Сны Маргариты

25 августа 2013 - Елена Теплова
article154679.jpg
 « Всевышний, всемогущий, помилуй, спаси и сохрани... Прости мне грехи мои, Господи, ну  пожалуйста, прости... потому что сама я их себе уже никогда не смогу простить..» Каждую ночь перед сном Маргарита молилась, держа в руках простенький образ, купленный у странствующего монаха. Точнее это был и не образ вовсе, а картинка с изображением  Христа на фоне горного пейзажа, намалеванная на   куске обычного  картона. У художника, похоже, закончились краски, и он писал образ Господа в серо-синих тонах. Но  картинка эта была дорога Маргарите  как ничто другое – она напоминала ей о том времени, когда она – безвестная певичка -  могла стать самой счастливой женщиной в мире. Могла, но, наверно,  не сумела разглядеть своего счастья. « Как жаль,  Господи, что даже ты  не в силах вернуть время вспять.  А если бы мог, быть может тогда люди стали   бы исправлять свои ошибки и меньше бы осталось на земле несчастных одиноких сердец.  Ну, коли так,  хотя бы  прости меня  неразумную за грехи мои… »  Маргарита целовала картинку в вершину горы, так  напоминавшей ей облик  далекой Грузии, тушила ночную свечу и тихо вздыхая ложилась в постель. 
  Маргарита с  каким-то мужчиной  шествует по   улице  Тифлиса. Ах, это не какой-то мужчина – это ее, Маргариты, муж. Солидный человек - по всему видно, что богат без меры! Сюртук на нем дорогой, на жилетке пуговицы золотые, борода аккуратно пострижена и волосы  смоляные на  прямой  пробор  зачесаны . У Маргариты платье темно-зеленого шелка – тяжелого, дорогущего шелка, такая  материя под стать лишь ей – женушке миллионерской! А уж золотых украшений на ней – ну прям как бус стеклянных  на рождественской  елке! Чинно идут они  под руку  - идут себе, да и не смотрят по сторонам-то. А что им смотреть – пусть на них все  смотрят, им завидуют. 

Вон они – ротозеи-бездельники, выстроились вдоль дороги, грязные создания…
Мужик-оборванец – шапку долой, правильно, благородные люди идут; босая баба с кучей детей мал мала меньше …Одно слово – низкие  людишки . У бабы и дети босые, ступни их грубые, привыкшие к земле – ни камешков под собой не чуют, ни колючек. 
- Посмотрите, mon сhere, на этих уродцев, - брезгливо произносит Маргарита, указывая на  детей женщины.. Не познавшая счастья материнства, Маргарита не терпит детей.        Мальчуган лет шести, испугавшись резкого жеста барыньки,  находит  спасительное укрытие за материной юбкой – вот так,  прижмешься  к матушке родимой  и барыня никакая не опасна!  Сестренка его хоть и помладше чуток, а не забоялась – уж больно любопытство ее разбирает: что это сверкает  ярче солнца на груди у барыни? Потянулась она ручонкой-то к барыне, а ту аж передернуло всю…. Ну  а  самому  малому  из ребятишек все нипочем – сосет себе грудь материнскую и ни горя, ни забот не знает – одно только блаженство. Оттого и причмокивает сладко-сладко! 

      - Пойдем скорей , дорогой,- не выдерживает Маргарита, - сил нет смотреть на убожество это.
-  Ну что ты, милая,  на вот, подай им  - бедным помогать следует, - с этими словами миллионер  достает из портмоне пару медяков и протягивает женушке. 
Маргарита берет монеты и бросает их  себе под ноги . Дети сначала вопросительно смотрят на мать, а затем, получив ее молчаливое согласие, осторожно поднимают монетки.
-Дай Бог здоровья Вашим деткам,  сударыня, - кланяется мать Маргарите.

И вдруг какая-то неведомая сила поднимает  все семейство медленно-медленно ввысь и  отдаляясь от земли  образ женщины расплывается, и вот уже Маргарита видит не нищенку вовсе , а Богоматерь с младенцем, а детишки ее не оборванцы, а ангелы Господни…
- Молись , Маргарита, проси прощения за грехи свои, Господь милостив...,- доносятся до Маргариты слова из поднебесья… 



               … Проснувшись в ночи, Маргарита более не смогла  сомкнуть глаз – пролежала до утра, перебирая в уме ночные картинки, вздыхала тяжко... За что так жестоко обходится с ней Судьба?!  Сколько  еще ей мучиться ?   Невыносимая душевная боль терзала ее уже много лет подряд. Наверное,  с возрастом стала  она мудрее – это  ведь должно со всеми случаться! Но почему так поздно,уже все потеряно, ничего не вернуть...
       Потому и страдает ее душа – страдает бесконечно. Почему, Господи, ты не вразумил меня в молодости?! Почему  спокойно смотрел, как, выбрав путь греха, шла я по  жизни, разрушая душу свою, почему не остановил меня? Почему ты не остановил меня в тот день, когда я уезжала из Тифлиса – уезжала, чтобы не вернуться никогда более в этот милый моему сердцу  край и навсегда утратить  любовь, не успев  ее обрести?
       Слезы  текли по щекам  Маргариты – говорят,  эти соленые капельки очищают душу, что ж, может так оно и есть. Да вот  сколько их, слез этих, выплакала она за все свои бессонные ночи –а на душе по-прежнему тяжело.


...Нико любил  Маргариту  безмолвно, любил, как можно любить  утреннюю росу на лепестке нежной  розы, которая  своим  алмазным  сиянием  завораживает художника и  заставляет  с замиранием сердца стоять недвижно, чтоб не  нарушить волшебство  игры света и воды. Он любил ее, как  ласковое   воркование горлиц  в предрассветной тиши, как  радугу, манящую в сказочную страну,   и  горные вершины,  объятые  серебряной дымкой, а еще  ангела – того самого, что водил его рукой, отчего кисть  художника  творила чудеса на обычной черной клеенке… 
-Пиросман, дружище, ты чертовски талантлив, - говорили завсегдатаи духана, - твои картины стоят дороже, чем  миска  лобио и  жареное баранье ребрышко на обед.-
- Нет,  они ничего не стоят, - отвечал Нико, - это не мои картины, не я их создаю…
Он боготворил свою Маргариту за ее голос – голос  дивной красоты, чарующий, увлекающий за собой в далекие чудесные дали. Туда , где живет Любовь и Красота – туда, где нет ни печали, ни бед, ни голода.  Нико  мог часами  смотреть  на свою возлюбленную и слушать ее: ему казалось, что она – это и есть его душа. Да,да – это душа его поет, это она  помогает ему малевать его простенькие  картинки, те самые, которые  так нравятся хозяину духана и его посетителям. Нико  не говорил о своей любви – а разве можно  подобрать слова, чтоб  описать бездонное ночное небо , разве можно сосчитать звезды на нем ?!  Человеку не под силу сделать это,  только Богу , и потому  только Бог один знал, как Нико любил Маргариту… А Маргарита? Маргарита не замечала ничего. Она одна во всем Тифлисе не видела ни единой  картины бедного художника. 


…Зачем жить дальше? Зачем встречать новый день – пустой и бессмысленный? Так думала Маргарита каждое утро. У нее не было  ни желаний, ни каких-либо планов. Но каждый  день в ранний час ее поднимал с постели призывный стук в дверь ее квартирки на первом этаже. Маргарита вставала, надевала черную кружевную накидку и шла  на этот веселый и настойчивый  сигнал.
- Доброго Вам дня, мадам, - молодая молочница Жаннет, сияя  жемчужными  зубками, щебетала как птичка на ветви вишневого дерева, - Ваше молочко, - подавая Маргарите бутылку темно-зеленого стекла , она улыбалась, будто пришла на яркий веселый праздник.

- Спасибо, милая, вот только...,- Маргарита не успевала договорить.
-Ну что Вы, мадам Марго, заплатите, когда у вас будут деньги. А молоко Вам просто необходимо – оно и сил придаст, и цвет лица улучшит, - мило тараторила  улыбчивая Жаннет , - Вы такая красавица!-
-Ах, Жаннет, о какой красоте ты говоришь, - вздыхала Маргарита,- Красота не дружит со Старостью …
- Ну что Вы, дорогая, еще мама мне рассказывала о Вашей божественной красоте и Вашем голосе… Бедная матушка,  - переключилась женщина на  любимую тему, - не дожила, не дождалась  внуков... Ох уж, эти сорванцы, ох уж негодники! -  в голосе Жаннет звучали такие нежные нотки, когда она говорила о своих погодках сыновьях,  об их  бесконечных проказах, о хлопотах, которые малыши доставляют молодой  женщине, что у Маргариты душа сжималась от боли, и некому было эту боль выплакать, выплеснуть из себя – от этого боль только разрасталась, завоевывала Маргариту целиком, подчиняла своей беспощадной  жестокости. У Маргариты  не было  близких – разве что эта милая женщина, приносящая ей каждое утро молоко…



Дни Маргариты шли один за другим, не оставляя следов, не раня, не радуя, не согревая ее озябшую душу. Память робко пыталась вернуть ее к дням молодой веселости, когда она, «прекрасная Марго», «наша Жемчужина», как звали ее бесчисленные поклонники и богатые покровители, блистала на сцене, вызывая неподдельный восторг у слегка подвыпившей  и от того такой щедрой и ласковой  парижской публики!  Но Маргарита гнала прочь эти воспоминания – ах, если б можно было забыть об этом вовсе! Выбросить, сжечь, растоптать,  изгнать из своего прошлого. Очистить свою жизнь от этих липких, приторно-сладких, до тошноты, слов, чувств, желаний – своих и чужих…Ах, как много ненужного было в ее жизни, слишком много. Но тогда -  тогда Маргарита не задумывалась об этом : ей было легко и радостно, ее любили, ей поклонялись, носили на руках , осыпали цветами…И только старость и одиночество заставили ее страдать: она поняла, что не заметила главного в своей жизни – не заметила и прошла мимо. То была любовь бедного художника из далекой горной страны, мечтавшего подарить ей вместе со  своим сердцем весь этот мир – огромный и прекрасный! 
- Нико, прости меня,- шептала Маргарита,  когда, подолгу  лежа в постели, пыталась уснуть. Ночная темнота  являла   взору Маргариты дивные  картинки – горы, луна, цветы....много цветов… Их запах чудился ей  так явно, словно они и впрямь были вокруг нее.   Мысли об утраченной любви не давали ей покоя, терзая ее измученную душу вновь и вновь. Слезы, колкие  горячие  жемчужинки, катились из ее глаз, обжигая  лицо, царапая душу, впиваясь в ее бедное сердце…
-Как больно, Нико, как мне больно!-...

...Маргарита босая  бредет то  по каменистой горной тропе,   то по заросшей камышом дорожке  возле реки, то пробирается  сквозь  лилово-темный  лес – она  идет, кажется, целую вечность. «Куда ты?! Куда?», - спрашивают ее горы. «Остановись, остановись!»,- свистит ветер в камышах. А она продолжает  идти  – ох,   не близок конец ее пути: кто укажет ей дорогу, кто поможет найти любимого?!    Сине-серое небо молчит -  не дает ей ответа.  Быть может эти почтенные  господа  подскажут ей?  На поляне  у подножия  изумрудного холма , прямо посреди душистого разнотравья, накрыт стол. Уважаемые князья сидят прямо на  траве – на этой шелковой зеленой подстилке. Кувшины серебряные полны  кахетинского,  а  на белой скатерти  чего только нет: курочка с золотистой нежной корочкой, рыбки   на серебряном блюде,   миндальный рулет и , конечно, молодая зелень – редиска, огурчики. Скромный кутеж трех князей на  лужайке – вот так  по-простому под стрекот кузнечиков разлить вина в окованный золотом рог, да   рассказать  старинную притчу вместо тоста,  да затянуть старинную песню на три голоса…Что может быть лучше?! Разве что  сафьяновый  кошелек , туго набитый  хрустящими, радующими душу, бумажками. 
          Маргарита останавливается поодаль, не решаясь подойти к достопочтенным господам поближе. Что надо этой попрошайке, думают князья, заметив женщину. Хотя, не похожа она на нищенку, только босая почему-то.. Смотрят господа снисходительно – ну, мол, что скажешь, женщина?! Маргарита прикладывает руки к груди и наклоняет голову в знак почтения.
_ Доброго вам здоровья,- только и может она произнести. Слезы душат Маргариту, голос ее дрожит, душа стонет и нет сил унять эту  дрожь и этот стон.
-Говори, коли пришла, - обгладывая куриную ножку и утираясь белым платком, говорит один из князей.
- Просить что ли чего хотела?- говорит второй, наклоняя голову и внимательно разглядывая Маргариту. 
- Не знаете ли, где найти мне  художника Нико? -  собравшись  с силами наконец произносит Маргарита.
- Не того ли сумасшедшего ты ищешь, который как-то раз  насмешил весь Тифлис?!-  усмешку князя не могут  спрятать даже его пышные усы.
-  Да уж, действительно – насмешил так насмешил  своей глупостью,- вторит ему другой .
- Это ж надо было удумать – скупить все цветы в городе и предместьях, чтоб подарить какой-то актерке!-  смеясь, разливает  он вино своим друзьям, - никчемный человек, что с него взять! На что деньги потратил?!
-Ступай, женщина, ступай -   держа за зеленый хвостик   розовую редиску, скороговоркой бурчит третий.

          Боль в груди приклоняет Маргариту к земле, волосы, ее прекрасные  бронзовые волосы, растрепались, ее ноги сбиты, но  она  идет, не останавливаясь,  она продолжает свой путь к Нико.   А вот и простой человек на ее пути. Быть может, он  укажет Маргарите дорогу?! 
- Здравствуй, добрый человек !- подходя ближе к озеру, говорит Маргарита. 
Человек стоит по щиколотку в темной воде. Красная рубаха , закатанные до колена шаровары, шляпа  соломенная желтым нимбом обрамляет его голову – да это же рыбак! Ну да, конечно, простой рыбак – вон и рыбина ,огромная белобрюхая , в его руке. Хвостом своим  аж  до воды достает – да, хорош улов!
- Здравствуй, добрая женщина. Почему грустишь в такой счастливый день, красавица?! – отвечает он Маргарите.
- Я ищу своего  Нико, он художник. Не знаешь, в какую сторону мне идти?- чувствуя, что силы покидают ее, тихо говорит Маргарита.
- Не того ли Нико ты ищешь, который щедро талант свой  людям дарил,  а  сам  жил впроголодь ?!-   на счастливом лице рыбака появляется  грустная улыбка.
- Да, наверно это он,- вздыхает  Маргарита.
- Кто же не знает  его?! Птицы в небесах поют его имя, и травы в лугах шепчут его имя, и эхо в горах , и  вода в озере тоже – слышишь?! – 
- Так укажи мне дорогу к нему, прошу тебя, -  просит Маргарита.
- Видишь того мальчика, что верхом на ослике держит свой путь? - указывая рукой в сторону дороги, говорит рыбак, - Он  каждый день на своем верном друге проезжает  по этой дороге, все знает, всех видит – спроси у него.

            Малыш с лицом младенца с иконы уверенно и гордо восседает  на своем белом ослике, сжимая в руке тонкую кожаную уздечку и подавая команды своему дружку.
Ослик  будто понял, что ему надо остановиться, и замер, обернув свою голову к седоку. Глаза у  животного  умные и  добрые, но очень грустные. Быть может, он тоже скучает о Нико?!  
          - Мальчик, не укажешь ли ты мне путь к художнику по имени Нико? – спрашивает Маргарита и замечает, как Ослик устало закрывает глаза и кивает головой. Маргарите кажется, что он грустно улыбается.
- Видишь лес, тот, что темнеет вдали, там за полем? Идти туда далеко, да и страшно – дойдешь ли? – с легкой усмешкой говорит малыш.
-Дойду, любовь поможет мне дойти,- смиренно отвечает Маргарита.
- Тогда ступай прямо по дорожке до самого леса,  там на опушке живет Олень – он отведет тебя к Нико,-указывая  вдаль палочкой для погона осла, произносит Малыш и исчезает...
Долго шла Маргарита по указанной дорожке – лес все не приближался. Ей казалось, что он напротив – отдаляется от нее с каждым ее шагом. 
-Нико,- шептала Маргарита имя возлюбленного, как молитву.
-Нико, - вторил ей ветерок, обдувая ее своим легким дыханием.
- Ты ищешь Нико? - внезапно услышала Маргарита позади себя тихий голос. Обернувшись, она увидела дивного оленя. Лоснящаяся бархатная шкура  ладно сидела на его статном  теле. Острые копытца оставляли в земле глубокие вмятинки-следы.   Изящные рога  венчали  голову – не большие и ветвистые, наоборот,  легкие, тонкие, они словно указывали путь в небо. А глаза  -   задумчивые и очень грустные  - смотрели прямо в душу Маргарите. 
   -Ты ищешь Нико?- повторил олень, - Что нужно тебе от него?-
-Я  принесла ему свою любовь, - легко выдохнула Маргарита.
- Ну коли так,  ступай за мной, я отведу тебя туда, где живет  Любовь и Красота – там, где нет ни печали, ни бед, ни голода. Там  теперь живет наш Нико..

Маргарита  покорно пошла за оленем. Лес приблизился и принял путников в свою кромешную темноту. Маргарита  ничего не видела, но ощущала лес: слышала его голоса, чувствовала его терпкие запахи; он  больно царапал ее лицо и руки ветвями своих деревьев , хватал за волосы и в клочья рвал ее одежду. Маргарита шла, молча терпя все. И вот в  мгновение ока темнота исчезла, ее взорвал  неистово яркий свет. В огромном  сияющем круге света  стоял, протягивая ей навстречу руки, Нико. Одежда его была соткана из миллиона алмазных нитей, они переливались, ослепляя Маргариту. Влекомая этим светом, Маргарита  шагнула в центр круга.
- Прости меня, Нико, -  обжигая любимого дыханием, шептала Маргарита.
- Ты не должна просить у меня прощения, моя Маргарита, - шептал ей в ответ Нико, -  с тобой я познал любовь, ведь жизнь без любви бессмысленна!-
-Но я покинула тебя тогда...-
- Нет, ты всегда была со мной, моя Маргарита.- 
- Я всегда буду с тобой,  мой Нико.-
……………………………………………………………………………………………
             В час рассвета на улочки Парижа сходит неземная красота. Нежные, немного ленивые  лучи отдохнувшего за ночь  солнышка ласкают дома, деревья, цветы на клумбах, редких  прохожих, окрашивают  весь город в неяркие  свежие тона. Молочница   Жаннет, ранняя пташка, радостно спешит к домам своих клиентов – продать молоко, посекретничать с молодыми женщинами, посоветоваться с мудрыми старушками. Ах, как красиво вокруг – поет сердце милой женщины. Вот и дом мадам  Марго. Но почему-то  никто не отвечает на  радостный призывный стук молочницы. Еще и еще раз стучит она своими пальчиками по выкрашенной серо-синей краской  двери  - тишина. 
Не дождавшись ответа, Жаннет пробует толкнуть плечом  старенькую дверь. Дверь легко поддается, впуская гостью в маленькую квартирку. Засохшие лепестки роз рассыпаны на полу. Их тонкий нежный аромат наполняет все пространство крохотной комнатки. На кровати с высокой  резной  спинкой  лежит Маргарита.  Взор ее устремлен в неведомую  даль. Божественной красоты улыбка  запечатлелась на ее губах...
    Никогда, никогда  молочница не видела мадам Марго такой счастливой. Никогда Маргарита  еще не была такой счастливой...

© Copyright: Елена Теплова, 2013

Регистрационный номер №0154679

от 25 августа 2013

[Скрыть] Регистрационный номер 0154679 выдан для произведения:  « Всевышний, всемогущий, помилуй, спаси и сохрани... Прости мне грехи мои, Господи, ну  пожалуйста, прости... потому что сама я их себе уже никогда не смогу простить..» Каждую ночь перед сном Маргарита молилась, держа в руках простенький образ, купленный у странствующего монаха. Точнее это был и не образ вовсе, а картинка с изображением  Христа на фоне горного пейзажа, намалеванная на   куске обычного  картона. У художника, похоже, закончились краски, и он писал образ Господа в серо-синих тонах. Но  картинка эта была дорога Маргарите  как ничто другое – она напоминала ей о том времени, когда она – безвестная певичка -  могла стать самой счастливой женщиной в мире. Могла, но, наверно,  не сумела разглядеть своего счастья. « Как жаль,  Господи, что даже ты  не в силах вернуть время вспять.  А если бы мог, быть может тогда люди стали   бы исправлять свои ошибки и меньше бы осталось на земле несчастных одиноких сердец.  Ну, коли так,  хотя бы  прости меня  неразумную за грехи мои… »  Маргарита целовала картинку в вершину горы, так  напоминавшей ей облик  далекой Грузии, тушила ночную свечу и тихо вздыхая ложилась в постель. 
  Маргарита с  каким-то мужчиной  шествует по   улице  Тифлиса. Ах, это не какой-то мужчина – это ее, Маргариты, муж. Солидный человек - по всему видно, что богат без меры! Сюртук на нем дорогой, на жилетке пуговицы золотые, борода аккуратно пострижена и волосы  смоляные на  прямой  пробор  зачесаны . У Маргариты платье темно-зеленого шелка – тяжелого, дорогущего шелка, такая  материя под стать лишь ей – женушке миллионерской! А уж золотых украшений на ней – ну прям как бус стеклянных  на рождественской  елке! Чинно идут они  под руку  - идут себе, да и не смотрят по сторонам-то. А что им смотреть – пусть на них все  смотрят, им завидуют. 

Вон они – ротозеи-бездельники, выстроились вдоль дороги, грязные создания…
Мужик-оборванец – шапку долой, правильно, благородные люди идут; босая баба с кучей детей мал мала меньше …Одно слово – низкие  людишки . У бабы и дети босые, ступни их грубые, привыкшие к земле – ни камешков под собой не чуют, ни колючек. 
- Посмотрите, mon сhere, на этих уродцев, - брезгливо произносит Маргарита, указывая на  детей женщины.. Не познавшая счастья материнства, Маргарита не терпит детей.        Мальчуган лет шести, испугавшись резкого жеста барыньки,  находит  спасительное укрытие за материной юбкой – вот так,  прижмешься  к матушке родимой  и барыня никакая не опасна!  Сестренка его хоть и помладше чуток, а не забоялась – уж больно любопытство ее разбирает: что это сверкает  ярче солнца на груди у барыни? Потянулась она ручонкой-то к барыне, а ту аж передернуло всю…. Ну  а  самому  малому  из ребятишек все нипочем – сосет себе грудь материнскую и ни горя, ни забот не знает – одно только блаженство. Оттого и причмокивает сладко-сладко! 

      - Пойдем скорей , дорогой,- не выдерживает Маргарита, - сил нет смотреть на убожество это.
-  Ну что ты, милая,  на вот, подай им  - бедным помогать следует, - с этими словами миллионер  достает из портмоне пару медяков и протягивает женушке. 
Маргарита берет монеты и бросает их  себе под ноги . Дети сначала вопросительно смотрят на мать, а затем, получив ее молчаливое согласие, осторожно поднимают монетки.
-Дай Бог здоровья Вашим деткам,  сударыня, - кланяется мать Маргарите.

И вдруг какая-то неведомая сила поднимает  все семейство медленно-медленно ввысь и  отдаляясь от земли  образ женщины расплывается, и вот уже Маргарита видит не нищенку вовсе , а Богоматерь с младенцем, а детишки ее не оборванцы, а ангелы Господни…
- Молись , Маргарита, проси прощения за грехи свои, Господь милостив...,- доносятся до Маргариты слова из поднебесья… 



               … Проснувшись в ночи, Маргарита более не смогла  сомкнуть глаз – пролежала до утра, перебирая в уме ночные картинки, вздыхала тяжко... За что так жестоко обходится с ней Судьба?!  Сколько  еще ей мучиться ?   Невыносимая душевная боль терзала ее уже много лет подряд. Наверное,  с возрастом стала  она мудрее – это  ведь должно со всеми случаться! Но почему так поздно,уже все потеряно, ничего не вернуть...
       Потому и страдает ее душа – страдает бесконечно. Почему, Господи, ты не вразумил меня в молодости?! Почему  спокойно смотрел, как, выбрав путь греха, шла я по  жизни, разрушая душу свою, почему не остановил меня? Почему ты не остановил меня в тот день, когда я уезжала из Тифлиса – уезжала, чтобы не вернуться никогда более в этот милый моему сердцу  край и навсегда утратить  любовь, не успев  ее обрести?
       Слезы  текли по щекам  Маргариты – говорят,  эти соленые капельки очищают душу, что ж, может так оно и есть. Да вот  сколько их, слез этих, выплакала она за все свои бессонные ночи –а на душе по-прежнему тяжело.


...Нико любил  Маргариту  безмолвно, любил, как можно любить  утреннюю росу на лепестке нежной  розы, которая  своим  алмазным  сиянием  завораживает художника и  заставляет  с замиранием сердца стоять недвижно, чтоб не  нарушить волшебство  игры света и воды. Он любил ее, как  ласковое   воркование горлиц  в предрассветной тиши, как  радугу, манящую в сказочную страну,   и  горные вершины,  объятые  серебряной дымкой, а еще  ангела – того самого, что водил его рукой, отчего кисть  художника  творила чудеса на обычной черной клеенке… 
-Пиросман, дружище, ты чертовски талантлив, - говорили завсегдатаи духана, - твои картины стоят дороже, чем  миска  лобио и  жареное баранье ребрышко на обед.-
- Нет,  они ничего не стоят, - отвечал Нико, - это не мои картины, не я их создаю…
Он боготворил свою Маргариту за ее голос – голос  дивной красоты, чарующий, увлекающий за собой в далекие чудесные дали. Туда , где живет Любовь и Красота – туда, где нет ни печали, ни бед, ни голода.  Нико  мог часами  смотреть  на свою возлюбленную и слушать ее: ему казалось, что она – это и есть его душа. Да,да – это душа его поет, это она  помогает ему малевать его простенькие  картинки, те самые, которые  так нравятся хозяину духана и его посетителям. Нико  не говорил о своей любви – а разве можно  подобрать слова, чтоб  описать бездонное ночное небо , разве можно сосчитать звезды на нем ?!  Человеку не под силу сделать это,  только Богу , и потому  только Бог один знал, как Нико любил Маргариту… А Маргарита? Маргарита не замечала ничего. Она одна во всем Тифлисе не видела ни единой  картины бедного художника. 


…Зачем жить дальше? Зачем встречать новый день – пустой и бессмысленный? Так думала Маргарита каждое утро. У нее не было  ни желаний, ни каких-либо планов. Но каждый  день в ранний час ее поднимал с постели призывный стук в дверь ее квартирки на первом этаже. Маргарита вставала, надевала черную кружевную накидку и шла  на этот веселый и настойчивый  сигнал.
- Доброго Вам дня, мадам, - молодая молочница Жаннет, сияя  жемчужными  зубками, щебетала как птичка на ветви вишневого дерева, - Ваше молочко, - подавая Маргарите бутылку темно-зеленого стекла , она улыбалась, будто пришла на яркий веселый праздник.

- Спасибо, милая, вот только...,- Маргарита не успевала договорить.
-Ну что Вы, мадам Марго, заплатите, когда у вас будут деньги. А молоко Вам просто необходимо – оно и сил придаст, и цвет лица улучшит, - мило тараторила  улыбчивая Жаннет , - Вы такая красавица!-
-Ах, Жаннет, о какой красоте ты говоришь, - вздыхала Маргарита,- Красота не дружит со Старостью …
- Ну что Вы, дорогая, еще мама мне рассказывала о Вашей божественной красоте и Вашем голосе… Бедная матушка,  - переключилась женщина на  любимую тему, - не дожила, не дождалась  внуков... Ох уж, эти сорванцы, ох уж негодники! -  в голосе Жаннет звучали такие нежные нотки, когда она говорила о своих погодках сыновьях,  об их  бесконечных проказах, о хлопотах, которые малыши доставляют молодой  женщине, что у Маргариты душа сжималась от боли, и некому было эту боль выплакать, выплеснуть из себя – от этого боль только разрасталась, завоевывала Маргариту целиком, подчиняла своей беспощадной  жестокости. У Маргариты  не было  близких – разве что эта милая женщина, приносящая ей каждое утро молоко…



Дни Маргариты шли один за другим, не оставляя следов, не раня, не радуя, не согревая ее озябшую душу. Память робко пыталась вернуть ее к дням молодой веселости, когда она, «прекрасная Марго», «наша Жемчужина», как звали ее бесчисленные поклонники и богатые покровители, блистала на сцене, вызывая неподдельный восторг у слегка подвыпившей  и от того такой щедрой и ласковой  парижской публики!  Но Маргарита гнала прочь эти воспоминания – ах, если б можно было забыть об этом вовсе! Выбросить, сжечь, растоптать,  изгнать из своего прошлого. Очистить свою жизнь от этих липких, приторно-сладких, до тошноты, слов, чувств, желаний – своих и чужих…Ах, как много ненужного было в ее жизни, слишком много. Но тогда -  тогда Маргарита не задумывалась об этом : ей было легко и радостно, ее любили, ей поклонялись, носили на руках , осыпали цветами…И только старость и одиночество заставили ее страдать: она поняла, что не заметила главного в своей жизни – не заметила и прошла мимо. То была любовь бедного художника из далекой горной страны, мечтавшего подарить ей вместе со  своим сердцем весь этот мир – огромный и прекрасный! 
- Нико, прости меня,- шептала Маргарита,  когда, подолгу  лежа в постели, пыталась уснуть. Ночная темнота  являла   взору Маргариты дивные  картинки – горы, луна, цветы....много цветов… Их запах чудился ей  так явно, словно они и впрямь были вокруг нее.   Мысли об утраченной любви не давали ей покоя, терзая ее измученную душу вновь и вновь. Слезы, колкие  горячие  жемчужинки, катились из ее глаз, обжигая  лицо, царапая душу, впиваясь в ее бедное сердце…
-Как больно, Нико, как мне больно!-...

...Маргарита босая  бредет то  по каменистой горной тропе,   то по заросшей камышом дорожке  возле реки, то пробирается  сквозь  лилово-темный  лес – она  идет, кажется, целую вечность. «Куда ты?! Куда?», - спрашивают ее горы. «Остановись, остановись!»,- свистит ветер в камышах. А она продолжает  идти  – ох,   не близок конец ее пути: кто укажет ей дорогу, кто поможет найти любимого?!    Сине-серое небо молчит -  не дает ей ответа.  Быть может эти почтенные  господа  подскажут ей?  На поляне  у подножия  изумрудного холма , прямо посреди душистого разнотравья, накрыт стол. Уважаемые князья сидят прямо на  траве – на этой шелковой зеленой подстилке. Кувшины серебряные полны  кахетинского,  а  на белой скатерти  чего только нет: курочка с золотистой нежной корочкой, рыбки   на серебряном блюде,   миндальный рулет и , конечно, молодая зелень – редиска, огурчики. Скромный кутеж трех князей на  лужайке – вот так  по-простому под стрекот кузнечиков разлить вина в окованный золотом рог, да   рассказать  старинную притчу вместо тоста,  да затянуть старинную песню на три голоса…Что может быть лучше?! Разве что  сафьяновый  кошелек , туго набитый  хрустящими, радующими душу, бумажками. 
          Маргарита останавливается поодаль, не решаясь подойти к достопочтенным господам поближе. Что надо этой попрошайке, думают князья, заметив женщину. Хотя, не похожа она на нищенку, только босая почему-то.. Смотрят господа снисходительно – ну, мол, что скажешь, женщина?! Маргарита прикладывает руки к груди и наклоняет голову в знак почтения.
_ Доброго вам здоровья,- только и может она произнести. Слезы душат Маргариту, голос ее дрожит, душа стонет и нет сил унять эту  дрожь и этот стон.
-Говори, коли пришла, - обгладывая куриную ножку и утираясь белым платком, говорит один из князей.
- Просить что ли чего хотела?- говорит второй, наклоняя голову и внимательно разглядывая Маргариту. 
- Не знаете ли, где найти мне  художника Нико? -  собравшись  с силами наконец произносит Маргарита.
- Не того ли сумасшедшего ты ищешь, который как-то раз  насмешил весь Тифлис?!-  усмешку князя не могут  спрятать даже его пышные усы.
-  Да уж, действительно – насмешил так насмешил  своей глупостью,- вторит ему другой .
- Это ж надо было удумать – скупить все цветы в городе и предместьях, чтоб подарить какой-то актерке!-  смеясь, разливает  он вино своим друзьям, - никчемный человек, что с него взять! На что деньги потратил?!
-Ступай, женщина, ступай -   держа за зеленый хвостик   розовую редиску, скороговоркой бурчит третий.

          Боль в груди приклоняет Маргариту к земле, волосы, ее прекрасные  бронзовые волосы, растрепались, ее ноги сбиты, но  она  идет, не останавливаясь,  она продолжает свой путь к Нико.   А вот и простой человек на ее пути. Быть может, он  укажет Маргарите дорогу?! 
- Здравствуй, добрый человек !- подходя ближе к озеру, говорит Маргарита. 
Человек стоит по щиколотку в темной воде. Красная рубаха , закатанные до колена шаровары, шляпа  соломенная желтым нимбом обрамляет его голову – да это же рыбак! Ну да, конечно, простой рыбак – вон и рыбина ,огромная белобрюхая , в его руке. Хвостом своим  аж  до воды достает – да, хорош улов!
- Здравствуй, добрая женщина. Почему грустишь в такой счастливый день, красавица?! – отвечает он Маргарите.
- Я ищу своего  Нико, он художник. Не знаешь, в какую сторону мне идти?- чувствуя, что силы покидают ее, тихо говорит Маргарита.
- Не того ли Нико ты ищешь, который щедро талант свой  людям дарил,  а  сам  жил впроголодь ?!-   на счастливом лице рыбака появляется  грустная улыбка.
- Да, наверно это он,- вздыхает  Маргарита.
- Кто же не знает  его?! Птицы в небесах поют его имя, и травы в лугах шепчут его имя, и эхо в горах , и  вода в озере тоже – слышишь?! – 
- Так укажи мне дорогу к нему, прошу тебя, -  просит Маргарита.
- Видишь того мальчика, что верхом на ослике держит свой путь? - указывая рукой в сторону дороги, говорит рыбак, - Он  каждый день на своем верном друге проезжает  по этой дороге, все знает, всех видит – спроси у него.

            Малыш с лицом младенца с иконы уверенно и гордо восседает  на своем белом ослике, сжимая в руке тонкую кожаную уздечку и подавая команды своему дружку.
Ослик  будто понял, что ему надо остановиться, и замер, обернув свою голову к седоку. Глаза у  животного  умные и  добрые, но очень грустные. Быть может, он тоже скучает о Нико?!  
          - Мальчик, не укажешь ли ты мне путь к художнику по имени Нико? – спрашивает Маргарита и замечает, как Ослик устало закрывает глаза и кивает головой. Маргарите кажется, что он грустно улыбается.
- Видишь лес, тот, что темнеет вдали, там за полем? Идти туда далеко, да и страшно – дойдешь ли? – с легкой усмешкой говорит малыш.
-Дойду, любовь поможет мне дойти,- смиренно отвечает Маргарита.
- Тогда ступай прямо по дорожке до самого леса,  там на опушке живет Олень – он отведет тебя к Нико,-указывая  вдаль палочкой для погона осла, произносит Малыш и исчезает...
Долго шла Маргарита по указанной дорожке – лес все не приближался. Ей казалось, что он напротив – отдаляется от нее с каждым ее шагом. 
-Нико,- шептала Маргарита имя возлюбленного, как молитву.
-Нико, - вторил ей ветерок, обдувая ее своим легким дыханием.
- Ты ищешь Нико? - внезапно услышала Маргарита позади себя тихий голос. Обернувшись, она увидела дивного оленя. Лоснящаяся бархатная шкура  ладно сидела на его статном  теле. Острые копытца оставляли в земле глубокие вмятинки-следы.   Изящные рога  венчали  голову – не большие и ветвистые, наоборот,  легкие, тонкие, они словно указывали путь в небо. А глаза  -   задумчивые и очень грустные  - смотрели прямо в душу Маргарите. 
   -Ты ищешь Нико?- повторил олень, - Что нужно тебе от него?-
-Я  принесла ему свою любовь, - легко выдохнула Маргарита.
- Ну коли так,  ступай за мной, я отведу тебя туда, где живет  Любовь и Красота – там, где нет ни печали, ни бед, ни голода. Там  теперь живет наш Нико..

Маргарита  покорно пошла за оленем. Лес приблизился и принял путников в свою кромешную темноту. Маргарита  ничего не видела, но ощущала лес: слышала его голоса, чувствовала его терпкие запахи; он  больно царапал ее лицо и руки ветвями своих деревьев , хватал за волосы и в клочья рвал ее одежду. Маргарита шла, молча терпя все. И вот в  мгновение ока темнота исчезла, ее взорвал  неистово яркий свет. В огромном  сияющем круге света  стоял, протягивая ей навстречу руки, Нико. Одежда его была соткана из миллиона алмазных нитей, они переливались, ослепляя Маргариту. Влекомая этим светом, Маргарита  шагнула в центр круга.
- Прости меня, Нико, -  обжигая любимого дыханием, шептала Маргарита.
- Ты не должна просить у меня прощения, моя Маргарита, - шептал ей в ответ Нико, -  с тобой я познал любовь, ведь жизнь без любви бессмысленна!-
-Но я покинула тебя тогда...-
- Нет, ты всегда была со мной, моя Маргарита.- 
- Я всегда буду с тобой,  мой Нико.-
……………………………………………………………………………………………
             В час рассвета на улочки Парижа сходит неземная красота. Нежные, немного ленивые  лучи отдохнувшего за ночь  солнышка ласкают дома, деревья, цветы на клумбах, редких  прохожих, окрашивают  весь город в неяркие  свежие тона. Молочница   Жаннет, ранняя пташка, радостно спешит к домам своих клиентов – продать молоко, посекретничать с молодыми женщинами, посоветоваться с мудрыми старушками. Ах, как красиво вокруг – поет сердце милой женщины. Вот и дом мадам  Марго. Но почему-то  никто не отвечает на  радостный призывный стук молочницы. Еще и еще раз стучит она своими пальчиками по выкрашенной серо-синей краской  двери  - тишина. 
Не дождавшись ответа, Жаннет пробует толкнуть плечом  старенькую дверь. Дверь легко поддается, впуская гостью в маленькую квартирку. Засохшие лепестки роз рассыпаны на полу. Их тонкий нежный аромат наполняет все пространство крохотной комнатки. На кровати с высокой  резной  спинкой  лежит Маргарита.  Взор ее устремлен в неведомую  даль. Божественной красоты улыбка  запечатлелась на ее губах...
    Никогда, никогда  молочница не видела мадам Марго такой счастливой. Никогда Маргарита  еще не была такой счастливой...

 
Рейтинг: +16 1554 просмотра
Комментарии (10)
Александр Киселев # 26 августа 2013 в 09:59 +2
Хорошая сказка. На мой взгляд, некоторый перебор имеется в первой части, слишком уж подробно и немного наивно расписаны страдания героини, но это на любителя. Так же наблюдается небольшой перебор с местоимениями. Вторая часть порадовала больше.
Достойная вещь.
Ирина Ковалёва # 27 августа 2013 в 10:29 +2
Интересно написано! Понравилось! И страдания к месту! Удачи автору!!!
0 # 1 сентября 2013 в 12:51 +2
Что-то мне не нравится в этом её сильном влечении и преданности.
Ваш рассказ напоминает сказку.
Сны Маргариты - это и её же реальность, её несбывшиеся мечты.
Но сама Маргарита, как и у Булгакова в его романе "Мастер и Маргарита" - описана у вас, ну почти что, проституткой.
Это описание у вас получилось, как описание женщины, как символ милосердия и вечной женственности, приоритета любви над социальной иерархией.
У Булгакова - "награда" Мастера, у вас - "награда" Нико. Ради встречи с Мастером, она порывает с обычным миром и отдаёт даже себя во власть дьяволу, временно становится ведьмой. У вас даже во снах своих Маргарита служит всем.
Это выявление её злого начала и женщины-самки означает символически жертву, ведущую к последующему очищению. Это ложное существование, вечное добро, скука смертная, а точнее бессмертная.
Я бы не сказал, что это счастливый финал, хотя её улыбка на лице говорит обратное.
Написан очень женственно.
Писать вам любовные романы , непереписать.
Получаются.
Извините, что сравнивал с великим романом Мастера.
Видимо имя Маргарита будет всегда приводить меня к этой мысли и сравнивать героинь.
Татьяна Стафеева # 6 сентября 2013 в 12:05 +3
Имя Маргарита само по себе мистическое, как тут не вспомнить
Булгакова или "Фауста" Гете?! Очень романтично, тут и
миллион алых роз присутствует и некоторая эзотерика! Успеха, автор, спасибо!
040a6efb898eeececd6a4cf582d6dca6
Людмила Комашко-Батурина # 7 сентября 2013 в 13:24 +4
Жаль, что рассказ не по теме. Написан он хорошо.Знаю много о Пиросмани, но всё равно прочла с удовольствием вашу версию. Творческих вам успехов!
Татьяна Лаптева # 17 октября 2013 в 16:01 +3
Лена, прочитала с удовольствием, очень интересно!
elka
Елена Теплова # 17 октября 2013 в 21:10 +1
Спасибо, Татьяна, очень приятно, что понравилось)))
alexandr # 12 ноября 2013 в 16:08 +2
big_smiles_138
Анжелика Хорес # 17 января 2014 в 14:09 +1
50ba589c42903ba3fa2d8601ad34ba1e
Дмитрий Невядомский # 8 марта 2014 в 09:27 0
big_smiles_138 super snegovik