В степи мирской, печальной и безбрежной,
Таинственно пробились три ключа:
Ключ юности, ключ быстрый и мятежный,
Кипит, бежит, сверкая и журча.
Кастальский ключ волною вдохновенья
В степи мирской изгнанников поит.
Последний ключ - холодный ключ забвенья,
Он слаще всех жар сердца утолит.
1827
Анализ стихотворения Александра Пушкина
«В степи мирской, печальной и безбрежной»
Первые
годы Николая I ознаменовались либеральными шагами. Один из важнейших –
возвращение из длительной ссылки Пушкина. Посланник от императора прибыл
к опальному поэту в Михайловское в начале осени 1826 года. Спустя
некоторое время Александр Сергеевич получил разрешение вернуться к
обычной жизни, которая вскоре ему наскучила. Пушкин испытал глубокое
разочарование от настроений и мыслей, царящих в светском обществе Москвы
и Санкт-Петербурга. Согласно мнению ряда литературоведов, негатив,
испытываемый по отношению к представителям аристократии, и натолкнул
поэта на написание стихотворения «Три ключа». Датируется оно июнем 1827
года.
Главный образ произведения – образ мирской степи, соединяющий в себе
черты двух аллегорических пространств – моря жизненного и пустыни.
Мирская степь выступает в роли воплощения бессмысленности бытия. В этом
контексте ключи представляются чем-то спасительным, отрадным, дающим
смысл. Интересно, что между собой они не похожи. Более того – Пушкину
важна их разная природа. Ключ юности – бесценный дар от самой жизни. Он
быстр, мятежен, характеризуется кипучей энергией. Кастальский ключ
заимствован Александром Сергеевичем из античной мифологии. В Древней
Греции его почитали как священный ключ Аполлона и муз, дарующий
вдохновение музыкантам и стихотворцам. Последним в рассматриваемом
тексте появляется ключ забвения. Со времен античности представления об
утрате памяти, забвении находились в тесной связи с водным потоком.
Достаточно лишь упомянуть Лету – реку забвения, протекающую в царстве
Аида. У Александр Сергеевича ключ забвения – это успокоительный
источник, способный врачевать душевные раны человека. Вот только
чудесное исцеление поэт связывает со смертью. В финале стихотворения
дается серьезный смысловой поворот. Изначально центральная антитеза
произведения – противопоставление мирской степи, печальной и безбрежной,
трем ключам. В последней строке акцент меняется. Мирскую степь поэт
противопоставляет жару сердца.
В современном литературоведении некоторые произведения Пушкина
принято связывать с озерной школой английских романтиков. Действительно,
вода в творчестве Александра Сергеевича играет далеко не последнюю
роль. Стихотворение «Три ключа» — очередное тому подтверждение. В нем на
«языке влаги» описываются важнейшие в жизни человека явления – смерть,
юность и вдохновение.