ГлавнаяКлассикаРубцов Николай Михайлович (1936-1971) → Николай Рубцов — Листья осенние

Николай Рубцов — Листья осенние

  
  «Листья осенние» Николай Рубцов

    Листья осенние
    Где-то во мгле мирозданья
    Видели, бедные,
    Сон золотой увяданья,
    Видели, сонные,
    Как, натянувши поводья,
    Всадник мрачнел,
    Объезжая родные угодья,
    Как, встрепенувшись,
    Веселью он вновь предавался,-
    Выстрел беспечный
    В дремотных лесах раздавался!..
    Ночью, как встарь,
    Не слыхать говорливой гармошки,
    Словно как в космосе,
    Глухо в раскрытом окошке,
    Глухо настолько,
    Что слышно бывает, как глухо…
    Это и нужно
    В моем состоянии духа!
    К печке остывшей
    Подброшу поленьев беремя,
    Сладко в избе
    Коротать одиночества время,
    В пору полночную
    В местности этой невзрачной
    Сладко мне спится
    На сене под крышей чердачной,
    Сладко, вдыхая
    Ромашковый запах ночлега,
    Зябнуть порою
    В предчувствии близкого снега…
    Вдруг, пробудясь,
    По лесам зароптали березы,
    Словно сквозь дрему
    Расслышали чьи-то угрозы,
    Словно почуяли
    Гибель живые созданья…
    Вот он и кончился,
    Сон золотой увяданья.

Анализ стихотворения Рубцова «Листья осенние»

Пейзажная лирика занимает значительное место в наследии Рубцова. По мнению литературоведов, его индивидуальная творческая манера формировалась под влиянием произведений признанных мастеров описаний природы – Майкова, Фета, Есенина, Тютчева. При этом важнейшую роль у Николая Михайловича играет осенняя тема с ее классическим мотивом неизбежного увядания природы. Ей он посвятил ряд стихотворений, в их числе – «Осенние этюды», «По холодной осенней реке…», «Последняя осень», «Осень! Летит по дорогам…», «По мокрым скверам проходит осень…». К этому своеобразному осеннему циклу относится и произведение «Листья осенние», написанное в 1969 году и включенное в сборник «Сосен шум». В нем картины природы соотносятся с душевным состоянием лирического героя, у которого приход осени вызывает не только грусть, но и провоцирует философские размышления. «Золотое увядание» он воспринимает не как обычное местечковое явление, а как процесс, разворачивающийся в масштабах мироздания. Рубцов показывает героя сначала, как всадника, мрачно объезжающего родные угодья и развеселившегося только после беспечного выстрела, сделанного, скорей всего, не в охотничьих целях, а исключительно забавы ради.

Затем он оказывается в доме, где тепло и уютно. Деревенская изба в стихотворении выступает в роли самого безопасного места, центра покоя. Ее образ относится к основным образам поэзии Рубцова и восходит к мифологическим архетипам, русскому фольклорному творчеству. Пребывание в избе дарит умиротворение, столь необходимое в печальную осеннюю пору лирическому герою. Обратите внимание, с какой любовью и нежностью поэт описывает, по-видимому, ничем особо не примечательный деревянный дом, каких много в каждой деревне. В нем сладко спится «на сене под крышей чердачной», царит «ромашковый запах ночлега», горят в печке поленья. Изба – идеальное укрытие, в котором можно спастись от внешнего мира и от того самого увядания, упомянутого в первых строках стихотворения. В ее стенах не страшно одиночество, перестает пугать глухая тишина за окном. Засыпая, герой слышит ропот пробудившихся берез, словно «почуявших гибель живых созданий». Здесь происходит последнее в тексте нагнетание. Завершается произведение провозглашением окончания «сна золотого увядания». Вероятно, имеется в виду прощание с осенью, на смену которой приходит зима.


Рейтинг: +4 Голосов: 4 1063 просмотра

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Это Вы не читали...