются? Обе стороны потери несут, кровь проливают, а умирать никому не хочется... Чего людям не хватает? Чего это американцы во Вьетнам влезли? Те ведь их не трогали.
- А отчего Гитлер евреев не любил? Они такие же люди, как и мы.
- Перед войной церковь разрушили, а сейчас восстановить хотят. Зачем ломали?
Отец пытался, как мог, объяснить всё. Дети, присутствующие при их разговорах, были удовлетворены ответами отца, а Лизе хотелось услышать и узнать больше об интересующем вопросе.
- Мать, не кажется тебе, что Лизка у нас какая-то странная. В её возрасте девчонки в куклы играются, в клуб на мультики по выходным бегают. А её от книг не оторвать, читает запоем. Дочь нашу всё чужие проблемы волнуют, при чём мирового масштаба. Не странно ли это?
- Что ж тут странного?! Она же девочка - чувствительная и ранимая. Будущая мама о мире печётся. Мы с тобой, наверно, сами виноваты. Она старшенькая, всех братьев-сестёр вынянчила. вот и выработалась в ней повышенная ответственность, заботу о ближнем своём перенесла из семьи на окружающих людей. Я надеюсь, с возрастом перерастёт, не будет столь ранимой.
        Время шло, а Лиза всё не перерастала... Родители принимали её такой, какая есть. Ну, не такая она , как другие их дети. Знать, такой ей на роду написано быть. В классе её любили и побаивались. Она всегда говорила правду в лицо и вставала на защиту слабых и обиженных. Девочка много и увлечённо читала. Её сочинения считались лучшими в школе. Учительница литературы зачитывала их и в других классах. Другие преподаватели тоже были довольны усердной и старательной ученицей, Каждый из них таил и лелеял надежду, что именно его предмет окажет на судьбу Лизы решающую роль.
        Однажды в классе случилось ЧП.  Ситников начал издеваться над одноклассником из неблагополучной семьи. Тот впервые пришёл в школу в обновке - новой рубашке. Все знали, что отец Лёни - не просыхающий алкаш, мать - тихая, часто битая мужем женщина. Семья еле сводила концы с концами. Начав подтрунивать над Лёней, Пашка мял и дёргал ткань в разные стороны. В результате, рубашка была испачкана и порван рукав. Со слезами выбежал мальчишка из класса. Пашка чувствовал себя героем и останавливаться не собирался. 
- Ах, какие у нас в классе неженки! А рубашка так - дерьмо. простого испытания на прочность не выдержала.
Мальчишки хихикали  Девочки молчали. В класс вошла Галина Николаевна, классный руководитель.
- Почему вы не на своих местах? Что за сборище посреди класса? Куда побежал Леонид?
- В медпункт, наверно. Нервишки подлечить. Ему на радостях крышу снесло - обновкой хвастался только что.
Лучше б Пашка этого не говорил... Гробовая тишина была ему ответом. У Лизы потемнело в глазах. Пальцы невольно сжались в кулак. Она медленно подошла к нему.
- Сейчас твою рубашку испытаем на прочность.
Она рванула так, что пуговицы с характерным звуком посыпались на пол. Надорванный карман привёл его в ярость.
- С ума сошла, нищебродка! Это импортная рубашка! Дядя из Германии прислал. Не расплатишься, голь перекатная!
Кровь ударила в голову. Лиза кинулась на обидчика. Она уже не отдавала  отчёт в своих действиях. Класс замер. Всё произошло так молниеносно, что учительница застыла, как вкопанная, не зная, что предпринять. А девочка, вложив  весь свой гнев в кулаки, лупила Пашку по голове и плечам, преследуя отступающего верзилу.  Её остановил визгливый голос учительницы, пришедшей наконец в себя.
- Прекратить безобразие!
Лиза словно  оцепенела и увидев струйку крови , вытекшую из разбитого носа Пашки, упала без чувств.
      На педсовет были вызваны родители Петровой и Ситникова. Что там было, Лиза так и не узнала. Родители были озадачены случившимся. Смущённо покашливая, глядя на дочь, отец сказал:
- Ты, Лизок, за справедливость борись, но волю рукам не давай. Так и до греха недалеко...  Бей словом! Оно сильнее.
На этом воспитательный момент был закончен. Мать попросила принести Лёнину рубашку.  С гордостью возвращала девочка  её однокласснику. починенную и отстиранную.
- Лёнька, рубашка, как новенькая! На Пашку наплюй - отныне он для тебя пустое место. Если надо - давай сдачи, тебе можно, ты же мужчина. Если таких не останавливать - весь мир заполонят. 
Через несколько дней состоялось классное собрание - обсуждалось поведение Петровой и возможное её исключение из пионеров. Сначало Галина Николаевна распиналась у доски, как должна себя вести советская пионерка. Она старательно обходила причину конфликта. Всё сводилось к тому, что пионерка Петрова зверски избила одноклассника и порвала дорогую одежду. В классе стояла напряжённая тишина. Лиза сидела, опустив глаза. Пашка ёрзал на месте. На его лице блуждала странная улыбка, так обычно улыбаются не уверенные в себе люди. Хоть он и хорохорился, улыбка выдавала его смятение и страх.
- Кто хочет высказаться?
В ответ тишина и опущенные головы. Лёня подал свой голос.
- Не виновата, Лиза. Это всё из-за меня...
Галина Николаевна раздражённо прервала его речь.
-  Садись, не о тебе сейчас речь.Петрова, ты не хочешь попросить прощения у Ситникова?
Лиза подняла голову.
- Хочу!
Гул удивления прокатился по классу. Она приблизилась к Пашке. Чётко выговаривая слова, произнесла:
- Паша, я прошу у тебя прощение за то, что не расчитала свои силы и расквасила тебе нос. Но предупреждаю, что всегда буду бороться с такими, как ты, и защищать слабых. В мире не прибавилось доброты, я всё-таки что-то сделала не так...  Но я найду способ, чтобы сделать мир чище и добрее. Честное пионерское!
- Петрова! Кто так просит прощение?!
Её голос потонул в криках одобрения.
_- Так Пашке и надо!
- За что Лизку судить? Она правильно поступила!
- Нельзя исключать из пионеров! Она лучшая в классе.
Пашка сжался, как будто его только что ударили и вновь готовились напасть. Он сидел бледный и по-звериному оглядывался вокруг.
       Лиза неожиданно для себя обрела популярность в школе, но это не вскружило ей голову. Она по прежнему была скромна, вела общественную работу, помогала отстающим в учёбе. Но перемены, последовавшие за этим, насторожили мать. Девочка стала молчаливой и тихой,  редко ходила в клуб. Всё больше читала и почти перестала задавать странные вопросы. Ольга встревожилась:
- Здорова ли ты, доченька? Вижу тебя что-то гложет. Не таись, откройся матери.
- Нет, мамочка! Я вполне здорова. Вижу этот мир несколько иначе, чем другие. Он хрупок и прекрасен, но в нём столько горя, несправедливости. Человеческие пороки возводятся в ранг ценностей. Мир мельчает. Если так пойдёт всё и дальше, от людей не останется и следа. Неужели ты сама этого не видишь?!
- Бог с тобой, доченька! Ты дитё ещё, многого не понимаешь. Что тебе до мира?!  Думай о своём будущем...
- Мама, я уже не маленькая! Не знаю, какую дорогу выберу, кем стану.  Одно точно знаю, что буду на стороне добра.
- Странная ты, однако, у нас, Лизавета! Речи ведёшь взрослые, хотя молода и жизни ещё не знаешь. Давай не будем торопить события, пусть всё идет своим чередом.
       Жизнь в доме Петровых текла размеренно и спокойно. Мать долго приглядывалась к дочери, но со временем успокоилась. Незаметно за Лизой закрепилось прозвище "Странная девочка". Учителей удивлял широкий кругозор ученицы, её постоянная готовность прийти на помощь другим, чётко выраженный  взгляд на многие вопросы. С гордостью они отзывались о ней. Но были и другие, которых беспокоила и настораживала свобода мысли и внутренняя независимость ученицы. "Странная девочка" произносилось тогда иначе - с укором, выражавшем неудовольствие и осуждение.  Странной была она и в глазах одноклассников. Такой решительной, справедливой и бескомпромиссной девочки не было во всей школе.
       Время летело незаметно. По окончанию школы Лиза объявила о своём желании поступать в иняз. Родители одобрили выбор и обещали посильную помощь. Провожая дочь на учёбу, мать спросила:  
- Ну, как Лиза, не передумала спасать мир? С годами не ушла эта блажь?
- Это не блажь, мама! Это сильнее меня. Я ещё не знаю, каким пойду путём, но я непременно найду  единомышленников, узнаю своё истинное предназначение. Я люблю нашу семью, мир вокруг, но чувствую себя не комфортно, как будто на чужом месте.  А где моё место, и сама не знаю пока...
         Годы учёбы пролетели быстро. Окончив институт с красным дипломом, девушка нашла престижную работу.. Хорошо зарабатывала. Теперь уже она помогала родителям поднимать младшеньких, баловала всех подарками. С делегациями объездила пол мира, была волонтёром в горячих точках. Её очередной приезд семья встретила с огромной радостью. Мать сердцем почувствовала -  что-то не так, но виду не показывала. Ночью Лиза сама пришла к ней.
- Мама, я ведь попрощаться приехала.
Ольга прикрыла ладонью рот в испуге. Глаза её наполнились страхом и состраданием.
- Не пугайся ты так. У меня всё очень хорошо. Я просто нашла свою дорогу и предназначение - служить Богу. Ухожу в монастырь.Не раз бывала уже там. Сейчас приняла окончательное решение.
Мать растеряно смотрела на неё. По щекам катились крупные слёзы, взявшиеся невесть откуда. Слова застряли в горле. а Лиза шептала убеждённо и горячо.
- Не держи меня, мама! Это моё, настоящее! Я миру нужна там, на своём месте. Здесь я, как чужая, лишняя. Не лей слёз обо мне, как о пропащей. Это мой осознанный выбор. Я счастлива, что поняла, зачем пришла в этот мир.  
      Бессонная ночь пролетела быстро. Всей семьёй отправились на вокзал.Теплушка тронулась, оглушив всех гудком. Долго махали платочками в след удаляющимся вагонам. Детвора разбежалась по своим делам. Молча шли супруги домой.
- Знаешь, Лиза-то наша...
- Знаю. Слышал ночной ваш разговор.
Помолчали.
- Ты за дочь не печалься, а радуйся - она нашла то, что искала так долго. На роду ей видно было написано - быть не от мира сего.

        Не скоро в посёлке прознали о поступке "Странной девочки". Кто-то откровенно осуждал, кто-то жалел. Многие, скрывая  истинные чувства, понимали и одобряли Лизу.
Пьяный Пашка однажды преградил дорогу матери, идущей со службы из восстановленной церкви.
- Поздравляю вас, тётка Ольга, с дочкой-богомолицей! Как ей там живётся? Мир спасла?
- Благодарствую. Она на своём месте, среди своих. Мир под надёжной защитой, пока за нас, грешных, кто-то молится....
Оторопевший Пашка долго смотрел вслед удаляющейся женщины.


© Copyright: Людмила Комашко-Батурина, 2018

Регистрационный номер №0429409

от 26 октября 2018

[Скрыть] Регистрационный номер 0429409 выдан для произведения:        Многодетное семейство жило скромно, не бедовало, благодаря отцу - умельцу на все руки. Вся мебель в доме была сделана его руками. Он ловко ремонтировал обувь и подшивал валенки, терпеливо обучал сыновей всему, что умел сам. Мать: работала с детьми на огороде, обучала дочек рукоделию. Жили Петровы в довоенном домишке, доставшемся от бабушки в наследство. Тесновато было, но жили дружно. Примером для детей всегда были родители. Ольга и Иван были доброжелательны, отзывчивы на нужды людей, трудолюбивы и порядочны во всём. Отношения между супругами были тёплыми. Дети росли  в атмосфере любви и взаимопонимания.
    Лиза была старшей из детей в семье Петровых. Так уж повелось по неписанному закону, что старшие дети всегда нянчатся с младшими. Девочка с полной ответственностью относилась к своим новым обязанностям при появлении в доме нового малыша. Она искренне радовалась писклявому беззащитному комочку живой плоти, с удовольствием возилась с ним, стараясь  всё делать правильно, как мама. Братья и сёстры, подрастая, привязывались к ней и во всём брали  пример. Училась Лиза на отлично, принимала активное участие  в жизни класса и школы. Учителя нахвалится не могли. Родители радовались, что дочка у них такая толковая. Приятно им было, что и соседи постоянно её хвалили. Кому-то она воды из колодца принесёт, кому-то за хлебом сбегает или за лекарством в аптеку. Всегда приветлива, всегда готова прийти на помощь. Одним словом, золотой ребёнок - послушная, отзывчивая,не создающая никаких проблем. 
      Однако было в этой девочке нечто, что ставило временами взрослых в тупик. Первой заметила это её мать, но по началу не придавала большого значения. Временами Лиза задавала странные вопросы. Сначала это казались невинными.
- Мама, вчера соседские мальчишки подрались. Петьке камнем бровь рассекли. Кровищи было. Увезли на скорой и швы наложили. Я пыталась их остановить, но меня никто не слушал. Неужели нельзя мирно жить, без драк, без пролития крови?
Мать смеясь отвечала:
- На то они и мальчишки - силу и удаль свою показывать. Подерутся и помирятся сами. Не обращай внимание, Лизочка.
Другой раз та спросит:
- А почему богатые плохо к бедным относятся? И в книжках, и в жизни так. У них всё есть, значит, счастливые быть должны, а им всё мало.
- Ты о чём это, Лизок?
- Пашка Ситников принесёт в школу конфеты и лопает у всех на глазах, ни с кем не поделится. Зато сам норовит  у каждого что-то выклянчить. Дают, но он всё равно ни с кем и ничем не делится. А как заметит на ком  старую одёжу, голодранцами зовёт. Ты, мама, У Ситниковых никогда ничего не бери.
- Да Пашка этот просто плохо воспитан. Родителями избалован. Один он у них, как свет в окошке. Вовсе не в конфетах, доченька, счастье.
- А в чём?
- В ладу с миром и совестью  надо жить. В жизни каждого должна быть благородная цель - пользу приносить стране, людям, Главное, никому не завидовать и ценить то, что у тебя есть. Вот у нас семья большая и дружная. дети меня радуют. Мир вокруг меня радостный и яркий. Что мне ещё надо?! Лишь бы все здоровы были и с правильной дороги не сошли. А богатство... Оно не всегда людей счастливыми делает. 
Дочь внимательно слушала. С возрастом вопросы становились всё каверзнее.
- Мама, а почему у Кузькиных третий ребёнок мёртвый рождается. Они такие хорошие люди. За что им такое горе?
- Почему Славик утонул? Ребёнка спас, а сам умер. Где справедливость?
- Почему одни как сыр в масле катаются, а на других беды, как снежный ком, катятся. Вот-вот раздавят. Надо, чтоб всё по справедливости  было, всем поровну.
Такие вопросы вгоняли Ольгу в тревогу и смущение.  Как объяснить ребёнку, что в мире много несправедливости, но много и радости. В душе женщина верила, что есть судьба и всё предрешено свыше. Но кем?! Богом, конечно! Но об этом лучше промолчать, не ровен час.... Она старалась уклончиво отвечать на вопросы дочери.
- В мире идёт постоянная борьба между добром и злом. Когда мы все станем добрее и чище, мир вокруг тоже преобразится. Ты уж, доченька, напором не при на других. С себя начинай,
И Лиза старалась во всю - всегда в первых рядах в любом добром начинание, будь то сбор металлолома, высадка саженцев, шефство над ветеранами. С вопросами по политике она обращалась к отцу, ввергая и его порой в замешательство.
- Папа ты в политике разбираешься. хорошо. Скажи, отчего войны на земле не кончаются? Обе стороны потери несут, кровь проливают, а умирать никому не хочется... Чего людям не хватает? Чего это американцы во Вьетнам влезли? Те ведь их не трогали.
- А отчего Гитлер евреев не любил? Они такие же люди, как и мы.
- Перед войной церковь разрушили, а сейчас восстановить хотят. Зачем ломали?
Отец пытался, как мог, объяснить всё. Дети, присутствующие при их разговорах, были удовлетворены ответами отца, а Лизе хотелось услышать и узнать больше об интересующем вопросе.
- Мать, не кажется тебе, что Лизка у нас какая-то странная. В её возрасте девчонки в куклы играются, в клуб на мультики по выходным бегают. А её от книг не оторвать, читает запоем. Дочь нашу всё чужие проблемы волнуют, при чём мирового масштаба. Не странно ли это?
- Что ж тут странного?! Она же девочка - чувствительная и ранимая. Будущая мама о мире печётся. Мы с тобой, наверно, сами виноваты. Она старшенькая, всех братьев-сестёр вынянчила. вот и выработалась в ней повышенная ответственность, заботу о ближнем своём перенесла из семьи на окружающих людей. Я надеюсь, с возрастом перерастёт, не будет столь ранимой.
        Время шло, а Лиза всё не перерастала... Родители принимали её такой, какая есть. Ну, не такая она , как другие их дети. Знать, такой ей на роду написано быть. В классе её любили и побаивались. Она всегда говорила правду в лицо и вставала на защиту слабых и обиженных. Девочка много и увлечённо читала. Её сочинения считались лучшими в школе. Учительница литературы зачитывала их и в других классах. Другие преподаватели тоже были довольны усердной и старательной ученицей, Каждый из них таил и лелеял надежду, что именно его предмет окажет на судьбу Лизы решающую роль.
        Однажды в классе случилось ЧП.  Ситников начал издеваться над одноклассником из неблагополучной семьи. Тот впервые пришёл в школу в обновке - новой рубашке. Все знали, что отец Лёни - не просыхающий алкаш, мать - тихая, часто битая мужем женщина. Семья еле сводила концы с концами. Начав подтрунивать над Лёней, Пашка мял и дёргал ткань в разные стороны. В результате, рубашка была испачкана и порван рукав. Со слезами выбежал мальчишка из класса. Пашка чувствовал себя героем и останавливаться не собирался. 
- Ах, какие у нас в классе неженки! А рубашка так - дерьмо. простого испытания на прочность не выдержала.
Мальчишки хихикали  Девочки молчали. В класс вошла Галина Николаевна, классный руководитель.
- Почему вы не на своих местах? Что за сборище посреди класса? Куда побежал Леонид?
- В медпункт, наверно. Нервишки подлечить. Ему на радостях крышу снесло - обновкой хвастался только что.
Лучше б Пашка этого не говорил... Гробовая тишина была ему ответом. У Лизы потемнело в глазах. Пальцы невольно сжались в кулак. Она медленно подошла к нему.
- Сейчас твою рубашку испытаем на прочность.
Она рванула так, что пуговицы с характерным звуком посыпались на пол. Надорванный карман привёл его в ярость.
- С ума сошла, нищебродка! Это импортная рубашка! Дядя из Германии прислал. Не расплатишься, голь перекатная!
Кровь ударила в голову. Лиза кинулась на обидчика. Она уже не отдавала  отчёт в своих действиях. Класс замер. Всё произошло так молниеносно, что учительница застыла, как вкопанная, не зная, что предпринять. А девочка, вложив  весь свой гнев в кулаки, лупила Пашку по голове и плечам, преследуя отступающего верзилу.  Её остановил визгливый голос учительницы, пришедшей наконец в себя.
- Прекратить безобразие!
Лиза словно  оцепенела и увидев струйку крови , вытекшую из разбитого носа Пашки, упала без чувств.
      На педсовет были вызваны родители Петровой и Ситникова. Что там было, Лиза так и не узнала. Родители были озадачены случившимся. Смущённо покашливая, глядя на дочь, отец сказал:
- Ты, Лизок, за справедливость борись, но волю рукам не давай. Так и до греха недалеко...  Бей словом! Оно сильнее.
На этом воспитательный момент был закончен. Мать попросила принести Лёнину рубашку.  С гордостью возвращала девочка  её однокласснику. починенную и отстиранную.
- Лёнька, рубашка, как новенькая! На Пашку наплюй - отныне он для тебя пустое место. Если надо - давай сдачи, тебе можно, ты же мужчина. Если таких не останавливать - весь мир заполонят. 
Через несколько дней состоялось классное собрание - обсуждалось поведение Петровой и возможное её исключение из пионеров. Сначало Галина Николаевна распиналась у доски, как должна себя вести советская пионерка. Она старательно обходила причину конфликта. Всё сводилось к тому, что пионерка Петрова зверски избила одноклассника и порвала дорогую одежду. В классе стояла напряжённая тишина. Лиза сидела, опустив глаза. Пашка ёрзал на месте. На его лице блуждала странная улыбка, так обычно улыбаются не уверенные в себе люди. Хоть он и хорохорился, улыбка выдавала его смятение и страх.
- Кто хочет высказаться?
В ответ тишина и опущенные головы. Лёня подал свой голос.
- Не виновата, Лиза. Это всё из-за меня...
Галина Николаевна раздражённо прервала его речь.
-  Садись, не о тебе сейчас речь.Петрова, ты не хочешь попросить прощения у Ситникова?
Лиза подняла голову.
- Хочу!
Гул удивления прокатился по классу. Она приблизилась к Пашке. Чётко выговаривая слова, произнесла:
- Паша, я прошу у тебя прощение за то, что не расчитала свои силы и расквасила тебе нос. Но предупреждаю, что всегда буду бороться с такими, как ты, и защищать слабых. В мире не прибавилось доброты, я всё-таки что-то сделала не так...  Но я найду способ, чтобы сделать мир чище и добрее. Честное пионерское!
- Петрова! Кто так просит прощение?!
Её голос потонул в криках одобрения.
_- Так Пашке и надо!
- За что Лизку судить? Она правильно поступила!
- Нельзя исключать из пионеров! Она лучшая в классе.
Пашка сжался, как будто его только что ударили и вновь готовились напасть. Он сидел бледный и по-звериному оглядывался вокруг.
       Лиза неожиданно для себя обрела популярность в школе, но это не вскружило ей голову. Она по прежнему была скромна, вела общественную работу, помогала отстающим в учёбе. Но перемены, последовавшие за этим, насторожили мать. Девочка стала молчаливой и тихой,  редко ходила в клуб. Всё больше читала и почти перестала задавать странные вопросы. Ольга встревожилась:
- Здорова ли ты, доченька? Вижу тебя что-то гложет. Не таись, откройся матери.
- Нет, мамочка! Я вполне здорова. Вижу этот мир несколько иначе, чем другие. Он хрупок и прекрасен, но в нём столько горя, несправедливости. Человеческие пороки возводятся в ранг ценностей. Мир мельчает. Если так пойдёт всё и дальше, от людей не останется и следа. Неужели ты сама этого не видишь?!
- Бог с тобой, доченька! Ты дитё ещё, многого не понимаешь. Что тебе до мира?!  Думай о своём будущем...
- Мама, я уже не маленькая! Не знаю, какую дорогу выберу, кем стану.  Одно точно знаю, что буду на стороне добра.
- Странная ты, однако, у нас, Лизавета! Речи ведёшь взрослые, хотя молода и жизни ещё не знаешь. Давай не будем торопить события, пусть всё идет своим чередом.
       Жизнь в доме Петровых текла размеренно и спокойно. Мать долго приглядывалась к дочери, но со временем успокоилась. Незаметно за Лизой закрепилось прозвище "Странная девочка". Учителей удивлял широкий кругозор ученицы, её постоянная готовность прийти на помощь другим, чётко выраженный  взгляд на многие вопросы. С гордостью они отзывались о ней. Но были и другие, которых беспокоила и настораживала свобода мысли и внутренняя независимость ученицы. "Странная девочка" произносилось тогда иначе - с укором, выражавшем неудовольствие и осуждение.  Странной была она и в глазах одноклассников. Такой решительной, справедливой и бескомпромиссной девочки не было во всей школе.
       Время летело незаметно. По окончанию школы Лиза объявила о своём желании поступать в иняз. Родители одобрили выбор и обещали посильную помощь. Провожая дочь на учёбу, мать спросила:  
- Ну, как Лиза, не передумала спасать мир? С годами не ушла эта блажь?
- Это не блажь, мама! Это сильнее меня. Я ещё не знаю, каким пойду путём, но я непременно найду  единомышленников, узнаю своё истинное предназначение. Я люблю нашу семью, мир вокруг, но чувствую себя не комфортно, как будто на чужом месте.  А где моё место, и сама не знаю пока...
         Годы учёбы пролетели быстро. Окончив институт с красным дипломом, девушка нашла престижную работу.. Хорошо зарабатывала. Теперь уже она помогала родителям поднимать младшеньких, баловала всех подарками. С делегациями объездила пол мира, была волонтёром в горячих точках. Её очередной приезд семья встретила с огромной радостью. Мать сердцем почувствовала -  что-то не так, но виду не показывала. Ночью Лиза сама пришла к ней.
- Мама, я ведь попрощаться приехала.
Ольга прикрыла ладонью рот в испуге. Глаза её наполнились страхом и состраданием.
- Не пугайся ты так. У меня всё очень хорошо. Я просто нашла свою дорогу и предназначение - служить Богу. Ухожу в монастырь.Не раз бывала уже там. Сейчас приняла окончательное решение.
Мать растеряно смотрела на неё. По щекам катились крупные слёзы, взявшиеся невесть откуда. Слова застряли в горле. а Лиза шептала убеждённо и горячо.
- Не держи меня, мама! Это моё, настоящее! Я миру нужна там, на своём месте. Здесь я, как чужая, лишняя. Не лей слёз обо мне, как о пропащей. Это мой осознанный выбор. Я счастлива, что поняла, зачем пришла в этот мир.  
      Бессонная ночь пролетела быстро. Всей семьёй отправились на вокзал.Теплушка тронулась, оглушив всех гудком. Долго махали платочками в след удаляющимся вагонам. Детвора разбежалась по своим делам. Молча шли супруги домой.
- Знаешь, Лиза-то наша...
- Знаю. Слышал ночной ваш разговор.
Помолчали.
- Ты за дочь не печалься, а радуйся - она нашла то, что искала так долго. На роду ей видно было написано - быть не от мира сего.

        Не скоро в посёлке прознали о поступке "Странной девочки". Кто-то откровенно осуждал, кто-то жалел. Многие, скрывая  истинные чувства, понимали и одобряли Лизу.
Пьяный Пашка однажды преградил дорогу матери, идущей со службы из восстановленной церкви.
- Поздравляю вас, тётка Ольга, с дочкой-богомолицей! Как ей там живётся? Мир спасла?
- Благодарствую. Она на своём месте, среди своих. Мир под надёжной защитой, пока за нас, грешных, кто-то молится....
Оторопевший Пашка долго смотрел вслед удаляющейся женщины.


 
Рейтинг: +5 332 просмотра
Комментарии (3)
Тая Кузмина # 27 октября 2018 в 17:06 +2
Непростой рассказ. Школьная тема актуальна. Взаимоотношения со сверстниками, становления характера героини, неразрывно связано с социумом, в котором все живут. А выбор жизненного пути бывает и таким, как у Лизы. Каждый сам приходит к такому решению. Рассказ читается легко, автор хорошо пишет. Удачи в Конкурсе!!
cvety-rozy-9
Жанна Зудрагс # 12 декабря 2018 в 16:10 +1
Людочка, дорогая! Не перестаю удивляться твоему таланту!
Рассказ написан сказочно, не оторвёшься. Благодарствую!
cvety-rozy-4 live-21
Мила Горина # 28 января 2019 в 18:54 +2
Рассказ превосходный. Жизненный и написан хорошо! С теплом, Мила spasibo-20