ГлавнаяКлассикаМаяковский Владимир Владимирович (1893-1930) → Владимир Маяковский ~ Что такое хорошо и что такое плохо

Владимир Маяковский ~ Что такое хорошо и что такое плохо

article422163.jpg
 
~~~*~~~~*~~~~*~~~~*~~~~*~~~~
Крошка сын
          к отцу пришёл,
и спросила кроха:
- Что такое
           хорошо
и что такое
           плохо? -
У меня
      секретов нет, -
слушайте, детишки, -
папы этого
          ответ
помещаю
       в книжке.

- Если ветер
            крыши рвёт,
если
    град загрохал, -
каждый знает -
               это вот
для прогулок
            плохо.

Дождь покапал
             и прошёл.
Солнце
      в целом свете.
Это -
      очень хорошо
и большим
         и детям.

Если
    сын
       чернее ночи,
грязь лежит
           на рожице, -
ясно,
     это
        плохо очень
для ребячьей кожицы.

Если
    мальчик
           любит мыло
и зубной порошок,
этот мальчик
            очень милый,
поступает хорошо.

Если бьёт
         дрянной драчун
слабого мальчишку,
я такого
        не хочу
даже
    вставить в книжку.

Этот вот кричит:
                 - Не трожь
тех,
    кто меньше ростом! -
Этот мальчик
            так хорош,
загляденье просто!

Если ты
       порвал подряд
книжицу
       и мячик,
октябрята говорят:
плоховатый мальчик.

Если мальчик
            любит труд,
тычет
     в книжку
             пальчик,
про такого
          пишут тут:
он
  хороший мальчик.

От вороны
         карапуз
убежал, заохав.
Мальчик этот
            просто трус.
Это
   очень плохо.

Этот,
     хоть и сам с вершок,
спорит
      с грозной птицей.
Храбрый мальчик,
                хорошо,
в жизни
       пригодится.

Этот
    в грязь полез
                 и рад.
что грязна рубаха.
Про такого
          говорят:
он плохой,
          неряха.

Этот
    чистит валенки,
моет
    сам
       галоши.
Он
  хотя и маленький,
но вполне хороший.

Помни
     это
        каждый сын.
Знай
    любой ребёнок:
вырастет
        из сына
               cвин,
если сын -
           свинёнок.

Мальчик
       радостный пошёл,
и решила кроха:
"Буду
     делать хорошо,
и не буду -
            плохо".

1925
 
Анализ стихотворения Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»

Поэтическое наследие Маяковского, предназначенное для маленьких читателей, исполнено оптимистических интонаций. Его юным адресатам открывается огромный мир — молодой, радостный, населенный трудолюбивыми и уверенными в себе взрослыми. Персонажами художественного текста «Гуляем» становятся отважный красноармеец, умные комсомольцы, рабочий и крестьянин, народный депутат, борющийся за детское счастье, ласковая няня. Галерея положительных образов предвосхищает героев произведения «Кем быть?», появившегося тремя годами позднее. Автор дает однозначную оценку всем персонажам, не обходя вниманием и отвратительных бездельников: глупых старух-богомолок, буржуя, болтливую даму. Стремясь быть честным и логичным до конца, поэт разводит по разным сторонам даже животных: чистого кота он относит к числу положительных примеров, а грязную собачку — отрицательных.

В хрестоматийном творении, созданном и опубликованном в 1925 г., также присутствуют наставительные и доверительные интонации. Яркая и понятная образная структура, искренность, четкая строфика, неповторимый стиль — сильные стороны стихотворного текста обеспечили его популярность у современных читателей.

Непривычно длинное название произведения демонстрирует основную антитезу, на которой построена его композиция. Отвлеченные моральные категории трактуются с точки зрения, понятной малышу: «хорошо» и «плохо». Право рассказать о нравственных ориентирах поэт доверяет отцу «крошки сына» — персонажу, близкому и авторитетному для юных слушателей.

Кодекс поведения, подобно мозаике, складывается из отдельных эпизодов, демонстрирующих варианты похвальных или предосудительных поступков. Череда примеров начинается с описания погоды, подходящей или препятствующей прогулкам. Затем отец обращается к образам мальчиков. Грязнуля, драчун, неряха, трус размещаются на отрицательном полюсе. Трудолюбивые и смелые ребята, соблюдающие чистоту и порядок, бережно относящиеся к вещам, провозглашаются примером для подражания.

Финальный эпизод построен с учетом особенностей детской психологии, не утратившим актуальности и в современном прочтении. Отец заканчивает свою речь обобщением, ставшим афоризмом: вредные привычки, возникшие в ранние годы, склонны перерастать во взрослые. Честный разговор на серьезные темы вызывает у ребенка благодарность и радостное удовлетворение. «Кроха» усваивает сложный предмет и приобретает бесценный опыт самостоятельного решения — следовать жизненной дорогой, обозначенной пометами «хорошо».

Анализ стихотворения «Что такое хорошо и что такое плохо?» Маяковского (2)

Творческое наследие Маяковского включает в себя не только вызывающие сложные произведения в стиле футуризма. Поэт обращался в своем творчестве и к самым юным читателям. Ярким примером, не утратившим актуальности и в наше время, является стихотворение «Что такое хорошо и что такое плохо», написанное Маяковским в 1925 г.

Детская литература только на первый взгляд выглядит простым и легким делом, не заслуживающим внимания серьезных авторов. На самом деле обращение к ребенку понятным ему языком требует значительных усилий. Особенно если автор претендует на то, что его произведение действительно научит подрастающее поколение чему-то хорошему и важному в жизни. Маяковский считал себя одним из тех, кто повернул «колесо истории». В воспитании нового поколения, которому суждено лучшее будущее, он видел свою прямую обязанность.

Стихотворение начинается с простого вопроса ребенка, заданного отцу. В детском сознании мир четко делится на две части: хорошее и плохое. Для ребенка еще не существует отвлеченных и промежуточных понятий. Четкий ответ на подобный вопрос станет основой формирующихся понятий о добре и зле, правде и лжи, справедливости и произволе.

Ответ отца начинается с простого примера, касающегося погоды. Каждый знает, что дождь и ветер – это плохо, а сияющее солнце – хорошо. От этого автор переходит к прямой аналогии: грязь – плохо, чистота – хорошо. Поэтому опрятный ребенок, соблюдающий гигиену, – хороший человек.

Далее отец продолжает перечислять понятные ребенку ситуации, которые характеризуют положительные качества. Защита слабых, трудолюбие, храбрость, опрятность ярко противопоставляются жестокости, лени, трусости и неряшеству. Мальчик понимает, что все его поступки могут быть рассмотрены через категории хорошего и плохого. От этого будет зависеть конечная оценка ребенка окружающими. Финальным предостережением является утверждение, что из «свиненка» может вырасти только «свин». Шутливая угроза несет в себе большое эмоциональное воздействие. Ребенок выносит из разговора твердое убеждение в том, что необходимо всегда поступать только хорошо.

Стихотворение приобретает особое значение в наше время. Чрезмерное увлечение «правами ребенка» калечит формирующуюся личность, затрудняет ее вхождение в общество. Признание ценности детских желаний, конечно, необходимо. Но, в свою очередь, это порождает излишнее самомнение и вседозволенность. Избалованные дети, не наученные в детстве основным правилам поведения, не могут найти свое место в обществе. Их жизнь становится трудной и мучительной.
 
 


Рейтинг: +2 Голосов: 2 469 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Это Вы не читали...