Тема № 1. Ум и душа. Диалог о спасении (Вне конкурса)

article411623.jpg

По мотивам творения свт. Игнатия (Брянчанинова)
«Совещание души с умом»

  
ДУША:
— Скорблю невыносимо. Не нахожу отрады
Ни вне и не внутри я. И утешенья нет...
Тиранит мир жестокий, исполненный обмана —
Вонзил соблазны-стрелы, и умираю я.
 
Зачем прилипла к миру? Ведь странница всего лишь,
И скоро, очень скоро покину этот мир,
И каждый миг готова должна я быть к призыву —
Вся жизнь мала ничтожно пред Вечностью Святой.
 
Пред Вечностью равны дни и часы, и годы.
Земля, всё, что имеем, и все дела сгорят.
Дела... плоды паденья и отверженья Бога...
Увы, мир не способен хранить меня от ран.
 
Порок я ненавижу! Но вновь им обольщаюсь,
Влекусь к сосуду смерти, глотаю жадно яд!
Внутри бушуют страсти! Я оскверняюсь тяжко!
Но не имею силы покинуть сей вертеп.
 
Страшна моя греховность! И знаю — и не вижу.
Добро со злом смешалось и сделалось, как зло.
Где слезы покаянья? Где кротость и смиренье?
Горда и непокорна, и исправленья нет.
 
Мне Заповеди чужды. Тщеславие объяло
И с пажити Господней стремглав уносит вдаль
В страну песка и камня, волчцов и диких терний,
Туда, где ждет погибель, где вечный горький плач.
 
Должница я пред Богом, пред каждым человеком.
Раба страстей. Служу им с рожденья до конца.
И вслед за обольщеньем и самолюбованьем
Грядет печаль, унынье и страшный вечный мрак.
 
И тут я начинаю грешить бесстрашно, грубо.
В тюрьме томится совесть, и голос не слыхать...
О, горе!!.. Ум, скажи мне, как обуздать те страсти,
Что люто истерзали, измучили меня?
 

УМ:
— Ответ мой безутешен. И я, Душа, с тобою
В сетях страстей запутан и твердости лишен,
Стороннему влиянью от мира подчиняюсь,
Грехом совсем расстроен и поврежден, увы.
 
Я погрузился в омут и суеты, и злобы.
Я обольщен бесами и обольщен собой.
Я вечно развлекаюсь, скитаясь по Вселенной,
Подобно падшим духам, без пользы, без нужды.
 
От этого паренья теряю я молитву
И не могу Писанью с прилежностью внимать.
Рассеян и забывчив — грехов своих не помню,
И забываю Вечность, себя в том оправдав.
 
Я — мерзость запустенья, родитель мыслей скверных,
Увы, враждебных Богу... А ты — жилище змей-
Страстей лукавых, злобных, завистливых, жестоких,
В тебе и василиски, и ско'рпии живут.
 
Душа, с тобою вместе единство составляем,
Духовное единство в телесном естестве:
Ты — чувствуешь, я — мыслю. Но грех разъединил нас
И противопоставил Небесному Отцу!
 

ДУША:
— Что ж, Ум, ответ прискорбный, хотя и справедливый...
Но есть и утешенье, что мы больны — вдвоем!
Одной томимы скорбью, друг другу мы поможем!
Скорее посоветуй, что делать нам с тобой?
 
Будь мой путеводитель к спасению и Богу,
Я чувствую, и сердце послушает тебя —
Хотя порой строптиво, как маленький ребенок,
Но в общем-то покорно всем помыслам твоим.
 

УМ:
— Согласен я с тобою, что сердце мне послушно.
Однако сколь упрямым бывает иногда!
С каким ожесточеньем, неодолимой силой,
Случается, восстанет и за собой влечет!
 
И вот тогда — рождает такие помышленья,
Такие будит страсти, что утопаю в зле.
Я вижу, как слабею, и помыслы грязнятся,
Кишат во мне, как черви, и не прогнать никак.
 
Отравленная ядом скорбишь невыносимо!
А я — во мраке лютых разнузданных страстей,
Что и томят, и мучат, и растерзать готовы,
Предать навечно смерти!.. Отрады нет во мне.
 

ДУША:
— О, мой Руководитель! О, Сила! Око духа!
Я в полном безнадежье... И если ТЫ есть мрак,
То я с бессильной волей под натиском желаний
Зверям подобна диким и мерзостным бесам!
 
О, сжалься надо мною! Ты слышишь Слово Божье 
В болезни, в помраченье и в мертвости твоей!
И к твоему познанью позволь мне приобщиться,
И в этом утешенье, и радость для меня!
 
Себя увижу сразу ничтожною былинкой!
Перед величьем Божьим паду с любовью ниц!..
И слезы покаянья из сердца истекают,
И око кротко смотрит с любовию на мир.
 
Внутри борьба стихает, и силы воедино
Уже соединились и с телом, и с тобой!
И милость с состраданьем Создателя позна'ю!
И цельным, и красивым явится наш сосуд!
 
Прочти же Слово Божье! Подай Его отрады
Мне, истомленной зноем, бездождием и тьмой!
Уже невыносимы томление и муки,
И я страшусь, что скоро в отчаянье впаду!
 

УМ:
— Что ж, слушай Слово Божье! Но только человеки,
А их немало было, отторгнули Его,
Сказавши: — Жестко слово, и кто Его приимет?1
Ведь это Слово Божье на смерть собой зовет:

“Любящий душу свою погубит ее;
а ненавидящий душу свою в мире сем
сохранит ее в жизнь вечную”
 (Иоан. 12,25).
 
 
ДУША:
— Я умереть готова, коль Бог повелевает!
Но как же сделать, если бессмертной создана?
Не знаю я орудье, что жизнь мою отнимет...
О, Ум мой, помоги же! Поведай мне о том!
 

УМ:
— Увы, и я с тобою подвержен приговору,
И чашу смерти должен я разделить с тобой.
Я — главный подсудимый, виновник и паденья,
И предстоящей смерти. Мне первому испить.
 
Но смерть и погубленье не в том, чтоб уничтожить
Существованье наше. Бог требует того,
Чтоб смело и отважно свою убили САМОСТЬ —
Ведь в нашем самолюбии лежит весь корень зол.
 
Чтоб одержать победу, отвергнуть предстоит мне
Свой лжеименный разум2, в котором я погряз.
Лишь в нищете духовной и в плаче покаянном
Принять я Слово Божье — Евангелие — смогу!
 
А ты должна отвергнуть свою страстну'ю волю
И лишь Христову волю усердно исполнять,
К тому склонив и сердце!.. Вот смерть, что заповедал
Тебе и мне Спаситель, Господь Иисус Христос!
 
Сей добровольной смертью убьем смерть от пороков,
Смерть от страстей безумных, что ад готовит нам.
И в дар с тобой получим Святое Воскресенье,
Дар Жизни бесконечной, что источает Бог!
 

ДУША:
— Коль надо нам решиться на самоотверженье,
Грехи оставим! Примем залог спасенья — смерть!
Веди меня, согласна, мой Ум, по повеленьям,
Что Бог нам заповедал. И сам в них пребывай:

“Я есмь лоза, а вы ветви;
кто пребывает во Мне, и Я в нем,
тот приносит много плода;
ибо без Меня не можете делать ничего” 
(Иоан. 15,5)

++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++


 1 —  Иоан. 6,60
2 — 
«Лжеименный разум» (1Тим. 6, 20) есть образ мыслей и суждений, усвоившихся уму по падении человека. Как следствие падения, он имеет характер самообольщения; как следствие лжи и обмана, он не приемлет Истины – Христа; как высоко ценящий все земное, между тем, как земля есть место изгнания падших, он противен вере и рождаемому ею духовному разуму, взирающему на все земное оком странника.
Предмет лжеименного разума – одновременное и тленное. Когда предметом его делается вечное и духовное, то суждения его вполне неосновательны и ошибочны. Он лишен просвещения свыше, объясняющего предметы духовные; для собственных его сил, без откровения, эти предметы недоступны; посторонний в нем свет есть свет темных духов лжи. Все сведения доставляются ему чувствами телесными, которые повреждены падением. Когда не видимое чувственными очами сделается для него доступным каким-либо средством, например, магнетизмом (или экстрасенсорикой в наши дни, прим. ред.), то этим он умножает только свои заблуждения, укрепляет свое омрачение и самообольщение, как пребывающий в области лжи, как стяжающий одни превратные познания. Последователи его находятся в непрестанном несогласии между собой, противоречат один другому и сами себе. Он не требует от человека благонравия, напротив, предоставляет свободу грешить. Он считает себя правителем мира, почему отвергает Промысел Божий, если не всегда словами, то всегда самим делом. Он содержит в себе начало безбожия, которое составляет всю сущность каждого заблуждения, раскрываясь в нем более или менее. Наконец, он есть отрицательное богатство падших духов и тех человеков, которые находятся в общении с падшими духами.
* * *
Здравым разум был до падения, по падении у всех человеков, без исключения, он сделался лжеименным и для спасения должен быть отвергнут (1Тим. 6, 20–21). «Свет очей моих» – «и того нет у меня» (Пс. 37, 11), – говорит Писание о разуме падшего естества.
Свт. Игнатий (Брянчанинов)


  

© Copyright: Парнасская Горница, 2018

Регистрационный номер №0411623

от 9 марта 2018

[Скрыть] Регистрационный номер 0411623 выдан для произведения:
По мотивам творения свт. Игнатия (Брянчанинова)
«Совещание души с умом»

  
ДУША:
— Скорблю невыносимо. Не нахожу отрады
Ни вне и не внутри я. И утешенья нет...
Тиранит мир жестокий, исполненный обмана —
Вонзил соблазны-стрелы, и умираю я...
 
Зачем прилипла к миру? Ведь странница всего лишь,
И скоро, очень скоро покину грешный мир,
И каждый миг должна я готова быть к призыву —
Вся жизнь мала ничтожно пред Вечностью Святой...
 
Пред Вечностью равны дни и часы, и годы.
Земля, всё, что имеем, и все дела сгорят.
Дела... плоды паденья и отверженья Бога...
Увы, мир не способен хранить меня от ран...
 
Порок я ненавижу! Но вновь им обольщаюсь,
Влекусь к сосуду смерти и с жадностью пью яд.
Внутри бушуют страсти! Я оскверняюсь тяжко!
Но не имею силы покинуть сей вертеп...
 
Страшна моя греховность! И знаю — и не вижу.
Добро со злом смешалось и сделалось, как зло.
Где слезы покаянья? Где кротость и смиренье?
Горда и непокорна, и исправленья нет.
 
Мне Заповеди чужды. Тщеславие объяло
И с пажити Господней стремглав уносит вдаль
В страну песка и камня, волчцов и диких терний,
Туда, где ждет погибель, где вечный горький плач... 
 
Должница я пред Богом, пред каждым человеком.
Раба страстей. Служу им с рожденья до конца.
И вслед за обольщеньем и самолюбованьем
Грядет печаль, унынье и страшный вечный мрак...
 
И тут я начинаю грешить бесстрашно, грубо.
В тюрьме томится совесть, и голос не слыхать...
О, горе!!.. Ум, скажи мне, как обуздать те страсти,
Что люто истерзали, измучили меня?..
 

УМ:
— Ответ мой безутешен. И я, Душа, с тобою
В сетях страстей запутан и твердости лишен,
Стороннему влиянью от мира подчиняюсь,
Грехом совсем расстроен и поврежден, увы...
 
Я погрузился в омут и суеты, и злобы.
Я обольщен бесами и обольщен собой.
Я вечно развлекаюсь, скитаясь по Вселенной,
Подобно падшим духам, без пользы, без нужды...
 
От этого паренья теряю я молитву
И не могу Писанью с прилежностью внимать.
Рассеян и забывчив — грехов своих не помню,
И забываю Вечность, себя в том оправдав...
 
Я — мерзость запустенья, родитель мыслей скверных,
Увы, враждебных Богу... А ты — жилище змей-
Страстей лукавых, злобных, завистливых, жестоких,
В тебе и василиски, и ско’рпии живут...
 
Душа, с тобою вместе единство составляем,
Духовное единство в телесном естестве:
Ты — чувствуешь, я — мыслю. Но грех разъединил нас
И противопоставил Небесному Отцу!..
 

ДУША:
— Что ж, Ум, ответ прискорбный, хотя и справедливый...
Но есть и утешенье, что мы больны вдвоем!
Одной томимы скорбью, друг другу мы поможем!
Скорее посоветуй, что делать нам с тобой?..
 
Будь мой путеводитель к спасению и Богу,
Я чувствую: и сердце послушает тебя.
Хотя порой строптиво, как маленький ребенок,
Но в общем-то покорно всем помыслам твоим...
 

УМ:
— Согласен я с тобою, что сердце мне послушно.
Однако сколь упрямым бывает иногда!
С каким ожесточеньем, неодолимой силой,
Случается, восстанет и за собой влечет!
 
И вот тогда — рождает такие помышленья,
Такие будит страсти, что утопаю в зле.
Я вижу, как слабею, и помыслы грязнятся,
Кишат во мне, как черви, и не прогнать никак...
 
Отравленная ядом скорбишь невыносимо!
А я — во мраке лютых разнузданных страстей,
Что и томят, и мучат, и растерзать готовы,
Предать навечно смерти!.. Отрады нет во мне...
 

ДУША:
— О, мой Руководитель! О, Сила! Око духа!
Я в полном безнадежье... И если ТЫ есть мрак,
То я с бессильной волей под натиском желаний
Зверям подобна диким и мерзостным бесам!
 
О, сжалься надо мною! Ты слышишь Слово Божье 
В болезни, в помраченье и в мертвости твоей!
И к твоему познанью позволь мне приобщиться,
И в этом утешенье, и радость для меня!
 
Себя увижу сразу ничтожною былинкой!
Перед величьем Божьим паду с любовью ниц!..
И слезы покаянья из сердца истекают,
И око кротко смотрит с любовью на весь мир...
 
Внутри борьба стихает, и силы воедино
Уже соединились и с телом, и с тобой!
И милость с состраданьем Создателя познАю!
И цельным, и красивым явится сей сосуд!..
 
Прочти же Слово Божье! Подай Его отрады
Мне, истомленной зноем, бездождием и тьмой!
Уже невыносимы томление и муки,
И я страшусь, что скоро в отчаянье впаду...
 

УМ:
— Что ж, слушай Слово Божье! Но только человеки,
А их немало было, отторгнули Его,
Сказавши: — Жестко слово, и кто Его приимет?1
Ведь это Слово Божье на смерть собой зовет:

“Любящий душу свою погубит ее;
а ненавидящий душу свою в мире сем
сохранит ее в жизнь вечную”
 (Иоан. 12,25).
 
 
ДУША:
— Я умереть готова, коль Бог повелевает!
Но как же сделать, если бессмертной создана?
Не знаю я орудье, что жизнь мою отнимет...
О, Ум мой, око духа! Поведай мне о том!..
 

УМ:
— Увы, и я с тобою подвержен приговору,
И чашу смерти должен я разделить с тобой.
Я — главный подсудимый, виновник и паденья,
И предстоящей смерти. Мне первому испить...
 
Но смерть и погубленье не в том, чтоб уничтожить
Существованье наше. Бог требует того,
Чтоб смело и отважно свою убили САМОСТЬ —
В нашем самолюбии лежит весь корень зол...
 
Чтобы его отвергнуть, мне нужно отказаться
От всех учений мира, в которых я погряз.
Лишь в нищете духовной и в плаче покаянном
Принять я Слово Божье — Евангелие — смогу!..
 
А ты должна отвергнуть свою страстнУю волю
И лишь Христову волю усердно исполнять,
К тому склонив и сердце!.. Вот смерть, что заповедал
Тебе и мне Спаситель, Господь Иисус Христос!..
 
Сей добровольной смертью убьем смерть от пороков,
Смерть от страстей безумных, что ад готовят нам.
И в дар с тобой получим Святое Воскресенье,
Дар Жизни бесконечной, что источает Бог!..
 

ДУША:
— Коль надо нам решиться на самоотверженье,
Грехи оставим! Примем залог спасенья — смерть!
Веди меня, согласна, мой Ум, по повеленьям,
Что Бог нам заповедал. И сам в них пребывай:

“Я есмь лоза, а вы ветви;
кто пребывает во Мне, и Я в нем,
тот приносит много плода;
ибо без Меня не можете делать ничего” 
(Ин. 15,5)

1 —  Иоан. 6,60

 
 
Рейтинг: +12 189 просмотров
Комментарии (10)
Зинаида Русак # 9 марта 2018 в 18:23 +2
Интересный затянувшийся диалог сводящийся в итоге к самому светлому Воскресению...
Парнасская Горница # 9 марта 2018 в 18:37 +3
Согласна, затянувшийся, однако у свт. Игнатия мысли не повторяются. Каждая строфа наполнена новым содержанием и ни одну не выбросить. Затянувшийся еще и потому, что изложено познание душой и умом своего грехопадения, а этот процесс длиною в жизнь.
Читается тяжеловато, потому мы не имеем навыка духовного самоанализа, не знакомы с аскетикой, не читаем творения Святых отцов Церкви. Там язык особый, непривычный нашему слуху.
Спаси Господи за прочтение и отзыв, Зинаида! Прочтение не из легких...
Пронькина Татьяна # 9 марта 2018 в 18:31 +4
Вот это работа! Мощная вещь! Настоящий ТРУД! Это надо многим-многим людям показать.Так трагично, доходчиво,мудро и красиво написать...Пока не хватает слов. Оля, прими мою благодарность и искренний восторг! 040a6efb898eeececd6a4cf582d6dca6
Парнасская Горница # 9 марта 2018 в 18:51 +5
Святитель Игнатий — проповедник покаяния. Его труды адресованы христианам последних времен, каковыми мы являемся. Трагичность — спутник нашего времени, когда беспощадное зло глубоко проникло в сердце человека и охватило весь мир. Его труды — наша путеводная звезда...
Танечка, вся слава Богу и свт. Игнатию, а мое — только изложение более доступным языком. Данное мне Церковью много лет назад благословение на пересказ трудов Святых Отцов Церкви, слава Богу, в силе и работает, и это не от меня...
Спаси Господи за прочтение и утешительные слова!
Дмитрий Смирнов # 10 марта 2018 в 01:12 +4
Vasilissa, прочитаю еще нет раз. Глубокие мысли. Грандиозный диалог!!! Спасибо!
Парнасская Горница # 10 марта 2018 в 04:32 +5
Вы правы, Dmitri, Вы подобрали очень точное, просто великолепное определение к слову "диалог" — "грандиозный"!
Свят. Игнатий рассмотрел вопросы спасения человека с двух сторон: души и ума (а тело — это сосуд, их содержащий) — и открыл нам внутреннее, неизбежное в жизни каждого из нас состояние мучительнейшей скорби о своей греховности, рождающее размышления о необходимости исправлении и завершающийся принятием решения о становлении на путь спасения и претворении в жизнь Заповедей Божиих, Евангельских слов, единственно могущих спасти человека и, собственно, только для этого и данных нам Спасителем мира Господом Иисусом Христом.
Согласна, не раз и не два мы должны перечитывать творения Святых Отцов, составляющих Сокровищницу Священного Предания, но всю жизнь, ибо они служат путеводной звездой на пути нашего спасения, особенно в наши сегодняшние дни, когда жизнь человека чрезвычайно удалилась от Божественных Заповедей...
Маргарита Тодорова # 10 марта 2018 в 18:25 +4
Да, такой диалог надо не единожды прочесть, чтобы вникнуть и умом, и душой в эти строки, Ольга... Спасибо Вам!
Парнасская Горница # 10 марта 2018 в 19:38 +4
Маргарита, благодарю за труд прочтения. Тем и трудно Православие, что требует от человека постоянного понуждения: к исполнению молитвенных правил (утр., веч. и проч.), к чтению Слова Божия — Евангелия — и трудов Отцов Церкви — Свящ. Предания, искоренению в себе пороков, доходя до отчаяния от невозможности это сделать легко и быстро, о доброделании. Всему этому сильно противится враг рода человеческого дьявол, строит препятствия, и только крепкая верная душа способна пройти этот путь до конца. Как говорится, влёгкую еще никто не спасся...
Халейг - скальд # 11 марта 2018 в 12:11 +5
Повреждённая душа отдалилась от ума,
Голос совести глуша, погрузилась в грёзы сна,
Под наркозом сладкой лжи созерцая миражи,
Мнит их смыслом бытия, и земного жития ...

В рабстве тленной плоти ум, озадачен сбором сумм -
Ассигнаций и вещей, словно сказочный Кощей,
Чахнет в лучшие года, не увидев в том вреда,
Даже позже и прозрев, но уже истратив нерв ...
Парнасская Горница # 12 марта 2018 в 13:45 +6
Хотя бы пусть на склоне лет
Душа и ум прозреет.
Иначе Богу дать ответ
навряд ли там сумеет...