ГлавнаяКлассикаТютчев Фёдор Иванович (1803-1873) → Фёдор Тютчев ~ Две силы есть - две роковые силы..

Фёдор Тютчев ~ Две силы есть - две роковые силы..

article442335.jpg
 
Фёдор Иванович Тютчев
"Две силы есть - две роковые силы..."
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Две силы есть - две роковые силы,
Всю жизнь свою у них мы под рукой,
От колыбельных дней и до могилы,-
Одна есть Смерть, другая - Суд людской.

И та и тот равно неотразимы,
И безответственны и тот и та,
Пощады нет, протесты нетерпимы,
Их приговор смыкает всем уста...

Но Смерть честней - чужда лицеприятью,
Не тронута ничем, не смущена,
Смиренную иль ропщущую братью -
Своей косой равняет всех она.

Свет не таков: борьбы, разноголосья -
Ревнивый властелин - не терпит он,
Не косит сплошь, но лучшие колосья
Нередко с корнем вырывает вон.

И горе ей - увы, двойное горе,-
Той гордой силе, гордо-молодой,
Вступающей с решимостью во взоре,
С улыбкой на устах - в неравный бой.

Когда она, при роковом сознанье
Всех прав своих, с отвагой красоты,
Бестрепетно, в каком-то обаяньи
Идет сама навстречу клеветы,

Личиною чела не прикрывает,
И не дает принизиться челу,
И с кудрей молодых, как пыль, свевает
Угрозы, брань и страстную хулу,-

Да, горе ей - и чем простосердечней,
Тем кажется виновнее она...
Таков уж свет: он там бесчеловечней,
Где человечно-искренней вина.

16 марта 1870 год
 ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Анализ стихотворения Тютчева «Две силы есть — две роковые силы…»
 
Тема судьбы в тютчевской лирике демонстрирует свою зависимость от социальных связей: она позиционируется как неравная изнуряющая борьба с «жизнью беспощадной». Отстоять свою личность, сберечь «правду сердца», право на искренние чувства, не поддавшись влиянию жестокого мира, — такова цель отважного персонажа, для которого духовная смерть страшнее, чем физическая.

Текст, датированный мартом 1869 г., исследователи включают в обширный денисьевский цикл. В произведении не звучит тема мучительного любовного переживания, характерная для стихотворений, созданных при жизни возлюбленной. На первом плане — отважный вызов обществу, брошенный гордой и решительной героиней.

Сцене жизни-сражения предшествует философское вступление. Космогоническая картина поэтического мира обогащается еще одной версией: человеческой жизнью управляют могущественные силы — чуждые снисхождению Смерть и общественное мнение.

Образная система текста построена на антитезе. Смерть противопоставляется Суду людей: первая беспристрастна, действия второго предвзяты. Объясняя принципиальную разницу «работы» сверхличностных сил, автор моделирует еще одну оппозицию. Ее членами выступают люди смиренные и непокорные. Именно «ропщущие», искренние и смелые представители социума становятся объектами осуждения.

Иллюстрируя отвлеченные размышления, поэт обращается к аллегорическому образу косаря. Действия Смерти методичны, она бесстрастно «равняет» всех. Привычки светского Суда коварны и возмутительны: он избирательно вырывает «лучшие колосья», оставляя в покое посредственные.

Во второй части текста возникает персонифицированный женский образ третьей силы — молодой, гордой, отважной. В отличие от двух первых она олицетворяет земное начало. Автор изображает сцену, предшествующую сражению: прекрасная героиня полна сил, решительна и мужественна. Она с улыбкой встречает опасность, не прячет от нее лица, стряхивая клевету и оскорбления, как пыль.

Картина противоборства обрамлена замечаниями, в которых прямо выражена эмоциональная реакция субъекта речи. Герой восхищен горделивой смелостью, однако не испытывает сомнения в катастрофическом итоге битвы. Он скорбит о грядущей судьбе силы-воительницы: в глазах «ревнивого» света она выглядит преступницей.

В финальном катрене автор демонстрирует абсурдную логику общественного мнения. Для этих целей активно привлекаются прилагательные в сравнительной степени: чем искреннее, честнее и отважнее личность, тем более она виновна.


 

Рейтинг: +2 Голосов: 2 363 просмотра

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Это Вы не читали...