ГлавнаяКлассикаЛермонтов Михаил Юрьевич (1814-1841) → Михаил Лермонтов ~ Вечер после дождя

Михаил Лермонтов ~ Вечер после дождя

    «Вечер после дождя»
~~~*~~~~*~~~~*~~~~*~~~~*~~~~
    Гляжу в окно: уж гаснет небосклон,
    Прощальный луч на вышине колонн,
    На куполах, на трубах и крестах
    Блестит, горит в обманутых очах;
    И мрачных туч огнистые края
    Рисуются на небе как змея,
    И ветерок, по саду пробежав,
    Волнует стебли омоченных трав…
    Один меж них приметил я цветок,
    Как будто перл, покинувший восток,
    На нем вода блистаючи дрожит,
    Главу свою склонивши, он стоит,
    Как девушка в печали роковой:
    Душа убита, радость над душой;
    Хоть слезы льет из пламенных очей,
    Но помнит всё о красоте своей.

 1830
 
Анализ стихотворения Лермонтова «Вечер после дождя»

Состояние спокойной меланхолии, гармонирующее с пейзажной картиной, отображено в лермонтовском произведении, которое создано в 1829—30 гг.

Лирический герой наблюдает из окна за вечереющим небом. Поэтический текст отражает движение взгляда созерцателя, который охватывает небосклон и панораму, состоящую из крыш церквей, домов и верхушек труб. Торжественная красота угасающего дня передается при помощи лексики, характерной для романтической поэзии: «гаснет небосвод», «прощальный луч».

Эффект оживающей природы обеспечивается комплексом олицетворений: «мрачные» — о тучах, «пробежав», «волнует» — о ветре, «главу склонивши стоит» — о цветке. Тем же целям служит сравнение облаков с живым созданием — змеей.

Взгляд лирического субъекта устремляется вниз, в сумерки сада, и концентрируется на крупном плане. Образ цветка наделяется двумя сравнениями. Он возвышенно уподобляется восточной жемчужине, а также отождествляется с печальной девушкой. Женский образ обладает сложной структурой: душевные терзания противоречиво соседствуют с радостным осознанием собственной красоты. Антиномичные чувства плачущей героини перекликаются с состоянием природы — умиротворением и угасанием.

Колористические акценты лермонтовского пейзажа порождены отражением солнечных лучей на куполах и «огнистых краях» туч. Дрожащее мерцание водных капель на цветке и «пламенный» женский взгляд укладываются в общее цветовое пространство, организованное солнечно-огненными оттенками и блеском.

Герой «Вечера» сообщает о себе лишь одну особенность — «обманутые очи». Эпитет, появившийся мимоходом, намекает читателю: у лирического «я», как у страдающей девушки, есть поводы для тоски.

Лермонтовское творение исполнено задумчивой печали, которая заполоняет все художественное пространство «Вечера» — сменяющиеся планы пейзажной зарисовки, чувства героини, настроение лирического субъекта. Каждый из структурных элементов образного строя символизирует одинокие раздумья, складываясь в органичную и прекрасную, но грустно-мечтательную картину.

Стихотворение с аналогичным названием и тематикой присутствует в лирическом наследии Брюсова. Герой, «окропленный» теплым дождем, очарован величием весенней природы, блистающей после бурного ливня. Лирический субъект сравнивает себя с жрецом, восславляющим вечный и прекрасный «мир земли».
 
 

Рейтинг: +1 Голосов: 1 421 просмотр

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Это Вы не читали...