ГлавнаяКлассикаПастернак Борис Леонидович (1890-1960) → Борис Пастернак ~ Гамлет (Гул затих. Я вышел на подмостки.)

Борис Пастернак ~ Гамлет (Гул затих. Я вышел на подмостки.)

article413240.jpg
 
 «ГАМЛЕТ»
~~~*~~~~*~~~~*~~~~*~~~~
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.

На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Aвва Oтче,
Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти.
 
1946
  
═════════ஜ۩۞۩ஜ═════════
 
Анализ стихотворения Бориса Пастернака «Гамлет»

Роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго» открывается стихотворением «Гамлет», которое поэт приписывает авторству своего героя. Впоследствии это произведение приобрело огромную популярность, потому как в нем дается ответ на вопрос, что же такое человек, и может ли он оставаться самим собой до конца жизни.

История возникновения этого произведения довольно необычна. Помимо литературной деятельности Борис Пастернак, владеющий несколькими иностранными языками, занимался переводами. И именно его авторству принадлежит самая знаменитая русскоязычная версия знаменитого «Гамлета» Уильям Шекспира. Работая с первоисточником, поэт смог в полной мере ощутить трагедию главного героя, поставленного перед непростым выбором. Однако свое произведение он посвятил актерам, которым предстоит сыграть эту непростую роль на сцене, поэтому стихотворение начинается со строк: «Гул затих. Я вышел на подмостки, прислоняясь к дверному косяку». Однако, описывая те чувства, которые испытывает человек в образе Гамлета, Пастернак имеет ввиду не только актеров. Образ, созданный поэтом, гораздо шире и глубиннее. Он является собирательным и включает в себя множество ипостасей, которые обобщены обычными эмоциями. Если рассматривать их с философской точки зрения, то каждый из нас, будь то Юрий Живаго, шекспировский Гамлет, сам Пастернак или же любой другой человек, рано или поздно встает перед жизненным выбором. И. приняв какое-то решение, испытывает не только волнение, но и страх от осознания того что есть только одно мгновение, когда можно что-то изменить или же исправить, после которого наступает так называемая «точка невозврата», когда все последующие поступки уже не будут иметь никакого значения. Поэтому главный герой стихотворения, обращаясь в переполненный зал, просит: «Если только можно, Авве Отче, чашу эту мимо пронеси». Это означает, что в качестве актера он боится сыграть свою роль недостаточно хорошо и вызвать осуждение публики. Однако если разобраться, то любой человек ведет себя точно также вне зависимости от того, кем он является, ведь в жизни каждому из нас приходится лицедействовать. И от того, насколько хорошо и убедительно сыграна роль, зависит абсолютно все – успешная карьера, личное счастье, реализация собственного творческого потенциала.

Обращаясь к судьбе, которая предопределена для каждого человека, Пастернак отмечает: «Я люблю твой замысел упрямый и играть согласен эту роль». Это означает, что автор не намерен противиться очевидным вещам, он – фаталист. Именно так живет большинство из нас, полагаясь на старое доброе «авось», даже не осознавая, что иногда важно не только хорошо выучить свою роль, но и знать содержание всей пьесы, которое может меняться и трактоваться по-разному. Поэтому фраза поэта о том, что «сейчас идет другая драма. И на этот раз меня уволь» сегодня, как и 70 лет назад, может расцениваться, как открытый бунт человека, осознающего, что его заставляют стать участником заранее спланированного представления, о котором он не имеет ни малейшего представления. И это неприкрытое желание отказаться от навязанной роли в условиях тоталитарного режима вызывает искреннее восхищение поэтом, который, в первую очередь, является гражданином своей страны и не желает быть чьей-то марионеткой.

Тем не менее, Пастернак признает, что бороться с системой, которая обладает отлаженным механизмом манипуляции людьми, совершенно бесполезно, так как «продуман распорядок действий и неотвратим конец пути». Потому автор признается, что в своем желании быть личностью он одинок. Финальная же фраза этого стихотворения о том, что «жизнь прожить – не поле перейти» свидетельствует о том, как трудно человеку оставаться искренним и верным самому себе в тех ситуациях, когда окружающие ожидают от него совсем иного.
 
Рейтинг: +10 Голосов: 10 453 просмотра
Комментарии (1)
Евгений Востросаблин # 31 января 2019 в 00:50 +2
... Из числа Русских Поэтических Вершин за весь XX век. ... опять же- из пожизненно, заветнейше любимейшего... Уж Бог знает какая же благодарность-признательность дорогой Классике нашей-парнасской вот и за это Чудо Пастернаковское... вот и за него, прекраснейшего...

...вот только... вот толечко... по поводу вот этой, ой, и какой же грустной ошибочки, а что печальнее всего- вот именно уж такой ключевой-наиважнейшей, что, думается- то ли трудно, знаете ли, "переоценить", то ли, наоборот-напротив- даже и очень опасно для общего, и глубокого, и полного-всестороннего понимания эдак "недооценить".... Ну, словом... словом... вот она, ошибочка сия довольно грустная-

"Поэтому главный герой стихотворения, обращаясь в переполненный зал, просит: «Если только можно, Авве Отче, чашу эту мимо пронеси». Это означает, что в качестве актера он боится сыграть свою роль недостаточно хорошо и вызвать осуждение публики." (конец цитаты)

... Ой... ой... вот Вы знаете... Да тут, в этом месте, ну, просто, честное слово- чуть ли не любой и всякий-каждый Православный Человек чуть не мгновенно поймёт-увидит-скажет, что здесь- нечто совсем-совсем другое, а именно- ДА ЗДЕСЬ ПРОСТО ПРЯМЕЙШАЯ И ПАРАЛЛЕЛЬ, И АНАЛОГИЯ ПРОСТО, коротко говоря, с "МОЛЕНИЕМ О ЧАШЕ"..."МОЛЕНИЕМ О ЧАШЕ" Господа нашего (ну, вот, скажем, как оно и почти всегда и именуется-называется, к примеру, и в мировой живописи, ну, и так далее)... А яснее-проще говоря- вот именно С НОЧНЫМ МОЛЕНИЕМ ГОСПОДА НАШЕГО В ГЕФСИМАНСКОМ САДУ (и после Тайной Вечери, когда ученики Его уснули, и- прямо перед до небесушек преподлейшим предательством Иуды, и, словом- перед тем, как Господа нашего и Спасителя-Бога нашего схватили стражники, сим поистине крупнейшим-чудовищнейшим-смраднейшим негодяем во всей Мировой Истории и приведённые с собою в Гефсиманский Сад)... И, наконец-то- просто прямейшая, Новозаветная цитата...цитата из Святого Писания нашего, где Господь-Спаситель наш взывает к Отцу Своему Небесному-

(Евангелие от Матфея, гл. 26, стих 39) "И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты."

Ну, словом- здесь не только Актёр-Артист, играющий Гамлета, но и сам принц Гамлет в каком-то глубочайшем.. глубочайшем, тяжелейше-трагичнейшем смысле прямо уподобляются (ну, пусть бы и на минуту-другую-третью, пред первым выходом на сцену) Самому Господу нашему Иисусу Христу, и уж ни на мгновение даже и не вспоминают о том, что где-то там, в темноте зала, вообще кто-нибудь здак сидит-находится, эдак смотрит-"оценивает" что-то там "профессионально-актёрски-исполнительское"...

...А что касаемо каких-нибудь ошибочек-недосмотров промахов (к тому же- и крайне, крайне редких, ну, просто по пальцам считанных, у замечательной Классики нашей-общепарнасской- так лучше, наверное, и сказать невозможно, как разве что припомнить вот эту, поистине чуть ли не одну из самых верных-справедливейших поговорок прекраснейших, которые вообще на свете существуют, которые вообще когда-либо приходилось встречать, слышать, читать, знать (собственно- да просто вселенски-общемировых) гласящую- "ТОТ НЕ ОШИБАЕТСЯ, КТО НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЕТ"... Вот и всё... опять же- лучше и не скажешь, и не ответишь...

А на том и кланяюсь тихонечко (уж как постоянно делаю, к сожалению, довольно уже и скучновато, и однообразно... ну, что уж поделать... как есть...) ... И с огромнейшим уважением. и с постояннейше-неизменнейшей благодарностью за столь и прекраснейшие, и многочисленнейшие (уже и исчислению, кажется, почти не поддающиеся) Труды Ваши Парнасские, во славу всего Литературного Сообщества-Содружества нашего... Е.В.
Это Вы не читали...