Анализ стихотворения Пушкина «Кипренскому»
Автора, критически относившегося к своей внешности, редко устраивали
собственные портреты. Исключение было сделано только для творения
Кипренского, написанного в 1827 г. После кончины заказчика работы,
«брата названого» Дельвига, поэт приобрел картину у вдовы. По
воспоминаниям друзей, портрет хозяина дома выделялся на фоне остального
интерьера последней петербургской квартиры Пушкина.
К указанному периоду относится поэтический отклик, в котором передана
реакция портретируемого. Приятное удивление и благодарность, восхищение
работой мастера — таковы эмоции, звучащие в анализируемом произведении.
Пушкинский текст интересен и тем, что отразил темы разговоров двух
талантливых современников. Они касались прихотей светской моды в
вопросах художественного творчества. Общество зачастую отдает
предпочтение иностранцам, обходя вниманием российских мастеров, не менее
достойных похвал. Эта мысль подчеркнута в зачине произведения:
способности лирического адресата совершенствовались отечественной
академической школой, и успехи живописца были достигнуты вопреки его
«непрестижному» происхождению. «Волшебник», «любимец моды» — восхищенный
субъект речи не скупится на комплименты одаренному исполнителю.
Выразив признательность мастеру, лирический герой обращается к
впечатлениям, навеянным картиной, и этой теме посвящена остальная часть
стихотворения. Модель вглядывается в холст, как в зеркало, видя в
портрете и сходство, и различия. Размышления над последними порождают
мотив лести. В этом фрагменте автор выражает общеизвестное мнение, что
художник сгладил черты необычной внешности поэта, сконцентрировав
внимание на глазах — живых, задумчивых, передающих ход возвышенной
мысли.
Формулируется однозначный вывод: живописец создал образ истинного
стихотворца, любимого «питомца муз». Изображение можно выставить на
публичное обозрение: оно не оскорбит изысканных вкусов «важных»
муз-покровительниц. Иными словами, работа согласуется с
идеализированными представлениями о носителе поэтического дара.
Закономерно появление мотивов признания и бессмертия, которые
усиливаются в концовке обоих шестистиший. Герой удовлетворен
результатом: с помощью живописного двойника ему удастся избавиться от
гнета «смертных уз», стать узнаваемым не только среди отечественных
почитателей, но и за границей.
Примечания
-
КИПРЕНСКОМУ. Любимец моды легкокрылой. При жизни Пушкина
не печаталось. О. А. Кипренский написал в 1827 году известный портрет
Пушкина и хотел взять этот портрет с собою за границу, где устраивал
выставку своих произведений.