Я не ищу гармонии в природе
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Я не ищу гармонии в природе.
Разумной соразмерности начал
Ни в недрах скал, ни в ясном небосводе
Я до сих пор, увы, не различал.
Как своенравен мир ее дремучий!
В ожесточенном пении ветров
Не слышит сердце правильных созвучий,
Душа не чует стройных голосов.
Но в тихий час осеннего заката,
Когда умолкнет ветер вдалеке.
Когда, сияньем немощным объята,
Слепая ночь опустится к реке,
Когда, устав от буйного движенья,
От бесполезно тяжкого труда,
В тревожном полусне изнеможенья
Затихнет потемневшая вода,
Когда огромный мир противоречий
Насытится бесплодною игрой,—
Как бы прообраз боли человечьей
Из бездны вод встает передо мной.
И в этот час печальная природа
Лежит вокруг, вздыхая тяжело,
И не мила ей дикая свобода,
Где от добра неотделимо зло.
И снится ей блестящий вал турбины,
И мерный звук разумного труда,
И пенье труб, и зарево плотины,
И налитые током провода.
Так, засыпая на своей кровати,
Безумная, но любящая мать
Таит в себе высокий мир дитяти,
Чтоб вместе с сыном солнце увидать.
1947
Анализ стихотворения Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе»
Жизнь русского поэта Николая Заболоцкого сложилась весьма трагически.
Он 6 лет провел в лагерях и вышел на свободу совершенно другим
человеком, постаревшим, утратившим веру в себя и в близких ему людей.
Прошло еще несколько лет прежде, чем Заболоцкий получил возможность
вернуться в любимую Москву, был восстановлен в Союзе писателей и вошел в
число наиболее востребованных советских литераторов. Однако к этому
моменту поту уже не нужны были ни слава, ни материальное благополучие.
Он неоднократно признавался в том, что его личная точка невозврата уже
пройдена, и впереди – лишь вечность, которая является прямым следствием
физической смерти.
В 1947 году поэт создает один из самых популярных своих стихов под
названием «Я не ищу гармонии в природе…», в котором пытается изложить
свою концепцию жизненных ценностей. Автор отмечает, что пейзажная
лирика, к которое тяготеют многие поэты, лично для него лишена всякой
ценности, так как «ни в недрах скал, ни в ясном небосводе» ему так и не
довелось увидеть «разумной соразмерности». Мир природы представляется ему своенравным и дремучим.
Поэтому искать в нем гармонию так же глупо, как и пытаться превозносить
человека, являющегося, по всем канонам, венцом творения. Однако у
каждого из нас масса недостатков, потому вести речь о совершенстве в
этом случае бессмысленно.
Николай Заболоцкий признается, что по отдельности может восторгаться
ветром, солнцем, пением птиц. Но при этом не стоит забывать, что все
явления в природе взаимосвязаны между собой. И за внешней красотой нередко скрываются жестокость и боль, которые являются обратной стороной медали любых взаимоотношений.
Найти «золотую середину» в этом случае крайне сложно, и лично для поэта
это – «тихий час осеннего заката», когда окружающий мир наполняется
удивительным умиротворением, а «огромный мир противоречий» наконец-то
находит примирение с самим собой. Это состояние природы автор сравнивает
со взаимоотношениями матери и ребенка – чистыми, бескорыстными и
совершенными в своей непогрешимости только потому, что в их основе лежит
неподдельная любовь. Именно это чувство заставляет мать жертвовать
собой, а малыша с благодарностью принимать эту жертву ради того, чтобы
продлить мгновения истинного счастья, которые им дарованы, и «солнце
увидать». Т.е. преодолеть все земные страсти, предрассудки и
предубеждения во имя единства души, которое возможно лишь при
бескорыстных взаимоотношениях, которые свойственны матери и ребенку.
<=Заболоцкий Николай Алексеевич (1903-1958): все стихи здесь=>