ГлавнаяКлассикаТолстой Алексей Константинович (1817-1875) → Алексей Толстой ~ Смеркалось, жаркий день бледнел неуловимо…

Алексей Толстой ~ Смеркалось, жаркий день бледнел неуловимо…

 
Смеркалось, жаркий день бледнел неуловимо,
Над озером туман тянулся полосой,
И кроткий образ твой, знакомый и любимый,
В вечерний тихий час носился предо мной.

Улыбка та ж была, которую люблю я,
И мягкая коса, как прежде, расплелась,
И очи грустные, по-прежнему тоскуя,
Глядели на меня в вечерний тихий час.
 
Год написания: 1856
 
Анализ стихотворения Толстого «Смеркалось, жаркий день бледнел неуловимо…»
 
Своеобразной отправной точкой, из которой развивается лирическая ситуация в творениях Толстого, служит воспоминание. Оно часто связано с темой любви. В стихотворении «С тех пор как я один, с тех пор как ты далеко…» герою, погруженному в «тревожный полусон», видится «тихий кроткий лик» возлюбленной, ее сочувственная улыбка. Красота женского образа, явленного воспоминанием, всегда возвышенна, озарена духовным светом. Романтическую природу благородных отношений подчеркивают обращение «сестра моей души» и самохарактеристика «брат».

В художественном тексте 1856 г. видению лирического «я» предшествует небольшая пейзажная зарисовка. Постепенно тускнеющий свет знойного летнего дня сменяется сумерками и туманом. Моделируя художественное пространство, поэт стремится наделить его признаками тишины и недостаточной освещенности. Статичная, неясная, затянутая мглой картина соответствует особому состоянию души, побуждающему к обращению в прошлое.

В таинственном тумане проступает женский образ. Его черты выгодно отличаются от дымчатых контуров окружающего: они четки, определенны, узнаваемы. Характеризуя долгожданное видение, поэт не скупится на эпитеты. Три определения, сконцентрированные в рамках одной строки, указывают на особенности позиции лирического адресата. Возвышенная любовь, доведенная до благоговейного трепета, — таково отношение героя к избраннице.

Содержание второго катрена посвящено изображению портрета возлюбленной. Тяготея к индивидуализации лирического переживания, в этом фрагменте автор отступает от элегических канонов. Знакомая улыбка, расплетенная «мягкая коса» и «очи грустные» — визуальные доминанты зарисовки. Оригинальное сочетание деталей внешности указывает на противоречия, таящиеся в глубине души героини: печаль с ее лица не могут прогнать даже радостные эмоции.

Изобилие повторов — отличительная черта стилистики финального эпизода. Анафоры «как прежде», «по-прежнему» призваны подчеркнуть ретроспективность взгляда героя. Этим свойством объясняется статичность воображаемого образа: внешний облик избранницы, каким он запомнился лирическому «я», аналогичен изображению на живописном полотне или фотографии.

Рефрен, звучащий в концовке, напоминает читателю об особых характеристиках художественного пространства, которые располагают к мысленному воспроизведению деталей прошлого. Они получают авторскую формулировку «вечерний тихий час».
 

Рейтинг: +1 Голосов: 1 416 просмотров

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Это Вы не читали...