Романс
~~~*~~~~*~~~~*~~~~*~~~~*~~~~
Невинный нежною душой,
Не знавши в юности страстей прилив,
Ты можешь, друг, сказать с какой-то простотою:
Я был счастлив!..
Кто, слишком рано насладившись,
Живет, в душе негодованье скрыв,
Тот может, друг, еще сказать забывшись:
Я был счастлив!..
Но я в сей жизни скоротечной
Так испытал отчаянья порыв,
Что не могу сказать чистосердечно:
Я был счастлив!..
1829
Анализ стихотворения Лермонтова
«Романс (Невинный нежною душою…)»
«Романс» («Невинный нежною душою…») — стихотворение, написанное в
1829 году, во время пребывания Лермонтова в Московском университетском
благородном пансионе – престижном закрытом заведении для
мальчиков-дворян. В автографе произведения имеется позднейшая приписка,
сделанная рукой Михаила Юрьевича, – «(Дурнову)». Речь идет о Дмитрии
Дмитриевиче Дурнове (1813-год смерти неизвестен) – соученике поэта. Ему
посвящены еще несколько стихотворений – «К Дурнову», «К другу», «К Д…ву»
(«Я пробегал страны России…»). В приписке к «Русской мелодии» Лермонтов
назвал Дмитрия Дмитриевича своим первым и последним другом, человеком,
обладающим открытой и доброй душой. «Романс» считается подражанием
стихотворению «Стансы», принадлежащему перу Ивана Ивановича Дмитриева
(1760-1837). В основе обоих лирических произведений лежит
противопоставление «невинной юности» и опытности. Кроме того, Лермонтов
практически в точности повторяет использованный в «Стансах» рефрен. При
этом «Романс» отличается более сложным метрическим и ритмическим
строением.
Лирический герой лермонтовской лирики пансионского периода часто
задумывается о счастье. Упоминается оно и в рассматриваемом тексте. «Я
был счастлив» — строка, завершающая каждую строфу и выступающая в роли
рефрена. Следовательно, поэт считал важным подчеркнуть ее, выделить.
Глагол «быть» употреблен в прошедшем времени. Счастье осталось где-то
позади, поэтому стихотворение проникнуто печальными настроениями. Такое
восприятие жизненных радостей характерно для юного Лермонтова. В его
пансионской лирике слово «счастье» встречается более двадцати раз. Часто
оно употребляется в отрицательном смысле. В трех стихотворениях не
признается возможность обрести счастье. В нескольких произведениях, как и
в «Романсе», место ему отведено только в прошлом. Что же такое счастье в
представлении лирического героя рассматриваемого текста? Ответ дается в
первой строфе. Согласно ей, счастье может испытать только тот, кто в
юности был чужд страстей. Интересно, что многие ранние лермонтовские
стихотворения этому утверждению противоречат. У их героев счастье
ассоциируется не с покоем, а как раз со страстями.
Написанный Михаилом Юрьевичем «Романс» положен на музыку.
Произведение создано современным петербургским композитором Игорем
Робертовичем Балакиревым.