Легко сказать любить, но как?

1 марта 2018 - Светлана Тен
article410965.jpg
 
                                     Любовь никогда не перестает, хотя и прочества прекратятся, и языки умолкнут,
                                                                                                                                   и знание упразднится.
                                                                                                                                                          Святой апостол Павел


- Терпеть не могу эту старую тупую корову! – после очередной головомойки Ира прихлебывает горячий чай из кружки, где красным по белому написано: «Ирка – добрая душа!»
Ирка и, правда, – добрая душа, отзывчивая и безотказная. На таких как она едут, потому что Ирка везет. Она не умеет говорить «нет». За это и страдает, когда терпеть не может.

- Возлюби ближнего своего, как самого себя, - пытаюсь поучаствовать в судьбе Иры.
Ирка ухмыляется, покачивая головой, и смотрит в окно, словно видит счастливую перспективу там, за окнами офиса.


Я не знаю, чем помочь Ирке. Не знаю, как полюбить ближнего. Например, ближнего - главбуха, «старую, тупую корову». Я даже не знаю, как всем сердцем полюбить своих родных. А тут ближнего…Всех сразу точно не получится. И по очереди не получится. Нельзя же любить по заказу. Любовь по заказу… Как вам это? Сейчас модным стало выплескивать в толпу, особенно в толпу виртуальную: люди, я люблю вас! Точь-в-точь как у Достоевского в «Идиоте»: «В отвлеченной любви к человечеству любишь почти всегда одного себя». Таким людям я не доверяю, я их боюсь. Они либо лицемеры, либо психи. Нельзя любить всех и каждого. Даже относиться ко всем одинаково нельзя. Одного ты готов обнять и расцеловать, другого - век бы не видел, третьего уважаешь, но боишься, потому что он умней и талантливей. Четвертый тебе безразличен и неинтересен, мышь серая. И таких пунктов наберутся  десятки, как лепестков у ромашки.  Только успевай выбирать: люблю - не люблю. А все от того, что человеком управляет эгоизм. Свое ближе к телу. Ребенок с первых шагов, с первых своих звуков кричит «моё» и «дай».


А вообще-то, «любовь не вздохи на скамейке и не прогулки при луне». Любовь, как воздух – всегда незаметна, но без неё наступает смерть.
Греки выделяли четыре вида любви: дружба( дружеская любовь); любовь детей и родителей; любовь к близкому – самая сильная; эрос (страсть плоти).
Мы часто путаем страсть(любовь плоти), привязанность, эгоизм(любовь к себе) с любовью истинной( любовь к человеку, любовь не за что-то, а вопреки и потому что). Любовь – это самая высшая добродетель, дарованная человеку. Любовь – это основной закон нашей жизни. Эта истина проста и давно известна. Человек же всю свою жизнь ищет справедливости несправедливыми методами: театральными, пошлыми, грязными. Пытается построить рай на Земле, не умея пожертвовать ни своим временем, ни благополучием, ни своей любовью. Да, собственно, и любовь давно уже опошлили креативностью и оригинальностью. 
Мы хотим быть счастливыми, тогда мы должны научиться любить. Но любить мы не умеем. И прощать не умеем. Любить трудно, завидовать легче. Легче узреть соринку в чужом глазу, а в своем бревна не заметить. На того парня все списать тоже легко, ибо он болван и придурок, я – лучше. 


Любовь, как правило, всегда сопряжена с жертвой. Это неизбежно. На первом месте у любящего человека становится не он сам, а тот, кого он любит. Любящий человек всегда жертвует своим временем, материальным благополучием и всем другим дорогим и необходимым для него самого. Жертвует для любимого, то есть отдает «последнюю рубашку». При этом любящий может не получить ответной любви. Всё дело в том, что любовь не делает выбора, и поступки её не связаны с расчетом. Как только ты нарушаешь закон любви, ты ранишь себя самого. Эта любовь приобретается. Такая любовь не может насиловать, лгать, мстить, искать выгоду (люблю до тех пор, пока меня любят). Любовь меняет не только того, кто любит, но и того, кого любят. Человек это понимает и чувствует. Поэтому, если даже он не может ответить взаимностью, но благодарен за эту любовь. Соответственно, уважает такую любовь и будет пытаться сделать все, чтобы не огорчить любящего человека. 


Но это теория. А на практике что? На практике то разгорающиеся, то затухающие распри между отцами и детьми, между начальниками и подчиненными, призывником-салагой и дембелем. Анекдотические страсти, словно пожар, полыхают между тещей  и зятем, невесткой и свекровью. Аборигены не любят приезжих ( «понаехали тут!»). Богатые презирают бедных. Те, в свою очередь, во весь голос ненавидят богатых. Можно продолжать бесконечно. Настоящая любовь, которой свойственна жертвенность и всепрощение, отнесена в разряд юродства и ненормальности, как собственно добро и милосердие. Вообще, в нашем перерождающемся обществе все окрашено агрессией и злобой: злая радость, злая память. Даже любовь, и та злая.


Ну, и что нам делать с этим «обновленным», равнодушным, погрязшем в цинизме и пошлости, обществом? Любить. Любить этот пестрый мир. Как сказал Стивен Кинг: ««Мир, в общем-то, куча дерьма. Но он может быть и очень красивым».
Легко сказать «любить», но как? А ведь надо любить ближнего "как самого себя; и как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними". Вот она безмерная мера любви, потому что нет такой меры, которой бы можно было измерить любовь к себе любимому. Заповедь эта выполнима только при одном условии: освободить сердце от своего «я», победить в себе главного врага – эгоизм. Тогда очищается душа, очищается сердце. Мы на самом деле таковы, каково наше сердце. В чистом сердце всегда есть место для любви.
Не надо «прогибаться под изменчивый мир». Жаловаться, осуждать и критиковать не надо. Ничего этого не надо. Трудиться надо. Не надо объявлять войну очередной марьиванне. Объяви войну себе. Своей гордыне, равнодушию, злобе, лицемерию, нелюбви. 
Любовь есть дар. Проси её у Бога.

Не можешь полюбить, сделай доброе. Доброе каждый может сделать. Накорми голодного, подай нищему, утешь слабого, одень нагого, развесели (как моя дочь говорила в детстве: «разрадуй») печального. Именно разрадуй. «Радуйся с радующимися и плачь с плачущими» (Рим. 12: 15). Это вернее будет и добрее.

© Copyright: Светлана Тен, 2018

Регистрационный номер №0410965

от 1 марта 2018

[Скрыть] Регистрационный номер 0410965 выдан для произведения:
                                     Любовь никогда не перестает, хотя и     пророчества прекратятся, и языки умолкнут,
и знание упразднится.
                                                                                                                               Святой апостол Павел


- Терпеть не могу эту старую тупую корову! – после очередной головомойки Ира прихлебывает горячий чай из кружки, где красным по белому написано: «Ирка – добрая душа!»
Ирка и, правда, – добрая душа, отзывчивая и безотказная. На таких как она едут, потому что Ирка везет. Она не умеет говорить «нет». За это и страдает, когда терпеть не может.

- Возлюби ближнего своего, как самого себя, - пытаюсь поучаствовать в судьбе Иры.
Ирка ухмыляется, покачивая головой, и смотрит в окно, словно видит счастливую перспективу там, за окнами офиса.


Я не знаю, чем помочь Ирке. Не знаю, как полюбить ближнего. Например, ближнего - главбуха, «старую, тупую корову». Я даже не знаю, как всем сердцем полюбить своих родных. А тут ближнего…Всех сразу точно не получится. И по очереди не получится. Нельзя же любить по заказу. Любовь по заказу… Как вам это? Сейчас модным стало выплескивать в толпу, особенно в толпу виртуальную: люди, я люблю вас! Точь-в-точь как у Достоевского в «Идиоте»: «В отвлеченной любви к человечеству любишь почти всегда одного себя». Таким людям я не доверяю, я их боюсь. Они либо лицемеры, либо психи. Нельзя любить всех и каждого. Даже относиться ко всем одинаково нельзя. Одного ты готов обнять и расцеловать, другого - век бы не видел, третьего уважаешь, но боишься, потому что он умней и талантливей. Четвертый тебе безразличен и неинтересен, мышь серая. И таких пунктов наберутся  десятки, как лепестков у ромашки.  Только успевай выбирать: люблю - не люблю. А все от того, что человеком управляет эгоизм. Свое ближе к телу. Ребенок с первых шагов, с первых своих звуков кричит «моё» и «дай».


А вообще-то, «любовь не вздохи на скамейке и не прогулки при луне». Любовь, как воздух – всегда незаметна, но без неё наступает смерть.
Греки выделяли четыре вида любви: дружба( дружеская любовь); любовь детей и родителей; любовь к близкому – самая сильная; эрос (страсть плоти).
Мы часто путаем страсть(любовь плоти), привязанность, эгоизм(любовь к себе) с любовью истинной( любовь к человеку, любовь не за что-то, а вопреки и потому что). Любовь – это самая высшая добродетель, дарованная человеку. Любовь – это основной закон нашей жизни. Эта истина проста и давно известна. Человек же всю свою жизнь ищет справедливости несправедливыми методами: театральными, пошлыми, грязными. Пытается построить рай на Земле, не умея пожертвовать ни своим временем, ни благополучием, ни своей любовью. Да, собственно, и любовь давно уже опошлили креативностью и оригинальностью. 
Мы хотим быть счастливыми, тогда мы должны научиться любить. Но любить мы не умеем. И прощать не умеем. Любить трудно, завидовать легче. Легче узреть соринку в чужом глазу, а в своем бревна не заметить. На того парня все списать тоже легко, ибо он болван и придурок, я – лучше. 


Любовь, как правило, всегда сопряжена с жертвой. Это неизбежно. На первом месте у любящего человека становится не он сам, а тот, кого он любит. Любящий человек всегда жертвует своим временем, материальным благополучием и всем другим дорогим и необходимым для него самого. Жертвует для любимого, то есть отдает «последнюю рубашку». При этом любящий может не получить ответной любви. Всё дело в том, что любовь не делает выбора, и поступки её не связаны с расчетом. Как только ты нарушаешь закон любви, ты ранишь себя самого. Эта любовь приобретается. Такая любовь не может насиловать, лгать, мстить, искать выгоду (люблю до тех пор, пока меня любят). Любовь меняет не только того, кто любит, но и того, кого любят. Человек это понимает и чувствует. Поэтому, если даже он не может ответить взаимностью, но благодарен за эту любовь. Соответственно, уважает такую любовь и будет пытаться сделать все, чтобы не огорчить любящего человека. 


Но это теория. А на практике что? На практике то разгорающиеся, то затухающие распри между отцами и детьми, между начальниками и подчиненными, призывником-салагой и дембелем. Анекдотические страсти, словно пожар, полыхают между тещей  и зятем, невесткой и свекровью. Аборигены не любят приезжих ( «понаехали тут!»). Богатые презирают бедных. Те, в свою очередь, во весь голос ненавидят богатых. Можно продолжать бесконечно. Настоящая любовь, которой свойственна жертвенность и всепрощение, отнесена в разряд юродства и ненормальности, как собственно добро и милосердие. Вообще, в нашем перерождающемся обществе все окрашено агрессией и злобой: злая радость, злая память. Даже любовь, и та злая.


Ну, и что нам делать с этим «обновленным», равнодушным, погрязшем в цинизме и пошлости, обществом? Любить. Любить этот пестрый мир. Как сказал Стивен Кинг: ««Мир, в общем-то, куча дерьма. Но он может быть и очень красивым».
Легко сказать «любить», но как? А ведь надо любить ближнего "как самого себя; и как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними". Вот она безмерная мера любви, потому что нет такой меры, которой бы можно было измерить любовь к себе любимому. Заповедь эта выполнима только при одном условии: освободить сердце от своего «я», победить в себе главного врага – эгоизм. Тогда очищается душа, очищается сердце. Мы на самом деле таковы, каково наше сердце. В чистом сердце всегда есть место для любви.
Не надо «прогибаться под изменчивый мир». Жаловаться, осуждать и критиковать не надо. Ничего этого не надо. Трудиться надо. Не надо объявлять войну очередной марьиванне. Объяви войну себе. Своей гордыне, равнодушию, злобе, лицемерию, нелюбви. 
Любовь есть дар. Проси её у Бога.

Не можешь полюбить, сделай доброе. Доброе каждый может сделать. Накорми голодного, подай нищему, утешь слабого, одень нагого, развесели (как моя дочь говорила в детстве: «разрадуй») печального. Именно разрадуй. «Радуйся с радующимися и плачь с плачущими» (Рим. 12: 15). Это вернее будет и добрее.
 
Рейтинг: +9 429 просмотров
Комментарии (7)
Парнасская Горница # 1 марта 2018 в 12:53 +4
Доброе каждый может сделать.
Конечно, может, но... почему-то не всегда делает. А что не дает человеку всегда делать добро? Знает ли человек, что в нем живет зло, и именно оно противится всему доброму?.. А что кроется за добром, которое делает человек, почему он его делает, из каких побуждений? Только ли любовь побуждает к добру или что-то еще? Может, тщеславие? Напр., хочет кому-то понравиться, заработать похвалу, мечтает прославиться? А, может, корыстолюбие?.. Знаем ли мы, что наше добро всегда смешано со злом, потому что наше естество полностью всё заражено грехом: и тело, и сердце, и ум?.. И, главное, всякое ли добро принимается Богом?.. Можно задать немало вопросов, связанных с понятием "добро".
Святые советуют делать добро с понуждением из любви к ближнему, видя в нем образ Божий, и из любви к Богу, ради Христа, отвергая греховные побуждения.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: "Опытное познание человеческого падения недоступно для христианина, живущего посреди мира, связанного попечениями, отторгаемого от самозрения непрерывным развлечением. Пусть добрыми делами в недре Православной Церкви, особливо милостынею и целомудрием, он израбатывает свое спасение". Пусть непрестанно побуждает себя к доброделанию, укрепляемый Божественной благодатью, щедро даруемой Богом в Святых Церковных Таинствах...

Кто пожелает уяснить для себя вопрос добра и зла в человеке глубже, рекомендую к прочтению сочинение свт. Игнатия "Слово о различных состояниях естества человеческого по отношению к добру и злу" ("Аскетические опыты". Том 2-й).

Благодарю Вас, Светлана, за светлые мысли!
Ольга Баранова # 9 марта 2018 в 15:23 +4
Как вступление, приведу строки из стихотворения Николая Заболоцкого:
"...Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!"

Светлана, Вы подняли острую тему, даже больную - тему любви, добра, терпения, сосуществования. Каждый понимает значение этих терминов в силу своей мудрости или отсутствия её. Мне думается, истинная любовь, как и сотворённое добро не требует слов, а только самих поступков.
Злоба, ненависть, зависть, подлость, стяжательство и ещё многие пороки наверное даются человечеству, как испытание. Такое ощущение, что мир сегодняшний находится на пике этого испытания - ненависть и желание переплюнуть соседа в материальном преуспевании, а по возможности уничтожить, зашкаливает. Какая уж тут любовь...
Разучились понимать и прощать. И анализировать поступки свои и ближнего. Говорят, у каждого своя правда. Наверное, если посмотреть со стороны начальника, например - он требует чёткого исполнения обязанностей, и начальник прав, его для этого назначили. Подчинённый иногда ждёт поблажек: ну, проспал, опоздал на несколько минут, подумаешь, делов-то, ну ошибся там-то и там-то, с кем не бывает, человеческий фактор (а в бухгалтерии ошибка может очень дорого стоить). И кажется, что подчинённый ничего особенно и не совершил, а начальство недовольно. Мог ли начальствующий не заметить малых огрехов? А мог ли подчинённый их не совершать или, как минимум, промолчать на замечание?
Сложно и неоднозначно всё.
Я верю в то, что баланс между хорошим и плохим существует. Недаром в сказках чаще добро побеждает зло своим разумом и светлыми намерениями.
Но начинать прежде всего нужно с себя любимых, Вы правильно заметили, Светлана.
Поэтому закончу Вашими же словами:
Не надо объявлять войну очередной марьиванне. Объяви войну себе. Своей гордыне, равнодушию, злобе, лицемерию, нелюбви.
Источник: http://parnasse.ru/konkurs/pravoslavnaja-literaturnaja-stranica/proza-velikii-post-duhovnaja-vesna/legko-skazat-lyubit-no-kak.html
Мне близки Ваши рассуждения.
Спасибо!
Светлана Тен # 11 марта 2018 в 12:39 +4
Спасибо всем большое за внимание к этому эссе. Благодарю.
Пронькина Татьяна # 22 марта 2018 в 18:36 +2
Спасибо, Светлана, за глубокие мысли и чистые устремления! Произведение понравилось! 30
Маргарита Тодорова # 23 марта 2018 в 09:51 +2
Света, как бы я ни старалась, так, как ты "озвучить" свои мысли на тему "возлюби ближнего"... вряд ли сумею. И уж тем более, так, как "озвучил" Митр. Антоний Сурожский.
«Тайна любви к человеку начинается в тот момент, когда мы на него смотрим без желания им обладать, без желания над ним властвовать, без желания каким бы то ни было образом воспользоваться его дарами или его личностью — только глядим и изумляемся той красоте, что нам открылась. Для чего и зачем нужно любить ближнего. Исходя опять из какой-то выгоды для себя. В таком случае можно еще более углубить понятие о ближнем и вспомнить, что мы-то тоже чьи-то ближние. И не «чьи-то», а большой и, к сожалению, давно недружной семьи, называемой человечеством. Единство в желании и прошении счастья, здоровья и любви всем людям, ближним, как самим себе, давало человечеству непобедимую силу в борьбе со злом. И когда я — самодовлеющая единица, мне хватает меня самого – получается распыление общества. В конечном итоге, не остается ничего от того дивного, чудного единства, которое могло бы существовать между людьми» Митр. Антоний Сурожский
Людмила Комашко-Батурина # 24 марта 2018 в 22:49 +1
Рассуждения о любви интересны и близки мне. Но... при чём здесь героиня рассказа? Говорят, если на сцене висит ружьё, в следующем акте оно непременно выстрелит. В начале рассказа появилась Ирина и... непонятно куда исчезла... Если это эссе, не надо было вводит героиню.
Если вы, Света, намеревались написать рассказ, то от Иры следует ожидать каких-то действий. Например, поняла и возлюбила старую тупую корову. Рассказ как бы не завершён. Ваши рассуждения должны подтверждены действием со стороны героини. Вдохновения вам и удачи!
Sall Славик*оf # 23 июля 2018 в 17:15 0
Да.Это сложно.Спасибо.